Использование инновационных технологий на уроках химии
Использование инновационных технологий на уроках химии
В данной разработке предусмотрено использование инновационных технологий на уроках химии.Внедрение инновационных технологий в современный образовательный процесс способствует изменению деятельности учащихся на уроке. Характер деятельности учащихся от репродуктивного (выполнение заданий по образцу, по алгоритму) меняется на продуктивный. Задача педагога на уроке правильно направлять действия учащихся. Для того, чтобы осуществлять педагогическую деятельность необходимо определиться с педагогическими технологиями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование инновационных технологий на уроках химии»
Онищенко Людмила Пантелеевна
учитель химии
МБОУ «Школа №146 города Донецка»
Использование инновационных технологий на уроках химии.
Внедрение инновационных технологий в современный образовательный процесс способствует изменению деятельности учащихся на уроке. Характер деятельности учащихся от репродуктивного (выполнение заданий по образцу, по алгоритму) меняется на продуктивный. Задача педагога на уроке правильно направлять действия учащихся. Для того, чтобы осуществлять педагогическую деятельность необходимо определиться с педагогическими технологиями.
«Технология», в переводе с греческого на русский язык означает искусство, умение, мастерство учить.
Инновационная педагогическая технология – это сложный процесс реализации методов, процедур, средств, направленных на достижение поставленных целей.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, которые содействуют развитию творческих способностей учащихся.
Развитию познавательных и творческих способностей у учащихся способствуют различные педагогические технологии:
проблемное обучение,
разноуровневое обучение;
развивающее обучение;
исследовательский метод обучения,
интегративное обучение;
проектный метод обучения;
информационно-компьютерные технологии;
здоровьесберегающие технологии.
Перед учителем химии встаёт проблема, как развивать творческие способности учащихся и формировать творческие компетентности?
В основе преподавания предмета химии применяю систему сочетания инновационных технологий.
Технология проблемного обучения.
Цели обучения: активизация мышления обучающихся; формирование интереса к изучаемому предмету. Постановка проблемы во время урока можно сделать с помощью вопроса, системы вопросов, таблиц, диаграмм, рисунков, фотографий.
Работа над решением проблемы иногда бывает более ценной, чем само решение и происходит успешно тогда, когда возникает проблемная ситуация, т.е. обучающийся испытывает интеллектуальное затруднение, которое направляет его мыслительную деятельность на решение проблемы. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах урока.
Например, урок в 9 классе по теме «Фосфор». При объяснении нового материала зачитываю отрывок из произведения Конан Дойля «Собака Баскервилей». После прочтения текста задаю вопрос: какую ошибку допустил автор в своём произведении и вообще может ли писатель допустить ошибку? Почти все учащиеся отвечают, что автор может допустить ошибку, таких больших собак не бывает. Ответы не опровергаю и не соглашаюсь. Предлагаю познакомиться с фосфором, как химическим элементом, так и простым веществом. После этого ребята находят ошибку в произведении. Светится белый фосфор, который очень ядовит, воспламеняется на воздухе, дает ожоги на коже.
Проблемная ситуация конфликта возникает при наличии противоречий. Например, между жизненным опытом учащихся, их бытовыми понятиями и химическими знаниями. Так, опираясь на положение алюминия в электрохимическом ряду напряжений металлов, учащиеся относят его к активным металлам. Тогда я предлагаю ребятам объяснить широкое применение алюминиевой посуды в быту, в процессе беседы ребята выясняют, что алюминий покрыт оксидной плёнкой.
При изучении темы «Гидролиз солей» можно начать урок с решения качественной задачи на распознавание веществ: хлорида алюминия, карбоната натрия и хлорида натрия. Создаем условия для проблемной ситуации: Какую окраску имеет лакмус в растворах солей?
Знания учащихся о том, что соль является продуктом нейтрализации кислоты и основания наводит на мысль о том, что индикатор в растворах всех солей будет показывать нейтральную реакцию среды. Однако эксперимент создает противоречие: в каждой пробирке индикатор показывает различную реакцию среды. Учащиеся высказывают свои предположения. Решение проблемной задачи происходит в процессе изучения сущности процесса гидролиза.
Технология проблемного обучения, конечно, не являются универсальным средством решения всех педагогических проблем и затруднений. Она имеет свои достоинства и недостатки. Анализируя собственный опыт проведения проблемных уроков, я могу выделить плюсы и минусы использования проблемных ситуаций в образовательном процессе.
Достоинства:
происходит активизация познавательной деятельности обучающихся;
у обучающихся есть возможность представить, услышать и сопоставить разные точки зрения в ходе решения проблемных ситуаций;
имеется возможность использования дополнительных материалов;
у учеников воспитывается терпимость, умение слушать и слышать других, развиваются творческие способности.
Недостатки:
решение учениками проблемной ситуации требует большего количества времени, чем обычное изложение материала учителем;
школьники должны обладать определенной эрудицией, поскольку отсутствие предметных знаний не позволит им успешно обсуждать поставленную проблему;
учителю требуется больше времени на подготовку к уроку.
Технология разноуровневого обучения.
Цели обучения:
активизация мышления обучающихся с разным уровнем подготовки;
снятие неуверенности у слабых обучающихся перед сильными;
Качество усвоения предмета можно обеспечить технологией уровневой дифференциации.
Уровень низкой подготовки обучающихся необходимо приблизить к уровню общеобразовательной подготовки.
Уровень общеобразовательной подготовки постепенно поднимается до уровня повышенной подготовки, или углубленного изучения предмета.
В обучении химии дифференциация имеет особое значение. Это обусловлено спецификой учебного предмета: у одних учащихся усвоение химии сопряжено со значительными трудностями, а у других проявляются со значительными трудностями, а у других проявляются явно выраженные способности к изучению этого предмета. В данной ситуации учителю важно учитывать, как положительные интересы учащихся, так и индивидуальный темп их развития.
Принципиальное отличие такого подхода к дифференциации состоит в том, что он основан на многоуровневом планировании результатов обязательной подготовки учащихся (усвоение минимума) и формировании повышенных уровней овладения материалом. Учащиеся получают право и возможность выбирать уровень обучения, учитывая свои способности, интересы, потребности, варьировать свою учебную нагрузку, учиться адекватно оценивать свои знания.
Дифференцированные задания можно использовать при изучении нового материала, при проверке знаний учащихся, при закреплении знаний, при подготовке домашнего задания.
Примеры.
Домашние задания.
Задания подбираются так, чтобы они соответствовали уровням дифференциации. При этом используются самые обычные учебники и сборники задач и упражнений по химии, имеющиеся в каждой школьной библиотеке.
Варианты домашней зачетной работы по теме «Азот». Ученик сам выбирает уровень сложности и форму предъявления результата своей деятельности.
Уровень С – путь к «5», Уровень В – путь к «4», Уровень А – путь к «3».
Уровень C
Напишите электронную и структурную формулу молекулы азота. Укажите тип химической связи в молекуле азота.
Расставьте коэффициенты в уравнении химической реакции, используя метод электронного баланса
CuO + NH3 → N2 + Cu + H2O
Определите объем оксида азота (IV), который выделится при действии 10 г концентрированной азотной кислоты на 10 г ртути.
Уровень В
Составьте уравнения реакций взаимодействия аммиака с фосфорной и серной кислотами. Назовите полученные соединения.
Какие соединения называют СЕЛИТРАМИ. Приведите примеры. Назовите соединения по международной номенклатуре.
Назовите безразличные (несолеобразующие) оксиды азота. Укажите их свойства и степень окисления азота в них.
Определите объем аммиака, который выделится при действии на 20 г хлорида аммония избытка раствора гидроксида калия.
Уровень А
Выберите уравнения химических реакций, при которых происходит окисление азота
2NН3 = N2 + 3Н2
4HN3 + 3О2 = 2N2 + 6Н2О
N2 + 3Mg = Mg 3N2
NH3 + HCI = NH4CI
Составьте уравнения реакций взаимодействия раствора азотной кислоты с :
оксидом магния
раствором гидроксида бария
раствором силиката натрия
Приведите уравнение качественной реакции на соли аммония.
Итоговый контроль знаний.
В контрольной работе каждое задание снова дифференцируется по сложности.
Ученик имеет право на выбор уровня каждого задания, отстаивание своего подхода к его решению:
для ребят с низким уровнем мотивации самые простые задачи, которые решаются по прямым формулам и по химическим уравнениям в одно действие,
задачи, в которых нужно преобразовывать формулы, самостоятельно находить и применять нужный алгоритм, предназначается для школьников со средним уровнем мотивируемой деятельности,
нестандартные, проблемные задачи решают учащиеся с высоким уровнем мотивации.
Выполнение экспериментальной части требует от “слабеньких” четкого следования краткой инструкции, объяснения наблюдений и произведенных действий.
“Середнячки” для выполнения заданий самостоятельно определяют алгоритм действий и аргументировано дают объяснения.
Для ребят, стремящихся находить решения проблемных вопросов, подбираются задания именно такого характера, позволяющие учащимся отстаивать свой подход к решении вопросов
Проверочная работа по теме «Химические реакции»
Вариант 1. (задания репродуктивного уровня).
Поставьте пропущенные коэффициенты в следующих уравнениях:
Zn + O2 → Zn O; 3) Fe + Cl2 → Fe Cl3
Ag + S → Ag2 S; 4) Na + Cl2 → Na Cl
Вариант 2. (задания частично-поискового уровня познавательной деятельности обучающихся).
Вариант 3. (задания исследовательского уровня познавательной деятельности обучающихся).
Напишите названия веществ и уравнения реакций, с помощью которых их можно получить:
1)FeCl2 ; 2) ZnCl2 ; 3) P2 O5 ; 4) Al2 S3
Развивающее обучение
Развивающее обучение- это активный деятельностный способ обучения, который идет на смену объяснительно-иллюстративному способу. Эта методика может рассматриваться как целенаправленная учебная деятельность, в которой учащиеся ставят цели и задачи, творчески решают их. В развивающем обучении воздействие педагога опережает, направляет и ускоряет развитие наследственных данных обучаемых. В развивающем обучении воспитывается целеустремлённость, самостоятельность, трудолюбие, дисциплина, активность.
Ведущей целью педагогической деятельности развивающего обучения создание условий для формирования у учащихся способности к саморазвитию, самосознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию, через раскрытие их творческих и интеллектуальных возможностей.
Для того, чтобы реализовать поставленные задачи необходимо использовать разнообразные методы и средства обучения как проблемная беседа, проблемное изложение материала и исследовательский метод, задания на развитие внимания, памяти, воображения, мышления учащихся, задания на поиск закономерностей, общего и различного, на сравнение, обоснование и доказательство. Это вызывает интерес к предмету, повышает познавательную активность и деятельность учащихся.
Учителю химии важно добиться психологической сосредоточенности учащихся на химических веществах, химических реакциях. Для этого необходимо учить учащихся замечать всё типичное, характерное, отвечая на вопросы: Что особенного в этом веществе? Чем он отличается от других веществ? Для выявления характерных свойств веществ даются задания сравнительного характера на развитие внимания. Примеры таких заданий:
Использование интересного химического материала помогает запомнить свойства отдельных химических элементов и веществ, учащимся даются творческие задания: составить рассказ или сказку о химическом элементе - металле, неметалле; о «путешествии» азота, кислорода и т.д. в природе
При изучении химии необходимым условием компетентности является овладение учениками основными законами и понятиями химии, химическим языком в соответствии с конкретным уровнем изучения школьного курса. Это очень большой учебный материал, усвоение которого вызывает у учащихся немалые трудности. Для преодоления некоторых нужно использовать комплект дидактических материалов, который условно называется малым химическим тренажёром. Он состоит из карточек матричного характера, представляющих блоки из 4-6 вариантов однотипных основ (передачи химических формул, уравнений реакций, серии плоскостных моделей молекул и частиц химических соединений и др.) для разнообразных устных и письменных заданий. Выполнение последних направлено на формирование и развитие у учащихся умений называть и классифицировать химические соединения, анализировать их качественный и количественный состав, определять значения степеней окисления атомов химических элементов в соединении, составлять формулы веществ, анализировать химические свойства веществ, придумывать и решать качественные и расчётные задачи. Применение мини-тренажёра способствует адаптации учащегося в предметной учебной деятельности, помогает его продвижению от репродуктивного уровня её осуществления к продуктивному и даже к продуктивно-творческому.
Дидактический материал
ФОРМУЛЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ -
вариант
1 вариант
2 вариант
3 вариант
4 вариант
5 вариант
1
СаО
HN03
NaCl
Pb(OH)2
Ba(OH)2
2
Fe(OH)3
Na20
Mg(OH)2
HF
HN02
3
Zn(N03)2
Cr(OH)3
BaO
C02
MgCl2
4
H2S03
H2S
Fe(OH)2
Li20
Cu(OH)2
5
PbO
LiOH
H3P04
H2S04
CaO
6
Ag3P04
p2o5
KOH
Cu(N03)2
S03
7
NaOH
ZnO
HBr
MgO
HI
8
СО2
BaCl2
SO2
AgCl
FeO
9
HC1
H2Si03
CuO
Ca(OH)2
CaC03
10
К2SO4
CuSO4
AgBr
Na3P04
H2C03
Новые жизненные условия выдвигают свои требования к выпускникам школ. Они должны быть способными самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, творчески решать поставленные задачи, быть открытыми для новых контактов и культурных связей, проявлять инициативу. Поэтому современный этап изучения основ наук в средней школе связан с широким внедрением в процесс обучения школьников ведущих идей теории развивающего обучения, под которым понимается активно-деятельностный способ обучения. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.
Исследовательский метод обучения.
Развитие познавательных интересов учащихся в процессе обучения имеет большое значение при изучении любого предмета. Однако в химии есть свои особенности. Прежде всего, это касается многочисленных экспериментальных и теоретических исследований. Школьный эксперимент может применяться на разных этапах урока, он необходим для лучшего усвоения и закрепления знаний учащихся. Надо отметить, что учебное исследование обладает некоторыми особенностями:
- истина, которую учащиеся открывают в науке, уже известна, но для них эти факты новы, и мыслят они как первооткрыватели;
- учебное исследование проводится под руководством учителя, но учащиеся должны быть уверены в том, что самостоятельно достигли цели;
- учебное исследование не является универсальным методом. В деятельность учащихся можно включить лишь элементы исследований, применять исследования только при изучении отдельных тем и вопросов.
Виды исследовательской деятельности на уроках могут быть разными. Это демонстрационный опыт, лабораторная работа, практическая работа. Например, в 8 классе, при изучении физических и химических признаков химических явлений, ребята выполняют лабораторную работу и сами делают вывод о признаках химических реакций.
При изучении темы «Кислоты», ребятам предлагают следующую работу: испытать растворы кислот разными индикаторами. Результаты занести в таблицу. После выполнения задания ребята делают вывод о том, что лакмус и метилоранж в кислотах красные. Прошу ребят ответить на вопрос: «Почему индикаторы в кислотах красные?»
Сравнивая качественный состав кислот, учащиеся говорят, что во всех кислотах присутствуют ионы водорода, которые изменяют окраску индикатора. Также они делают вывод о том, что с помощью индикаторов кислоты можно распознать среди других классов неорганических соединений.
Исследование, это не только работа с реактивами и лабораторным оборудованием, но и работа с таблицами, схемами, справочной и другой литературой. К примеру, пользуясь схемой «Основный оксид», можно исследовать, дать характеристику любому основному оксиду . Пользуясь схемой «Свойства кислот» можно написать уравнения реакций, характеризующие основные свойства кислот.
Интегративное обучение.
Цели обучения: интеграция помогает учащимся усвоить факты и явления, общую картину мира; устраняет разобщённость учебных предметов; повышает интерес обучающихся к учению.
Интеграцию провожу следующим образом: на уроках осуществляется связь химии с математикой, биологией, физикой, географией и ОБЖ. Это придает изучаемому материалу особую привлекательность, развивает интерес, логическое мышление обучающихся, а так же способствует их эвристической деятельности на уроке.
Тема: «Силикатная промышленность»
Химический состав стекла.
Виды стекла.
оконное (известково-натриевое) стекло;
стекло для химической посуды, бутылочное (известково-натриевое) стекло;
стекло для высококачественной столовой посуды (известково-калиевое);
2.Какие химические элементы придают определенный цвет стекла: красный, желтый, синий, зеленый?
3. Чем отличается состав хрустального стекла от химического состава оконного стекла?
Целый цикл интегрированных уроков может быть посвящен биографиям учёных, многие из которых были чрезвычайно многогранны. Такое знакомство, безусловно, важно с самых разных позиций, включая воспитательные. В рамках традиционных уроков это оказывается затруднительным: важно суметь показать великого человека во всем его многообразии, а на это времени не хватает.
Решить эту задачу возможно именно на интегрированных уроках. При изучении темы «Закон сохранения массы веществ», уместно познакомить учеников с его первооткрывателем М.В.Ломоносовым, рассмотрев роль этой исторической личности в математике, химии, физике, поэзии.
Изучая темы, связанные с Периодической системой химических элементов Д.И.Менделеева, естественно поговорить о её авторе.
В курсе химии 9 класса, изучая важнейших представителей групп Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева, можно рассмотреть расположение месторождений тех или иных руд и минералов, биологическое значение данных элементов и их соединений и т.д. Таких примеров можно привести очень много.
Таким образом, задача интеграции состоит в том, чтобы помочь учителям осуществлять объединение отдельных элементов и частей разных предметов в единое целое. Проведение интегрированных уроков вызвано необходимостью современного школьного образования обеспечить целостное мировоззрение учащихся.
Проектный метод обучения
Метод проектов реализует главный смысл и назначение обучения – создает условия для сотрудничества в сообществе исследователей, тем самым помогает обучаемому стать талантливым учеником.
Для организации проектной деятельности используется два вида урочных занятий:
Урок, который полностью состоит из работы над проектом. Форма проведения такого урока зависит от вида проекта. Предполагается высокая степень самостоятельности учащихся. Актуализируемые знания по химии закрепляются, углубляются, расширяются в процессе работы над проектом.
Например, задания по теме «Химические свойства серной кислоты».
А)Спрогнозируйте результат взаимодействия цинка и меди с раствором серной кислоты и подтвердите свой прогноз экспериментально. Сравните взаимодействие этих металлов с раствором серной кислоты. Б) Исследуйте, взаимодействует ли концентрированная серная кислота с медью: а) при обычной температуре; б) при нагревании. Составьте уравнения реакций.
Вариант домашнего задания: написать памятку лаборанту по работе с серной кислотой.
Урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время. На таких уроках учащиеся презентуют свой проект. Презентация — важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию. Организация работы над проектами возможна в рамках факультативных и элективных курсов, во внеклассной работе по химии.
В своей практике использую информационные проекты, презентации. Работа над проектами способствует повышению интереса к изучению химии. Это подтверждается следующими фактами: у ребят появляется стимул не только получить хорошую оценку, но и получить хорошие результаты проделанной работы; учащиеся, выполняющие проекты по химии, принимают участие в МАН, что позволяет приобрести школьникам уникальный опыт, невозможный при других формах обучения. Таким образом, технология проектного обучения — одно из перспективных направлений в деятельности школы, кроме того, это увлекательное и творческое занятие и для учащихся, и для учителя.
Информационно-компьютерные технологии
Использование информационных и коммуникационных технологий открывает новые перспективы и возможности для обучения химии. ИТ можно использовать на различных этапах урока: для проведения химической разминки, на этапе объяснения нового материала, для коррекции знаний, умений, навыков. Развивают познавательные и творческие способности учащихся. Эти задачи решаются через технологию мультимедийных уроков. Одновременное воздействие на два важнейших органа (слух и зрение) облегчает процесс восприятия и запоминания информации. Не все химические эксперименты можно проводить в школьной лаборатории, здесь на помощь приходит мультимедийное оборудование и коллекция видеоопытов. Заранее приготовленные слайды с таблицами, схемами, рисунками экономят время учителя на уроке, а сам урок делают более запоминающимся и содержательным и эмоциональным.
Применение на уроках презентаций, созданных учащимися, даёт им возможность принимать активное участие в создании урока (поиск и систематизация информации), тем самым, формируя навыки самостоятельной работы по предмету, а так же навыки владения информационными компьютерными технологиями. При подготовке к уроку ученики могут использовать Интернет-ресурсы, образовательные сайты как информационное поле, позволяющее получить дополнительную информацию.
Под здоровьесберегающими технологиями понимают совокупность приемов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, при котором выполняются как минимум четыре требования:
учет индивидуальных особенностей ребенка;
воспитание умения ребенка самостоятельно защищать себя от стрессов, оскорблений, обучение его средствам психологической защиты;
недопускание чрезмерной изнуряющей интеллектуальной нагрузки при усвоении учебного материала;
обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантирует поддержание только благоприятного морально – психологического климата в коллективе.
На уроках химии необходимо и очень важно формировать взгляды учащихся на здоровый образ жизни. Работа учителя должна быть направлена на отказ учащихся от разрушителей здоровья: курение, употребление спиртных напитков, психотропных и наркотических средств, а также употребления продуктов питания средств бытовой химии содержащих токсины и яды. Нужно учить детей не только правильно питаться, но и правильно применять средства бытовой химии, косметику и парфюмерию, состав и влияние на организм зачастую нам бывают неизвестны. Таким образом, знакомство учащихся с веществами их химическими, физическими и биохимическими свойствами и составом, это необходимый и важный процесс в формировании у детей стремления к здоровому образу жизни.
В здоровьесберегающих технологиях большое место отводится игровым урокам, которые способствуют повышению мотивации и активизации учебной деятельности учащихся. Использование динамических пауз, минут для здоровья (профилактические упражнения для глаз, упражнения на релаксацию, упражнения для формирования правильной осанки) для снятия напряжения, способствует повышению работоспособности.
Одним из эффективных методов эдоровьесбережения и формирования знаний у учащихся по курсу химии, это решение задач, направленных на здоровый образ жизни, правильное питание.
Задачи.
1.Вычислите, какую часть лимона необходимо съедать ежесуточно, для того чтобы восполнить потребность организма в витамине С.
В расчетах следует принять, что масса лимона равна 100 г; содержание витамина С в лимоне составляет 0,5%. Суточная потребность взрослого человека в витамине С – 100мг.
2.Один стакан цельного молока содержит 288 мг кальция. Сколько нужно выпивать в день молока для снабжения вашего организма достаточным количеством этого элемента? (Суточная потребность – 800 мг Са)
Цель здоровьесберегающих технологий в обучении химии - это формирование из учащегося здорового полноправного члена общества, с правильным представлением о жизни, со своими взглядами и принципами. Вопрос охраны здоровья детей в настоящее время является злободневным и актуальным. Человек, не знающий о возможности негативного влияния на него химических соединений, поступающих в нашу жизнь в виде технических, хозяйственных и бытовых препаратов, перестает быть хозяином своего здоровья. Знакомство с вредными воздействиями бытовых и производственных химических соединений на человека и природу – это необходимый обязательный компонент химического образования.
Заключение.
Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей.
Применение инновационных технологий повышает компетентность обучающихся, развивает творческую мыслительную деятельность, активизирует способности, повышает эффективность обучения предмету
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(287) "урок химии на тему:Основные месторождения металлов и неметаллов в Казах¬стане и проблемы защиты окружающей среды при процессах добычи и переработке сырья. "
["seo_title"] => string(184) "urok-khimii-na-tiemu-osnovnyie-miestorozhdieniia-mietallov-i-niemietallov-v-kazakh-stanie-i-probliemy-zashchity-okruzhaiushchiei-sriedy-pri-protsiessakh-dobychi-i-pierierabotkie-syr-ia"
["file_id"] => string(6) "151167"
["category_seo"] => string(6) "himiya"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1420644227"
}
}