Проектная деятельность в рамках работы школьного научного общества учащихся
Проектная деятельность в рамках работы школьного научного общества учащихся
В настоящее время как никогда актуальна проектная исследовательская деятельность учащихся. В своей разработке я делюсь опытом проектной деятельности учащихся в рамках работы школьного научного общества. А именно касаюсь актуальности, цели и задач проектной деятельности, принципов работы, ожидаемых результатов и этапов такой, деятельности, предлагаю тематическое планирование и делюсь рекомендациями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Актуальность проектной исследовательской деятельности учащихся
Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Значит, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности, которая становится все более актуальной в современной педагогике. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход - это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной работы. Деятельностный подход предполагает наличие познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить). А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность, суть которой состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, обозначенные в Стандарте.
Проектная деятельность в рамках работы школьного научного общества учащихся МОУ СОШ № 15 г. Егорьевска
В МОУ СОШ №15 г. Егорьевска Московской области уже не первый год действует научное общество учащихся «Поиск», работа которого строится по двум направлениям:
Подготовка и участие школьников в предметных олимпиадах различных уровней;
Проектная, исследовательская деятельность.
В нашем школьном НОУ «Поиск» есть несколько секций. Я уже много лет руковожу естественнонаучной секцией, о работе которой хочу рассказать. Программа данной секции направлена на развитие исследовательской деятельности школьников, их компетенций, реализацию возможностей каждого ученика проявить себя, свои способности. Занятия позволяют сформировать у детей не только индивидуальные учебные навыки, но и навыки работы в коллективе, микрогруппах.
Актуальность
- подготовка к олимпиадамразличных уровней позволит учащимся приобрести более глубокие знания по химии и биологии, успешнее сдать ЕГЭ и поступить в запланированные ВУЗы;
- проектная работа позволит сформировать у учащихся умение самостоятельно приобретать и применять знания, а также развить их творческие способности.
Целью программы является совершенствование познавательной сферы обучающихся и обеспечение таких условий, где ребенок сможет достигнуть максимально возможного для него уровня развития.
Задачи проектной деятельности данного курса:
- обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении данной цели на протяжении всей работы);
- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
- умение анализировать;
- умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
- формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Курс заканчивается защитой персонального или коллективного проекта. Тематика проекта может касаться как теоретического аспекта, связанного с углублением предметных курсов, так и актуального для практики вопроса, что обеспечивает естественную интеграцию знаний.
Занятия организуются на принципах
личностно-ориентированного взаимодействия и творческого сотрудничества детей и педагога;
доступности предлагаемого материала;
последовательности и постепенности предлагаемого детям материала;
вариативности и проблемности.
Ожидаемые результаты
обучение навыкам исследования и умению задавать вопросы;
расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализация его интересов;
умение использовать различные методы организации и планирования своей деятельности;
умение вести регулярные записи в дневниках проектов;
выработка умения работать с источниками информации;
умение использовать в своей работе вновь приобретённые знания и навыки;
умение работать над проектом индивидуально, самостоятельно;
умение правильно представить свою исследовательскую работу;
укрепление навыков публичного выступления, умение представлять работу и отвечать на вопросы;
развитие творческого мышления, кругозора, уверенности в себе и организованности;
рост личностных достижений (участие в олимпиадах; участие в городской научно – исследовательской конференции «Шаг в науку»; активное участие в проведении предметной недели).
Знакомство с основными правилами выполнения школьниками исследовательских работ.
1
7
Утверждение тем проектов исследовательских работ учащихся.
3
8
Работа с научной литературой в целях накопления материала по избранной теме.
6
9
Индивидуальные консультации.
6
10
Практические индивидуальные занятия по выбранным темам проектных работ.
12
11
Знакомство с основными требованиями по оформлению научных работ.
3
12
Рецензирование работ.
3
13
Практическое занятие «Методика защиты исследовательских работ».
3
14
Научно – практическая конференция.
2
15
Подведение итогов.
1
Количество часов, отведенных в планировании на темы 4, 5, 7, 9, 10, 12 и 13, зависит от количества учащихся в группах и от числа проектов.
Проектная деятельность складывается из четырех этапов
Этапы проектной деятельности
Виды исследований и методы их проведения
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
1 этап: подготовительный, погружение в проект.
1. определение темы проекта;
2. осмысление проблемы и постановка гипотезы;
3. формулирование цели и постановка задач;
4. поиск методов работы.
1. обсуждение предмета исследования с учителем;
2. получение дополнительной информации;
3. уточнение и корректировка цели, постановка задач.
1. знакомит с замыслом проекта;
2. мотивирует учащихся;
3. помогает в постановке цели, задач, формулировке темы и гипотезы;
4. предварительно планирует дальнейшую работу;
5. определяет формы организации и распределения работы, ее учета и контроля;
6. распределяет сроки выполнения заданий.
2 этап: начальный, организация деятельности.
1. поиск и сбор информации;
2. формирование собственного мнения на предмет исследования;
3. индивидуальные консультации.
1. разбивка на группы и распределение ролей в группе (в случае групповых проектов);
2. планирование работы;
3. выбор формы и способа реализации предполагаемых результатов.
1. организует деятельность (оснащает всем необходимым и создает условия для самостоятельной исследовательской работы);
2. предлагает организовать группы и распределить амплуа в группах (в групповых проектах), спланировать деятельность по решению задач проекта, возможные формы продукта проектов.
3 этап: основной, исследование (осуществление деятельности).
4. анализ, синтез и обобщение полученных результатов;
5. подготовка письменного отчета и презентации;
6. оформление продукта проекта.
1. консультирует учащихся по необходимости;
2. ненавязчиво контролирует;
3. дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость;
4. репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов.
4 этап: заключительный, представление результатов исследования, отчет.
1. анализ и обобщение сделанного;
2. самооценка.
1. демонстрируют понимание проблемы, цели и задач, продукта проекта, а также умение планировать и осуществлять работу;
2. рефлексию деятельности и результата;
3. дают само - и взаимооценку деятельности и ее результативности.
1. обобщает и рецензирует полученные результаты;
2. подводит итоги обучения;
3. оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать своё мнение, толерантность и д.р.;
4. акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и д.р.
В конце каждого учебного года в нашей школе проводится научно-практическая конференция, где предлагаются вниманию учащихся и учителей самые лучшие проекты этого года. Работа осуществляется по нескольким секциям, в каждой из которых определяют абсолютного победителя, призеров и победителей в номинациях. Остальные участники конференции награждаются грамотами за участие. Такая работа очень нравится нашим школьникам. Они с удовольствием берутся за проекты, стараются их сделать как можно результативнее, интереснее, чтобы именно эти исследовательские работы попали на нашу школьную конференцию. Ведь среди слушателей находятся их друзья, одноклассники и те ребята, с которыми они каждый день встречаются в школе, мнение которых для них очень важно. А дух соревнования делает такую работу еще более увлекательной. И, конечно же, такая деятельность дает свои результаты. Самые удачные проекты мы представляем на конференциях и фестивалях различных уровней. На мой взгляд, одной из самых лучших работ, является проект по химии «Есть ли мясо в колбасе». Его авторами являлись ученицы девятого класса, уже выпускницы нашей школы, Золотухина Анастасия и Петрова Юлия. Впервые эту работу мы представили на нашей школьной конференции, где она стала победителем. А потом были муниципальная, региональные, федеральные конференции и фестивали, где данный проект был отмечен как победитель, призер, лауреат в номинации или финалист (см. презентацию). Были и многие другие хорошие проекты. Например, работа по биологии ученицы одиннадцатого класса Ивановой Алены «Чем пахнет жизнь» была удостоена в этом году II места на региональной конференции в Краснознаменске и I места на муниципальной. Но особенно хочется отметить, что такая деятельность помогает учащимся научиться работать в команде, сотрудничать в коллективе, формировать критическое мышление, вырабатывать свой собственный аналитический взгляд, а также расширить кругозор по предмету и еще более заинтересовать им, и, может быть, выбрать свою будущую профессию. Ведь Анастасия и Юлия учатся в медицинских институтах, а Алена собирается туда поступать. Да и многие другие ребята, которые приходят ко мне на проектную деятельность, связывают свои профессии с химией или биологией.
Общие выводы
В заключении хочется отметить, что проектная деятельность - это своего рода философия образования новой школы. Она дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия - таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях. И так, как я этой работой занимаюсь уже много лет и имею определенный опыт, хочется поделиться некоторыми рекомендациями.
Методические рекомендации по проектной исследовательской деятельности
1. Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций, учите ребят действовать самостоятельно. Не делайте за школьников то, что они сами могут сделать. Не навязывайте своего мнения.
2. Контролируйте, но не сдерживайте инициативу учащихся.
3. Обязательно обозначьте этапы выполнения проекта.
4. Не спешите с вынесением оценочных суждений. Оценивая, помните: лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать.
5. Подходите к этой работе творчески. Подумайте, как могут быть оформлены результаты проекта, каким может быть продукт.
6. Дерзайте! И у Вас все получится.
Список литературы
Андреевская Е.Г. Исследовательская и проектная деятельность в экологическом образовании: Дидактические материалы для учителя. – М., Издательский дом Паганель, 2010.
Андреевская Е.Г. Методические рекомендации по курсу «Исследовательская и проектная деятельность школьников». - М., Издательский дом Паганель, 2013.
Клименко А.В. Проектная деятельность учащихся. ж.ПИиОбщ., 2002г., №9.
Мачехина В.Н. Организация проектной деятельности старшеклассников. ПИиОбщ., 2002г., № 9.
Чечель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. 1998. № 3.