kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение педагогического опыта "Информационно-коммуникационные технологии на занятиях по музыке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях образования искусство – единственная область, в которой может закономерно развиваться эмоционально-нравственное развитие растущего человека и его приобщение к высшим духовным ценностям. Современное поколение, на мой взгляд, не имеет четкого представления о том, какую несомненную практическую пользу приносят занятия музыкой, поэтому относятся к ней  как к малозначимому, ненужному предмету. Необходимо сделать предмет «Музыка» интересным и привлекательным для обучающихся, при этом максимально учитывая межпредметные связи, логику учебного процесса и возрастные особенности школьников, через формирование слушательского интереса достичь повышения эффективности усвоения образовательной программы, культурного уровня обучающихся, воспитание у них эстетического вкуса и высоких нравственных качеств. Чтобы решить эту задачу, занятие  надо сделать современным. Как этого можно достичь? Прежде всего используя в своей работе современные принципы педагогической техники и информационные технологии. На мой взгляд наиболее перспективными принципами педагогической техники являются достижения, изложенные Г.К. Селевко «Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств». Необходимо изменить роль обучающегося: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. Противоречия можно рассматривать   между:

·        однообразием содержания учебного материала и многообразием форм использования ИКТ;

·        технологической средой, окружающей ребенка в быту и техническим оснащение учреждения.

С помощью использования современных технических средств можно повысить мотивацию ученика. В качестве основной цели использования информационных технологий на занятиях музыки можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности обучающихся.                                                                        Программой предусмотрено лишь одно занятие музыки в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности занятия, его насыщенности. Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии.                                                                                                 Существует противоречие между технологической средой, окружающей ребенка в быту, наличием высокотехнологичных звуко- и видео воспроизводящих устройств (DVD, mp3-плееров, мобильных телефонов, коммуникаторов, КПК и т.д.) и техническим обеспечением образовательного пространства учреждения (в частности занятия музыки). Следовательно, одним из условий успешного обучения на занятиях музыки, несомненно, является качество используемых аудио- и видеоматериалов. Применение современных технических средств обучения (компьютер, интерактивная доска, музыкальный центр и т.д.) позволяет добиться желаемого результата.                                                         Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика. Использование современных информационных технологий на занятиях музыки делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для обучающегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта "Информационно-коммуникационные технологии на занятиях по музыке" »


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

«Дворец детского (юношеского) творчества»






Информационно-коммуникационные

технологии

на занятиях по музыке




Обобщение педагогического опыта выполнено педагогом дополнительного образования Ким Иннесой Вячеславовной,
























I.ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ким

Инесса

Вячеславовна

МБУДО «ДДЮТ»


Педагог дополнительного образования

28 лет

II. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА


НАПРАВЛЕНИЕ ОПЫТА:


  1. ТЕМА

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА:

Использование информационно- коммуникативных технологий на уроках музыки– как один из способов развития творческих способностей у обучающихся.

  1. ИСТОЧНИК ИЗМЕНЕНИЙ

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

В условиях образования искусство – единственная область, в которой может закономерно развиваться эмоционально-нравственное развитие растущего человека и его приобщение к высшим духовным ценностям. Современное поколение, на мой взгляд, не имеет четкого представления о том, какую несомненную практическую пользу приносят занятия музыкой, поэтому относятся к ней как к малозначимому, ненужному предмету. Необходимо сделать предмет «Музыка» интересным и привлекательным для обучающихся, при этом максимально учитывая межпредметные связи , логику учебного процесса и возрастные особенности школьников, через формирование слушательского интереса достичь повышения эффективности усвоения образовательной программы, культурного уровня обучающихся, воспитание у них эстетического вкуса и высоких нравственных качеств. Чтобы решить эту задачу, занятие надо сделать современным. Как этого можно достичь? Прежде всего используя в своей работе современные принципы педагогической техники и информационные технологии. На мой взгляд наиболее перспективными принципами педагогической техники являются достижения, изложенные Г.К. Селевко «Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств». Необходимо изменить роль обучающегося: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. Противоречия можно рассматривать между:

  • однообразием содержания учебного материала и многообразием форм использования ИКТ;

  • технологической средой, окружающей ребенка в быту и техническим оснащение учреждения.

С помощью использования современных технических средств можно повысить мотивацию ученика. В качестве основной цели использования информационных технологий на занятиях музыки можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности обучающихся. Программой предусмотрено лишь одно занятие музыки в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности занятия, его насыщенности. Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии. Существует противоречие между технологической средой, окружающей ребенка в быту, наличием высокотехнологичных звуко- и видео воспроизводящих устройств (DVD, mp3-плееров, мобильных телефонов, коммуникаторов, КПК и т.д.) и техническим обеспечением образовательного пространства учреждения (в частности занятия музыки). Следовательно, одним из условий успешного обучения на занятиях музыки, несомненно, является качество используемых аудио- и видеоматериалов. Применение современных технических средств обучения (компьютер, интерактивная доска, музыкальный центр и т.д.) позволяет добиться желаемого результата. Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика. Использование современных информационных технологий на занятиях музыки делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для обучающегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.

  1. ИДЕЯ ИЗМЕНЕНИЙ

(в чем сущность ПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Новые формы работы через включение в активную деятельность на занятии, использование новых методик, подбор музыкального материала, соответствующего требованиям современного общества, использование информационно-коммуникационных технологий. Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием. Основной акцент ставится на приобщении детей к произведениям высокого музыкального искусства.
Восприятие музыки, ее исполнение и создание являются основными формами не только музыкального восприятия, но и музыкальной психотерапии. По существу, каждый педагог музыки, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников.
Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще. Учреждение дополнительного образования должно всеми возможными средствами помочь обществу решать эти проблемы. В этой связи представляются уникальными возможности занятия по музыке как средства реализации здоровьесберегающих технологий. Использование информационных технологий в образовательном процессе дает педагогу большие возможности при проведении занятия, делает его более увлекательным, запоминающимся, наглядным, позволяет по-новому использовать текстовую, звуковую, и видеоинформационную часть, обогащает методические возможности занятия, придают ему современный уровень. Можно применять мультимедиа в различных видах учебно-познавательной деятельности на на занятии по музыке: это и слушание музыки, и вокально-хоровая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах. Персональные компьютеры давно уже стали повседневным и обычным инструментом в жизни человека, широкое распространение сети Интернет дает нам возможность широко ее использовать в образовательном процессе. Современный педагог, благодаря сети Интернет, имеет возможность найти тот материал, который понадобится для него и предоставит широкую информацию школьникам о его предмете.

  1. КОНЦЕПЦИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Применение информационных технологий на занятии по музыке способствует:

– личностному развитию обучающихся;
– повышению интереса школьников к занятиям по музыке;
– росту познавательной активности обучающихся в процессе обучения;
– повышению интереса к творческой и познавательной деятельности;
– воспитанию активности и самостоятельности;
– формированию у обучающихся эстетического, эмоционально-целостного отношения к музыкальному искусству;
– формированию у школьников основ теоретического мышления,

- развитию творческих способностей обучающихся.

Таким образом, применение информационно- коммуникативных технологий на занятиях музыкой делает его познавательным, разнообразным, а самое главное - современным. Использование ИКТ способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов. Происходит осмысление собственного опыта, совершенствование своего профессионального мастерства. Все это способствует оптимизации учебного процесса на основе информатизации.

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ

(включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Пройдя обучение на курсах, я, на основе консультаций со специалистами, определила параметры необходимого технического оснащения кабинета. Результатом этого стало оснащение кабинета всем необходимым оборудованием, включая мультимедийный комплекс.

При проведении занятий музыкой я в комплексе использую ряд цифровых средств обучения:

  • видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов и др.,

  • анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют учащимся основные положения учебной темы;

  • зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки, нотная графика; репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика и др.); материалы из мемориальных музеев композиторов и исполнителей, документальные фотографии, видовые художественные фотографии и др.

  • звуковые фонограммы музыкальных произведений, а также песен («плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом;

  • литературный ряд: доступные, ёмкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов (эстетически-нравственный фон); отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме.

Тему, содержание и материалы занятия дети запоминают надолго, уровень знаний повышается, усиливается интерес к предмету, желание обучаться. Основное время в предполагаемом опыте затрачивается на основательную методическую подготовку педагога к занятию, на организацию деятельности ребят.

Создание благоприятных условий для развития каждого ребёнка:

Основные условия:

  • использование гуманного подхода при организации учебно-воспитательного процесса;

  • создание ситуаций успеха и сотрудничества на занятиях;

  • обновление содержания образования в соответствии с возрастными особенностями и объемом возможного осмысления знаний и умений;

  • применение разнообразных инновационных образовательных технологий;

  • создание обоснованной системы изменений в преподавании.

  1. РЕЗУЛЬТАТ ИЗМЕНЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬ-НОМ ПРОЦЕССЕ

Если проанализировать разные подходы к применению компьютерных технологий в области музыкального образования, можно выделить несколько направлений их применения, среди них:

- прослушивание и анализ музыкальных произведений (слушательская деятельность);
– вокально-хоровая работа (использование минусовок, визуального ряда для разучивания песен);
– изучение истории и теории музыкального материала;
- массовые мероприятия;
– получение разной музыкальной информации с использованием сети Интернет;

- по-новому использовать на занятиях по музыке текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники;

-обогащать методические возможности занятия, придать ему современный уровень;

-помогать активизации творческого потенциала ребенка;

-способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре;

-формировать духовный мир ребенка.

Эффективность применения информационных технологий значительно повышается за счет реализации основных принципов работы педагога. Это:

-систематичность применения ИКТ.

-компетентность педагога в компьютерных технологиях.

-интерес и инициатива самого педагога.

-творчество.

-современные технические средства.

-программное методическое обеспечение.

В результате использования на занятиях ИКТ повышается учебная мотивация формируется эмоционально положительное отношение к предмету, внимание детей остается устойчивым на протяжении всего занятия. Вопрос об утомляемости учеников на занятиях с использованием ИКТ пока остается открытым и требует дополнительного исследования.

  1. ПУБЛИКАЦИИ О ПРЕДСТАВЛЕН-НОМ ИПО

Сайт школы http://chikshinoschool.ucoz.ru/


III. Описание инновационного опыта педагога.

Музыка, как всякое искусство, помогает обучающимся познать мир, воспитывает художественный вкус, творческое воображение, любовь к жизни, к человеку, к природе и своей Родине. Я считаю, что музыкальное развитие дает возможность наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества обучающихся (мышление, воображение, память, волю и др.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познавать глубину душевных переживаний) и, что самое главное, - это постоянная возможность самореализации. Работая вот уже 28 лет учителем музыки, я стремлюсь вызвать в детях ясное понимание и ощущение того, что музыка, как все виды искусства, не просто развлечение, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни. Жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника. 5 лет я работаю в детском объединении «Школа творческого развития «Радуга». Для работы я составила дополнительную образовательную программу «Волшебные звуки музыки». Занятия по музыке проводятся в оборудованном музыкальном кабинете, оснащенном современным музыкальным оборудованием, наглядными пособиями, фонотекой и музыкальной литературой.

Программы для пения – караоке – излюбленная форма сольного и группового пения у детей. Я широко использую её на занятиях. Эта программа позволяет:

  • настроить тональность, темп индивидуально для каждого исполнителя,

  • помогает в правильном интонировании мелодии,

  • развивает музыкальный слух,

  • способствует самостоятельному разучиванию и совершенствованию своей вокальной техники,

  • позволяет быстро и легко найти заданную песню по темам,

  • расширяет песенный репертуар,

  • позволяет правильно осуществить подбор песенного репертуара, учитывая индивидуальные особенности своего голоса.

Таким образом, применение и использование компьютера и компьютерных технологий возможны и необходимы на занятиях по музыке. Они требуют глубокого изучения, освоения, максимального и умелого их применения.

Необходимо помнить о «перенасыщении» и «временном ограничении» в использование информационных технологий, учитывая особенности детского организма и психики.

Я убеждена, что задача любого педагога – сделать каждое занятие привлекательным и по-настоящему современным. Сам факт проведения занятий по музыке в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется (пусть внешняя) мотивация. Ребенок чувствует потребность в знаниях. Из внешней мотивации «вырастает» интерес к предмету. Компьютер в образовательной деятельности я использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; закреплении; повторении; контроле знаний, умений и навыков.

Учебные компьютерные программы позволяют мне одновременно решать ряд проблем:

  • помогают повысить уровень своих знаний;

  • повысить интерес обучающихся к предмету;

  • повысить успеваемость и качество знаний обучающихся;


Три года я применяю эту форму работы. Для того чтобы использовать ее на практике, я изучаю много литературы, пользуюсь ресурсами Интернет.

Данная технология сложна в силу больших временных затрат, но учитывая потребности современного информационного общества овладение ею необходимо. За эти три года я создала большую копилку занятий с применением ИКТ.

Обучающиеся с удовольствием выполняют домашние задания, связанные с работой в Интернете. Они узнают биографию композиторов, историю создания произведений или другую информацию. В моей практике есть разные варианты подобных заданий. Например, опережающее домашнее задание перед занятием по творчеству Л.Бетховена и его сонатой №14 «Лунная соната». Ребятам доставляет удовольствие, если им удается найти и познакомиться с авторскими поэтическими иллюстрациями к данному произведению.

Современный школьник не всегда воспринимает педагога у доски и с мелом в руке. Ему интересно, если вместо доски в классе стоит компьютер с мультимедийным проектором и во время занятия педагог использует современные наглядные средства. Да и педагог, умеющий работать с техникой и обучающий где можно «добыть» информацию и как ей воспользоваться, вызывает большее уважение у своих учеников. Мне очень повезло, так как в нашем учреждении есть необходимая современная техника.

Создавая презентации для своих занятий, я стараюсь использовать различные методики. Так, например, в презентацию к занятию по теме «Зима в музыке» включены произведения трех авторов – П.И. Чайковского, А.Вивальди и Г.В.Свиридова и репродукции с картин русских и зарубежных художников. Каждое музыкальное произведение и произведение живописи по-разному показывают это время года. Ребятам предлагается сравнить «Зиму» разных композиторов и художников, а также поразмышлять, какая из предложенных репродукций могла бы служить иллюстрацией к тому или иному произведению. Таким образом, используется методика сравнения и анализа, а также укрепляются метапредметные связи. Для проведения массовых мероприятий создаются тематические презентации и фонограммы песен.

При подготовке таких занятий я использовала следующие компьютерные программы:

  • Microsoft Word

  • Microsoft Power Point

  • Internet Explorer

  • Проигрыватель WindowsMedia

В своей работе MicrosoftWord использую для составления:

  • карточек;

  • тестов;

  • дидактических материалов применяемые для организации обучения музыке;

  • дополнительной образовательной программы;

  • календарно-тематического планирования.

Таким образом, используя современные инновационные технологии в преподавании в условиях модернизации, открывает для меня новые интересные возможности в профессиональной деятельности, благодаря чему для меня - работа, а для детей – обучение доставляет удовольствие. Для меня музыка и компьютер – совершенно совместимые вещи. Хотите, чтобы обучающиеся ходили к вам на занятия без пропусков, ловили каждое ваше слово? Используйте современные технологии, и результат не заставит вас ждать.















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Ким Инесса Вячечлавовна

Дата: 17.09.2015

Номер свидетельства: 231353


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства