kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Комбинированный урок химии и биологии «Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки».

Цель урока: Способствовать развитию интереса учащихся к химической и биологической наукам. Углубить знания учащихся о роли воды в клетке и ее химическом составе, и раскрыть межпредметные связи.

Задачи урока.

Образовательные: Раскрыть взаимосвязь между строением и  свойствами воды. Научить применять полученные знания для доказательства материального единства живой и неживой природы, единства органического мира.
Развивающие: формирование умений анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать.
Воспитательные: прививать навыки коммуникативного общения, воспитывать у учащихся интерес к учению, стремление добиваться успехов за счет добросовестного отношения к своему труду.
 

Тип урока: комбинированный

Методы: беседа, эксперимент, работа с учебником, репродуктивный.
 

Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, химические вещества, посуда для проведения опытов.

Ход урока

I.Организационный момент.

II. Вводная часть.

Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Я бы скорее его назвала химико-биологический  урок. Такие уроки носят название интегрированных, т.к. помогают объединить знания двух и более наук для создания целостного представления об изучаемом объекте. Мы сегодня будем изучать необычное по свойствам вещество планеты, обладающее парадоксальными свойствами и, безусловно, важнейшее для всего живого. Чтобы  решить о каком  веществе идет речь вам предлагается отгадать кроссворд, ответы вписать вертикально.

С высоты большой срываясь,
Грозно он ревёт
И, о камни разбиваясь,
Пеною встаёт. (Водопад)

Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц, и звезды -
В нём все отражается.
Как это зеркало называется? (Озеро)

Меня частенько просят, ждут,

А только покажусь, все прятаться бегут. (Дождь)

На окошке - пруд.
В нём рыбёшки живут.
У стеклянных берегов
Не бывает рыбаков.   (Аквариум)

ОТВЕТ- ВОДА Слайд №1

1

2

3

4

Это вещество- вода. Тема нашего урока “Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки»”. Слайд №2

Эпиграфом к нашему уроку мы выбрали слова Леонардо да Винчи:

“Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле”.Слайд №3

Вода одно из самых распространённых веществ на нашей планете. В клетке она также занимает первое место среди других химических соединений. Примеры содержания воды в различных клетках организма: Слайд №4
— в молодом организме человека или животного – 80% от массы клетки;
— в клетках старого организма – 60%
— в головном мозге – 85%;
— в клетках эмали зубов – 10-15%.

-при потери 6-8 % от массы тела наступает обезвоживание.
При потере 20% воды от массы тела наступает смерть.

 III. Введение в проблему.

 В ходе урока вам предстоит объяснить на чем основывается важнейшая  биологическая роль воды в клетки?

IV. Решение проблемы

Чтобы решить данную проблему, нам придется решить несколько проблемных задач.

1.Вспомните строение молекулы воды.
Вопрос:

  • Какова формула воды? (Н2О).
  • Какие химические элементы входят в состав молекулы воды? ( водород и кислород).
  • Какой вид химической связи в между ионами водорода и кислорода ( ковалентно полярная связь). Слайд №5

 В молекуле воды один атом кислорода ковалентно связан с двумя атомами водорода. Молекула воды полярна и является диполем. Положительные заряды сосредоточены у атомов водорода, так как кислород электроотрицательнее водорода.

Записи в тетради.

  • Уникальные свойства воды определяются структурой её молекулы Какое  свойство воды определяет ее химическое строение? (растворимость).

2.Демонстрация опытов. Даны два вещества: поваренная  соль и растительное масло (подсолнечное). Данным опытом вы должны доказать все ли вещества одинаково растворимы в воде.

Растворить в воде следующие вещества: поваренную соль, растительное масло.

Вещества


                          

                         поваренная соль                                                 растительное масло.
                                                                                                                         

Гидрофильные вещества                                       Гидрофобные вещества

Выписать в тетрадь. Из курса биологии вспомните:  Как называются вещества растворимые в воде?

(Вещества, хорошо растворимые в воде, называют гидрофильными). Как называются вещества нерастворимые в воде? (Вещества, плохо или вовсе нерастворимые в воде, называют гидрофобными). Слайд № 6

 На стр.12 учебник биологии 9 кл. найдите ответ на следующий вопрос и запишите в тетрадь.

Какой процесс в клетке обеспечивает вода, как хороший растворитель? (Обеспечивает приток веществ в клетку через мембрану и их удаление. Обмен веществ. Под воздействием ферментов вода подвергается гидролизу, при это к свободным валентностям различных молекул присоединяются группы ОН- и Н+ воды и образуются новые вещества с новыми свойствами. При переваривании пищи происходит гидролиз жиров, белков и углеводов, при этом высвобождается энергия, обеспечивающая жизнедеятельность клеток. При гидролизе солей вода является источником электронов и протонов). Слайд №7

3.Для установления следующего свойства воды проведем опыт. Нагреем верхнюю часть пробирки с водой, до закипания верхнего слоя воды. Для сравнения нагреваем железный гвоздь с одного конца. Объясните почему низ пробирки холодный, а гвоздь теплый? Как называется это свойство воды. (теплопроводность.)

Явление передачи внутренней энергии от одного тела к другому или от одной его части к

другой называется теплопроводностью. Слайд №8 Это явление происходит при взаимодействии молекул  вещества, из которого состоят тела. Теплопроводность различных веществ разная.  Жидкости обладают меньшей теплопроводностью, чем твердые тела.

4.Перейдем к следующему свойству воды. Приводим пример теплоемкости воды. 12 часов температура воздуха +40.человек заходит в воду и чувствует прохладность воды. В вечернее время суток температура воздуха ниже 40 градусов, а вода теплее. Каким свойством воды вы объясните данное явление.( теплоемкость)

Способность материалов воспринимать и удерживать в себе тепло называется теплоемкостью. Слайд №9

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Комбинированный урок химии и биологии «Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки»»

Бинарный урок химии и биологии в 9 «А» классе

Тема урока: «Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки».

Цель урока: Способствовать развитию интереса учащихся к химической и биологической наукам. Углубить знания учащихся о роли воды в клетке и ее химическом составе, и раскрыть межпредметные связи.

Задачи урока.

Образовательные: Раскрыть взаимосвязь между строением и свойствами воды. Научить применять полученные знания для доказательства материального единства живой и неживой природы, единства органического мира.
Развивающие: формирование умений анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать.
Воспитательные: прививать навыки коммуникативного общения, воспитывать у учащихся интерес к учению, стремление добиваться успехов за счет добросовестного отношения к своему труду.

Тип урока: комбинированный


Методы: беседа, эксперимент, работа с учебником, репродуктивный.

Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, химические вещества, посуда для проведения опытов.

Ход урока

I.Организационный момент.

II. Вводная часть.

Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Я бы скорее его назвала химико-биологический урок. Такие уроки носят название интегрированных, т.к. помогают объединить знания двух и более наук для создания целостного представления об изучаемом объекте. Мы сегодня будем изучать необычное по свойствам вещество планеты, обладающее парадоксальными свойствами и, безусловно, важнейшее для всего живого. Чтобы решить о каком веществе идет речь вам предлагается отгадать кроссворд, ответы вписать вертикально.

С высоты большой срываясь,
Грозно он ревёт
И, о камни разбиваясь,
Пеною встаёт. (Водопад)

Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц, и звезды -
В нём все отражается ...
Как это зеркало называется? (Озеро)

Меня частенько просят, ждут,

А только покажусь, все прятаться бегут. (Дождь)

На окошке - пруд.
В нём рыбёшки живут.
У стеклянных берегов
Не бывает рыбаков. (Аквариум)

ОТВЕТ- ВОДА Слайд №1

1

2

3

4

























Это вещество- вода. Тема нашего урока “Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки»”. Слайд №2

Эпиграфом к нашему уроку мы выбрали слова Леонардо да Винчи:

“Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле”.Слайд №3

Вода одно из самых распространённых веществ на нашей планете. В клетке она также занимает первое место среди других химических соединений. Примеры содержания воды в различных клетках организма: Слайд №4
— в молодом организме человека или животного – 80% от массы клетки;
— в клетках старого организма – 60%
— в головном мозге – 85%;
— в клетках эмали зубов – 10-15%.

---при потери 6-8 % от массы тела наступает обезвоживание.
При потере 20% воды от массы тела наступает смерть.

III. Введение в проблему.

В ходе урока вам предстоит объяснить на чем основывается важнейшая биологическая роль воды в клетки?

IV. Решение проблемы

Чтобы решить данную проблему, нам придется решить несколько проблемных задач.

1.Вспомните строение молекулы воды.
Вопрос:

  • Какова формула воды? (Н2О).

  • Какие химические элементы входят в состав молекулы воды? ( водород и кислород).

  • Какой вид химической связи в между ионами водорода и кислорода ( ковалентно полярная связь). Слайд №5

В молекуле воды один атом кислорода ковалентно связан с двумя атомами водорода. Молекула воды полярна и является диполем. Положительные заряды сосредоточены у атомов водорода, так как кислород электроотрицательнее водорода.

Записи в тетради.

  • Уникальные свойства воды определяются структурой её молекулы Какое свойство воды определяет ее химическое строение? (растворимость).

2.Демонстрация опытов. Даны два вещества: поваренная соль и растительное масло (подсолнечное). Данным опытом вы должны доказать все ли вещества одинаково растворимы в воде.

Растворить в воде следующие вещества: поваренную соль, растительное масло.

Вещества


поваренная соль растительное масло.

Гидрофильные вещества Гидрофобные вещества


Выписать в тетрадь. Из курса биологии вспомните: Как называются вещества растворимые в воде?

(Вещества, хорошо растворимые в воде, называют гидрофильными). Как называются вещества нерастворимые в воде? (Вещества, плохо или вовсе нерастворимые в воде, называют гидрофобными). Слайд № 6

На стр.12 учебник биологии 9 кл. найдите ответ на следующий вопрос и запишите в тетрадь.

Какой процесс в клетке обеспечивает вода, как хороший растворитель? (Обеспечивает приток веществ в клетку через мембрану и их удаление. Обмен веществ. Под воздействием ферментов вода подвергается гидролизу, при это к свободным валентностям различных молекул присоединяются группы ОН- и Н+ воды и образуются новые вещества с новыми свойствами. При переваривании пищи происходит гидролиз жиров, белков и углеводов, при этом высвобождается энергия, обеспечивающая жизнедеятельность клеток. При гидролизе солей вода является источником электронов и протонов). Слайд №7

3.Для установления следующего свойства воды проведем опыт. Нагреем верхнюю часть пробирки с водой, до закипания верхнего слоя воды. Для сравнения нагреваем железный гвоздь с одного конца. Объясните почему низ пробирки холодный, а гвоздь теплый? Как называется это свойство воды. (теплопроводность.)

Явление передачи внутренней энергии от одного тела к другому или от одной его части к

другой называется теплопроводностью. Слайд №8 Это явление происходит при взаимодействии молекул вещества, из которого состоят тела. Теплопроводность различных веществ разная. Жидкости обладают меньшей теплопроводностью, чем твердые тела.

4.Перейдем к следующему свойству воды. Приводим пример теплоемкости воды. 12 часов температура воздуха +40.человек заходит в воду и чувствует прохладность воды. В вечернее время суток температура воздуха ниже 40 градусов, а вода теплее. Каким свойством воды вы объясните данное явление.( теплоемкость)

Способность материалов воспринимать и удерживать в себе тепло называется теплоемкостью. Слайд №9

Сильное межмолекулярное взаимодействие затрудняет переход молекул из жидкости в пар.

Чем объясняется высокая теплоемкость воды? Чтобы ответить на этот вопрос нам необходимо вспомнить вид химической связи между молекулами воды. (Водородная). Отрицательно заряженный атом кислорода одной молекулы воды притягивается к положительно заряженному атому водорода другой молекулы с образованием водородной связи. По прочности водородная связь в 15-20 раз слабее ковалентной. Поэтому водородная связь легко разрывается, что наблюдается. например, при испарении воды. Таким образом, в жидкой воде молекулы подвижны, что важно для процессов обмена веществ. Слайд № 10

Поскольку тепловая энергия при нагревании воды расходуется не только на ускорение движения молекул воды, но и на разрыв водородных связей между ними, то теплоемкость воды оказывается столь большой.

На стр. 12 учебника биологии найти ответ на вопрос. Какую роль играет теплоемкость и теплопроводность для жизнедеятельности клетки. ( температура остается постоянной в сравнении с окружающей средой - необходимое условие для обменных процессов)

Таким образом, теплопроводность и теплоемкость воды способствует поддержанию стабильности температуры тела живых организмов и создает возможность равномерного распределения теплоты между тканями. Слайд №11

V.Вывод по уроку: На основании выше сказанного вам предстоит установить зависимость между уникальными свойствами воды и ее биологической ролью в клетке. Вам предлагается выполнить задание в виде схемы, в которой вы должны стрелочками показать соответствие «свойство-роль». Слайд №12




Свойства воды

Биологическая роль


Уникальный растворитель

Вода создает возможность равномерного распределения теплоты между тканями

Высокая теплопроводность

Вода предохраняет клетку от резких изменений температуры


Высокая теплоемкость

Реакции в клетки возможны только в водном растворе


VI. Закрепление знаний.

Задание 1 Вода-источник жизни.

Вода сама по себе не имеет питательной ценности, но она – непременная составляющая часть всего живого. Ни один из живых организмов нашей планеты не может существовать без воды. В целом организм человека состоит по весу на 50-86% из воды (86% у новорожденного и до 50% у пожилых людей). По данным медицинских экспериментов при потере влаги в размере 6-8% от веса тела человек впадает в полуобморочное состояние, при потере 10% - начинаются галлюцинации, при 12% человек не может восстановиться без специальной медицинской помощи, а при потере 20% наступает неизбежная смерть.

Вопрос 1: Вода – источник жизни

Обезвоживание - состояние организма, при котором наблюдается недостаток воды, приводящий к физиологическим нарушениям. Потеря какого количества воды приводит к обезвоживанию организма?А) 6-8 % Б) 10 % В) 12 % Г) 20 %

Вопрос 2: Вода – источник жизни

На протяжении всей своей жизни человек имеет дело с водой. Для каждого приведенного объяснения обведите кружком «Да» или «Нет».

При недостаточном количестве воды наблюдается

Да или нет

Головокружение и полуобморочное состояние

да/нет

Диарея

да/нет

Галлюцинация

да/нет





Вопрос 3: Вода-источник жизни(область-здоровье, контекст-личный, компетентность- объяснить и производить оценку научных исследований, уровень сложности-первый). Если организм получает достаточное количество воды, то человек становится энергичным и выносливым. Объведите « да» или «нет» для каждого из приведённых ниже объяснений.

Какие функции выполняет вода в организме человека?

Да или нет

Участвует в обмене веществ

Да/ Нет

Увлажняет кислород для дыхания

Да/ Нет

Переносит кислород к различным клеткам организма

Да/ Нет

Смазывает суставы

Да/ Нет

Регулирует температуру тела

Да/ Нет


Вопрос 4: Вода как растворитель.Какие из веществ будут растворяться в воде?

Какие из веществ будут растворяться в воде?

Да или нет

NaCl

Да/Нет

CH3 COOH (уксусная кислота)

Да/Нет

CaCO3

Да/Нет

Вопрос 5. Каковы функции воды в клетке?

а) передача наследственной информации; б) среда для химических реакций; в) источник энергии.

Вопрос 6. Вода – основа жизни, т.к. она:
а) может находиться в трех состояниях (жидком, твердом и газообразном);
б) является растворителем, обеспечивающим как приток веществ в клетку, так и удаление из нее продуктов обмена; в) охлаждает поверхность при испарении.
Вопрос 7. Вещества, хорошо растворимые в воде, называются: а) гидрофильными; б) гидрофобными; в) амфифильными

Ключ ответов Слайд №13

1.А

2.да, нет, да

3.да,да.нет,да,да

4.да,да,нет

5.Б

6.Б

7.А

Критерии оценивания: Слайд №14

15-14 баллов «5»

13-12 баллов «4»

11-9 баллов «3»

8 и ниже «2»

VII.Домашнее задание. Написать эссе «Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки».

VIII.Рефлексия. Слайд №1

Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками.


Спасибо за внимание. Слайд №16




























КГУ «Черемшанская средняя школа»





















Разработка интегрированного урока

химии и биологии в 9 «А» классе

Тема: «Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки».







Разработали и провели:

Учитель химии Яковлева Г.А. вторая квалификационная категория,

Учитель биологии Гольман Т.Ю. вторая квалификационная категория





2016-2017 учебный год



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Комбинированный урок химии и биологии «Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки»

Автор: Яковлева Галина Анатольевна, Гольман Татьяна Юрьевна

Дата: 15.03.2017

Номер свидетельства: 400481

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Разработка урока  биологии "Биосинтез белка" "
    ["seo_title"] => string(44) "razrabotka-uroka-biologhii-biosintiez-bielka"
    ["file_id"] => string(6) "108100"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403549596"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства