kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология обучения информатики в школе как принцип организации синергетической среды

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ В ШКОЛЕ КАК ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ

Ключевые слова: синергетика, синергетическая среда, информационно-коммуникационные технологи.

В статье рассмотрены особенности техник и технологий  обучения  информатики в школе,  являющиеся одним из главных аспектом в новых  современных условиях при организации синергетической среды обучения и воспитания учащихся . Приводятся данные об использовании синергетического подхода для реализации в образовательной среде школы при соблюдении некоторых условий, отмечается положительная динамика    создания образовательных технологий, сочетающих разнообразные педагогические подходы.

В ХХI наблюдается активное внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. В школьной системе обучения определяются образовательные потребности информационного общества и оптимальное сочетание фундаментальных образовательных технологий с использованием информационно-коммуникационных техник и технологий, ориентированных на развитие информационных компетенций учащихся. В современном мире никого не надо убеждать, что компьютер – полезный массовый инструмент обработки информации, что завтрашний день невозможно представить без компьютеров. Информатизация школы пошла вглубь, появились успешные образцы использования вычислительной техники при обучении другим предметам. Созданы первые интегрированные курсы, где информатика естественно вплетается в изучение традиционных дисциплин. Информатика предоставляет свои общие и частные методы исследования другим наукам, помогает прокладывать и усиливать межпредметные связи, исследовать проблемы различных наук, цементирует их своими идеями, методами, техниками, технологиями и инвариантами. Информатика предоставляет к использованию основные методы и процедуры: абстрагирование и конкретизация; анализ и синтез; индукция и дедукция; формализация; виртуализация; актуализация; визуализация; структурирование; макетирование; алгоритмизация и программирование; инфологическое (информационно - логическое) моделирование; математическое моделирование; компьютерное моделирование и вычислительный эксперимент; программное управление; распознавание, классификация и идентификация образов; экспертное оценивание и тестирование, и другие методы и процедуры. Информатика описывает, изучает, актуализирует такие важные системные и междисциплинарные отношения, как отношения типа: “система - система”; “система - модель”; “модель - модель”; “система - технология”; “технология - технология”; “система - структура”; “модель - структура”; “структура - структура”; “система - инвариант”; “система - актуализация” и другие отношения (инварианты).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология обучения информатики в школе как принцип организации синергетической среды »

Шаронова С.М.*

*Шаронова Селена Михайловна, учитель физики МОУ средней школы №49 г.о. Тольятти

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ В ШКОЛЕ КАК ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ

Ключевые слова: синергетика, синергетическая среда, информационно-коммуникационные технологи.

В статье рассмотрены особенности техник и технологий обучения информатики в школе, являющиеся одним из главных аспектом в новых современных условиях при организации синергетической среды обучения и воспитания учащихся . Приводятся данные об использовании синергетического подхода для реализации в образовательной среде школы при соблюдении некоторых условий, отмечается положительная динамика создания образовательных технологий, сочетающих разнообразные педагогические подходы.

В ХХI наблюдается активное внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. В школьной системе обучения определяются образовательные потребности информационного общества и оптимальное сочетание фундаментальных образовательных технологий с использованием информационно-коммуникационных техник и технологий, ориентированных на развитие информационных компетенций учащихся. В современном мире никого не надо убеждать, что компьютер – полезный массовый инструмент обработки информации, что завтрашний день невозможно представить без компьютеров. Информатизация школы пошла вглубь, появились успешные образцы использования вычислительной техники при обучении другим предметам. Созданы первые интегрированные курсы, где информатика естественно вплетается в изучение традиционных дисциплин. Информатика предоставляет свои общие и частные методы исследования другим наукам, помогает прокладывать и усиливать межпредметные связи, исследовать проблемы различных наук, цементирует их своими идеями, методами, техниками, технологиями и инвариантами. Информатика предоставляет к использованию основные методы и процедуры: абстрагирование и конкретизация; анализ и синтез; индукция и дедукция; формализация; виртуализация; актуализация; визуализация; структурирование; макетирование; алгоритмизация и программирование; инфологическое (информационно - логическое) моделирование; математическое моделирование; компьютерное моделирование и вычислительный эксперимент; программное управление; распознавание, классификация и идентификация образов; экспертное оценивание и тестирование, и другие методы и процедуры. Информатика описывает, изучает, актуализирует такие важные системные и междисциплинарные отношения, как отношения типа: “система - система”; “система - модель”; “модель - модель”; “система - технология”; “технология - технология”; “система - структура”; “модель - структура”; “структура - структура”; “система - инвариант”; “система - актуализация” и другие отношения (инварианты). В связи с переходом образования на новый уровень обучения, необходимо применение новых методик, техник, технологий для реализации образовательного процесса на уроках информатики. Реализация может быть за счет использования принципа организации синергетической среды обучения, синергетического подхода к обучению. Термин «синергетика» происходит от греческого «synergeia», что означает «сотрудничество». Рассматривая научный подход к этому понятию, можно увидеть различные вариации его раскрытия. В словаре информационно-педагогических технологий, синергетика раскрывается как наука, исследующая процессы перехода сложных систем из неупорядоченного состояния в упорядоченное, и вскрывающая такие связи, при которых их суммарное действие превышает по своему эффекту простое сложение эффектов действий каждого из элементов в отдельности. Понятие «синергия», в этом же словаре, трактуется как совместное действие. В словаре западной философии, «синергетика» определяется как «междисциплинарное направление научных исследований». Синергетический подход вызван необходимостью перехода к новым нормам поведения, ценностным ориентирам в рамках нового информационного общества, он позволяет применять исследовательский подход для развития теоретического мышления, овладения методами научного познания, способствующие выработке потребности в интеллектуальной деятельности. В ходе обучения учащиеся могут выполнять больше проектов, не только по информатики, но по смежным предметам, также выполнять междисциплинарные проекты. На основе синергетического подхода в обучении информатике и ИКТ усиливается воздействие в обучении в результате использования учебной информации через разные способы восприятия (образный и логический, абстрактный и наглядный и т.д.). Благодаря этому у школьников идет формирование критического мышления, развиваются коммуникативные и эвристические способности. Синергетический подход может быть качественно реализован в образовательной среде школы при соблюдении некоторых условий: непременно активная педагогическая позиция учителей, выражающаяся в стремление к самосовершенствованию, самоорганизации, самореализации и повышению эффективности педагогического процесса; переподготовка педагогов на курсах повышения квалификации, тщательно рассматриваются современные научные подходы к осуществлению аналитической деятельности; освоение новых информационных техник и технологий, развитие специфических навыков умственной работы учащихся; целостность методической системы обучения информатики, направление на развитие личности ученика, его интеллекта, проектирование по синергетической методологии, т.е. синергетическая среда обучения информатике; эффективно функционирование среды достигается за счет единства принципов организации её компонент; ориентация педагогической системы на стимулирование интереса к предмету и активизацию познавательной деятельности учащихся. Синергетический подход в учебно-воспитательном процессе формирует образовательную среду и способствует повышению ее структурного и функционального многообразия. Синергетический подход предполагает: переход от традиционной формы управления процессом усвоения знаний и умений, основанном на жесткой регламентации действий учащихся, к самоорганизации, позволяющей решать проблемы информационного взаимодействия; создание образовательных технологий, органично сочетающих разнообразные педагогические подходы; адекватную самооценку школьниками собственных действий, своих способностей и увлечений, саморегуляцию; составление индивидуальных модулей из системы обучения на уроках информатики; взаимосвязь с научными организациями, сетевыми открытыми образовательными учреждениями; создание «единого информационного педагогического поля семьи и школы», позволяющее педагогическому коллективу эффективно организовать учебно-воспитательный процесс с учетом особенностей возрастного периода в развитии учеников. С  позиций синергетики открываются возможности поиска универсальных принципов самоорганизации и эволюции сложных систем вообще. Такого рода знание очень важно для моделирования информационно-коммуникационных технологий и эволюционных процессов не только в информатике, но и в экологии, экономике, политике, культуре. Синергетика ломает многие из прежних общераспространенных исследовательских и практических установок при традиционном обучении. Синергетический анализ педагогических теорий обучения и психологических теорий интеллекта определяет те элементы, синтез которых объединяет в единую методическую систему. Синергетическая среда обучения информатике будет эффективна в том случае, если содержание как компонент среды построено на принципах: фундаментальности, сложности, открытости и нелинейности. В этом случае достигается цельность среды, в которой заложена как самоорганизация самой среды, так и компонент в неё входящих. Сложность содержания понимается не как отсутствие простоты, а как возможность создания конкретного проблемного материала урока в принципе любого уровня сложности (в рамках урока) в зависимости от потребностей реальной педагогической ситуации. Открытость конкретного содержания при неизменности ядра подразумевает обмен с внешней средой. Нелинейность содержания предполагает обязательность нелинейного характера деятельности при его изучении, как при решении каждой конкретной проблемы, так и в целом освоение содержания есть нелинейное «восхождение» по сходящейся спирали. В информатике, как учебном предмете есть возможность достичь индивидуализации в рамках классно - урочной формы занятий. Синергетика интересна и важна своею фундаментальностью теоретического и методологического содержания. Синергетическая среда обучения включает внеклассные мероприятия по информатике как еще одного слоя неоднородности, усиливающего индивидуализацию процесса обучения и приводящего к нелинейному развитию интеллектуальных возможностей ученика. Синергетический подход даст реальную возможность формировать универсальные знания и современные ключевые компетенции, знакомить с методами научной и творческой работы в межпредметных областях, развивать познавательный интерес, давать возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях. Новые техники, технологии, методики обучения информатики в школе на основе принципов организации синергетической среды дают возможность проектировать методическую систему. Обучение информатике на синергетических принципах позволяет говорить о синергетической среде обучения в целом.

Библиографический список

  1. Даутова О.Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении. Учебно-методическое пособие [Текст] – СПб.: КАРО, 2006-352 с.

  2. Ершова Т. В. Информационное общество — это мы! [Текст] М.: Институт развития информационного общества, 2008.

  3. Капица С. П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего [Текст] М.: Эдиториал УРСС, 2003.

  4. Синергетическая парадигма. Синергетика образования [Текст] М.: Прогресс-Традиция, 2007.

  5. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики. Синергетическое мировидение [Текст] М.: КомКнига, 2005.

  6. Колин К. К. Социальная информатика: Учебное пособие для вузов [Текст] — М.: Фонд «Мир», 2003.

  7. Ширшов Е.В. Информационно-педагогические технологии: ключевые понятия: словарь [Текст] – Ростов-н/Д: Феникс, 2006.

  8. [Электронный ресурс] - 2009. http://www.kaziev.by.ru/


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Шаронова Селена Михайловна

Дата: 13.06.2014

Номер свидетельства: 103723


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства