kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Со­став­ле­ние урав­не­ний ре­ак­ций ион­но­го об­ме­на

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация- это алгоритм составления реакций ионного обмена.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Со­став­ле­ние урав­не­ний ре­ак­ций ион­но­го об­ме­на»

Со­став­ле­ние урав­не­ний ре­ак­ций ион­но­го  об­ме­на

Со­став­ле­ние урав­не­ний ре­ак­ций ион­но­го об­ме­на

Ионные реакции – взаимодействие между ионами в растворах. Они протекают в направлении наиболее полного связывания ионов, т.е. образования осадка (↓), газа (↑),малодиссоциирующего вещества, например воды Н 2 О.

Ионные реакции взаимодействие между ионами в растворах. Они протекают в направлении наиболее полного связывания ионов, т.е. образования осадка (↓), газа (↑),малодиссоциирующего вещества, например воды Н 2 О.

Алгоритм составления ионных уравнений  1. MgCl2 + 2AgNO3 = Mg(NO3)2 + 2AgCl ↓  молекулярное уравнение  2. Mg2+ + 2Cl - +2Ag++2NO3- =Mg2++2NO3- + 2AgCl ↓  полное ионное уравнение  3. 2Cl- + 2Ag+ = 2AgCl ↓  Ag+ + Cl- = AgCl ↓  сокращенное ионное уравнение

Алгоритм составления ионных уравнений

1. MgCl2 + 2AgNO3 = Mg(NO3)2 + 2AgCl ↓

молекулярное уравнение

2. Mg2+ + 2Cl - +2Ag++2NO3- =Mg2++2NO3- + 2AgCl ↓

полное ионное уравнение

3. 2Cl- + 2Ag+ = 2AgCl ↓

Ag+ + Cl- = AgCl ↓

сокращенное ионное уравнение

1. Напишите молекулярное уравнение реакции, расставьте коэффициенты. Молекулярное уравнение реакции. 2. Над формулами солей укажите растворимость в воде ( Р, М, Н ). 3. В уравнениях реакций ставят знак  ↓ , если среди продуктов реакции есть осадок — нерастворимые и малорастворимые  вещества.  Знак ↑ показывает  газообразные и летучие  соединения.

1. Напишите молекулярное уравнение реакции, расставьте коэффициенты.

Молекулярное уравнение реакции.

2. Над формулами солей укажите растворимость в воде ( Р, М, Н ).

3. В уравнениях реакций ставят знак ,

если среди продуктов реакции есть осадок — нерастворимые и малорастворимые

вещества. Знак показывает

газообразные и летучие

соединения.

Подчеркните формулы неэлектролитов ( нерастворимые соли, газообразные вещества, оксиды металлов и неметаллов, простые вещества). Fe(OH)3 , Na2O,  CO2 ,  N2, Al,  H2O. Осадок оксид газ простое вода  вещество

Подчеркните формулы неэлектролитов ( нерастворимые соли, газообразные вещества, оксиды металлов и неметаллов, простые вещества).

Fe(OH)3 , Na2O, CO2 , N2, Al, H2O.

Осадок оксид газ простое вода

вещество

4. Напишите под каждой формулой растворимого вещества ионы (проверьте состав и заряды ионов по таблице растворимости ) , на которые оно диссоциирует, учитывая коэффициенты и, если необходимо, индексы.  - если есть индекс, то он выноситься вперед как коэффициент перед ионом  - если есть коэффициент перед молекулой, то он ставиться перед каждым ионом  - если есть индекс и коэффициент то  они перемножаются и полученная  цифра ставится как коэффициент  перед ионом

4. Напишите под каждой формулой растворимого вещества ионы (проверьте состав и заряды ионов по таблице растворимости ) , на которые оно диссоциирует, учитывая коэффициенты и, если необходимо, индексы.

- если есть индекс, то он выноситься вперед как коэффициент перед ионом

- если есть коэффициент перед молекулой, то он ставиться перед каждым ионом

- если есть индекс и коэффициент то

они перемножаются и полученная

цифра ставится как коэффициент

перед ионом

5. Сравнивая левую и правую части полного ионного уравнения , установите, какие ионы не участвуют в реакции (зачеркните формулы одинаковых ионов). 6. Напишите сокращённое ионное  уравнение, включив в него формулы только тех ионов и молекул, которые участвуют в реакции (формулы оставшихся  ионов и веществ).

5. Сравнивая левую и правую части полного ионного уравнения , установите, какие ионы не участвуют в реакции (зачеркните формулы одинаковых ионов).

6. Напишите сокращённое ионное уравнение, включив в него формулы только тех ионов и молекул, которые участвуют в реакции (формулы оставшихся

ионов и веществ).

Со­ста­вим урав­не­ние ре­ак­ции между гид­рок­си­дом же­ле­за (III) и азот­ной кис­ло­той.   Fe(OH) 3 + HNO 3 = Fe(NO 3 ) 3 + H 2 O уравнять Fe(OH) 3 + 3 HNO 3 = Fe(NO 3 ) 3 + 3 H 2 O

Со­ста­вим урав­не­ние ре­ак­ции между гид­рок­си­дом же­ле­за (III) и азот­ной кис­ло­той.

Fe(OH) 3 + HNO 3 = Fe(NO 3 ) 3 + H 2 O

уравнять

Fe(OH) 3 + 3 HNO 3 = Fe(NO 3 ) 3 + 3 H 2 O

За­пи­шем дан­ное урав­не­ние в ион­ной форме: ( Гид­рок­сид же­ле­за (III) яв­ля­ет­ся нерас­тво­ри­мым сно­ва­ни­ем, по­это­му не под­вер­га­ет­ся элек­тро­ли­ти­че­ской дис­со­ци­а­ции . Вода – ма­ло­дис­со­ци­и­ру­е­мое ве­ще­ство , на ионы в рас­тво­ре прак­ти­че­ски недис­со­ци­и­ро­ва­но.) Fe(OH) 3   + 3H + + 3NO 3 - = Fe 3+ + 3NO 3 - + 3H 2 O

За­пи­шем дан­ное урав­не­ние в ион­ной форме:

( Гид­рок­сид же­ле­за (III) яв­ля­ет­ся нерас­тво­ри­мым сно­ва­ни­ем, по­это­му не под­вер­га­ет­ся элек­тро­ли­ти­че­ской дис­со­ци­а­ции . Вода – ма­ло­дис­со­ци­и­ру­е­мое ве­ще­ство , на ионы в рас­тво­ре прак­ти­че­ски недис­со­ци­и­ро­ва­но.)

Fe(OH) 3 + 3H + + 3NO 3 - = Fe 3+ + 3NO 3 - + 3H 2 O

За­черк­нем оди­на­ко­вое ко­ли­че­ство нит­рат-ани­о­нов слева и спра­ва, за­пи­шем со­кра­щен­ное ион­ное урав­не­ние: Fe(OH) 3   + 3H + + 3NO 3 - = Fe 3+ + 3NO 3 - + 3H 2 O Fe(OH) 3 + 3H +   = Fe 3+ + 3H 2 O Вывод: Дан­ная ре­ак­ция про­те­ка­ет  до конца, т.к. об­ра­зу­ет­ся ма­ло­дис­со­ци­и­ру­е­мое ве­ще­ство – вода.

За­черк­нем оди­на­ко­вое ко­ли­че­ство нит­рат-ани­о­нов слева и спра­ва, за­пи­шем со­кра­щен­ное ион­ное урав­не­ние:

Fe(OH) 3 + 3H + + 3NO 3 - = Fe 3+ + 3NO 3 - + 3H 2 O

Fe(OH) 3 + 3H +   = Fe 3+ + 3H 2 O

Вывод: Дан­ная ре­ак­ция про­те­ка­ет  до конца, т.к. об­ра­зу­ет­ся ма­ло­дис­со­ци­и­ру­е­мое ве­ще­ство – вода.

Задание 1. Со­ста­вим урав­не­ние ре­ак­ции между кар­бо­на­том на­трия и азот­ной кис­ло­той .   Na 2 CO 3 + 2HNO 3 = 2NaNO 3 + CO 2 ↑+ H 2 O    H2CO3 2Na + + CO 3 2- + 2H + + 2NO 3 - = 2Na + + 2NO 3 - + CO 2 ↑ + H 2 O CO 3 2- + 2H + = CO 2 ↑ + H 2 O

Задание 1. Со­ста­вим урав­не­ние ре­ак­ции между кар­бо­на­том на­трия и азот­ной кис­ло­той .

Na 2 CO 3 + 2HNO 3 = 2NaNO 3 + CO 2 ↑+ H 2 O

H2CO3

2Na + + CO 3 2- + 2H + + 2NO 3 - = 2Na + + 2NO 3 - + CO 2 ↑ + H 2 O

CO 3 2- + 2H + = CO 2 ↑ + H 2 O

До­маш­нее за­да­ние   От­меть­те в таб­ли­це зна­ком «плюс» пары ве­ществ, между ко­то­ры­ми воз­мож­ны ре­ак­ции ион­но­го об­ме­на, иду­щие до конца. Со­ставь­те урав­не­ния ре­ак­ций в мо­ле­ку­ляр­ном, пол­ном и со­кра­щен­ном ион­ном виде.  Ре­а­ги­ру­ю­щие ве­ще­ства NaOH K 2 CO3 CuCl 2   KOH HCl     AgNO 3     FeCl 3       HNO 3            

До­маш­нее за­да­ние

От­меть­те в таб­ли­це зна­ком «плюс» пары ве­ществ, между ко­то­ры­ми воз­мож­ны ре­ак­ции ион­но­го об­ме­на, иду­щие до конца. Со­ставь­те урав­не­ния ре­ак­ций в мо­ле­ку­ляр­ном, пол­ном и со­кра­щен­ном ион­ном виде.

Ре­а­ги­ру­ю­щие ве­ще­ства

NaOH

K 2 CO3

CuCl 2

 

KOH

HCl

 

 

AgNO 3

 

 

FeCl 3

 

 

 

HNO 3

 

 

 

 

 

 

Учитель химии МБОУ Тацинской СОШ № 3 Гамалицкая Елена Николаевна

Учитель химии МБОУ Тацинской СОШ № 3

Гамалицкая Елена Николаевна


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Со­став­ле­ние урав­не­ний ре­ак­ций ион­но­го об­ме­на

Автор: Гамалицкая Елена Николаевна

Дата: 11.12.2024

Номер свидетельства: 661518

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Урок: Реакция ионного обмена"
    ["seo_title"] => string(34) "urok-rieaktsiia-ionnogho-obmiena-1"
    ["file_id"] => string(6) "314507"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459701408"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Урок-обобщение на тему Реакции ионного обмена"
    ["seo_title"] => string(55) "urok-obobshchieniie-na-tiemu-rieaktsii-ionnogho-obmiena"
    ["file_id"] => string(6) "252378"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447359968"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "конспект урока химии 9 класс: " Реакции ионного обмена и условия их протекания" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-khimii-9-klass-rieaktsii-ionnogho-obmiena-i-usloviia-ikh-protiekaniia"
    ["file_id"] => string(6) "117934"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412960972"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока "Условия протекания реакций ионного обмена" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-usloviia-protiekaniia-rieaktsii-ionnogho-obmiena"
    ["file_id"] => string(6) "245289"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446110805"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока на тему "Составление ионных уравнений реакции" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-na-tiemu-sostavlieniie-ionnykh-uravnienii-rieaktsii"
    ["file_id"] => string(6) "141346"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418108343"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства