kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по химии в 11 классе (2 часа в неделю, всего 70 часов) УМК О.С.Габриеляна базовый уровень

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

 Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Курс общей химии 11 класса направлен на решение задачи интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.

Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.

Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.

Материалы для рабочей программы разработаны на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2007-2013). Обучение осуществляется по учебнику О.С.Габриеляна «Химия.11класс. Базовый уровень» - М.: «Дрофа», 2007-2013.-176с.

Рабочая программа составлена из расчета 2 часа в неделю: один час из федерального компонента, второй выделен администрацией школы из часов компонента образовательного учреждения, данная программа интегрирует федеральный компонент и компонент образовательного учреждения воедино, что способствует интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира.

Рабочая программа по числу часов, отведенных на изучение каждой конкретной темы, полностью соответствует авторской программе, вместе с тем в авторскую программу внесены некоторые изменения:

  1. Дополнены уроки: «Классификация неорганических соединений» и «Классификация органических соединений» (тема 4), т. к. данные уроки позволяют систематизировать материал о классах неорганических и органических соединений.

2. Исключены  некоторые демонстрации, так как они дублируются лабораторными опытами:

- коллекция пластмасс и изделий из них, коллекция волокон и изделий из них, жесткость воды и способы ее устранения, образцы различных дисперсных систем (тема 2); 

- примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа, воды (тема 3);

- коллекции образцов металлов, неметаллов, природных органических кислот, образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция  и гидроксокарбонат меди (П) (тема 4)

3. Взамен исключенных демонстраций добавлены несколько демонстраций из примерной программы:

-  модель металлической кристаллической решетки (тема 2);      растворение окрашенных веществ в воде (сульфата меди (П), перманганата калия, хлорида железа (Ш) (тема 3);

- возгонка йода, изготовление йодной спиртовой настойки, взаимное вытеснение галогенов из растворов их солей, горение серы и фосфора в кислороде, взаимодействие меди с кислородом и серой (тема 4).

4. С целью выполнения требований стандарта и усиления практической направленности курса в рабочую программу включена дополнительная тема  «Химия и жизнь» в объеме 4-х часов  (авторская программа рассчитана на 68 часов с резервом времени 2 часа) с демонстрациями и лабораторным опытом из примерной программы.

Данная рабочая программа может быть реализована  при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний  в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.

Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, контрольных работ, как в традиционной, так и в  тестовой формах.

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен

  • знать / понимать

важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

  • уметь

называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и   повседневной жизни для:

объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Кроме того, в результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:

  • Уметь

проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.

            Конкретные требования к уровню подготовки выпускников  определены для каждого урока и включены в Поурочное планирование

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по химии в 11 классе (2 часа в неделю, всего 70 часов) УМК О.С.Габриеляна базовый уровень »

МОУ Судиславская средняя общеобразовательная школа

Судиславского муниципального района Костромской области


Рассмотрено на заседании Утверждаю. Директор школы:

МО учителей биологии и химии 29.08.2013г _________________Лебедева Л.Г.

протокол №1 Приказ №81 от 02.09.2013г

Руководитель МО_____________Кабанова Н.Н.

..




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ХИМИИ

в 11 классе

(2 часа в неделю, всего 70 часов)

УМК О.С.Габриеляна

базовый уровень

2013-2014учебный год



Учитель: Кабанова Наталия Николаевна,

учитель биологии и химии,

учитель высшей квалификационной категории


п. Судиславль, 2013


Пояснительная записка


Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Курс общей химии 11 класса направлен на решение задачи интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.

Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.

Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.

Материалы для рабочей программы разработаны на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2007-2013). Обучение осуществляется по учебнику О.С.Габриеляна «Химия.11класс. Базовый уровень» - М.: «Дрофа», 2007-2013.-176с.

Рабочая программа составлена из расчета 2 часа в неделю: один час из федерального компонента, второй выделен администрацией школы из часов компонента образовательного учреждения, данная программа интегрирует федеральный компонент и компонент образовательного учреждения воедино, что способствует интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира.

Рабочая программа по числу часов, отведенных на изучение каждой конкретной темы, полностью соответствует авторской программе, вместе с тем в авторскую программу внесены некоторые изменения:

1. Дополнены уроки: «Классификация неорганических соединений» и «Классификация органических соединений» (тема 4), т. к. данные уроки позволяют систематизировать материал о классах неорганических и органических соединений.

2. Исключены некоторые демонстрации, так как они дублируются лабораторными опытами:

- коллекция пластмасс и изделий из них, коллекция волокон и изделий из них, жесткость воды и способы ее устранения, образцы различных дисперсных систем (тема 2);

- примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа, воды (тема 3);

- коллекции образцов металлов, неметаллов, природных органических кислот, образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (П) (тема 4)

3. Взамен исключенных демонстраций добавлены несколько демонстраций из примерной программы:

- модель металлической кристаллической решетки (тема 2); растворение окрашенных веществ в воде (сульфата меди (П), перманганата калия, хлорида железа (Ш) (тема 3);

- возгонка йода, изготовление йодной спиртовой настойки, взаимное вытеснение галогенов из растворов их солей, горение серы и фосфора в кислороде, взаимодействие меди с кислородом и серой (тема 4).

4. С целью выполнения требований стандарта и усиления практической направленности курса в рабочую программу включена дополнительная тема «Химия и жизнь» в объеме 4-х часов (авторская программа рассчитана на 68 часов с резервом времени 2 часа) с демонстрациями и лабораторным опытом из примерной программы.

Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.

Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, контрольных работ, как в традиционной, так и в тестовой формах.

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
  • знать / понимать

важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

  • уметь

называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Кроме того, в результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:

  • Уметь

проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.

Конкретные требования к уровню подготовки выпускников определены для каждого урока и включены в Поурочное планирование

Критерии и нормы оценки знаний учащихся по химии


1. Оценка устного ответа.

Отметка «5» :

- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

- ответ самостоятельный.

Ответ «4» ;

- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.


Отметка «З» :

- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2» :

- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.

2. Оценка экспериментальных умений.

- Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»:

- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с ве ществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники без опасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;


- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.


3. Оценка умений решать расчетные задачи.


Отметка «5»:

- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;

Отметка «4»:

- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.


Отметка «2»:


- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.


- отсутствие ответа на задание.



4. Оценка письменных контрольных работ.


Отметка «5»:


- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.


Отметка «4»:


- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.


Отметка «3»:


- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существен ная ошибка и при этом две-три несущественные.


Отметка «2»:


- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.


- работа не выполнена.


При оценке выполнения письменной контрольной работы необ ходимо учитывать требования единого орфографического режима.


5. Оценка тестовых работ.


Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.


При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов

• нет ошибок — оценка «5»;


• одна ошибка - оценка «4»;


• две ошибки — оценка «З»;


• три ошибки — оценка «2».


Для теста из 30 вопросов:


• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;


• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;


• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;


• меньше 12 правильных ответов — оценка «2»

Учебно-методический комплект

  1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2010.

  2. Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. Учреждений /О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2009 – 223, [1] с.: ил.

  3. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 11 кл. Базовый уровень: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2005.

  4. Габриелян О.С. Химия: Учебное пособие для 11 кл. сред. шк. – М.: Блик плюс, 2000.

  5. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 кл.: Методическое пособие. М.: Дрофа, 2002-2007.

  6. Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Настольная книга учителя. Химия 11 кл.: В 2 ч. – М.: Дрофа, 2003-2004.

  7. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 кл. – М.: Дрофа, 2007.

  8. Химия. 11 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна, Г.Г. Лысовой «Химия. 11» /О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2012.

  9. Габриелян О.С. Методическое пособие для учителя. Химия. 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2012.

Дополнительная литература для учителя
  1. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по химии /Сост. С.В. Суматохин, А.А Каверина. – М.: Дрофа,2007.

  2. Буцкус П.Ф. Книга для чтения по органической химии – М.: Просвещение, 1985

  3. Жиряков В.Г. Органическая химия. – М.: Просвещение, 1983

  4. Лидин Р.А., Якимова Е.Е., Воротникова Н.А. Химия. Методические материалы 10-11 классы. - М.:Дрофа, 2009

  5. Назарова Г.С., Лаврова В.Н. Использование учебного оборудования на практических занятиях по химии. – М., 2009

Дополнительная литература для учащихся
  1. Малышкина В. Занимательная химия. Нескучный учебник. – Санкт-Пертебург: Трион, 1998.

  2. Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С.. Полезная химия: задачи и история. – М.: Дрофа, 2006.

  3. Степин Б.Д., АликбероваЛ.Ю.. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2005.

  4. Ушкалова В.Н., Иоанидис Н.В. Химия: Конкурсные задания и ответы: Пособие для поступающих в ВУЗы. – М.: Просвещение, 2005.

  5. Габриелян О.С., Решетов П.В., Остроумов И.Г., Никитюк А.М. Готовимся к единому государственному экзамену. – М.: Дрофа, 2007-2008.

  6. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособие. – М.: Дрофа, 2007.

7.Демонстрационные варианты ЕГЭ по химии 2002-2013гг


Содержание тем учебного курса


Тема 1. Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева (7 ч)

О с н о в н ы е с в е д е н и я о с т р о е н и и а т о м а. Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы Д. И. Менделеева (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s- и р-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.

П е р и о д и ч е с к и й з а к о н Д. И. М е н д е л е е в а в с в е т е у ч е н и я о с т р о е н и и а т о м а. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах).

Положение водорода в периодической системе. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

Демонстрации. Различные формы периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.

Тема 2. Строение вещества (22 ч)

И о н н а я х и м и ч е с к а я с в я з ь. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток.

К о в а л е н т н а я х и м и ч е с к а я с в я з ь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток.

М е т а л л и ч е с к а я х и м и ч е с к а я с в я з ь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи.

В о д о р о д н а я х и м и ч е с к а я с в я з ь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров.

Р е а к ц и и, и д у щ и е б е з и з м е н е н и я с о с т а в а в е щ е с т в. Аллотропия и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль. Изомеры и изомерия.

Г а з о о б р а з н о е с о с т о я н и е в е щ е с т в а. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ. Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним.

Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание.

Т в е р д о е с о с т о я н и е в е щ е с т в а. Аморфные твердые вещества в природе и в жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества.

Д и с п е р с н ы е с и с т е м ы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсной среды и дисперсионной фазы. Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли. Тонкодисперсные системы: гели и золи.

С о с т а в в е щ е с т в а и с м е с е й. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ.

Понятие «доля» и ее разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси - доля примесей, доля растворенного вещества в растворе) и объемная. Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или иода), алмаза, графита (или кварца). Модель молекулы ДНК. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.

Лабораторные опыты. 1. Ознакомление с дисперсными системами.

Практическая работа №1. Получение, собирание и распознавание газов.


Тема 3. Химические реакции (17 ч)

Р е а к ц и и, и д у щ и е с и з м е н е н и е м с о с т а в а в е щ е с т в. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических реакций.

С к о р о с т ь х и м и ч е с к о й р е а к ц и и. Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные. Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы.

О б р а т и м о с т ь х и м и ч е с к и х р е а к ц и й. Необратимые и обратимые химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Способы смещения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза аммиака или серной кислоты.

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации.

Г и д р о л и з о р г а н и ч е с к и х и н е о р г а н и ч е с к и х с о е д и н е н и й. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей. Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке.

О к и с л и т е л ь н о - в о с с т а н о в и т е л ь н ы е р е а к ц и и. Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель.

Э л е к т р о л и з. Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза.

Демонстрации. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с соляной кислотой. Разложение пероксида водорода с помощью катализатора (оксида марганца (IV)) и каталазы сырого мяса и сырого картофеля. Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды. Взаимодействие лития и натрия с водой. Образцы кристаллогидратов. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (II). Простейшие окислительно-восстановительные реакции; взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (II).

Лабораторные опыты. 2. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. 3. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком. 4. Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля. 5. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды. 6. Различные случаи гидролиза солей.


Тема 4. Вещества и их свойства (19 ч)

М е т а л л ы. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Взаимодействие натрия с этанолом.

Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии.

Н е м е т а л л ы. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями).

К и с л о т ы н е о р г а н и ч е с к и е и о р г а н и ч е с к и е. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты.

О с н о в а н и я н е о р г а н и ч е с к и е и о р г а н и ч е с к и е. Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований.

С о л и. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) - малахит (основная соль).

Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (II) и (III).

Г е н е т и ч е с к а я с в я з ь между классами неорганических и органических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла и неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии.

Демонстрации. Коллекция образцов металлов. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой. Результаты коррозии металлов в зависимости от условий ее протекания. Коллекция образцов неметаллов. Коллекция природных органических кислот. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (II).

Лабораторные опыты. 7. Ознакомление с коллекциями: а) металлов; б) неметаллов. 8. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами, с основаниями, с солями. 9. Получение и свойства нерастворимых оснований. 10. качественные реакции на хлориды и сульфаты.

Практическая работа №2. Идентификация неорганических соединений.

Практическая работа №3 Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и неметаллы».

Тема 5. Химия и жизнь (4 ч)

Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества, используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре. Бытовая химическая грамотность.

Химия и производство. Общие представления о промышленных способах получения химических веществ на примере производства серной кислоты.

Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Тематическое планирование


№№

п\п


Наименование темы

Всего,

час.

Из них


Дата

Практ.

работы

Контр.

работы

1

Тема 1. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева

7

-

1

сентябрь 2013

2

Тема 2. Строение вещества

22

1


1

октябрь-декабрь2013

3

Тема 3. Химические реакции

17

-

1

дкабрь2013-февраль2014

4

Тема 4. Вещества и их свойства

19

2

1

март-май2014

5

Тема 5. Химия и жизнь

4

-

-

май2014


Итого

69 (1 час резервное время)

3

4



Поурочное планирование


№№

п/п

Тема урока

Изучаемые вопросы

Эксперимент

Д.- демонстрационный

Л.- лабораторный

Требования к уровню подготовки выпускников

Задания на дом

Дата

Текущий контроль

Тема 1. Строение атома (7часов)

1 (1)


6.09

Атом – сложная частица

Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Электронные облака. Атомные орбитали. s-, p-элементы


Знать/понимать - важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, изотопы

п. 1, упр.1-5


2 (2)


7.09

Строение электронов в атоме

Особенности строения электронных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы Д.И. Менделеева (переходных элементов). Электронные конфигурации атомов химических элементов


Уметь составлять формулы на основе электронных конфигураций атомов химических элементов

п. 1, упр. 6,7

Проверочная работа по теме «Атом –сложная частица»

3 (3)


10.09

Электронные конфигурации атомов химических элементов

Электронные конфигурации атомов химических элементов. Электронно-графические формулы. Электронная классификация элементов: s-, p-, d- , f-семейства



п. 1, упр. 8,9

Химический диктант

4(4)


14.09

Валентные возможности атомов химических элементов

Валентность. Валентные электроны. Валентные возможности атомов. Сравнение понятий «валентность» и « степень окисления»



п. 1, упр. в тетради

Фронтальная проверка домашнего задания

5(5)


17.09

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома

Открытие Д.И. Менделеевым периодического закона. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева - графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров группы и периода. Причины изменения свойств элементов в группах (главных подгруппах) и периодах. Положение водорода в периодической системе. Значение периодического закона и периодической системы для развития науки и понимания химической картины мира.


Д. Различные формы периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева


Л. Конструирование периодической таблицы с использованием карточек

Знать/понимать

- основные законы химии: периодический закон

Уметь

- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева

п. 2. упр.1-7

Фронтальная проверка выполнения домашнего задания

6 (6)


21.09

Обобщение знаний по теме, подготовка к контрольной работе

Значение периодического закона и периодической системы для развития науки и понимания химической картины мира.







п. 1,2 упр. в тетради


Тестовая работа

7 (7)


24.09

Контрольная работа №1 по теме: «Строение атома»

















Тема 2. Строение вещества (22 часа)

1-2

(8-9)


28.09


1.10

Химическая связь. Единая природа химической связи

Ионная связь. Катионы и анионы. Классификация ионов по составу (простые и сложные). Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионной кристаллической решеткой

Ковалентная связь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток. Степень окисления и валентность химических элементов.

Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка.

Водородная химическая связь

Д. Модель кристаллической решетки хлорида натрия.


Д. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита

Д. Модели атомных и молекулярных кристаллических решеток

Д. Модели металлических кристаллических решеток.


Д. Модель молекулы ДНК

Знать/понимать

-важнейшие химические понятия: вещества немолекулярного строения (ионные кристаллические решетки); ион, ионная химическая связь (вещества ионного строения);

Уметь

- определять: заряд иона, ионную связь в соединениях;

- объяснять: природу ионной связи.

Знать/понимать

-важнейшие химические понятия: электроотрицательность, валентность, степень окисления, вещества молекулярного и атомного строения.

Уметь

- определять: валентность и степень окисления химических элементов, ковалентную связь в соединениях (полярную и неполярную)

- объяснять: природу ковалентной связи

Знать/понимать-важнейшие химические понятия: электроотрицательность, валентность, степень окисления, вещества молекулярного и атомного строения.

Уметь

- определять: валентность и степень окисления химических элементов, ковалентную связь в соединениях (полярную и неполярную)

- объяснять: природу ковалентной связи

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия:

металлическая связь, вещества металлического строения.

Уметь

- определять: металлическую связь.

- объяснять: природу металлической связи

п.3,4 упр3-5,7-9стр29. упр.6-8 стр37;

п5,6 упр.2-5 стр46-47упр.2,3стр53


Самостоятельная работа по теме «Химическая связь»


3(10)


5.10

Гибридизация электронных орбиталей. Геометрия молекул

Sp3 –гибридизация у алканов, воды, аммиака, алмаза; Sp2 –гибридизация у алкенов, аренов, диеноа, графита и соединений бора; Sp –гибридизация у алкинов, карбина и соединений бериллия.

Геометрия молекул органических и неорганических соединений

Д. Модели молекул различной геометрической конфигурации

Д. кристаллические решетки алмаза и графита

Знать/понимать

-важнейшие химические понятия: гибридизация, тип гибридизации молекул.

Уметь

- определять: гибридизации молекул неорганических и органических веществ

объяснять: геометрию молекул



Таблица и упр. в тетради


Проверочная работа по теме «Химическая связь»

4 (11)

8.10


Дисперсные системы

Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных по агрегатному состоянию и по размеру частиц фазы. Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли. Тонкодисперсные системы: гели и золи. Коагуляция и синерезис

Д. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля


Л. Ознакомление с дисперсными системами.




п. 11 упр.6

5-6

(12-13)


12.10

15.10

Теория строения химических соединений

Предпосылки создания теории А.М.Бутлерова. Основные положения теории. Виды изомерии. Основные направления развития теории.

Д. Модели молекул структурных и пространственных изомеров


Конспект в тетради

Химический диктант по теме « Дисперсные системы»

7 (14)

19.10

Диалектические основы общности двух ведущих теорий химии (семинар)

Диалектические основы общности закона периодичности Д.И.Менделеева и теории строения А.М.Бутлерова в становлении, предсказании и развитии химии элементов



Конспект и упр.в тетради

Индивидуальный контроль ответов учащихся

8 (15)

22.10

Полимеры

Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение. Неорганические полимеры

Д. Образцы неорганических полимеров (сера пластическая, кварц, оксид алюминия, природные алюмосиликаты)

Л. Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделий из них

Знать/понимать- важнейшие вещества и материалы: искусственные и синтетические волокна, пластмассы

п.7 упр.стр.66

9(16)


26.10

Газообразное состояние вещества

Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ. Представители газообразных веществ: водород, кислород, аммиак, углекислый газ, этилен. Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним

Д. Модель молярного объема газов.


Д. Три агрегатных состояния воды.

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия: моль, молярная масса, молярный объем

п.8 упр.2-6,стр.79

Химический диктант по теме «Полимеры»

10 (17)


29.10

Водород, кислород, углекислый газ

Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ. Их получение, собирание, распознавание, физические и химические свойства


Знать/понимать

- важнейшие вещества и материалы: водород, кислород, углекислый газ Уметь

- характеризовать: химические свойства водорода, кислорода, углекислого газа

п.8 упр.10,11,стр.79

Тест по теме «Газообразное состояние вещества»

11 (18)


9.11

Аммиак, этилен

Представители газообразных веществ: аммиак, этилен. Их получение, собирание, распознавание, физические и химические свойства


Знать/понимать

- важнейшие вещества и материалы, в том числе: аммиак, этилен Уметь

- характеризовать: химические свойства аммиака, этилена

п.8 упр.в тетради

Подготовиться к практической работе №1стр217-218

Тест по теме «Водород, кислород, углекислый газ»

12(19)

12.11.

Практическая работа №1

«Получение, собирание и распознавание газов»

Химический эксперимент по получению, собиранию и распознаванию водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака и этилена.


Уметь- выполнять химический эксперимент по распознаванию кислорода, водорода, аммиака, углекислого газа, этилена. Правила ТБ

Оформить практическую работу

13-14

(20-21)

16.11


19.11.



Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций

Вычисления с использованием физических величин (количество вещества, молярный объем газа, относительная плотность газа)


Уметь- выполнять расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций

Задачи в тетради

Индивидуальная проверка решения задач по алгоритмам

15-16 (22-23)


23.11


26.11

Жидкое состояние вещества

Вода, ее биологическая роль. Применение воды. Жесткость воды и способы ее устранения. Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях. Жидкие кристаллы и их применение

Д. Образцы накипи в чайнике и трубах центрального отопления

Д. Приборы на жидких кристаллах


Л. Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды

Л. Ознакомление с минеральными водами


п.9 упр.1-11

стр. 87


Фронтальная проверка умений производить расчеты по химическим формулам и уравнениям

17 (24)

30.11

Твердое состояние вещества

Аморфные твердые вещества в природе и жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества



п. 10 упр.стр94

Выборочная проверка выполнения домашнего задания

18 (25-26)


3.12

7.12

Состав вещества. Смеси.

Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей и их использование. Закон постоянства состава веществ. Молекулярная формула (формульная единица). Массовая и объемная доля компонента в смеси.

Массовая доля растворенного вещества. Массовая доля примесей.

Массовая доля выхода продукта реакции


Знать/понимать

- важнейшие химические понятия:

вещества молекулярного и немолекулярного строения-

основные законы химии:

закон постоянства состава веществ

п. 11 задачи

6-10 стр. 111

Химический диктант по теме «Аморфное и кристаллическое состояние твердых веществ»

19-20 (27-28)



10.12


14.12

Обобщение и систематизация знаний по теме.

Выполнение упражнений, решение задач

Л. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств

Знать/понимать

- основные теории химии: теорию химической связи

Уметь- объяснять: природу химической связи, зависимость свойств веществ от их состава и строения

- определять: тип химической связи в соединениях

п.3-11 упр.4,11-14 стр. 111

Фронтальная проверка умений решения задач на нахождение массовой и объемной доли компонента в смеси.


21 (29)


17.12

Контрольная работа №2 по теме «Строение вещества»





22 (30)


21.12

Анализ контрольной работы





Тема 3. Химические реакции (17 часов)

1-2 (31-32)


24.12


28.12

Классификация химических реакций в неорганической и органической химии

Понятие о химической реакции. Реакции, идущие без изменения состава веществ: Аллотропия и Аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль. Изомеры и изомерия. Причины многообразия веществ. Реакции, идущие с изменением состава веществ: соединения (на примере производства серной кислоты), разложения, замещения и обмена. Тепловой эффект химической реакции. Экзо- и эндотермические реакции. Термохимические уравнения

Д. Модели молекул изомеров и гомологов.

Д. Получение аллотропных модификаций серы и фосфора

Д. Озонатор


Л.Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса


Знать/понимать

- важнейшие химические понятия: аллотропия, тепловой эффект химической реакции, углеродный скелет, изомерия, гомология - основные теории химии: строения органических соединений


п.13,14 упр.6-9стр.126

3 (33)


11.01

Скорость химической реакции


Понятие о скорости реакции. Скорость гомо- и гетерогенной реакции.. Факторы, влияющие на скорость химической реакции: природа реагирующих веществ, температура (закон Вант-Гоффа), концентрации, катализаторы и катализ.. Зависимость скорости реакций от поверхности соприкосновения реагирующих веществ. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования

Д. Взаимодействие цинка с растворами соляной и серной кислот при разных температурах, при разной концентрации соляной кислоты). Взаимодействие цинка (порошка, пыли, гранул) с кислотой

Модель « кипящего слоя»

Л. . Разложение пероксида водорода в присутствии катализаторов (оксида марганца (IV) и каталазы сырого мяса и сырого картофеля)

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия: катализ, скорость химической реакции

Уметь - объяснять:

зависимость скорости химической реакции от различных факторов

п.15

упр.1-7стр.136


Фронтальная проверка умений учащихся классифицировать химические реакции по шести признакам классификации

4(34)


14.01

Обратимость химических реакций. Химическое равновесие

Необратимые и обратимые химические реакции.

Понятие о химическом равновесии. Способы смещения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Понятие об основных принципах производства на примере синтеза аммиака и серной кислоты


Знать/понимать

- важнейшие химические понятия: химическое равновесие - объяснять: положение химического равновесия от различных факторов

п.16

упр.1-6стр.142

Фронтальная проверка решения задач на скорость химической реакции

5 (35)


18.01

Роль воды в химических реакциях

Роль воды в превращениях веществ. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: Растворимые, малорастворимые и практически нерастворимые вещества Растворение как физико-химический процесс. Явления, происходящие при растворении веществ - разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация и гидратация

Д. Растворение окрашенных веществ в воде (сульфата меди (П), перманганата калия, хлорида железа (Ш)


Знать/понимать- важнейшие химические понятия: растворы

п.17 упр.1-6 стр149

Фронтальная проверка умений решения задач на смещение химического равновесия

6-7 (36-37)


21.01


25.01

Электролитическая диссоциация

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, соли, основания в свете теории электролитической диссоциации. Степень электролитической диссоциации, сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена

Д. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации

Д. Зависимость степени диссоциации уксусной кислоты от разбавления

Л. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия: электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация;

- основные теории химии: электролитической диссоциации

Уметь

- определять: заряд иона

п.17 упр.7-10стр149-150

Индивидуальній контроль монологических ответов у доски

8 (38)


28.01

Химические свойства воды

Взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксидами, разложение воды, образование кристаллогидратов. Реакции гидратации в органической химии

Д. Взаимодействие лития и натрия с водой.

Д. Получение оксида фосфора (V) и растворение его в воде; испытание полученного раствора лакмусом.

Д. Образцы кристаллогидратов

Знать/понимать

- важнейшие вещества и материалы: воду

Уметь

- характеризовать: химические свойства воды

п.17 упр.в тетради


Самостоятельная работа по теме: «Реакции ионного обмена в свете ТЭД»

9-10

(39-40)


1.02


4.02

Гидролиз органических и неорганических соединений

Понятие гидролиза. Гидролиз органических веществ и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке. Гидролиз неорганических веществ. Три случая гидролиза солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора. Необратимый гидролиз. Практическое применение гидролиза.

Д. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (П), карбида кальция


Л. Разные случаи гидролиза солей

Уметь

- определять: характер среды в водных растворах неорганических соединений

п.18 упр.3-51; 7-9 стр154-155


Самостоятельная работа по теме: «Гидролиз неорганических веществ»



11-12 (41-42)


8.02


11.02

Окислительно-восстановительные реакции

Степень окисления элементов. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление. Окислитель и восстановитель

Д. Простейшие окислительно-восстановительные реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с сульфатом меди (П)


Л. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия: степень окисления, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление

Уметь

- определять: валентность и степень окисления химических элементов, окислитель и восстановитель

п.19 стр 155-158 упр1-5стр163


Проверочная работа по теме: «Гидролиз неорганических и органических веществ»


13-14 (43-44)


15.02


18.02

Электролиз

Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов; растворов (на примере хлорида натрия). Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия

Д. Модель электролизера; модель электролизной ванны для получения алюминия


п.19 стр. 158-163 упр5-9стр163

Проверочная работа по теме: «Окислительно-восстановительные реакции»

Самостоятельная работа по теме: «Электролиз»

15 (45)


22.02

Обобщение и систематизация знаний по теме. Подготовка к контрольной работе.

Выполнение упражнений, решение задач

Проверочный тест по теме «Химические реакции»

Уметь

- определять: характер среды в водных растворах неорганических соединений;

- объяснять: зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов

п.13-19 задание в тетради

16 (46)

25.02

Контрольная работа №2 по теме 3 «Химические реакции»





17 (47)

1.03

Анализ контрольной работы





Тема 4. Вещества и их свойства (19 часов)

1 (48)


4.03

Классификация неорганических соединений

Простые и сложные вещества.

Оксиды, их классификация; гидроксиды (основания, кислородные кислоты, амфотерные); классификация кислот и оснований. Соли средние, кислые, основные.

Л. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами



Знать/понимать

- важнейшие вещества и материалы: оксиды, основания, кислоты, соли

Уметь- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

- определять: характер среды в водных растворах неорганических соединений

Таблица в тетради (выучить)

2 (49)


11.03

Классификация органических соединений

Углеводороды: Алканы, алкены и диены, алкины, арены. Кислородсодержащие соединения: одно- и многоатомные спирты, фенол, альдегиды, одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы. Азотсодержащие соединения: амины, аминокислоты и белки


Знать/понимать

-важнейшие химические понятия:

- функциональная группа;

- важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, этанол, бензол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки

Уметь

- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

- определять: принадлежность веществ к различным классам органических соединений

Таблица в тетради (выучить)

Проверочный тест по теме: « Классификация неорганических соединений»

3-4

(50-51)


15.03


18.03

Металлы

Положение металлов в периодической системе и строение их атомов. Простые вещества – металлы: Общие физические и химические свойства металлов: взаимодействие с неметаллами (кислородом, хлором серой), с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Общие способы получения металлов. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом. Значение металлов в природе и жизни организмов

Д. Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором, железа с серой. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой Взаимодействие меди с кислородом и серой. Алюминотермия

Л. Ознакомление с коллекцией металлов и их соединениями; рудами

Знать/понимать

- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы

Уметь- характеризовать: элементы металлы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов;

- объяснять: зависимость свойств металлов и сплавов от их состава и строения

п.20 стр.164-169 упр.1-5 стр173

Проверочный тест по теме: « Классификация органических соединений»

Проверочный тест теме: «Способы получения и физические свойства металлов»

5(52)


22.03

Коррозия металлов

Понятие коррозии. Химическая коррозия. Электрохимическая коррозия. Способы защиты металлов от коррозии

Д. Результаты коррозии металлов в зависимости от условий ее протекания


п.20 стр. 170-173 упр.6-8 стр174

Проверочный тест теме: «Химические свойства металлов»

6-7

(53-54)



1.04


5.04

Неметаллы

Положение неметаллов в периодической системе, строение их атомов. Электроотрицательность. Неметаллы – простые вещества. Атомное и молекулярное строение их. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями. Благородные газы

Д. Возгонка йода. Изготовление йодной спиртовой настойки. Взаимное вытеснение галогенов из растворов их солей. Горение серы и фосфора в кислороде


Знать/понимать

- важнейшие вещества и материалы: неметаллы

Уметь

- характеризовать:

элементы неметаллы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева;

общие химические свойства неметаллов;

- объяснять: зависимость свойств неметаллов от их состава и строения

п.21 стр. 170-173 упр.1-8 стр179-180

Фронтальная проверка выполнения домашнего задания


Индивидуальный контроль монологических ответов у доски

8-9

(55-56)


8.04


12.04



















Кислоты неорганические и органические

Классификация неорганических и органических кислот. Общие свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, с солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислот

Д. Разбавление концентрированной серной кислоты. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью

Л. Ознакомление с коллекцией кислот

Л. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами, основаниями и солями.


Знать/понимать

- важнейшие вещества и материалы: серная, соляная, азотная и уксусная кислоты

Уметь

-называть: кислоты по «тривиальной» или международной номенклатуре;

- определять: характер среды в водных растворах кислот; - характеризовать:

-общие химические свойства кислот

- объяснять: зависимость свойств кислот от их состава и строения;

- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических кислот



п.22 упр.1-8 стр188 Подготовиться к практической работе №2 стр219


Самостоятельная работа- решение упражнений по теме: «Кислоты»

10(57)

15.04

Практическая работа №2 «Химические свойства кислот»

Химический эксперимент по изучению свойств кислот


- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических кислот


Оформить практическую работу

11-12

(58-59)


18.04


22.04

Основания неорганические и органические

Классификация оснований. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований

Л. Ознакомление с коллекцией оснований

Л. Получение и свойства нерастворимых оснований

Знать/понимать

- важнейшие вещества и материалы: нерастворимые основания, щелочи

Уметь

-называть: основания по «тривиальной» или международной номенклатуре;

- определять: характер среды в водных растворах щелочей; - характеризовать:

-общие химические свойства оснований

- объяснять: зависимость свойств оснований от их состава и строения;

- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических оснований

п.23 упр.1-9 стр192


Самостоятельная работа- решение упражнений по теме: «Основания»

12-13

(60-61)


26.04

26.04

Соли

Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (П) – малахит (основная соль). Качественные реакции на хлорид-, сульфат- и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (П) и (Ш)

Д. Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при нагревании. Гашение соды уксусом.

Д. Качественные реакции на катионы и анионы

Л. Ознакомление с коллекцией минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли

Л. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов

Знать/понимать

- важнейшие вещества и материалы: соли, минеральные удобрения

Уметь

-называть: соли по «тривиальной» или международной номенклатуре;

- определять: характер среды в водных растворах солей; - характеризовать:

-общие химические свойства солей

- объяснять: зависимость свойств солей от их состава и строения;

- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших солей

п.24 упр.1-5 стр199


Самостоятельная работа- решение упражнений по теме: «Соли»

14 (62)

29.04

Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений

Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии


Уметь- характеризовать: общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений

п.25 упр.1-7 стр204

Подготовиться к практической работе № 3 стр220


Самостоятельная работа - решение упражнений по теме: «Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений»

15 (63)

3.05

Практическая работа №3 «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений»

Химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ


Уметь- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ

Оформить практическую работу

16 (64)

6.05

Обобщение и систематизация знаний по теме. Подготовка к контрольной работе

Выполнение упражнений, решение задач

Тест по теме: « Вещества и их свойства»

Уметь

- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; - характеризовать: общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений, строение и химические свойства изученных органических соединений

п.20-25 задание в тетради

17 (65)

10.05

Контрольная работа № 3 по теме «Вещества и их свойства»





18 (65)

Анализ контрольной

работы




Тема 5. Химия и жизнь(5 часов)

1

(66)

13.05

Химия и повседневная жизнь человека

Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества, используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре. Бытовая химическая грамотность.

Д. Образцы средств гигиены и косметики

Л. Знакомство с образцами моющих и чистящих средств. Изучение инструкций по их составу и применению


Конспект в тетради


2

(67)

17.05

Химия и производство

Общие представления о промышленных способах получения химических веществ на примере производства серной кислоты

Д. Модели производства серной кислоты

Уметь- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: объяснения химических явлений, происходящих на производстве; определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий

Таблица в тетради

Сообщение на тему: «Современные нанотехнологии»


Индивидуальный контроль монологических ответов у доски



3-4

(68-69)

20.05

24.05


Химия и экология

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия


Уметь- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения ОС на организм человека и другие живые организмы

Сообщения на тему: «Парниковый эффект, озоновая дыра, кислотные дожди – глобальные экологические проблемы»


Итого: 69 часов + 1 час резервное время = 70 часов


41




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Кабанова Наталия Николаевна

Дата: 30.07.2014

Номер свидетельства: 110836

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства