В данной работедаётся характеристика основной производной физической величине,используемой в химии - плотность вещества. Также сравниваются плотности газов, жидкостей, твердых веществ и проводится экспериментальная работа по измерению плотности жидких веществ: воды, глицерина, этилового спирта - ареометром.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Физические и химические явления. »
Физические и химические явления. Сущность и признаки химических реакций.
Задачи:Обучающие: Изучить сущность химических реакций. Научиться различать физические и химические явления по определенным признакам. Изучить классификацию химических реакций по признаку выделения и поглощения энергии. Развивающие: Развивать интеллектуальные и практические умения ( умение анализировать, сравнивать, делать выводы). Воспитательные: Воспитывать культуру химического эксперимента: соблюдение правил технике безопасности при работе, поведение в кабинете химии.
Физические явления
Физика изучает движение тел в пространстве, оптические и тепловые процессы, гравитацию, электричество и многие другие явления, не связанные с превращением одних веществ в другие. Свойства веществ, проявляющиеся при этом, относят к физическим свойствам.
Химические явления
Химия изучает строение материи, ее состав, получение и превращение веществ.
Свойства веществ, проявляющиеся при их получении и превращениях, относят к химическим свойствам веществ.
Явления, которые сопровождают получение и превращение веществ, называются химическими явлениями.
Химические свойства веществ не претерпевают никаких изменений при физических процессах.
В результате химического превращения - химической реакции - образуются новые вещества с другими свойствами.
Дробление вещества и кристаллизация
Сравните степень дробления при измельчении в ступке и при растворении соли.
Выпарьте несколько капель раствора в фарфоровой чашке.
Отнесите данные явления (измельчение, растворение, выпаривание и кристаллизацию) к физическим или химическим явлениям.
Испарение и конденсация
Можно ли утверждать, что бензин исчез?
К какому типу явлений отнесете процесс, имевший место в данном опыте?
Возможно ли вновь собрать пары этого бензина в капли жидкости?
Можно ли считать появление, исчезновение инея в зимнее время примером конденсации и испарения вещества воды?
Физическое явление: замерзший водяной пар образует иней на деревьях
Иней на листве – это замерзший водяной пар. Растаяв, он вновь превратится в жидкость, затем в пар.
Гидроксид натрия, только что взятый из контейнера
Гидроксид натрия, пролежавший на воздухе некоторое время. Произошло физическое явление –притягивание паров воды из воздуха.
Перманганат калия – кристаллическое твердое вещество темно-серого цвета с металлическим блеском
Перманганат калия растворим в воде. Получаем раствор этого же вещества – перманганата калия.
Растворение сахара – тоже физическое явление
Давайте теперь найдем отличия междуявлениями разрезания и сжигания бумаги.Мы можем видеть, что каждый кусок разрезанной бумаги сохраняет ее свойства. Процесс измельчения бумаги –физическое явление.В случае сжигания бумаги полученные нами почерневшие клочки рассыпаются от прикосновения. Образовавшееся вещество - пепел - имеет другие свойства, отличные от свойств исходного вещества. В процессе горения одно вещество превратилось в другое. Значит, горение бумаги –явление химическое.
Каждый кусочек бумаги имеет те же свойства, что и целый лист
Пепел обладает совсем другими свойствами, чем бумага
Плавление и горение парафина
Плавление парафина, как и разрезание бумаги, - физическое явление, тогда как горение этих веществ - химическое явление.
Сравните эти два явления по внешним признакам и по их сущности? Сделайте вывод о классификации этих явлений? Произошло ли образование новых веществ в ходе этих опытов?
Разрезание и горение магния
Отрезанный кусок магния имеет те же свойства, что и целая лента магния. При поджигании с помощью газовой горелки магний горит с интенсивным свечением. Блестящее, серебристое вещество превращается в белый порошок - оксид магния. Поскольку образовавшееся вещество имеет другие свойства, мы можем сказать, что произошло химическое превращение
Отрезанный кусочек магния имеет те же свойства, что и целая лента до разрезания
При горении магния образуется новое вещество с другими свойствами
Сравните яркость горения магния с яркостью обычной электрической лампочки? Относится ли горения магния и «горение» электролампочки к одному типу явлений? К какому типу явлений относятся горение дров, свечение насекомых или глубоководных рыб?
Экзо- и эндотермические реакции
Экзотермические реакции
Исходные вещества = Продукты реакции +Q
Эндотермические реакции
Исходные вещества = Продукты реакции -Q
Признаки химических реакций
Растворение и появление осадка.
Выделение газа.
Изменение цвета.
Выделение света.
Выделение или поглощение тепла.
Запах.
Условия течения реакций
Подача тепла.
Дробление.
Перемешивание.
Применение катализатора.
Время.
Вопросы для систематизации и обобщения темы.
Можно ли на основании только лишь внешних признаков точно определить, к какому типу явлений относится данный процесс?
Для получения краски нужного цвета и оттенка художники, рисуя картины, смешивают различные краски. Например, при смешивании желтого и синего получается зеленый цвет. К какому типу явлений относится такое превращение?
О каких явлениях идет речь в высказываниях поэтов?
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса!
А.С.Пушкин.
И трещат сухие сучья, Разгораясь жарко, Освещая тьму ночную Далеко и ярко! И. Суриков. В декабре, в декабре Все деревья в серебре, Нашу речку, словно в сказке, За ночь вымостил мороз… С. Маршак.
Вывод
Согласно атомно-молекулярному учению при химических реакциях молекулы разрушаются, а атомы сохраняются; в процессе реакции происходит перегруппировка атомов.
В соответствии с теорией химической связи происходит разрыв химических связей в исходных веществах и образование новых в продуктах реакции.
Домашнее задание
Обязательный уровень.
П. 25-26. упражнение 1 страница 95
Тренировочный уровень.
Подобрать примеры экзо- и эндотермических реакций, с которыми вы встречаетесь в повседневной жизни.
Творческое задание.
Разработать плакаты – опорные конспекты по теме сегодняшнего урока.