Развитие творческой одарённости детей по предмету "География"
Развитие творческой одарённости детей по предмету "География"
Кто такие одаренные дети? Ответ на данный вопрос найдет не каждый. Для каждого родтеля свой ребенок - одаренный. Для учителей одаренный ребенок - это умный, желающий познать больше нового сверхурочного материала, для родителей - это ребенок логически мыслящий не как все дети. Как же определить это качество в ребенке, что он одаренный?
Наверное, каждый согласится с убеждением, что каждый ребенок индивидуален и, соответственно, одарен. Нужно только вовремя заметить эти качества в ребёнке иумело развивать способности в нем.
С введением ФГОС в образовательную деятельность, учителям дается больше времени на развитие способностей и самостоятельности, что не мало важным качеством является для одаренных детей.
Данная презентация предназначена для выступления на педагогическом совете перед учителями или на школьных методических объединениях естественно-научного цикла с целью ознакомления методами и приемами развития творческой одаренности детей по географии. В данной работе раскрываются типы характеров одаренных детей. Приводятся эффективные формы обучения одаренных детей и поэтапная работа с ними. Основные направления работы, приведённые в презентации, помогут в работе учителю.
В качестве практической части приводятся самые разные задания на развитие внимания и творческого мышления учащихся.
В качестве заключения даются ценные рекомендации учителям для работы с одаренными детьми.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие творческой одарённости детей по предмету "География" »
«Развитие творческойодаренности по предмету география».
Цель современной педагогики –
подготовка детей к жизни в динамично развивающемся мире
создание условий для развития инициативной, самостоятельной личности, способной адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира
Позиция учителя – «рядом с учеником»
(субъект-субъектные взаимоотношения)
Новые роли учителя: фасилитатор, тьютор
facilitate (англ.) – облегчать, продвигать; основная функция: создание благожелательной, стимулирующей атмосферы
тьютор (англ.) – наставник, опекун, в современной педагогике: консультант, координатор.
Цели работы с одарёнными детьми
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей.
Создание условий для интеллектуального, морального, физического развития одарённых детей.
Стимулирование творческой деятельности одарённых детей.
Типы характероводаренных детей
1-й тип – подвижный, веселый, коммуникабельный, открытый, с хорошим речевым развитием, лидер, фантазер.
2-й тип – замкнутый, тихий, размышляющий,
застенчивый, пугливый.
Общие признаки одаренности:
Высокая любознательность и исследовательская активность;
Способность устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
Способность классифицировать, умение широко пользоваться накопленными знаниями;
Отличная память;
Большой словарный запас;
Повышенная концентрация внимания на чем-либо;
Упорство в достижении результата.
Степень одаренности
Первая — сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч.
Вторая — высокоодаренные, или талантливые, примерно 2‑3 %.
Третья — собственно одаренные (15‑25 %).
Остальные дети входят в пределы нормы (70 %) и 2-5% относят к умственно отсталым.
«Плата за талант»
Развитая речь и богатый словарный запас часто могут проявляться только в устной речи .
Любознательны , однако часто не могут заучить легкий, но неинтересный материал.
Способны к длительной интенсивной деятельности , но не способны к выполнению заданий, ограниченных по времени, иногда безнадежно неорганизованны.
«Плата за талант»
Перфекционизм – стремление к совершенству и жуткие переживания в случае неудачи
Для одаренных особенно важно совпадение стиля обучения и их познавательных особенностей.
Развитие интеллекта и чувств у одаренных идет неравномерно, поэтому они стремятся использовать свои преимущества в интеллектуальной сфере для того, чтобы замаскировать эмоциональную незрелость .
Наиболее эффективные формы обучения одарённых детей:
• дифференциация,
• выделение группы одарённых учащихся,
• попеременное обучение,
• обогащённое обучение,
• группировка учащихся внутри одного класса в малые группы.
Формы работы по обучению интеллектуально одаренных детей в условиях общеобразовательной школы
- индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения;
- активные формы обучения;
- дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам;
- участие в школьных и районных олимпиадах;
- проектная деятельность обучающихся;
- научно-исследовательская деятельность обучающихся;
- посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий; элективных курсов;
- конкурсы, интеллектуальные игры, викторины;
- создание детских портфолио.
В работе с одаренными детьми можно выделить несколько этапов:
1. Прежде всего, необходимо просто отыскать таких детей. Разглядеть среди множества учеников несколько «звездочек», восприимчивых к новой информации, не боящихся трудностей, умеющих находить нетрадиционные способы решения поставленных перед ними задач.
2. Талантливый человек талантлив во многом, поэтому ученик должен иметь право выбора того, каким предметом заниматься углубленно, по каким предметам представлять школу на олимпиадах, творческих конкурсах.
3. Разработка личностно - ориентированного подхода к обучению одаренных детей. Талантливые дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного, и если их информационный голод останется неутоленным, они быстро потеряют интерес к предмету.
4. На следующем этапе надо развить в одаренном ребенке психологию лидера, осторожно, чтобы это не привело к появлению «звездной болезни». Он должен не стесняться показывать свои способности, не бояться выражать свои мысли, хотя бы потому, что они нестандартны и не имеют аналогов.
Основные направления в работе с одарёнными детьми: