Технологическая карта урока Тема урока: Оксиды. Номенклатура. Классификация. Класс: 8 Учитель: Тип урока: урок открытия новых знаний Цели по содержанию:
формирование у обучающихся представления о классе оксидов, умение их называть, строить формулы по степеням окисления и классифицировать;
развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развитие внимания, навыков самостоятельной деятельности, умения организовывать себя на выполнение поставленной задачи; навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности.
-воспитывать умения работать в парах; ответственность перед товарищами за результаты своей деятельности; толерантность; гражданскую позицию и бережное отношения к окружающей среде.
письменной речью; познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Личностные: принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения, социальных и межличностных отношений. Используемая технология: ИКТ, технология обучения в сотрудничестве. Информационно-технологические ресурсы: Габриелян О.С. Химия 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2010. – 210; таблицы, компьютер, мультимедиа проектор, ЦОР, презентация.
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Создать благоприятный психологичес кий настрой на работу | На слайде презентации написан эпиграф: «Каждый успех наших знаний ставит больше проблем, чем решает». В начале урока хочу обратить ваше внимание на эпиграф. Прочтите его. Не правда ли, противоречивое высказывание? Как вы его понимаете? Учитель организует работу в группах(обсуждение) | 1. Обсуждают эпиграф (проблемную ситуацию). 2.Предлагают работать в группах. | Личностные УУД. Умение осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Коммуникативное УУД. Способность оформлять свои мысли в устной форме. |
этап актуализации и пробного учебного действия; | Актуализация опорных знаний и способов действий | Фронтальная беседа по теме «Степень окисления» Определите степени окисления элементов в указанных соединениях: K2O, SO2, P2O5, SO3, Cu2O, Mn2O7 | Вспоминают определение «Степень окисления». В тетрадях выполняют задания на нахождении степеней окисления, анализируют полученные результаты, осуществляют взаимопроверку. | Коммуникативные УУД. Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме Познавательные УУД. Способность анализировать результаты, ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
этап выявления места и причины затруднения; | Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока | Проблемная ситуация Как Вы думаете, с какими соединениями мы будем сегодня работать? Подумайте, как можно назвать вещества, которые состоят из двух элементов и в которых есть кислород? Хотите познакомиться со свойствами и использованием этих соединений? А как их можно назвать, классифицировать? Какова цель нашего урока? | Предлагают варианты целеполаганий. Интересуются, как могут называться такие вещества. Хотят познакомиться с названием и классификацией соединений. Выделяют проблему, предлагают тему урока, планируют свою работу. | Регулятивные УУД. Умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы. |
этап построения проекта выхода из затруднения; | Включение учащихся в целенаправленную деятельность | Организует работу в парах, наблюдает за деятельностью обучающихся. | Работают с учебником §18, стр.89-91 Выяснить, кто такие оксиды, как давать им названия по систематической номенклатуре, как строить формулы оксидов, как их классифицировать | Познавательные УУД. Умение работать с текстом. Коммуникативные УУД. Умение работать в группе. |
этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: | Дополняет знания учащихся полученные самостоятельно, расширяет представления об оксидах, визуализирует при помощи видео информации презентации. Организует работу учащихся в парах, в группах для проговаривания материала. | Проговаривают материал, анализируют записи (номенклатуры) оксидов, их классификации. | Познавательные УУД. Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД. Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (обучение в сотрудничестве). |
этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков | Самостоятельная работа 1(Базовый уровень) Заполнить таблицу «Важнейшие оксиды» Формула вещества | Название | Нахождение в природе | Свойства | Применение | | | | | | 2(Повышенный уровень) Распределите вещества (из таблицы) по группам. | Работают с учебником §18, стр.91-97. Записывают в тетрадях. Проверяют материал по эталону. Сверяются с ответами, выставляют себе оценки, а потом осуществляют взаимооценивание (критерии оценивания на листочках у каждого). | Регулятивные УУД. Умение проговаривать последовательность действий на уроке Познавательные УУД. Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одного вида в другой. Коммуникативные УУД. Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. |
этап включения в систему знаний и повторения; | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | 1.Базовый уровень Из формул CuO, Fe2O3, NaCl, SiO2,H2O,CuSO4 выпишите отдельно оксиды металлов и оксиды неметаллов. Назовите их по международной номенклатуре. 2. (Повышенный уровень) Составьте формулы названных в тексте оксидов: «В земной коре – литосфере – находятся оксид алюминия (входит в состав глины), оксид кремния (IV) (песок), оксид железа (III)(содержится в красном железняке). Водная оболочка Земли – гидросфера – это оксид водорода. В воздухе есть оксид углерода (IV) (углекислый газ). В результате хозяйственной деятельности человека образуются вещества, загрязняющую атмосферу: оксид углерода (II) (угарный газ), оксид серы (IV) (сернистый газ), оксид азота (II) и оксид азота (IV)» Распределите вещества по группам. | Решают самостоятельно. Применяют знания на практике. Выполняют задания в тетрадях. Перечисляют критерии оценивания. Сверяются с ответами, выставляют себе оценки, а потом осуществляют взаимооценивание (критерии оценивания на листочках у каждого). | Регулятивные УУД. Умение работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Познавательные УУД. Умение анализировать, сравнивать, классифицировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой. |
Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | §18, упр. № 1 , № 2 , №3, № 6 Поясняет выполнение заданий. | Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы. | |
этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | Подведем итоги нашей работы. Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока? Как вы считаете, достигли ли мы целей? А теперь оцените свою деятельность на уроке. Завершается работа тестом «Что я за птица». На столе лежит таблица с критериями Критерии : 3бала 2 бала 1бал Активность: высокая. средняя, низкая Материал урока: усвоил хорошо, частично, слабо Могу объяснить товарищу, сам понимаю с подсказкой, нужно дополнительное время для усвоения Вы должны проставить по каждому критерию баллы, затем их сложить. Учитель поясняет, как соотносятся набранные баллы с видом птицы. «3-5баллов»-вы воробей, собираете знания по зернышку; «6-7баллов»-вы соловей, поведайте о своих знаниях другим; «8-9баллов»-вы орел, для вас открылись тайны знаний. | Проводят рефлексию по алгоритму. Отвечают на вопросы и проводят самооценку по критериям. Сдают учителю. | Регулятивные УУД. Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям Коммуникативные УУД. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, планирование учебного сотрудничества |