kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Инновационные технологии на уроке химии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь намного больше, чем их сверстники 15-20 лет назад, поэтому, постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии на уроке химии»

Водолеева Людмила Петровна,

учитель химии, высшая квалификационная категория,

МАОУ «Лицей №1», г. Березники, Пермский край, РФ

Инновационные технологии  на уроке химии

Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь намного больше, чем их сверстники 15-20 лет назад, поэтому, постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Происходящие в сфере образования изменения заставляют учителя самостоятельно расставлять акценты в методике преподавания, искать новые эффективные приемы и методы обучения, чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым школе.

Данным требованиям отвечают такие педагогические технологии как:

Технология личностно-ориентированного обучения.

Данная технологияпозволяет сформировать у ребят умения размышлять, анализировать, опираясь на личный опыт. Так на уроках очень интересными, познавательными для учащихся являются вопросы, касающимися самого человека, его окружения. Например,

  • почему при приготовлении вкусного бульона мясо кладут в холодную воду, а при приготовлении мясных вторых блюд мясо опускают в горячую воду?

  • Почему при отравлениях используют активированный уголь?

  • Как затушить загоревшееся масло на сковороде?

Эти и другие вопросы возникают у самих учащихся при изучении химии, а то, что интересно, то запоминается и будет хорошо усвоено.

Технология проблемного обучения.

Среди различных форм активизации учебного процесса и формировании компетентностных подходов, центральное место принадлежит проблемному обучению, цель которого «научить ученика мыслить».

Создание проблемной ситуации, осознание её учащимися возможно при изучении почти любой учебной темы, так как в большинстве случаев можно поставить перед учеником проблемный вопрос для самостоятельного его решения. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Так при изучении темы «Кислород» в 8 классе ребятам можно задать вопрос: «Почему рыбы не погибают под толстым слоем льда?»

При изучении темы «Гидролиз солей»: Кислоты кислые, так как при диссоциации дают катионы водорода, для щелочей из-за присутствия гидроксид-ионов характерна щелочная среда. Какой характер среды могут иметь соли?

Проблемная ситуация возникает при показе двойственности свойств соединений (амфотерность) или возможности проявления одним и тем же веществом окислительных и восстановительных свойств. Это происходит в теме «Амфотерные гидроксиды».

При изучении темы «Углеводы»: при демонстрации эксперимента по сравнению свойств глюкозы и фруктозы учащиеся сталкиваются с проблемой: глюкоза реагирует с гидроксидом меди (II), а фруктоза – нет. Почему?

Правильная,  целесообразная, а порой, нестандартная организация этапа «открытия» знаний приводит к развитию и формированию способностей учащихся, их познавательной деятельности

Технология разноуровневого обучения.

Данная технология осуществляется на всех этапах урока. При закреплении нового материала необходимо дифференцировать вопросы на повторение и закрепление, предлагать разноуровневые домашние задания. При проверке знаний необходимо предлагать учащимся дифференцированные задания самостоятельных, проверочных и контрольных работ. Опираясь на изученныйматериал, обучающиеся составляют кроссворды, готовят сообщения, рисунки, презентации по темам «Периодическая система элементов Д.И. Менделеева», «Металлы», «Неметаллы».

При изучении «Производство аммиака», «Производство серной, азотной кислоты», «Минеральные удобрения» учащиеся готовят таблицы, схемы производств, рисунки и фотографии.

Технология проектного обучения.

Для формирования компетенций учащихся, обеспечивающих развитие познавательных способностей личности детей и саморазвитие во всех видах жизнедеятельности на уроках химии, применяется технология проектного обучения. Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным критически результатом, оформленным тем или иным образом. В работе можно применять метод проектов, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Главной целью любого проекта является формирование самых разных компетенций: умение самостоятельно найти информацию и критически оценить, используя при этом различные источники информации, планировать работу, умение и навыки сотрудничества, поисковые, рефлексивные, увидеть ошибки, что позволяет избежать их в дальнейшем, и другие умения.

Можно использовать метод проектов при изучении, таких тем как:

8 - 9 класс:

  • знакомство с химическими элементами,

  • признаки химических реакций,

  • мир металлов и неметаллов,

  • химические удобрения на службе человека

10 - 11 класс:

  • многообразие органических веществ,

  • мир углеводов,

  • строение вещества,

  • химические реакции в нас и вокруг нас,

  • химия в жизни общества,

  • Химия и автомобиль,

  • Химия в твоей аптечке,

  • Химия на кухне.

Защита данных проектов проходит как на уроке, так и на факультативных занятиях.

Проектная деятельность учащихся – это самостоятельная творческая деятельность, результатом которой является информационный продукт – оформленный проект, обладающий субъективной или объективной новизной.

В каждом учащемся живет тяга к новым открытиям и исследованиям.

Исследовательская технология.

В каждом учащемся живет тяга к новым открытиям и исследованиям.

Химия — это предмет, который даёт огромные возможности для разнообразных исследований.

Под исследовательской работой мы понимаем экспериментальную и (или) теоретическую индивидуальную деятельность учащихся, связанную с изучением явлений и свойств реальных объектов природы и техники, направленную на выявление и развитие творческих способностей детей.

Виды исследовательской деятельности учащихся:

Монопредметное исследование проводится по какому-то одному предмету

Межпредметное исследование требует привлечения знаний из разных учебных предметов

Надпредметное исследование строится на творчестве учителя и учащегося, направленное на исследование конкретных проблем, выходя за рамки учебной программы.

Основой урочной деятельности является самостоятельная деятельность ученика по решению проблемных задач урока, поставленных учителем. Одними из видов нетрадиционных уроков, позволяющих использовать исследовательский метод обучения являются: урок – исследование, урок – лаборатория, урок – творческий отчет, урок – проект, урок – презентация, урок – экспертиза, урок – путешествие, урок – рассказ, урок – экскурс в эпоху деятельности ученого и другие.

Помимо нетрадиционных уроков, формированию исследовательских умений учащихся способствует учебный эксперимент, что с латинского означает «проба». Его особенностью является возможность отработать с учащимися такие элементы исследовательской деятельности, как планирование, проведение, обработка и анализ результатов.

Развить навыки исследовательской работы у учащихся позволяют химические практикумы. В практикуме учащиеся выполняют целую серию практических работ в конце большого раздела курса химии, включающего несколько тем. В практикум включаются и экспериментальные задачи, через которые есть возможность так же использовать исследовательскую технологию. Химический практикум носит повторительно- обобщающий характер, а задания в нём требуют большей самостоятельности и включают ученические исследования.

В 8-х классах разработан практикум по теме «Классы неорганических веществ»,

в 9-х классах – «Металлы», «Неметаллы»

В 10- классах - «Кислородсодержащие органические вещества»

в11-х классах - «Химические реакции в органической и неорганической химии»

Компьютерные технологии.

Данная технология близка и понятна современным детям. Процесс обучения химии становится более интересным, электронные ресурсы по химии обеспечивают научность и наглядность при проведении уроков, что делает их яркими и убедительными. Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах информации и создавать наглядные эффектные образы.

При изучении химии использование компьютерных технологий эффективно на уроках изучения нового материала (презентация лекций), при обработке умений и навыков (обучающее тестирование), а также во время проведения химических практикумов. При проведении уроков широко используются компьютерные презентации. Это эффективный метод представления изучения любого материала.

Примеры использования презентаций на уроках химии:

Объяснение новой темы, сопровождаемое презентацией.

Работа с устными упражнениями.

Использование презентации при повторении пройденного материала.

Демонстрация условия и решения задачи.

Демонстрация химических опытов.

Взаимопроверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде.

Проведение тестов.

Проведение физкультминуток.

Проведение рефлексии.

Демонстрация портретов химиков и рассказ об их открытиях.

Иллюстрация практического получения и применения химических веществ в жизни.

Создание учащимися компьютерных презентаций к урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

При представлении материала в графиках, картинках, таблицах, тезисах, виртуальных моделях включаются механизмы не только звуковой, но и зрительной и ассоциативной памяти. Возможность вставлять в презентацию любые объекты делает её привлекательной при изучении таких тем как «Строение атома», «Кристаллические решетки», «Типы химических реакций», «Растворы», «Явление гибридизации» и др.

Здоровьесберегающие технологии

Главная цель учителя на занятии – создание условий для формирования бережного и ответственного отношения учащихся к собственному здоровью.

Здоровьесберегающие технологии помогают развитию экологической культуры школьников. На уроках химии включаются вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем.

Например: при изучении темы кислот в 8 классе, затрагивается проблема кислотных дождей и влияние их на экологию, при изучении простых веществ говорится об озоне и озоновом слое.

Изучая промышленное производство серной кислоты и аммиака, обязательно затрагивается проблема охраны окружающей среды.

Изучая органическую химию, ребята делают проекты о витаминах, гормонах, лекарствах, где обязательно затрагивают вопрос об их пользе и вреде для организма.

Говорим о вреде алкоголя при изучении темы: «Спирты».

При изучении темы «Альдегиды» обращается внимание на запахи альдегидов: неприятные, действуют на организм человека неблагоприятно, вызывают повышение давления. Однако высшие и ароматические альдегиды имеют приятные запахи, которые действуют на организм положительно, так запахи ванили и лимона понижают давление, запах лимона тонизирует нервную систему, повышает концентрацию внимания, снимает головную боль и усталость. Лечение запахами называется ароматерапией.

При изучении цветных реакций сообщается учащимся, что лечение цветом называется хромотерапией. Зеленый цвет- цвет природы, успокаивает при болезненных состояниях.

Включаются в программу вопросы, связанные с химией человека, что позволяет учащимся продвинуться по пути познания самих себя, лучше понять природу человека и его возможностей.

Для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включаются в урок физкультминутки, определяется их место, содержание и длительность (лучше на 20-й и 35-й минутах урока, длительностью — 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений, с 3—4 повторениями каждого);

При проведении лабораторных и практических работ обращается внимание на необходимость соблюдать правила безопасного поведения.

Внедрение современных технологий обучения и их систематическое использование способствует повышению качества обучения, мотивации, формированию функциональной грамотности учащихся и ключевых компетенций, развитию потенциальных способностей учащихся.Новые инновационные технологии дают новые возможности по формированию личностного потенциала и обеспечению успешности выпускника школы.



Список используемой литературы и источников:

1. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. – М., 1996

2. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий:

Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2008. – 368 с.

3. Ксендзова Г. Ю. Перспективные школьные технологии:

Учебно-методическое пособие. – М., 2000.

4.Маркина И.В. Современный урок химии. //Технологии, приемы, разработки учебных занятий. Ярославль – 2008. с. 8-16.

5. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.

6.Шамова Т.И. Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе. /Спирина Н.В. //Здоровьесберегающий потенциал интеграции естественнонаучного образования. Москва – 2008. с.218- 223.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Инновационные технологии на уроке химии

Автор: Водолеева Людмила Петровна

Дата: 06.08.2019

Номер свидетельства: 517417

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Инновационные технологии на уроках химии "
    ["seo_title"] => string(47) "innovatsionnyie-tiekhnologhii-na-urokakh-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "111114"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1407077028"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(271) "Обобщение опытом по теме "Использование инновационных технологий на уроках химии и биологии с целью развития познавательного интереса к предмету" "
    ["seo_title"] => string(169) "obobshchieniie-opytom-po-tiemie-ispol-zovaniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-khimii-i-biologhii-s-tsiel-iu-razvitiia-poznavatiel-nogho-intieriesa-k-priedmietu"
    ["file_id"] => string(6) "165703"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422859770"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Использование информационных технологий на уроках химии "
    ["seo_title"] => string(63) "ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "119382"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413394310"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "«Использование информационных технологий на уроках химии и физики» "
    ["seo_title"] => string(72) "ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-khimii-i-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "203882"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429552908"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(265) "Проведение экспериментов в области нанотехнологий на уроках физики как способ мотивации учащихся к работе в области инновационных технологий. "
    ["seo_title"] => string(162) "proviedieniie-ekspierimientov-v-oblasti-nanotiekhnologhii-na-urokakh-fiziki-kak-sposob-motivatsii-uchashchikhsia-k-rabotie-v-oblasti-innovatsionnykh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "107305"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403202503"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства