Программа учебного практикума по химии (подготовка к ЕГЭ)
Программа учебного практикума по химии (подготовка к ЕГЭ)
Программа учебного практикума по химии "Подготовка к ЕГЭ"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа составлена на основе примерной программы среднего (полного) образования по химии (базовый уровень), в соответствии с государственными стандартами общего образования по химии 2004г , ориентирована на учебник: Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Химия-11.-М.Просвещение,2008 при планировании 1 часа в неделю (34 часа\год), построена на основании нормативных документов и материалов для объективной проверки экзаменующихся – контрольных измерительных материалов.
Цели курса:
- систематизация и углубление знаний обучающихся по химии путем решения разнообразных задач повышенного уровня сложности, соответствующих требованиям вступительных экзаменов по химии;
- обеспечить понимание фундаментальных понятий, законов и закономерностей химии.
Задачи курса:
- сформировать у обучающихся умения и навыки комплексного осмысления знаний, помочь обучающимся в подготовке к поступлению в вузы;
- развить познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по химии с использованием различных источников информации, в том числе, компьютерных технологий;
- воспитать убежденность в познаваемости мира, химически грамотно относиться к среде обитания;
- применить полученные знания и умения по химии в повседневной жизни, а также, для решения практических задач в промышленном производстве.
В целях более детального описания содержания и структуры школьного курса химии в данной программе, как и в КИМах, выделены крупные блоки: «Химический элемент», «Вещество», «Химическая реакция», «Познание и применение веществ человеком».
После отработки умений и навыков по каждой теме курса по программе отдельное время отводится выполнению заданий тестов, составленных по аналогии с заданиями ЕГЭ по химии.
В рамках реализации программы учитываются психологические, возрастные особенности обучающихся при отборе содержания, методов и форм работы. Индивидуально подбирается объем учебной нагрузки в зависимости от способностей и возможностей учащихся. Сочетаются различные формы обучения (коллективные, групповые, индивидуальные, парные), что позволяет развивать все виды коммуникативной деятельности обучающихся. Планирование и организация занятий осуществляется с опорой на нестандартные формы, методы и приемы работы, развивающие способности обучающихся, повышающие уровень теоретических и практических навыков. Обучение организуется как на репродуктивном уровне, предполагающем закрепление знаний, формирование общеучебных ЗУН, так и исследовательском, направленном на развитие творческого мышления и воображения учащихся.
В процессе реализации программы в педагогической практике применяются технологии:
-личностно – ориентированного обучения по И.С.Якиманской и О.С.Газману;
-дифференцированного обучения по Г.К.Селевко;
-развивающего обучения Л.Я.Зорина, Н.Ф.Талызиной, Л.В.Занкова;
-диагностики образовательного процесса В.М.Лизинского, В.Зайцева, Т.Смирнова.
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения:
- зачетная работа – вид учебной деятельности обучающихся, направленный на оценку и самооценку приобретенных теоретических и практических умений и навыков.
Самостоятельную работу обучающихся необходимо рассматривать как одно из основных средств воспитания ученика – деятеля, для этого используются тестовые задания, электронные учебные пособия, презентации.
В результате изучения данного курса ученик должен
знать
· важнейшие химические понятия: изотопы, атомные орбитали, аллотропия, изомерия, гомология, электроотрицательность, валентность, степень окисления, типы химических связей, ионы, вещества молекулярного и немолекулярного строения, молярная концентрация раствора, сильные и слабые электролиты, гидролиз, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие;
· основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, структурного строения органических соединений.
· вещества и материалы, широко используемые на практике: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак, метан, этилен, ацетилен, бензол, стекло, цемент, минеральные удобрения, бензин, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, искусственные волокна, каучуки, пластмассы;
уметь
называть: вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, изомеры и гомологи различных классов органических соединений, окислитель и восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;
характеризовать: s- и p-элементы по их положению в периодической системе элементов; общие химические свойства металлов и неметаллов и их важнейших соединений; химическое строение и свойства изученных органических соединений ;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу образования химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции от различных факторов, смещение химического равновесия под воздействием внешних факторов;
выполнять химический эксперимент: по получению и распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений происходящих в природе, быту, и на производстве; глобальных проблем, стоящих перед человечеством (сохранение озонового слоя, парниковый эффект, энергетические и сырьевые проблемы); для понимания роли химии в народном хозяйстве страны;
безопасного обращения с горючими и токсическими веществами, нагревательными приборами; выполнения расчетов, необходимых при приготовлении растворов заданной концентрации, используемых в быту и на производствСОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
БЛОК 1: «ХИМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ» (3 часа)
1.Формы существования химических элементов. Современное представление о строении атома. Изотопы.
2.Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов. Понятие об электронном облаке, s- и p-электронах. Радиусы атомов, их периодические изменения в системе
химических элементов.
3.Периодический закон и система химических элементов Д.И.Менделеева. Развитие научных знаний о периодическом законе и периодической системе химических элементов Д.И.Менде-леева.
БЛОК 2: «ВЕЩЕСТВО» (15 часов)
1.Виды химической связи: ковалентная, ионная металлическая, водородная. Понятие об электроотрицательности химических элементов.
2.Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Типы кристаллических решеток. Зависимость свойств веществ от особенностей их кристаллической решетки. Многообразие неорганических и органических веществ. Аллотропия.
3.Основные положения и направления развития теории химического строения органических веществ А.М. Бутлерова. Изомерия и гомология органических веществ. Гомологи и изомеры углеводородов. Систематическая номенклатура.
10.Особенности химического и электронного строения алканов, алкенов, алкинов. Виды гибридизации электронных облаков. Понятие о циклических углеводородах.
11.Ароматические углеводороды. Бензол, его электронное строение. Гомологи бензола.
12.Предельные одноатомные и многоатомные спирты, фенол, альдегиды, предельные и непредельные одноосновные карбоновые кислоты(номенклатура и строение).
13.Сложные эфиры. Жиры. Углеводы, их классификация.
14.Амины. Электронное строение аминогруппы. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Белки как биополимеры. Структуры белков.
15. Зачетная работа №1 (блок 1-2)
БЛОК 3: «ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ» (8 часов)
1.Тепловой эффект химической реакции. Сохранение и превращение энергии при химических реакциях.
2.Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие и условия его смещения.
3.Электролитическая диссоциация неорганических и органических кислот, щелочей, солей. Степень диссоциации. Понятие о протолитах. Реакции ионного обмена.
4.Реакции окислительно-восстановительные.
5.Гидролиз солей.
6.Электролиз расплавов и растворов солей. Виды коррозии металлов. Способы предупреждения коррозии.
7.Характерные реакции углеводородов различных классов (горения, замещения, присоединения, полимеризации). Механизм реакций замещения и присоединения в органической химии. Правило В.В. Марковникова.
8.Реакции, подтверждающие взаимосвязь углеводородов и кислородсодержащих органических веществ. Реакции, подтверждающие взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений.
БЛОК 4: «ПОЗНАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ВЕЩЕСТВ ЧЕЛОВЕКОМ» (6 часов)
1.Общие научные принципы химического производства (на примере промышленного получения аммиака, серной кислоты, метанола). Природные источники углеводородов, их переработка, использование. Основные методы синтеза высокомолекулярных соединений (пластмасс, волокон, синтетических каучуков).
2.Вычисление массовой доли элемента по формуле вещества (в %). Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей ( в %).
3.Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях. Расчеты массы или объема газов по известному количеству вещества одного из веществ, участвующих в реакции. Расчеты теплового эффекта реакции.
4.Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из исходных веществ дано в избытке или содержит примеси. Расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из исходных веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.
5.Нахождение молекулярной формулы соединений.
6. Зачетная работа №2 (блок 3-4)
ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ, СОСТАВЛЕННЫХ ПО АНАЛОГИИ С ЗАДАНИЯМИ ЕГЭ (2 часа)
ЛИТЕРАТУРА
1.Единый государственный экзамен . Химия :Контрольные измерительные материалы/А.А.Каверина, Д.Ю.Добротин и др..М-во образования РФ.-М.:Просвещение,2013.
2.Каверина А.А.,Добротин Д.Ю.,Журин А.А.Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену.Химия.М.:Интеллект-Центр,2012.
3.С.В.Горбунцова.Тесты и ЕГЭ по основным разделам школьного курса химии 8-11 класса.-М.: «ВАКО»,2011.
4.Единственные реальные варианты заданий для подготовки к ЕГЭ по химии/В.Ю.Мишина, Е.Н.Стрельникова.-М,ФЦТ,2012.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа учебного практикума по химии (подготовка к ЕГЭ) »
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа составлена на основе примерной программы среднего (полного) образования по химии (базовый уровень), в соответствии с государственными стандартами общего образования по химии 2004г , ориентирована на учебник: Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Химия-11.-М.Просвещение,2008 при планировании 1 часа в неделю (34 часа\год), построена на основании нормативных документов и материалов для объективной проверки экзаменующихся – контрольных измерительных материалов.
Цели курса:
- систематизация и углубление знаний обучающихся по химии путем решения разнообразных задач повышенного уровня сложности, соответствующих требованиям вступительных экзаменов по химии;
- обеспечить понимание фундаментальных понятий, законов и закономерностей химии.
Задачи курса:
- сформировать у обучающихся умения и навыки комплексного осмысления знаний, помочь обучающимся в подготовке к поступлению в вузы;
- развить познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по химии с использованием различных источников информации, в том числе, компьютерных технологий;
- воспитать убежденность в познаваемости мира, химически грамотно относиться к среде обитания;
- применить полученные знания и умения по химии в повседневной жизни, а также, для решения практических задач в промышленном производстве.
В целях более детального описания содержания и структуры школьного курса химии в данной программе, как и в КИМах, выделены крупные блоки: «Химический элемент», «Вещество», «Химическая реакция», «Познание и применение веществ человеком».
После отработки умений и навыков по каждой теме курса по программе отдельное время отводится выполнению заданий тестов, составленных по аналогии с заданиями ЕГЭ по химии.
В рамках реализации программы учитываются психологические, возрастные особенности обучающихся при отборе содержания, методов и форм работы. Индивидуально подбирается объем учебной нагрузки в зависимости от способностей и возможностей учащихся. Сочетаются различные формы обучения (коллективные, групповые, индивидуальные, парные), что позволяет развивать все виды коммуникативной деятельности обучающихся. Планирование и организация занятий осуществляется с опорой на нестандартные формы, методы и приемы работы, развивающие способности обучающихся, повышающие уровень теоретических и практических навыков. Обучение организуется как на репродуктивном уровне, предполагающем закрепление знаний, формирование общеучебных ЗУН, так и исследовательском, направленном на развитие творческого мышления и воображения учащихся.
В процессе реализации программы в педагогической практике применяются технологии:
личностно – ориентированного обучения по И.С.Якиманской и О.С.Газману;
дифференцированного обучения по Г.К.Селевко;
развивающего обучения Л.Я.Зорина, Н.Ф.Талызиной, Л.В.Занкова;
диагностики образовательного процесса В.М.Лизинского, В.Зайцева, Т.Смирнова.
Используемые формы,способы и средства проверки и оценки результатов обучения:
- зачетная работа – вид учебной деятельности обучающихся, направленный на оценку и
самооценку приобретенных теоретических и практических умений и навыков.
Самостоятельную работу обучающихся необходимо рассматривать как одно из основных средств воспитания ученика – деятеля, для этого используются тестовые задания, электронные учебные пособия, презентации.
В результате изучения данного курса ученик должен
знать
важнейшие химические понятия: изотопы, атомные орбитали, аллотропия, изомерия, гомология, электроотрицательность, валентность, степень окисления, типы химических связей, ионы, вещества молекулярного и немолекулярного строения, молярная концентрация раствора, сильные и слабые электролиты, гидролиз, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие;
основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, структурного строения органических соединений.
вещества и материалы, широко используемые на практике: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак, метан, этилен, ацетилен, бензол, стекло, цемент, минеральные удобрения, бензин, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, искусственные волокна, каучуки, пластмассы;
уметь
называть: вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, изомеры и гомологи различных классов органических соединений, окислитель и восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;
характеризовать: s- и p-элементы по их положению в периодической системе элементов; общие химические свойства металлов и неметаллов и их важнейших соединений; химическое строение и свойства изученных органических соединений ;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу образования химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции от различных факторов, смещение химического равновесия под воздействием внешних факторов;
выполнять химический эксперимент: по получению и распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений происходящих в природе, быту, и на производстве; глобальных проблем, стоящих перед человечеством (сохранение озонового слоя, парниковый эффект, энергетические и сырьевые проблемы); для понимания роли химии в народном хозяйстве страны;
безопасного обращения с горючими и токсическими веществами, нагревательными приборами; выполнения расчетов, необходимых при приготовлении растворов заданной концентрации, используемых в быту и на производстве.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
БЛОК 1: «ХИМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ» (3 часа)
1.Формы существования химических элементов. Современное представление о строении атома. Изотопы.
2.Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов. Понятие об электронном облаке, s- и p-электронах. Радиусы атомов, их периодические изменения в системе
химических элементов.
3.Периодический закон и система химических элементов Д.И.Менделеева. Развитие научных знаний о периодическом законе и периодической системе химических элементов Д.И.Менде-леева.
БЛОК 2: «ВЕЩЕСТВО» (15 часов)
1.Виды химической связи: ковалентная, ионная металлическая, водородная. Понятие об электроотрицательности химических элементов.
2.Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Типы кристаллических решеток. Зависимость свойств веществ от особенностей их кристаллической решетки. Многообразие неорганических и органических веществ. Аллотропия.
3.Основные положения и направления развития теории химического строения органических веществ А.М. Бутлерова. Изомерия и гомология органических веществ. Гомологи и изомеры углеводородов. Систематическая номенклатура.
10.Особенности химического и электронного строения алканов, алкенов, алкинов. Виды гибридизации электронных облаков. Понятие о циклических углеводородах.
11.Ароматические углеводороды. Бензол, его электронное строение. Гомологи бензола.
12.Предельные одноатомные и многоатомные спирты, фенол, альдегиды, предельные и непредельные одноосновные карбоновые кислоты(номенклатура и строение).
13.Сложные эфиры. Жиры. Углеводы, их классификация.
14.Амины. Электронное строение аминогруппы. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Белки как биополимеры. Структуры белков.
15. Зачетная работа №1 (блок 1-2)
БЛОК 3: «ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ» (8 часов)
1.Тепловой эффект химической реакции. Сохранение и превращение энергии при химических реакциях.
2.Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие и условия его смещения.
3.Электролитическая диссоциация неорганических и органических кислот, щелочей, солей. Степень диссоциации. Понятие о протолитах. Реакции ионного обмена.
4.Реакции окислительно-восстановительные.
5.Гидролиз солей.
6.Электролиз расплавов и растворов солей. Виды коррозии металлов. Способы предупреждения коррозии.
7.Характерные реакции углеводородов различных классов (горения, замещения, присоединения, полимеризации). Механизм реакций замещения и присоединения в органической химии. Правило В.В. Марковникова.
8.Реакции, подтверждающие взаимосвязь углеводородов и кислородсодержащих органических веществ. Реакции, подтверждающие взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений.
БЛОК 4: «ПОЗНАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ВЕЩЕСТВ ЧЕЛОВЕКОМ» (6 часов)
1.Общие научные принципы химического производства (на примере промышленного получения аммиака, серной кислоты, метанола). Природные источники углеводородов, их переработка, использование. Основные методы синтеза высокомолекулярных соединений (пластмасс, волокон, синтетических каучуков).
2.Вычисление массовой доли элемента по формуле вещества (в %). Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей ( в %).
3.Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях. Расчеты массы или объема газов по известному количеству вещества одного из веществ, участвующих в реакции. Расчеты теплового эффекта реакции.
4.Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из исходных веществ дано в избытке или содержит примеси. Расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из исходных веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.
5.Нахождение молекулярной формулы соединений.
6. Зачетная работа №2 (блок 3-4)
ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ, СОСТАВЛЕННЫХ ПО АНАЛОГИИ С ЗАДАНИЯМИ ЕГЭ (2 часа)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата
№п/п
Тема
Количество
часов
БЛОК 1 : «ХИМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ»
3
1
Формы существования химических элементов. Изотопы.
1
2
Строение электронных оболочек атомов. Радиусы атомов, их периодические изменения.
1
3
Периодический закон и система химических элементов Д.И.Менделеева.
1
БЛОК 2: «ВЕЩЕСТВО»
15
4
Виды химической связи: ковалентная, ионная, металлическая,
водородная.
1
5
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Типы кристаллических решеток.
1
6
Основные положения теории А.М. Бутлерова. Изомерия и гомология органических веществ.
1
7
Классификация неорганических веществ.
1
8
Общая характеристика металлов первой-третьей групп
1
9
Медь,хром,железо – металлы побочных подгрупп.
1
10
Общая характеристика неметаллов четвертой – седьмой групп
1
11
Характерные химические свойства неорганических веществ различных классов.Взаимосвязь неорганических веществ.
1
12
Классификация органических веществ.
1
13
Особенности химического и электронного строения нециклических и циклических углеводородов. Виды гибридизации.
1
14
Ароматические углеводороды.
1
15
Спирты, альдегиды, карбоновые кислоты
1
16
Сложные эфиры.Жиры.Углеводы
1
17
Амины. Аминокислоты.Белки.
1
18
Зачетная работа № 1 (блок 1-2)
1
БЛОК 3: «ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ»
8
19
Тепловой эффект химической реакции.
1
20
Скорость химической реакции. Химическое равновесие.
Электролиз расплавов и растворов солей. Виды коррозии.
1
25
Характерные реакции углеводородов различных классов
1
26
Взаимосвязь и взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений.
1
БЛОК 4: «ПОЗНАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ВЕЩЕСТВ ЧЕЛОВЕКОМ»
5
27
Общие научные принципы химического производства. Природные источники углеводородов,их переработка,использование.
1
28
Вычисление массовой доли элемента, массы растворенного вещества
1
29
Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях.
Расчеты теплового эффекта реакции.
1
30
Расчеты на избыток и недостаток, примеси.
1
31
Нахождение молекулярной формулы соединений.
1
32
Зачетная работа №2 (блок3-4)
1
33-34
ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ, СОСТАВЛЕННЫХ ПО АНАЛОГИИ С ЗАДАНИЯМИ ЕГЭ
2
ЛИТЕРАТУРА
1.Единый государственный экзамен . Химия :Контрольные измерительные материалы/А.А.Каве-
рина, Д.Ю.Добротин и др..М-во образования РФ.-М.:Просвещение,2012.
2.Каверина А.А.,Добротин Д.Ю.,Журин А.А.Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену.Химия.М.:Интеллект-Центр,2012.
3.С.В.Горбунцова.Тесты и ЕГЭ по основным разделам школьного курса химии 8-11 класса.-М.: «ВАКО»,2011.
4.Единственные реальные варианты заданий для подготовки к ЕГЭ по химии/В.Ю.Мишина, Е.Н.Стрельникова.-М,ФЦТ,2012.