Тема урока: «Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки».
Цель урока: Способствовать развитию интереса учащихся к химической и биологической наукам. Углубить знания учащихся о роли воды в клетке и ее химическом составе, и раскрыть межпредметные связи.
Задачи урока.
Образовательные: Раскрыть взаимосвязь между строением и свойствами воды. Научить применять полученные знания для доказательства материального единства живой и неживой природы, единства органического мира.
Развивающие: формирование умений анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать.
Воспитательные: прививать навыки коммуникативного общения, воспитывать у учащихся интерес к учению, стремление добиваться успехов за счет добросовестного отношения к своему труду.
Тип урока: комбинированный
Методы: беседа, эксперимент, работа с учебником, репродуктивный.
Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, химические вещества, посуда для проведения опытов.
Ход урока
I.Организационный момент.
II. Вводная часть.
Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Я бы скорее его назвала химико-биологический урок. Такие уроки носят название интегрированных, т.к. помогают объединить знания двух и более наук для создания целостного представления об изучаемом объекте. Мы сегодня будем изучать необычное по свойствам вещество планеты, обладающее парадоксальными свойствами и, безусловно, важнейшее для всего живого. Чтобы решить о каком веществе идет речь вам предлагается отгадать кроссворд, ответы вписать вертикально.
С высоты большой срываясь,
Грозно он ревёт
И, о камни разбиваясь,
Пеною встаёт. (Водопад)
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц, и звезды -
В нём все отражается.
Как это зеркало называется? (Озеро)
Меня частенько просят, ждут,
А только покажусь, все прятаться бегут. (Дождь)
На окошке - пруд.
В нём рыбёшки живут.
У стеклянных берегов
Не бывает рыбаков. (Аквариум)
ОТВЕТ- ВОДА Слайд №1
1
2
3
4
Это вещество- вода. Тема нашего урока “Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки»”. Слайд №2
Эпиграфом к нашему уроку мы выбрали слова Леонардо да Винчи:
“Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле”.Слайд №3
Вода одно из самых распространённых веществ на нашей планете. В клетке она также занимает первое место среди других химических соединений. Примеры содержания воды в различных клетках организма: Слайд №4
— в молодом организме человека или животного – 80% от массы клетки;
— в клетках старого организма – 60%
— в головном мозге – 85%;
— в клетках эмали зубов – 10-15%.
-при потери 6-8 % от массы тела наступает обезвоживание.
При потере 20% воды от массы тела наступает смерть.
III. Введение в проблему.
В ходе урока вам предстоит объяснить на чем основывается важнейшая биологическая роль воды в клетки?
IV. Решение проблемы
Чтобы решить данную проблему, нам придется решить несколько проблемных задач.
1.Вспомните строение молекулы воды.
Вопрос:
- Какова формула воды? (Н2О).
- Какие химические элементы входят в состав молекулы воды? ( водород и кислород).
- Какой вид химической связи в между ионами водорода и кислорода ( ковалентно полярная связь). Слайд №5
В молекуле воды один атом кислорода ковалентно связан с двумя атомами водорода. Молекула воды полярна и является диполем. Положительные заряды сосредоточены у атомов водорода, так как кислород электроотрицательнее водорода.
Записи в тетради.
- Уникальные свойства воды определяются структурой её молекулы Какое свойство воды определяет ее химическое строение? (растворимость).
2.Демонстрация опытов. Даны два вещества: поваренная соль и растительное масло (подсолнечное). Данным опытом вы должны доказать все ли вещества одинаково растворимы в воде.
Растворить в воде следующие вещества: поваренную соль, растительное масло.
Вещества
поваренная соль растительное масло.
Гидрофильные вещества Гидрофобные вещества
Выписать в тетрадь. Из курса биологии вспомните: Как называются вещества растворимые в воде?
(Вещества, хорошо растворимые в воде, называют гидрофильными). Как называются вещества нерастворимые в воде? (Вещества, плохо или вовсе нерастворимые в воде, называют гидрофобными). Слайд № 6
На стр.12 учебник биологии 9 кл. найдите ответ на следующий вопрос и запишите в тетрадь.
Какой процесс в клетке обеспечивает вода, как хороший растворитель? (Обеспечивает приток веществ в клетку через мембрану и их удаление. Обмен веществ. Под воздействием ферментов вода подвергается гидролизу, при это к свободным валентностям различных молекул присоединяются группы ОН- и Н+ воды и образуются новые вещества с новыми свойствами. При переваривании пищи происходит гидролиз жиров, белков и углеводов, при этом высвобождается энергия, обеспечивающая жизнедеятельность клеток. При гидролизе солей вода является источником электронов и протонов). Слайд №7
3.Для установления следующего свойства воды проведем опыт. Нагреем верхнюю часть пробирки с водой, до закипания верхнего слоя воды. Для сравнения нагреваем железный гвоздь с одного конца. Объясните почему низ пробирки холодный, а гвоздь теплый? Как называется это свойство воды. (теплопроводность.)
Явление передачи внутренней энергии от одного тела к другому или от одной его части к
другой называется теплопроводностью. Слайд №8 Это явление происходит при взаимодействии молекул вещества, из которого состоят тела. Теплопроводность различных веществ разная. Жидкости обладают меньшей теплопроводностью, чем твердые тела.
4.Перейдем к следующему свойству воды. Приводим пример теплоемкости воды. 12 часов температура воздуха +40.человек заходит в воду и чувствует прохладность воды. В вечернее время суток температура воздуха ниже 40 градусов, а вода теплее. Каким свойством воды вы объясните данное явление.( теплоемкость)
Способность материалов воспринимать и удерживать в себе тепло называется теплоемкостью. Слайд №9