В данном материале содержится 8 практических работ для 8-9 классов. Каждая работа имеет свою цель. Практическая работа состоит из двух частей: 1 часть содержит основную рпактическую часть, в которой учащиеся выполняют задания (например, взаимодействие кислоты с металлом, опыты с перманганатом калия, получение загрязненной соли, решение некоторых задач), 2 часть содержит тест по правилам техники безопасности. В обоих частях учащиеся заполняют результаты и вносят ответы по тесту в таблицу и бланки ответов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Практические работы по химии 8-9 классы»
Практическая работа №1
Лабораторное оборудование и приемы работы с ним.
Цель: познакомиться с основным лабораторным оборудованием, его назначением и приемам обращения с ними.
С техникой безопасности знаком (а) ___________________________
1 часть
Знакомство со штативом.
По учебнику ознакомьтесь с устройством и назначением штатива. Внимательно посмотрите, как пользуется штативом учитель, демонстрируя его вам. Соберите штатив. Сделайте в тетради рисунок штатива, подписав его основные части: стержень, подставка, зажим, кольцо.
Знакомство со спиртовкой.
Рассмотрите нагревательный прибор, которым вы будете пользоваться при выполнении химических опытов. Прочитайте правила работы со спиртовкой по учебнику. Зарисуйте устройство спиртовки, подпишите её части.
Перечертите кроссворд в тетрадь. Впишите в него названия химического оборудования и посуды. Ключевое слово – название химического элемента
4
5
2
3
1
1.
2.
3.
4.
5
Тест на знание правил техники безопасности
Вещество на вкус
А) можно пробовать
Б) нельзя пробовать
В) надо спросить у учителя
Знакомясь с запахом вещества надо
А) поднести пробирку к носу
Б) направить воздух рукой от пробирки к носу.
В) нет верного ответа
3. Число склянок, которое можно одновременно открыть при проведении опыта
А) 1 Б) 2 В) много Г) нет верного ответа
4. Спиртовка имеет следующие части:
А) резервуар
Б) фитиль
В) подставка
Г) колпачок
5. Выберите правильные суждения
А) спиртовку можно зажигать от другой спиртовки
Б) нельзя дуть на спиртовку
В) тушить пламя спиртовки можно колпачком
Г) пробирку с веществом сразу греют в нужном месте.
Д) при нагревании отверстие пробирки должно быть направлено в сторону от себя и соседей.
Стеклянную пробирку
А) можно класть на стол
Б) ставят только в штатив
В) можно класть на стол
Г) ставят только в штатив.
Бланк ответа
№ вопроса
1
2
3
4
5
6
Буква ответа
А
Б
В
Г
Д
Практическая работа №2
Исследование физических и химических свойств веществ.
Цель: изучить физические и химические свойства предложенных веществ, используя различные методы.
С техникой безопасности знаком (а) ___________________________
Для выполнения работы используйте табличные данные
1 часть
Рассмотрите выданные вам образцы различных веществ. Исследуйте растворимость твердых веществ. Найдите в справочной таблице данные о плотности, температуре кипения, плавления. Результаты проведенного исследования внесите в таблицу.
Название вещества
Агрегатное состояние
цвет
запах
растворимость
плотность
Температура кипения и плавления
железо
сахар
масло подсолнечное
Исследуйте химические свойства цинка:
- взаимодействие с водой
- взаимодействие с соляной кислотой HCl
- взаимодействие с хлоридом меди CuCl2
Результаты проведенного исследования внесите в таблицу:
свойство
наблюдения
Вывод о протекании реакции
Уравнения реакций
Вывод: С помощью, каких методов вы изучали вещества во время практической работы?
Тест по правилам техники безопасности
Как определить газ по запаху?
А) наклониться над сосудом и вдохнуть
Б) направить пары газа к себе и сделать осторожный вдох
В) не знаю
Г) нет верного ответа
Растворы из склянки необходимо наливать так, чтобы:
А) при наклоне этикетка оказалась сверху, в ладони
Б) этикетка находится снизу
В) не имеет значения, как взять склянку для реактивов
Г) нет верного ответа
При разливе жидкости на столе необходимо:
А) сообщить учителю или лаборанту
Б) самостоятельно убрать разлитое вещество
В) сделать вид, что ничего не случилось.
Г) нет верного ответа
Почему нельзя собирать на рабочем месте много реактивов?
А) можно перепутать реактивы
Б) создается беспорядок
В) можно запачкать лабораторную тетрадь
Г) все выше перечисленное
Почему нельзя пробирку с раствором нагревать в одном месте:
А) долго не закипит
Б) может произойти выброс жидкости и как следствие ожог руки
В) плохо нагревается
Г) не знаю
Бланк ответа
№ вопроса
1
2
3
4
5
Буква ответа
А
Б
В
Г
Справочная таблица
Физические свойства некоторых веществ
Вещество
Температура плавления, ° С
Температура кипения, ° С
Удельная теплоемкость, кДж/кг с
Удельная теплота плавления, Дж/кг
Плотность, г/см3
Алюминий
650
2450
920
397
2,7
Бронза
1100
2590
380
210
7,8
Вода
0
100
4200
330
1
Вольфрам
3380
150
192
19,3
Железо
1539
3200
7,9
Золото
1063
2700
130
65,7
19,3
Иридий
2450
117
22,4
Кремний
1420
164
Латунь
500
2590
380
210
8,5
Медь
1083
2590
380
210
8,93
Никель
1453
2800
500
303
8,9
Олово
231,9
2430
250
60
Платина
1772
3800
128
111
21,4
Поваренная соль
800,8° С
1465°
2,165
Сахар
185
1,6
Свинец
327,4
1750
250
25
11,3
Серебро
961
250
104,5
10,5
Сталь
1539
2735
460
270
7,8
Титан
1668
3227
523
4,5
Углерод
3650
4350
840
2,3
Цинк
419.5
906
7.1
Чугун
1250
2735
460
270
7,2
Практическая работа №3
«Очистка поваренной соли»
Цель: познакомится со способами разделения смесей, освоить простейшие способы очистки веществ: фильтрование и выпаривание; продолжить формировать умение работать по инструкции и оформлять отчет о химическом эксперименте.
С техникой безопасности знаком (а) ___________________________
1 часть
Получите загрязненнуюсоль. Поместите её в стакан и растворите в 20 мл воды (при растворении перемешивайте стеклянной палочкой).
Разделите получившуюся смесь фильтрованием:
А) приготовьте бумажный фильтр, вложите его в воронку и смочите водой, используя стеклянную палочку
Б) проведите фильтрование. Помните, что жидкости надо наливать столько в воронку, чтобы она не доходила до краев 0,5 см, иначе смесь может протекать между фильтром и стенками воронки, не очищаясь от примесей
В) отфильтрованный раствор сохраните.
Проведите выпаривание:
А) полученный фильтрат вылейте в фарфоровую чашечку
Б) нагрейте чашку в пламени спиртовки, после появления кристаллов соли в чашке, нагревание прекратите
Сравните полученную соль с выданной в начале работы
Оформите отчет о работе
Что делали
Что наблюдали
Объяснения и выводы
1. Растворение соли
При добавлении воды соль…, а песок …
Одни вещества в воде …, а другие нет. Песок оседает на дно, так как …
2. Приготовление фильтра
3. Фильтрование (рисунок)
На стенках фильтра остается …, а в колбу отфильтровывается …
Происходит разделение …, так как они отличаются…
4. Выпаривание (рисунок)
При нагревании в фарфоровой чашке раствора соли вода …, а соль …
Произошло разделение …, так как у них разные
Вывод:
2 часть
Тест по правилам техники безопасности
Как положено вести себя в школьной химической лаборатории?
А) можно перекусить
Б) можно смешивать реактивы, не пользуясь инструкцией
В) можно бегать и шуметь
Г) следует соблюдать на рабочем месте чистоту и порядок
Чего нельзя делать при работе со спиртовкой?
А) тушить огонь колпачком
Б) зажигать спичками
В) заполнять этиловым спиртом
Г) зажигать от другой спиртовки
Фарфоровую чашечку нагревают в пламени спиртовки, держа:
А) руками
Б) держателем
В) щипцами
Г) нет верного ответа
Полученную очищенную соль:
А) можно попробовать на вкус
Б) нельзя пробовать на вкус
В) нет верного ответа
Что нужно делать, если разлил раствор вещества:
А) сообщить учителю или лаборанту
Б) самостоятельно убрать разлитое вещество
В) сделать вид, что ничего не случилось.
Г) нет верного ответа
Бланк ответа
№ вопроса
1
2
3
4
5
Буква ответа
А
Б
В
Г
Практическая работа №4
«Приготовление раствора с указанной массовой долей вещества»
Цель:
1) научиться приготавливать растворы с указанной массовой долей () растворенного вещества;
С техникой безопасности знаком (а) ___________________________
1 часть
Задача. Для подкормки комнатных растений применяют раствор сульфата калия с массовой долей 2 %. Приготовьте 75 г такого раствора.
1 часть
Рассчитайте массы соли и воды, необходимые для приготовления раствора.
Приготовьте раствор.
Составьте отчет о последовательности ваших действий при приготовлении раствора, проиллюстрируйте их рисунками.
Запишите вывод.
2 часть
Тест по правилам техники безопасности
Твердые вещества берут:
А) рукой
Б) ложечкой
В) как придется
Г) не знаю
Какую посуду надо использовать при работе?
А) чистую
Б) грязную
В) с трещинами
Г) какая есть, ту и использовать
Когда можно приступать к работе в лаборатории?
А) когда хочешь
Б) с разрешения учителя
В) когда будешь готов
Г) нет верного ответа
Объем воды измеряют:
А) на весах
Б) в мерном цилиндре
В) в мерном стакане
Г) нет верного ответа
Полученный раствор необходимо:
А) отдать учителю
Б) вылить в канализацию
В) поставить на соседний стол
Г) нет верного ответа
Бланк ответа
№ вопроса
1
2
3
4
5
Буква ответа
А
Б
В
Г
Практическая работа №5
«Получение кислорода»
Цель: 1) познакомиться со способом получения кислорода в лаборатории и его химическим свойством - поддерживать горение;
2) научиться собирать газ в сосуд вытеснением воздуха;
3) совершенствовать умение работать с простейшими приборами.
С техникой безопасности знаком (а)________________________________
1 часть
В основание пробирки, в которой находится перманганат калия поместить комочек ваты и закрыть пробирку газоотводной трубкой.
Закрепить пробирку держателем. Опустить конец газоотводной трубки в пустую пробирку.
Нагреть пробирку с перманганатом калия, соблюдая правила нагревания.
Соберите кислород в пробирку способом вытеснения воздуха. Проверьте его наличие с помощью тлеющей лучинки. Прекратите нагревание.
Оформите отчет о работе: а) зарисуйте прибор для сбора кислорода, сделайте соответствующие подписи; б) заполните таблицу, дописав предложения и закончив уравнения реакций.
Что делали
Что наблюдали
Объяснения и выводы
1. сборка прибора для получения кислорода
Рисунок
Кислород в лаборатории можно получить разложением кислородосодержащих веществ, например: …
KMnO4 K2MnO4 + … + …
2. Нагревание пробирки с перманганатом калия и собирание кислорода методом вытеснения воздуха
В пробирке происходит…
Пробирку для сбора кислорода следует держать … дном, потому что…
3. Доказательство наличия кислорода в пробирке с помощью тлеющей лучинки
Тлеющая лучинка…
Кислород поддерживает …
С + О2 =
Вывод:
2 часть
Подумайте и ответьте:
Кислород в лаборатории получают при нагревании перманганата калия. Полученный газ можно собрать путем вытеснения воздуха, используя прибор;
Какую посуду надо использовать при работе?
А) чистую
Б) грязную
В) с трещинами
Г) какая есть, ту и использовать
Пробирку нагревают
А) в верхней части пламени
Б) в нижней части пламени
В) не имеет значения
Г) нет верного ответа
Спиртовку тушат
А) задувая огонь
Б) колпачком
В) руками
Г) нет верного ответа
Почему нельзя пользоваться грязной посудой?
А) неприятно брать в руки
Б) можно получить неточный результат
В) нет верного ответа
Бланк ответа
№ вопроса
1
2
3
4
5
Буква ответа
А
Б
В
Г
Практическая работа №6
«Химические свойства кислот и оснований»
Цель: практически изучить свойства кислот и оснований, продемонстрировать умения фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
С техникой безопасности знаком (а)_____________________
1 часть
Последовательно выполните перечисленные ниже задания и оформите отчет о проведенном химическом эксперименте в виде предложенной таблицы.
Взаимодействие кислоты с металлом.
В пробирку налить 1 мл соляной (хлороводородной кислоты) и добавить гранулу цинка
Изменение окраски индикатора.
В пробирку налить 0,5 мл соляной кислоты, добавить индикатор метилоранжевый
Взаимодействие кислоты с основанием.
В пробирку из предыдущего опыта добавить гидроксид натрия до видимых признаков реакции
Взаимодействие растворимого основания с солью.
В пробирку налить 1 мл гидроксида натрия и добавить несколько капель хлорида железа (III)
Взаимодействие кислоты с основанием
К веществу, полученному в предыдущем опыте добавить соляную кислоту до видимых признаков.
Название опыта
наблюдения
Уравнение реакции
Признак реакции (выпадение осадка, выделение газа, изменение окраски)
Взаимодействие кислоты с металлом
HCl + Zn =
Изменение окраски индикатора.
-
Взаимодействие кислоты с основанием
HCl + NaOH =
Взаимодействие растворимого основания с солью
NaOH + FeCl3 =
Взаимодействие кислоты с основанием
Fe(OH)3 + HCl
Вывод: какие свойства веществ изучили, какие признаки реакции наблюдали
2 часть
Тест по правилам техники безопасности
Если налил в пробирку избыток растворов реактивов надо:
Нагревая пробирку её необходимо держать так, чтобы отверстие было направлено
А) вверх
Б) в сторону от себя
В) вниз
Г) в сторону от себя и от соседей
Бланк ответа
№ вопроса
1
2
3
4
5
6
Буква ответа
А
Б
В
Г
Практическая работа №7
«Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений»
Цель: повторить свойства оксидов, кислот, оснований и солей и применить эти знания при экспериментальном решении задач; научиться распознавать вещества, помещенные в склянках без этикеток.
С техникой безопасности знаком (а) _________________
1 часть
В двух склянках без этикеток находятся растворы: в одной – соляная кислота, во второй – гидроксид натрия. Как опытным путем доказать, в какой склянке находится каждое из веществ?
Химическим способом отмойте пробирку, загрязненную на практическом занятии гидроксидом железа (III)
Докажите, что выданное вещество – серная кислота.
Из имеющихся на столе реактивов получите несколькими способами сульфат меди (II)
(решите несколько задач по указанию учителя)
Результаты эксперимента оформите в произвольной форме, отметьте наблюдения, запишите уравнения реакций.
2 часть
Тест по правилам техники безопасности
Пробирка для опыта должна быть чистой так как:
А) это эстетично
Б) наличие грязи может сказаться на проведении эксперимента
В) цвет осадка может измениться
Г) не имеет значения
Почему избыток вещества (реактива) нельзя сливать (ссыпать) обратно в склянку?
Почему избыток вещества (реактива) нельзя сливать (ссыпать) обратно в склянку?
А) можно перепутать вещества
Б) загрязнить вещество
В) запачкать руки
Г) трудно открыть пробки
Проводить опыты, не предусмотренные инструкцией:
А) не разрешается
Б) можно с согласия учителя
В) можно, если знаешь, что получится
Г) нет верного ответа
При попадании на кожу раствора щелочи необходимо:
А) смыть холодной водой
Б) обработать 2 % раствором соды
В) обработать 2 % раствором уксусной кислоты
Г) нет верного ответа
Как оформляются результаты практической работы:
А) на отдельном листочке
Б) в тетради для практических работ
В) в рабочей тетради
Г) нет верного ответа
Пробирку в пробиркодержателе закрепляют
А) на середине пробирки
Б) у отверстия пробирки
В) в нижней части пробирки
Г) не имеет значения
Бланк ответа
№ вопроса
1
2
3
4
5
6
Буква ответа
А
Б
В
Г
Практическая работа №8
«Получение водорода»
Цель: научиться собирать газ с относительной плотностью меньше плотности воздуха; убедиться опытным путем, что водород является восстановителем
С техникой безопасности знаком (а) _________________
1 часть
В пробирку с газоотводной трубкой опустите 2-3 гранулы цинка и налейте соляной кислоты (чтобы кислота покрывала цинк)
Соберите водород методом вытеснения воздуха.
Проверка водорода на чистоту. Для опыта используем водород, собранный вытеснением воздуха. Поднесите её к пламени спиртовки. Если раздавшийся звук напоминает сухой треск, то значит водород чистый. А если звук резкий, «тявкающий», то водород смешан с воздухом.
В сухую пробирку поместите 0,5 см3 оксида меди (II). Пропустите водород через нагретый оксид меди (II).
Оформите отчет о работе в виде таблицы. Сделайте рисунки с обозначениями к ним. Запишите наблюдения. Составьте уравнения реакций. Сделайте выводы о свойствах водорода.
Вывод к практической работе.
2 часть
Тест по правилам техники безопасности
Перед поджиганием водорода его надо проверить
А) на наличие примесей
Б) на чистоту
В) на наличие водяных паров
Г) нет верного ответа
Водород можно собрать, используя следующий прибор:
С целью предотвращения возможного взрыва при демонстрации горения водорода его поджигают: