kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сказкотерапия как метод развития одарённости дошкольников на занятиях по развитию речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Селезнёва А.В.,

методист

МБДОУ ДОД «ЦРТДЮ №1»

г. Старый Оскол Белгородской области

         В настоящее время всё более привлекательной становится личность творческая,  конкурентоспособная, интеллигентная, готовая к непрерывному творческому саморазвитию и самообразованию. Стать такой личностью поправу может одарённый ребёнок. В обществе сложилось убеждение, что одарённые дети значительно опережают своих сверстников в умственном развитии, а также выделяются среди других детей специальными способностями в музыке, художественном творчестве, спорте и других сферах деятельности.

         По мнению специалистов образ одарённого ребёнка складывается из следующих составляющих:
1. Любопытен  ко многим вещам, часто задаёт вопросы.
2. Предлагает идеи, своё решение  задач, ответы на вопросы.
3. Свободно высказывает собственное мнение, настойчив и энергичен в его отстаивании.
4. Обладает богатой фантазией, необычным воображением.

5. Стремится к преобразованиям, улучшениям окружающих предметов.
6. Обладает хорошим чувством юмора, замечает юмор в ситуациях, которые не кажутся другим смешными.
7. Восприимчив к красоте.
8. Не конфликтен в общении с детьми и взрослыми, не боится отличаться от других.
9. Не приемлет авторитарных указаний.

10. Способен  к самовыражению, нестандартному использованию предметов.

         Многих педагогов,  которые впервые встречаются в своей педагогической деятельности с одарёнными детьми, нередко подкупает их безграничная увлечённость (чтением, рисованием, музыкой и т.д.), способность к быстрому обучению (что называется «схватывать на лету»), большой запас знаний в различных областях, повышенная любознательность, активность в учебном процессе и т.п. Однако, как показывает практика,  насколько могут быть приятны одарённые дети в своих лучших проявлениях, ровно настолько же они могут быть не выносимы в своих отрицательных качествах. Очень сложно работать с учащимся, который бесперебойно выкрикивает, перебивает как детей, так и педагога, занимается на занятии, как нам кажется, непонятно чем, делает всё уж слишком быстро, или медленно.  Иногда он просто может выйти из учебного кабинета, заявив при этом, что ему стало не интересно, так как он это уже знает. К перечисленным негативным проявлениям зачастую добавляется эмоциональная неуравновешенность, невротизм и другие психологические и физиологические особенности одарённого ребёнка. Разумеется, что существует немало одарённых детей, у которых, что называется, всё в полном порядке: и здоровье, и поведение, и личностное развитие. Именно поэтому к выбору форм подачи учебного материала в работе с одарёнными детьми необходимо  подходить с особым вниманием.

         На мой взгляд, наиболее благоприятные условия для выявления и развития одарённости у детей созданы в учреждениях дополнительного образования, которые предоставляют свободу выбора ребёнком одного или нескольких видов занятий.

         Для получения высокого результата  обучения одарённых детей необходимо использовать методы творческого характера – исследовательские, проблемные, проектные, поисковые, сочетая при этом самостоятельную, индивидуальную, групповую формы работы. На занятиях по развитию речи с детьми 3-6 лет в «Школе раннего развития» я использую такой интересный и универсальный метод, как «сказкотерапия», направленный на увеличение словарного запаса детей, повышение детской самооценки, а также развитие их мышления и воображения. Сказка способствует активизации различных сторон мыслительных процессов ребёнка, помогает ему самосовершенствоваться и одновременно создаёт  благоприятную психологическую атмосферу, способную обогатить эмоционально-чувственную сферу ребёнка.

         Для каждой возрастной детской аудитории существует определённая группа сказок. Для детей 3-4 лет наиболее близкими и понятными являются сказки о животных. Именно в этом возрасте дети легко перевоплощаются в животных, идентифицируя себя с ними, копируют их манеру поведения.
А вот начиная с 5-6 лет, дети предпочитают «волшебные» сказки и идентифицируют себя уже преимущественно с человеческими персонажами: Царевичами, Принцессами, Рыцарями и пр.
         Основным принципом подбора сказок для детей является направленность той проблемной ситуации, которая характерна для данного возраста, а также нравственный урок, который даст сказка. Однако необходимо иметь в виду, что нравственный урок должен быть доступным для осмысления детьми дошкольного возраста.

         В структуру сказкотерапевтического занятия входят следующие этапы:

  1. Ритуал «погружение» или «вхождение в сказку».
  2.  Основная часть, с использованием приёмов работы со сказкой, упражнений для развития вербального воображения детей.
  3. Ритуал «выхода из сказки».

         Во время ритуалов целесообразно использовать «волшебные предметы» (волшебную палочку, волшебный ларец, волшебный колпак и т.д.), прибегать к чтению «волшебных книг», проговаривать «волшебные заклинания». Подобные приёмы способствуют созданию атмосферы «сказочного мира». Присутствие сказочных персонажей, интересных  экспонатов на занятии (изготовленных мною специально для сказкотерапевтических занятий) доставляют детям огромную радость, помогают маленькому ребёнку развить речь, память, внимание, воображение и фантазию.

На занятиях работа со сказкой выстраивается следующим образом:
1. Чтение или рассказ педагогом самой сказки.

2. Обсуждение. Причем, обсуждая сказку, ребёнок должен быть уверенным в том, что любое высказанное им мнение   не подвергнется  осуждению.
3. Зарисовка наиболее значимого и интересного для ребёнка отрывка.
4.  Драматизация (проигрывание сказки в ролях).

         Решение  задач развития   речи  детей происходит с помощью таких приёмов:
- рассказывание сказки по кругу;

- рассказывание сказки от третьего лица;

- групповое рассказывания; 

- пересказывание и сочинение сказок.  

     Органичной составляющей сказкотерапевтического занятия является музыка. Музыкотерапия – один из важнейших компонентов психолингводидактичного процесса, способная глубоко влиять на чувства, эмоции ребёнка, усиливая производительность речевых процессов, активизируя детскую интеллектуально-речевую деятельность.

         При положительных и отрицательных эмоциональных состояниях детей, имеющих ярко выраженный характер возбуждения, которому часто подвержены одарённые дети, с целью стабилизации и уравновешивания их психических состояний предпочтительно использовать следующие музыкальные произведения зарубежных и отечественных композиторов, написанные для детей: Е. Григ - «Утро», В. Косенко - «Дождик», Я. Степной - «Колыбельная», М. Глинка - «Жаворонок», В. А. Моцарт - «Веснянка»,

П. Чайковский - «Времена года»,  П. Чайковский - «Новая кукла», К. Сен-Санс - "Лебедь", А. Гречанинов -  «Котик заболел», А.Гречанинов - «Котик выздоровел» и др. Музыка, сопровождающая сказкотерапевтическое занятие, является  прекрасным фоном для чтения стихов, рассказывания, рассуждения, описания. Музыкальные произведения помогают ребёнку проявить творческое воображение и фантазию в самостоятельном создании сказок.

         На занятиях по развитию речи успешно применяются такие сказкотерапевтические элементы как: пантомимические этюды, импровизация, вхождение в образ. Персонажи сказок помогают проводить ритмические упражнения, музыкальные зарисовки, творческие игры, во время которых дети осуществляют поиск, выбор наиболее подходящего варианта решения проблемы. Детям даются задания следующего характера:

  1. Покажи сказочного героя, его особенности, манеру двигаться, жестикулировать, говорить (если это человек), пластику и повадки (если это животное).
  2. Придумай окончание сказки (конец сказки должен быть счастливым).
  3. Угадай героя по движениям.

         Став непосредственным участником сказкотерапевтических форм обучения, каждый ребёнок способен накапливать положительный эмоциональный заряд, быть довольным своими речевыми действиями и уверенным в своих культурно-речевых возможностях. Немаловажную роль сказкотерапия имеет в укреплении собственного социального иммунитета, приобретения статуса «успешного» говорящего ребёнка, способного к вербальному самовыражению.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сказкотерапия как метод развития одарённости дошкольников на занятиях по развитию речи »

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Селезнёва А.В.,

методист

МБДОУ ДОД «ЦРТДЮ №1»

г. Старый Оскол Белгородской области

В настоящее время всё более привлекательной становится личность творческая, конкурентоспособная, интеллигентная, готовая к непрерывному творческому саморазвитию и самообразованию. Стать такой личностью поправу может одарённый ребёнок. В обществе сложилось убеждение, что одарённые дети значительно опережают своих сверстников в умственном развитии, а также выделяются среди других детей специальными способностями в музыке, художественном творчестве, спорте и других сферах деятельности.

По мнению специалистов образ одарённого ребёнка складывается из следующих составляющих:
1. Любопытен ко многим вещам, часто задаёт вопросы.
2. Предлагает идеи, своё решение задач, ответы на вопросы.
3. Свободно высказывает собственное мнение, настойчив и энергичен в его отстаивании.
4. Обладает богатой фантазией, необычным воображением.

5. Стремится к преобразованиям, улучшениям окружающих предметов.
6. Обладает хорошим чувством юмора, замечает юмор в ситуациях, которые не кажутся другим смешными.
7. Восприимчив к красоте.
8. Не конфликтен в общении с детьми и взрослыми, не боится отличаться от других.
9. Не приемлет авторитарных указаний.

10. Способен к самовыражению, нестандартному использованию предметов.

Многих педагогов,  которые впервые встречаются в своей педагогической деятельности с одарёнными детьми, нередко подкупает их безграничная увлечённость (чтением, рисованием, музыкой и т.д.), способность к быстрому обучению (что называется «схватывать на лету»), большой запас знаний в различных областях, повышенная любознательность, активность в учебном процессе и т.п. Однако, как показывает практика, насколько могут быть приятны одарённые дети в своих лучших проявлениях, ровно настолько же они могут быть не выносимы в своих отрицательных качествах. Очень сложно работать с учащимся, который бесперебойно выкрикивает, перебивает как детей, так и педагога, занимается на занятии, как нам кажется, непонятно чем, делает всё уж слишком быстро, или медленно. Иногда он просто может выйти из учебного кабинета, заявив при этом, что ему стало не интересно, так как он это уже знает. К перечисленным негативным проявлениям зачастую добавляется эмоциональная неуравновешенность, невротизм и другие психологические и физиологические особенности одарённого ребёнка. Разумеется, что существует немало одарённых детей, у которых, что называется, всё в полном порядке: и здоровье, и поведение, и личностное развитие. Именно поэтому к выбору форм подачи учебного материала в работе с одарёнными детьми необходимо подходить с особым вниманием.

На мой взгляд, наиболее благоприятные условия для выявления и развития одарённости у детей созданы в учреждениях дополнительного образования, которые предоставляют свободу выбора ребёнком одного или нескольких видов занятий.

Для получения высокого результата обучения одарённых детей необходимо использовать методы творческого характера – исследовательские, проблемные, проектные, поисковые, сочетая при этом самостоятельную, индивидуальную, групповую формы работы. На занятиях по развитию речи с детьми 3-6 лет в «Школе раннего развития» я использую такой интересный и универсальный метод, как «сказкотерапия», направленный на увеличение словарного запаса детей, повышение детской самооценки, а также развитие их мышления и воображения. Сказка способствует активизации различных сторон мыслительных процессов ребёнка, помогает ему самосовершенствоваться и одновременно создаёт благоприятную психологическую атмосферу, способную обогатить эмоционально-чувственную сферу ребёнка.

Для каждой возрастной детской аудитории существует определённая группа сказок. Для детей 3-4 лет наиболее близкими и понятными являются сказки о животных. Именно в этом возрасте дети легко перевоплощаются в животных, идентифицируя себя с ними, копируют их манеру поведения.
А вот начиная с 5-6 лет, дети предпочитают «волшебные» сказки и идентифицируют себя уже преимущественно с человеческими персонажами: Царевичами, Принцессами, Рыцарями и пр.
Основным принципом подбора сказок для детей является направленность той проблемной ситуации, которая характерна для данного возраста, а также нравственный урок, который даст сказка. Однако необходимо иметь в виду, что нравственный урок должен быть доступным для осмысления детьми дошкольного возраста.

В структуру сказкотерапевтического занятия входят следующие этапы:

  1. Ритуал «погружение» или «вхождение в сказку».

  2. Основная часть, с использованием приёмов работы со сказкой, упражнений для развития вербального воображения детей.

  3. Ритуал «выхода из сказки».

Во время ритуалов целесообразно использовать «волшебные предметы» (волшебную палочку, волшебный ларец, волшебный колпак и т.д.), прибегать к чтению «волшебных книг», проговаривать «волшебные заклинания». Подобные приёмы способствуют созданию атмосферы «сказочного мира». Присутствие сказочных персонажей, интересных экспонатов на занятии (изготовленных мною специально для сказкотерапевтических занятий) доставляют детям огромную радость, помогают маленькому ребёнку развить речь, память, внимание, воображение и фантазию.

На занятиях работа со сказкой выстраивается следующим образом:
1. Чтение или рассказ педагогом самой сказки.

2. Обсуждение. Причем, обсуждая сказку, ребёнок должен быть уверенным в том, что любое высказанное им мнение не подвергнется осуждению.
3. Зарисовка наиболее значимого и интересного для ребёнка отрывка.
4.  Драматизация (проигрывание сказки в ролях).

Решение  задач развития   речи  детей происходит с помощью таких приёмов:
- рассказывание сказки по кругу;

- рассказывание сказки от третьего лица;

- групповое рассказывания; 

- пересказывание и сочинение сказок.  

Органичной составляющей сказкотерапевтического занятия является музыка. Музыкотерапия – один из важнейших компонентов психолингводидактичного процесса, способная глубоко влиять на чувства, эмоции ребёнка, усиливая производительность речевых процессов, активизируя детскую интеллектуально-речевую деятельность.

При положительных и отрицательных эмоциональных состояниях детей, имеющих ярко выраженный характер возбуждения, которому часто подвержены одарённые дети, с целью стабилизации и уравновешивания их психических состояний предпочтительно использовать следующие музыкальные произведения зарубежных и отечественных композиторов, написанные для детей: Е. Григ - «Утро», В. Косенко - «Дождик», Я. Степной - «Колыбельная», М. Глинка - «Жаворонок», В. А. Моцарт - «Веснянка»,

П. Чайковский - «Времена года», П. Чайковский - «Новая кукла», К. Сен-Санс - "Лебедь", А. Гречанинов - «Котик заболел», А.Гречанинов - «Котик выздоровел» и др. Музыка, сопровождающая сказкотерапевтическое занятие, является прекрасным фоном для чтения стихов, рассказывания, рассуждения, описания. Музыкальные произведения помогают ребёнку проявить творческое воображение и фантазию в самостоятельном создании сказок.

На занятиях по развитию речи успешно применяются такие сказкотерапевтические элементы как: пантомимические этюды, импровизация, вхождение в образ. Персонажи сказок помогают проводить ритмические упражнения, музыкальные зарисовки, творческие игры, во время которых дети осуществляют поиск, выбор наиболее подходящего варианта решения проблемы. Детям даются задания следующего характера:

  • Покажи сказочного героя, его особенности, манеру двигаться, жестикулировать, говорить (если это человек), пластику и повадки (если это животное).

  • Придумай окончание сказки (конец сказки должен быть счастливым).

  • Угадай героя по движениям.

Став непосредственным участником сказкотерапевтических форм обучения, каждый ребёнок способен накапливать положительный эмоциональный заряд, быть довольным своими речевыми действиями и уверенным в своих культурно-речевых возможностях. Немаловажную роль сказкотерапия имеет в укреплении собственного социального иммунитета, приобретения статуса «успешного» говорящего ребёнка, способного к вербальному самовыражению.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Селезнева Алина Владимировна

Дата: 04.10.2014

Номер свидетельства: 116324


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства