Развитие познавательной самостоятельности на уроках химии через составление химических задач
Развитие познавательной самостоятельности на уроках химии через составление химических задач
~~Главная цель образования – развитие ученика как компетентную личность, включая его в различные виды деятельности: учебу, познание, коммуникацию(1). В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» одной из задач становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей(2). Компетентностный подход в обучении (3) способствует формированию у обучающихся навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, самостоятельного решения проблемных ситуаций, умению анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. Самостоятельное открытие учеником крупицы знаний доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Ученик самоутверждается как личность. Так возникает интерес непросто к предмету, а рождается познавательный интерес, мотивация к знаниям. Средством реализации компетентностного подхода при обучении химии является организация самостоятельной деятельности непосредственно по составлению химических задач. Химической задачей обычно называют небольшую проблему, которая решается с помощью логических умозаключений, математических действий и опытов на основе законов химии. Решение задач позволяет:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательной самостоятельности на уроках химии через составление химических задач »
Развитие познавательной самостоятельности на уроках химии через составление химических задач.
«Не мыслям надо учить, а мыслить…»
И.Кант
Учитель химии МБОУ СОШ №17
Е.Н.Соколова г.Нижневартовск
Главная цель образования – развитие ученика как компетентную личность, включая его в различные виды деятельности: учебу, познание, коммуникацию(1). В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» одной из задач становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей(2). Компетентностный подход в обучении (3) способствует формированию у обучающихся навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, самостоятельного решения проблемных ситуаций, умению анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. Самостоятельное открытие учеником крупицы знаний доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Ученик самоутверждается как личность. Так возникает интерес непросто к предмету, а рождается познавательный интерес, мотивация к знаниям. Средством реализации компетентностного подхода при обучении химии является организация самостоятельной деятельности непосредственно по составлению химических задач. Химической задачей обычно называют небольшую проблему, которая решается с помощью логических умозаключений, математических действий и опытов на основе законов химии. Решение задач позволяет:
расширять кругозор учащихся;
развивать умение логически мыслить;
воспитывать самостоятельность, внимательность, умение анализировать, делать правильные выводы;
устанавливать связь химии с другими науками: физикой, математикой, биологией, экологией и др.;
способствует политехнической подготовке учащихся, готовиться к успешной аттестации по предмету (в том числе и в форме ЕГЭ).
Формы составления задач разнообразны.Можно использовать следующие методические приемы:
Усложнение условия задачи. После решения простой типовой задачи, стоит дать задание усложнить ее условие.
Упрощение условия задачи: если задача очень громоздка»,не под силу « всем ученикам При решении сложных проблем рассматривают сначала простую модель, постепенно усложняя ее.
Выбор варианта условия задачи. Ученикам предлагается схема или таблица, алгоритм со всевозможными значениями. Обучающиеся выбирают различные варианты данных, так они практически составляют для себя задачу, формируя ее конкретные условия. Таким образом класс в целом решает одну задачу, но в разных вариантах.
Составление алгоритмов решения задач. Для облегчения решения полезно, чтобы ученики составляли для каждого типа последовательность действий, т.е. алгоритм их решения. Это достигается через анализ хода решения задач, после чего она записывается символически.
Самостоятельная работа по составлению задач. Это дает возможность экономить время.
Домашняя контрольная работа. Перед классной контрольной работой дать задание составить и решить 2-3 задачи различной тематики.
Такой вид работы позволяет не только выявить знание конкретного материала, химических закономерностей и законов, но и показывает уровень усвоения конкретного материала. Большое значение имеют навыки самоконтроля при решении задач:
Качественное прогнозирование результата.
Использование сравнительного метода: решение задачи двумя способами.
Умение пользоваться справочной литературой.
Таким образом обучающиеся наряду с усвоением знаний будут развивать логику свободного мышления, свободное ориентирование в фактическом материале.
Эффективность такой работы позволяет подготовить обучающихся к самостоятельному решению химических задач, конкретизировать знания, приобрести умения и навыки, которые будут им необходимы для творческой деятельности в любой сфере производства.
Используемая литература:
Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты 2002г центр «Эйдос».
Национальная образовательная инициатива»Наша новая школа» «Вестник образования 2010 №4
Смирнова М.А. Развитие профессиональных компетенций. Калининград. 2007
Кузнецова Н.Е., Лёвкин А.Н. Задачники по химии для учащихся 8 и 9 классов общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2008.
Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю. Химия: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002.
Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю. Задачи, вопросы и упражнения по химии: 8-11 кл.: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2002.
Приложение
Исходные формулы, отображающие взаимосвязь физических величин.
1. Относительная атомная масса (Ar):
, где x – любой химический элемент.
2. Относительная молекулярная масса (Mr): ;
.
3. Плотность вещества (ρ) позволяет связать собой массу (m) и объем (V) вещества: .
4. Масса, объем, число частиц (N), количество теплоты (Q) связаны между собой универсальной физической величиной – количеством вещества – n(или ν):
5. Относительная плотность (D):
6. Массовая доля ω:
элемента в веществе: ; ;
примеси в веществе: ;
растворенного вещества в растворе: ; mр-ра = mр.в.+ mр-ля
mр-ра=Vр-ра· ρр-ра.
7. Объемная доля вещества в смеси (φ) (для газов): .
8. Молярная концентрация (Сm или С): .
9. Уравнение Клапейрона - Менделеева: .
Методика решения задач различных типов. Расчеты по химическим формулам.
Решение данного типа задач начинается с осмысления понятия записи химической формулы, с осмыслением того, что учащиеся могут узнать по записи химической формулы. Рассмотрим примеры решения задач с использованием веществ только молекулярного строения. Молекулярная (истинная) формула показывает действительное число атомов каждого элемента в молекуле. В таблице №1 показано, какие сведения о веществе можно узнать по записи формулы вещества.
Таблица № 1.
Алгоритм решения базовой задачи.
Заданный по условиям параметр переводим в количество вещества (n или ν).
По индексам определяем количество вещества искомого химического элемента (n(х) или ν(х)).
По формулам, отображающим взаимосвязь величин, рассчитываем неизвестный параметр.
Графическая схема решения базовой задачи.
Примеры задач
Задача 1. Рассчитайте число атомов углерода и кислорода в 11,2 л. (н.у.) углекислого газа.
Задача 2. В каком объеме углекислого газа содержится 9,03·1023 атомов кислорода?
Какова его масса?
Задача 3. Газ, плотность которого равна 1,96 г/л (н.у.), состоит из углерода и кислорода, причем ω(C) = 0,27. Определите формулу данного вещества.
Логическая схема решения задачи:
Расчёты по химическим уравнениям.
Химическими уравнениями называют условную запись химической реакции посредством химических знаков, формул и коэффициентов.
Уравнение химической реакции показывает, какие вещества вступают в реакцию и какие образуются, а также соотношение количеств этих веществ. Иными словами, химическое уравнение – это способ выражения (передачи) качественной и количественной информации о химическом явлении.
Запишем уравнение реакции в общем виде: aA + bB ® cC +dD, где А и В – исходные вещества, С и D – продукты реакции, a, b, c, d – стехиометрические коэффициенты.
Стехиометрические коэффициенты подбирают на основе того, что число атомов каждого элемента до и после реакции остается неизменным. Это можно рассматривать как следствие закона сохранения массы.
Рассмотрим информацию, содержащуюся в стехиометрических коэффициентах.
Отношение стехиометрических коэффициентов равно:
отношению числа частиц, вступивших в реакцию и образовавшихся в результате реакции
a : b : c : d = N(A) : N(B) : N(C) : N(D)
отношению молярных количеств веществ, вступивших в реакцию и образовавшихся в результате реакции a : b : c : d = n(A) : n(B) : n(C) : n(D)
отношению объемов, вступивших в реакцию и образовавшихся в результате реакции газообразных веществ a : b : c : d = V(A) : V(B) : V(C) : V(D).
Последнее отношение выполняется, если:
это газообразные вещества, близкие по свойствам к идеальному газу,
объемы этих газов измерены при одинаковом давлении и температуре.
Несмотря на большое разнообразие задач данного типа, принцип решения их одинаков: по известному параметру (N, m, V) одного вещества рассчитывается неизвестный параметр X (Nx, mx, Vx) другого вещества. Такая задача является простейшей (базовой).
Алгоритм решения базовой задачи (последовательность действий).
Составляем уравнение химической реакции и выписываем мольные соотношения прореагировавших и получившихся веществ.
По формулам, отображающим взаимосвязь физических величин, переводим заданную по условию величину в количество (n или ν) исходного вещества.
По мольным отношениям рассчитываем n определяемого вещества (Х).
По формулам, отображающим взаимосвязь физических величин, рассчитываем неизвестный параметр X.
Графическая схема решения базовой задачи.
В качестве базовых рассмотрим решение следующих задач:
Задача 1. Вычислите n, m, V углекислого газа, полученного при действии на 50 г карбоната кальция избытком раствора соляной кислоты.
Задача 2. При взаимодействии цинка с избытком раствора соляной кислоты выделилось 1,12 л водорода (н.у.). Вычислите массы растворившегося цинка и образовавшейся соли.
Задача 3. При взаимодействии с избытком соляной кислоты металла (валентность, которого во всех соединениях равна II) массой 12 г образовался водород объемом 6,72 л (н.у.).
Определите, какой это металл.
Усложнение базовой задачи.
Расчет массы реагирующих или образующихся химических соединений на практике осложнен. Это обусловлено несколькими причинами:
Исходные вещества или продукты реакции задаются в условиях отличных от нормальных.
Исходные вещества вводятся в виде растворов.
Во многих случаях реагенты содержат примеси, которые в данной конкретной реакции либо не участвуют вообще, либо образуют отличные от целевого продукта вещества.
Выход продуктов не соответствует теоретическому, т.к. очистка целевого вещества приводит не только к освобождению от многочисленных примесей, но и к частичной потери основного вещества.
Таким образом, перед использованием исходных данных для решения задачи и подстановки их в основную цепь расчетов необходимо провести те или иные дополнительные преобразования. Для перевода условий, отличных от нормальных (для газообразных веществ) используется исходная формула 9 - расчеты физико-химических величин по управлению Клапейрона - Менделеева.
1. Исходные вещества вводятся в виде раствора.
Задача. Сколько граммов 10%-ного раствора гидроксида натрия требуется для нейтрализации
20 г 4,9%-нго раствора серной кислоты?
2. Расчет количественных параметров продуктов реакции, если исходные вещества содержат примеси, расчет массовой доли примеси.
Абсолютно чистого вещества в природе не бывает, поэтому в химических производствах вынуждены использовать исходные вещества, содержащие примеси. Эти примеси обычно имеют отличные от основного вещества свойства и, поэтому не образуют в процессе производства нужные продукты.
В связи с этим, чтобы определить количественные параметры получаемого продукта, необходимо вначале рассчитать количественные параметры вступающего в реакцию чистого вещества, которое содержится в исходном объекте. После этого решается базовая задача.
Обратные задачи заключаются в оценке чистоты исходных веществ по количеству продуктов реакции.
Содержание примеси обычно выражают в частях от единицы (или выражают в %). Эта величина показывает массовую долю чистого вещества (примеси) в исходном образе (формула 1).
Для вычисления массы чистого вещества (или примесей), содержащегося в смеси, используют формулу 2.
(1)
m(смеси) =m(осн.в.) +m(прим.)(2)
Задача. При взаимодействии 10,8 г кальцинированной соды (безводный карбонат натрия)
с избытком раствора соляной кислоты получили 2,24 л (н.у.) оксида углерода (IV).
Вычислите содержание примеси в соде.
3. Расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.
Как быть, если одновременно заданы параметры нескольких реагирующих веществ? По какому из них вести расчет? Это определяют, сравнения отношения стехиометрических коэффициентов и отношение количеств вещества, взятых для данной реакции.
Если один из реагентов присутствует в количестве больше, чем стехиометрическое, то часть его остается неиспользованной после окончания реакции (избыток вещества). Очевидно, что расчеты нужно вести по веществу, которое в данной реакции расходуется полностью (т.е. находится в недостатке).
Задача. В реакционном сосуде смешали 6,72 л оксида углерода (II) и 2,24 л кислорода и смесь подожгли. Определите объемный состав полученной смеси.
Расчётные задачи по химии учащиеся решают с начала VIII класса и до конца обучения в школе. Решение задач позволяет:
расширять кругозор учащихся;
развивать умение логически мыслить;
воспитывать самостоятельность, внимательность, умение анализировать, делать правильные выводы;
устанавливать связь химии с другими науками: физикой, математикой, биологией, экологией и др.;
способствует политехнической подготовке учащихся, готовиться к успешной аттестации по предмету (в том числе и в форме ЕГЭ).
Решая задачи, учащиеся более глубоко усваивают учебный материал, учатся применять приобретённые теоретические знания на практике.
Традиционная методика обучения решения химических задач (чаще всего – это решение задач методом составления пропорций) имеет ряд недостатков. В результате лишь немногие учащиеся сознательно и творчески овладевают общим подходом к решению, умеют оценивать свои действия в процессе решения, самостоятельно составлять условия задач, умеют выбирать рациональные способы решения и др.
Представленная методика обучения решения задач от общих приёмов к частным позволяет решить недостатки традиционных способов обучения. В данной работе показываются приёмы решения задач с использованием основных физических величин. Среди них величина n (или ν) - количество вещества - позволяет связать все основные физические величины друг с другом. Это даёт возможность составлять логические схемы решения задач с использованием этих физических величин.
Задача учителя состоит в том, чтобы научить учащихся понимать смысл этих физических величин и применять физические формулы при решении расчётных задач различных типов, научить анализировать условия задач, через составление логической схемы решения конкретной задачи на основе знания общего подхода к решению. Составление логической схемы задачи предотвращает многие ошибки, которые допускают учащиеся.
Ниже приведены основные формулы физических величин и их взаимосвязи, которые учащиеся должны знать в обязательном порядке и использовать их при решении.
В данной работе показываются примеры решения некоторых основных типов задач, по которым можно понять методический подход при обучении учащихся.
Исходные формулы, отображающие взаимосвязь физических величин.
1. Относительная атомная масса (Ar):
, где x – любой химический элемент.
2. Относительная молекулярная масса (Mr): ;
.
3. Плотность вещества (ρ) позволяет связать собой массу (m) и объем (V) вещества: .
4. Масса, объем, число частиц (N), количество теплоты (Q) связаны между собой универсальной физической величиной – количеством вещества – n(или ν):
5. Относительная плотность (D):
6. Массовая доля ω:
элемента в веществе: ; ;
примеси в веществе: ;
растворенного вещества в растворе: ; mр-ра = mр.в.+ mр-ля
mр-ра=Vр-ра· ρр-ра.
7. Объемная доля вещества в смеси (φ) (для газов): .
8. Молярная концентрация (Сm или С): .
9. Уравнение Клапейрона - Менделеева: .
Методика решения задач различных типов. Расчеты по химическим формулам.
Решение данного типа задач начинается с осмысления понятия записи химической формулы, с осмыслением того, что учащиеся могут узнать по записи химической формулы. Рассмотрим примеры решения задач с использованием веществ только молекулярного строения. Молекулярная (истинная) формула показывает действительное число атомов каждого элемента в молекуле. В таблице №1 показано, какие сведения о веществе можно узнать по записи формулы вещества.
Таблица № 1.
Алгоритм решения базовой задачи.
Заданный по условиям параметр переводим в количество вещества (n или ν).
По индексам определяем количество вещества искомого химического элемента (n(х) или ν(х)).
По формулам, отображающим взаимосвязь величин, рассчитываем неизвестный параметр.
