Данная рабочая тетрадь обеспечит подготовку учащихся, по темам, которые перекликаются в разделах химии и биологии. Выполнив все задания, учащийся сможет повысить уровень своих знаний.
Тема: Химический состав клетки. Неорганические вещества.
Задание 1.
Работая с текстом учебника, найдите ответы на вопросы
1.Химическая формула воды –
2.Вода определяет физические свойства клетки -
3.Биологическая роль воды определяется -
4.Особенности молекулярной структуры воды объясняют и её свойства как –
Ответы – 1 – H2O, 2 – объем, упругость, 3 – особенностью её молекулярной структуры, полярностью её молекул, 4 – растворителя.
Задание 2.
Дополните:
Вещества, хорошо растворимые в воде, называются -
Вещества, плохо или вовсе не растворимые в воде, называются –
Ответ: гидрофильные, гидрофобные.
Задание 3.
Заполните таблицу:
Соединения (в %)
неорганичекие
органические
……….
70-80
Белки
……
Неорганические вещества
…….
……….
……….
Нуклеиновые кислоты
0,2 – 2,0
1-5
…….
Ответ:
неорганичекие
органические
Вода
70-80
Белки
10-20
Неорганические вещества
1- 1,5
Углеводы
Жиры
Нуклеиновые кислоты
0,2 – 2,0
1-5
1 - 2
Задание 4.
Зачеркните лишнее:
Для процессов жизнедеятельности из входящих в состав клетки солей катионов наиболее важны:
K+, Na+, F2+, Ca2+, N+, Mg2+.
Ответ: лишнее – F2+, N+.
Задание 5.
Чем отличается химический состав живой и неживой природы?
Ответ: Элементы, встречающиеся в живой природе, широко распространены и в неживой природе — атмосфере, воде, земной коре. Нет таковых элементов, которые встречались бы исключительно в живых организмах. Но соотношение химических элементов, их вклад в образование веществ, составляющих живой организм и неживое тело, резко различаются. В живом организме большая часть элементов находится в виде химических соединений — веществ, растворенных в воде. Исключительно в живых организмах содержатся органические вещества: белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по химии и биологии »
Рабочая тетрадь по химии и биологии
для учащихся 8-9х классов
Данная рабочая тетрадь обеспечит подготовку учащихся, по темам, которые перекликаются в разделах химии и биологии. Выполнив все задания, учащийся сможет повысить уровень своих знаний.
Тема: Химический состав клетки. Неорганические вещества.
Задание 1.
Работая с текстом учебника, найдите ответы на вопросы
1.Химическая формула воды –
2.Вода определяет физические свойства клетки -
3.Биологическая роль воды определяется -
4.Особенности молекулярной структуры воды объясняют и её свойства как –
Ответы – 1 – H2O, 2 – объем, упругость, 3 – особенностью её молекулярной структуры, полярностью её молекул, 4 – растворителя.
Задание 2.
Дополните:
Вещества, хорошо растворимые в воде, называются -
Вещества, плохо или вовсе не растворимые в воде, называются –
Ответ: гидрофильные, гидрофобные.
Задание 3.
Заполните таблицу:
Соединения (в %)
неорганичекие
органические
………..
70-80
Белки
……
Неорганические вещества
…….
……….
……….
Нуклеиновые кислоты
0,2 – 2,0
1-5
……..
Ответ:
неорганичекие
органические
Вода
70-80
Белки
10-20
Неорганические вещества
1- 1,5
Углеводы
Жиры
Нуклеиновые кислоты
0,2 – 2,0
1-5
1 - 2
Задание 4.
Зачеркните лишнее:
Для процессов жизнедеятельности из входящих в состав клетки солей катионов наиболее важны:
K+, Na+, F2+, Ca2+, N+, Mg2+.
Ответ: лишнее – F2+, N+.
Задание 5.
Чем отличается химический состав живой и неживой природы?
Ответ: Элементы, встречающиеся в живой природе, широко распространены и в неживой природе — атмосфере, воде, земной коре. Нет таковых элементов, которые встречались бы исключительно в живых организмах. Но соотношение химических элементов, их вклад в образование веществ, составляющих живой организм и неживое тело, резко различаются. В живом организме большая часть элементов находится в виде химических соединений — веществ, растворенных в воде. Исключительно в живых организмах содержатся органические вещества: белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты.
Тема: Органические вещества клетки. Белки, их строение.
Задание 1.
Подчеркните:
Что входит в состав белков:
Углерод, цинк, водород, фосфор, кислород, азот.
Ответ: углерод, водород, кислород, азот.
Задание 2.
Обозначьте структуру мономера и полимера, с буквой А
Ответ:Денатурация - разрушение структурной организации белков.
Задание 2.
Соотнесите функцию белка с её характеристикой:
1. Строительная (структурная).
2. Двигательная
3. Транспортная.
4. Защитная.
5, Сигнальная (рецепторная).
6. Регуляторная.
7. Каталитическая (ферментативная).
8. Запасающая
9. Пищевая (основной источник аминокислот).
10. Энергетическая.
а) Обеспечивается сократительными белками (актин и миозин), которые обуславливают движение ресничек и жгутиков, сокращение мышц, перемещение хромосом при делении клетки, движение органов растений
б) Прием сигналов из внешней среды и передача команд в клетку за счет изменения третичной структуры встроенных в мембрану белков в ответ на действие факторов внешней среды. Например, гликопротеины (встроены в гликокал икс), опсин (составная часть светочувствительных пигментов родопсина и йодопсина), фитохром (светочувствительный белок растений).
в) Белки-ферменты ускоряют биохимические процессы в клетке.
г) Входят в состав клеточных мембран и органоидов клетки (липопротеиды и гликопротеиды), участвуют в образовании стенок кровеносных сосудов, хрящей, сухожилий (коллаген) и волос (кератин).
д) Выработка антител (иммуноглобулинов) в ответ на проникновение в нее чужеродных веществ (антигенов), которые обеспечивают иммунологическую защиту; участие в процессах свертывания крови (фибриноген и протромбин).
е) Резервные белки животных: альбумин (яйца) запасает воду, ферритин – железо в клетках печени, селезенки; миоглобин – кислород в мышечных волокнах, казеин (молоко) и белки семян – источник питания для зародыша
ж) Белки-гормоны оказывают влияние на обмен веществ, т. е. обеспечивают гомеостаз, регулируют рост, размножение, развитие и другие жизненно важные процессы. Например, инсулин регулирует уровень глюкозы в крови, тироксин – физическое и психическое развитие и т.д
з) Являются источником энергии – при окислении 1 г белка выделяется 17,6 кДж энергии, но организм использует белки в качестве источника энергии очень редко, например, при длительном голодании
и) Белки пищи – основной источник аминокислот (особенно незаменимых) для животных и человека; казеин (белок молока) – основной источник аминокислот для детенышей млекопитающих.
к) Связывают и переносят с током крови многие химические соединения, например, гемоглобин и миоглобин транспортируют кислород, белки сыворотки крови переносят гормоны, липиды и жирные кислоты, различные биологически активные вещества.
Ответ: 1- г, 2 - а, 3 – к, 4 – д, 5 – б, 6 – ж, 7 – в, 8 – е, 9 – и, 10 – з.
Задание 3.
Что представляют собой ферменты?
Ответ: Ферменты (энзимы) – это специфические белки, которые присутствуют во всех живых организмах и играют роль биологических катализаторов.
Задание 4.
Назовите фамилию ученого, который писал, что «жизнь есть форма существования белковых тел»………………………………………………………..
Ответ: Ф. Энгельс
Задание 5.
Процесс восстановления структуры белка называется…………………………………………..
Ответ: ренатурацией.
Тема: Углеводы. Липиды.
Задание 1.
Выберите функции, которые углеводы выполняют в организме
каталитическая 4)строительная
транспортная 5) защитная
сигнальная 6) энергетическая
Ответ: 4, 6.
Задание 2.
Выберите функции, которые липиды выполняют в клетке
структурная 4) ферментативная
энергетическая 5) сигнальная
запасающая 6) транспортная
Ответ: 1, 2, 6
Задание 3.
Выберите один правильный ответ:
А1. В клетках животных запасным углеводом является:
целлюлоза
крахмал
хитин
гликоген
А2. Больше всего энергии выделится при расщеплении: