Просмотр содержимого документа
«Интерактивные формы и методы обучения на уроках химии»
Интерактивные формы и методы обучения на уроках химии
Современный образовательный процесс направлен на освоение интерактивных форм и методов обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках. При этом немаловажную роль играет соблюдение психолого-педагогических условий их использования. Одним из таких условий является создание благоприятного психологического климата на уроках, отражающего качественную сторону межличностных отношений и представляющую собой совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих получению намеченных целей на уроках. Вполне закономерно, что если симпатии, взаимопомощь, всеобщая заинтересованность в достижении результатов способствуют эффективности образовательного процесса, то отрицательные эмоции, напротив, снижают работоспособность обучающихся, становятся препятствием в учебной работе.
В создании психологически комфортной обстановки на уроке химии мне помогают персонифицированные обращения к учащимся, использование мимики, жестов, юмора в общении, а в процессе проведения занятий подчеркивание достижений и успехов каждого ребенка.
Важным условием интерактивного обучения выступает организация межличностного диалога. Это объясняется тем, что диалог возникает на основе субъект-субъектных отношений, паритетной позиции учителя и ученика, выступает необходимой составляющей раскрепощения личности обучающегося. При использовании диалоговых форм обучения у каждого учащегося появляется возможность сравнить себя с другими, выявить свои сильные и слабые стороны, научиться воспринимать и понимать друг друга.
Поскольку интерактивное обучение происходит в групповой совместной деятельности, задачей учителя становится создание условий для проявления и реализации образовательной инициативы учащихся. Организация обучающих взаимодействий может осуществляться в микрогруппах (по два-три человека) и в малых группах (от четырех до семи человек). При этом важно учитывать ряд обстоятельств. В группах из двух учащихся очень высок уровень обмена информацией и меньше разногласий, но выше вероятность возникновения напряженности. Поэтому в случае несогласия участников обсуждение может зайти в тупик, потому что больше не найдется ни союзник, ни арбитр. В группе из трех человек есть опасность подавления более слабого ученика. Однако такие группы являются наиболее стабильными: участники в них не могут становиться на сторону друг друга, выступать в качестве посредников, арбитров, легче улаживать разногласия. В группе из пяти человек больше вероятности, что никто не останется в меньшинстве. В такой группе достаточно много участников для выработки разных мнений и подходов к решению поставленной задачи. В то же время при таком количестве участников у всех будет возможность внести свою лепту в совместную работу, услышать другого и быть услышанным самому.
Использование групповой работы помогает формированию коммуникативных навыков общения, всеобщего достижения решения проблемы. В такой работе учитывается не только вклад каждого учащегося в общее дело, но и происходит обучение, что очень важно. Однако, организуя работу в группах, учителю нужно следить сразу за всеми учениками, оказать помощь тем, кто в ней особенно нуждается. Основная проблема, возникающая при работе в группах – сколько вынесет ученик из урока. Или только тот "кусочек", который был набран в его группе, или даже лично им? Не будут ли тогда его знания односторонними, поверхностными?
Одним из путей разрешения этой ситуации в организации урока предусматриваю постепенное перетекание работы одной группы в работу другой. Затем происходит дополнение ее, обобщение, уточнение. В течение всей работы учащиеся заинтересованы во взаимообогащении знаниями. Когда учащиеся уже активно включены в процесс совместной образовательной деятельности, важно регулярно возвращаться назад, сверяться с правилами, о которых договорились сначала. Иными словами, постоянная рефлексия на занятиях является важнейшим условием реализации интерактивного обучения.
Рефлексия, направленная на анализ, понимание, осознание своих действий может быть групповой или индивидуальной. Она помогает каждому участнику определить его личный уровень продвижений, а группе улучшить процесс совместной деятельности. При рефлексивной оценке занятия важна совместная работа учащихся и учителя. Только при соблюдении этого условия рефлексию можно рассматривать не как контроль со стороны, а как самооценку с целью понимания изучаемого предмета.
Как учитель химии, я стараюсь создавать в своей работе такие условия, необходимые для реализации интерактивного обучения и воспитания:
▪ доброжелательные, положительные отношения;
▪ демократический стиль общения;
▪ сотрудничество в процессе общения;
▪ опора на личный опыт учащихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;
▪ развитие мотивации к обучению у учащихся;
▪ формирование у учащихся навыка самостоятельно приобретать знания и применять их в практической деятельности.
Учеба на уроках химии становится ориентированной в первую очередь на развитие учащихся, учет их особенностей и раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. Способность к саморазвитию, ценностным установкам, социальным компетенциям, лидерским качествам, как личностным результатам, вместе с овладением ребенком знаниями по химии и формированием универсальных учебных действий, - теперь единственный образовательный процесс, в котором огромную роль играет психологическое сопровождение. Учебный процесс с точки зрения психологической составляющей это: индивидуально дифференцированный подход, создание эмоционально положительной обстановки в классе или при работе с конкретным учеником, использование психологических инструментов в индивидуальной и групповой работе, инструментов повышения мотивации к обучению.