Графическая схема решения базовой задачи.
Примеры задач
Задача 1. Рассчитайте число атомов углерода и кислорода в 11,2 л. (н.у.) углекислого газа.
Задача 2. В каком объеме углекислого газа содержится 9,03·1023 атомов кислорода?
Какова его масса?
Задача 3. Газ, плотность которого равна 1,96 г/л (н.у.), состоит из углерода и кислорода, причем ω(C) = 0,27. Определите формулу данного вещества.
Логическая схема решения задачи:
Расчёты по химическим уравнениям.
Химическими уравнениями называют условную запись химической реакции посредством химических знаков, формул и коэффициентов.
Уравнение химической реакции показывает, какие вещества вступают в реакцию и какие образуются, а также соотношение количеств этих веществ. Иными словами, химическое уравнение – это способ выражения (передачи) качественной и количественной информации о химическом явлении.
Запишем уравнение реакции в общем виде: aA + bB ® cC +dD, где А и В – исходные вещества, С и D – продукты реакции, a, b, c, d – стехиометрические коэффициенты.
Стехиометрические коэффициенты подбирают на основе того, что число атомов каждого элемента до и после реакции остается неизменным. Это можно рассматривать как следствие закона сохранения массы.
Рассмотрим информацию, содержащуюся в стехиометрических коэффициентах.
Отношение стехиометрических коэффициентов равно:
отношению числа частиц, вступивших в реакцию и образовавшихся в результате реакции
a : b : c : d = N(A) : N(B) : N(C) : N(D)
отношению молярных количеств веществ, вступивших в реакцию и образовавшихся в результате реакции a : b : c : d = n(A) : n(B) : n(C) : n(D)
отношению объемов, вступивших в реакцию и образовавшихся в результате реакции газообразных веществ a : b : c : d = V(A) : V(B) : V(C) : V(D).
Последнее отношение выполняется, если:
это газообразные вещества, близкие по свойствам к идеальному газу,
объемы этих газов измерены при одинаковом давлении и температуре.
Несмотря на большое разнообразие задач данного типа, принцип решения их одинаков: по известному параметру (N, m, V) одного вещества рассчитывается неизвестный параметр X (Nx, mx, Vx) другого вещества. Такая задача является простейшей (базовой).
Алгоритм решения базовой задачи (последовательность действий).
Составляем уравнение химической реакции и выписываем мольные соотношения прореагировавших и получившихся веществ.
По формулам, отображающим взаимосвязь физических величин, переводим заданную по условию величину в количество (n или ν) исходного вещества.
По мольным отношениям рассчитываем n определяемого вещества (Х).
По формулам, отображающим взаимосвязь физических величин, рассчитываем неизвестный параметр X.
Графическая схема решения базовой задачи.
В качестве базовых рассмотрим решение следующих задач:
Задача 1. Вычислите n, m, V углекислого газа, полученного при действии на 50 г карбоната кальция избытком раствора соляной кислоты.
Задача 2. При взаимодействии цинка с избытком раствора соляной кислоты выделилось 1,12 л водорода (н.у.). Вычислите массы растворившегося цинка и образовавшейся соли.
Задача 3. При взаимодействии с избытком соляной кислоты металла (валентность, которого во всех соединениях равна II) массой 12 г образовался водород объемом 6,72 л (н.у.).
Определите, какой это металл.
Усложнение базовой задачи.
Расчет массы реагирующих или образующихся химических соединений на практике осложнен. Это обусловлено несколькими причинами:
Исходные вещества или продукты реакции задаются в условиях отличных от нормальных.
Исходные вещества вводятся в виде растворов.
Во многих случаях реагенты содержат примеси, которые в данной конкретной реакции либо не участвуют вообще, либо образуют отличные от целевого продукта вещества.
Выход продуктов не соответствует теоретическому, т.к. очистка целевого вещества приводит не только к освобождению от многочисленных примесей, но и к частичной потери основного вещества.
Таким образом, перед использованием исходных данных для решения задачи и подстановки их в основную цепь расчетов необходимо провести те или иные дополнительные преобразования. Для перевода условий, отличных от нормальных (для газообразных веществ) используется исходная формула 9 - расчеты физико-химических величин по управлению Клапейрона - Менделеева.
1. Исходные вещества вводятся в виде раствора.
Задача. Сколько граммов 10%-ного раствора гидроксида натрия требуется для нейтрализации
20 г 4,9%-нго раствора серной кислоты?
2. Расчет количественных параметров продуктов реакции, если исходные вещества содержат примеси, расчет массовой доли примеси.
Абсолютно чистого вещества в природе не бывает, поэтому в химических производствах вынуждены использовать исходные вещества, содержащие примеси. Эти примеси обычно имеют отличные от основного вещества свойства и, поэтому не образуют в процессе производства нужные продукты.
В связи с этим, чтобы определить количественные параметры получаемого продукта, необходимо вначале рассчитать количественные параметры вступающего в реакцию чистого вещества, которое содержится в исходном объекте. После этого решается базовая задача.
Обратные задачи заключаются в оценке чистоты исходных веществ по количеству продуктов реакции.
Содержание примеси обычно выражают в частях от единицы (или выражают в %). Эта величина показывает массовую долю чистого вещества (примеси) в исходном образе (формула 1).
Для вычисления массы чистого вещества (или примесей), содержащегося в смеси, используют формулу 2.
(1)
m(смеси) =m(осн.в.) +m(прим.)(2)
Задача. При взаимодействии 10,8 г кальцинированной соды (безводный карбонат натрия)
с избытком раствора соляной кислоты получили 2,24 л (н.у.) оксида углерода (IV).
Вычислите содержание примеси в соде.
3. Расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.
Как быть, если одновременно заданы параметры нескольких реагирующих веществ? По какому из них вести расчет? Это определяют, сравнения отношения стехиометрических коэффициентов и отношение количеств вещества, взятых для данной реакции.
Если один из реагентов присутствует в количестве больше, чем стехиометрическое, то часть его остается неиспользованной после окончания реакции (избыток вещества). Очевидно, что расчеты нужно вести по веществу, которое в данной реакции расходуется полностью (т.е. находится в недостатке).
Задача. В реакционном сосуде смешали 6,72 л оксида углерода (II) и 2,24 л кислорода и смесь подожгли. Определите объемный состав полученной смеси.
Пояснительная записка Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач. Решение задач помогает конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Данная программа элективного курса предназначена для учащихся 11 классов химико-биологического профиля и рассчитана на 40 часов. Элективный курс представлен в виде практикума, который позволит восполнить пробелы в знаниях учащихся по вопросам решения расчетных задач разных типов и позволит подготовиться к сдаче ЕГЭ Цели курса: - конкретизация химических знаний по основным разделам предмета; - развитие навыков самостоятельной работы; - развитие умений логически мыслить; - развитие учебно-коммуникативных умений. Задачи: - совершенствование знаний о типах расчетных задач и алгоритмах их решения; - решение расчетных задач повышенной сложности; - формирование навыков исследовательской деятельности. Знания, умения и навыки, формируемые элективным курсом: По итогам элективного курса учащиеся должны знать: - химические свойства разных классов неорганических и органических соединений; - признаки, условия и сущность химических реакций; - химическую номенклатуру. По итогам элективного курса учащиеся должны уметь производить расчеты: - по формулам и уравнениям реакций; - определение компонентов смеси; - определение формул соединений; - растворимости веществ; - вычисление объема газообразных веществ при н.у. и условиях, отличающихся от нормальных;- энтальпии веществ; - переход от одного способа выражения концентрации к другому.Содержание программы Тема 1. Введение. Общие требования к решению химических задач. Использование знаний физики и математики при решении задач по химии. Тема 2. Задачи на газовые законы. Газовые законы: закон Авогадро и его следствия; объединенный газовый закон Бойля-Мариотта и Гей-Люссака. Уравнение Менделеева-Клайперона. Плотность газа, относительная плотность. Нормальные условия и условия отличные от нормальных. Международная система единиц (СИ). Массовая, объёмная и мольная доли газов. Средняя молярная масса. Составление и использование алгоритмических предписаний. Смешанные задачи. Тема 3. Расчёты по уравнениям реакций. Расчеты по уравнениям реакций, если одно из веществ взято в избытке. Определение состава соли (кислая или средняя) по массам веществ, вступающих в реакцию. Определение состава двух-трехкомпонентной смеси по массам веществ, образующихся в ходе одной или нескольких реакций. Задачи на электролиз. Составление и использование алгоритмических предписаний. Смешанные задачи. Тема 4. Концентрация растворов. Выражение состава растворов: массовая доля, молярная концентрация. Вычисление массы растворенного вещества и растворителя для приготовления определенной массы (или объёма) раствора с заданной концентрацией. Растворимость. Расчеты на основе использования графиков растворимости. Вычисление рН растворов. Расчеты по формулам веществ, содержащих кристаллизационную воду. Составление и использование алгоритмических предписаний. Смешанные задачи. Тема 5. Задачи по органической химии. Задачи с использованием схем превращений органических соединений. Смешанные задачи. Экспериментальные задачи: проведение «мысленного эксперимента».Учебно-тематический план № п/п Наименование разделов и тем Всего часов Формы контроля 1 Ведение. 1 Отчет. Контрольная и домашниеработы. 2 Задачи на газовые законы 13 Отчет. Контрольная и домашние работы. 3 Расчеты по уравнениям реакций 10 Отчет. Контрольная и домашние работы. 4 Решение задач на растворы 8 Отчет. Контрольная и домашние работы. 5 Задачи по органической химии 7 Отчет. Контрольная и домашние работы. 6 Итоговое занятие. Защита авторских задач. 1 Защита творческой работы. ЗачетКалендарно-тематическое планирование № урока Тема занятия Образовательный Продукт 1 Введение. Общие требования к решению задач по химии. Использование знаний физики и математики. Способы решения задач. Правила решения и оформления задач. 2 Задачи на соотношение основных характеристик газов. Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление основных газовых характеристик: молярная масса, плотность, относительная плотность и др. 3 Задачи на нахождение молярной массы смеси газов. Конкретизация понятий: средняя молекулярная масса смеси, нормальные условия и условия отличные от нормальных. 4 Задачи на нахождение состава смеси газов по молярной массе. Отчет о самостоятельном решении задач. 5 Задачи на смеси газов. Отчет о самостоятельном решении задач. 6 Задачи на определение объёмной доли (%) Алгоритм решения 7 Задачи на определение мольной доли (%) компонентов газовой смеси. Отчет. Конкретизация понятий: массовая доля, объемная и мольная доли. 8 Задачи на нахождение состава газовой смеси после реакции. Отчет о самостоятельном решении задач. Конкретизация понятия: объемы реагирующих и получающихся газов пропорциональны коэффициентам в уравнении реакции. 9 Задачи на изменение объёма газовой смеси в результате реакции. Отчет о самостоятельном решении задач. 10 Задачи на озонированный кислород. Отчет о самостоятельном решении задач. Конкретизация знаний о свойствах озона. 11 Задачи на горение топлива. Домашняя контрольная работа. 12-13 Смешанные задачи Отчет о самостоятельном решении задач. 14 Контрольная работа. Контрольная работа. 15 Задачи по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ дано Алгоритм решения. Отчет о самостоятельном решении задач.в избытке. 16 Задачи на металлические пластинки. Алгоритм решения. Отчет о самостоятельном решении задач. 17 Решение задач, раскрывающих образование кислых и средних солей двухосновных кислот. Алгоритм решения. Конкретизация знаний о свойствах основных классов неорганических соединений. 18 Решение задач, раскрывающих образование кислых и средних солей фосфорной кислоты. Отчет о самостоятельном решении задач. Составление уравнений химических реакций и их объяснение. 19 Задачи на определение состава солей при реакциях самоокисления- самовосстановления. Отчет о самостоятельном решении задач. Домашняя контрольная работа. Составление уравнений реакций раствора щелочи с хлором, серой, фосфором, оксидом азота (IV). 20 Расчёты по термохимическим уравнениям. Отчет о самостоятельном решении задач. Конкретизация знаний об энтальпии, термодинамических представлениях. Усвоение закона Гесса. 21 Решение задач на электролиз расплавов и растворов солей. Отчет о самостоятельном решении задач. Написание и объяснение уравнений реакций. 22-23 Смешанные задачи. Отчет о самостоятельном решении задач. 24 Контрольная работа. Контрольная работа. 25 Решение задач на молярную концентрацию. Отчет. Закрепление понятий: растворы, концентрация раствора, молярная концентрация. 26 Задачи на вычисление рН. Отчет о самостоятельном решении задач. Усвоение понятий: рН, ионное произведение воды. 27 Задачи по формулам веществ, содержащих кристаллизационную воду. Отчет о самостоятельном решении задач. Усвоение понятий: кристаллогидраты, кристаллизационная вода, соотношение количества вещества безводной соли, воды и кристаллогидрата.28 Задачи, на растворение веществ, реагирующих с водой. Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление знаний о химических свойствах основных классов неорганических соединений. 29 Задачи на насыщенные растворы. Отчет о самостоятельном решении задач. Усвоение понятий: растворимость, насыщенный раствор, зависимость растворимости веществ от температуры. 30 Задачи на олеум. Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление знаний о химических свойствах конц. серной кислоты, оксида серы (VI). 31 Смешанные задачи Отчет о самостоятельном решении задач. 32 Контрольная работа Контрольная работа. 33 Задачи по органической химии. Нахождение формул, если известны массовые доли элементов. Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление понятий: количество вещества, молярная масса, молярные соотношения, простейшая формула, истинная формула. 34 Задачи на определение формул, если известны массы или объемы продуктов сгорания. Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление понятий: молярный объем, молярные соотношения, простейшая и истинная формулы. 35 Задачи на углеводороды. Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление знаний о химических свойствах и способах получения. 36 Задачи на кислородсодержащие органические соединения. Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление понятий о генетической связи. 37 Задачи на азотсодержащие органические соединения. Отчет о самостоятельном решении задач. 38 Смешанные задачи. Отчет о самостоятельном решении задач. 39 Защита авторских задач. Авторские задачи. 40 Зачет.Методические рекомендации Отличительная особенность построения курса состоит в том, что он предназначен для учащихся 11 класса. К этому времени пройдена программа общей и неорганической химии, учащиеся в основном курсе уже ознакомлены с типами расчетных задач и их решением. Это дает возможность на занятиях элективного курса обратить внимание на наиболее сложные и мало встречающиеся в основной программе направления решения задач. Уровень химической грамотности учащихся должен лежать в основе оценки их знаний. При реализации программы данного курса рекомендуем обратить внимание на типологию расчетных задач, использовать дифференцированный подход и разноуровневые контрольные работы. Важно, чтобы учащиеся научились не только решать задачи по образцу, но и самостоятельно работать над текстом задачи, критически анализировать условия и возможные пути решения. Литература 1.Гудкова А.С., Ефремова К.М., Магдесиева Н.Н., Мельчакова Н.В. 500 задач по химии: Пособие для учащихся. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981. 2.Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2000 задач и упражнений по химии. Для школьников и абитуриентов. – М.: 1 Федеративная Книготорговая Компания, 1998. 3.Пузаков С.А., Попков В.А. Пособие по химии для поступающих в вузы. Программы. Вопросы, упражнения, задачи. Образцы экзаменационных билетов: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1999. 4.Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.: Новая волна, 1996. 5.Цитович И.К., Протасов П.Н. Методика решения расчетных задач по химии: Кн. для учителя. – 4-е изд., перераб – М.: Просвещение, 1983. 6.Штемплер Г.И., Хохлов А.И. Методика расчетных задач по