kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реализация экологического подхода в обучении химии

Нажмите, чтобы узнать подробности

                         Реализация экологического подхода  в обучении химии

Реализацию целей школьного экологического образования можно осуществлять разными путями: это и экологизация  учебных дисциплин, и создание интегрирование курсов, и введите в практику обучения специального предмета, раскрывающего вопросы экологии и защиты окружающей среды от загрязнения.

В процессе обучения химии в VIII-IX классах важно сосредоточить внимание на проблемах защиты окружающей среды; развития представлений о взаимодействии состава, свойства и биологической функции веществ, их двойственной роли в живой природе; биологической взаимозаменяемости химических элементов и последствиях этого процесса для организмов, причинах нарушения биологических циклов.

На завершающем этапе школьного обучения в X-XI классах создаются предпосылки для пони мания таких экологических закономерностей, как цикличность и непрерывность процессов обмена веществ между составляющими компонентами биосферы.

Учитывая соответствующую подготовку учащихся, на любых этапах школьного курса можно разъяснять вопросы, касающиеся состояния окружающей среды; глобальное потепление климата, уменьшение толщины слоя стратосферного озона, кислотные дожди, накопление в почве токсичных металлов и пестицидов, загрязнение больших территорий радионуклеотидами, истощение природных ресурсов планеты.

Экологические проблемы многоаспектны, поэтому для своего решения они требуют комплексного подхода и как,  правило, знаний из различных областей науки. Наиболее подходящей формой организации деятельности учащихся, отвечающей этому требованию, являются учебно-исследовательские экологические аспекты. В процессе работы над проектом у учащихся формируются комплекс специфических умений, подкрепленный соответствующей   теоретической базой. Немаловажную роль в реализации экологического подхода играет роль включение у учебных процесс задач с экологическим содержанием, а также практических работ.

Так, программа курса химии для IX класса позволяет использовать проектную деятельность школьников при изучении таких тем «Электролитическая диссоциация» и «Металлы». Разнообразие и сложность проектов определяются интересами и уровнем развития учащихся.

В рамках темы «Электролитическая диссоциация» можно организовать изучение одной из глобальных и актуальных экологических проблем – проблемы кислотных осадков. К воспитанию этого материала учащиеся могут быть подготовлены уже к IX классу, если у них есть общее представление об экологических системах, влияние среды на живые организмы. Но без привлечения химических знаний невозможно полностью раскрыть суть данного вопроса. Поэтому именно учителю химии  принадлежит ведущая роль в формировании представлений о загрязнителях воздуха (сернистом газе и оксидах азота), причинах кислотных осадков, их влиянии на живую и неживую природу, архитектурные сооружения.

Этот материал можно изучать фрагментарно, приурочивая его к рассмотрению отдельных химических понятий. Например, понятие о кислотности растворов, а также влиянию кислотных осадков на окружающую среду целесообразно рассмотреть, основываясь на представлениях об электролитической диссоциации, а основные загрязнители, их источники, химические реакции, которые способствуют повышению кислотности атмосферных осадков. При рассмотрении р -элементов V-VI групп периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева.

В курсе неорганической химии практически отсутствует информация о роли металлов (как биогенов, так и загрязнителей) в природной среде, их негативном воздействии на организм человека, а также об экологических проблемах, обусловленных промышленным получением металлов и их коррозией.

Один из вариантов изучения этой темы – учебный модуль «Металлы в окружающей среде», отражающие проблему «металлизация» природной среды и пути их решения. Его структура соответствует последовательности изучения металлов в школьном курсе химии, а его содержание включает дополнительную информацию об элементах, играющую важную роль в природной среде и в живом организме.

Образовательная цель изучения этой темы состоит в том, чтобы сформировать у учащихся представления о специфических свойствах металлов и их двойственной роли в природной среде, о последствиях воздействия каждого металла или его соединений на биологический системы. Кроме того, необходимо на основании положения элементов – металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева ознакомить учащихся с некоторыми закономерностями, обуславливающими распространенность металлов в природе, их токсичностью, долей участия в метаболизме живых организмов, возможностью биологической взаимозаменяемости; раскрыть причины загрязнения окружающей среды металлами, указать основные источники и степень загрязненности; научить школьников прогнозировать  и анализировать последствия загрязнения природной среды металлами; ознакомить с основными направлениями практической деятельности по предупреждению загрязнения с основными направлениями практической деятельности по предупреждению загрязнения окружающей среды металлами.

План модуля

1.Семинар. Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Особенности строения атома металлов, обуславливающие физические, химические и биологические свойства. Понятие о металлах- биогенов.

2. Семинар. Антропогенные источники поступления металлов в окружающую среду. Биологическая роль металлов в живых организмах. Токсическое действие металлов.

3. Лекция. Последствия загрязнения природной среды металлами для экосистем и здоровья человека.

4.Лекция. Пути выхода из экологической ситуации, обусловленной техногенными выбросами, содержащими металлы.

5. Экспериментальная работа. Постановка имитационных опытов, сбор проб воды и почвы во время экскурсии, их анализ.

6. Конференция. Металлы в окружающей среде и здоровье человека.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Реализация экологического подхода в обучении химии »

Реализация экологического подхода в обучении химии

Реализацию целей школьного экологического образования можно осуществлять разными путями: это и экологизация учебных дисциплин, и создание интегрирование курсов, и введите в практику обучения специального предмета, раскрывающего вопросы экологии и защиты окружающей среды от загрязнения.

В процессе обучения химии в VIII-IX классах важно сосредоточить внимание на проблемах защиты окружающей среды; развития представлений о взаимодействии состава, свойства и биологической функции веществ, их двойственной роли в живой природе; биологической взаимозаменяемости химических элементов и последствиях этого процесса для организмов, причинах нарушения биологических циклов.

На завершающем этапе школьного обучения в X-XI классах создаются предпосылки для пони мания таких экологических закономерностей, как цикличность и непрерывность процессов обмена веществ между составляющими компонентами биосферы.

Учитывая соответствующую подготовку учащихся, на любых этапах школьного курса можно разъяснять вопросы, касающиеся состояния окружающей среды; глобальное потепление климата, уменьшение толщины слоя стратосферного озона, кислотные дожди, накопление в почве токсичных металлов и пестицидов, загрязнение больших территорий радионуклеотидами, истощение природных ресурсов планеты.

Экологические проблемы многоаспектны, поэтому для своего решения они требуют комплексного подхода и как, правило, знаний из различных областей науки. Наиболее подходящей формой организации деятельности учащихся, отвечающей этому требованию, являются учебно-исследовательские экологические аспекты. В процессе работы над проектом у учащихся формируются комплекс специфических умений, подкрепленный соответствующей теоретической базой. Немаловажную роль в реализации экологического подхода играет роль включение у учебных процесс задач с экологическим содержанием, а также практических работ.

Так, программа курса химии для IX класса позволяет использовать проектную деятельность школьников при изучении таких тем «Электролитическая диссоциация» и «Металлы». Разнообразие и сложность проектов определяются интересами и уровнем развития учащихся.

В рамках темы «Электролитическая диссоциация» можно организовать изучение одной из глобальных и актуальных экологических проблем – проблемы кислотных осадков. К воспитанию этого материала учащиеся могут быть подготовлены уже к IX классу, если у них есть общее представление об экологических системах, влияние среды на живые организмы. Но без привлечения химических знаний невозможно полностью раскрыть суть данного вопроса. Поэтому именно учителю химии принадлежит ведущая роль в формировании представлений о загрязнителях воздуха (сернистом газе и оксидах азота), причинах кислотных осадков, их влиянии на живую и неживую природу, архитектурные сооружения.

Этот материал можно изучать фрагментарно, приурочивая его к рассмотрению отдельных химических понятий. Например, понятие о кислотности растворов, а также влиянию кислотных осадков на окружающую среду целесообразно рассмотреть, основываясь на представлениях об электролитической диссоциации, а основные загрязнители, их источники, химические реакции, которые способствуют повышению кислотности атмосферных осадков. При рассмотрении р -элементов V-VI групп периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева.

В курсе неорганической химии практически отсутствует информация о роли металлов (как биогенов, так и загрязнителей) в природной среде, их негативном воздействии на организм человека, а также об экологических проблемах, обусловленных промышленным получением металлов и их коррозией.

Один из вариантов изучения этой темы – учебный модуль «Металлы в окружающей среде», отражающие проблему «металлизация» природной среды и пути их решения. Его структура соответствует последовательности изучения металлов в школьном курсе химии, а его содержание включает дополнительную информацию об элементах, играющую важную роль в природной среде и в живом организме.

Образовательная цель изучения этой темы состоит в том, чтобы сформировать у учащихся представления о специфических свойствах металлов и их двойственной роли в природной среде, о последствиях воздействия каждого металла или его соединений на биологический системы. Кроме того, необходимо на основании положения элементов – металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева ознакомить учащихся с некоторыми закономерностями, обуславливающими распространенность металлов в природе, их токсичностью, долей участия в метаболизме живых организмов, возможностью биологической взаимозаменяемости; раскрыть причины загрязнения окружающей среды металлами, указать основные источники и степень загрязненности; научить школьников прогнозировать и анализировать последствия загрязнения природной среды металлами; ознакомить с основными направлениями практической деятельности по предупреждению загрязнения с основными направлениями практической деятельности по предупреждению загрязнения окружающей среды металлами.

План модуля

1.Семинар. Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Особенности строения атома металлов, обуславливающие физические, химические и биологические свойства. Понятие о металлах- биогенов.

2. Семинар. Антропогенные источники поступления металлов в окружающую среду. Биологическая роль металлов в живых организмах. Токсическое действие металлов.

3. Лекция. Последствия загрязнения природной среды металлами для экосистем и здоровья человека.

4.Лекция. Пути выхода из экологической ситуации, обусловленной техногенными выбросами, содержащими металлы.

5. Экспериментальная работа. Постановка имитационных опытов, сбор проб воды и почвы во время экскурсии, их анализ.

6. Конференция. Металлы в окружающей среде и здоровье человека.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Реализация экологического подхода в обучении химии

Автор: Шегебаева Гульшат Куандыковна

Дата: 10.05.2015

Номер свидетельства: 209672

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "доклад по теме "Деффиринцированная работа на уроках химии" "
    ["seo_title"] => string(63) "doklad-po-tiemie-dieffirintsirovannaia-rabota-na-urokakh-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "203284"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429452666"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Формирование и развитие внутренней мотивации изучения химии "
    ["seo_title"] => string(68) "formirovaniie-i-razvitiie-vnutrienniei-motivatsii-izuchieniia-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "171486"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423674065"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(287) "«Формирование предметных результатов обучения учащихся   9 класса посредством применения системы количественно-экспериментальных   задач по теме «Железо» "
    ["seo_title"] => string(177) "formirovaniie-priedmietnykh-riezul-tatov-obuchieniia-uchashchikhsia-9-klassa-posriedstvom-primienieniia-sistiemy-kolichiestvienno-ekspierimiental-nykh-zadach-po-tiemie-zhieliezo"
    ["file_id"] => string(6) "232399"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442835296"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(285) ""Исследовательская деятельность обучающихся как приоритетное направление работы по формированию экологической культуры обучающихся при обучении химии" "
    ["seo_title"] => string(178) "issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-obuchaiushchikhsia-kak-prioritietnoie-napravlieniie-raboty-po-formirovaniiu-ekologhichieskoi-kul-tury-obuchaiushchikhsia-pri-obuchienii-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "213643"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432111468"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(266) "«Человек и природа»   Программа воспитания и социализации обучающихся   по экологическому направлению   на ступени основного общего образования "
    ["seo_title"] => string(162) "chieloviek-i-priroda-proghramma-vospitaniia-i-sotsializatsii-obuchaiushchikhsia-po-ekologhichieskomu-napravlieniiu-na-stupieni-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "129622"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415728847"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства