Обобщение опытом по теме "Использование инновационных технологий на уроках химии и биологии с целью развития познавательного интереса к предмету"
Обобщение опытом по теме "Использование инновационных технологий на уроках химии и биологии с целью развития познавательного интереса к предмету"
Цель: развитие познавательного интереса к предметам химии и биологии через
использование приемов инновационных технологий.
Задачи опыта:
изучить методологию современных образовательных технологий;
провести теоретический анализ проблем педагогической рефлексии;
освоить приемы инновационных технологий на практике;
апробировать методы инновационных технологий на уроках химии и биологии.
Гипотеза: использование приёмов инновационных технологий, способствует лучшему усвоению и формированию качества знаний. Воспитанию познавательных интересов к предмету и активизации деятельности учащихся на уроках и в не урочных занятиях.
Идея опыта: формирование мыслительной активности учащихся посредством использования приёмов инновационных технологий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщение опытом по теме "Использование инновационных технологий на уроках химии и биологии с целью развития познавательного интереса к предмету" »
Наименование опыта: Использование инновационных технологий на уроках химии и биологии с целью развития познавательного интереса к предмету.
Автор опыта: Козел Е.П. учитель химии и биологии, образование высшее, закончила СКГУ естественно-географический факультет. Педагогический стаж 7 лет – учитель химии и биологии.
Цель: развитие познавательного интереса к предметам химии и биологии через
использование приемов инновационных технологий.
Задачи опыта:
изучить методологию современных образовательных технологий;
провести теоретический анализ проблем педагогической рефлексии;
освоить приемы инновационных технологий на практике;
апробировать методы инновационных технологий на уроках химии и биологии.
Гипотеза: использование приёмов инновационных технологий, способствует лучшему усвоению и формированию качества знаний. Воспитанию познавательных интересов к предмету и активизации деятельности учащихся на уроках и в не урочных занятиях.
Идея опыта: формирование мыслительной активности учащихся посредством использования приёмов инновационных технологий.
Актуальность – Использование в учебной деятельности элементов новых педагогических технологий. Которые активизируют деятельность учащихся, подталкивают их на творческий подход к изучению и исследованию предметов химии и биологии в настоящее время.
Объект исследования: процесс усвоения учащимися учебного материала через использование приемов инновационных технологий.
Предмет исследования: рефлексивные механизмы, действующие в процессе взаимодействия учителя и учащегося при использовании инновационных технологий.
Научность: Учитель всегда имеет дело с конкретно развивающейся личностью, которая обладает целым рядом индивидуально-психологических особенностей. Этим и объясняется, что с успехом применяется к одному школьнику, не могут дать ожидаемого эффекта, когда они применяются по отношению к другому. А приемы инновационных технологий эффективно действуют на каждого при применении индивидуального подхода. Необходимо учитывать особенности личности школьника, состояние в котором он в данное время находится, выбирать такие задания, используя инновационные технологии, которые давали бы максимальный эффект.
Оптимальность: Для слабых учеников элементы инновационных технологий дают стимул к усвоению простого - элементарного. Сильные ученики имеют возможность улучшить свой кругозор, удовлетворять интересы, склонности к научным знаниям.
Технология опыта:
«Страшная опасность – безделье за партой, безделье 6 часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере мысли, то есть на уроке.».
В. А. Сухомлинский.
Урок – основная форма организации обучения школьников. И его эффективность, в конечном счёте, определяется такой организацией учебной деятельности, при которой у школьников формируется собственная познавательная цель и для её достижения они включаются в учебный процесс.
Таким образом, современное обучение школьников диктует необходимость поиска новых путей повышения качества их теоретической подготовки, готовности к самостоятельному творческому труду.
Современная конвекция обучения химии и биологии отводит важную роль активной деятельности учащихся, она предусматривает творческий характер обучения, оптимальную организацию учебного процесса. Поэтому необходимо учить школьников овладению основными приёмами учебной работы.
Принципы современных технологий:
- вызвать у учащихся устойчивую мотивацию к учебной деятельности, это может основываться на личном опыте учащихся;
- учить диалогично, то есть в сотрудничестве с учащимися, а не по принципу «сверху вниз»;
- учить диагностично: постоянное наблюдение за учебной деятельностью учащихся необходимо; поправлять и поддерживать в случае необходимости;
- разделять содержание образования на подходящие учебные единицы и задачи.
При разработке уроков я использую приёмы инновационных образовательных технологий как: игровые технологии, технологии критического мышления, технологию Б. Блума (ромашка вопросов), технологию проблемного обучению
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Значение игры невозможно исчерпать и оценить. В этом и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение.
На уроках биологии в 8 классе проводила деловые игры: 1) Определение запылённости воздуха в классных комнатах; 2) Изучение тепловой комфортности в кабинете.
Кроме того, я также использую на уроке так называемые настольные игры, чайнворды, лото, домино, игровые кубики. Данные виды игр способствуют развитию самооценки «в форме оценки своей ловкости, умений, успехов сравнительно с другими». Настольные игры развивают воображение, сообразительность, наблюдательность. А также учащиеся учатся быстро и логично рассуждать. Применяю и такие игры как «Третий лишний»(убрать лишний термин), «Почта» (посылают друг другу письма с пояснениями явлений),
«собери картинку» (при решении задач), «Найди ошибки в тексте» и т. д.. В домашних заданиях учащиеся с удовольствием сами составляют кроссворды.
Приём «Толстый и тонкий» - использую при само опросе, где учащиеся задают «три тонких вопроса» – на знание фактического материала и «три толстых вопроса» - на углубление фактического материала или применение данного материала на практике.
«метод пометок» - позволяет осознано работать с учебником и дополнительным материалом.
Использую в своей работе технологию Б. Блума – «Ромашка вопросов»
Суть технологии в 6 лепестках – шести типах вопросов:
- простые вопросы – отвечая, на которые, нужно назвать какие-то факты, воспроизвести информацию.
- уточняющие вопросы – начинаются со слов: «То есть ты говоришь что …?», «Если я правильно понял то …?»
- интерпретационные (объясняющие) вопросы – «Почему?»
- творческие – что произойдёт если…
- оценочные – направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.
- практические вопросы – где применяется?
Использую элементы проблемного обучения (А. М. Матюшкина, М. И. Махмутова) – выполнение проблемных заданий требует от учащихся более высокого уровня самостоятельности, здесь используются различные источники. Нужно найти пути поиска новой необходимой информации, а затем полученный материал проанализировать и обобщить, что ведёт к развитию творческого мышления школьников, формирует интерес к предмету, позволяет овладеть теми методами познания, которые подводят к принципиально новому уровню обучения – исследовательскому методу. Использую следующие приёмы:
- постановка проблемы учителем;
- выбор и разработка текстовых проблемных вопросов;
- самостоятельное формулирование проблемы учащимися. (для этого учащиеся самостоятельно изучают текст учебника и составляют такие вопросы к нему, на которые в данном тексте нет ответа.)
Таким образом, умение ставить и решать проблемные вопросы и задания приучает учащихся вдумчиво читать текст, осмысливать его, формулировать проблемные вопросы, осуществлять познавательный поиск.
Применяю широко на уроках технологии учения по Блуму – такие как арабская грамота, паучок, генеалогическое дерево, рыбная кость, кластер, луковица, круги Эйлера.
1 Out in the verbs in brackets in the Simple Present or the Present Progressive.