kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практические работы по химии 8-9 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном материале содержится 8 практических работ для 8-9 классов. Каждая работа имеет свою цель. Практическая работа состоит из двух частей: 1 часть содержит основную рпактическую часть, в которой учащиеся выполняют задания (например, взаимодействие кислоты с металлом, опыты с перманганатом калия, получение загрязненной соли, решение некоторых задач), 2 часть содержит тест по правилам техники безопасности. В обоих частях учащиеся заполняют результаты и вносят ответы по тесту в таблицу и бланки ответов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Практические работы по химии 8-9 классы»

Практическая работа №1

Лабораторное оборудование и приемы работы с ним.



Цель: познакомиться с основным лабораторным оборудованием, его назначением и приемам обращения с ними.



С техникой безопасности знаком (а) ___________________________




1 часть

  1. Знакомство со штативом.

По учебнику ознакомьтесь с устройством и назначением штатива. Внимательно посмотрите, как пользуется штативом учитель, демонстрируя его вам. Соберите штатив. Сделайте в тетради рисунок штатива, подписав его основные части: стержень, подставка, зажим, кольцо.


  1. Знакомство со спиртовкой.

Рассмотрите нагревательный прибор, которым вы будете пользоваться при выполнении химических опытов. Прочитайте правила работы со спиртовкой по учебнику. Зарисуйте устройство спиртовки, подпишите её части.


  1. Перечертите кроссворд в тетрадь. Впишите в него названия химического оборудования и посуды. Ключевое слово – название химического элемента













4







 







 

5




2

3

 

 



1

 

 

 

 



 

 

 

 

 



 

 

 


 



 

 

 


 



 


 


 



 


 





 


 













1.

2.

3.






4.



5














Тест на знание правил техники безопасности


  1. Вещество на вкус

А) можно пробовать

Б) нельзя пробовать

В) надо спросить у учителя


  1. Знакомясь с запахом вещества надо

А) поднести пробирку к носу

Б) направить воздух рукой от пробирки к носу.

В) нет верного ответа


3. Число склянок, которое можно одновременно открыть при проведении опыта

А) 1 Б) 2 В) много Г) нет верного ответа


4. Спиртовка имеет следующие части:

А) резервуар

Б) фитиль

В) подставка

Г) колпачок


5. Выберите правильные суждения

А) спиртовку можно зажигать от другой спиртовки

Б) нельзя дуть на спиртовку

В) тушить пламя спиртовки можно колпачком

Г) пробирку с веществом сразу греют в нужном месте.

Д) при нагревании отверстие пробирки должно быть направлено в сторону от себя и соседей.


  1. Стеклянную пробирку

А) можно класть на стол

Б) ставят только в штатив

В) можно класть на стол

Г) ставят только в штатив.



Бланк ответа


№ вопроса

1

2

3

4

5

6

Буква ответа

А







Б







В







Г







Д








Практическая работа №2


Исследование физических и химических свойств веществ.


Цель: изучить физические и химические свойства предложенных веществ, используя различные методы.


С техникой безопасности знаком (а) ___________________________



Для выполнения работы используйте табличные данные


1 часть

  1. Рассмотрите выданные вам образцы различных веществ. Исследуйте растворимость твердых веществ. Найдите в справочной таблице данные о плотности, температуре кипения, плавления. Результаты проведенного исследования внесите в таблицу.


Название вещества

Агрегатное состояние

цвет

запах

растворимость

плотность

Температура кипения и плавления

железо







сахар







масло подсолнечное









  1. Исследуйте химические свойства цинка:

- взаимодействие с водой

- взаимодействие с соляной кислотой HCl

- взаимодействие с хлоридом меди CuCl2

Результаты проведенного исследования внесите в таблицу:


свойство

наблюдения

Вывод о протекании реакции

Уравнения реакций






Вывод: С помощью, каких методов вы изучали вещества во время практической работы?



Тест по правилам техники безопасности


  1. Как определить газ по запаху?

А) наклониться над сосудом и вдохнуть

Б) направить пары газа к себе и сделать осторожный вдох

В) не знаю

Г) нет верного ответа


  1. Растворы из склянки необходимо наливать так, чтобы:

А) при наклоне этикетка оказалась сверху, в ладони

Б) этикетка находится снизу

В) не имеет значения, как взять склянку для реактивов

Г) нет верного ответа

  1. При разливе жидкости на столе необходимо:

А) сообщить учителю или лаборанту

Б) самостоятельно убрать разлитое вещество

В) сделать вид, что ничего не случилось.

Г) нет верного ответа


  1. Почему нельзя собирать на рабочем месте много реактивов?

А) можно перепутать реактивы

Б) создается беспорядок

В) можно запачкать лабораторную тетрадь

Г) все выше перечисленное


  1. Почему нельзя пробирку с раствором нагревать в одном месте:

А) долго не закипит

Б) может произойти выброс жидкости и как следствие ожог руки

В) плохо нагревается

Г) не знаю



Бланк ответа


№ вопроса

1

2

3

4

5

Буква ответа

А






Б






В






Г








Справочная таблица


Физические свойства некоторых веществ

Вещество

Температура плавления, ° С

Температура кипения, ° С

Удельная теплоемкость, кДж/кг с

Удельная теплота плавления, Дж/кг

Плотность, г/см3

Алюминий

650

2450

920

397

2,7

Бронза

1100

2590

380

210

7,8

Вода

0

100

4200

330

1

Вольфрам

3380

 

150

192

19,3

Железо

1539

3200



7,9

Золото

1063

2700

130

65,7

19,3

Иридий

2450

 

 

117

22,4

Кремний

1420

 

 

164

 

Латунь

500

2590

380

210

8,5

Медь

1083

2590

380

210

8,93

Никель

1453

2800

500

303

8,9

Олово

231,9

2430

250

60

 

Платина

1772

3800

128

111

21,4

Поваренная соль

800,8° С

1465°



2,165

Сахар

185   




1,6

Свинец

327,4

1750

250

25

11,3

Серебро

961

 

250

104,5

10,5

Сталь

1539

2735

460

270

7,8

Титан

1668

3227

523

 

4,5

Углерод

3650

4350

840

 

2,3

Цинк

419.5

906



7.1

Чугун

1250

2735

460

270

7,2






Практическая работа №3

«Очистка поваренной соли»


Цель: познакомится со способами разделения смесей, освоить простейшие способы очистки веществ: фильтрование и выпаривание; продолжить формировать умение работать по инструкции и оформлять отчет о химическом эксперименте.


С техникой безопасности знаком (а) ___________________________



1 часть


  1. Получите загрязненную соль. Поместите её в стакан и растворите в 20 мл воды (при растворении перемешивайте стеклянной палочкой).


  1. Разделите получившуюся смесь фильтрованием:

А) приготовьте бумажный фильтр, вложите его в воронку и смочите водой, используя стеклянную палочку

Б) проведите фильтрование. Помните, что жидкости надо наливать столько в воронку, чтобы она не доходила до краев 0,5 см, иначе смесь может протекать между фильтром и стенками воронки, не очищаясь от примесей

В) отфильтрованный раствор сохраните.


  1. Проведите выпаривание:

А) полученный фильтрат вылейте в фарфоровую чашечку

Б) нагрейте чашку в пламени спиртовки, после появления кристаллов соли в чашке, нагревание прекратите


  1. Сравните полученную соль с выданной в начале работы



  1. Оформите отчет о работе




Что делали

Что наблюдали

Объяснения и выводы

1. Растворение соли

При добавлении воды соль…, а песок …

Одни вещества в воде …, а другие нет. Песок оседает на дно, так как …

2. Приготовление фильтра



3. Фильтрование (рисунок)

На стенках фильтра остается …, а в колбу отфильтровывается …

Происходит разделение …, так как они отличаются…

4. Выпаривание (рисунок)

При нагревании в фарфоровой чашке раствора соли вода …, а соль …

Произошло разделение …, так как у них разные


Вывод:




2 часть



Тест по правилам техники безопасности


  1. Как положено вести себя в школьной химической лаборатории?

А) можно перекусить

Б) можно смешивать реактивы, не пользуясь инструкцией

В) можно бегать и шуметь

Г) следует соблюдать на рабочем месте чистоту и порядок


  1. Чего нельзя делать при работе со спиртовкой?

А) тушить огонь колпачком

Б) зажигать спичками

В) заполнять этиловым спиртом

Г) зажигать от другой спиртовки


  1. Фарфоровую чашечку нагревают в пламени спиртовки, держа:

А) руками

Б) держателем

В) щипцами

Г) нет верного ответа


  1. Полученную очищенную соль:

А) можно попробовать на вкус

Б) нельзя пробовать на вкус

В) нет верного ответа


  1. Что нужно делать, если разлил раствор вещества:

А) сообщить учителю или лаборанту

Б) самостоятельно убрать разлитое вещество

В) сделать вид, что ничего не случилось.

Г) нет верного ответа






Бланк ответа


№ вопроса

1

2

3

4

5

Буква ответа

А






Б






В






Г









Практическая работа №4

«Приготовление раствора с указанной массовой долей вещества»



Цель:

1) научиться приготавливать растворы с указанной массовой долей () растворенного вещества;

2) продолжить формировать умение пользоваться химической посудой, весами.



С техникой безопасности знаком (а) ___________________________



1 часть

Задача. Для подкормки комнатных растений применяют раствор сульфата калия с массовой долей 2 %. Приготовьте 75 г такого раствора.


1 часть

  1. Рассчитайте массы соли и воды, необходимые для приготовления раствора.

  2. Приготовьте раствор.

  3. Составьте отчет о последовательности ваших действий при приготовлении раствора, проиллюстрируйте их рисунками.

  4. Запишите вывод.



2 часть

Тест по правилам техники безопасности


  1. Твердые вещества берут:

А) рукой

Б) ложечкой

В) как придется

Г) не знаю


  1. Какую посуду надо использовать при работе?

А) чистую

Б) грязную

В) с трещинами

Г) какая есть, ту и использовать


  1. Когда можно приступать к работе в лаборатории?

А) когда хочешь

Б) с разрешения учителя

В) когда будешь готов

Г) нет верного ответа


  1. Объем воды измеряют:

А) на весах

Б) в мерном цилиндре

В) в мерном стакане

Г) нет верного ответа


  1. Полученный раствор необходимо:

А) отдать учителю

Б) вылить в канализацию

В) поставить на соседний стол

Г) нет верного ответа



Бланк ответа


№ вопроса

1

2

3

4

5

Буква ответа

А






Б






В






Г









Практическая работа №5


«Получение кислорода»


Цель: 1) познакомиться со способом получения кислорода в лаборатории и его химическим свойством - поддерживать горение;

2) научиться собирать газ в сосуд вытеснением воздуха;

3) совершенствовать умение работать с простейшими приборами.



С техникой безопасности знаком (а)________________________________



1 часть


  1. В основание пробирки, в которой находится перманганат калия поместить комочек ваты и закрыть пробирку газоотводной трубкой.

  2. Закрепить пробирку держателем. Опустить конец газоотводной трубки в пустую пробирку.

  3. Нагреть пробирку с перманганатом калия, соблюдая правила нагревания.

  4. Соберите кислород в пробирку способом вытеснения воздуха. Проверьте его наличие с помощью тлеющей лучинки. Прекратите нагревание.

  5. Оформите отчет о работе: а) зарисуйте прибор для сбора кислорода, сделайте соответствующие подписи; б) заполните таблицу, дописав предложения и закончив уравнения реакций.



Что делали

Что наблюдали

Объяснения и выводы

1. сборка прибора для получения кислорода

Рисунок

Кислород в лаборатории можно получить разложением кислородосодержащих веществ, например: …

KMnO4  K2MnO4 + … + …

2. Нагревание пробирки с перманганатом калия и собирание кислорода методом вытеснения воздуха

В пробирке происходит…

Пробирку для сбора кислорода следует держать … дном, потому что…

3. Доказательство наличия кислорода в пробирке с помощью тлеющей лучинки

Тлеющая лучинка…

Кислород поддерживает …

С + О2 =


Вывод:



2 часть


Подумайте и ответьте:


  1. Кислород в лаборатории получают при нагревании перманганата калия. Полученный газ можно собрать путем вытеснения воздуха, используя прибор;


  1. Какую посуду надо использовать при работе?

А) чистую

Б) грязную

В) с трещинами

Г) какая есть, ту и использовать


  1. Пробирку нагревают

А) в верхней части пламени

Б) в нижней части пламени

В) не имеет значения

Г) нет верного ответа




  1. Спиртовку тушат

А) задувая огонь

Б) колпачком

В) руками

Г) нет верного ответа


  1. Почему нельзя пользоваться грязной посудой?

А) неприятно брать в руки

Б) можно получить неточный результат

В) нет верного ответа


Бланк ответа


№ вопроса

1

2

3

4

5

Буква ответа

А






Б






В






Г










Практическая работа №6

«Химические свойства кислот и оснований»


Цель: практически изучить свойства кислот и оснований, продемонстрировать умения фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.



С техникой безопасности знаком (а)_____________________



1 часть


Последовательно выполните перечисленные ниже задания и оформите отчет о проведенном химическом эксперименте в виде предложенной таблицы.


  1. Взаимодействие кислоты с металлом.

В пробирку налить 1 мл соляной (хлороводородной кислоты) и добавить гранулу цинка

  1. Изменение окраски индикатора.

В пробирку налить 0,5 мл соляной кислоты, добавить индикатор метилоранжевый

  1. Взаимодействие кислоты с основанием.

В пробирку из предыдущего опыта добавить гидроксид натрия до видимых признаков реакции

  1. Взаимодействие растворимого основания с солью.

В пробирку налить 1 мл гидроксида натрия и добавить несколько капель хлорида железа (III)

  1. Взаимодействие кислоты с основанием


К веществу, полученному в предыдущем опыте добавить соляную кислоту до видимых признаков.


Название опыта

наблюдения

Уравнение реакции

Признак реакции (выпадение осадка, выделение газа, изменение окраски)

Взаимодействие кислоты с металлом


HCl + Zn =


  1. Изменение окраски индикатора.


-


Взаимодействие кислоты с основанием


HCl + NaOH =


Взаимодействие растворимого основания с солью


NaOH + FeCl3 =


  1. Взаимодействие кислоты с основанием


Fe(OH)3 + HCl



Вывод: какие свойства веществ изучили, какие признаки реакции наблюдали


2 часть


Тест по правилам техники безопасности


  1. Если налил в пробирку избыток растворов реактивов надо:

А) слить обратно

Б) слить в канализацию

В) поставить в известность учителя или лаборанта

Г) нет верного ответа


  1. Твердые вещества

А) берут руками

Б) берут шпателем

В) берут ложечкой

Г) берут всем выше перечисленным


  1. При попадании на кожу раствора кислоты надо:

А) смыть холодной водой

Б) смыть холодной водой, обработать 2 % раствором соды

В) обработать 2 % раствором уксусной кислоты

Г) нет верного ответа


  1. Кислоту разбавляют:

А) наливая воду в кислоту

Б) наливая кислоту в воду

В) порядок смешивания не имеет значения

Г) не знаю


  1. Признак реакции:

А) изменение объема жидкости

Б) выпадение осадка

В) изменение формы вещества

Г) нет верного ответа


  1. Нагревая пробирку её необходимо держать так, чтобы отверстие было направлено

А) вверх

Б) в сторону от себя

В) вниз

Г) в сторону от себя и от соседей


Бланк ответа


№ вопроса

1

2

3

4

5

6

Буква ответа

А







Б







В







Г










Практическая работа №7

«Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений»


Цель: повторить свойства оксидов, кислот, оснований и солей и применить эти знания при экспериментальном решении задач; научиться распознавать вещества, помещенные в склянках без этикеток.


С техникой безопасности знаком (а) _________________


1 часть


    1. В двух склянках без этикеток находятся растворы: в одной – соляная кислота, во второй – гидроксид натрия. Как опытным путем доказать, в какой склянке находится каждое из веществ?

    2. Химическим способом отмойте пробирку, загрязненную на практическом занятии гидроксидом железа (III)

    3. Докажите, что выданное вещество – серная кислота.

    4. Из имеющихся на столе реактивов получите несколькими способами сульфат меди (II)

(решите несколько задач по указанию учителя)


Результаты эксперимента оформите в произвольной форме, отметьте наблюдения, запишите уравнения реакций.



2 часть


Тест по правилам техники безопасности


  1. Пробирка для опыта должна быть чистой так как:

А) это эстетично

Б) наличие грязи может сказаться на проведении эксперимента

В) цвет осадка может измениться

Г) не имеет значения


  1. Почему избыток вещества (реактива) нельзя сливать (ссыпать) обратно в склянку?



  1. Почему избыток вещества (реактива) нельзя сливать (ссыпать) обратно в склянку?

А) можно перепутать вещества

Б) загрязнить вещество

В) запачкать руки

Г) трудно открыть пробки


  1. Проводить опыты, не предусмотренные инструкцией:

А) не разрешается

Б) можно с согласия учителя

В) можно, если знаешь, что получится

Г) нет верного ответа


  1. При попадании на кожу раствора щелочи необходимо:

А) смыть холодной водой

Б) обработать 2 % раствором соды

В) обработать 2 % раствором уксусной кислоты

Г) нет верного ответа


  1. Как оформляются результаты практической работы:

А) на отдельном листочке

Б) в тетради для практических работ

В) в рабочей тетради

Г) нет верного ответа



  1. Пробирку в пробиркодержателе закрепляют

А) на середине пробирки

Б) у отверстия пробирки

В) в нижней части пробирки

Г) не имеет значения



Бланк ответа


№ вопроса

1

2

3

4

5

6

Буква ответа

А







Б






В






Г















Практическая работа №8

«Получение водорода»


Цель: научиться собирать газ с относительной плотностью меньше плотности воздуха; убедиться опытным путем, что водород является восстановителем


С техникой безопасности знаком (а) _________________


1 часть


    1. В пробирку с газоотводной трубкой опустите 2-3 гранулы цинка и налейте соляной кислоты (чтобы кислота покрывала цинк)

    2. Соберите водород методом вытеснения воздуха.

    3. Проверка водорода на чистоту. Для опыта используем водород, собранный вытеснением воздуха. Поднесите её к пламени спиртовки. Если раздавшийся звук напоминает сухой треск, то значит водород чистый. А если звук резкий, «тявкающий», то водород смешан с воздухом.

    4. В сухую пробирку поместите 0,5 см3 оксида меди (II). Пропустите водород через нагретый оксид меди (II).


Оформите отчет о работе в виде таблицы. Сделайте рисунки с обозначениями к ним. Запишите наблюдения. Составьте уравнения реакций. Сделайте выводы о свойствах водорода.

Вывод к практической работе.



2 часть


Тест по правилам техники безопасности


  1. Перед поджиганием водорода его надо проверить

А) на наличие примесей

Б) на чистоту

В) на наличие водяных паров

Г) нет верного ответа


  1. Водород можно собрать, используя следующий прибор:


  1. С целью предотвращения возможного взрыва при демонстрации горения водорода его поджигают:

А) лучинкой

Б) спиртовкой

В) газовой горелкой

Г) пламенем горящего водорода



  1. При попадании на кожу раствора кислоты надо:

А) смыть холодной водой

Б) обработать 2 % раствором соды

В) обработать 2 % раствором уксусной кислоты

Г) нет верного ответа


  1. Приготовленный к работе прибор:

А) можно использовать по назначению

Б) надо продемонстрировать учащимся

В) необходимо показать учителю или лаборанту

Г) нет верного ответа



Бланк ответа


№ вопроса

1

2

3

4

5

Буква ответа

А






Б






В






Г








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Практические работы по химии 8-9 классы

Автор: Шаронова Селена Михайловна

Дата: 11.11.2014

Номер свидетельства: 129304

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Инструкции к проведению практических работ по химии в 9 классе по УМК О.С.Габриеляна "
    ["seo_title"] => string(95) "instruktsii-k-proviedieniiu-praktichieskikh-rabot-po-khimii-v-9-klassie-po-umk-o-s-gabriieliana"
    ["file_id"] => string(6) "121467"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413980899"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "практические работы по химии 8 класс "
    ["seo_title"] => string(40) "praktichieskiie-raboty-po-khimii-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "190050"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427099729"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Технологическая карта и самоанализ урока к практической работе "Наблюдение за горящей свечой""
    ["seo_title"] => string(111) "tiekhnologhichieskaia-karta-i-samoanaliz-uroka-k-praktichieskoi-rabotie-nabliudieniie-za-ghoriashchiei-sviechoi"
    ["file_id"] => string(6) "250997"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447168068"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Практические работы по химии 11 класс "
    ["seo_title"] => string(41) "praktichieskiie-raboty-po-khimii-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "244200"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1445883357"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Инструкции к проведению практических работ по химии в 8 классе по УМК О.С.Габриеляна "
    ["seo_title"] => string(95) "instruktsii-k-proviedieniiu-praktichieskikh-rabot-po-khimii-v-8-klassie-po-umk-o-s-gabriieliana"
    ["file_id"] => string(6) "121465"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413980541"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства