kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лекция по теме "Витамины"

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Представленная работа содержит теоретический материал по теме "Витамины", который предназаначен для изучения в курсе органической химии 10 (11) класса. Материал четко структурирован, содержит информацию о классификации витаминов, а также характеристику основных жиро- и водорастворимых витаминов. Лекция адресована учителям химии / биологии, учащимся старших классов (в том числе химико-биологического и естественнонаучного профилей), а также всем тем, кому интересны химия и биология.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лекция по теме "Витамины"»

«ВИТАМИНЫ»

1. Витамины – это низкомолекулярные органические соединения различной химической природы и строения, обеспечивающие нормальное протекание биохимических, физиологических процессов в организме путем участия в обмене веществ целостного организма.


2. Классификация витаминов

I. По растворимости:

  • Жирорастворимые витамины:

  • витамин А (ретинол, антиксерофтальмический);

  • витамин Д (кальциферол, антирахитичный);

  • витамин Е (токоферол, антистерильный, витамин размножения);

  • витамин К (филохинон, антигеморрагический).

  • Водорастворимые витамины:

  • витамин В1 (тиамин, антиневритный);

  • витамин В2 (рибофлавин, витамин роста);

  • витамин В3 (пантотеновая кислота, антидерматитный фактор);

  • витамин В5 (РР) (никотиновая кислота, антипеллагрический);

  • витамин В6 (пиридоксин, антидерматитный);

  • витамин В12 (цианкобаламин, антианемический);

  • витамин С (аскорбиновая кислота);

  • витамин Н (биотин, антисеборейный);

  • витамин Р (рутин, капилляроукрепляющий).

II. По необходимости:

  • Собственно витамины (см. выше)

  • Витаминоподобные вещества:

Обладают витаминным действием, но частично могут синтезироваться в организме. Иногда применяются как пластический материал для постройки тканей. Относятся фолиевая кислота, линолевая кислота, инозит, убихинон, парааминобензойная кислота, орнитин, оротовая кислота и т.д.


3. Особенности витаминов

  • витамины не включаются в структуру тканей, т.к. не используются как пластический материал;

  • витамины не используются в качестве источника энергии;

  • витамины проявляют свою активность в низких концентрациях (суточная норма – несколько мг);

  • они либо вообще не образуются в организме, либо образуются в очень маленьких количествах. Разные организмы имеют разную потребность в витаминах.


4. Патологические состояния

  • Гиповитаминоз – это патологическое состояние, развивающееся вследствие недостатка витамина в пище.

  • Авитаминоз – это патологическое состояние, развивающееся вследствие полного отсутствия витамина в пище.

  • Гипервитаминоз – это патологическое состояние, развивающееся вследствие избыточного поступления витамина в организм.


Причины гиповитаминоза:

а) первичные (экзогенные) причины:

Связаны с особенностями питания и состоянием организма человека:

  1. Отсутствие в рационе свежих овощей и фруктов (витамины С и Р);

  2. Употребление исключительно рафинированных продуктов (шлифованный рис, хлеб высшего сорта);

  3. Использование в пищу исключительно консервированных продуктов и продуктов быстрого приготовления;

  4. Употребление в пищу исключительно продуктов растительного происхождения (вызывает недостаток витаминов группы В)

  5. Повышенная потребность организма в витаминах (беременность, лактация, онкологические заболевания).

б) вторичные (эндогенные) причины:

Они связаны с нарушением усвоения витаминов:

  1. Применение лекарственных препаратов, проявляющих антивитаминную активность;

  2. Наблюдается при острых и хронических интоксикациях;

  3. Болезнь печени и поджелудочной железы;

  4. Усиленный распад витаминов в кишечнике.


5. Групповая характеристика некоторых витаминов


Функциональные группы витаминов

Физиологическое действие витаминов

Представители

Повышающие общую реактивность организма

Регулируют функциональное состояние организма, ЦНС, обмен веществ, питание и состояние тканей

А, С, В1, В2, В5.

Антигеморрагические


Влияют на нормальную проницаемость и устойчивость кровеносных сосудов, повышают свертываемость крови

С, Р, К.

Антианемические

Нормализуют и стимулируют кроветворение

В12, С.

Антиинфекционные

Стимулируют выработку антител, защитного эпителия

А, С.

Регулирующие зрение

Регулируют остроту, расширяют поле цветного зрения

А, В2, С.


  1. Характеристика жирорастворимых витаминов

Особенности группы:

  • эти витамины растворимы в жирорастворителях и не растворимы в воде;

  • они способны накапливаться в организме;

  • характерно явление существования витамеров – веществ, несколько отличающихся от витаминов, но также обладающих витаминной активностью.



Витамин А

Впервые был выделен в 1913 г. Представляет собой одноатомный непредельный циклический спирт, t°пл = 64°C. Растворяется в жирах и органических растворителях. Качественная реакция: с раствором хлорида сурьмы (III) – происходит изменение окраски с синей на розово-фиолетовую. В мягких условиях и под действием ферментов ретинол может переходить в ретиналь (альдегид) – это витамин А2. Его активность ниже, чем у витамина А.


Признаки гипо - и авитаминоза:

  1. Наблюдается похудание и истощение, торможение роста;

  2. Сухость кожи, растрескивание и ороговение кожи, сухость слизистой оболочки глаза (ксерофтальмия): слеза не выделяется → сухость слизистой → отек, воспаление, конъюктивит. Конечная стадия – куриная слепота.

  3. Снижение иммунитета, учащается заболеваемость.


Признаки гипервитаминоза:

Воспаление глаз, выпадение волос, тошнота, головные боли, истощение. Развивается в течение 3 – 4 часов. Печень белого медведя, тюленя, моржа содержит очень много витамина А.


Биологическая роль витамина А на молекулярном уровне:

  1. Витамин А регулирует рост и дифференцировку быстро делящихся и размножающихся клеток и тканей (клетки костной ткани, хряща, эпителия);

  2. Регулирует нормальный рост и дифференцировку клеток быстрорастущего организма;

  3. Принимает участие в ОВР (наличие двойных связей);

  4. Принимает участие в синтезе антител, т.е. иммуноглобулинов;

  5. Принимает участие в акте световосприятия (входит в состав родопсина).


Источники витамина А:

  1. Сам витамин А содержится в продуктах животного происхождения – в печени, яичном желтке, цельном молоке, сливках, сметане. Печень морского окуня содержит 35% витамина А.

  2. Провитамин А – это каротиноиды. Их около 70, самый активный – β - каротин. Содержатся в красномякотных овощах и фруктах.

  3. Откладывается в запас в печени в виде сложных эфиров с пальмитиновой кислотой (на 100 г печени – 20 мкг витамина А).

Суточная потребность в витамине А – 1-2,5 мг для взрослых, 2-5 мг для детей, в каротине – 2-5 мг. Передозировка опасна.


Витамин Д

В организме представлен в виде витаминов Д2 и Д3. Это кристаллическое, бесцветное вещество, растворимо в органических растворителях. Чувствительны к УФИ. Качественная реакция с SbCl3 – оранжево-красное соединение. С органическими кислотами по ОН – группе образуют сложные эфиры.


Признаки гипо – и авитаминоза:

  1. У детей – рахит. В этом случае наблюдается мягкость костей, они изгибаются под тяжестью тела и приобретают уродливую форму. Наблюдается деформация костей черепа. Все это связано с тем, что в крови понижается содержание кальция и неорганического фосфата.

  2. Снижается тонус мышц (атония). Выпячивается живот, вплоть до развития пупочных грыж.

  3. При глубоком авитаминозе у детей задерживается появление первых зубов.

  4. У взрослых – размягчение костной ткани и деминерализация костей. Возникает остеопороз – повышенная хрупкость и ломкость костей.


Признаки гипервитаминоза:

При большой дозе – смерть (кальцификация почек, аорты, мышц почек).


Биороль витамина Д на молекулярном уровне:

  1. Способствует всасыванию Са2+ и РО4 в стенках кишечника;

  2. Участвует в обмене Са2+ между кровью и костной тканью;

  3. Способствует обратному всасыванию – реабсорбции - Са2+ и фосфат-ионов в почках.


Источники витамина Д:

Содержится в продуктах животного происхождения, в основном, в печени, сливочном масле, яичном желтке, рыбьем жире, а также в дрожжах, подсолнечном масле.

Суточная потребность – 12-25 мкг.


Витамин Е

Был получен в 1922 г. Обеспечивает развитие нормального потомства.


Признаки гипо - и авитаминоза:

  1. При недостатке витамина у животных развивается невынашиваемость плода;

  2. Нарушение развития половых процессов (сперматогенез, овогенез).


Биороль витамина Е:

  1. Является физиологическим антиоксидантом, т.е. он защищает мембраны клеток от перекисного окисления;

  2. Стабилизирует биомембраны.


Источники витамина Е:

  1. Растительные масла;

  2. Семена злаков, яичный желток, сливочное масло, мясо, салат, капуста.

Депонируется в жировой ткани, в ткани поджелудочной железы и в мышцах.


Витамин К

Выделен в 1935 г.


Признаки гипо – и авитаминоза:

У взрослых авитаминоза по витамину К не наблюдается, но он очень опасен для детей, особенно для младенцев. При этом нарушается процесс свертывания крови и в результате этого наблюдаются внутренние кровотечения, образуются внутренние и подкожные кровоизлияния.


Биороль витамина К:

  1. Участвует в процессах свертывания крови;

а) Необходим для образования в печени белков, участвующих в свертывании крови (регулирует образование протромбина).

б) Активирует протромбин, увеличивая в его составе количество центров, связывающих кальций.

  1. Повышает прочность стенок капилляров.


Источники витамина К:

Содержится в зеленых культурах (шпинат, капуста, рябина и т.д.). Также витамин К синтезируется микрофлорой кишечника.

Суточная потребность для взрослых – около 1 мг.


  1. Характеристика водорастворимых витаминов

Особенности группы:

  • хорошо растворимы в воде;

  • эти витамины не накапливаются в организме, легко из него выводятся;

  • они либо поступают с пищей, либо синтезируются микрофлорой кишечника;

  • характерно наличие антивитамеров;

  • по химической структуре – гетероциклы;

  • гипервитаминоз не характерен.


Витамин В1

Мелкие, бесцветные кристаллы, растворимы в воде и спирте, не растворимы в органических растворителях. При нагревании разрушение структуры происходит через 15 минут.


Признаки гипо – и авитаминоза:

Полиневрит (болезнь «бери-бери»)

  1. Нарушение деятельности со стороны ЦНС: потеря памяти на недавние события, галлюцинации;

  2. Нарушается деятельность сердечно-сосудистой системы: одышка, тахикардия, сердечная недостаточность;

  3. Наблюдается поражение и расстройство деятельности желудочно-кишечного тракта, а именно нарушаются моторная и секреторная функции, полная атония кишечника. Это приводит к застою и гниению пищи;

  4. Нарушается водный обмен, развиваются отеки

  5. Наблюдается поражение нервов, боль на всем протяжении нерва, следствием является паралич.

У птиц – судорожное закидывание головы.


Источники витамина В1:

Широко распространен в дрожжах, горохе, муке грубого помола, почках, печени, нешлифованном рисе, бобах, фасоли и т.д. Синтезируется микрофлорой человеческого кишечника.

Суточная потребность – 1,3-3 мг.


Витамин В2

Хорошо растворим в воде, растворы имеют зелено-желтую окраску. Устойчив к нагреванию (выдерживает кипячение 6 ч), но при освещении быстро разрушается.


Признаки авитаминоза:

Похудание, остановка роста, выпадение волос, появляются незаживающие трещины в уголках рта, происходит воспаление слизистой («географический язык»), воспаление кровеносных сосудов глаз (нарушение зрения), общая мышечная слабость, шелушение кожи (особенно лица), малокровие.


Биороль витамина В2:

  1. Отвечает за регенерацию тканей;

  2. Принимает участие в окислении высших жирных кислот;

  3. Входит в состав ферментов класса оксидоредуктаз.


Источники витамина В2:

Содержится в молочных продуктах, муке грубого помола, зеленых овощах, печени, почках, мясе, яичном желтке.

Суточная потребность – 2-4 мг.


Витамин В3

Признаки авитаминоза:

  1. При недостатке витамина развиваются дерматиты;

  2. Происходит обесцвечивание волос;

  3. Изъязвление слизистой желудка и кишечника;

  4. Понижение иммунитета;

  5. Жжение ног.


Источники витамина:

Содержится практически во всех продуктах, может синтезироваться микрофлорой кишечника.

Суточная норма - ≈ 10 мг.


Витамин В5

Не очень хорошо растворим в воде, растворимость увеличивается в подкисленной среде.


Признаки авитаминоза:

При недостатке витамина образуется шершавая кожа («пеллагра»), поражаются открытые участки кожи, а также слизистая желудочно-кишечного тракта. Затем нарушается работа ЦНС. Боли в области кишечника, тошнота, жидкий стул, психозы, депрессия. Такие симптомы возникают у больных с недостаточным белковым питанием (не хватает триптофана).

Источники витамина:

Содержится в картофеле, рисе, печени, почках, молоке и т.д. Может синтезироваться в организме на основе триптофана.

Суточная потребность – 15-25 мг.


Витамин В6

Хорошо растворим в воде. Устойчив к кислотам и щелочам, но быстро разрушается при нагревании.


Признаки авитаминоза:

  1. Поражение кожи, развитие дерматитов. У животных поражается кожа хвоста, лап, ушей, происходит выпадение волос, изъязвление;

  2. Наблюдается расстройство кроветворной системы (анемия);

  3. Нарушение со стороны ЦНС: эпилептические припадки (особенно у грудных детей – искусственников)


Биороль витамина:

Входит в состав ферментов, участвуя тем самым в обмене веществ.


Источники витамина:

Содержится в молоке, бобовых культурах, капусте, моркови. Незначительная часть может синтезироваться микрофлорой кишечника.

Суточная доза – 2-3 мг.


Витамин С

В кристаллическом виде устойчив, в растворе – легко окисляется растворами йода, брома, серебра. Является производным углеводов. Синтезируется в организме многих животных, кроме обезьян, летучих мышей, человека, морских свинок.


Признаки авитаминоза:

Цинга.

  1. Ломкость капилляров, кровоточивость десен;

  2. Общая слабость;

  3. Повышенная восприимчивость к инфекциям;

  4. Болезненность десен, их отечность и разрыхленность;

  5. Множественные подкожные кровоизлияния.


Биороль витамина:

  1. Является источником водорода в ОВР, он необходим в синтезе адреналина.

  2. Участвует в формировании зрелого коллагена.


Источники витамина:

Содержится в цитрусовых, черной смородине, шиповнике, чесноке, луке, хвое и т.д.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Лекция по теме "Витамины"

Автор: Хмара Светлана Борисовна

Дата: 16.02.2016

Номер свидетельства: 294514

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "классный час на тему "Здоров будешь - всё добудешь" "
    ["seo_title"] => string(52) "klassnyi-chas-na-tiemu-zdorov-budiesh-vsio-dobudiesh"
    ["file_id"] => string(6) "106378"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403003148"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(34) "Кухня народов мира"
    ["seo_title"] => string(20) "kukhnia_narodov_mira"
    ["file_id"] => string(6) "360915"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479706725"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока по русскому языку "Буквы и и ы после ц" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-bukvy-i-i-y-poslie-ts"
    ["file_id"] => string(6) "227110"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440602461"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Питание как важнейшая потребность человека. Интегрированный урок. "
    ["seo_title"] => string(73) "pitaniie-kak-vazhnieishaia-potriebnost-chielovieka-intieghrirovannyi-urok"
    ["file_id"] => string(6) "203333"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429459703"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Тренинг для родителей " Подготовка к ЕНТ " "
    ["seo_title"] => string(45) "trieningh-dlia-roditieliei-podghotovka-k-ient"
    ["file_id"] => string(6) "165404"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422803436"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства