Инновационные технологии на уроках химии
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся. В настоящее время все больше места в школьном образовании занимают информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Актуальность использования ИКТ в обучении химии обусловлена тем, что в компьютерных технологиях заложены неисчерпаемые возможности для обучения учащихся на качественно новом уровне. Очень важно, что внедрение ИКТ в образовательный процесс не только дает возможность учащимся идти в ногу со временем, но и позволяет повысить качество обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках химии становится новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными.
Предлагаю вашему вниманию некоторые информационно-коммуникационные технологии, которые использую в своей практике на уроках химии:
- Электронные учебники
- Мультимедийные презентации
- Коллекции цифровых образовательных ресурсов
- Использование справочной информации сети Интернет, опыта учителей-новаторов в подготовке к урокам.
Электронный учебник – это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельного или при участии преподавателя освоения учебного курса с помощью компьютера. Основными составляющими электронного учебника являются: презентация, в которой излагается основной информационный материал курса; упражнения, способствующие закреплению полученных знаний; тесты, позволяющие проводить объективную оценку знаний учащихся. Электронный учебник не просто выводит текст на экран, но и рассказывает, показывает, моделирует – это преимущество мультимедийного учебника.
Но какими бы интересными не были электронные учебники, использование их на уроках имеет свои сложности. Информация, необходимая на уроке, может быть разбросана в разных местах учебника, либо её нужно взять из разных пособий, эту проблему решают компьютерные презентации. Обычно в сети Интернет мало презентаций, которыми бы хотелось пользоваться от начала до конца. Из разных источников составляю презентацию такую, которой мне удобно пользоваться на уроке. Презентации могут составлять и сами учащиеся в качестве выполнения домашнего задания. Тематика может быть связана, например, с историей открытия какого-либо вещества или элемента, использованием веществ в быту и т.д. Из личного опыта – учащиеся по началу не умеют выделять главное. Презентации получаются громоздкие, с большим объёмом информации и фотографиями. Поэтому желательно заранее дать рекомендации: минимум текста и фотографий на одном слайде. При выполнении работ такого вида ребята учатся из большого потока информации выделять главное, структурировано, последовательно выражать свои мысли.
Коллекции цифровых образовательных ресурсов. В Коллекции представлены наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников, инновационные учебно-методические разработки, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы.
Использование справочной информации сети Интернет, опыта учителей-новаторов в подготовке к урокам. Для подготовки к урокам, составления презентаций использую различные интернет-энциклопедии, химические сайты. Для удобства создала список некоторых полезных сайтов с адресом сайта и его описанием.
При обучении химии использование ИКТ эффективно на разных этапах урока: объяснения нового материала, закрепления изучаемой темы, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), во время проведения химического практикума (виртуальная лаборатория), при контроле знаний (интерактивное тестирование). Также на уроках совершаются путешествия на различные химические производства (производство стекла и т.д.). Информационные технологии делают уроки яркими и содержательными, развивают познавательные способности учащихся. Мультимедийные презентации, звуковое сопровождение в электронных учебниках и видеороликах воздействуют на несколько каналов восприятия обучающихся, что позволяет при обучении учитывать особенности каждого учащегося.
Таким образом, использование инновационных технологий на уроках химии способствует повышению эффективности обучения путём активизации познавательной деятельности учащихся. Перспективами дальнейшего использования компьютерных технологий будут являться освоение интерактивных досок и создание видеороликов. В последнее время во многих современных школах всё активнее используют новейшие формы учебной деятельности. Если раньше ученики принимали участие в обсуждении увиденного и услышанного на уроке, находясь на своих местах, то благодаря интерактивной доске ребята непосредственно работают, выходя к ней, включая свои тактильные ощущения. Также у учащихся появилась возможность видеосъёмки, что позволяет снять опыт в домашних условиях (например, выращивание кристаллов) и создать видеоролик, делясь процессом своей работы с другими учащимися. Спасибо за внимание.