kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реализация экологического подхода в обучении химии

Нажмите, чтобы узнать подробности

                         Реализация экологического подхода  в обучении химии

Реализацию целей школьного экологического образования можно осуществлять разными путями: это и экологизация  учебных дисциплин, и создание интегрирование курсов, и введите в практику обучения специального предмета, раскрывающего вопросы экологии и защиты окружающей среды от загрязнения.

В процессе обучения химии в VIII-IX классах важно сосредоточить внимание на проблемах защиты окружающей среды; развития представлений о взаимодействии состава, свойства и биологической функции веществ, их двойственной роли в живой природе; биологической взаимозаменяемости химических элементов и последствиях этого процесса для организмов, причинах нарушения биологических циклов.

На завершающем этапе школьного обучения в X-XI классах создаются предпосылки для пони мания таких экологических закономерностей, как цикличность и непрерывность процессов обмена веществ между составляющими компонентами биосферы.

Учитывая соответствующую подготовку учащихся, на любых этапах школьного курса можно разъяснять вопросы, касающиеся состояния окружающей среды; глобальное потепление климата, уменьшение толщины слоя стратосферного озона, кислотные дожди, накопление в почве токсичных металлов и пестицидов, загрязнение больших территорий радионуклеотидами, истощение природных ресурсов планеты.

Экологические проблемы многоаспектны, поэтому для своего решения они требуют комплексного подхода и как,  правило, знаний из различных областей науки. Наиболее подходящей формой организации деятельности учащихся, отвечающей этому требованию, являются учебно-исследовательские экологические аспекты. В процессе работы над проектом у учащихся формируются комплекс специфических умений, подкрепленный соответствующей   теоретической базой. Немаловажную роль в реализации экологического подхода играет роль включение у учебных процесс задач с экологическим содержанием, а также практических работ.

Так, программа курса химии для IX класса позволяет использовать проектную деятельность школьников при изучении таких тем «Электролитическая диссоциация» и «Металлы». Разнообразие и сложность проектов определяются интересами и уровнем развития учащихся.

В рамках темы «Электролитическая диссоциация» можно организовать изучение одной из глобальных и актуальных экологических проблем – проблемы кислотных осадков. К воспитанию этого материала учащиеся могут быть подготовлены уже к IX классу, если у них есть общее представление об экологических системах, влияние среды на живые организмы. Но без привлечения химических знаний невозможно полностью раскрыть суть данного вопроса. Поэтому именно учителю химии  принадлежит ведущая роль в формировании представлений о загрязнителях воздуха (сернистом газе и оксидах азота), причинах кислотных осадков, их влиянии на живую и неживую природу, архитектурные сооружения.

Этот материал можно изучать фрагментарно, приурочивая его к рассмотрению отдельных химических понятий. Например, понятие о кислотности растворов, а также влиянию кислотных осадков на окружающую среду целесообразно рассмотреть, основываясь на представлениях об электролитической диссоциации, а основные загрязнители, их источники, химические реакции, которые способствуют повышению кислотности атмосферных осадков. При рассмотрении р -элементов V-VI групп периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева.

В курсе неорганической химии практически отсутствует информация о роли металлов (как биогенов, так и загрязнителей) в природной среде, их негативном воздействии на организм человека, а также об экологических проблемах, обусловленных промышленным получением металлов и их коррозией.

Один из вариантов изучения этой темы – учебный модуль «Металлы в окружающей среде», отражающие проблему «металлизация» природной среды и пути их решения. Его структура соответствует последовательности изучения металлов в школьном курсе химии, а его содержание включает дополнительную информацию об элементах, играющую важную роль в природной среде и в живом организме.

Образовательная цель изучения этой темы состоит в том, чтобы сформировать у учащихся представления о специфических свойствах металлов и их двойственной роли в природной среде, о последствиях воздействия каждого металла или его соединений на биологический системы. Кроме того, необходимо на основании положения элементов – металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева ознакомить учащихся с некоторыми закономерностями, обуславливающими распространенность металлов в природе, их токсичностью, долей участия в метаболизме живых организмов, возможностью биологической взаимозаменяемости; раскрыть причины загрязнения окружающей среды металлами, указать основные источники и степень загрязненности; научить школьников прогнозировать  и анализировать последствия загрязнения природной среды металлами; ознакомить с основными направлениями практической деятельности по предупреждению загрязнения с основными направлениями практической деятельности по предупреждению загрязнения окружающей среды металлами.

План модуля

1.Семинар. Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Особенности строения атома металлов, обуславливающие физические, химические и биологические свойства. Понятие о металлах- биогенов.

2. Семинар. Антропогенные источники поступления металлов в окружающую среду. Биологическая роль металлов в живых организмах. Токсическое действие металлов.

3. Лекция. Последствия загрязнения природной среды металлами для экосистем и здоровья человека.

4.Лекция. Пути выхода из экологической ситуации, обусловленной техногенными выбросами, содержащими металлы.

5. Экспериментальная работа. Постановка имитационных опытов, сбор проб воды и почвы во время экскурсии, их анализ.

6. Конференция. Металлы в окружающей среде и здоровье человека.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Реализация экологического подхода в обучении химии »

Реализация экологического подхода в обучении химии

Реализацию целей школьного экологического образования можно осуществлять разными путями: это и экологизация учебных дисциплин, и создание интегрирование курсов, и введите в практику обучения специального предмета, раскрывающего вопросы экологии и защиты окружающей среды от загрязнения.

В процессе обучения химии в VIII-IX классах важно сосредоточить внимание на проблемах защиты окружающей среды; развития представлений о взаимодействии состава, свойства и биологической функции веществ, их двойственной роли в живой природе; биологической взаимозаменяемости химических элементов и последствиях этого процесса для организмов, причинах нарушения биологических циклов.

На завершающем этапе школьного обучения в X-XI классах создаются предпосылки для пони мания таких экологических закономерностей, как цикличность и непрерывность процессов обмена веществ между составляющими компонентами биосферы.

Учитывая соответствующую подготовку учащихся, на любых этапах школьного курса можно разъяснять вопросы, касающиеся состояния окружающей среды; глобальное потепление климата, уменьшение толщины слоя стратосферного озона, кислотные дожди, накопление в почве токсичных металлов и пестицидов, загрязнение больших территорий радионуклеотидами, истощение природных ресурсов планеты.

Экологические проблемы многоаспектны, поэтому для своего решения они требуют комплексного подхода и как, правило, знаний из различных областей науки. Наиболее подходящей формой организации деятельности учащихся, отвечающей этому требованию, являются учебно-исследовательские экологические аспекты. В процессе работы над проектом у учащихся формируются комплекс специфических умений, подкрепленный соответствующей теоретической базой. Немаловажную роль в реализации экологического подхода играет роль включение у учебных процесс задач с экологическим содержанием, а также практических работ.

Так, программа курса химии для IX класса позволяет использовать проектную деятельность школьников при изучении таких тем «Электролитическая диссоциация» и «Металлы». Разнообразие и сложность проектов определяются интересами и уровнем развития учащихся.

В рамках темы «Электролитическая диссоциация» можно организовать изучение одной из глобальных и актуальных экологических проблем – проблемы кислотных осадков. К воспитанию этого материала учащиеся могут быть подготовлены уже к IX классу, если у них есть общее представление об экологических системах, влияние среды на живые организмы. Но без привлечения химических знаний невозможно полностью раскрыть суть данного вопроса. Поэтому именно учителю химии принадлежит ведущая роль в формировании представлений о загрязнителях воздуха (сернистом газе и оксидах азота), причинах кислотных осадков, их влиянии на живую и неживую природу, архитектурные сооружения.

Этот материал можно изучать фрагментарно, приурочивая его к рассмотрению отдельных химических понятий. Например, понятие о кислотности растворов, а также влиянию кислотных осадков на окружающую среду целесообразно рассмотреть, основываясь на представлениях об электролитической диссоциации, а основные загрязнители, их источники, химические реакции, которые способствуют повышению кислотности атмосферных осадков. При рассмотрении р -элементов V-VI групп периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева.

В курсе неорганической химии практически отсутствует информация о роли металлов (как биогенов, так и загрязнителей) в природной среде, их негативном воздействии на организм человека, а также об экологических проблемах, обусловленных промышленным получением металлов и их коррозией.

Один из вариантов изучения этой темы – учебный модуль «Металлы в окружающей среде», отражающие проблему «металлизация» природной среды и пути их решения. Его структура соответствует последовательности изучения металлов в школьном курсе химии, а его содержание включает дополнительную информацию об элементах, играющую важную роль в природной среде и в живом организме.

Образовательная цель изучения этой темы состоит в том, чтобы сформировать у учащихся представления о специфических свойствах металлов и их двойственной роли в природной среде, о последствиях воздействия каждого металла или его соединений на биологический системы. Кроме того, необходимо на основании положения элементов – металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева ознакомить учащихся с некоторыми закономерностями, обуславливающими распространенность металлов в природе, их токсичностью, долей участия в метаболизме живых организмов, возможностью биологической взаимозаменяемости; раскрыть причины загрязнения окружающей среды металлами, указать основные источники и степень загрязненности; научить школьников прогнозировать и анализировать последствия загрязнения природной среды металлами; ознакомить с основными направлениями практической деятельности по предупреждению загрязнения с основными направлениями практической деятельности по предупреждению загрязнения окружающей среды металлами.

План модуля

1.Семинар. Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Особенности строения атома металлов, обуславливающие физические, химические и биологические свойства. Понятие о металлах- биогенов.

2. Семинар. Антропогенные источники поступления металлов в окружающую среду. Биологическая роль металлов в живых организмах. Токсическое действие металлов.

3. Лекция. Последствия загрязнения природной среды металлами для экосистем и здоровья человека.

4.Лекция. Пути выхода из экологической ситуации, обусловленной техногенными выбросами, содержащими металлы.

5. Экспериментальная работа. Постановка имитационных опытов, сбор проб воды и почвы во время экскурсии, их анализ.

6. Конференция. Металлы в окружающей среде и здоровье человека.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Реализация экологического подхода в обучении химии

Автор: Шегебаева Гульшат Куандыковна

Дата: 10.05.2015

Номер свидетельства: 209672

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "доклад по теме "Деффиринцированная работа на уроках химии" "
    ["seo_title"] => string(63) "doklad-po-tiemie-dieffirintsirovannaia-rabota-na-urokakh-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "203284"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429452666"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Формирование и развитие внутренней мотивации изучения химии "
    ["seo_title"] => string(68) "formirovaniie-i-razvitiie-vnutrienniei-motivatsii-izuchieniia-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "171486"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423674065"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(287) "«Формирование предметных результатов обучения учащихся   9 класса посредством применения системы количественно-экспериментальных   задач по теме «Железо» "
    ["seo_title"] => string(177) "formirovaniie-priedmietnykh-riezul-tatov-obuchieniia-uchashchikhsia-9-klassa-posriedstvom-primienieniia-sistiemy-kolichiestvienno-ekspierimiental-nykh-zadach-po-tiemie-zhieliezo"
    ["file_id"] => string(6) "232399"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442835296"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(285) ""Исследовательская деятельность обучающихся как приоритетное направление работы по формированию экологической культуры обучающихся при обучении химии" "
    ["seo_title"] => string(178) "issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-obuchaiushchikhsia-kak-prioritietnoie-napravlieniie-raboty-po-formirovaniiu-ekologhichieskoi-kul-tury-obuchaiushchikhsia-pri-obuchienii-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "213643"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432111468"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(266) "«Человек и природа»   Программа воспитания и социализации обучающихся   по экологическому направлению   на ступени основного общего образования "
    ["seo_title"] => string(162) "chieloviek-i-priroda-proghramma-vospitaniia-i-sotsializatsii-obuchaiushchikhsia-po-ekologhichieskomu-napravlieniiu-na-stupieni-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "129622"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415728847"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1480 руб.
2110 руб.
1830 руб.
2620 руб.
1660 руб.
2370 руб.
1830 руб.
2620 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства