Самостоятельная работа как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках химии
Самостоятельная работа как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках химии
Одно из ведущих качеств личности - самостоятельность. Оно выражается в умении ставить перед собой определённые цели и добиваться их достижения собственными силами. Поэтому на уроках, внеклассных мероприятиях необходимо предлагать ученикам различные виды самостоятельной деятельности, требующие мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающие волю к победе и преодолению трудностей. В процессе такой работы ученики привыкают к востребованности своих знаний, убеждаются в значимости образования. Хорошо организованная самостоятельная работа вырабатывает у учащихся умения ориентироваться в потоке научной и политической информации, а также является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью учеников
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках химии »
« Самостоятельная работа как средство
развития познавательной деятельности
учащихся на уроках химии»
Учитель химии ЧСОШ №2
Манюк Наталья Юрьевна
Актуальность темы состоит в том, что хорошо организованная самостоятельная работа вырабатывает у учащихся умения ориентироваться в потоке научной и политической информации, а также является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью учеников.
Цель:
Способствовать развитию познавательной активности и интереса, учащихся посредством организации и оптимизации их самостоятельной работы на учебном занятии.
Задачи:
Самостоятельная работа способствует:
Основные требования к организации самостоятельной работы учащихся являются:
В практике обучения используется наиболее распространенный подход к классификации самостоятельных работ
по дидактическим целям (обучающие, контролирующие, развивающие);
по уровню самостоятельности учащихся (по образцу, реконструктивно-вариативные, частично-поисковые (эвристические), исследовательские (творческие));
по степени индивидуализации (общеклассные, групповые, индивидуальные);
по источнику и методу приобретения знаний (работа с книгой, решение и составление задач, лабораторные и практические работы, подготовка докладов, рефератов и т.д.)
по форме выполнения (устные и письменные самостоятельные работы);
по месту выполнения (классные и домашние работы).
Самостоятельная домашняя работа по химии в 8 классе Урок № 1 Тема: «Предмет химии. Вещества».
Лабораторный опыт №1
Тема: изучение физических свойств различных веществ.
Этапы
работы
Наблюдения: физические свойства вещества
поваренная соль
Агрегатное состояние
алюминий
Цвет
сахар
Запах
уксусная кислота
Раствори
мость в воде
Плотность
Температура плавления
Температура кипения
Проведителабораторный опыт№2
Поместите 1-2 капли йодной настойки на кусочки
1-в белого хлеба,
2-в картофеля .
Ваши действия и наблюдения занесите в таблицу.
Что делал
(рисунок)
Что наблюдал
Выводы
Урок 4,5 Тема: Знаки химических элементов. Относительная атомная и молекулярная массы.
Работаем с таблицей
ГРУППА
ЗНАК ЭЛЕМЕНТА
НАЗВАНИЕ
Н
Е
М
Е
Т
А
Л
Л
Ы
РУССКОЕ
ЛАТИНСКОЕ
кислород
ПРОИЗНОШЕНИЕ
ХИМИЧЕСКОГО ЗНАКА
Oxigenium
водород
№ ПЕРИОДА
Hydrogenium
азот
№ ГРУППЫ,
ПОДГРУППЫ
Nytrogenium
фосфор
Ar элемента
Phosporus
сера
Sulphur
углерод
М
Е
Т
А
Л
Л
Ы
хлор
Carboneum
Chlorum
кремний
Silicium
Железо
Ferrum
Ртуть
Hydrargirum
Цинк
Zincum
Медь
Cuprum
Алюминий
Kалий
Aluminium
Kalium
Kальций
Calcium
Магний
Magnesium
Барий
Baryum
Серебро
Argentum
Золото
Aurum
Натрий
Natrium
Свинец
Plumbum
Самостоятельная работа по химии в 9 классе Урок №4 Тема: « Сплавы»
Самостоятельная работа учащихся с учебником (стр.33 -38).
Учащиеся читают текст о сплавах. Заполняют таблицу
Название сплава
Состав
Бронза
Свойства
Латунь
Применение
Дюралюминий
Чугун
Сталь
Мельхиор
Урок № 1 Тема: « Неметаллы ».
Работаем с таблицей .
Таблицуа№1 «Сравнение свойств элементов- металлов и элементов – неметаллов».
ПРИЗНАКИ СРАВНЕНИЯ
МЕТАЛЛЫ
Положение в Периодической системе
НЕМЕТАЛЛЫ
Особенности строения атомов (число электронов на внешнем уровне, радиус атома)
Окислительно – восстановительные свойства
Таблица№2 «Сравнение свойств простых веществ-металлов и неметаллов
Работают с учебником по инструктивной карточке, составляют краткий конспект в тетради, готовят несколько вопросов по изучаемой теме
Инструктивная карточка по теме
«Соединения галогенов»
Прочитайте внимательно §19 (стр. 110-114) и ответьте на вопросы:
1) Какие физические свойства характерны для галогеноводородов?
2) Сравните силу галогеноводородных кислот и объясните причину разницы.
3) Как получают HCl в промышленности и лаборатории? Запишите уравнения реакций.
4) Каковы физические и химические свойства соляной кислоты? Запишите уравнения реакций взаимодействия соляной кислоты с металлами, основными оксидами, основаниями и солями.
5) Какие соли образуют галогеноводородные кислоты?
6) Каковы качественные реакции на хлорид-, бромид- и иодид-ионы? С помощью какого реактива можно распознать данные ионы? Каковы признаки этих реакций?
Работа в парах: ответы на составленные вопросы;
- выполняют тестовое задание, самоконтроль по карточке;
- выполнение лабораторного опыта «Качественная реакция на хлорид-ион»
Активизация познавательной самостоятельности обучающихся – это систематическое и целенаправленное субъектно-согласованное взаимодействие учителя и обучающихся, направленное на совершенствование содержания форм, методов, приемов и средств обучения и самообучения с целью возбуждения познавательного интереса, повышения активности и самостоятельности обучающихся в познавательной деятельности, усвоении знаний, формирования умений, навыков и применение их на практике, а стало быть, формирования, возможно, самой «новой» привычки современного человека: привычки учиться. Очень важно научитьученика учиться!
« Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилиями своей мысли , а не памятью»