Просмотр содержимого документа
«Практическая направленность обучения химии»
Практическая направленность изучаемого материала предмета химии
Химия, как учебный предмет, призвана давать учащимся представление о научно обоснованных правилах и нормах использования веществ и материалов и совместно с другими естественнонаучными дисциплинами формировать основы здорового образа жизни и грамотного поведения людей в быту, в природе. Изучение химии должно не только обеспечить познание окружающей действительности, но и вооружить учащихся знаниями, необходимыми для практической деятельности. Изучение химии в основной школе направлено на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Требования к уровню подготовки учащихся по химии предполагают использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
• определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий,
• экологически грамотного поведения в окружающей среде,
• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
• безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
• приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
• критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Каждому учителю не раз приходилось убеждаться в том, что для многих учеников знания, полученные на уроках, так и остаются чем-то мифическим, непригодным для использования на практике, являются формальным знанием, не затрагивающим их.
Стимул обучения – практическая значимость знаний для самих школьников. «Только те знания, которые используются, закрепляются в нашем сознании» (Карнеги). Интересно полезное и актуальное – это нужно помнить, готовя материал для уроков.
Задача учителя - показать учащимся, что дают им эти знания для жизни. Конечно, совсем не просто на каждом занятии отыскивать то, что пригодится школьникам в жизни, и показывать им практическую пользу знаний. Но ведь современных школьников уже не убеждают уверения в том, что им это нужно «для общего развития» или что они «просто обязаны» учиться. Особенно неубедительно звучат такие слова для подростков.
Система моей работы состоит в том, чтобы соединить фундаментальные знания по химии с прикладными умениями и навыками. Ведущая идея в моей педагогической практике – максимально раскрыть перед учащимися спектр приложений химических знаний; основная задача – передать свою увлеченность предметом ученикам.
Конечно, при нашей работе нужно обязательно учитывать особенности каждого поколения. Современное поколение отличается рядом особенностей:
Это дети мультимедийных технологий
Нетерпеливы и сосредоточены на краткосрочных целях
Менее амбициозны, чем предыдущие поколения
Более ориентированы на потребление
Максимальная приближенность к информации придает им уверенность в своих взглядах, которые далеко не всегда правильны
Общению в виртуальном пространстве отдается приоритет
Очень открыты, что часто шокирует людей старшего поколения
Длительное время не могут сосредоточиться на какой-либо информации
Клиповое мышление
Все меньше понимают, как относиться к учителю и зачем он вообще нужен, поскольку компьютер помнит в миллионы раз больше, чем учитель
Поэтому учебный процесс должен включать в себя следующее:
Нужно пытаться не втолковывать, а заинтересовать
Т.к. современные дети хорошо разбираются в инструкциях, нужно давать при работе алгоритмы выполнения заданий
Им очень важно постоянно быть на связи, поэтому в учителе они должны видеть прежде всего человека, а не начальника
Подача информации должна происходить быстро, времени на решение давать меньше, анализировать и реагировать на результаты надо сразу же
НО задачи должны быть маленькие
Современные дети готовы работать, если знают, что получат признание и вознаграждение за свои труды. При этом они желают получить его сразу же. Необходимо поощрять постоянно
Т.к.это поколение потребителей, то им важно, чтобы полученные знания они могли как-то использовать в жизни
Для того чтобы возник интерес к химии, важно сочетание фундаментальных знаний, интереса и практического использования полученных данных.
Основные дидактические возможности задач с практическим содержанием:
• демонстрация роли практических знаний о веществах и их свойствах в развитии ремесел - раскрытие секретов древних мастеров в строительстве, живописи, ювелирном деле и т. д.;
• ознакомление с веществами и материалами, с которыми учащиеся встречаются в повседневной жизни (лекарства, средства бытовой химии, строительные материалы);
• раскрытие химической сущности процессов приготовления пищи и напитков, стирки, чистки предметов домашнего обихода, процессов, происходящих в живых организмах (усвоение пищи, дыхание), принципов действия лекарств;
• реализация межпредметных связей;
• знакомство со способами решения жизненно важных проблем - с получением лекарств, материалов с заданными свойствами, охраной окружающей среды;
• ознакомление с нормами использования веществ и материалов, правилами поведения в различных жизненных ситуациях (правила хранения и использования огнеопасных, токсичных веществ; объяснение влияния алкоголя, никотина, наркотиков на организм человека; правила применения бытовых препаратов, поведения при пожарах, ожогах);
• организация профориентации учащихся (формирование знаний о главных отраслях химической промышленности, научных основах химического производства, массовых рабочих профессиях, связанных с химией).
Методически этот подход можно реализовать при изучении любой темы курса.
При изучении тем о веществах прежде всего рассказываю, где дети могут с ними столкнуться, указываются области применения этих веществ.
Одним из условий реализации прикладной направленности обучения является использование межпредметных связей. Привлечение медпредметных связей повышает научность обучения, доступность (теория насыщается практическим содержанием), естественным образом проникают на урок элементы занимательности. Для этой цели мной используются интегрированные задачи и задания, при разработке которых осуществлялась интеграция знаний химии с историей, литературой, биологией, медициной.
На начальном этапе интегрированные задачи используются в большей степени с целью привлечения внимания и стимулирования любопытства или даже развития любознательности.
Так, в 8 классе при отработке умения рассчитывать относительные молекулярные массы химических соединенийи при расчете массовых долей элементов можно использовать задачи такого содержания
Задача 1. Известно, что сами по себе лук и чеснок практически лишены запаха. Однако стоит их разрезать или измельчить, т. е. разрушить клетки растительных тканей, как присутствующие в них ферменты превращают содержащиеся в аминокислотах азот и серу в летучие соединения. Запах сухого порошкообразного чеснока отличается от запаха свежего чеснока, потому что действие ферментов уже давно закончилось и наиболее летучие соединения испарились и окислились. Запах чеснока обусловлен главным образом диаллилдисульфидом C6Н10 S2, а запах лука - аллилпропилдисульфидом - C6Н12 S2. Действие ферментов на аминокислоты лука приводит также к образованию тиопропионового альдегида. Это соединение является лакриматором, именно оно вызывает слезы, когда вырежете сырой репчатый лук.Рассчитайте относительные молекулярные массы указанных соединений. В каком из этих соединений больше массовая доля серы?
Очень много таких заданий можно взять из сборника Добротина для подготовки к ОГЭ.
При изучении темы растворы можно использовать такое задание:
Задача 2. Уксусная кислота в быту используется в двух видах: уксусная эссенция и столовый уксус. Рассчитайте массу уксусной кислоты в стандартных емкостях. Что выгоднее покупать?
Задача 3.Сколько граммов иода и спирта нужно взять для приготовления 30 г 5% -го раствора иодной настойки?
Задача 4. Какова массовая доля поваренной соли в супе, который вы едите на обед, если одна щепотка вмещает 2 грамма соли
При изучении органической химии в 10 классе использую интегрированные задачи разных типов: на знание конкретных фактов, химических понятий и на построение логической комбинации, источник которой находится в информации нехимического характера
Задача 5. Клюква и брусника могут длительное время храниться в свежем виде без сахара. Этому способствует наличие в них прекрасного консерванта — органической кислоты, которая является продуктом окисления производного бензола. В данном производном бензольное кольцо связано с углеводородным радикалом. Назовите эту кислоту и напишите ее структурную формулу.
Задача 6. Процесс приготовления вина принципиально почти не изменился с древних времен: после сбора урожая красный или белый виноград давят и из этой массы путем отжимания получают виноградный сок. Потом сок бродит в, специальным образом, закупоренных сосудах. Когда образовавшееся вино созреет, его фильтруют и разливают по бутылкам. Если вино длительное время стоит открытым (бродильный сосуд неправильно закупорен), вместо вина образуется кислая жидкость. Объясните этот процесс с химической точки зрения.
Вопросы практического характера очень широко освещаю при изучении органической химии. Каждая тема связана с жизнью. На этих уроках я не ограничиваюсь только сообщениями учащихся. Формы здесь различные. Это могут быть проблемные вопросы, задачи расчётные или экспериментальные и др. Так, при изучении темы «Углеводы», ставлю задачу перед учащимися в виде вопросов:
Почему, если долго жевать кусочек хлеба, он кажется сладким?
• Чем объясняется образование корочки при жарении картошки, выпечке хлеба или кондитерских изделий?
• Почему варенье слаще сахара?
Использование в учебном процессе практических задач с прикладной направленностью создает условия для выработки у учащихся умений применять полученные знания при решении реальных задач повседневной жизни. Среди таких задач могут быть задания, требующие применения ранее полученных знаний на практике. Например,
Для лечения малокровия (пониженное содержание в крови гемоглобина) с давних пор применяют препараты железа, в том числе сульфат железа(II), а иногда и восстановленное железо в порошке. Известен и старинный народный рецепт от малокровия – «железное яблоко»: в яблоко (лучше сорт «Антоновка») втыкают несколько гвоздей и выдерживают сутки. Затем гвозди вынимают, а яблоко съедает больной. Объясните эффективность «железного яблока» с точки зрения химика.
Кариес стал настоящим бичом населения России. По статистике, им болеют более 96% населения. Одна из мер профилактики - тщательный уход за зубами. Желательно их чистить щеткой после каждого приема пищи. Но есть одно исключение - если вы съели кислые ягоды или фрукты, лучше в течение часа не чистить зубы, особенно жесткой щеткой. Объясните, почему?
Почему для индийцев река Ганг священна? Почему туристы, прибывшие в Индию, обязаны искупаться в водах священного Ганга? На берегах Ганга омываются ежедневно тысячи людей, при этом не обнаружено ни одного возбудителя инфекционных заболеваний. Почему?
Почему вьетнамцы едят землю? Известно, что специально «печеные» куски земли в качестве «лакомства» продаются на многих базарах в провинции Виньфук и других районах Северного Вьетнама.
Подбирая расчётные задачи, обращаю внимание на их текстовое содержание, чтобы эти задачи имели практическую направленность.
Например, задача №1:
Рассчитайте, сколько литров углекислого газа (измеренного при н.у.) образуется, если в тесто внесено 20 г гидрокарбоната натрия.
Задача №2:
Гидрокарбонат аммония используется при выпечке кондитерских изделий. Рассчитайте, сколько литров углекислого газа (при н.у.) образуется, если в тесто внесено 50 г гидрокарбоната аммония.
Расчетные задачи, задания и материалы экологического содержания:
В связи с обострением экологической обстановки в мире знакомлю учащихся с проблемами экологии. В рамках темы «Электролитическая диссоциация» организую изучение одной из глобальных и актуальных экологических проблем – проблемы кислотных осадков. Здесь важно формировать представления о загрязнителях воздуха (сернистом газе и оксидах азота), причинах кислотных дождей, их влиянии на живую и неживую природу, архитектурные сооружения.
При изучении темы «Азот и его соединения» продолжается формирование экологической культуры, практической грамотности учащихся. При изучении темы «Минеральные удобрения» обсуждаются вопросы о питательной ценности для растений азотсодержащих удобрений, правилах соблюдения дозировок при их подкормки, токсическом действии нитратов на организм человека.
При изучении природных источников углеводородов, говорим об экологических последствиях, возникающих при добыче и транспортировке нефти. В качестве задания учащимся предлагаем разработать способы устранения разлитой нефти.
Примеры экологических заданий.
Вам выданы образцы воды, взятой из разных источников, предположительно в них содержаться ионы железа, цинка, меди, свинца. Составьте план их определения, предложите способы очистки воды от этих ионов.
На заводе производящем свинцово-никелевые аккумуляторы, произошел аварийный сброс сточных вод в закрытый водоем. Оцените экологическую обстановку в водоеме, каковы вероятные последствия для обитателей водоема для здоровья человека (при условии, если человек пользуется его «дарами»).
Осуществляя практическую направленность преподавания, нельзя забывать о воспитании у учащихся ответственного отношения к природным ресурсам страны. Будущие работники промышленности и сельского хозяйства, транспорта и связи, здравоохранения должны быть экологически грамотными специалистами. Основы экологических знаний формируются в школе. Свой вклад в экологическое образование учащихся вносит курс химии. При планировании образовательных и воспитательных задач уроков я учитываю вопросы экологии. Содержание, глубина и уровень изучения экологического материала на отдельных уроках химии различны.
Это могут быть отдельные фрагменты или обобщающие уроки. Например, «Вода и её охрана на Земле» (8 кл). «Воздух и его охрана» (8 кл). «Экологические проблемы развития химической промышленности» (9 и 10 кл).
1.5. Творческие, исследовательские задания:
В настоящее время актуальным является использование на уроках химии творческих заданий, среди которых особое место занимают исследовательские. Содержание их включает информацию из других предметов, т.е. иметь интегрированный характер. Решение таких задач основывается на поиске, наблюдениях, открытиях. В формулировку творческих задач включаются исторические факты, полезная для повседневной жизни информация, непосредственно само задание, указываются направления поиска.
Использую подобные задания при закреплении и обобщении знаний соответствующих тем школьного курса химии или в блоке: «Химия в жизни общества» (11класс).
Осуществление практической и прикладной направленности в обучении расширяет научно-теоретический кругозор учащихся, усиливает воспитательное воздействие на их мировоззрение, повышает уровень знаний, формирует у школьников экологически грамотное поведение в быту и природе, на производстве, позволяет изменить их отношение к химии: подводят учащихся к убеждению, что знание химии не роскошь, а жизненная необходимость.
И если мои ученики могут грамотно приготовить любой раствор, обнаружить фальсификацию некоторых пищевых продуктов, без спичек с помощью походной аптечки быстро и умело разжечь костёр, очистить воду в походе и никогда не нальют электролит в оцинкованную посуду, значит, они компетентны в моём предмете! И это самое главное!
Работать над реализацией прикладной направленности обучения надо очень серьезно, ведь она влечет за собой развитие познавательной активности учащихся. Внедрять ее нужно совместными усилиями всех, кто причастен к осуществлению и обеспечению учебно-воспитательного процесса от учителя химии до авторов учебников и пособий, издательств и предприятий, выпускающих учебное оборудование. И тогда, быть может, выпускники школ будут охотнее рассматривать ее как возможную область будущей практической деятельности.