kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок: Реакция ионного обмена

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Реакции ионного обмена и условия их протекания

Цели урока: познакомить учащихся с ионными уравнениями реакций, начать формировать навыки составления полных и сокращенных ионных уравнений.

Ход урока.

1. Организационный момент.

1. Перечислите сильные и слабые электролиты.

2. Как происходит диссоциация средних солей? кислых? основных?

3. В случае ступенчатой диссоциации электролита, какие ионы образуются в наибольшем количестве, а какие в наименьшем?

2. Правила написания уравнений реакций в ионном виде

1. Записывают формулы веществ, вступивших в реакцию, ставят знак «равно» и записывают формулы образовавшихся веществ. Расставляют коэффициенты.

2. Пользуясь таблицей растворимости, записывают в ионном виде формулы веществ (солей, кислот, оснований), обозначенных в таблице растворимости буквой «Р» (хорошо растворимые в воде), исключение – гидроксид кальция, который, хотя и обозначен буквой «М», все же в водном растворе хорошо диссоциирует на ионы.


3. Нужно помнить, что на ионы не разлагаются металлы, оксиды металлов и неметаллов, вода, газообразные вещества, нерастворимые в воде соединения, обозначенные в таблице растворимости буквой «Н». Формулы этих веществ записывают в молекулярном виде. Получают полное ионное уравнение.


4. Сокращают одинаковые ионы до знака «равно» и после него в уравнении. Получают сокращенное ионное уравнение. 

5. Помните!

На ионы диссоциируют

Реагенты (исходные вещества)

Продукты реакции

Растворимые (P) в воде (см. ТР):

1. Соли

2. Кислоты

3. Основания

(Включая Ca(OH)2 – M)

Растворимые (P) в воде (см. ТР):

1. Соли

2. Кислоты

3. Основания

Исключения – неустойчивые вещества не диссоциируют, а разлагаются на газ и воду:

H2CO3 ↔ H2O + CO2↑

H2SO3 ↔ H2O + SO2↑

NH4OH↔ H2O + NH3↑

H2S↑ (сероводород сам выделяется в виде газа)

 Р - растворимое вещество;

М - малорастворимое вещество;

ТР - таблица растворимости.

3. Алгоритм составления реакций ионного обмена в молекулярном, полном и кратком ионном виде

1).  Записываем уравнение РИО в молекулярном виде:

Взаимодействие серной кислоты и хлорида бария:

                             II  II          I   I

H2SO4 + BaCl2 = BaSO4 + 2HCl

2). Используя ТР указываем растворимость веществ воде:

Если продукт является М  или Н – оно выпадает в осадок, справа от химической формулы ставим знак ↓;

- Если продукт является газом, справа от химической формулы ставим знак ↑.

 Р             Р            Н               Р

H2SO4 + BaCl2 = BaSO4 ↓+ 2HCl

Молекулярный вид

3). Записываем уравнение РИО в полном ионном виде. Какие вещества диссоциируют см. в таблице - ПАМЯТКЕ

2H+ + SO42- + Ba2+ + 2Cl- = BaSO4 ↓+ 2H+ + 2Cl-

Полный ионный вид

4). Записываем уравнение реакции в кратком ионном виде. Сокращаем одинаковые ионы, вычёркивая их из уравнения реакции.

SO42- + Ba2+ + = BaSO4 ↓

Краткий  ионный вид

Вывод – данная реакция необратима, т.е. идёт до конца, т.к. образовался осадок  BaSO4 ↓

4. Примеры составления реакций ионного обмена

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок: Реакция ионного обмена»

Дата ______________ Класс_______________


Тема: Реакции ионного обмена и условия их протекания


Цели урока: познакомить учащихся с ионными уравнениями реакций, начать формировать навыки составления полных и сокращенных ионных уравнений.


Ход урока.


1. Организационный момент.

1. Перечислите сильные и слабые электролиты.

2. Как происходит диссоциация средних солей? кислых? основных?

3. В случае ступенчатой диссоциации электролита, какие ионы образуются в наибольшем количестве, а какие в наименьшем?

2. Правила написания уравнений реакций в ионном виде

1. Записывают формулы веществ, вступивших в реакцию, ставят знак «равно» и записывают формулы образовавшихся веществ. Расставляют коэффициенты.


2. Пользуясь таблицей растворимости, записывают в ионном виде формулы веществ (солей, кислот, оснований), обозначенных в таблице растворимости буквой «Р» (хорошо растворимые в воде), исключение – гидроксид кальция, который, хотя и обозначен буквой «М», все же в водном растворе хорошо диссоциирует на ионы.


3. Нужно помнить, что на ионы не разлагаются металлы, оксиды металлов и неметаллов, вода, газообразные вещества, нерастворимые в воде соединения, обозначенные в таблице растворимости буквой «Н». Формулы этих веществ записывают в молекулярном виде. Получают полное ионное уравнение.


4. Сокращают одинаковые ионы до знака «равно» и после него в уравнении. Получают сокращенное ионное уравнение. 

5. Помните!


На ионы диссоциируют

Реагенты (исходные вещества)

Продукты реакции

Растворимые (P) в воде (см. ТР):

1. Соли

2. Кислоты

3. Основания

(Включая Ca(OH)2 – M)

Растворимые (P) в воде (см. ТР):

1. Соли

2. Кислоты

3. Основания

 

 

Исключения – неустойчивые вещества не диссоциируют, а разлагаются на газ и воду:

H2CO3 ↔ H2O + CO2

H2SO3 ↔ H2O + SO2

NH4OH↔ H2O + NH3

H2S↑ (сероводород сам выделяется в виде газа)

 

 Р - растворимое вещество;

М - малорастворимое вещество;

ТР - таблица растворимости.


3. Алгоритм составления реакций ионного обмена в молекулярном, полном и кратком ионном виде

1).  Записываем уравнение РИО в молекулярном виде:

 

Взаимодействие серной кислоты и хлорида бария:

                             II  II          I   I

H2SO4 + BaCl2 = BaSO4 + 2HCl

2). Используя ТР указываем растворимость веществ воде:

Если продукт является М  или Н – оно выпадает в осадок, справа от химической формулы ставим знак ↓;

- Если продукт является газом, справа от химической формулы ставим знак ↑.

 Р             Р            Н               Р

H2SO4 + BaCl2 = BaSO4 ↓+ 2HCl

 

Молекулярный вид

3). Записываем уравнение РИО в полном ионном виде. Какие вещества диссоциируют см. в таблице - ПАМЯТКЕ

 

2H+ + SO42- + Ba2+ + 2Cl- = BaSO4 ↓+ 2H+ + 2Cl-

 

Полный ионный вид

4). Записываем уравнение реакции в кратком ионном виде. Сокращаем одинаковые ионы, вычёркивая их из уравнения реакции.

SO42- + Ba2+ + = BaSO4 ↓

 

Краткий  ионный вид

 

Вывод – данная реакция необратима, т.е. идёт до конца, т.к. образовался осадок  BaSO4 ↓

4. Примеры составления реакций ионного обмена


1. Если в результате реакции выделяется малодиссоциирующее (мд) вещество – вода.

а) Молекулярное уравнение реакции щелочи с кислотой:

KOH (р) + HCl (р)  =  KCl(р)  + H2O (мд)


Полное ионное уравнение реакции:

K+ + OH + H+ + Cl = K+ + Cl + H2O


Cокращенное ионное уравнение реакции:

H+ + OH = H2O


б) Молекулярное уравнение реакции основного оксида с кислотой:

CaO (оксид) + 2HNO3 (р) = Ca(NO3)2 (р) + H2O (мд)


Полное ионное уравнение реакции:

CaO + 2H+ + 2NO3- =  Ca2+ + 2NO3- + H2O


Cокращенное ионное уравнение реакции:

CaO + 2H+ = Ca2+ + H2O.


в) Молекулярное уравнение реакции нерастворимого основания с кислотой:

3Mg(OH)2 (н) + 2H3PO4 (р) = Mg3(PO4)2↓ + 6H2O (мд)


Полное ионное уравнение реакции:

3Mg(OH)2 + 6H+ + 2PO43- = Mg3(PO4)2↓ + 6H2O


В данном случае полное ионное уравнение совпадает с сокращенным ионным уравнением.

2. Если в результате реакции выделяется нерастворимое в воде вещество.


а) Молекулярное уравнение реакции растворимой соли со щелочью:

CuCl2 (р) + 2KOH (р) = 2KCl(р)  + Cu(OH)2


Полное ионное уравнение реакции:

Cu2+ + 2Cl + 2K+ + 2OH = 2K+ + 2Cl + Cu(OH)2↓.


Cокращенное ионное уравнение реакции:

Cu2+ + 2OH = Cu(OH)2↓.


б) Молекулярное уравнение реакции двух растворимых солей:

 Al2(SO4)3 (р) + 3BaCl2 (р) = 3BaSO4↓ + 2AlCl3(р)


Полное ионное уравнение реакции:

2Al3+ + 3SO42- + 3Ba2+ + 6Cl- = 3BaSO4↓ + 2Al3+ + 6Cl-


Cокращенное ионное уравнение реакции:

SO42- + Ba2+  = BaSO4


в) Молекулярное уравнение реакции нерастворимого основания с кислотой:

Fe(OH)3 (н) + H3PO4 (р) = FePO4↓ + 3H2O.


Полное ионное уравнение реакции:

Fe(OH)3 + 3H+ + PO43- = FePO4↓ + 3H2O.


В данном случае полное ионное уравнение реакции совпадает с сокращенным. Эта реакция протекает до конца, о чем свидетельствуют сразу два факта: образование вещества, нерастворимого в воде, и выделение воды.


3. Если в результате реакции выделяется газообразное вещество.


а) Молекулярное уравнение реакции растворимой соли (сульфида) с кислотой:

K2S + 2HCl = 2KCl + H2S↑.


Полное ионное уравнение реакции:

2K+ + S2– + 2H+ + 2Cl = 2K+ + 2Cl + H2S↑.


Cокращенное ионное уравнение реакции:

S2– + 2H+ = H2S↑.


б) Молекулярное уравнение реакции растворимой соли (карбоната) с кислотой:

Na2CO3 + 2HNO3 = 2NaNO3 + H2O + CO2


Полное ионное уравнение реакции: 

2Na+ + CO32- + 2H+ + 2NO3- = 2Na+ + CO2 + H2O + 2NO3-


Cокращенное ионное уравнение реакции:

CO32- + 2H+ = CO2 + H2O

О протекании данной реакции до конца свидетельствуют два признака: выделение воды и газа – оксида углерода(IV).


в) Молекулярное уравнение реакции нерастворимой соли (карбоната) с кислотой:

3СaCO3 + 2H3РO4 = Са3(PO4)2↓ + 3H2O + 3CO2


Полное ионное уравнение реакции:

3СaCO3 + 6H+  + 2 РO43- = Са3(PO4)2↓ + 3H2O + 3CO2

В данном случае полное ионное уравнение реакции совпадает с сокращенным уравнением. Эта реакция протекает до конца, о чем свидетельствуют сразу три признака: выделение газа, образование осадка и выделение воды.


5. Домашнее задание

П. 4, упр.1-3, задача 1 на стр. 22


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок: Реакция ионного обмена

Автор: Рогаль Наталья Анатольевна

Дата: 03.04.2016

Номер свидетельства: 314507

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Самоанализ урока химии. Тема урока: «Реакции ионного обмена»"
    ["seo_title"] => string(58) "samoanaliz_uroka_khimii_tema_uroka_reaktsii_ionnogo_obmena"
    ["file_id"] => string(6) "540092"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1581966808"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "конспект урока химии 9 класс: " Реакции ионного обмена и условия их протекания" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-khimii-9-klass-rieaktsii-ionnogho-obmiena-i-usloviia-ikh-protiekaniia"
    ["file_id"] => string(6) "117934"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412960972"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Технологическая карта к уроку Реакции ионного обмена"
    ["seo_title"] => string(56) "tekhnologicheskaia_karta_k_uroku_reaktsii_ionnogo_obmena"
    ["file_id"] => string(6) "520926"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1569431203"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Урок-исследование по теме "Реакции ионного обмена" "
    ["seo_title"] => string(56) "urok-issliedovaniie-po-tiemie-rieaktsii-ionnogho-obmiena"
    ["file_id"] => string(6) "184029"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425988578"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Урок-обобщение на тему Реакции ионного обмена"
    ["seo_title"] => string(55) "urok-obobshchieniie-na-tiemu-rieaktsii-ionnogho-obmiena"
    ["file_id"] => string(6) "252378"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447359968"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства