Формирование познавательных УУД во внеурочной деятельности по предмету
Формирование познавательных УУД во внеурочной деятельности по предмету
Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося. В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, выделяют четыре блока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательных УУД во внеурочной деятельности по предмету»
«Формирование познавательных УУД
во внеурочной деятельности по предмету»
Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.
Джон Дьюи
Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения (далее – ФГОС), продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком этот термин можно определить как совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося. В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, выделяют четыре блока:
Личностный
Познавательный
Регулятивный
Коммуникативный
Так, концептуальная идея формирования у обучающихся УУД, принятая в образовательной системе, состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения. А формирование любого умения у школьников проходит следующие этапы:
Представление о действии, первичный опыт и мотивация.
Приобретение знаний о способе выполнения действия.
Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.
Контроль умения выполнять действие.
Следовательно, этот же путь проходит ученик при формировании универсальных действий.
Главная цель педагогической деятельности учителя – это формирование личности, желающей и умеющей учиться.
Главная цель педагогической деятельности учителя – это формирование личности, желающей и умеющей учиться.
Первое условие для успешного формирования УУД – педагогическая компетентность учителя. Как научиться самому и самое главное, как убедить себя в необходимости снова и снова возвращаться к осознанию, пониманию и оцениванию собственного педагогического опыта?
Второе условие для успешного формирования УУД – включение обучающихся в активную учебную деятельность, правильная организация которой состоит в том, что учитель, опираясь на потребность и готовность школьников к овладению знаниями, умеет ставить перед ними на определенном материале учебную задачу, умело организует процесс выполнения обучающихся учебных действий (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка).
Третье условие – это диагностика обучающихся.
Способы реализации данного условия, следующие:
Технология проблемного диалога (по Е. Л. Мельниковой), которая базируется на системно-деятельностном подходе и обеспечивает создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, компетенций, видов и способов деятельности. При этом постановку учебной проблемы и поиск решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога.
При использовании на уроках активных форм работы с применением технологии деятельностного обучения, творческие способности учащихся будут развиваться на более высоком уровне, так как повысится интерес к предмету, сформируются ключевые компетенции, улучшится качество знаний по предметам.
Использование элементов технологии адаптивного обучения позволяет варьировать обучение, осваивать новые структуры урока, что формирует у учеников умение работать самостоятельно, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль.
Также эффективный метод формирования УУД – групповое и парное обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности обучающихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе взаимодействий. Почему именно этот метод считается эффективным? Работу в группах мы начинаем с выработки основных правил. При этом должно достигаться:
- полное внимание к однокласснику;
- серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
- терпимость, дружелюбие:
- никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».
Применение ИКТ позволяет сделать процесс обучения для детей более увлекательным и интересным. Ребята получают больше возможностей для развития логического и алгоритмического мышления, воображения и познания мира.
Направления внеурочной деятельности могут быть следующие:
1.Спортивно-оздоровительная деятельность
2.Художественно – эстетическая деятельность
3.Научно – познавательная деятельность
4.Военно-патриотическая деятельность
5.Общественно-полезная деятельность
6.Проектная деятельность
Для ее организации используются различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, конференции, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики.
Какую же роль играют УУД во внеурочной деятельности?
УУД становится источником внутреннего развития школьника, и формирования его личностных качеств;
Развитие интеллектуальных, творческих, организаторских способностей школьников;
Приобретение детьми социального опыта, создание условий максимально раскрывающих эти способности.
Этапы организации внеурочной деятельности школьников.
Исследование по выявлению интересов и склонностей обучающихся
Общешкольная программа внеурочной деятельности
Программы внеурочной деятельности классных руководителей;
Расписание внеурочной деятельности.
На основе сформированности УУД получаем портрет выпускника:
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
В рамках работы над методической темой мной проводилось:
1. Курс по внеурочной деятельности по химии в 5-х классах «Удивительная химия».
2.Принимала участие в школьном фестивале уроков в рамках ФГОС. Проводила открытое занятие по внеурочной деятельности по теме «Жиры».
3. Гаврилов Артём, обучающийся 5 «Б» класса принимал участие в школьной научно-практической конференции «Шаги в XXI веке и городской поисково-исследовательской конференции с работой «Домашнее освещение. Масляная лампа» и занял соответственно 1-е и 2-е место.
4.Совместно с обучающимися 9-11-х классов принимали участие в международных дистанционных олимпиадах по химии.
5.С командами 8 и 11 классов принимали участие в областном дистанционном телекоммуникационном проекте «Путешествие в мир химии» I и II туры.