kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока химии в соответствии с требованием ФГОС основного общего образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация к  уроку по  химии в 9 классе на тему:

"Азотная кислота».

1. Целью моего урока  является:

 изучение физических и химических (общих и специфических) свойств азотной кислоты.

 

Достижение поставленной цели стало возможным через решение ряда задач на основе метапредметного понятия

 

1) обучающих:

  • изучить материал на основе метапредметности.

2) развивающих:

  •  развивать у учащихся умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, обобщать, сравнивать;
  •  формировать самостоятельность мышления и мотивацию к учению  на основе  использования проблемных ситуаций;
  •  способствовать формированию познавательной активности на уроке через исследовательскую деятельность с использованием справочной литературы;
  •  учить  применять полученные знания в новой проблемной ситуации;
  • развивать  навыки самоконтроля;
  • способствовать развитию умения  анализировать и оценивать факты, делать выводы на основе сравнения.   
     

3) воспитывающих:

  •  содействовать формированию причинно-следственных и  межпредметных связей;
  • формировать научное  мировоззрение;
  • воспитание у учащихся потребности в здоровом образе жизни, соблюдение правил и норм  ТБ.

 

2. Место   урока  в системе уроков.    

В ходе урока я основывалась на принципах  концентрического обучения.

 

 

3. Программные требования и образовательные стандарты на уроке соблюдены полностью.

Тип урока: урок обобщения.

Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная.

Вид урока: урок теоретических и практических самостоятельных работ (исследовательского типа) с использованием справочного материала;

Используемые методы: наглядные, словесные, практические, проблемно-поисковые, метод стимулирования умственной деятельности, а также методы поощрения учащихся.

Учебное занятие построено на применении элементов следующих педагогических технологий: технологии  развития критического мышления, технологии сотрудничества, проблемного обучения, элементов ИКТ.

 

Учебное занятие  состояло из следующих этапов:

1. Организационный этап.

Основной задачей данного этапа было создание соответствующего эмоционального настроя, психологическая подготовка  учащихся к изучению нового материала.

2. Второй этап урока -  первая стадия «Вызов». Использование разминки, повторение изученных знаний о кислотах.

3. Третий этап урока соответствует второй стадии «Осмысление».

 Следующий этап урокастадия «Рефлексия», целью которого стало осознание полученных знаний по теме «Азотная кислота» через возврат к стадии «Вызов».  На данном этапе ребята обнаружили, что составленная схема содержит ответы на вопросы, поставленные в начале урока, а также позволяет дать полный ответ по изученной теме.

Я постаралась учесть образовательные запросы своих учеников и предложила двухуровневое домашнее задание, второй уровень которого носит творческий характер.

 

В конце учебного занятия мною была предложена психологическая страничка с целью повышения интереса к уроку и к предмету.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока химии в соответствии с требованием ФГОС основного общего образования »







































Урок химии по теме "Азотная кислота"

(9-й класс)

Место урока: урок 5, по теме «Подгруппа азота».

Тип урока: комбинированный.

Цель: создать условия для формирования учебной, коммуникативной компетенции через освоение знаний по составлению уравнений реакций, химических свойств и способов получения азотной кислоты, развитие умений работать самостоятельно, логически мыслить, что будет способствовать воспитанию моральных качеств личности.

Задачи:

  • Организовать деятельность учащихся для получения знаний о строении, физических и химических свойствах, о способах получения азотной кислоты и ее применения;

  • Повторить материал о реакциях ионного обмена и условиях их протекания до конца, опираясь на теорию электролитической диссоциации

  • Формировать умения исследовательской работы через химический эксперимент;

  • Развивать навыки самостоятельной работы с текстом, познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, логическое мышление;

  • Воспитывать уважительное отношение учащихся к мнению других, чувство товарищества, сопереживания

Средства обучения и материалы:      

  • Учебник «Химия – 9» под редакцией Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман, 2011 г.

  • Таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»;

  • Мультипроектор;

  • Электронная презентация урока Power Point «Азотная кислота»;

  • Электрохимический ряд напряжений металлов;

  • Памятка «Окисление металлов азотной кислотой разной концентрации»;

  • Инструкция по выполнению химического эксперимента.

Химические реактивы:

Для учащихся: Азотная кислота, оксид меди (II), индикаторы, карбонат натрия.

Для учителя: Азотная кислота (концентрированная), медь.

Учебно-методический комплекс под редакцией Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман, примерная программа основного общего образования по химии.

На уроке реализуется личностно- ориентированный подход в обучении, приёмы технологии развития критического мышления и элементы ИКТ на всех этапах урока.













Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Организационный этап

– Приветствую учащихся.
Отмечаю отсутствующих.

– Отвечают на приветствие.

II. Мотивационно-целевой этап

Давайте вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках (мозговой штурм).

Какие соединения азота вы знаете?

Назовите степени окисления азота в этих соединениях.

Какие ещё степени окисления характерны для кислорода?

В чём особенность строения молекулы азота?


– Сегодня нам нужно изучить одно очень важное вещество, которое используется для производства комплексных удобрений, лекарств и красителей, но пока я не буду говорить его название, через несколько секунд, мы узнаем, что это за соединение. На повестке урока…

(Слайд 2, 3)
– Как вы уже догадались, сегодня мы будем изучать азотную кислоту, способы ее получения, свойства, области применения.

Отвечают на вопросы.









– Прочитывают, отвечают на поставленный вопрос, записывают тему урока в тетрадь.

– Как вы думаете, какова цель нашего урока?
1. узнать (Что?)
2. понять (Что?)
3. научиться (Чему?)
4. закрепить (Что?)
5. зачем это надо?

(Слайд 4)
– Определяем план работы по изучению кислоты.

Ответы учащихся.

III. Организационно-деятельный этап

1. Строение,характеристика (Слайд 5,6)
2. Физические свойства (Слайд 7)
3. Химические свойства (Слайд 8)

Сегодня на уроке вам предстоит многое выяснить о химических свойствах этого интересного вещества. На пути познания вы столкнетесь с противоречиями, обнаружите удивительные факты. Но, для начала нам необходимо повторить некоторые моменты:

Объяснение учителя. Учащиеся делают записи в тетрадь.

1) Перечислите общие свойства кислот? (называются общие свойства кислот – реакция на индикатор, взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, растворами некоторых солей).
2) Почему всем кислотам характерны общие химические свойства? (объясняют, что общие свойства кислот объясняются наличием в молекулах кислот протонов водорода, способных диссоциировать в раствор и замещаться на катионы металлов).
? возникает вопрос: характерны ли азотной кислоте общие свойства? Чтобы это выяснить, я предлагаю провести химический эксперимент.

(Слайд 9)

Ответы учащихся.

– Работа в парах по выполнению химического эксперимента «Изучение химических свойств азотной кислоты общих с другими кислотами» (приложение 1)

Читают инструкцию.

– Напоминаю технику безопасности при выполнении химического эксперимента

Слушают.

– Выполнение химического эксперимента.

Выполняют работу и делают записи в тетрадь.

Отвечают у доски.

Вывод: Азотной кислоте характерны общие свойства кислот: реакция на индикатор, взаимодействие с оксидами металлов, гидроксидами, солями более слабых кислот, обусловленные наличием в молекулах иона Н+;
Ребята, вы наверно заметили, что вы при выполнении химического эксперимента не провели реакцию взаимодействия азотной кислоты с металлами. Конечно, азотная кислота реагирует с металлами, но не так как другие кислоты.
Учитель демонстрирует в вытяжном шкафу взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медными опилками . У учащихся возникает противоречие: вместо водорода, как при взаимодействии металлов с кислотами, выделяется бурый газ!
? У учащихся должен возникнуть вопрос: почему азотная кислота необычна во взаимодействии с металлами? Разобраться в этом поможет ПАМЯТКА «Окисление металлов азотной кислотой разной концентрации» (приложение 2),

(Слайд 10)

Записывают вывод в тетрадь.

Задание : Составить уравнения реакций
(используя слайд 10 и памятку).
Реакция разбавленной азотной кислоты со свинцом, конц. – с железом и золотом.

Выполняют задание по эталону.

? Какие особенности взаимодействия азотной кислоты с металлами вы выяснили? Учащиеся отмечают, что в разной концентрации азотная кислота реагирует не только с металлами до водорода в ряду активности металлов, но и с металлами после водорода – медь, серебро и даже золото; никогда не образуется водород, продуктами реакций являются нитраты, оксиды азота и вода.

Ответы учащихся, запись в тетрадь

4. Получение (Слайды 11-12)
Задание 3: Осуществите схему получения азотной кислоты в промышленности.
5. Применение (Слайд 13)


Вот мы и нашли ответы на многие вопросы о свойствах азотной кислоты. Большую часть урока вы сами искали истину, думали и рассуждали. Нам осталось подвести итог нашего урока.


IV. Рефлексивно-оценочный этап

Вопросы на закрепление (Слайд 14)


Выполняют работу.

Составление синквейна (Слайд 15)

Сочиняют синквэйн.

V. Домашнее задание

§19
Выполнить задание № 5, №7 стр. 59
Поиск информации о солях азотной кислоты в сети Интернет (Слайд 16)

Записывают домашнее задание

VI. Подведение итогов урока

– А сейчас давайте подведем итог вашей деятельности на уроке.
Я благодарю вас за активную работу, за азартный поиск ответов на поставленные вопросы. Желаю творческих успехов.


Литература:

  1. Зайцев О.С. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты: Учебник для студентов. Высших учебных заведений. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999.

  2. Кузнецова Л.М. Новая технология обучения химии в 9 классе: Методическое пособие. – Обнинск: Титул, 2000.

  3. Тамаров М.А. Неорганическая химия. – М.: Медицина, 1994.

  4. Учебник: Химия 9, Г.Е.Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Просвещение, Москва, 2009.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дорошева Светлана Александровна

Дата: 01.12.2014

Номер свидетельства: 137677


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства