Данная рабочая программа разработана на основе типовой программы в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом технического и профессионального образования Республики Казахстан, утверждённого Постановлением Правительства РК от 23.08.2012 г. № 1080.
При реализации данной рабочей программы предусмотрено проведение не менее двух контрольных работ и одного экзамена в группах Сп-15, М-14. Контрольные работы проводятся за счёт общего бюджета времени, экзамен в срок, отведённый на промежуточную аттестацию.
Химическое образование - обязательный компонент общей культуры человека, основа его научного миропонимания, средство социализации и функциональности. В процессе совершенствования естественнонаучных знаний учитываются тенденции развития профильного образования: фундаментализация, дифференциация, интеграция, когнитивная гуманизация.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая учебная программа по химии»
14
Содержание
стр.
1.
Пояснительная записка ……………………………………...........
4
2.
Планируемые результаты обучения ……………………………..
7
3.
Тематический план ………………………………………………..
10
4.
Содержание дисциплины и требования к уровню подготовки ..
14
5.
Перечень литературы и средств обучения ………………………
15
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе типовой программы в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом технического и профессионального образования Республики Казахстан, утверждённого Постановлением Правительства РК от 23.08.2012 г. № 1080.
При реализации данной рабочей программы предусмотрено проведение не менее двух контрольных работ и одного экзамена в группах Сп-15, М-14. Контрольные работы проводятся за счёт общего бюджета времени, экзамен в срок, отведённый на промежуточную аттестацию.
Химическое образование - обязательный компонент общей культуры человека, основа его научного миропонимания, средство социализации и функциональности. В процессе совершенствования естественнонаучных знаний учитываются тенденции развития профильного образования: фундаментализация, дифференциация, интеграция, когнитивная гуманизация.
Система химических знаний определена идеей причинно-следственных связей микро- и макромира веществ, взаимопревращений простых и сложных веществ и генетической связи классов неорганических и органических веществ. Химические реакции и их закономерности рассматриваются с учетом технологий производства новых веществ, материалов и энергии.
Программой для 2 курса предусмотрено обобщение и совершенствование знаний по основам курса органической и неорганической химии: теория строения органических соединений, природа химических связей в органических соединениях; классификация и номенклатура органических соединений; углеводороды и их природные источники; кислородсодержащие органические соединения, углеводы; азотсодержащие органические соединения; периодический закон и периодическая система химических элементов в свете строения атома; химическая связь и строение вещества; основные классы неорганических веществ, химические реакции; металлы, неметаллы и сплавы; химия в жизни, в моей профессии.
Программа 1 курса содержит основы органической химии по разделам: теория строения органических соединений, природа химических связей в органических соединениях; классификация и номенклатура органических соединений; углеводороды и их природные источники; кислородсодержащие органические соединения, углеводы; азотсодержащие органические соединения; искусственные и синтетические полимеры; по основам курса неорганической и общей химии: периодический закон и периодическая система химических элементов в свете строения атома; химическая связь и строение вещества; основные классы неорганических веществ, химические реакции; металлы, неметаллы и сплавы; химия в жизни, в моей профессии.
При изучении технологий получения важнейших химических продукции рассматриваются эффективность малоотходных и экологически безопасных производств новых материалов и полимеров путем сбережения и комплексного использования природных ресурсов Казахстана с учетом регионального компонента.
Цель обучения:
- формирование у учащихся естественнонаучных знаний и интегративного эколого-гуманистического представления об окружающем мире;
-развитие предметно-образного и рационально-логического усвоения системы научных знаний, методов познания веществ и химических явлений в области химической науки и технологии;
-воспитание позитивной способности выражать свою гражданскую позицию и экологическую культуру в защите окружающей среды от загрязнения промышленными и бытовыми отходами.
Задачи курса:
-усвоение практико-ориентированных знаний, понятий и законов химической науки;
-понимание вклада химии в накоплении научных знаний для улучшения здоровья и питания людей, рациональном природопользовании, обогащении энергетическими ресурсами;
-развитие общеучебных умений и навыков продуктивного мышления (алгоритмического, наглядно-образного, теоретического);
-развитие универсальных способностей, функциональной грамотности в исследовательской и системно-творческой деятельности для решения опытно-экспериментальных и расчетных задач различной сложности;
-развитие творческих и интеллектуальных способностей с учетом возрастной психологии и физиологических особенностей, обучающихся в социуме;
-трансляция культурно-исторического опыта химической науки в пространстве культуры;
-воспитание национальной и общечеловеческой культуры общения, зрелости духовно-нравственных основ жизни человека и человечества;
-освоение рефлексии, критериальной оценки собственных результатов; способов и средств самопознания и профессионального самоопределения.
Прикладной аспект химических знаний выражен логичностью материального единства окружающего мира, биологической роли и применения различных веществ в питании, быту и на производстве.
Обновление содержания химического образования с учетом новых открытий науки и технологий направлено на развивающую систему знаний и овладения методами познания основ современной химии, создающих предпосылки к полноценному ее использованию в сфере экономики, культуры, быта и в защите окружающей среды.
Согласно дидактическим принципам профильности теории и практики обучения химии предусмотрено развитие исследовательской культуры личности учащегося в освоении умений анализировать, прогнозировать, проектировать, конструировать функциональные знания и навыки, необходимых для выбора профессионального становления в динамичном и поликультурном мире.
Введение в каждую тему расчетных задач, химических демонстраций лабораторных опытов, практических работ с элементами мультимедиа и с использованием электронных пособий послужит основой сформированности у учащихся пространственного воображения, навыков математического и логического мышления, аналитических способностей, грамотного обращения с веществами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни.
Системно-деятельностный подход развивающего обучения химии реализуется внутрипредметной и межпредметной естественнонаучной интеграцией с использованием мультимедийных виртуальных лабораторий, цифровых образовательных ресурсов, электронных пособий, которые призваны дополнять практическую экспериментальную деятельность.
Объем учебной нагрузки по предмету «Химия» в соответствии с типовым учебным планом составляет:
1 курс - группы Сп-15 (организация питания) – 100 часов; Ст-15 (строительство и эксплуатация зданий и сооружений) – 100 ч, группа С-15 (сварочное дело) – 20 часов
2 курс – группа М-14 (фермерское хозяйство) – 78 часов.
В процессе обучения химии предусмотрена межпредметная связь со следующими дисциплинами:
«Спецпредметы»:
Специальность «Организация питания»:
-пластмассы;
-белки, жиры, углеводы.
Специальность «Сварочное дело»:
- ацетилен;
- металлы;
- сплавы.
Специальность «Фермерское хозяйство»:
- ядохимикаты;
- нефть;
- пластмассы;
- дисперсные системы.
- многоатомные спирты.
Специальность «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»:
- пластмассы;
- волокна;
- оксиды;
- гидроксиды;
- дисперсные системы
«Биология»:
-биологическая роль микро-, макроэлементов металлов и неметаллов (атомов, ионов, молекул);
-биологическая и пищевая ценность углеводов, жиров, белков, аминокислот;
-гены, наследственность, роль ДНК и РНК, понятие о генной инженерии;
-химический состав живых организмов;
-современные открытия биотехнологии, биохимии в области медицины и экологии;
-экологическая безопасность применения различных веществ в быту.
«География»:
-месторождение полезных ископаемых, угля, нефти, природного газа;
-природные сырьевые ресурсы и основные металлургические, химические и перерабатывающие производства в Казахстане и мире, их практическая значимость в социально-экономическом развитии страны;
-рациональное использование минеральных ресурсов;
«Математика»:
-использование математических расчетов при изучении количественного состава вещества с использованием формул, уравнений химических реакции;
-периодический закон, периодическая система элементов Менделеева;
-состав и строение атома, атомных ядер, изотопы, радиоактивность, ядерные реакции; агрегатные состояния веществ, кристаллические решетки, газовые законы;
-электролиз расплавов и растворов солей; закон электролиза Фарадея;
альтернативные источники энергии, энергетический потенциал Казахстана.
«Информатика»:
-работа с электронными учебниками, пособиями, виртуальной лабораторией, тестирующими устройствами, приборами;
-создание презентации, проектов, расчетов с использованием компьютерных программ;
-обучение в сети Интернет.
Планируемые результаты обучения
По завершении 1 курса учащиеся должны знать:
- важнейшие химические понятия: химическое строение, гомологи, гомологический ряд, изомерия, изомеры, мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, основные положения теории строения органических веществ А.М. Бутлерова и ее значение; гибридизация и ее виды, δ- и π – связи, одинарные, двойные и тройные связи между атомами углерода; типы углеродных цепей; электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии; классификацию и характеристику типов химической связи; основные способы получения ВМС; наиболее широко распространенные полимеры, их свойства и практическое применение.
- научные принципы химического производства, химические загрязнения окружающей среды и их последствия;
- природные источники углеводородов, их переработка, месторождения в Казахстане;
- высокомолекулярные соединения, реакции полимеризации и поликонденсации, полимеры, пластмассы, волокна, каучуки;
- реакции, характеризующие основные свойства и получение углеводородов, кислородсодержащих соединений
- основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон;
- основные теории химии: строения органических соединений (включая стереохимию);
- особенности строения, состава и свойств веществ, имеющих практическое применение; существенные признаки и классификация органических веществ и их генетическая взаимосвязь;
- сущность и типы химических реакции в органической химии и закономерности их протекания;
- классификацию и номенклатуру органических соединений;
- природные источники углеводородов и способы их переработки;
- экспериментальные основы химии;
- общие способы получения органических веществ;
- органические вещества и материалы, широко используемые в практике.
понимать:
- роль химии и методов познания в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
- химическую основу природных явлений, круговорота и нахождение веществ в природе.
По завершении 1 курса учащиеся должны уметь:
- правильно пользоваться химической терминологией и символикой; называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам органических веществ;
- составлять структурные формулы изомеров и гомологов;
- применять основные положения теории А.М. Бутлерова для объяснения структуры и строения молекул и свойств веществ;
- различать типы химических реакции в органической химии; изображать структурные формулы органических веществ;
- строить модели и записывать формулы и названия гомологов, изомеров; составлять сравнительную характеристику веществ;
- решать расчетные задачи на нахождение молекулярных формулы вещества по данным количественного анализа и массам продуктов сгорания;
- использовать информационно-коммуникативные технологии для получения, закрепления и контроля знаний;
- проводить химический эксперимент в соответствии с правилами безопасного обращения с оборудованием и химическими реактивами;
- оказывать первую помощь при химических повреждениям или отравлениях; бережно относиться к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих, знать грамотное применение в быту изученных веществ.
- определять: изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, геометрию молекулы по характеристикам химических связей; характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии, наиболее широко распространенные полимеры по их свойствам.
- характеризовать строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);
- объяснять зависимость реакционной способности органических соединений от строения их молекул; находить причинно-следственные связи между свойствами веществ и строения; основные технологии получения новых органических веществ и материалов;
- выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических и органических веществ опытным путем; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций с участием неорганических и органических веществ;
- осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информаций с химическим, экологическим, естественнонаучным, историческим содержанием и их представления в различных формах.
По завершении 2 курса учащихся должны знать:
-возрастающую роль и значение химии, экспериментальные основы химии;
-основополагающие химические понятия, теории, законы и закономерности;
- важнейшие химические понятия:
строение атома и атомных орбиталей, состояние электронов, принцип Паули, скорость химической реакции, механизм реакций, катализ, тепловой эффект реакции, химическое равновесие, константа равновесия;
- научные принципы химического производства, химические загрязнения окружающей среды и их последствия;
- основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон;
- основные теории химии: строения атома; химической связи;
- особенности строения, состава и свойств веществ, имеющих практическое применение; существенные признаки и классификация неорганических веществ и их генетическая взаимосвязь;
- сущность и типы химических реакций и закономерности их протекания; сущность процессов коррозии металлов и методы защиты от коррозии;
- химические способы защиты окружающей среды от химического загрязнения;
- химические основы сохранения здоровья и организации здорового образа жизни;
- правила техники безопасности при обращении с растворами, газами и твердыми химическими веществами.
- классификацию и номенклатуру неорганических соединений;
- экспериментальные основы химии;
- общие способы получения веществ; вещества и материалы, широко используемые в практике;
- химические методы познания веществ и изучения химических реакции;
понимать:
- роль химии и методов познания в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
- химическую основу природных явлений, круговорота и нахождение веществ в природе.
- виды альтернативных источников энергии; основные технологии получения новых веществ и материалов.
По завершении 2 курса учащихся должны уметь:
- пользоваться химической терминологией и символикой; называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;
- составлять схемы строения, графическую, электронно-волновую модель внешнего уровня атома, электронную и точечно-электронную формулы;
- характеризовать свойства вещества, зная тип его кристаллической решетки, по формуле вещества предполагать тип связи, предсказывать тип кристаллической решетки;
- определять геометрию молекулы по характеристикам химической связи;
- анализировать явления окружающего мира с химической точки зрения;
- использовать информационно-коммуникативные технологии для получения, закрепления и контроля знаний;
- обосновать условия протекания химических реакций, описывать строение, состав, свойства, местонахождение и практическое значение изученных веществ;
- проводить химический эксперимент в соответствии с правилами безопасного обращения с оборудованием и химическими реактивами;
- оказывать первую помощь при химических повреждениях или отравлениях; бережно относиться к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих, знать грамотное применение в быту изученных веществ.
Должны уметь определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды веществ в водных растворах, окислитель и восстановитель, окисление, восстановление, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов;
- характеризовать: s-, p- и d-элементы на основе строения их атомов и положения в периодической системе Д.И.Менделеева; по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений;
Должны уметь объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической системе Д.И. Менделеева;
- обосновать: свойства элементов и образованных ими веществ в зависимости от расположения в периодической системе, зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционную способность органических соединений от строения их молекул;
- находить причинно-следственные связи между свойствами веществ и строения;
- выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических веществ опытным путем; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций с участием неорганических и органических веществ с использованием понятий: растворы, масса раствора, массовая доля растворенного вещества в растворе, объемные отношения газов при химических реакциях;
- решать задачи на расчет массы вещества или объема газа по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ; расчеты теплового эффекта химической реакции; комбинированные задачи: «избыток-недостаток», массовая или объемная доля выхода продукта реакции от теоретически возможного, массовая доля вещества в составе смеси; нахождение молекулярной формулы вещества;
- осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информаций с химическим, экологическим, естественнонаучным, историческим содержанием и их представления в различных формах.
Тематический план (первый курс)
Сп-15 (организация питания)
Ст-15 (строительство и эксплуатация зданий и сооружений)
№№ п.п.
Наименование
разделов и тем
Часы по учебному плану
Всего
Теоретическое обучение
Практическое обучение
1
Теория химического строения органических соединений А.М. Бутлерова
4 часа
4 часа
-
2
Предельные углеводороды
8 часов
7 часов
1 час (л/р)
3
Непредельные углеводороды
8 часов
7 часов
1 час (л/р)
4
Ароматические углеводороды
4 часа
3 часа
1 час (к/р)
5
Природные источники углеводородов
2 часа
2 часа
-
6
Спирты и фенолы
8 часов
7 часов
1 час (л/р)
7
Альдегиды и карбоновые кислоты
8 часов
6 часов
2 часа (л/р)
8
Сложные эфиры и жиры
4 часа
2 часа
2 час (л/р),
9
Углеводы
6 часов
5 часов
1 час (л/р)
10
Амины. Аминокислоты
2 часа
2 часа
-
11
Белки
2 часа
2 часа
-
12
Синтетические полимеры
6 часов
3 часа
2часа (л/р),
1 час (к/р)
13
Повторение и обобщение пройденного материала
6 часов
4 часа
2 часа (л/р)
14
Периодический закон и периодическая система элементов Д.И. Менделеева на основе учения о строении атома
6 часов
6 часов
-
15
Строение вещества
6 часов
6 часов
-
16
Химические реакции
6 часов
6 часов
-
17
Неметаллы
6 часов
6 часов
-
18
Металлы
8 часов
6 часов
2 часа (зачёт)
Итого:
100 часов
84 часа
16 часов
Содержание дисциплины
Раздел 1. Теория химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Введение в органическую химию. Техника безопасности (вводный инструктаж). Предпосылки теории органических соединений. Основные положения теории химического строения А.М. Бутлерова.
Раздел 2. Предельные углеводороды. Метан, его строение, свойства. Изомерия и номенклатура предельных углеводородов. Химические свойства предельных углеводородов. Циклопарафины. Проверочная работа. Решение задач на нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода. Практическая работа №1 «Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах».
Раздел 3. Непредельные углеводороды. Этилен, его строение и физические свойства. Химические свойства ряда этилена. Практическая работа №2 «Получение этилена и опыты с ним». Понятие о диеновых углеводородах, их строение и химические свойства. Каучук. Ацетилен и его гомологи. Решение задач с межпредметным содержанием. Закрепление знаний о предельных и непредельных углеводородах.
Раздел 4. Ароматические углеводороды. Бензол, его строение, свойства. Получение и применение бензола. Подготовка к контрольной работе. Контрольная работа.
Раздел 5. Природные источники углеводородов. Природный и попутный нефтяной газы. Нефть, состав и свойства нефти. Продукты, получаемые из нефти.
Раздел 6. Спирты и фенолы. Строение предельных одноатомных спиртов. Применение и получение спиртов. Химические свойства спиртов. Практическая работа № 3 «Синтез бромэтана». Понятие о многоатомных спиртах. Строение, свойства и применение фенола. Генетическая взаимосвязь между углеводородами и спиртами.
Раздел 7. Альдегиды и карбоновые кислоты. Гомологический ряд альдегидов. Общие химические свойства альдегидов. Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот. Химические свойства одноосновных карбоновых кислот. Представители предельных и непредельных карбоновых кислот. Связь между углеводородами спиртами, альдегидами и кислотами. Практическая работа № 4 «Получение и свойства карбоновых кислот». Практическая работа № 5 «Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ».
Раздел 8. Сложные эфиры и жиры. Строение и свойства сложных эфиров. Жиры, их строение и свойства. Переработка жиров в технике. Понятие о синтетических моющих средствах. Практическая работа №6 «Синтез этилового эфира уксусной кислоты».
Раздел 9. Углеводы. Моносахариды. Глюкоза, ее свойства. Дисахариды. Сахароза, ее свойства. Полисахариды. Крахмал, его свойства. Целлюлоза, ее строение, применение. Практическая работа №7 «Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ». Решение расчётных задач.
Раздел 10. Амины. Аминокислоты. Амины. Строение и свойства. Аминокислоты, строение, изомерия.
Раздел 11. Белки. Белки как высокомолекулярные вещества. Структура белков, свойства и синтез белков. Нуклеиновые кислоты.
Раздел 12. Синтетические полимеры. Общие понятия химии высокомолеку- лярных веществ: мономер, полимер, степень полимеризации. Классификация волокон. Практическая работа №8 «Распознавание пластмасс». Практическая работа №9 «Распознавание волокон». Подготовка к контрольной работе. Контрольная работа.
Раздел 13. Повторение и обобщение пройденного материала. Генетическая взаимосвязь между классами углеводородов. Рациональное использование природных источников углеводородов. Практическая работа №10 «Решение экспериментальных задач с межпредметным содержанием». Обобщение знаний по органической химии.
Раздел 14. Периодический закон и периодическая система элементов Д.И. Менделеева на основе учения о строении атома. Строение электронных оболочек атомов химических элементов малых периодов. Строение электронных оболочек атомов химических элементов больших периодов. Валентность. Валентные возможности и размеры атомов химических элементов. Оксиды. Гидроксиды и водородные соединения.
Раздел 15. Строение вещества. Химическая связь: ионная, ковалентная. Металлическая и водородная связи. Комплексные соединения. Дисперсные системы.
Раздел 16. Химические реакции. Классификация химических реакций. Скорость химических реакций. Катализ. Химическое равновесие. Принцип Ле Шателье. Гидролиз.
Раздел 17. Неметаллы. Химические элементы-неметаллы. Строение и свойства простых веществ. Водородные соединения неметаллов. Оксиды неметаллов. Кислородсодержащие кислоты. Повторение по теме «Неметаллы».
Раздел 18. Металлы. Общая характеристика металлов. Металлы главных и побочных подгрупп. Общие способы получения металлов. Сплавы. Зачётная работа.
Тематический план (первый курс)
С-15 (сварочное дело)
№№ п.п.
Наименование
разделов и тем
Часы по учебному плану
Всего
Теоретическое обучение
Практическое обучение
1
Теория химического строения органических соединений А.М. Бутлерова
4 часа
4 часа
-
2
Предельные углеводороды
8 часов
7 часов
1 час (л/р)
3
Непредельные углеводороды
8 часов
6 часов
1 час (л/р)
1 час (зачёт)
Итого:
20 часов
17 часов
3 часа
Содержание дисциплины
Раздел 1. Теория химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Введение в органическую химию. Техника безопасности (вводный инструктаж). Предпосылки теории органических соединений. Основные положения теории химического строения А.М. Бутлерова.
Раздел 2. Предельные углеводороды. Метан, его строение, свойства. Изомерия и номенклатура предельных углеводородов. Химические свойства предельных углеводородов. Циклопарафины. Проверочная работа. Решение задач на нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода. Практическая работа №1 «Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах».
Раздел 3. Непредельные углеводороды. Этилен, его строение и физические свойства. Химические свойства ряда этилена. Практическая работа №2 «Получение этилена и опыты с ним». Понятие о диеновых углеводородах, их строение и химические свойства. Каучук. Ацетилен и его гомологи. Решение задач с межпредметным содержанием. Зачётное занятие.
Тематический план (второй курс)
М-14 (фермерское хозяйство)
№№ п.п.
Наименование
разделов и тем
Часы по учебному плану
Всего
Теоретическое обучение
Практическое обучение
1
Теория химического строения органических соединений А.М. Бутлерова
4 часа
4 часа
-
2
Предельные углеводороды
8 часов
7 часов
1 час (л/р)
3
Непредельные углеводороды
8 часов
7 часов
1 час (л/р)
4
Ароматические углеводороды
4 часа
3 часа
1 час (к/р)
5
Природные источники углеводородов
2 часа
2 часа
-
6
Спирты и фенолы
8 часов
7 часов
1 час (л/р)
7
Альдегиды и карбоновые кислоты
6 часов
4 часа
2 часа (л/р)
8
Сложные эфиры и жиры
4 часа
2 часа
2 час (л/р)
9
Углеводы
4 часа
4 часа
-
10
Амины. Аминокислоты. Белки
6 часов
6 часов
-
11
Периодический закон и периодическая система элементов Д.И. Менделеева на основе учения о строении атома
6 часов
6 часов
-
12
Строение вещества
4 часа
4 часа
_
13
Химические реакции
6 часов
6 часов
_
14
Неметаллы и металлы
8 часов
6 часов
2 час (зачёт)
Итого:
78 часов
68 часов
10 часов
Содержание дисциплины
Раздел 1. Теория химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Введение в органическую химию. Техника безопасности (вводный инструктаж). Предпосылки теории органических соединений. Основные положения теории химического строения А.М. Бутлерова.
Раздел 2. Предельные углеводороды. Метан, его строение, свойства. Изомерия и номенклатура предельных углеводородов. Химические свойства предельных углеводородов. Циклопарафины. Проверочная работа. Решение задач на нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода. Практическая работа №1 «Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах».
Раздел 3. Непредельные углеводороды. Этилен, его строение и физические свойства. Химические свойства ряда этилена. Практическая работа №2 «Получение этилена и опыты с ним». Понятие о диеновых углеводородах, их строение и химические свойства. Каучук. Ацетилен и его гомологи. Решение задач с межпредметным содержанием. Закрепление знаний о предельных и непредельных углеводородах.
Раздел 4. Ароматические углеводороды. Бензол, его строение, свойства. Получение и применение бензола. Подготовка к контрольной работе. Контрольная работа.
Раздел 5. Природные источники углеводородов. Природный и попутный нефтяной газы. Нефть, состав и свойства нефти. Продукты, получаемые из нефти.
Раздел 6. Спирты и фенолы. Строение предельных одноатомных спиртов. Применение и получение спиртов. Химические свойства спиртов. Практическая работа № 3 «Синтез бромэтана». Понятие о многоатомных спиртах. Строение, свойства и применение фенола. Генетическая взаимосвязь между углеводородами и спиртами.
Раздел 7. Альдегиды и карбоновые кислоты. Гомологический ряд альдегидов. Общие химические свойства альдегидов. Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот. Химические свойства одноосновных карбоновых кислот. Практическая работа № 4 «Получение и свойства карбоновых кислот». Практическая работа № 5 «Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ».
Раздел 8. Сложные эфиры и жиры. Строение и свойства сложных эфиров. Жиры, их строение и свойства. Переработка жиров в технике. Понятие о синтетических моющих средствах. Практическая работа №6 «Синтез этилового эфира уксусной кислоты».
Раздел 9. Углеводы. Моносахариды. Глюкоза, ее свойства. Дисахариды. Сахароза, ее свойства. Полисахариды. Крахмал, его свойства. Целлюлоза, ее строение, применение.
Раздел 10. Амины. Аминокислоты. Белки. Амины. Строение и свойства. Аминокислоты, строение, изомерия. Белки как высокомолекулярные вещества. Структура белков, свойства и синтез белков. Классификация волокон. Обобщение знаний по органической химии.
Раздел 11. Периодический закон и периодическая система элементов Д.И. Менделеева на основе учения о строении атома. Строение электронных оболочек атомов химических элементов малых периодов. Строение электронных оболочек атомов химических элементов больших периодов. Валентность. Валентные возможности и размеры атомов химических элементов. Оксиды. Гидроксиды и водородные соединения.
Раздел 12. Строение вещества. Химическая связь: ионная, ковалентная. Металлическая и водородная связи. Дисперсные системы.
Раздел 13. Химические реакции. Классификация химических реакций. Скорость химических реакций. Катализ. Химическое равновесие. Принцип Ле Шателье. Гидролиз.
Раздел 14. Неметаллы. Химические элементы-неметаллы. Строение и свойства простых веществ. Кислородсодержащие кислоты. Металлы. Общая характеристика металлов. Металлы главных и побочных подгрупп. Сплавы. Зачётная работа.
Требования к уровню подготовки
Учащиеся 1 и 2 курсов должны применять:
-сформированные представления о месте и роли химии и химических знаний;
-осмысленные знания для применения в повседневной жизни, в познавательной деятельности, в профессии;
- научно обоснованные подходы в познании и личностное понимание;
-универсальные способности для решения учебных проблем, тождественных реальным жизненным с оцениванием своих резервов и способностей;
-межпредметную связь со спецдисциплинами.
Учащиеся 1 и 2 курсов должны владеть:
-умением обрабатывать, объяснять результаты проведённых опытов и делать выводы;
-готовностью и способностью применять методы познания при решении практических задач;
-валеолого-экологической культурой применения некоторых веществ в быту, правилами техники безопасности при выполнении экспериментов;
-собственной позицией по отношению к химической информации, получаемой из разных источников;
-умениями давать количественные оценки и проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям;
-умениями исследовать свойства неорганических и органических веществ, объяснять закономерности протекания химических реакций, прогнозировать возможность их осуществления;
-умениями выдвигать гипотезы на основе знаний о составе, строении вещества и основных химических законах, проверять их экспериментально, формулируя цель исследования;
-методами самостоятельного планирования и проведения химических экспериментов с соблюдением правил безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием;
-умениями описания, анализа и оценки достоверности полученного результата;
-умениями прогнозировать, анализировать и оценивать с позиций экологической безопасности последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.
- понятиями о характере трудовой и творческой деятельности взрослых профессионалов по специальностям с химическим направлением.
Перечень литературы и средств обучения
Основная литература:
Рабочая программа ориентирована на использование учебников: Н. Нурахметов, К. Бекишев, Химия 10 класс; А. Темирбулатова, Н. Нурахметов, Химия 11 класс.
Методические пособия и дополнительная литература для преподавателя:
1. К. Джексембина. Химия. Методическое руководство. – Алматы «Мектеп», 2011.
2. А.М. Радецкий, В.П. Горшкова, Л.Н. Кругликова. —2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1999.
6. CD-ROM Цифровая база видео. Химия. Сетевая версия.- М.: Институт новых технологий. Интерактивная линия www.intline.ru, 2006г.
7. CD-ROM Полный интерактивный курс химии для учащихся школ, лицеев, гимназий, колледжей, студентов технических вузов. Поддержка обучения на образовательном портале «Открытый колледж» www. сollege.ru, 2005.
object(ArrayObject)#863 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(245) "Разработка варианта рабочей учебной программы для 8 класса по курсу «Химия» в условиях перехода на ФГОС ООО по учебнику О.С. Габриелян"
["seo_title"] => string(148) "razrabotka-varianta-rabochiei-uchiebnoi-proghrammy-dlia-8-klassa-po-kursu-khimiia-v-usloviiakh-pieriekhoda-na-fgos-ooo-po-uchiebniku-o-s-gabriielian"
["file_id"] => string(6) "284432"
["category_seo"] => string(6) "himiya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1453981110"
}
}