Последнее время моя подготовка к уроку, особенно в профильном классе, заключается в поиске и создании задач, проблемных заданий (в т. ч. экспериментальных), табличных данных, любой информации, благоприятной для развития интеллектуально0-творческих способностей учащихся, точнее, для формирования образа мышления, позволяющего ребятам быть успешными и конкурентоспособными на олимпиадах и конкурсах различного уровня. Стараюсь конструировать такую образовательную среду, в которой учащиеся не только с интересом добывают новую информацию через «задачный или проблемный контекст», но и получают возможность развиваться и как это странно не звучит, стать «одарёнными», или обнаружить свою одарённость. Кстати, знаменитый Чехов всегда уклонялся от определений таланта. Он писал, что сразу, быстро созревают способные люди, но не оригинальные, не талантливые. Настоящий талант развивается, мучается, ищет себя. Писатель уточнял, что навыки, усидчивость не делают художником. Может быть, поэтому в своих размышлениях о таланте Чехов прибегал к сравнению с тем, что растёт, меняется: строящееся здание, прибавляющее этажи, растущее дерево… Опираясь на свой опыт работы с детьми, абсолютно согласна с великим классиком в определении таланта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие одарённости - «обучение мышлению»»
Автор Макеева Рената Ивановна
Учитель химии
Городская гимназия г. Димитровграда Ульяновской области
Статья для публикации
Развитие одарённости - «обучение мышлению»
Последнее время моя подготовка к уроку, особенно в профильном классе, заключается в поиске и создании задач, проблемных заданий (в т. ч. экспериментальных), табличных данных, любой информации, благоприятной для развития интеллектуально0-творческих способностей учащихся, точнее, для формирования образа мышления, позволяющего ребятам быть успешными и конкурентоспособными на олимпиадах и конкурсах различного уровня. Стараюсь конструировать такую образовательную среду, в которой учащиеся не только с интересом добывают новую информацию через «задачный или проблемный контекст», но и получают возможность развиваться и как это странно не звучит, стать «одарёнными», или обнаружить свою одарённость. Кстати, знаменитый Чехов всегда уклонялся от определений таланта. Он писал, что сразу, быстро созревают способные люди, но не оригинальные, не талантливые.. Настоящий талант развивается, мучается, ищет себя. Писатель уточнял, что навыки, усидчивость не делают художником. Может быть, поэтому в своих размышлениях о таланте Чехов прибегал к сравнению с тем, что растёт, меняется: строящееся здание, прибавляющее этажи, растущее дерево… Опираясь на свой опыт работы с детьми, абсолютно согласна с великим классиком в определении таланта.
Итак, несколько слов о подходах, которые считаю ведущим фактором в формировании «олимпиадного мышления» и «взращивании» одарённости.
Задачно-проблемный подход. В психологии и образовательной практике понятия "задача" и "проблема" часто смешиваются или используются как равнозначные. Размытость смысловых границ между задачей и проблемой свидетельствует об их взаимопереходах. Д Если учебная задача - это нечто объективно существующее в программах обучения, то проблема вне мышления как таковая не существует. Появление проблемы обусловлено противоречивостью, избытком или недостатком данных, необходимостью принятия решения при двух и больше альтернатив, множественностью или неопределённостью критериев принятия решения, наличием разных точек зрения на ситуацию. Т. е. проблема возникает в процессе анализа задачи, когда учащийся не обнаруживает в ней объективных данных, необходимых для преобразования в задачу.
В процессе творческой учебной деятельности проблемы возникают и в результате действий самих обучающихся. Центральным звеном проблемы является неизвестное, раскрытие которого требует выдвижения гипотез, организации исследования, подтверждающего или опровергающего эти гипотезы
Фрагмент урока по теме "Пространственная изомерия, её виды". Знакомство с оптической изомерией.
Задание: две фирмы, изготовляющие лекарственные препараты, выпускают одно и то же средство для лечения депрессии под разными коммерческими названиями - "декседрин" и "бензедрин": С6Н5СН2 - СН (СН3)- NH2
По элементному составу, структурной формуле и медицинским показаниям оба препараты идентичны. Однако декседрин следует принимать внутрь в количестве 5 мг действущего вещества в день, а рекомендованная доза для бензедрина выше. То есть для достижения одного и того же физиологического эффекта бензедрина требуется значительно больше. Почему?
