kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по внеурочной деятельности «По тропинкам Прибайкалья»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Познавательный аспект деятельности — обязательный компонент любого вида деятельности. Совокупным предметом познавательной деятельности является вся реальность, ее продуктом — знание. В случае коллективного субъекта — это научное знание в целом; для индивида — индивидуальное знание, полученное, как правило, путем освоения основ научного знания, накопленного человечеством. Основным критерием выделения этой стороны  внеурочной деятельности в качестве самостоятельного направления является то обстоятельство, что без моделирования реальности, без передачи последующим поколениям и умножения знания никакая деятельность невозможна, т.к. она основана на информационных процессах получения, хранения, преобразования и использования информации.

       Рабочая  программа по внеурочной деятельности «По тропинкам Прибайкалья» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, Основной образовательной программой  НОО МБОУ г. Иркутска СОШ №10 на 2011-2015гг.  и примерной программы внеурочной деятельности обучающихся автора В.А. Ясвина ”Азбука содержания животных”. Рабочая программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности по экологическому  научно-познавательному направлению. Данная программа способствует формированию  экологической культуры обучающихся, их духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию. Выполнение программы обеспечивает социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, а также сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Главной целью научно-познавательного направления внеурочной деятельности обучающихся является удовлетворение познавательных потребностей обучающихся, которые не могут быть в силу разных причин удовлетворены в процессе изучения предметов учебного плана, а именно окружающего мира.

    Актуальность данной программы в том, что ее содержание отражает основные принципы построения экологического образования детей, начиная с младшего школьного возраста (в соответсвии со школьной основной образовательной программой НОО 2011-2015). 

     Программа позволит подготовить детей к познанию редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, обитающих (произрастающих) на территории Иркутской области и включаемых в Красную книгу Иркутской области.

 

 

    Педагогическая целесообразность: обучение строится на концентрическом принципе построения программы: блоки тем повторяются каждый год обучения. Программа предусматривает последовательное расширение знаний о животном и растительном  мире Иркутской области.

   Цель программы – формирование у детей культуры общения с животным и растительным миром Иркутской области как части экологической культуры, гуманного отношения к ним, освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными и растениями,  привитие любви  ко всему живому.

Общение с животным и растительным миром Иркутской области содержит в себе развивающий потенциал, и программа дает возможность его использовать.

        Задачи :

Формировать  у детей систему представлений о социальной ценности редких  животных, растениях их биологических и экологических особенностях;

воспитывать гуманное отношение к каждому  редким животным и растениям, потребности в активной личной поддержке мероприятий, направленных на заботу о животных и растениях Иркутской области.

Отличительные особенности программы: программа носит личностно-ориентированный, деятельностный и развивающий характер и состоит из трех основных блоков: предметно - деятельностный, блок функциональной грамотности и блок личностного роста.

Программа реализуется на основе следующих принципов:

- принцип развития мыслеобразов, при котором вся система представлений о редких  животных и растениях  опирается на образы, возникающие при эмоционально-эстетическом освоении мира природы;

- принцип развития партнерских взаимодействий ребенка, педагога и редких животных и растениях Иркутской области;

- принцип развития коактивности, который регулирует использование методов развития стратегий деятельности детей, направленной на редких животных и растений Иркутской области.

Личностными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

 

Метапредметными результатами является формирование следующих УУД:

Регулятивные УУД:

  • Учится работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в парах, группах.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и со взрослыми).

Предметными результатами является сформированность следующих умений:

  • Называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека.
  • Оценивать правильность поведения людей в природе.
  • Различать редких животных и растений Иркутской области, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями.
  • Называть условия, необходимые для жизни редких животных и растений Иркутской области.
  • Наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью  редких животных и растений Иркутской области и сменой времен года.
  • Анализировать тексты писем.
  • Проводить групповые наблюдения во время экскурсии.

Разделы и темы

 

Количество часов

Формы проведения

    Введение. Возникновение Красной книги

  1. Причины появления Красной книги.
  2. Какие растения и животные занесены в Красную книгу.
  3. История возникновения Красной книги Иркутской области.

 

3

 

Беседа-презентация

        Растения

  1. Исчезнувшие виды растений  Иркутской области
  2. Редкие растения на территории Иркутской области.
  3. Экскурсия в Ботанический сад г. Иркутска

 

6

Беседа, дидактическая игра, экскурсия

     Растения, находящиеся под угрозой исчезновения

  1. Мохообразные
  2. Сосудистые растения

 

2

Практическая работа

    Животные, находящиеся под угрозой исчезновения

  1. Амебоидные 
  2. Пиявки
  3. Ракообразные
  4. Насекомые
  5. Рыбы
  6. Земноводные
  7. Пресмыкающиеся
  8. Птицы
  9. Млекопитающие

 


 

 




 
 

10

Беседа, викторина, презентация, проектная деятельность, экскурсия.  

    Грибы, находящиеся на грани исчезновения

  1. Грибы
  2. Лишайники

2

Пратическая работа

Исчезающие виды животных и растений озера Байкала

1.Редкие виды растений оз.Байкала

2. Редкие виды животных оз.Байкала

3. Экскурсия в Байкальский музей

 

6

Презентация, экскурсия

    Человек в ответе за природу.

  1. Бережное отношение к растительному миру.
  2. Правильное отношение человека к животному миру.
  3. Экскурсия в зоогалерею г.Иркутска

5

Ролевая игра, конкурс рисунков экскурсия

Всего

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «По тропинкам Прибайкалья» »

Разделы и темы


Количество часов

Формы проведения

Введение. Возникновение Красной книги

  1. Причины появления Красной книги.

  2. Какие растения и животные занесены в Красную книгу.

  3. История возникновения Красной книги Иркутской области.


3


Беседа-презентация

Растения

  1. Исчезнувшие виды растений Иркутской области

  2. Редкие растения на территории Иркутской области.

  3. Экскурсия в Ботанический сад г. Иркутска


6

Беседа, дидактическая игра, экскурсия

Растения, находящиеся под угрозой исчезновения

  1. Мохообразные

  2. Сосудистые растения


2

Практическая работа

Животные, находящиеся под угрозой исчезновения

  1. Амебоидные

  2. Пиявки

  3. Ракообразные

  4. Насекомые

  5. Рыбы

  6. Земноводные

  7. Пресмыкающиеся

  8. Птицы

  9. Млекопитающие









10

Беседа, викторина, презентация, проектная деятельность, экскурсия.

Грибы, находящиеся на грани исчезновения

  1. Грибы

  2. Лишайники

2

Пратическая работа

Исчезающие виды животных и растений озера Байкала

1.Редкие виды растений оз.Байкала

2. Редкие виды животных оз.Байкала

3. Экскурсия в Байкальский музей


6

Презентация, экскурсия

Человек в ответе за природу.

  1. Бережное отношение к растительному миру.

  2. Правильное отношение человека к животному миру.

  3. Экскурсия в зоогалерею г.Иркутска

5

Ролевая игра, конкурс рисунков экскурсия

Всего

34



































Пояснительная записка

Познавательный аспект деятельности — обязательный компонент любого вида деятельности. Совокупным предметом познавательной деятельности является вся реальность, ее продуктом — знание. В случае коллективного субъекта — это научное знание в целом; для индивида — индивидуальное знание, полученное, как правило, путем освоения основ научного знания, накопленного человечеством. Основным критерием выделения этой стороны внеурочной деятельности в качестве самостоятельного направления является то обстоятельство, что без моделирования реальности, без передачи последующим поколениям и умножения знания никакая деятельность невозможна, т.к. она основана на информационных процессах получения, хранения, преобразования и использования информации.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «По тропинкам Прибайкалья» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, Основной образовательной программой НОО МБОУ г. Иркутска СОШ №10 на 2011-2015гг. и примерной программы внеурочной деятельности обучающихся автора В.А. Ясвина ”Азбука содержания животных”. Рабочая программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности по экологическому научно-познавательному направлению. Данная программа способствует формированию экологической культуры обучающихся, их духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию. Выполнение программы обеспечивает социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, а также сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Главной целью научно-познавательного направления внеурочной деятельности обучающихся является удовлетворение познавательных потребностей обучающихся, которые не могут быть в силу разных причин удовлетворены в процессе изучения предметов учебного плана, а именно окружающего мира.

Актуальность данной программы в том, что ее содержание отражает основные принципы построения экологического образования детей, начиная с младшего школьного возраста (в соответсвии со школьной основной образовательной программой НОО 2011-2015). 

Программа позволит подготовить детей к познанию редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, обитающих (произрастающих) на территории Иркутской области и включаемых в Красную книгу Иркутской области.



Педагогическая целесообразность: обучение строится на концентрическом принципе построения программы: блоки тем повторяются каждый год обучения. Программа предусматривает последовательное расширение знаний о животном и растительном мире Иркутской области.

Цель программы – формирование у детей культуры общения с животным и растительным миром Иркутской области как части экологической культуры, гуманного отношения к ним, освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными и растениями, привитие любви ко всему живому.

Общение с животным и растительным миром Иркутской области содержит в себе развивающий потенциал, и программа дает возможность его использовать.

Задачи :

Формировать у детей систему представлений о социальной ценности редких животных, растениях их биологических и экологических особенностях;

воспитывать гуманное отношение к каждому редким животным и растениям, потребности в активной личной поддержке мероприятий, направленных на заботу о животных и растениях Иркутской области.

Отличительные особенности программы: программа носит личностно-ориентированный, деятельностный и развивающий характер и состоит из трех основных блоков: предметно - деятельностный, блок функциональной грамотности и блок личностного роста.

Программа реализуется на основе следующих принципов:

- принцип развития мыслеобразов, при котором вся система представлений о редких животных и растениях опирается на образы, возникающие при эмоционально-эстетическом освоении мира природы;

- принцип развития партнерских взаимодействий ребенка, педагога и редких животных и растениях Иркутской области;

- принцип развития коактивности, который регулирует использование методов развития стратегий деятельности детей, направленной на редких животных и растений Иркутской области.

Личностными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.


Метапредметными результатами является формирование следующих УУД:

Регулятивные УУД:

  • Учится работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе.

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в парах, группах.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и со взрослыми).

Предметными результатами является сформированность следующих умений:

  • Называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека.

  • Оценивать правильность поведения людей в природе.

  • Различать редких животных и растений Иркутской области, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями.

  • Называть условия, необходимые для жизни редких животных и растений Иркутской области.

  • Наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью редких животных и растений Иркутской области и сменой времен года.

  • Анализировать тексты писем.

  • Проводить групповые наблюдения во время экскурсии.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Рабочая программа по внеурочной деятельности «По тропинкам Прибайкалья»

Автор: Дамбуева Жанна Владимировна

Дата: 12.11.2014

Номер свидетельства: 129977


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства