kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку химии 11 класса "Кислоты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРезентация к уроку химии 11 класса "Кислоты". Содержит теоретический материал по основным положениям и позволяет данные теоретические выкладки отработать на практике (составление уравнений). Кроме того имеет ссылки на видеофайлы по химическим свойствам кислот. Пригодится учащимся и учителям для повторения и подготовки к ЕГЭ по химии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку химии 11 класса "Кислоты" »

КИСЛОТЫ Выполнила учитель химии МБОУ СОШ № 79 г.о. Самара Язрикова Л.М.

КИСЛОТЫ

Выполнила учитель химии МБОУ СОШ

79 г.о. Самара

Язрикова Л.М.

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ФАКТЫ

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ФАКТЫ

  • Ботаникам известно более восьмисот видов растений, вырабатывающих синильную кислоту и использующих ее как оружие межвидовой борьбы.
  • И муравьи, и крапива содержат муравьиную кислоту, которая при соприкосновении сильно обжигают кожу.
  • Некоторые жуки выстреливают парами серной кислоты.
  • Мухоморы в качестве ядовитых токсинов «используют» иботеновую кислоту
  • Тропический паук педипальпида стреляет во врагов струйкой жидкости, содержащей 84% уксусной кислоты.
КИСЛОТЫ В НАШЕЙ ПИЩЕ Фрукты, овощи, молочные продукты, лекарства поставляют целый букет кислот: яблочную, щавелевую, лимонную, миндальную, молочную, масляную, кофейную, уксусную, аскорбиновую и другие. Даже синильная кислота (сильнейший яд) знакома каждому, кто лакомился ядрышками косточек слив, вишен или миндаля. Количество ее мизерно, но ощутить вкус и запах можно. Так что ядрышками увлекаться не следует, особенно если они взяты из недозрелых плодов или прошлогодних компотов.

КИСЛОТЫ В НАШЕЙ ПИЩЕ

Фрукты, овощи, молочные продукты, лекарства поставляют целый букет кислот: яблочную, щавелевую, лимонную, миндальную, молочную, масляную, кофейную, уксусную, аскорбиновую и другие.

Даже синильная кислота (сильнейший яд) знакома каждому, кто лакомился ядрышками косточек слив, вишен или миндаля. Количество ее мизерно, но ощутить вкус и запах можно. Так что ядрышками увлекаться не следует, особенно если они взяты из недозрелых плодов или прошлогодних компотов.

КИСЛОТЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ

КИСЛОТЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ

  • Аскорбиновая, фолиевая, оротовая, пангамовая, никотиновая и другие кислоты являются витаминами.
  • Аминокислоты, соединяясь друг с другом в самых причудливых сочетаниях, образуют великое множество белков.
  • Фосфорная кислота в виде своих кальциевых, магниевых и стронциевых солей – основной «конструкционный материал» костей, зубов, ногтей.
  • В желудке соляная кислота активирует фермент пепсиноген, разлагающий чужие белки, попавшие с пищей, на составные части.
  • Соляная кислота - сильный бактерицид. Большинство бактерий, попавших в желудок с пищей, погибают под ее действием.
Если воспалительные процессы в желудке больного человека текут на фоне повышенной кислотности, раковых поражений, как правило, не бывает. Гиалуровая кислота основной компонент смазки всех трущихся частей в наших суставах. Интересно, что у птиц, питающихся падалью, кислотность желудочного сока огромна. И это помогает им расправляться с теми миллиардами микробов, которые буквально кишат в падали.
  • Если воспалительные процессы в желудке больного человека текут на фоне повышенной кислотности, раковых поражений, как правило, не бывает.
  • Гиалуровая кислота основной компонент смазки всех трущихся частей в наших суставах.
  • Интересно, что у птиц, питающихся падалью, кислотность желудочного сока огромна. И это помогает им расправляться с теми миллиардами микробов, которые буквально кишат в падали.
КЛАССИФИКАЦИЯ КИСЛОТ Признаки классификации Группы кислот Наличие кислорода в кислотном остатке Основность Примеры А) кислородные Б) бескислородные Растворимость в воде А) одноосновные Б) двухосновные В) трёхосновные H 3 PO 4 , HNO 3 H 2 S, HCl, HBr HNO 3 , HCl H 2 S, H 2 SO 4 H 3 PO 4 А) растворимые Б) нерастворимые Летучесть HNO 3 ,  H 2 SO 4 H 2 SiO 3 А) летучие Б) нелетучие Степень электролитической диссоциации H 2 S, HCl, HNO 3 H 2 SiO 3 , H 3 PO 4  А) сильные Б) слабые стабильность H 2 SO 4 ,HCl,HNO 3 H 2 SO 3 , H 2 S, H 2 CO 3 А) стабильные Б) нестабильные H 2 SO 4 ,HCl, H 3 PO 4 H 2 SO 3 , H 2 S, H 2 CO 3  

КЛАССИФИКАЦИЯ КИСЛОТ

Признаки классификации

Группы кислот

Наличие кислорода в кислотном остатке

Основность

Примеры

А) кислородные

Б) бескислородные

Растворимость в воде

А) одноосновные

Б) двухосновные

В) трёхосновные

H 3 PO 4 , HNO 3

H 2 S, HCl, HBr

HNO 3 , HCl

H 2 S, H 2 SO 4

H 3 PO 4

А) растворимые

Б) нерастворимые

Летучесть

HNO 3 , H 2 SO 4

H 2 SiO 3

А) летучие

Б) нелетучие

Степень электролитической диссоциации

H 2 S, HCl, HNO 3

H 2 SiO 3 , H 3 PO 4

А) сильные

Б) слабые

стабильность

H 2 SO 4 ,HCl,HNO 3 H 2 SO 3 , H 2 S, H 2 CO 3

А) стабильные

Б) нестабильные

H 2 SO 4 ,HCl, H 3 PO 4 H 2 SO 3 , H 2 S, H 2 CO 3

 

СИЛА КИСЛОРОДОСОДЕРЖАЩИХ КИСЛОТ По периоду для кислородосодержащих кислот слева направо возрастает сила кислот. H 2 SiO 3 →H 3 PO 4 → H 2 SO 4 →HClO 4 Чем выше степень окисления кислотообразующего элемента, тем сильнее кислота:  +6 +4 H 2 SO 4 →H 2 SO 3 По группе кислородосодержащих кислот сверху вниз сила кислот уменьшается. H 2 CO 3  →H 2 SiO 3

СИЛА КИСЛОРОДОСОДЕРЖАЩИХ КИСЛОТ

  • По периоду для кислородосодержащих

кислот слева направо возрастает сила кислот.

H 2 SiO 3 →H 3 PO 4 → H 2 SO 4 →HClO 4

  • Чем выше степень окисления

кислотообразующего элемента, тем

сильнее кислота:

+6 +4

H 2 SO 4 →H 2 SO 3

  • По группе кислородосодержащих

кислот сверху вниз сила кислот уменьшается.

H 2 CO 3 →H 2 SiO 3

СИЛА БЕСКИСЛОРОДНЫХ КИСЛОТ По периоду слева направо сила бескислородных кислот возрастает.  H 2 S→HCl По группе  c ила бескислородных кислот с ростом атомного номера элемента возрастает: HF→HCl→HBr→HI

СИЛА БЕСКИСЛОРОДНЫХ КИСЛОТ

  • По периоду слева направо сила

бескислородных кислот возрастает.

H 2 S→HCl

  • По группе c ила бескислородных кислот

с ростом атомного номера элемента

возрастает:

HF→HCl→HBr→HI

2) Какое из утверждений не верно? А) Основность кислоты определяется числом атомов водорода в молекуле; Б) Взаимодействие растворов кислоты и щёлочи называется реакцией нейтрализации; В) Существуют неорганические кислоты, не содержащие атома кислорода в молекуле; Г) Существуют органические кислоты, не содержащие карбоксильной группы.

2) Какое из утверждений не верно?

А) Основность кислоты определяется числом атомов водорода в молекуле;

Б) Взаимодействие растворов кислоты и щёлочи называется реакцией нейтрализации;

В) Существуют неорганические кислоты, не содержащие атома кислорода в молекуле;

Г) Существуют органические кислоты, не содержащие карбоксильной группы.

3) Какое из веществ, формулы которых приведены ниже, не проявляют кислотных свойств? 3) Какое из веществ, формулы которых приведены ниже, не проявляют кислотных свойств? А) H 2 SeO 4  Б) C 6 H 5 OH  В ) CH 3 COH Г ) H 2 Te 4) Какая из перечисленных кислот способна к ступенчатой диссоциации А) хлорная б) бензойная  в) азотистая г) Щавелевая

3) Какое из веществ, формулы которых приведены ниже, не проявляют кислотных свойств?

  • 3) Какое из веществ, формулы которых приведены ниже, не проявляют кислотных свойств?

А) H 2 SeO 4 Б) C 6 H 5 OH

В ) CH 3 COH Г ) H 2 Te

4) Какая из перечисленных кислот способна к ступенчатой диссоциации

А) хлорная б) бензойная

в) азотистая г) Щавелевая

5 ) Соотнесите: ТИП КИСЛОТ ФОРМУЛА СОЕДИНЕНИЯ Кислородосодержащие Бескислородные Одноосновные Двухосновные Сильные Слабые А) HCN Б) HClO 4 В) CH 3 CH 2 COOH Г) HCl Д) H 2 CO 3 Е) CF 3 COOH 6) Как изменяется сила кислот хлора в ряду HClO 4 →HClO 3 →HClO → HClO 2

5 ) Соотнесите:

ТИП КИСЛОТ

ФОРМУЛА СОЕДИНЕНИЯ

  • Кислородосодержащие
  • Бескислородные
  • Одноосновные
  • Двухосновные
  • Сильные
  • Слабые

А) HCN

Б) HClO 4

В) CH 3 CH 2 COOH

Г) HCl

Д) H 2 CO 3

Е) CF 3 COOH

6) Как изменяется сила кислот хлора в ряду

HClO 4 →HClO 3 →HClO → HClO 2

7) Какая из кислот, формулы которых перечислены, имеет наибольшую константу диссоциации А ) CH 2 Br COOH Б ) CBr 3 COOH В) CHBr 2 COOH Г) CH 3 COOH 8) Какая из кислот проявляет более выраженные кислотные свойства, расположите кислоты в порядке возрастания кислотных свойств  H 2 SeO 3 , H 2 SO 3 , HClO 4 , H 2 SO 4

7) Какая из кислот, формулы которых перечислены, имеет наибольшую константу диссоциации

А ) CH 2 Br COOH Б ) CBr 3 COOH

В) CHBr 2 COOH Г) CH 3 COOH

8) Какая из кислот проявляет более выраженные кислотные свойства, расположите кислоты в порядке возрастания кислотных свойств

H 2 SeO 3 , H 2 SO 3 , HClO 4 , H 2 SO 4

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КИСЛОТ Действие растворов кислот на индикаторы . Практически все кислоты (кроме кремниевой) хорошо растворимы в воде. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/273e6145-6cc8-fe8a-376e-9765c4e8a054/index.htm  2. Взаимодействие кислот с основаниями . кислота H 2 SO 4   основание H 3 PO 4 +   2 H 3 PO 4 Ca(OH) 2 + = соль Fe(OH) 3 + CaSO 4 3 Ca(OH) 2   = = + FePO 4 вода 2 H 2 O Ca 3 (PO 4 ) 2 + 3 H 2 O + 6 H 2 O http://www.youtube.com/watch?v=EL9xOrvPHiw

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КИСЛОТ

  • Действие растворов кислот на индикаторы . Практически все кислоты (кроме кремниевой) хорошо растворимы в воде.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/273e6145-6cc8-fe8a-376e-9765c4e8a054/index.htm

2. Взаимодействие кислот с основаниями .

кислота

H 2 SO 4

 

основание

H 3 PO 4

+

 

2 H 3 PO 4

Ca(OH) 2

+

=

соль

Fe(OH) 3

+

CaSO 4

3 Ca(OH) 2

 

=

=

+

FePO 4

вода

2 H 2 O

Ca 3 (PO 4 ) 2

+

3 H 2 O

+

6 H 2 O

http://www.youtube.com/watch?v=EL9xOrvPHiw

3. Взаимодействие кислот с основными оксидами . кислота 2 HCl   2 H 3 PO 4 + оксид   CaO + соль = Fe 2 O 3   CaCl 2 = вода 2 FePO 4 + H 2 O + 3 H 2 O http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/52f55b81-2186-f7fb-e965-75186329579b/index.htm  4. Взаимодействие кислот с металлами Металлы, которые вытесняют водород из кислот K Ba Ca Na Mg Al Mn Zn Cr Fe Ni Sn Pb (H) Металлы, которые не вытесняют водород из кислот Cu Hg Ag Pt Au http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/432f464f-1f22-5224-e016-91243ab1f09c/index.htm

3. Взаимодействие кислот с основными оксидами .

кислота

2 HCl

 

2 H 3 PO 4

+

оксид

 

CaO

+

соль

=

Fe 2 O 3

 

CaCl 2

=

вода

2 FePO 4

+

H 2 O

+

3 H 2 O

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/52f55b81-2186-f7fb-e965-75186329579b/index.htm

4. Взаимодействие кислот с металлами

Металлы, которые вытесняют водород из кислот

K Ba Ca Na Mg Al Mn Zn Cr Fe Ni Sn Pb (H)

Металлы, которые не вытесняют водород из кислот

Cu Hg Ag Pt Au

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/432f464f-1f22-5224-e016-91243ab1f09c/index.htm

5. Взаимодействие с солями, если выпадает осадок или выделяется газ:  http://www.youtube.com/watch?v=on8v5ORgl1k

5. Взаимодействие с солями, если выпадает осадок или выделяется газ:

http://www.youtube.com/watch?v=on8v5ORgl1k

6. Взаимодействие кислот со спиртами http://www.youtube.com/watch?v=ic0ZS1zqn9Q

6. Взаимодействие кислот со спиртами

http://www.youtube.com/watch?v=ic0ZS1zqn9Q

УКАЖИТЕ, С КАКИМ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ВЕЩЕСТВ ВЗАИМОДЕЙСТВУЕТ РАСТВОР СОЛЯНОЙ КИСЛОТЫ HCI. ЗАПИШИТЕ УРАВНЕНИЯ ВОЗМОЖНЫХ РЕАКЦИЙ. Ag   AgNO 3   CaO   Cu   CuO   Fe    H 2 SO 4   Na 2 CO 3   SO 3   Zn   Zn(OH) 2

УКАЖИТЕ, С КАКИМ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ВЕЩЕСТВ ВЗАИМОДЕЙСТВУЕТ РАСТВОР СОЛЯНОЙ КИСЛОТЫ HCI. ЗАПИШИТЕ УРАВНЕНИЯ ВОЗМОЖНЫХ РЕАКЦИЙ.

Ag AgNO 3 CaO Cu CuO Fe

H 2 SO 4 Na 2 CO 3 SO 3 Zn Zn(OH) 2

УКАЖИТЕ, С КАКИМИ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ВЕЩЕСТВ РЕАГИРУЕТ РАСТВОР УКСУСНОЙ КИСЛОТЫ CH 3 COOH. ЗАПИШИТЕ УРАВНЕНИЯ ВОЗМОЖНЫХ РЕАКЦИЙ. Ag CI2 CO2 C 6 H5OH Fe2O3 CH 3OH KOH

УКАЖИТЕ, С КАКИМИ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ВЕЩЕСТВ РЕАГИРУЕТ РАСТВОР УКСУСНОЙ КИСЛОТЫ CH 3 COOH. ЗАПИШИТЕ УРАВНЕНИЯ ВОЗМОЖНЫХ РЕАКЦИЙ.

Ag

CI2

CO2

C 6 H5OH

Fe2O3

CH 3OH

KOH

КИСЛОТА + МЕТАЛЛ

КИСЛОТА + МЕТАЛЛ

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/94bc9644-96dc-f72e-f414-61f8dca00994/index.htm

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/94bc9644-96dc-f72e-f414-61f8dca00994/index.htm

Металл в ряду напряжений после водорода NO + Нитрат металла + вода

Металл в ряду напряжений после водорода

NO + Нитрат металла + вода

Допишите схемы уравнений реакций, расставьте коэффициенты а) Zn + HCl → б) HBr + Al → в) H 2 SO 4( р-р ) + Fe→ г) Cu + HCl → д) Hg + H 2 SO 4 (конц.) → е) H 2 SO 4 (конц.) + Ba → ж) HNO 3 (разб.) + Ag → з) HCl + Au → и) CaO + H 2 SO 4 → й) С u + H 2 O → к) H 2 SO 4 (р-р) + Cu→ л) H 2 SO 4 (конц.) + Cu →

Допишите схемы уравнений реакций, расставьте коэффициенты

а) Zn + HCl →

б) HBr + Al →

в) H 2 SO 4( р-р ) + Fe→

г) Cu + HCl →

д) Hg + H 2 SO 4 (конц.) →

е) H 2 SO 4 (конц.) + Ba →

ж) HNO 3 (разб.) + Ag →

з) HCl + Au →

и) CaO + H 2 SO 4 →

й) С u + H 2 O →

к) H 2 SO 4 (р-р) + Cu→

л) H 2 SO 4 (конц.) + Cu →

Допишите схемы уравнений реакций, расставьте коэффициенты м) HNO 3( конц.) + Zn → н) Ca + HNO 3 (конц) → о) Ca + H 2 O + CO 2 → п) Fe + HNO 3 (разб) → р) Sr + HNO 3 (разб) → с) Ni + H 2 SO 4 (разб) → т) Cu + → NO 2 + у ) Mg + → NH 4 NO 3 + ф) Fe + →FeSO 4 + х) Fe + →Fe 2 (SO 4 ) 3 + ц) H 2 SO 4 (конц.) + → HCl + ч) Ag + → Ag 2 SO 4 +

Допишите схемы уравнений реакций, расставьте коэффициенты

м) HNO 3( конц.) + Zn →

н) Ca + HNO 3 (конц) →

о) Ca + H 2 O + CO 2 →

п) Fe + HNO 3 (разб) →

р) Sr + HNO 3 (разб) →

с) Ni + H 2 SO 4 (разб) →

т) Cu + → NO 2 +

у ) Mg + → NH 4 NO 3 +

ф) Fe + →FeSO 4 +

х) Fe + →Fe 2 (SO 4 ) 3 +

ц) H 2 SO 4 (конц.) + → HCl +

ч) Ag + → Ag 2 SO 4 +

КИСЛОТА + НЕМЕТАЛЛ Газообразный оксид Кислота - окислитель Неметалл + Кислота  + = SO 2 ↑ H 2 SO 4 Конц. NO 2 ↑ HNO 3  конц. NO ↑ HNO 3 разб.

КИСЛОТА + НЕМЕТАЛЛ

Газообразный оксид

Кислота - окислитель

Неметалл

+

Кислота

+

=

SO 2

H 2 SO 4

Конц.

NO 2

HNO 3 конц.

NO

HNO 3 разб.

а) S +H 2 SO 4 (конц.) → е) Br 2 +H 2 S→  б) S+HNO 3 (конц) → ж) H 2 S+O 2 →  в) S+HNO 3 (разб.) → з) Br 2 +HJ→  г) Cl 2 +HBr→ и) P+HNO 3( конц. ) →  д) C+H 2 SO 4 (конц.) → й) C +HNO 3 (разб.) →

а) S +H 2 SO 4 (конц.) → е) Br 2 +H 2 S→

б) S+HNO 3 (конц) ж) H 2 S+O 2

в) S+HNO 3 (разб.) з) Br 2 +HJ→

г) Cl 2 +HBr→ и) P+HNO 3( конц. )

д) C+H 2 SO 4 (конц.) й) C +HNO 3 (разб.)

КИСЛОТА + КИСЛОТА

КИСЛОТА + КИСЛОТА

а) H 2 SO 4( конц.) + HCl → б) H 2 SO 4 (конц.) + HBr → в) H 2 SO 3 + H 2 S→ г) H 2 S+ HNO 3 (конц.) →

а) H 2 SO 4( конц.) + HCl →

б) H 2 SO 4 (конц.) + HBr →

в) H 2 SO 3 + H 2 S→

г) H 2 S+ HNO 3 (конц.)

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?source=wiz&p=9&text= картинки химия& noreask=1&pos=277&lr=51&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fkaifolog.ru%2Fuploads%2Fposts%2F2012-10%2F1349507696_015_2.jpg Дерябина Н.Е. Химия. Основные классы неорганических веществ, ИПО «У Никитских ворот», Москва, 2011 О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов и др. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях, Дрофа, Москва, 2003     4) http://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fdir.coolclips.com%2FScience%2FChemistry%2FBeakers_Flasks_and_Test_Tubes%2Fchemical_industry_CoolClips_vc010033.jpg&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1349-wh-620-pd-1-wp-16x9_1366x768&text=%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA%20%D1%85%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%8F&noreask=1&pos=16&lr=51&rpt=simage&pin=1

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

  • http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?source=wiz&p=9&text= картинки химия& noreask=1&pos=277&lr=51&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fkaifolog.ru%2Fuploads%2Fposts%2F2012-10%2F1349507696_015_2.jpg
  • Дерябина Н.Е. Химия. Основные классы неорганических веществ, ИПО «У Никитских ворот», Москва, 2011
  • О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов и др. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях, Дрофа, Москва, 2003

4) http://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fdir.coolclips.com%2FScience%2FChemistry%2FBeakers_Flasks_and_Test_Tubes%2Fchemical_industry_CoolClips_vc010033.jpg&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1349-wh-620-pd-1-wp-16x9_1366x768&text=%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA%20%D1%85%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%8F&noreask=1&pos=16&lr=51&rpt=simage&pin=1


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Презентация к уроку химии 11 класса "Кислоты"

Автор: Язрикова Любовь Михайловна

Дата: 07.01.2015

Номер свидетельства: 150994

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Урок-устный журнал Кислоты "
    ["seo_title"] => string(27) "urok-ustnyi-zhurnal-kisloty"
    ["file_id"] => string(6) "228858"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441536543"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Презентация среднесрочного планирования серии последовательных уроков химии в 9 классе"
    ["seo_title"] => string(91) "priezientatsiiasriedniesrochnoghoplanirovaniiasieriiposliedovatielnykhurokovkhimiiv9klassie"
    ["file_id"] => string(6) "277647"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452950714"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "технологическая карта урока  по теме "Кислоты""
    ["seo_title"] => string(46) "tiekhnologhichieskaiakartaurokapotiemiekisloty"
    ["file_id"] => string(6) "291299"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455101381"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "урок химии в 8 класее Основани, классификация, получение, свойства. "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-khimii-v-8-klasieie-osnovani-klassifikatsiia-poluchieniie-svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "203276"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429451203"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Разработка урока химии на тему "Электролитическая диссоциация", 9 класс "
    ["seo_title"] => string(77) "razrabotka-uroka-khimii-na-tiemu-eliektrolitichieskaia-dissotsiatsiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "107600"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403344710"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства