В период подготовки к ЕГЭ учащимся 11 класса необходимо за довольно короткий промежуток времени освоить большой объем материала. Поэтому учащемуся необходимы навыки освоения информации, навыки организации своей работы. Этому способствует использование на уроке технологии развивающего обучения на основе деятельностного подхода.
Цели урока:
- образовательные:
дать характеристику металла и его соединений по известному учащимся алгоритму;
научить школьников доказывать некоторые свойства меди и ее соединений при осуществлении химического эксперимента;
продолжить формирование навыка написания реакций с точки зрения ОВР, в свете ТЭД;
продолжить формирование навыка выполнения тестов;
- развивающие:
создать условия для развития умения самостоятельно получать новые знания, используя разнообразные источники информации;
развивать умение анализировать наблюдать, систематизировать, делать выводы;
- воспитательные:
формировать у учащихся навык безопасного использования различных соединений меди в быту
Презентация "Медь "разработана для 10-го профильного класса.В презентацию включены
-положение меди в Периодической системе,
-физические свойства меди,
- химические свойства меди,
-соединения меди(+1)
- соединения меди(+2) оксид и гидроксид меди
-области применения меди
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Медь" »
Медь и ее соединения
Учитель МБОУ лицея №64
Музыченко-Бакланова Г.Л.
г.Краснодар
Положение в Периодической системе
I группа, побочная подгруппа.
64 29 Cu
d-элемент
1s22s22p63s23p63d104s1
Степени окисления+1, +2
Физические свойства меди.
Медь - металл розово-красного цвета, относится к группе тяжелых металлов, является отличным проводником тепла и электрического тока. Электропроводность меди в 1,7 раза выше, чем у алюминия, и в 6 раз выше, чем у железа.
Химические свойства меди.
Медь - малоактивный металл, в электрохимическом ряду напряжений она стоит правее водорода.
1.Окисление во влажном воздухе
2Cu + Н2О + O2+ CO2= (CuOH)2CO3
2. Медь реагирует с галогенами при нагревании
Cu + Cl2= CuCl2
3. При сплавлении меди с серой образуетcя нерастворимый
в воде сульфид
2Cu + S = Cu2S
4. Взаимодействие с кислородом
4Cu + O2= 2Cu2O
2Cu + O2= 2CuO
t = 800
t = 400
Химические свойства меди.
5. В присутствии окислителей, прежде всего кислорода, медь реагирует с соляной и разбавленной серной кислотой,но водород при этом не выделяется:
2Cu + 4HCl + O2= 2CuCl2+ 2H2O.
6. С азотной кислотой различных концентраций медь реагирует активно, при этом выделяются различные оксиды азота
3Cu + 8HNO3= 3Cu(NO3)2+ 2NO + 4H2O.
7. С концентрированной серной кислотой медь реагирует при сильном нагревании:
Cu + 2H2SO4= CuSO4+ SO2+ 2H2O.
8. Практическое значение имеет способность меди реагировать с растворами солей железа (III):
2FeCl3+ Cu = CuCl2+ 2FeCl2
Соединения меди
Оксид меди (I)
Cu2O – красновато-коричневые кристаллы
1.В воде не растворяется и не реагирует с ней. Имеет слабовыраженные амфотерные свойства с преобладанием основных.
2.Взаимодействует с растворами щелочей с образованием гидроксокомплексов:
Cu2O + 2NaOH + H2O = 2Na[Cu(OH)2].
3.В водных растворах аммиака образует гидроксид диамминмеди (I):
Cu2O + 4NH3+ H2O = 2[Cu(NH3)2]OH.
4.С соляной кислотой взаимодействует с образованием дихлорокупрата (I) водорода:
Cu2O + 4HCl = 2H[CuCl2] + H2O.
Соединения меди(+1)
окислитель
Cu 2 +1 O + CO = 2Cu 0 + CO 2
\ Cu +1 + 1e Cu 0
диспропорционирование
Cu 2 +1 O = Cu +2 O + Cu 0
восстановитель
4Cu +1 CL + O 2 + 4HCL = 4Cu +2 CL 2 + 2H 2 O
Cu +1 - 1e Cu +2
Соединения меди(+2)
оксид
гидроксид
CuO -амфотерный, черный
Получение
Cu(OH)2- амфотерный, синий.
Получение
2Cu(NO3)2= 2CuO + 4NO2+ O2
Химические свойства
CuCL2+ 2NaOH = Cu(OH)2+ 2NaCL
-реагирует с кислотами и щелочами
Химические свойства
-реагирует с кислотами и щелочами
CuO + H2SO4= CuSO4+ H2O
Cu(OH)2+ 2HCl = CuCl2+ 2H2O
CuO + Na2O = Na2CuO2
Cu(OH)2+ 2NaOH = Na2Cu(OH)4
Образование комплексов
Cu(OH)2+ 4NH3= Cu(NH3)4(OH)2
Сг+2- окислитель
Cu+2O + H2= Cu0+ H2O
Область применения меди
Сплав меди, известный с древнейших времен, — бронза — содержит 4—30% олова (обычно 8—10%). Интересно, что бронза по своей твердости превосходит отдельно взятые чистые медь и олово.
Из бронзы отливали в средние века орудия и многие другие изделия. Знаменитые Царь-пушка и Царь-колокол в Московском Кремле также отлиты из сплава меди с оловом.
Домашнее задание - выучить изученную тему, - к ОВР(изученных в классе) составить электронный баланс, - записать уравнения реакций обмена с участием солей меди(II) в молекулярном, ионном видах; 2-е задание (индивидуальное) - подготовить слайд-презентацию о нахождении меди в природе, применении меди, ее соединений, сплавы меди, получение, медь в организме человека.