ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ХИМИИ: ПРЕДМЕТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ, ЛИЧНОСТНЫХ
Случайные открытия делают только подготовленные умы.
Все наше достоинство — в способности мыслить.
Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы — ничто.
Постараемся же мыслить достойно — в этом основа нравственности.
Блез Паскаль
Образовательный результат — ключевое понятие нового стандарта. Содержание образовательных результатов отражает их современность, перспективность, реалистичность. Посмотрим с этой точки зрения на образовательные результаты, которые, согласно стандарту, должны быть получены при изучении естественно-научных предметов в школе. В чём их смысл и как они могут быть достигнуты?
Образовательные результаты ФГОС делятся на три группы: личностные, метапредметные и предметные.
• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников средней школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
В современной концепции химического образования практическая направленность подчёркивается как важное требование обновления содержания, но в последние годы снижается качество усвоения учебного материала курса химии. Это связано с сокращением часов на лабораторные опыты и решение экспериментальных задач, резко снижает мотивацию к учению, переводит экспериментальную науку в область абстракций.
Достижение высокого уровня результатов освоения обучающимися школьной программы по химии становится не только актуальной, но и трудной педагогической задачей, которую решить без практико-ориентированного подхода, энтузиазма и любви к детям невозможно.
Таким образом, в рамках реализации ФГОС по химии существует противоречие - между объективными условиями и природосообразными потребностями подростков, которые проявляются в интересе к практической стороне предмета.
В ходе практической деятельности нами должны решаться, следующие задачи:
- Выявление общее состояние проблемы по формированию личностных, метапредметных и предметных компетенций через усиление практической направленности уроков химии.
- Продолжение внедрение современных образовательных технологий, личностно-ориентированного и деятельностного подходов в обучении.
- Совершенствование инфраструктуры взаимодействия с учителями школы, специалистами других сфер деятельности с целью повышения качества образовательного процесса.
- Обобщение положительного опыта работы по формированию личностных, метапредметных и предметных компетенций через усиление практической направленности уроков химии.
Мною выбрана педагогическая техника по формированию личностных, метапредметных и предметных компетенций школьников: совокупность практико-ориентированных технологий и подходов в обучении, средств, приемов и методов в обучении, используемых для наиболее полного достижения образовательных целей.
Так же в понятие педагогической техники включаются три группы собственных умений: уметь управлять собой, уметь управлять другими, уметь сотрудничать.
В своей педагогической практике:
- реализую личностно-ориентированный и деятельностный подходы в обучении;
- внедряю современные образовательные технологии: информационные и Интернет – технологии, исследовательские методы в обучении, межпредметные связи на основе принципов: свободы выбора, открытости, деятельности, обратной связи.
На своих занятиях уделяю особое внимание:
-
-
-
- демонстрации роли практических знаний о веществах и их свойствах.
-
-
- ознакомлению с веществами и материалами, с которыми обучающиеся встречаются в повседневной жизни (лекарства, средства бытовой химии, строительные материалы).
- раскрытию химической сущности процессов приготовления пищи и напитков, стирки, чистки предметов домашнего обихода, процессов, происходящих в живых организмах (усвоение пищи, дыхание), принципов действия лекарств.
- реализации межпредметных связей (с физикой, биологией, экологией).
- знакомство со способами решения жизненно важных проблем – с получением лекарств, материалов с заданными свойствами, охраной окружающей среды осуществляется следующими способами:
- ознакомлению с нормами использования веществ и материалов, правилами поведения в различных жизненных ситуациях (правила хранения и использования огнеопасных, токсичных веществ; объяснение влияния алкоголя, никотина, наркотиков на организм человека; правила поведения при пожарах, ожогах).
- организации профориентации обучающихся (формирование знаний о главных отраслях химической промышленности, научных основах химического производства, массовых рабочих профессиях, связанных с химией).
В организации учебного процесса широко использую задания с практико-ориентированным содержанием. Эффективными формами, методами и приемами практикоориентированного обучения в формировании личностных, метапредметных и предметных компетенций школьников являются:
- учебное исследование в рамках урока; (на занятиях обучающиеся выполняют творческие здания исследовательского характера)
- учебный химический эксперимент в рамках урока;
- домашний химический эксперимент как вид самостоятельной работы обучающихся.
- исследовательская и проектная деятельность школьников;
- поиск материалов исторического характера, биографических справок о великих учёных, объяснение загадок природы; (школьники знакомятся со статьями СМИ, рекламными объявлениями, изучают химический состав различных товаров, проведя экспертизу выступают в роли ведущего программы «Контрольная закупка». В ходе ознакомления с материалами, ребята находят «химические» ошибки).
Убеждаю школьников, что химическая безграмотность опасна для окружающих. Не обязательно работать на химическом заводе, чтобы быть подверженным химической опасности: все мы употребляем в пищу разные продукты, используем средства косметики и бытовой химии. Именно основы школьного курса химии для многих должны стать ориентирами, чтобы в экстренной ситуации каждый человек мог обеспечить максимальную безопасность себе и окружающим, чтобы безграмотное использование обычных средств бытовой химии не нанесло вреда здоровью.
Чтобы заинтересовать школьников практической химией, применяю задачи, межпредметного содержания (валеологического, экологического, бытового). Проанализировав условия задач, обучающиеся отмечают закономерность - в их содержании заложены сведения о связи знаний по химии и повседневной жизнью человека, физиологической потребностью организма в тех или иных веществах.
Включение задач межпредметного содержания дает возможность повысить интерес обучающихся к предмету, сформировать убежденность в необходимости вести здоровый образ жизни, внимательно относиться к собственному здоровью.
Самый первый лауреат Нобелевской премии в области химии С.А. Аррениус (1859-1927) говорил: «Химия более, чем какая либо другая наука лежит в основе современной материальной культуры». Школьники, пользуясь плодами химической промышленности должны с интересом узнавать, как все это получается. Это возможно только в практической плоскости изучения предмета химии.