Пояснительная записка
Познавательный аспект деятельности — обязательный компонент любого вида деятельности. Совокупным предметом познавательной деятельности является вся реальность, ее продуктом — знание. В случае коллективного субъекта — это научное знание в целом; для индивида — индивидуальное знание, полученное, как правило, путем освоения основ научного знания, накопленного человечеством. Основным критерием выделения этой стороны внеурочной деятельности в качестве самостоятельного направления является то обстоятельство, что без моделирования реальности, без передачи последующим поколениям и умножения знания никакая деятельность невозможна, т.к. она основана на информационных процессах получения, хранения, преобразования и использования информации.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «По тропинкам Прибайкалья» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, Основной образовательной программой НОО МБОУ г. Иркутска СОШ №10 на 2011-2015гг. и примерной программы внеурочной деятельности обучающихся автора В.А. Ясвина ”Азбука содержания животных”. Рабочая программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности по экологическому научно-познавательному направлению. Данная программа способствует формированию экологической культуры обучающихся, их духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию. Выполнение программы обеспечивает социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, а также сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Главной целью научно-познавательного направления внеурочной деятельности обучающихся является удовлетворение познавательных потребностей обучающихся, которые не могут быть в силу разных причин удовлетворены в процессе изучения предметов учебного плана, а именно окружающего мира.
Актуальность данной программы в том, что ее содержание отражает основные принципы построения экологического образования детей, начиная с младшего школьного возраста (в соответсвии со школьной основной образовательной программой НОО 2011-2015).
Программа позволит подготовить детей к познанию редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, обитающих (произрастающих) на территории Иркутской области и включаемых в Красную книгу Иркутской области.
Педагогическая целесообразность: обучение строится на концентрическом принципе построения программы: блоки тем повторяются каждый год обучения. Программа предусматривает последовательное расширение знаний о животном и растительном мире Иркутской области.
Цель программы – формирование у детей культуры общения с животным и растительным миром Иркутской области как части экологической культуры, гуманного отношения к ним, освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными и растениями, привитие любви ко всему живому.
Общение с животным и растительным миром Иркутской области содержит в себе развивающий потенциал, и программа дает возможность его использовать.
Задачи :
Формировать у детей систему представлений о социальной ценности редких животных, растениях их биологических и экологических особенностях;
воспитывать гуманное отношение к каждому редким животным и растениям, потребности в активной личной поддержке мероприятий, направленных на заботу о животных и растениях Иркутской области.
Отличительные особенности программы: программа носит личностно-ориентированный, деятельностный и развивающий характер и состоит из трех основных блоков: предметно - деятельностный, блок функциональной грамотности и блок личностного роста.
Программа реализуется на основе следующих принципов:
- принцип развития мыслеобразов, при котором вся система представлений о редких животных и растениях опирается на образы, возникающие при эмоционально-эстетическом освоении мира природы;
- принцип развития партнерских взаимодействий ребенка, педагога и редких животных и растениях Иркутской области;
- принцип развития коактивности, который регулирует использование методов развития стратегий деятельности детей, направленной на редких животных и растений Иркутской области.
Личностными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами является формирование следующих УУД:
Регулятивные УУД:
- Учится работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в парах, группах.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и со взрослыми).
Предметными результатами является сформированность следующих умений:
- Называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека.
- Оценивать правильность поведения людей в природе.
- Различать редких животных и растений Иркутской области, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями.
- Называть условия, необходимые для жизни редких животных и растений Иркутской области.
- Наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью редких животных и растений Иркутской области и сменой времен года.
- Анализировать тексты писем.
- Проводить групповые наблюдения во время экскурсии.
Разделы и темы
Количество часов
Формы проведения
Введение. Возникновение Красной книги
- Причины появления Красной книги.
- Какие растения и животные занесены в Красную книгу.
- История возникновения Красной книги Иркутской области.
3
Беседа-презентация
Растения
- Исчезнувшие виды растений Иркутской области
- Редкие растения на территории Иркутской области.
- Экскурсия в Ботанический сад г. Иркутска
6
Беседа, дидактическая игра, экскурсия
Растения, находящиеся под угрозой исчезновения
- Мохообразные
- Сосудистые растения
2
Практическая работа
Животные, находящиеся под угрозой исчезновения
- Амебоидные
- Пиявки
- Ракообразные
- Насекомые
- Рыбы
- Земноводные
- Пресмыкающиеся
- Птицы
- Млекопитающие
10
Беседа, викторина, презентация, проектная деятельность, экскурсия.
Грибы, находящиеся на грани исчезновения
- Грибы
- Лишайники
2
Пратическая работа
Исчезающие виды животных и растений озера Байкала
1.Редкие виды растений оз.Байкала
2. Редкие виды животных оз.Байкала
3. Экскурсия в Байкальский музей
6
Презентация, экскурсия
Человек в ответе за природу.
- Бережное отношение к растительному миру.
- Правильное отношение человека к животному миру.
- Экскурсия в зоогалерею г.Иркутска
5
Ролевая игра, конкурс рисунков экскурсия
Всего
34