kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока химии в 9 классе « Фосфор как элемент мысли и жизни»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: организовать деятельность учащихся по изучению особенностей строения атома фосфора на основании его положения в ПСХЭ Д.Менделеева, выяснить аллотропные  возможности фосфора, изучить химические свойства фосфора как простого вещества на основе его строения, развивать познавательную самостоятельность учащихся при работе с учебником, дополнительной литературой, сайтами Интернета, формировать умения составления химических уравнений на основе химического эксперимента, навыки решения расчетных задач, воспитывать ответственность за конечный результат работы.Показать значимость химических знаний  для современного человека.

Задачи: Образовательные: способствовать формированию у учащихся представления о фосфоре как о наиболее активном неметалле; повторить и закрепить понятие аллотропии, умение расставлять коэффициенты методом электронного баланса;

Развивающие: содействовать развитию у учащихся исследовательских умений в процессе обучения в сотрудничестве, развивать познавательный интерес, используя в содержании урока элементов новизны знаний и умений, устанавливая причинно-следственные связи.

Воспитательные: способствовать созданию условий для самореализации личности, для взаимопомощи и индивидуальной ответственности каждого в группе, поддерживать интерес к изучению химии через самостоятельную работу, воспитывать сотрудничество, продолжить формирование культуры общения и коммуникативных умений учащихся; 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока химии в 9 классе « Фосфор как элемент мысли и жизни» »

«Фосфор как элемент мысли и жизни»   Выполнила: учитель химии МАОУ «СОШ№1»г.Светлогорск Кострикова Ирина Анатольевна.

«Фосфор как элемент мысли и жизни»

Выполнила: учитель химии МАОУ «СОШ№1»г.Светлогорск

Кострикова Ирина Анатольевна.

Цели урока:

Цели урока:

  • организовать деятельность учащихся по изучению особенностей строения атома фосфора на основании его положения в ПСХЭ Д.Менделеева
  • выяснить аллотропные возможности фосфора
  • изучить химические свойства фосфора как простого вещества на основе его строения
  • развивать познавательную самостоятельность учащихся при работе с учебником, дополнительной литературой, сайтами Интернета
  • формировать умения составления химических уравнений на основе химического эксперимента, навыки решения расчетных задач
  • воспитывать ответственность за конечный результат работы.
Мотивационно-ориентационный этап. Академик А.Е.Ферсман назвал этот элемент « элементом мысли и жизни», без него невозможно существование на Земле живого, в теле человека его примерно 0,8 кг. Он - основа нервных, мышечных, мозговых и костных тканей. Является жителем V - A подгруппы периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. О каком элементе идет речь?

Мотивационно-ориентационный этап.

Академик А.Е.Ферсман назвал этот элемент « элементом мысли и жизни», без него невозможно существование на Земле живого, в теле человека его примерно 0,8 кг. Он - основа нервных, мышечных, мозговых и костных тканей. Является жителем V - A подгруппы периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. О каком элементе идет речь?

Какие сведения о фосфоре вам были известны до сегодняшнего урока? ФОСФОР

Какие сведения о фосфоре вам были известны до сегодняшнего урока?

ФОСФОР

История открытия фосфора  1669 г- Х.Бранд-первооткрыватель  фосфора 1682г- Р.Бойль в химической лаборатории при работе с фосфором.

История открытия фосфора

1669 г- Х.Бранд-первооткрыватель

фосфора

1682г- Р.Бойль в химической лаборатории при работе с фосфором.

Фосфор как химический элемент период 3 5 группа валентных электронов 5 степени окисления -3,0,+3,+5 высший оксид  Р 2 О 5 водородное соединение РН 3

Фосфор как химический элемент

период

3

5

группа

валентных электронов

5

степени окисления

-3,0,+3,+5

высший оксид

Р 2 О 5

водородное соединение

РН 3

Фосфор как простое вещество. Аллотропные возможности фосфора      Р Красный Черный Белый

Фосфор как простое вещество. Аллотропные возможности фосфора

  • Р

Красный

Черный

Белый

Аллотропия фосфора

Фосфор белый

Имеет молекулярную кристаллическую решетку кубического типа, состоящую из молекул Р4, которые могут свободно вращаться, связаны очень непрочными связями и имеют форму тетраэдра.

Фосфор красный

На холоду хрупок, мягкий при темп. выше 15 градусов Цельсия, с характерным запахом. Очень ядовит. Не растворяется в воде, но хорошо растворяется в сероуглероде. Светится в темноте. В порошке самовоспламеняется. При темп. 34оС. Поэтому его хранят под водой.

Имеет аморфное строение или атомную кристаллическую решетку, полимерное строение: тетраэдры Р4 связаны в бесконечные цепи. Несколько отличен «фиолетовый фосфор», состоящий из группировок Р8 и Р9, уложенных в длинные трубчатые структуры с пятиугольным сечением.

Фосфор чёрный

Порошок красно-бурого цвета ,не ядовит. Не растворяется ни в воде, ни в сероуглероде. Не светится в темноте. Загорается лишь при поджигании, а самовоспламеняется при темп. более 200оС

Кристаллическая форма. Построен из объёмных шестиугольников с атомами фосфора в вершинах, связанных друг с другом в слои (напоминает графит)

Наименее активная форма. Внешне похож на графит. При нагревании без доступа воздуха переходит в пар, из которого конденсируется белый фосфор

Прокомментируйте отрывок из романа А.Конан-Дойля « Собака Баскервилей». Попытайте определить, где правда, а где вымысел автора?

Прокомментируйте отрывок из романа А.Конан-Дойля « Собака Баскервилей». Попытайте определить, где правда, а где вымысел автора?

  • «...Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь .Ее огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, подняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. - Фосфор, – сказал я» .
Химические свойства фосфора.  ( Работа с учебником стр.160 и дополнительной литературой)   Фосфор как окислитель Фосфор как восстановитель 2P 0 + 3Mg  Mg 3 P 2 -3 3Li + P  Li 3 P -3 4P + 3NaOH + 3H 2 O  PH 3  + 3NaH 2 PO 2 4P 0 + 5O 2 – t   2P 2 +5 O 5   2P + 3Cl 2   2PCl 3 2P + 5Cl 2   2PCl 5 2P + 5S – t   P 2 S 5   3P 0 + 5HN +5 O 3 + 2H 2 O  3H 3 P +5 O 4 + 5N +2 O 

Химические свойства фосфора. ( Работа с учебником стр.160 и дополнительной литературой)

Фосфор как окислитель

Фосфор как восстановитель

2P 0 + 3Mg  Mg 3 P 2 -3

3Li + P  Li 3 P -3

4P + 3NaOH + 3H 2 O  PH 3  + 3NaH 2 PO 2

4P 0 + 5O 2 – t   2P 2 +5 O 5

 

2P + 3Cl 2  2PCl 3

2P + 5Cl 2  2PCl 5

2P + 5S – t   P 2 S 5

  3P 0 + 5HN +5 O 3 + 2H 2 O  3H 3 P +5 O 4 + 5N +2 O 

с бертолетовой солью при ударе взрывается, воспламеняется :
  • с бертолетовой солью при ударе взрывается, воспламеняется :

5 KClO 3 + 6 P = 3 P 2 O 5 + 5 KCl

« Сжигание красного фосфора и исследование продуктов его сгорания»

« Сжигание красного фосфора и исследование продуктов его сгорания»

Видеоролик  «Сгорание фосфора в хлоре»

Видеоролик «Сгорание фосфора в хлоре»

  • 2 Р + 3 Cl 2 ( нед) →2 PCI 3
  • 2 Р + 5 Cl 2 ( изб) → 2 PCI 5
ПРИМЕНЕНИЕ ФОСФОРА удобрения моющие средства умягчение воды ядохимикаты Р Защита от коррозии Производство спичек Производство  красок Создание дымовых завес полупроводники

ПРИМЕНЕНИЕ ФОСФОРА

удобрения

моющие средства

умягчение воды

ядохимикаты

Р

Защита от

коррозии

Производство

спичек

Производство

красок

Создание

дымовых завес

полупроводники

Войска США использовали фосфорные Бомбы в Ираке, 2004 г.

Войска США

использовали фосфорные

Бомбы

в Ираке,

2004 г.

Первичное закрепление полученных знаний.

Первичное закрепление полученных знаний.

  • Тест с использованием для голосования интерактивные индивидуальные устройства.
Тест 1.Тип кристаллической решетки у белого фосфора….  а) молекулярный б) атомный в) ионный а) молекулярный Р4 2. У фосфора….. аллотропных модификаций  а) две  б) три  в) четыре г) пять  в) четыре – белый, черный, красный, фиолетовый 3. В атоме фосфора неспаренных электронов -…  а) три   б) четыре   в) пять  а) три 4. В реакции…. Фосфор проявляет восстановительные свойства  а)4Р+5О 2 =2Р 2 О 5  б)2Р+3 Mg = Mg 3 P 2  в)2Р+3Н 2 =2РН 3 а)4Р+5О 2 =2Р 2 О 5

Тест

1.Тип кристаллической решетки у белого фосфора….

а) молекулярный б) атомный в) ионный

а) молекулярный Р4

2. У фосфора….. аллотропных модификаций

а) две б) три в) четыре г) пять

в) четыре – белый, черный, красный, фиолетовый

3. В атоме фосфора неспаренных электронов -…

а) три б) четыре в) пять

а) три

4. В реакции…. Фосфор проявляет восстановительные свойства

а)4Р+5О 2 =2Р 2 О 5 б)2Р+3 Mg = Mg 3 P 2 в)2Р+3Н 2 =2РН 3

а)4Р+5О 2 =2Р 2 О 5

Тест 5. Причина свечения белого фосфора….  а)изменение агрегатного состояния вещества  б) химическое явление в) физическое явление  б) химическое явление 6.Как называются соединения фосфора с металлами а) сульфаты б)фосфаты в) фосфиды в) фосфиды 7.Какой тип связи в молекуле фосфина РН 3 а) ковалентная неполярная б) ковалентная полярная в) ионная а) ковалентная неполярная 8) Красный или белый фосфор ядовит? а) красный б) белый б) белый 9) Очень ядовит, с неприятным запахом, легко воспламеняется на воздухе, образует болотные блуждающие огни. О каком газе идет речь?  О фосфине РН 3

Тест

5. Причина свечения белого фосфора….

а)изменение агрегатного состояния вещества

б) химическое явление в) физическое явление

б) химическое явление

6.Как называются соединения фосфора с металлами

а) сульфаты б)фосфаты в) фосфиды

в) фосфиды

7.Какой тип связи в молекуле фосфина РН 3

а) ковалентная неполярная б) ковалентная полярная в) ионная

а) ковалентная неполярная

8) Красный или белый фосфор ядовит?

а) красный б) белый

б) белый

9) Очень ядовит, с неприятным запахом, легко воспламеняется на воздухе, образует болотные блуждающие огни. О каком газе идет речь?

О фосфине РН 3

Домашнее задание: Учащиеся выбирают для выполнения задания разных уровней сложности: 1 уровень: упр. №1 стр. 163 учебника ( О.С.Габриелян, «Химия-9») 2 уровень:упр.№2 стр. 163 учебника 3 уровень: решение расчетной задачи №5 стр.163 учебника.

Домашнее задание:

Учащиеся выбирают для выполнения задания разных уровней сложности:

1 уровень: упр. №1 стр. 163 учебника ( О.С.Габриелян, «Химия-9»)

2 уровень:упр.№2 стр. 163 учебника

3 уровень: решение расчетной задачи №5 стр.163 учебника.

Итоги урока. Рефлексивно- оценочный этап.   1.Почему академик Ферсман назвал фосфор «элементом жизни и мысли?  2.Как ты оцениваешь знания, полученные сегодня? 3. Какое значение для тебя лично имеют  знания и умения, полученные сегодня?

Итоги урока. Рефлексивно- оценочный этап.

  • 1.Почему академик Ферсман назвал фосфор «элементом жизни и мысли?
  • 2.Как ты оцениваешь знания, полученные сегодня?
  • 3. Какое значение для тебя лично имеют

знания и умения, полученные сегодня?

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

  • Учебник О.С.Габриеляна « Химия- 9», изд.» Дрофа», 2007 год.
  • Виртуальная лаборатория. Открытая химия. 8-11 класс. [Электронный носитель]. – М.:
  • Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2002.
  • Уроки химии Кирилла и Мефодия. 8-9 класс. [Электронный носитель]. – М.: «Кирилл и Мефодий», 2002.
  • http :// www . alhimik . ru
  • http :// him .1 september . ru .


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока химии в 9 классе « Фосфор как элемент мысли и жизни»

Автор: Кострикова Ирина Анатольевна

Дата: 14.06.2014

Номер свидетельства: 104674


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства