Методическая разработка урока химии в 9 классе « Фосфор как элемент мысли и жизни»
Методическая разработка урока химии в 9 классе « Фосфор как элемент мысли и жизни»
Цели: организовать деятельность учащихся по изучению особенностей строения атома фосфора на основании его положения в ПСХЭ Д.Менделеева, выяснить аллотропные возможности фосфора, изучить химические свойства фосфора как простого вещества на основе его строения, развивать познавательную самостоятельность учащихся при работе с учебником, дополнительной литературой, сайтами Интернета, формировать умения составления химических уравнений на основе химического эксперимента, навыки решения расчетных задач, воспитывать ответственность за конечный результат работы.Показать значимость химических знаний для современного человека.
Задачи: Образовательные: способствовать формированию у учащихся представления о фосфоре как о наиболее активном неметалле; повторить и закрепить понятие аллотропии, умение расставлять коэффициенты методом электронного баланса;
Развивающие: содействовать развитию у учащихся исследовательских умений в процессе обучения в сотрудничестве, развивать познавательный интерес, используя в содержании урока элементов новизны знаний и умений, устанавливая причинно-следственные связи.
Воспитательные: способствовать созданию условий для самореализации личности, для взаимопомощи и индивидуальной ответственности каждого в группе, поддерживать интерес к изучению химии через самостоятельную работу, воспитывать сотрудничество, продолжить формирование культуры общения и коммуникативных умений учащихся;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока химии в 9 классе « Фосфор как элемент мысли и жизни» »
«Фосфор как элемент мысли и жизни»
Выполнила: учитель химии МАОУ «СОШ№1»г.Светлогорск
Кострикова Ирина Анатольевна.
Цели урока:
организовать деятельность учащихся по изучению особенностей строения атома фосфора на основании его положения в ПСХЭ Д.Менделеева
выяснить аллотропные возможности фосфора
изучить химические свойства фосфора как простого вещества на основе его строения
развивать познавательную самостоятельность учащихся при работе с учебником, дополнительной литературой, сайтами Интернета
формировать умения составления химических уравнений на основе химического эксперимента, навыки решения расчетных задач
воспитывать ответственность за конечный результат работы.
Мотивационно-ориентационный этап.
Академик А.Е.Ферсман назвал этот элемент « элементом мысли и жизни», без него невозможно существование на Земле живого, в теле человека его примерно 0,8 кг. Он - основа нервных, мышечных, мозговых и костных тканей. Является жителем V - A подгруппы периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. О каком элементе идет речь?
Какие сведения о фосфоре вам были известны до сегодняшнего урока?
ФОСФОР
История открытия фосфора
1669 г- Х.Бранд-первооткрыватель
фосфора
1682г- Р.Бойль в химической лаборатории при работе с фосфором.
Фосфор как химический элемент
период
3
5
группа
валентных электронов
5
степени окисления
-3,0,+3,+5
высший оксид
Р2О 5
водородное соединение
РН3
Фосфор как простое вещество.Аллотропные возможности фосфора
Р
Красный
Черный
Белый
Аллотропия фосфора
Фосфор белый
Имеет молекулярную кристаллическую решетку кубического типа, состоящую из молекул Р4, которые могут свободно вращаться, связаны очень непрочными связями и имеют форму тетраэдра.
Фосфор красный
На холоду хрупок, мягкий при темп. выше 15 градусов Цельсия, с характерным запахом. Очень ядовит. Не растворяется в воде, но хорошо растворяется в сероуглероде. Светится в темноте. В порошке самовоспламеняется. При темп. 34оС. Поэтому его хранят под водой.
Имеет аморфное строение или атомную кристаллическую решетку, полимерное строение: тетраэдры Р4 связаны в бесконечные цепи. Несколько отличен «фиолетовый фосфор», состоящий из группировок Р8 и Р9, уложенных в длинные трубчатые структуры с пятиугольным сечением.
Фосфор чёрный
Порошок красно-бурого цвета ,не ядовит. Не растворяется ни в воде, ни в сероуглероде. Не светится в темноте. Загорается лишь при поджигании, а самовоспламеняется при темп. более 200оС
Кристаллическая форма. Построен из объёмных шестиугольников с атомами фосфора в вершинах, связанных друг с другом в слои (напоминает графит)
Наименее активная форма. Внешне похож на графит. При нагревании без доступа воздуха переходит в пар, из которого конденсируется белый фосфор
Прокомментируйте отрывок из романа А.Конан-Дойля « Собака Баскервилей». Попытайте определить, где правда, а где вымысел автора?
«...Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь .Ее огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, подняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. - Фосфор, – сказал я» .
Химические свойства фосфора.( Работа с учебником стр.160 и дополнительной литературой)
Фосфор как окислитель
Фосфор как восстановитель
2P 0 + 3Mg Mg 3 P 2 -3
3Li + P Li 3 P -3
4P + 3NaOH + 3H 2 O PH 3 + 3NaH 2 PO 2
4P 0 + 5O 2 – t 2P 2 +5 O 5
2P + 3Cl 2 2PCl 3
2P + 5Cl 2 2PCl 5
2P + 5S – t P 2 S 5
3P 0 + 5HN +5 O 3 + 2H 2 O 3H 3 P +5 O 4 + 5N +2 O
с бертолетовой солью при ударе взрывается, воспламеняется:
5KClO3+6P =3P2O5+5KCl
« Сжигание красного фосфора и исследование продуктов его сгорания»
Видеоролик «Сгорание фосфора в хлоре»
2 Р + 3 Cl 2 ( нед) →2 PCI 3
2 Р + 5 Cl 2 ( изб) → 2 PCI 5
ПРИМЕНЕНИЕ ФОСФОРА
удобрения
моющие средства
умягчение воды
ядохимикаты
Р
Защита от
коррозии
Производство
спичек
Производство
красок
Создание
дымовых завес
полупроводники
Войска США
использовали фосфорные
Бомбы
в Ираке,
2004 г.
Первичное закрепление полученных знаний.
Тест с использованием для голосования интерактивные индивидуальные устройства.
Тест
1.Тип кристаллической решетки у белого фосфора….
а) молекулярный б) атомный в) ионный
а) молекулярный Р4
2. У фосфора….. аллотропных модификаций
а) две б) три в) четыре г) пять
в) четыре – белый, черный, красный, фиолетовый
3. В атоме фосфора неспаренных электронов -…
а) три б) четыре в) пять
а) три
4. В реакции…. Фосфор проявляет восстановительные свойства
а)4Р+5О 2 =2Р 2 О 5 б)2Р+3 Mg = Mg 3 P 2 в)2Р+3Н 2 =2РН 3