Появление проблемы в данном задании обусловлено противоречивостью в условии - формула одна и та же, рекомендуемые дозировки различны, при этом терапевтический эффект одинаков? Учащиеся осознают явный недостаток предметных знаний для объяснения. Хотя гипотезы есть … самые неожиданные … т. е в этот момент и начинается самое главное и ценное, «ситуация разрыва». Развивающий эффект задания обусловлен возможностями ситуативного возникновения у обучающегося потребности в новых знаниях, целеполагания в процессе поиска недостающего знания. Включается продуктивное мышление, учебная деятельность наполняется личностным смыслом, оказывается "очеловеченной", гуманистической.
Решение проблемы заключается в том, что вещество оптически активно, и очевиден тот факт, что одна из фирм выделяет антипод, оказывающий лечебный эффект, очищая его от балластного, или малоэффективного изомера, а другая - нет. Причина: разделение оптических изомеров - одна из наиболее сложных наукоёмких задач современной химии лекарственных веществ.
Если говорить о технологии обучения эвристическим приёмам решения творческих задач, то технология основана на специально отобранном содержании, подразумевающем последовательную организацию теоретического и практического освоения творческой деятельности. Задачи формируются в определённой динамике, в порядке усложнения мыслительных и практических действий обучающихся.
Одна из моих «любимых» задач на нахождение формулы: массовая доля водорода в веществе равна 6,67%, вещество также содержит азот. Определить формулу вещества, дать название.
NxHy x:y = n(N) : n(H)= 6.67 : 6.67= 1 : 1 (NH)p p=? Перебор значений р вызывает ситуацию затруднения, но при р= 4 (эврика!) выводит на мысль о соли аммония NH4+, и тогда ничего не остаётся, как включить три атома азота в кислотный остаток NH4 N3. Так происходит знакомство учащихся с азидоводородной кислотой! Соль называется азид аммония.
Главная особенность задач дивергентного типа в том, что они допускают множество правильных ответов. А ведь именно с такими задачами чаще всего сталкивается человек в деятельности. Практически все задачи, решаемые взрослым человеком в жизни - также дивергентного типа, например: какую избрать профессию; где жить; как общаться с окружающими; в каком магазине купить продукты и т. д. Тем более в творческой деятельности: научном поиске, руководящей работе - разрабатываемые проблемы имеют не один, а множество способов решения а, следовательно, и множество правильных ответов. Решение проблем такого рода требует поиска разных подходов, допускает и частично предполагает их сопоставление. Не выводимость ответов из самого условия и проявляющаяся таким образом недосказанность требуют не просто мобилизации и ассоциирования прошлого опыта. Для этого часто необходима интуиция, озарение и другие специфические характеристики продуктивного мышления.
Например, При взаимодействии металла с некоторой жидкостью образуются два новых вещества А и В с молекулярными массами 25 и 4. Составьте уравнение описанной реакции.
Дано: Решение:
М (А)= 25 г/моль Типичный ход рассуждения:
М (В) = 4 г/моль вещество с молекулярной массой 25 может
Найти: А, В представлять собой гидрид, оксид, или основание
лёгкого металла, имеющего атомную массу менее 25. Таких металлов всего три: литий (М= 7 г/моль), бериллий (М= 9 г/моль) и натрий (М= 23 г/моль). Гидриды лития и бериллия отпадают.
Гидрид натрия NaH имеет близкое значение молярной массы М=24 г/моль.
Из оксидов подходит ВеО: М = 25 г/моль.
Из оснований близкое значение М имеет LiOH: М= 24 г/моль.
Из солей LiF: М=26 г/моль.
Оксид бериллия мог бы образоваться при реакции металла с водой, но даже при нагревании эта реакция почти не идёт, да и откуда возьмётся ещё одно вещество с
М=4 г/моль?
Подойдём к задаче с другой стороны. Какое вещество может иметь молярную массу
4 г/моль? Только гелий. Соединения инертного газа гелия не существуют. Логические рассуждения ни к чему не привели.
Идея о присутствии "изотопов" расставляет всё на свои места. Молярная масса 4 г/моль - это тяжёлый водород. Литий может реагировать с тяжёлой водой по уравнению:
2 Li + 2 D2O = 2 LiOD + D2
M= 25 М= 4
г/моль г/моль
Другие варианты решения данной задачи:
а) взаимодействие лития с жидким дейтероаммиаком (при низкой температуре) ведёт к образованию амида лития:
2 Li + 2 ND3 =2 LiND2 + D2
M= 25 М= 4
г/моль г/моль
б) взаимодействие изотопа Li6 с фтородейтерием:
2 Li6 +2 DF = 2 Li6F + D2 (в присутствии воды)
M= 25 М= 4
г/моль г/моль
Ответ: 1) LiOD и D2 ;
2) LiND2 и D2;
3) Li6F и D2
Одарённые дети требуют особого образовательного пространства, они, как правило, быстро осваивают фактический материал, поэтому ведущим направлением их учебной деятельности является дальнейшее развитие их творческого (критического, рационального и др.) мышления, интеллектуальных функций, обучение технике и технологии мыслительных действий, процессам эффективного познавательного поиска в рамках предмета. "Обучение мышлению" - таким непривычным словосочетанием обычно обозначается популярное в зарубежной педагогике направление работы по целенаправленному развитию интеллектуально - творческих способностей.
Открытие Периодического закона, теории относительности… - догадка, интуиция, озарение. Тренировка в решении нешаблонных задач, требующих интуиции, преодоления инертности мышления и своеобразного "психологического барьера", вынуждающего оперировать привычными понятиями, алгоритмами - один из путей будущих успехов личности в последующем решении настоящих больших творческих проблем.
Творческая задача - особый вид задания, предлагаемый учащимся на основе определённого способа подачи и требующего от учащихся развёрнутых мыслительных действий продуктивного или репродуктивного характера. Её анализ связан с выявлением механизмов её решения, которые предполагают образование новых способов действия или своеобразное использование уже имеющихся способов, приводящих к возникновению новых знаний. Таким образом, это - проблемная ситуация, имеющая продуктивную направленность, способствующая развитию личности обучаемого и имеющей для него личностно- значимый смысл.
Приведу свод правил, которые разработал один из моих бывших учеников, очень увлечённый химией, готовясь к очередной олимпиаде:
"Что делать, если не решается задача?"
1. Нет ничего того, что я не знаю, есть только невнимательность и недостаток логики.
2. Если попал в логический "тупик ", задай себе вопрос: "что в этой задаче не так, как хотелось бы?"
3. Не "зацикливайся" на одной идее, выбери наиболее вероятную из всех возможных.
4. Когда бессильна логика, доверься интуиции.
5. Когда пропадает надежда на решение задачи, читай её заново несколько раз, выделяя из каждого слова максимум информации, ищи "ключевые слова".
6. Прочитай все вопросы (в задаче бывает несколько). Один вопрос является, возможно, подсказкой для ответа на другой.
7. Если не знаешь с чего начать решать задачу, разбей её на несколько простых, попытайся справиться сначала с ними.
8. Не бойся рассматривать идею, которая первая "пришла в голову".
9. Опирайся на ассоциации, аналогии.
(автор - Кузнецов Данил, ныне выпускник химического факультета МГУ)
Очевидно, что ученик в каком - то смысле "изобрёл велосипед", но это "изобретение" - обобщение его собственного опыта постижения знания. Опыта, который приобретён в процессе нелёгкого пути освоения способов решения сложных, творческих задач, это - проявление нового качественного уровня его мышления. Он демонстрирует способности к самоорганизации, а это - признак эволюции мышления, сознания, ещё один шаг вперёд, очередной этап развития его личности. Почему ученик организует собственный процесс мышления? Для успешного продвижения к целям, которые сам же себе и поставил.
Список использованной литературы:
А.И.Савенков Одарённый ребёнок в массовой школе/М.: Сентябрь, 2001. – 208с.
Кузичева А.П. Ваш А.Чехов – М.: «Искона.» 1994.-272стр.