МБОУ «Болугурская СОШ»с углубленным изучением отдельных предметов
Рисунок 1тропа знаний
Методическое объединение естественно-математического цикла
Рабочая тетрадь исследователя
для образовательной экскурсии Тропа знаний
«Тропа знаний»
ученика ___________________ класса
________________________ школы ________
_________________________________________
- задания по различным предметам
- оформление практических работ
8
8
класс
МО ЕМЦ
Рабочая тетрадь исследователя предназначена для работы в полевых условиях. Тетрадь содержит задания по математике, физике, биологии, химии, географии, направленные на выполнение простейшихпрактических работ на местности. В пособии представлен ход выполнения и оформление всех практических работ.
Пособие поможет учителям правильно организовать экскурсию, существенно сэкономить время полевых исследований, построить работу с учетом индивидуального подхода к каждому учащемуся.
Опорный пункт: Озеро
Практическая работа. Изучение действия закона Архимеда в воде.
Цель____________________________________________________________________________________________________________
Оборудование:воздушные шарики, нитка, калькулятор.
Ход работы:
Надуйте шарик до любого размера.
Попытайтесь утопить шарики.
Найдите радиус шарика: обхватите шарик ниткой и разделите полученную длину нити на 2п (длина окружности L = 2пR)
Найдите силу Архимеда по формуле: Fа = ρж gV.
Плотность жидкости (кг/м3 )
Радиус шарика
(м)
Объем шарика
(м3 )
Архимедова сила
(Н)
Сделайте вывод_____________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа. Определение беспозвоночных озера
Оборудование:фотоаппарат, сачок для ловли водных б/п, емкости, пинцеты, морилка, булавки, этикетки, карандаш.
Цель:_________________________________________________________________________________________________________
Ход работы:
Объяснение правил сбора водных беспозвоночных.
Сбор водных беспозвоночных.
Определение собранных водных беспозвоночных.
Место сбора
Видовой состав
Количество
Индикаторные виды
Сделайте выводы: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
П рактическая работа. Анализ природной воды
Оборудование:плоскодонный стеклянный цилиндр, коническая колба, линейка.
Опыт 1. Определение прозрачности воды
Цель работы:__________________________________________
________________________________________________________
Ход работы:
Возьмите прозрачный плоскодонный стеклянный цилиндр диаметром 2-2.5 см,
высотой 30-35 см. (или мерный цилиндр на 250 мл без пластмассовой подставки).
Установите цилиндр на печатный текст и вливайте исследуемую воду, следя за тем, чтобы можно было читать через воду текст.
Отметьте, на какой высоте вы будете видеть шрифт.
Измерьте высоты столбов воды линейкой.
Данные занесите в таблицу:
Проба воды
№1
№2
№3
№4
№5
Высота столбов воды
Опыт 2. Определение интенсивности запаха воды.
Цель работы:___________________________________________
________________________________________________________
Ход работы
В коническую колбу с пробиркой (желательно стеклянной) налейте исследуемую воду до 2/3 объема и сильно встряхните в закрытом состоянии.
Затем откройте колбу и отметьте характер и интенсивность запаха.
Дайте оценку интенсивности запаха воды в баллах, пользуясь таблицей 1:
Определение интенсивности запаха
Таблица 1
Характеристика запаха
Интенсивность запаха
Отсутствие ощутимого запаха
0
Очень слабый запах – не замечается потребителями, но обнаруживается специалистами
1
Слабый запах – обнаруживается потребителями, если обратить на это внимание
2
Запах легко обнаруживается
3
Отчетливый запах – неприятный и может быть причиной отказа от питья
4
Очень сильный запах – делает воду непригодной для питья
5
Сделайте вывод: _________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа: Определение площади поверхности озера.
Цель работы:__________________________________________
______________________________________________________
Оборудование:рулетка, карандаш, блокнот, колышки.
Ход работы:
Вычисление площади поверхности озера.
Провести прямые линии по периметру прямоугольника описанного вокруг озера.
Нанести на рисунок контур озера и прямоугольника.
С помощью квадратной палетки определить площадь поверхности озера.
Заполните таблицу, вычислите площадь поверхности озера
Количество полных квадратов (a)
Количество неполных квадратов b
Площадь одного квадрата (Sкв)
Sрисунка =a+b/2
Площадь озера
S=Sрисунка*Sкв
Сделайте вывод______________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа. Определение расстояния между двумя точками
Цель работы:___________________________________________
______________________________________________________
Оборудование:палки 3 шт., рабочая тетрадь, фотоаппарат.
Ход работы:
выбирают такую точку С, из которой можно пройти и к точке А, и к точке В и из которой видны обе эти точки.;
на прямой АС отмечают точку Е так, что АЕ = СЕ;
на прямой ВС отмечают точку F так, что ВF = СF;
соединяют точки Е и F;
Сделайте вывод ____________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа. Определение глубины озера.
Цель работы:__________________________________________
Оборудование:тетрадь, палка длиной 2,5 м, колышки, рулетка, шпагат, калькулятор, фотоаппарат.
Ход работы:
1. Подготовить лодку.
2. С помощью шеста или шпагата с грузом опустить до дна.
3. Измерить длину шпагата или шеста.
4. Измерить глубину озера в нескольких местах.
5. Найти среднюю глубину озера.
Сделайте вывод: _______________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опорный пункт: Лес
Практическая работа. Определение кислотности почвы с помощью индикаторной бумаги
Цель работы:__________________________________________
Оборудование: фарфоровая чаша, раствор хлорида калия, стеклянная палочка, универсальная индикаторная бумага, карандаш, тетрадь, фотоаппарат.
Ход работы:
Приготовьте вытяжку из почвы. Для этого в фарфоровую чашку возьмите пробу 2-3 см3 (одну чайную ложку).
Прилейте 5-8 мл 1М раствора хлорида калия.
Содержимое чашки тщательно перемешайте стеклянной палочкой и оставьте на 1-2 минуты.
Выньте одну индикаторную бумагу.
Возьмите ее руками за концы и быстро опустите в содержимое чашки. Через 1-2 секунды бумажку выньте и посмотрите, какую окраску она приобрела в средней части полоски.
Группа почвы
Степень кислотности
№1
№2
№3
Сделайте вывод: _______________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа. Исследование закона равновесия рычага
Цель работы:__________________________________________
Оборудование:тетрадь, палка длиной 2,5 м ( рычаг), линейка длиной 1 м, калькулятор, фотоаппарат.
Ход работы:
Положите рычаг на устойчивый пенек и уравновесьте его в горизонтальном положении.
Встаньте на левое и правое плечо рычага так, чтобы рычаг находился в равновесии.
Измерьте с помощью линейки длины плеч рычага.
Определите свой вес по формуле P=m*q, q=9,8 н/кг
Найдите абсолютные значения моментов сил М1 = P1 *I1 М2 = P2 * l2
Найдите цену деления линейки и ответ запишите с учетом погрешности.
Сравните отношение моментов сил и сделайте вывод о погрешности экспериментальной проверки правила моментов.
Левое плечо
L1 (см)
Правое плечоL2
(см)
Вес P1
Н
Вес P2
Н
Момент силы М1
(Н/м)
Момент силы М2
(Н/м)
Сделайте вывод: _______________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа. Определение возраста дерева по кольцам
Цель работы:__________________________________________
Оборудование: металлическая линейка, карандаш, пила, фотоаппарат.
Ход работы:
Сделать спил ствола дерева.
Скрепить металлической лентой
Измерить величину годичных приростов.
Нанести абсолютные значения положения годичных колец на линейке.
Рассчитать абсолютные приросты по годам, от года гибели дерева до года его рождения.
Фиксирование данных спилов разных деревьев.
1._______________________________________________________
2._______________________________________________________
3._______________________________________________________
Сделайте вывод: _______________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа. Определение объема растущего дерева
Цель работы:__________________________________________
Оборудование:рулетка, рабочая тетрадь, справочник, калькулятор, фотоаппарат.
Ход работы:
Подберите дерево, объем которого предстоит определять.
Определите высоту дерева.
С помощью метровки измерьте охват ствола на высоте груди.
По формуле длины окружности вычислить диаметр дерева С=D
Вычислить площадь поперечного сечения по величине этого дерева S=R2
По формуле объема конуса вычислить объем растущего дерева
Заполнить таблицу:
Высота шеста
Длина тени шеста
Длина тени дерева
Вычисление
Сделайте вывод: _______________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа. Определение высоты дерева
Цель работы:__________________________________________
Оборудование:рулетка, рабочая тетрадь, справочник, калькулятор, фотоаппарат.
Ход работы:
Определение высоты предмета по тени.
При определении высоты дерева по тени шест ставят недалеко от дерева
Для определения высоты по длине тени нужно знать:
Сделайте вывод: _______________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа. Определение возраста сосны по мутовкам веток
Цель работы:__________________________________________
Оборудование:калькулятор, фотоаппарат
У сосны мутовчатое расположение веток. Обычно 4-5 веток веерообразно расходятся во все стороны, располагаясь на одном уровне вокруг ствола. Этаж за этажом поднимаются мутовки до самой вершины. Каждый год на вершине сосенны образуется новая мутовка. П мутовкам можно приблизительно определить возраст сосны: сколько мутовок – столько лет сосне. Но определить возраст таким образом можно только у мол одых сосенок. У старых сосен мутовки снизу отмирают и зарастают, не оставляя никаких следов на стволе.
По числу мутовок можно определить возраст у молодой сосны (ДО 35-40 ЛЕТ). Например, во время прогулки в молодом лесу вы насчитали на стволе сосны 15 мутовок. Значит, возраст ёё – 18 лет, так как в первые три года сосенки мутовок не образуют
Сделайте вывод: _______________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опорный пункт: Надпойменная терраса реки Амга
Практическая работа. Определение площади листьев по палетке.
Оборудование: лист клетчатой бумаги, линейка, калькулятор, листья разных растений.
Цель:_____________________________________________________________
_______________________________________________________________ ___
Ход работы:
Найдите крупные и мелкие листья растений.
Поставьте листья на лист клетчатой бумаги и обведите контур той части листья, на которую опираются листья
Сосчитайте число полных квадратиков, попавших внутрь контура, и прибавьте к нему половину числа неполных квадратиков, через которые прошла линия контура. Полученное число умножьте на площадь одного квадратика.
Площадь квадратика на листе, взятом из школьной тетради равна ¼ см2 .Найдите площадь листья.
Таким образом, измеряем другие листья.
Найдите цену деления линейки и ответ запишите с учетом погрешности.
Количество квадратов попавших внутри контура
Количество неполных квадратов
Площадь одного квадрата
Данные умноженные на площадь одного квадрата
Площадь листа
Сделайте вывод: ___________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа. Определение высоты склона
Оборудование:нивелир (шест с перпендикулярно закрепленным к ней планкой) 2 шт., рабочая тетрадь, фотоаппарат.
Цель:_____________________________________________________________
__________________________________________________________________
Ход работы:
Установите шест с перпендикулярно закрепленным к ней планкой, визируюте по планке и отмечаете на склоне точку. Переходя в эту точку повторяете процесс.
Данные занесите в таблицу:
Количество установленных нивелиров
Остаток в см
Высота склона (Н)
Определите высоту склона до наивысшей точки по формуле:
Сделайте вывод:_________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа. Измерениекрутизны склона
Оборудование:рабочая тетрадь, фотоаппарат, транспортир прикрепленный к колышку, колышка 1 шт.
Цель: _____________________________________________________________
__________________________________________________________________
Ход работы:
Закрепить нить с грузом в центр транспортира, прикрепленного к колышку.
На вершине склона установить колышку такой же высоты.
Навести диаметр транспортира на точку Д, лежащую выше точки В на такой же высоте, как и центр транспортира над точкой А.
При измерении угла наклона ската кол втыкают в землю в точку А и затем по отвесу делают отсчет угла в градусах.
Сделайте вывод:_____________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа. Определение кислотности почвы с помощью индикаторной бумаги
Оборудование: фарфоровая чаша, раствор хлорида калия, стеклянная палочка, универсальная индикаторная бумага, карандаш, тетрадь, фотоаппарат.
Цель: _____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Ход работы:
Приготовьте вытяжку из почвы. Для этого в фарфоровую чашку возьмите пробу 2-3 см3 (одну чайную ложку).
Прилейте 5-8 мл 1М раствора хлорида калия.
Содержимое чашки тщательно перемешайте стеклянной палочкой и оставьте на 1-2 минуты.
Выньте одну индикаторную бумагу.
Возьмите ее руками за концы и быстро опустите в содержимое чашки. Через 1-2 секунды бумажку выньте и посмотрите, какую окраску она приобрела в средней части полоски.
Данные занесите в таблицу:
Группа почвы
Степень кислотности
№1
№2
№3
№4
№5
Сделайте вывод:____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа. Описание почвенного разреза и определение типа почвы
Оборудование:рулетка, лупа, рабочая тетрадь, цветные карандаши, миллиметровая бумага, фотоаппарат.
Цель:____________________________________________________________
__________________________________________________________________
Ход работы:
Внимательно рассмотрите общий вид почвенного разреза. Замерьте высоту и в масштабе 1:10 или 1:5 (в зависимости от высоты разреза) отложите ее на миллиметровой бумаге (по вертикальной линии с левой стороны листа). Ширину примите равной 3-4 см. Таким образом, подготовьте абрис почвенного разреза.
Тщательно изучите горизонты, обозначьте их границы и определите высоту (в см) каждого из них. Отметьте на миллиметровке границы всех почвенных горизонтов.
Исследуйте каждый из горизонтов. Определите структуру почвы в каждом горизонте и ее механический состав (песчаная, супесчаная, суглинистая, глинистая).
Определите тип почвы.
Зарисуйте на абрисе почвенный разрез цветными карандашами.
Высота (см)
Горизонты
Структура почвы
Сделайте вывод___________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа. Определение класса растений по морфолого-биологическому анализу листа
Оборудование:опорный материал «Внешнее строение листа», ручка.
Цель:___________________________________________________________
__________________________________________________________________
Ход работы:
Внимательно рассмотрите листья растений.
Разделите листья на две группы: «простые» и «сложные».
Выберите 2 листа для анализа из группы «простые», имеющих внешние отличия и мысленно пронумеруйте.
Заполните таблицу соответственно признакам.
Отметьте галочкой главный признак, отличающий однодольных от двудольных растений.
№
Признак
1 лист
2 лист
Форма листа
Форма краев листа
Прикрепление листа к стеблю
Тип жилкования
Сделайте вывод_______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опорный пункт: Река
Практическая работа. Описание почвенного разреза и определение типа почвы
Цель:__________________________________________________________
Оборудование:рулетка, лупа, рабочая тетрадь, цветные карандаши, миллиметровая бумага, фотоаппарат.
Ход работы:
Внимательно рассмотрите общий вид почвенного разреза. Замерьте высоту и в масштабе 1:10 или 1:5 (в зависимости от высоты разреза) отложите ее на миллиметровой бумаге (по вертикальной линии с левой стороны листа). Ширину примите равной 3-4 см. Таким образом, подготовьте абрис почвенного разреза.
Тщательно изучите горизонты, обозначьте их границы и определите высоту (в см) каждого из них. Отметьте на миллиметровке границы всех почвенных горизонтов.
Исследуйте каждый из горизонтов. Определите структуру почвы в каждом горизонте и ее механический состав (песчаная, супесчаная, суглинистая, глинистая).
Определите тип почвы.
Зарисуйте на абрисе почвенный разрез цветными карандашами.
Высота (см)
Горизонты
Структура почвы
Сделайте вывод_______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
П рактическая работа. Анализ природной воды
Цель:__________________________________________________________
Оборудование: плоскодонный стеклянный цилиндр, коническая колба, линейка,
Опыт 1. Определение прозрачности воды
Возьмите прозрачный плоскодонный стеклянный цилиндр диаметром 2-2.5 см,
высотой 30-35 см. (или мерный цилиндр на 250 мл без пластмассовой подставки).
Установите цилиндр на печатный текст и вливайте исследуемую воду, следя за тем, чтобы можно было читать через воду текст.
Отметьте, на какой высоте вы будете видеть шрифт.
Измерьте высоты столбов воды линейкой.
Данные занесите в таблицу:
Проба воды
№1
№2
№3
№4
№5
Высота столбов воды
Опыт 2. Определение интенсивности запаха воды.
В коническую колбу с пробиркой (желательно стеклянной) налейте исследуемую воду до 2/3 объема и сильно встряхните в закрытом состоянии.
Затем откройте колбу и отметьте характер и интенсивность запаха.
Дайте оценку интенсивности запаха воды в баллах, пользуясь таблицей 1:
Определение интенсивности запаха
Таблица 1
Характеристика запаха
Интенсивность запаха
Отсутствие ощутимого запаха
0
Очень слабый запах – не замечается потребителями, но обнаруживается специалистами
1
Слабый запах – обнаруживается потребителями, если обратить на это внимание
2
Запах легко обнаруживается
3
Отчетливый запах – неприятный и может быть причиной отказа от питья
4
Очень сильный запах – делает воду непригодной для питья
5
Сделайте вывод_______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа. Определение скорости течения реки
Цель:_______________________________________________________
Оборудование:рулетка, секундомер, пенопласт, рабочая тетрадь, калькулятор, фотоаппарат.
Ход работы:
На прямом и ровном берегу реки рулеткой измерить расстояние S (м).
Забивать два шеста. У каждого поставить наблюдателя.
От верхнего шеста, отмечая время t, в воду бросают кусок дерева (пенопласт) и при прохождении его через нижний шест также отмечают время t. Тогда скорость течения реки можно определить по формуле:
Расстояние S (м)
Время t (сек)
Скорость V (м/сек)
Сделайте вывод_______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа. Определение беспозвоночных реки
Оборудование:фотоаппарат, сачок для ловли водных б/п, емкости, пинцеты, морилка, булавки, этикетки, карандаш.
Цель:_________________________________________________________________________________________________________
Ход работы:
Объяснение правил сбора водных беспозвоночных.
Сбор водных беспозвоночных.
Определение собранных водных беспозвоночных.
Место сбора
Видовой состав
Количество
Индикаторные виды
Сделайте выводы: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа. Определение ширины реки с помощью подобия треугольников
Цель:_______________________________________________________
Оборудование:рулетка, астролябия, рабочая тетрадь, карандаш, ручка, фотоаппарат.
Ход работы: при определении ширины реки , нам нужно найти расстояние от пункта А до недоступного пункта В:
На местности выбираем точку С и ставим шест. Провешиваем отрезок АС и измеряем его.
С помощью астролябии измеряем углы А и С.
На листе бумаги строим какой-нибудь треугольник А1 В1 С, у которого угол А1 равен углу А, угол С1 равен углу С.
Измеряем длины сторон А1 В1 и А1 С1 этого треугольника.
Так как треугольники подобны ( по первому признаку подобия треугольников), то
Из этой формулы находим АВ.
Для упрощения вычислений удобно построить треугольник А1 В1 С1 таким образом, чтобы А1 С1 :АС – 1:1000
Сделайте вывод_______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа. Определение расстояния до недоступной (видимой) точки.
Цель:_______________________________________________________
Оборудование:рулетка, рабочая тетрадь, ручка.
Ход работы:Чтобы измерить на местности расстояние между двумя точками А и В, из которых одна (точка В) недоступна,
из точки А с помощью теодолита провешивают прямую АСЕ, и отмеряют АС = СЕ.
Из точки Е с помощью теодолита перпендикулярно провешивают направление прямой ЕF.
Идите по этой прямойЕF, пока не найдете точку F, которая лежит на прямой ВС. Тогда АВ = EF.
Сделайте вывод_______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________