Технологическая карта урока Тема урока: Оксиды, их классификация и номенклатура. Класс: 8 Учитель: Чекмарева Людмила Николаевна Тип урока: урок открытия новых знаний Цель урока: Создать условия для усвоения обучающимися класса неорганических соединений оксидов, их классификации и номенклатуре. Задачи урока:
- формировать у обучающихся представления о классе оксидов, умение их называть и классифицировать;
- развивать логическое мышление через умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, - развивать внимание обучающихся; - развивать химическую речь обучающихся.
-воспитание мотивации к предмету химия, - воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде.
письменной речью; познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Личностные: принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения, социальных и межличностных отношений. Используемая технология: ИКТ, технология обучения в сотрудничестве. Информационно-технологические ресурсы: Габриелян О.С. Химия 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2013. – 210; рабочая тетрадь, таблицы, компьютер, мультимедиапроектор , виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Организационный этап. Актуализация знаний. | Фронтальная беседа по теме «Степень окисления» Определите степени окисления элементов в указанных соединениях: K2O, SO2, P2O5, SO3, Cu2O, Mn2O7 | Вспоминают определение «Степень окисления». В тетрадях выполняют задания на нахождении степеней окисления, анализируют полученные результаты, осуществляют взаимопроверку. | Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме Познавательные: Уметь анализировать результаты, ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
2.Этап мотивации и целеполагания. | Проблемная ситуация Что заметили интересного в написанных формулах веществ? Как Вы думаете, с какими соединениями мы будем сегодня работать? Подумайте, как можно назвать вещества, которые состоят из двух элементов и в которых есть кислород? Хотите познакомиться с названием этих соединений? А как их можно назвать, классифицировать? Какая цель нашего урока? | Предлагают варианты целеполаганий. Интересуются, как могут называться такие вещества. Хотят познакомиться с названием и классификацией соединений. Выделяют проблему, предлагают тему урока, планируют свою работу. | Регулятивные: Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы. |
3.Этап изучения нового материала. | Организует работу в парах, наблюдает за деятельностью обучающихся. | Работают с учебником §19, стр.107-112 | Познавательные: Умение работать с текстом. Коммуникативные: Умение работать в группе. |
4.Первичное закрепление знаний с проговариванием во внешней речи. | Организует работу учащихся в парах, в группах для проговаривания материала. | Проговаривают материал, анализируют записи (номенклатуры) оксидов, их классификации. | Познавательные: Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (обучение в сотрудничестве). |
5.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | Самостоятельная работа (диффиренцированно) 1(Базовый уровень) Заполнить таблицу «Важнейшие оксиды» Формула вещества | Название | Нахождение в природе | Свойства | Применение | | | | | | 2(Повышенный уровень) Распределите вещества (из таблицы) по группам. | Работают с учебником §18, стр.107-112. Записывают в тетрадях. Проверяют материал по эталону. Сверяются с ответами, выставляют себе оценки, а потом осуществляют взаимооценивание (критерии оценивания на листочках у каждого). | Регулятивные: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одного вида в другой. Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. |
6.Этап закрепления изученного материала. | 1.Базовый уровень Из формул CuO, Fe2O3, NaCl, SiO2,H2O,CuSO4 выпишите отдельно оксиды металлов и оксиды неметаллов. Назовите их по международной номенклатуре. 2. (Повышенный уровень) Составьте формулы названных в тексте оксидов: «В земной коре – литосфере – находятся оксид алюминия (входит в состав глины), оксид кремния (IV) (песок), оксид железа (III)(содержится в красном железняке). Водная оболочка Земли – гидросфера – это оксид водорода. В воздухе есть оксид углерода (IV) (углекислый газ). В результате хозяйственной деятельности человека образуются вещества, загрязняющую атмосферу: оксид углерода (II) (угарный газ), оксид серы (IV) (сернистый газ), оксид азота (II) и оксид азота (IV)» Распределите вещества по группам. Ребята, давайте поменяемся работами, проверим ее и выставим оценки за работу. | Решают самостоятельно. Применяют знания на практике. Выполняют задания в тетрадях. Перечисляют критерии оценивания. Сверяются с ответами, выставляют себе оценки, а потом осуществляют взаимооценивание (критерии оценивания на листочках у каждого). | Регулятивные: Уметь работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Познавательные: Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой. |
7.Домашнее задание. | §19, упр. № 1 , №5 Поясняет выполнение заданий. | Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы. | |
8.Рефлексия. | Подведем итоги нашей работы. Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока? Как вы считаете, достигли ли мы целей? Что нового узнали на уроке? Что было сложным при изучении оксидов? | Отвечают на вопросы, высказывают свои впечатления об уроке. | Регулятивные:Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |