kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лекция по теме "Витамины"

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Представленная работа содержит теоретический материал по теме "Витамины", который предназаначен для изучения в курсе органической химии 10 (11) класса. Материал четко структурирован, содержит информацию о классификации витаминов, а также характеристику основных жиро- и водорастворимых витаминов. Лекция адресована учителям химии / биологии, учащимся старших классов (в том числе химико-биологического и естественнонаучного профилей), а также всем тем, кому интересны химия и биология.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лекция по теме "Витамины"»

«ВИТАМИНЫ»

1. Витамины – это низкомолекулярные органические соединения различной химической природы и строения, обеспечивающие нормальное протекание биохимических, физиологических процессов в организме путем участия в обмене веществ целостного организма.


2. Классификация витаминов

I. По растворимости:

  • Жирорастворимые витамины:

  • витамин А (ретинол, антиксерофтальмический);

  • витамин Д (кальциферол, антирахитичный);

  • витамин Е (токоферол, антистерильный, витамин размножения);

  • витамин К (филохинон, антигеморрагический).

  • Водорастворимые витамины:

  • витамин В1 (тиамин, антиневритный);

  • витамин В2 (рибофлавин, витамин роста);

  • витамин В3 (пантотеновая кислота, антидерматитный фактор);

  • витамин В5 (РР) (никотиновая кислота, антипеллагрический);

  • витамин В6 (пиридоксин, антидерматитный);

  • витамин В12 (цианкобаламин, антианемический);

  • витамин С (аскорбиновая кислота);

  • витамин Н (биотин, антисеборейный);

  • витамин Р (рутин, капилляроукрепляющий).

II. По необходимости:

  • Собственно витамины (см. выше)

  • Витаминоподобные вещества:

Обладают витаминным действием, но частично могут синтезироваться в организме. Иногда применяются как пластический материал для постройки тканей. Относятся фолиевая кислота, линолевая кислота, инозит, убихинон, парааминобензойная кислота, орнитин, оротовая кислота и т.д.


3. Особенности витаминов

  • витамины не включаются в структуру тканей, т.к. не используются как пластический материал;

  • витамины не используются в качестве источника энергии;

  • витамины проявляют свою активность в низких концентрациях (суточная норма – несколько мг);

  • они либо вообще не образуются в организме, либо образуются в очень маленьких количествах. Разные организмы имеют разную потребность в витаминах.


4. Патологические состояния

  • Гиповитаминоз – это патологическое состояние, развивающееся вследствие недостатка витамина в пище.

  • Авитаминоз – это патологическое состояние, развивающееся вследствие полного отсутствия витамина в пище.

  • Гипервитаминоз – это патологическое состояние, развивающееся вследствие избыточного поступления витамина в организм.


Причины гиповитаминоза:

а) первичные (экзогенные) причины:

Связаны с особенностями питания и состоянием организма человека:

  1. Отсутствие в рационе свежих овощей и фруктов (витамины С и Р);

  2. Употребление исключительно рафинированных продуктов (шлифованный рис, хлеб высшего сорта);

  3. Использование в пищу исключительно консервированных продуктов и продуктов быстрого приготовления;

  4. Употребление в пищу исключительно продуктов растительного происхождения (вызывает недостаток витаминов группы В)

  5. Повышенная потребность организма в витаминах (беременность, лактация, онкологические заболевания).

б) вторичные (эндогенные) причины:

Они связаны с нарушением усвоения витаминов:

  1. Применение лекарственных препаратов, проявляющих антивитаминную активность;

  2. Наблюдается при острых и хронических интоксикациях;

  3. Болезнь печени и поджелудочной железы;

  4. Усиленный распад витаминов в кишечнике.


5. Групповая характеристика некоторых витаминов


Функциональные группы витаминов

Физиологическое действие витаминов

Представители

Повышающие общую реактивность организма

Регулируют функциональное состояние организма, ЦНС, обмен веществ, питание и состояние тканей

А, С, В1, В2, В5.

Антигеморрагические


Влияют на нормальную проницаемость и устойчивость кровеносных сосудов, повышают свертываемость крови

С, Р, К.

Антианемические

Нормализуют и стимулируют кроветворение

В12, С.

Антиинфекционные

Стимулируют выработку антител, защитного эпителия

А, С.

Регулирующие зрение

Регулируют остроту, расширяют поле цветного зрения

А, В2, С.


  1. Характеристика жирорастворимых витаминов

Особенности группы:

  • эти витамины растворимы в жирорастворителях и не растворимы в воде;

  • они способны накапливаться в организме;

  • характерно явление существования витамеров – веществ, несколько отличающихся от витаминов, но также обладающих витаминной активностью.



Витамин А

Впервые был выделен в 1913 г. Представляет собой одноатомный непредельный циклический спирт, t°пл = 64°C. Растворяется в жирах и органических растворителях. Качественная реакция: с раствором хлорида сурьмы (III) – происходит изменение окраски с синей на розово-фиолетовую. В мягких условиях и под действием ферментов ретинол может переходить в ретиналь (альдегид) – это витамин А2. Его активность ниже, чем у витамина А.


Признаки гипо - и авитаминоза:

  1. Наблюдается похудание и истощение, торможение роста;

  2. Сухость кожи, растрескивание и ороговение кожи, сухость слизистой оболочки глаза (ксерофтальмия): слеза не выделяется → сухость слизистой → отек, воспаление, конъюктивит. Конечная стадия – куриная слепота.

  3. Снижение иммунитета, учащается заболеваемость.


Признаки гипервитаминоза:

Воспаление глаз, выпадение волос, тошнота, головные боли, истощение. Развивается в течение 3 – 4 часов. Печень белого медведя, тюленя, моржа содержит очень много витамина А.


Биологическая роль витамина А на молекулярном уровне:

  1. Витамин А регулирует рост и дифференцировку быстро делящихся и размножающихся клеток и тканей (клетки костной ткани, хряща, эпителия);

  2. Регулирует нормальный рост и дифференцировку клеток быстрорастущего организма;

  3. Принимает участие в ОВР (наличие двойных связей);

  4. Принимает участие в синтезе антител, т.е. иммуноглобулинов;

  5. Принимает участие в акте световосприятия (входит в состав родопсина).


Источники витамина А:

  1. Сам витамин А содержится в продуктах животного происхождения – в печени, яичном желтке, цельном молоке, сливках, сметане. Печень морского окуня содержит 35% витамина А.

  2. Провитамин А – это каротиноиды. Их около 70, самый активный – β - каротин. Содержатся в красномякотных овощах и фруктах.

  3. Откладывается в запас в печени в виде сложных эфиров с пальмитиновой кислотой (на 100 г печени – 20 мкг витамина А).

Суточная потребность в витамине А – 1-2,5 мг для взрослых, 2-5 мг для детей, в каротине – 2-5 мг. Передозировка опасна.


Витамин Д

В организме представлен в виде витаминов Д2 и Д3. Это кристаллическое, бесцветное вещество, растворимо в органических растворителях. Чувствительны к УФИ. Качественная реакция с SbCl3 – оранжево-красное соединение. С органическими кислотами по ОН – группе образуют сложные эфиры.


Признаки гипо – и авитаминоза:

  1. У детей – рахит. В этом случае наблюдается мягкость костей, они изгибаются под тяжестью тела и приобретают уродливую форму. Наблюдается деформация костей черепа. Все это связано с тем, что в крови понижается содержание кальция и неорганического фосфата.

  2. Снижается тонус мышц (атония). Выпячивается живот, вплоть до развития пупочных грыж.

  3. При глубоком авитаминозе у детей задерживается появление первых зубов.

  4. У взрослых – размягчение костной ткани и деминерализация костей. Возникает остеопороз – повышенная хрупкость и ломкость костей.


Признаки гипервитаминоза:

При большой дозе – смерть (кальцификация почек, аорты, мышц почек).


Биороль витамина Д на молекулярном уровне:

  1. Способствует всасыванию Са2+ и РО4 в стенках кишечника;

  2. Участвует в обмене Са2+ между кровью и костной тканью;

  3. Способствует обратному всасыванию – реабсорбции - Са2+ и фосфат-ионов в почках.


Источники витамина Д:

Содержится в продуктах животного происхождения, в основном, в печени, сливочном масле, яичном желтке, рыбьем жире, а также в дрожжах, подсолнечном масле.

Суточная потребность – 12-25 мкг.


Витамин Е

Был получен в 1922 г. Обеспечивает развитие нормального потомства.


Признаки гипо - и авитаминоза:

  1. При недостатке витамина у животных развивается невынашиваемость плода;

  2. Нарушение развития половых процессов (сперматогенез, овогенез).


Биороль витамина Е:

  1. Является физиологическим антиоксидантом, т.е. он защищает мембраны клеток от перекисного окисления;

  2. Стабилизирует биомембраны.


Источники витамина Е:

  1. Растительные масла;

  2. Семена злаков, яичный желток, сливочное масло, мясо, салат, капуста.

Депонируется в жировой ткани, в ткани поджелудочной железы и в мышцах.


Витамин К

Выделен в 1935 г.


Признаки гипо – и авитаминоза:

У взрослых авитаминоза по витамину К не наблюдается, но он очень опасен для детей, особенно для младенцев. При этом нарушается процесс свертывания крови и в результате этого наблюдаются внутренние кровотечения, образуются внутренние и подкожные кровоизлияния.


Биороль витамина К:

  1. Участвует в процессах свертывания крови;

а) Необходим для образования в печени белков, участвующих в свертывании крови (регулирует образование протромбина).

б) Активирует протромбин, увеличивая в его составе количество центров, связывающих кальций.

  1. Повышает прочность стенок капилляров.


Источники витамина К:

Содержится в зеленых культурах (шпинат, капуста, рябина и т.д.). Также витамин К синтезируется микрофлорой кишечника.

Суточная потребность для взрослых – около 1 мг.


  1. Характеристика водорастворимых витаминов

Особенности группы:

  • хорошо растворимы в воде;

  • эти витамины не накапливаются в организме, легко из него выводятся;

  • они либо поступают с пищей, либо синтезируются микрофлорой кишечника;

  • характерно наличие антивитамеров;

  • по химической структуре – гетероциклы;

  • гипервитаминоз не характерен.


Витамин В1

Мелкие, бесцветные кристаллы, растворимы в воде и спирте, не растворимы в органических растворителях. При нагревании разрушение структуры происходит через 15 минут.


Признаки гипо – и авитаминоза:

Полиневрит (болезнь «бери-бери»)

  1. Нарушение деятельности со стороны ЦНС: потеря памяти на недавние события, галлюцинации;

  2. Нарушается деятельность сердечно-сосудистой системы: одышка, тахикардия, сердечная недостаточность;

  3. Наблюдается поражение и расстройство деятельности желудочно-кишечного тракта, а именно нарушаются моторная и секреторная функции, полная атония кишечника. Это приводит к застою и гниению пищи;

  4. Нарушается водный обмен, развиваются отеки

  5. Наблюдается поражение нервов, боль на всем протяжении нерва, следствием является паралич.

У птиц – судорожное закидывание головы.


Источники витамина В1:

Широко распространен в дрожжах, горохе, муке грубого помола, почках, печени, нешлифованном рисе, бобах, фасоли и т.д. Синтезируется микрофлорой человеческого кишечника.

Суточная потребность – 1,3-3 мг.


Витамин В2

Хорошо растворим в воде, растворы имеют зелено-желтую окраску. Устойчив к нагреванию (выдерживает кипячение 6 ч), но при освещении быстро разрушается.


Признаки авитаминоза:

Похудание, остановка роста, выпадение волос, появляются незаживающие трещины в уголках рта, происходит воспаление слизистой («географический язык»), воспаление кровеносных сосудов глаз (нарушение зрения), общая мышечная слабость, шелушение кожи (особенно лица), малокровие.


Биороль витамина В2:

  1. Отвечает за регенерацию тканей;

  2. Принимает участие в окислении высших жирных кислот;

  3. Входит в состав ферментов класса оксидоредуктаз.


Источники витамина В2:

Содержится в молочных продуктах, муке грубого помола, зеленых овощах, печени, почках, мясе, яичном желтке.

Суточная потребность – 2-4 мг.


Витамин В3

Признаки авитаминоза:

  1. При недостатке витамина развиваются дерматиты;

  2. Происходит обесцвечивание волос;

  3. Изъязвление слизистой желудка и кишечника;

  4. Понижение иммунитета;

  5. Жжение ног.


Источники витамина:

Содержится практически во всех продуктах, может синтезироваться микрофлорой кишечника.

Суточная норма - ≈ 10 мг.


Витамин В5

Не очень хорошо растворим в воде, растворимость увеличивается в подкисленной среде.


Признаки авитаминоза:

При недостатке витамина образуется шершавая кожа («пеллагра»), поражаются открытые участки кожи, а также слизистая желудочно-кишечного тракта. Затем нарушается работа ЦНС. Боли в области кишечника, тошнота, жидкий стул, психозы, депрессия. Такие симптомы возникают у больных с недостаточным белковым питанием (не хватает триптофана).

Источники витамина:

Содержится в картофеле, рисе, печени, почках, молоке и т.д. Может синтезироваться в организме на основе триптофана.

Суточная потребность – 15-25 мг.


Витамин В6

Хорошо растворим в воде. Устойчив к кислотам и щелочам, но быстро разрушается при нагревании.


Признаки авитаминоза:

  1. Поражение кожи, развитие дерматитов. У животных поражается кожа хвоста, лап, ушей, происходит выпадение волос, изъязвление;

  2. Наблюдается расстройство кроветворной системы (анемия);

  3. Нарушение со стороны ЦНС: эпилептические припадки (особенно у грудных детей – искусственников)


Биороль витамина:

Входит в состав ферментов, участвуя тем самым в обмене веществ.


Источники витамина:

Содержится в молоке, бобовых культурах, капусте, моркови. Незначительная часть может синтезироваться микрофлорой кишечника.

Суточная доза – 2-3 мг.


Витамин С

В кристаллическом виде устойчив, в растворе – легко окисляется растворами йода, брома, серебра. Является производным углеводов. Синтезируется в организме многих животных, кроме обезьян, летучих мышей, человека, морских свинок.


Признаки авитаминоза:

Цинга.

  1. Ломкость капилляров, кровоточивость десен;

  2. Общая слабость;

  3. Повышенная восприимчивость к инфекциям;

  4. Болезненность десен, их отечность и разрыхленность;

  5. Множественные подкожные кровоизлияния.


Биороль витамина:

  1. Является источником водорода в ОВР, он необходим в синтезе адреналина.

  2. Участвует в формировании зрелого коллагена.


Источники витамина:

Содержится в цитрусовых, черной смородине, шиповнике, чесноке, луке, хвое и т.д.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Лекция по теме "Витамины"

Автор: Хмара Светлана Борисовна

Дата: 16.02.2016

Номер свидетельства: 294514

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "классный час на тему "Здоров будешь - всё добудешь" "
    ["seo_title"] => string(52) "klassnyi-chas-na-tiemu-zdorov-budiesh-vsio-dobudiesh"
    ["file_id"] => string(6) "106378"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403003148"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(34) "Кухня народов мира"
    ["seo_title"] => string(20) "kukhnia_narodov_mira"
    ["file_id"] => string(6) "360915"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479706725"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока по русскому языку "Буквы и и ы после ц" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-bukvy-i-i-y-poslie-ts"
    ["file_id"] => string(6) "227110"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440602461"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Питание как важнейшая потребность человека. Интегрированный урок. "
    ["seo_title"] => string(73) "pitaniie-kak-vazhnieishaia-potriebnost-chielovieka-intieghrirovannyi-urok"
    ["file_id"] => string(6) "203333"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429459703"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Тренинг для родителей " Подготовка к ЕНТ " "
    ["seo_title"] => string(45) "trieningh-dlia-roditieliei-podghotovka-k-ient"
    ["file_id"] => string(6) "165404"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422803436"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства