kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая учебная программа по химии (10 класс, профильный уровень)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая учебная программа составлена на основе примерной программы среднего полного образования по химии (профильный уровень), в соответствии с государственными стандартами общего образования по химии (Сборник нормативных документов для образовательных учреждений РФ. М.:Дрофа 2007), разработана на основе программы : О.С. Габриелян (программно-методические материалы. Химия, cоставитель сборника Н.И. Габрусева, С.В. Суматохин),  ориентирована на учебник:  О.С. Габриелян. Химия 10 класс. Профильный уровень. Дрофа, Москва, 2014 г.  

Программа  предназначена для учителей  химии, методистов. Может быть реализована в профильных химико-биологических классах школ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«программа профиль 10кл»

Рабочая учебная программа по химии (10 класс, профильный уровень)


Пояснительная записка



Рабочая учебная программа составлена на основе примерной программы среднего полного образования по химии (профильный уровень), в соответствии с государственными стандартами общего образования по химии (Сборник нормативных документов для образовательных учреждений РФ. М.:Дрофа 2007), разработана на основе программы : О.С. Габриелян (программно-методические материалы. Химия, cоставитель сборника Н.И. Габрусева, С.В. Суматохин), ориентирована на учебник: О.С. Габриелян. Химия 10 класс. Профильный уровень. Дрофа, Москва 2013 г. (Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации) при планировании 3 часа в неделю (102 часа\год) ), их них в 10 классе контрольных работ - 8 , практических работ – 8.


УМК:

1. О.С. Габриелян. Химия 10 класс. Профильный уровень. Дрофа, Москва, 2014 г.

2. О.С. Габриелян. Контрольные и провероч­ные работы по химии 10 кл. — М.: Дрофа, 2009


Выбранный УМК обеспечивает наиболее продуктивную отработку общеучебных умений и навыков по профильному курсу химии 10 класса, обладает четко выраженной структурой и доступностью, способствуя усвоению некоторого базового объема химических зна­ний, формированию в сознании научной картины мира — одного из необходимых условий выработки реалистического взгляда на природу и место человека в ней, определенной культуры мышления и поведения, разумного и ответствен­ного отношения к себе, людям и среде обитания.


Изучение химии в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:



- освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;

- овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и химические реакции; выполнять лабораторные эксперименты; прово­дить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и принимать решения в проблемных ситуациях;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и твор­ческих способностей в процессе изучения химической науки и ее вклада в технический прогресс цивилизации, сложных и противоречи­вых путей развития идей, теорий и концепций современной химии;

- воспитание убежденности в том, что химия - мощный инстру­мент воздействия на окружающую среду, воспитания чувства ответст­венности за применение полученных знаний и умений;

- применение полученных знаний и умений для безопасной ра­боты с веществами в лаборатории, быту и на производстве; для реше­ния практических задач в повседневной жизни; предупреждения явле­ний, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; прове­дения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, свя­занной с химией.

Учебно-воспитательные задачи предмета:

- изучить основы науки: важнейшие факты, понятия, химические законы и теории, химическую символику, до­ступные обобщения мировоззренческого характера;

- ознакомить с технологическим применением законов химии, с научными основами химического производства, с трудом людей на химическом и смежных производствах;

- воспитать нравственность, гуманизм, бережное от­ношение к природе и собственности;

- воспитать осознанную потребность в труде, совершен­ствовать трудовые умения и навыки, подготовить к со­знательному выбору профессии в соответствии с личными способностями и потребностями общества;

- формировать умения сравнивать, вычленять в изучен­ном существенное; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщения; связно и доказательно излагать учебный материал; самостоятельно применять, пополнять и систематизировать знания;

- формировать умения обращаться с химическими ве­ществами, простейшими приборами, оборудованием; соб­людать правила техники безопасности; учитывать хими­ческую природу вещества для предупреждения опасных для человека явлений (пожаров, взрывов, отравлений и т. п.); наблюдать и объяснять химические явления, про­исходящие в природе, лаборатории, на производстве и в повседневной жизни; фиксировать результаты опытов; де­лать соответствующие обобщения;

- формировать умения организовывать свой учебный труд; пользоваться учебником, справочной литературой; соблюдать правила работы в классе, коллективе, на ра­бочем месте.


Требования к результатам изучения химии в 10 класссе


В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен

знать:

- важнейшие химические понятия: углеродный скелет, функ­циональная группа, гомология, структурная и пространственная изо­мерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофия, нуклеофия, основные типы реакций в органической химии;

- основные теории химии: химической связи, строения органи­ческих соединений (включая стереохимию);

- природные источники углеводородов и способы их переработ­ки;

- вещества и материалы, широко используемые в практике: органические кислоты, углеводороды, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры.

уметь:

- называть изученные вещества по «тривиальной» и междуна­родной номенклатурам;

- определять пространственное строение молекул, тип химиче­ской связи, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в органической химии;

- характеризовать строение и свойства органических соедине­ний (углеводородов, спиртов, фенолов, аминокислот и углеводов);

- объяснять зависимости реакционной способности органиче­ских соединений от строения их молекул;

- выполнять химический эксперимент по распознаванию важ­нейших органических веществ; получению конкретных веществ, отно­сящихся к изученным классам соединений;

- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям ре­акций;

- осуществлять самостоятельной поиск химической информа­ции с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Ин­тернета); использовать компьютерные технологии обработки и переда­чи информации и ее представления в различных формах.

Использовать приобретенные знания и умения в прак­тической деятельности и повседневной жизни:

- для понимания глобальных проблем, стоящих перед человечест­вом: экологических, энергетических и сырьевых;

- объяснения химических явлений, происходящих в быту и на производстве;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

- безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на про­изводстве;

- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

- распознавания и идентификации важнейших веществ и материа­лов;

- оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продук­тов;

- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.

Программа по химии позволяет раскрыть ведущие концептуальные идеи и отдельные положения, важные в познавательном и ми­ровоззренческом отношении: зависимость свойств веществ от состава и строения; обусловленность применения ве­ществ их свойствами; материальное единство неорганиче­ских и органических веществ; движение познания ко все более глубокой сущности; обусловленность превращений веществ действием законов природы; переход количест­венных изменений в качественные и разрешение противо­речий; развитие химии под влиянием требований научно-технического прогресса; возрастающая роль химии в со­здании новых материалов, в решении энергетической и продовольственной проблем, в выполнении задач химиза­ции народного хозяйства, экономии сырья, охраны окру­жающей среды.

На протяжении всего курса химии 10 класса прослеживаются межпредметные связи с курсом физики («Строение и валентные состояния атома углерода»), биологии (вопросы о содержании соединений в организме растений, животных и человека; химические реакции в живых организмах), математики (методика решения расчетных задач), литературы (упоминание об органических соединениях в литературных произведениях), экологии ( вопросы загрязнения окружающей среды органическими соединениями).

В рамках реализации программы учитываются психологические, возрастные особенности обучающихся при отборе содержания, методов и форм работы. Индивидуально подбирается объем учебной нагрузки в зависимости от способностей и возможностей учащихся. Сочетаются различные формы обучения (коллективные, групповые, индивидуальные, парные), что позволяет развивать все виды коммуникативной деятельности обучающихся. Планирование и организация уроков осуществляется с опорой на нестандартные формы, методы и приемы работы, развивающие способности обучающихся, повышающие уровень теоретических и практических навыков. Обучение организуется как на репродуктивном уровне, предполагающем закрепление знаний, формирование общеучебных ЗУН, так и исследовательском, направленном на развитие творческого мышления и воображения учащихся. В процессе реализации программы в педагогической практике применяются технологии:
  • -личностно – ориентированного обучения по И.С.Якиманской и О.С.Газману; дифференцированного обучения по Г.К.Селевко;

  • развивающего обучения Л.Я.Зорина, Н.Ф.Талызиной, Л.В.Занкова;

  • диагностики образовательного процесса В.М.Лизинского, В.Зайцева, Т.Смирнова.




Самостоятельную работу обучащихся на уроке необходимо рассматривать как одно из основных средств воспитания ученика – деятеля, для этого используются тестовые задания, электронные учебные пособия, презентации.

Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей учебной программе:

- лабораторная работа – вид самостоятельной практической и исследовательской работы обучающихся с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков самостоятельного экспериментирования

- практическая работа – вид учебной деятельности учащихся, по своим целям и задачам аналогичный лабораторным работам. Практические работы – средство связи теории и практики в обучении, развития познавательных способностей и самостоятельности учащихся

- общественный смотр знаний- вид учебной деятельности обучающихся, направленный на оценку и самооценку приобретенных теоретических и практических умений и навыков по темам, которым контрольную работу провести трудно; при этом виде деятельности знание проверяет независимая комиссия, учитель направляет работу обучающихся


- контрольная работа – вид учебной деятельности обучающихся, направленный на оценку и самооценку приобретенных теоретических и практических умений и навыков.



КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЩИХСЯ


Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качествен­ные показатели ответов: глубина (соответствие изученным теоретическим обоб­щениям);осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);полнота (соответствие объему программы и информа­ции учебника).

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).

Существенные ошибки связаны с недостаточной глуби­ной и осознанностью ответа (например, ученик неправиль­но указал основные признаки понятий, явлений, харак­терные свойства веществ, неправильно сформулировал за­кон, правило и т. п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания яв­лений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.). Несущественные ошибки определяются неполнотой oтвета (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним молено отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.


Оценка теоретических знаний


Отметка «5»:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»:

ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»:

при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»:

отсутствие ответа.


Оценка экспериментальных умений


Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием

проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»:

работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведение полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении пра­вил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учи­теля.

Отметка «2»:

допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в со­блюдении правил техники безопасности при работе с веще­ствами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Отметка «1»:

работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспе­риментальные умения.


Оценка умений решать экспериментальные задачи


Отметка «5»:

план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;

дано полное объяснение и сделаны выводы.

Отметка «4»:

план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несу­щественных ошибок в объяснении и выводах.

Отметка «3»:

план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объ­яснении и выводах.

Отметка «2»:

допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудова­ния, в объяснении и выводах.

Отметка «1»:

задача не решена.


Оценка умений решать расчетные задачи


Отметка «5»:

в логическом рассуждении и решении нет ошибок, за­дача решена рациональным способом. Отметка «4»:

в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

в логическом рассуждении нет существенных ошибок но допущена существенная ошибка в математических рас четах.

Отметка «2»:

имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.

Отметка «1»:

задача не решена.


Оценка письменных контрольных работ


Отметка «5»:

ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

ответ неполный или допущено не более двух несуще­ственных ошибок.

Отметка «3»:

работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.

Отметка «2»:

работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Отметка «1»:

работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной ра­боты необходимо учитывать требования единого орфогра­фического режима.

Отметка за итоговую контрольную работу корректиру­ет предшествующие отметки за четверть, полугодие, год.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА



Повторение по курсу химии 9 класса (3ч)

Введение (5 ч)

Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества. Краткий очерк истории развития органической химии.

Предпосылки создания теории строения: те­ория радикалов и теория типов, работы А. Кекуле, Э. Франкланда и А. М. Бутлерова, съезд вра­чей и естествоиспытателей в г. Шпейере. Основ­ные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. Химическое стро­ение и свойства органических веществ. Изоме­рия на примере н-бутана и изобутана.

Электронное облако и орбиталь, их формы: s , p. Электронные и электронно-графические форму­лы атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях. Ковалентная химическая связь и ее разновидности: сигма- и пи-связи . Водородная связь. Сравне­ние обменного и донорно-акцепторного механиз­мов образования ковалентной связи.

Первое валентное состояние — sр3-гибридиза-ция — на примере молекулы метана и других алканов. Второе валентное состояние — sp2-гибридизация — на примере молекулы этилена. Третье валентное состояние — sp-гибридизация — на примере молекулы ацетилена. Геометрия мо­лекул рассмотренных веществ и характеристика видов ковалентной связи в них.

Демонстрации. Коллекция органических ве­ществ, материалов и изделий из них. Модели мо­лекул СН4 и СН3ОН; С2Н2, С2Н4 и С6Н6; н-бутана и изобутана. Взаимодействие натрия с этанолом и отсутствие взаимодействия с диэтиловым эфи­ром. Коллекция полимеров, природных и синте­тических каучуков, лекарственных препаратов, красителей. Шаростержневые и объемные моде­ли молекул Н2, Cl2, N2, H2O, СН4. Шаростержне­вые и объемные модели СН4, С2Н4, С2Н2. Модель, выполненная из воздушных шаров, демонстри­рующая отталкивание гибридных орбиталей.



Тема 1. Строение и классификация органических соединений (10 ч)



Классификация органических соединений по строению «углеродного скелета»: ациклические (алканы, алкены, алкины, алкадиены), карбоциклические (циклоалканы и арены) и гетеро­циклические. Классификация органических со­единений по функциональным группам: спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры.

Номенклатура тривиальная, рациональная и ИЮПАК. Рациональная номенклатура как пред­шественник номенклатуры ИЮПАК. Принципы образования названий, органических соединений по ИЮПАК: замещения, родоначальной структу­ры, старшинства характеристических групп (ал­фавитный порядок).

Структурная изомерия и ее виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), меж­классовая изомерия. Пространственная изомерия и ее виды: геометрическая и оптическая. Биоло­гическое значение оптической изомерии. Отраже­ние особенностей строения молекул геометриче­ских и оптических изомеров в их названиях.

Демонстрации. Образцы представителей раз­личных классов органических соединений и ша­ростержневые или объемные модели их моле­кул. Таблицы «Название алканов и алкильных заместителей» и «Основные классы органических соединений». Шаростержневые модели молекул органических соединений различных классов. Мо­дели молекул изомеров разных видов изомерии.



Тема 2. Химические реакции в органической химии (6 ч)



Понятие о реакциях замещения. Галогенирование алканов и аренов, щелочной гидролиз галогеналканов.

Понятие о реакциях присоединения. Гидриро­вание, гидрогалогенирование, галогенирование. Реакции полимеризации и поликонденсации.

Понятие о реакциях отщепления (элиминиро­вания). Дегидрирование алканов. Дегидратация спиртов. Дегидрохлорирование на примере галогеналканов. Понятие о крекинге алканов и депо­лимеризации полимеров.

Реакции изомеризации.

Гомолитический и гетеролитический разрыв ковалентной химической связи; образование ковалентной связи по донорно-акцепторному меха­низму. Понятие о нуклеофиле и электрофиле. Классификация реакций по типу реагирующих частиц (нуклеофильные и электрофильные) и принципу изменения состава молекулы. Взаим­ное влияние атомов в молекулах органических веществ. Индуктивный и мезомерный эффекты. Правило Марковникова.

Расчетные задачи. 1. Вычисление выхода про­дукта реакции от теоретически возможного. 2. Комбинированные задачи.

Демонстрации. Взрыв смеси метана с хлором. Обесцвечивание бромной воды этиленом и ацетиле­ном. Получение фенолоформальдегидной смолы.

Деполимеризация полиэтилена. Получение эти­лена и этанола. Крекинг керосина. Взрыв гремуче­го газа. Горение метана или пропан-бутановой сме­си (из газовой зажигалки). Взрыв смеси метана или пропан-бутановой смеси с кислородом (воздухом).



Тема 3 Углеводороды (24 ч)



Понятие об углеводородах.

Природные источники углеводо­родов. Нефть и ее промышленная переработка. Фракционная перегонка, термический и катали­тический крекинг. Природный газ, его состав и практическое использование. Каменный уголь. Коксование каменного угля. Происхождение природных источников углеводородов. Риформинг, алкилирование и ароматизация нефтепро­дуктов. Экологические аспекты добычи, перера­ботки и использования полезных ископаемых.

А л к а н ы. Гомологический ряд и общая фор­мула алканов. Строение молекулы метана и дру­гих алканов. Изомерия алканов. Физические свойства алканов. Алканы в природе. Промыш­ленные способы получения: крекинг алканов, фракционная перегонка нефти. Лабораторные способы получения алканов: синтез Вюрца, декарбоксилирование солей карбоновых кислот, гид­ролиз карбида алюминия. Реакции замещения. Горение алканов в различных условиях. Терми­ческое разложение алканов. Изомеризация алка­нов. Применение алканов. Механизм реакции радикального замещения, его стадии. Практиче­ское использование знаний о механизме (свобод­но-радикальном) реакций в правилах техники безопасности в быту и на производстве.

А л к е н ы. Гомологический ряд и общая фор­мула алкенов. Строение молекулы этилена и дру­гих алкенов. Изомерия алкенов: структурная и пространственная. Номенклатура и физические свойства алкенов. Получение этиленовых углево­дородов из алканов, галогеналканов и спиртов. По­ляризация пи-связи в молекулах алкенов на приме­ре пропена. Понятие об индуктивном (+1) эффекте на примере молекулы пропена. Реакции присоеди­нения (галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация, гидрирование). Реакции окисления и полимеризации алкенов. Применение алкенов на основе их свойств. Механизм реакции электро-фильного присоединения к алкенам. Окисление алкенов в «мягких» и «жестких» условиях.

А л к и н ы. Гомологический ряд алкинов. Об­щая формула. Строение молекулы ацетилена и других алкинов. Изомерия алкинов. Номенкла­тура ацетиленовых углеводородов. Получение алкинов: метановый и карбидный способы. Фи­зические свойства алкинов. Реакции присоеди­нения: галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация (реакция Кучерова), гидрирование. Тримеризация ацетилена в бензол. Применение алкинов. Окисление алкинов. Особые свойства терминальных алкинов.

Алкадиены. Общая формула алкадиенов. Строение молекул. Изомерия и номенклатура ал­кадиенов. Физические свойства. Взаимное распо­ложение пи-связей в молекулах алкадиенов: кумулированное, сопряженное, изолированное. Особенности строения сопряженных алкадиенов, их получение. Аналогия в химических свойствах алкенов и алкадиенов. Полимеризация алкадие­нов. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Работы С. В. Лебе­дева. Особенности реакций присоединения к алкадиенам с сопряженными пи-связями.

Циклоалканы. Понятие о циклоалканах и их свойствах. Гомологический ряд и общая формула циклоалканов. Напряжение цикла в С3Н6, С4Н8 и С5Н10, конформации С6Н12. Изоме­рия циклоалканов (по «углеродному скелету», цис-, транс-, межклассовая). Химические свой­ства циклоалканов: горение, разложение, ради­кальное замещение, изомеризация. Особые свой­ства циклопропана, циклобутана.

Арены. Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола. Сопряжение я-свя­зей. Изомерия и номенклатура аренов, их полу­чение. Гомологи бензола. Влияние боковой цепина электронную плотность сопряженного л-обла-ка в молекулах гомологов бензола на примере то­луола. Химические свойства бензола. Реакции замещения с участием бензола: галогенирование, нитрование и алкилирование. Применение бен­зола и его гомологов. Радикальное хлорирование бензола. Механизм и условия проведения реак­ции радикального хлорирования бензола. Ката­литическое гидрирование бензола. Механизм ре­акций электрофильного замещения: галогенирования и нитрования бензола и его гомологов. Сравнение реакционной способности бензола и толуола в реакциях замещения. Ориентирующее действие группы атомов СН3— в реакциях заме­щения с участием толуола. Ориентанты I и II ро­да в реакциях замещения с участием аренов. Ре­акции боковых цепей алкилбензолов.

Расчетные задачи. 1. Нахождение молекуляр­ной формулы органического соединения по мас­се (объему) продуктов сгорания. 2. Нахождение молекулярной формулы вещества по его относи­тельной плотности и массовой доле элементов в соединениях. 3. Комбинированные задачи.

Демонстрации. Коллекция «Природные ис­точники углеводородов». Сравнение процессов горения нефти и природного газа. Образование нефтяной пленки на поверхности воды. Катали­тический крекинг парафина. Растворение пара­фина в бензине и испарение растворителя из сме­си. Плавление парафина и его отношение к воде (растворение, сравнение плотностей, смачива­ние). Разделение смеси бензин — вода с помощью делительной воронки.

Получение метана из ацетата натрия и гидроксида натрия. Модели молекул алканов — шаростержневые и объемные. Горение метана, пропан-бутановой смеси, парафина в условиях избытка и недостатка кислорода. Взрыв смеси метана с воз­духом. Отношение метана, пропан-бутановой сме­си, бензина, парафина к бромной воде и раствору

перманганата калия. Взрыв смеси метана и хло­ра, инициируемый освещением. Восстановление оксида меди (II) парафином.

Шаростержневые и объемные модели молекул структурных и пространственных изомеров алкенов. Объемные модели молекул алкенов. Полу­чение этена из этанола. Обесцвечивание этеном бромной воды. Обесцвечивание этеном раствора перманганата калия. Горение этена.

Получение ацетилена из карбида кальция. Физические свойства. Взаимодействие ацетилена с бромной водой. Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия. Горение ацети­лена. Взаимодействие ацетилена с раствором со­ли меди или серебра.

Модели (шаростержневые и объемные) моле­кул алкадиенов с различным взаимным располо­жением л-связей. Деполимеризация каучука. Модели (шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различным взаимным расположе­нием л-связей. Коагуляция млечного сока каучу­коносов (молочая, одуванчиков или фикуса).

Шаростержневые модели молекул циклоалканов и алкенов. Отношение циклогексана к рас­твору перманганата калия и бромной воде.

Шаростержневые и объемные модели молекул бензола и его гомологов. Разделение с помощью делительной воронки смеси бензол — вода. Раст­ворение в бензоле различных органических и не­органических (например, серы) веществ. Экстраги­рование красителей и других веществ (например, иода) бензолом из водных растворов. Горение бен­зола. Отношение бензола к бромной воде и раство­ру перманганата калия. Получение нитробензо­ла. Обесцвечивание толуолом подкисленного рас­твора перманганата калия и бромной воды.

Лабораторные опыты. 1. Построение моделей молекул алканов. 2. Сравнение плотности и сме­шиваемости воды и углеводородов. 3. Построение моделей молекул алкенов. 4. Обнаружение алкенов в бензине. 5. Получение ацетилена и его реак­ции с бромной водой и раствором перманганата калия.



Тема 4. Спирты и фенолы (6 ч)



Спирты. Состав и классификация спиртов. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, «углеродного скелета»). Физические свойства спиртов, их получение. Межмолекулярная водородная связь. Особеннос­ти электронного строения молекул спиртов. Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксильных групп: об­разование алкоголятов, взаимодействие с галогеноводородами, межмолекулярная и внутримо­лекулярная дегидратация, этерификация, окис­ление и дегидрирование спиртов. Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Важнейшие представители спиртов. Физиологическое дейст­вие метанола и этанола. Алкоголизм, его последствия. Профилактика алкоголизма.

Фенолы. Фенол, его физические свойства и получение. Химические свойства фенола как функция его строения. Кислотные свойства. Вза­имное влияние атомов и групп в молекулах орга­нических веществ на примере фенола. Поликон­денсация фенола с формальдегидом. Качествен­ная реакция на фенол. Применение фенола. Классификация фенолов. Сравнение кислотных свойств веществ, содержащих гидроксильную группу: воды, одно- и многоатомных спиртов, фенола. Электрофильное замещение в бензоль­ном кольце. Применение производных фенола.

Расчетные задачи. Вычисления по термохи­мическим уравнениям.

Демонстрации. Физические свойства этанола, пропанола-1 и бутанола-1. Шаростержневые мо­дели молекул изомеров с молекулярными формулами С3Н8О и С4Н10О. Количественное вытесне­ние водорода из спирта натрием. Сравнение реак­ций горения этилового и пропилового спиртов. Сравнение скоростей взаимодействия натрия с эта­нолом, пропанолом-2, глицерином. Получение простого эфира. Получение сложного эфира. По­лучение этена из этанола. Растворимость фенола в воде при обычной и повышенной температуре. Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой. Реакция фенола с хлоридом желе­за (III). Реакция фенола с формальдегидом.

Лабораторные опыты. 6. Построение моделей молекул изомерных спиртов. 7. Растворимость спиртов с различным числом атомов углерода в воде. 8. Растворимость многоатомных спиртов в воде. 9. Взаимодействие многоатомных спир­тов с гидроксидом меди (II). 10. Взаимодействие водного раствора фенола с бромной водой.



Тема 5. Альдегиды. Кетоны (7 ч)



Строение молекул альдегидов и кетонов, их изомерия и номенклатура. Особенности строения карбонильной группы. Физические свойства формальдегида и его гомологов. Отдельные пред­ставители альдегидов и кетонов. Химические свойства альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов (гидри­рование, окисление аммиачными растворами ок­сида серебра и гидроксида меди (II)). Качествен­ные реакции на альдегиды. Реакция поликон­денсации формальдегида с фенолом. Особенности строения и химических свойств кетонов. Нуклеофильное присоединение к карбонильным соеди­нениям. Присоединение циановодорода и гидро­сульфита натрия. Взаимное влияние атомов в мо­лекулах. Галогенирование альдегидов и кетонов по ионному механизму на свету. Качественная реакция на метилкетоны.

Демонстрации. Шаростержневые модели мо­лекул альдегидов и изомерных им кетонов. Окис­ление бензальдегида на воздухе. Реакция «сереб­ряного зеркала». Окисление альдегидов гидроксидом меди (II).

Лабораторные опыты. 11. Построение моде­лей молекул изомерных альдегидов и кетонов. 12. Реакция «серебряного зеркала». 13. Окисле­ние альдегидов гидроксидом меди (II). 14. Окис­ление бензальдегида кислородом воздуха.



Тема 6. Карбоновые кислоты, сложные эфиры и жиры (10 ч)



Карбоновые кислоты. Строение моле­кул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кис­лот. Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул. Карбоновые кислоты в природе. Биологическая роль карбоно­вых кислот. Общие свойства неорганических и ор­ганических кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями). Влия­ние углеводородного радикала на силу карбоновой кислоты. Реакция этерификации, условия ее про­ведения. Химические свойства непредельных кар­боновых кислот, обусловленные наличием пи-связи в молекуле. Реакции электрофильного замещения с участием бензойной кислоты.

Сложные эфиры. Строение сложных эфиров. Изомерия сложных эфиров («углеродного ске­лета» и межклассовая). Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации, гид­ролиз сложных эфиров. Равновесие реакции эте­рификации — гидролиза; факторы, влияющие на него. Решение расчетных задач на определение вы­хода продукта реакции (в %) от теоретически возможного, установление формулы и строения вещества по продуктам его сгорания (или гидро­лиза).

Жиры. Жиры — сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение жиров. Номенклатура и классификация жиров. Масла. Жиры в природе. Биологические функции жи­ров. Свойства жиров. Омыление жиров, получе­ние мыла. Объяснение моющих свойств мыла. Гидрирование жидких жиров. Маргарин. Поня­тие о CMC. Объяснение моющих свойств мыла и CMC (в сравнении).

Демонстрации. Знакомство с физическими свойствами некоторых карбоновых кислот: му­равьиной, уксусной, пропионовой, масляной, ща­велевой, лимонной, олеиновой, стеариновой, бен­зойной. Возгонка бензойной кислоты. Отношение различных карбоновых кислот к воде. Сравнение кислотности среды водных растворов муравьиной и уксусной кислот одинаковой молярности. Полу­чение приятно пахнущего сложного эфира. Отно­шение к бромной воде и раствору перманганата калия предельной и непредельной карбоновых кислот. Шаростержневые модели молекул слож­ных эфиров и изомерных им карбоновых кислот. Отношение сливочного, подсолнечного и машин­ного масла к водным растворам брома и пер­манганата калия.

Лабораторные опыты. 15. Построение моде­лей молекул изомерных карбоновых кислот и сложных эфиров. 16. Сравнение силы уксусной и соляной кислот в реакциях с цинком. 17. Срав­нение растворимости в воде карбоновых кислот и их солей. 18. Взаимодействие карбоновых кис­лот с металлами, основными оксидами, основа­ниями, амфотерными гидроксидами и солями. 19. Растворимость жиров в воде и органических растворителях.

Экспериментальные задачи. 1. Распознавание растворов ацетата натрия, карбоната натрия, силиката натрия и стеарата натрия. 2. Распозна­вание образцов сливочного масла и маргарина.3.Получение карбоновой кислоты из мыла.4.Получение уксусной кислоты из ацетата натрия.



Тема 7 . Углеводы (7 ч)

Моно-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы. Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека и общества.

Моносахариды. Глюкоза, ее физические свойства. Строение молекулы. Равновесия в рас­творе глюкозы. Зависимость химических свойств глюкозы от строения молекулы. Взаимодействие с гидроксидом меди (II) при комнатной температуре и нагревании, этерификация, реакция «серебря­ного зеркала», гидрирование. Реакции брожения глюкозы: спиртового, молочнокислого. Глюкоза в природе. Биологическая роль глюкозы. Примене­ние глюкозы на основе ее свойств. Фруктоза как изомер глюкозы. Сравнение строения молекул и химических свойств глюкозы и фруктозы. Фрук­тоза в природе и ее биологическая роль.

Дисахариды. Строение дисахаридов. Вос­станавливающие и невосстанавливающие диса­хариды. Сахароза, лактоза, мальтоза, их стро­ение и биологическая роль. Гидролиз дисаха­ридов. Промышленное получение сахарозы из природного сырья.

Полисахариды. Крахмал и целлюлоза (сравнительная характеристика: строение, свой­ства, биологическая роль). Физические свойства полисахаридов. Химические свойства полисаха­ридов. Гидролиз полисахаридов. Качественная ре­акция на крахмал. Полисахариды в природе, их биологическая роль. Применение полисахаридов. Понятие об искусственных волокнах. Взаимодей­ствие целлюлозы с неорганическими и карбоновыми кислотами — образование сложных эфиров.

Демонстрации. Образцы углеводов и изделий из них. Взаимодействие сахарозы с гидроксидом меди (II). Получение сахарата кальция и выделе­ние сахарозы из раствора сахарата кальция. Ре­акция «серебряного зеркала» для глюкозы. Взаимодействие глюкозы с фуксинсернистой кисло­той. Отношение растворов сахарозы и мальтозы (лактозы) к гидроксиду меди (II) при нагревании. Ознакомление с физическими свойствами целлю­лозы и крахмала. Набухание целлюлозы и крах­мала в воде. Получение нитрата целлюлозы.

Лабораторные опыты. 20. Ознакомление с физическими свойствами глюкозы. 21. Взаимо­действие глюкозы с гидроксидом меди (II) при обычных условиях и при нагревании. 22. Взаи­модействие глюкозы и сахарозы с аммиачным раствором оксида серебра. 23. Кислотный гидро­лиз сахарозы. 24. Качественная реакция на крахмал. 25. Знакомство с коллекцией волокон.

Экспериментальные задачи. 1. Распознавание растворов глюкозы и глицерина. 2.Определение наличия крахмала в меде, хлебе, маргарине.



Тема 8. Азотсодержащие органические соединения (9 ч)

Амины. Состав и строение аминов. Класси­фикация, изомерия и номенклатура аминов. Али­фатические амины. Анилин. Получение аминов: алкилирование аммиака, восстановление нитросоединений (реакция Зинина). Физические свой­ства аминов. Химические свойства аминов: взаи­модействие с водой и кислотами. Гомологический ряд ароматических аминов. Алкилирование и ацилирование аминов. Взаимное влияние атомов в молекулах на примере аммиака, алифатических и ароматических аминов. Применение аминов.

Аминокислоты и белки. Состав и стро­ение молекул аминокислот. Изомерия аминокис­лот. Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот и ее причины. Взаимодействие ами­нокислот с основаниями. Взаимодействие амино­кислот с кислотами, образование сложных эфиров. Образование внутримолекулярных солей (биполярного иона). Реакция поликонденсации ами­нокислот. Синтетические волокна (капрон, энант и др.). Биологическая роль аминокислот. Приме­нение аминокислот.

Белки как природные биополимеры. Пептид­ная группа атомов и пептидная связь. Пепти­ды. Белки. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные (цветные) реакции. Биологические функции бел­ков. Значение белков. Четвертичная структура белков как агрегация белковых и небелковых молекул. Глобальная проблема белкового голода­ния и пути ее решения.

Нуклеиновые кислоты. Общий план строения нуклеотидов. Понятие о пиримидиновых и пуриновых основаниях. Первичная, вто­ричная и третичная структуры молекулы ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК. Генная инже­нерия и биотехнология. Трансгенные формы жи­вотных и растений.

Демонстрации. Физические свойства метил­амина. Горение метиламина. Взаимодействие анилина и метиламина с водой и кислотами. От­ношение бензола и анилина к бромной воде. Ок­рашивание тканей анилиновыми красителями. Обнаружение функциональных групп в молеку­лах аминокислот. Нейтрализация щелочи ами­нокислотой. Нейтрализация кислоты аминокис­лотой. Растворение и осаждение белков. Денату­рация белков. Качественные реакции на белки. Модели молекулы ДНК и различных видов моле­кул РНК. Образцы продуктов питания из транс­генных форм растений и животных; лекарств и препаратов, изготовленных с помощью генной инженерии.

Лабораторные опыты. 26. Построение моделей молекул изомерных аминов. 27. Смешиваемость анилина с водой. 28. Образование солей аминов с кислотами. 29. Качественные реакции на белки.



Тема 9. Биологически активные вещества (6 ч)



Витамины. Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Нормы потребле­ния витаминов. Водорастворимые (на примере витамина С) и жирорастворимые (на примере витаминов А и D) витамины. Понятие об авита­минозах, гипер- и гиповитаминозах. Профилак­тика авитаминозов. Отдельные представители водорастворимых витаминов (С, РР, группы В) и жирорастворимых витаминов (A, D, Е). Их био­логическая роль.

Ферменты. Понятие о ферментах как о био­логических катализаторах белковой природы. Значение в биологии и применение в промыш­ленности. Классификация ферментов. Особен­ности строения и свойств ферментов: селектив­ность и эффективность. Зависимость активности фермента от температуры и рН среды. Особеннос­ти строения и свойств в сравнении с неорганиче­скими катализаторами.

Гормоны. Понятие о гормонах как био­логически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности ор­ганизмов. Классификация гормонов: стероиды, производные аминокислот, полипептидные и белковые гормоны. Отдельные представители гормонов: эстрадиол, тестостерон, инсулин, адре­налин.

Лекарства. Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Группы ле­карств: сульфамиды (стрептоцид), антибиотики (пенициллин), аспирин. Безопасные способы применения, лекарственные формы. Краткие ис­торические сведения о возникновении и разви­тии химиотерапии. Механизм действия некото­рых лекарственных препаратов, строение моле­кул, прогнозирование свойств на основе анализа химического строения. Антибиотики, их класссификация по строению, типу и спектру дейст­вия. Дисбактериоз. Наркотики, наркомания и ее профилактика.

Демонстрации. Образцы витаминных препа­ратов. Поливитамины. Иллюстрации фотогра­фий животных с различными формами авитами­нозов. Сравнение скорости разложения Н2О2 под действием фермента (каталазы) и неорганиче­ских катализаторов (KI, FeCl3, MnO2). Плакат или кодограмма с изображением структурных формул эстрадиола, тестостерона, адреналина. Взаимодействие адреналина с раствором FeCl3. Белковая природа инсулина (цветные реакции на белки). Плакаты или кодограммы с формула­ми амида сульфаниловой кислоты, дигидрофо­лиевой и ложной дигидрофолиевой кислот, бензилпенициллина, тетрациклина, цефотаксима, аспирина.

Лабораторные опыты. 30. Обнаружение вита­мина А в растительном масле. 31. Обнаружение витамина С в яблочном соке. 32. Обнаружение витамина D в желтке куриного яйца. 33. Фер­ментативный гидролиз крахмала под действием амилазы. 34. Разложение пероксида водорода под действием каталазы. 35. Действие дегидрогеназы на метиленовый синий. 36. Испытание рас­творимости адреналина в воде и соляной кисло­те. 37. Обнаружение аспирина в готовой лекарст­венной форме (реакцией гидролиза или цветной реакцией с сульфатом бериллия).



Практикум (8 ч)

  1. Качественный анализ органических соеди­нений.

  2. Углеводороды.

  3. Спирты и фенолы.

  4. Альдегиды и кетоны.

  5. Карбоновые кисло­ты.

  6. Углеводы.

  7. Амины, аминокислоты, бел­ки.

  8. Идентификация органических соедине­ний.



Повторение по курсу химии 10 класса «Органические вещества и их свойства» (1час)

Практические работы

№ урока

Название работы

30

Качественный анализ органических соеди­нений.

47

Углеводороды.

55

Спирты и фенолы.


62

Альдегиды и кетоны.


70

Карбоновые кисло­ты.


81

Углеводы.


93

Амины, аминокислоты, бел­ки.


101

Идентификация органических соедине­ний.





Контрольные работы

№ урока

Название работы

3

Контрольная работа по повторению изученного в 9 классе

24

Контрольная работа по теме «Классификация и номенклатура органических соединений», «Химические реакции в органической химии»

50

Контрольная работа по теме «Углеводороды»

57

Контрольная работа по теме «Спирты и фенолы»

65

Контрольная работа по теме «Альдегиды и кетоны»

76

Контрольная работа по теме «Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры»

84

Контрольная работа по теме «Углеводы»

94

Контрольная работа по теме «Азотсодержащие органические вещества»


Календарно - тематическое планирование

Повторение основных вопросов курса 9 класса (3 часа)

Дата

урока

Тема урока

Основные понятия (впервые вводимые)

Демонстрация, ИКТ

Дидактические единицы (ЗУН)

Дифференцированное домашнее задание




1(1)


Теория электролитической диссоциации




Учебный диск «ТЭД»


Знать условия протекания реакций ионного обмена. Уметь составлять уравнения реакций в молекулярном и ионном видах.

повт.п.1-4 (9кл), презентация по теме «Ученые, внесшие вклад в ТЭД»*


2(2)

Периодический закон и система элементов Д.И.Менделеева


Учебный диск «ПСХЭ»

Знать формулировки периодического закона, уметь давать характеристику элементу по его положению в периодической системе

повт.п.38-41(8кл), презентация по теме «Интересные факты о химических элементах»*


3(3)

Контрольная работа по повторению изученного в 9 классе



Уметь применять знания, умения и навыки, полученные при изучении данной темы


Введение (5 часов)

Дата

урока

Тема урока

Основные понятия (впервые вводимые)

Демонстрация, ИКТ

Дидактические единицы (ЗУН)

Дифференцированное домашнее задание


1(4)

Предмет ор­ганической химии

Предмет органической химии. Осо­бенности строения и свойств органи­ческих веществ. Причины многообра­зия органических соединений. Значе­ние и роль органической химии в сис­теме естественных наук и в жизни общества.

Коллекция органиче­ских веществ, материа­лов и изделий из них.

Знать особенности строения и свойств органических веществ, уметь составлять формулы органических веществ

§ 1,упр. 1-7, мини-сочинение на тему «Органи­ческая химия в моей жизни»*


2(5)

Теория строения органических соединений

Предпосылки создания теории строения органических соединений. Основные положения теории химического строения органических ве­ществ. Изомерия неорганических ве­ществ. Химическое строение и свойства органических веществ.

Шаростержневые и объемные модели органических веществ.

Презентация «А.М.Бутлеров»

Знать основные положения теории строения органических веществ, уметь составлять формулы изомеров

п.2, упр. 1-7*


3(6)

Строение атома углерода

Электронное облако и орбиталь, их формы: s-, p-, d-. Электронные и элек-тронно-графические формулы атома в нормальном и возбужденном состоя­нии. Ковалентная химическая связь и ее разновидности: сигма и пи. Сравнение обменного и донорно-акцепторного механизмов образования ковалентной связи

Шаростержневые и объемные модели Н2,С122О,СН4, С2Н5ОН. Таблица и учебный диск «Строение атома углерода»

Знать формы орбиталей, разновидности ковалентной связи. Уметь составлять электронно-графические формулы атома, проводить сравнение различных механизмов образования ковалентной связи

п.3, упр.3-5*


4(7)

Валентные состояния атома углерода

Валентные состояния (гибридизация). Геометрия молекул рассмотренных веществ и характеристика видов ковалентной связи в них.

Шаростержневые и объемные модели мо­лекул метана, этана, этилена, ацетилена. Демонстрацион-ная таблица, презентация «Различные гибридные состояния атома углерода».

Знать три валентных состояния атома углерода, уметь характеризовать виды ковалентной связи по геометрии молекул

п.4, упр. 1-4*


5(8)

Решение задач по органической химии

Задачи комбинированного типа (избыток и недостаток, выход продукта реакции, примеси)


Уметь применять знания, умения и навыки, полученные при изучении данных типов задач

Задачи 1-3



Тема 1. Классификация и номенклатура органических соединений (10 часов)

Дата

урока

Тема урока

Основные понятия (впервые вводимые)

Демонстрация, ИКТ

Дидактические единицы (ЗУН)

Дифференцирован-ное домашнее задание


1-2(9-10)

Классификация органических веществ: углеводороды, кислород- и азотсодержащие вещества.

Классификация органических соеди­нений по строению углеродной цепи, по наличию или отсутствию кратных связей, по типу атомов в цепи, по осо­бенностям электронного строения. Классификация органических соеди­нений по функциональным группам и молекулярной массе

Модели органических соединений с различными типами связей и функциональны-ми группами. Обобщающая табли­ца и учебный диск «Основные классы органических соедине­ний»

Знать особенности строения органических веществ, уметь классифицировать формулы органических веществ по классам

п.5, упр. 1-3*

п.5, упр. 4-6*


3-5(11-13)

Основы номенклатуры органических соединений: углеводороды, кислород- и азотсодержащие вещества

Номенклатура тривиальная, рациональная и ИЮПАК

Таблицы: «Названия алканов и алкильных заместителей», «Основ­ные классы органиче­ских соединений»

Знать принципы образования названий органических веществ по разным номенклатурам

п.6, упр. 1- 3*

п.6, упр. 4- 5*

п.6, упр. 6- 8*


6-7(14-15)

Изомерия: структурная и пространственная

Структурная изомерия и ее виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), межклас­совая изомерия. Пространственная изомерия и ее виды: геометрическая и оптическая.

Модели молекул изомеров разных видов изомерии. Учебный диск «Виды изомерии»

Уметь определять виды изомерии в органических веществах, составлять формулы изомеров

п.7, упр. 1-4*

п.7, упр. 5-7*


8-9(16-17)

Решение задач на вывод формул органических веществ

Плотность веществ по воздуху, кислороду, водороду и др. веществам

Презентация «Решение задач на вывод формул органических веществ»

Уметь решать задачи на вывод формул органических веществ

з.1-3*, повт.п.5-7

з.4-6*, повт.п.5-7


10(18)

Обобщение и систематизация знаний по теме «Классификация и номенклатура органических соединений»

Выполнение тестовых заданий и ре­шение задач на вывод формул орга­нических соединений. Определение по структурной формуле класса, к которому относится органическое соединение.

Изготовление моделей молекул представителей различных классов ор­ганических соединений. Тестовая самопроверка (ИКТ)

Уметь решать задачи на вывод формул органических веществ, определять по структурной формуле класс органического вещества, составлять формулы изомеров

повт.п.1-7, выполнить разноуровневый* тест







Тема 2. Химические реакции в органической химии (6 часов)

Дата

урока

Тема урока

Основные понятия (впервые вводимые)

Демонстрация, ИКТ

Дидактические единицы (ЗУН)

Дифференцирован-ное домашнее задание


1(19)

Типы химических реакций в органической химии

Реакции замещения, присоединения, отщепления, изомеризации

Образцы предста­вителей различных классов; модели.

Знать типы реакций в органической химии, уметь составлять уравнения реакций

п.8, упр.1-4*


2(20)

Типы реакционных частиц в органической химии

Гемолитический и гетеролитический разрыв ковалентной связи по донор-но-акцепторному механизму. Поня­тие о нуклеофиле и электрофиле, радикале.

Таблица «Типы раз­рыва и образование хи­мических связей в орга­нических соединениях».

Знать отличия гомо- и гетеролитического механизма разрыва связи; понятия нуклеофила и электрофила, радикала

п.9 (до стр. 52), упр. 1, 2,3*


3(21)

Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ

Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений. Индуктивный и мезомерный эффекты.

Тест.проверка (ИКТ)

Знать особенности взаимного влияния атомов в молекулах органических веществ, уметь определять эффекты

п.9,с.52-55, упр.3,4*


4(22)

Основные механизмы протекания реакций

Понятия о субстрате и реагенте.Механизмы реакций

Презентация «Механизмы реакций»

Знать понятия субстрата и реагента, уметь объяснять механизмы реакций

повт.п.9,упр.5-7*


5(23)

Обобщение и систематизация знаний о строении и классификации органических соединений.

Подтверждение на конкретных при­мерах теории строения органических соединений. Использование моделей молекул при обсуждении видов изо­мерии. Решение задач и упражнений. Выполнение тестов. Подготовка к контрольной работе.

Изготовление моде­лей различных классов органических соедине­ний.

Знать типы реакций в органической химии, уметь составлять уравнения реакций и объяснять механизмы реакций. Знать особенности взаимного влияния атомов в молекулах органических веществ

повт.п.8-9, упр.9-11*


6(24)

Контрольная работа по теме «Классификация и номенклатура органических соединений», «Химические реакции в органической химии»

Учет и контроль знаний по теме «Хи­мические реакции в органической химии и строение органических со­единений»

Тестовые задания

Уметь применять знания, умения и навыки, полученные при изучении данной темы










Тема 3. Углеводороды (24 часа+2часа практикума)



Дата

урока

Тема урока

Основные понятия (впервые вводимые)

Демонстрация, ИКТ

Дидактические единицы (ЗУН)

Дифференцирован-ное домашнее задание


1(25)

Углеводороды

Углубленное понятие об углеводородах

Таблица «Органиче­ские соединения»

Знать классификацию углеводородов

С.58-59, упр.1-4*


2(26)

Природные источники углеводородов

Нефть и ее промышленная перера­ботка. Фракционная перегонка, тер­мический и каталитический крекинг. Природный газ, его состав и практи­ческое использование.

Коллекция «Природ­ные источники углево­дородов».

Знать направления промышленной переработки нефти, природного газа и каменного угля

§ 10, упр. 1-11*


3-5

(27-29)

Алканы: строение и номенклатура, свойства, получение и применение

Гомологический ряд и общая форму­ла алканов. Строение молекул метана и других алканов. Алканы в природе, физические и химические свойства. Промышленные и лабораторные способы получения алканов, области их применения.


1.Шаростержневые модели молекул для иллюстрации свободно­го вращения вокруг свя­зи С-С этана. 2.Горение метана, парафина. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение метана, пропан-бутановой сме­си, бензина к бромной воде и раствору КМnО4.

Презентация «Алканы»

Знать строение и номенклатуру, свойства, получение и применение алканов

п.11 (стр. 69-75), упр. 1-4*

п.11 (стр. 75-81), упр. 5,6, 10, 12*

п.11 (стр. 81-83), упр. 9,11*


6 (30)

Практическая работа№1: «Качественный анализ органических соеди­нений»


Элементарный состав органических соединений

Оборудование к эксперименту

Знать состав органических соединений, уметь проводить эксперимент

повт.п.11,упр.12-14*


7-9

(31-33)

Алкены: строение и номенклатура, свойства, получение и применение

Гомологический ряд и общая форму­ла алкенов. Строение молекул алкенов. Алкены в природе, физические и химические свойства. Промышленные и лабораторные способы получения алкенов, области их применения

1.Модели молекул алкенов.2.Качест-венные реакции алкенов.

Презентация «Алкены»


Знать строение и номенклатуру, свойства, получение и применение алкенов

п.12 (стр. 89-99), упр.1-3*

п.12 (стр. 89-99), упр. 4, 5, 6*

п.12 , упр. 8,9*


10-11

(34-35)

Обобщение и систематизация знаний по теме «Алканы», «Алкены»

Сравнительная характеристика строения и свойств алканов и алкенов.

Презентация «Алканы и алкены»

Уметь давать сравнительную характеристику строения и свойств алканов и алкенов.

п.12 (стр. 99), упр. 3, 7, 10*

п.12 (стр. 99), упр. 11, 12*


12-13

(36-37)

Алкины: строение и номенклатура, свойства, получение и применение

Гомологический ряд и общая форму­ла алкинов. Строение молекул алкинов. Физические и химические свойства алкинов. Промышленные и лабораторные способы получения алкинов, области их применения

1.Модели молекул алкинов.2.Качест-венные реакции алкинов.

Презентация «Алкины»


Знать строение и номенклатуру, свойства, получение и применение алкинов

п.13(с.102-105), упр.1,2*

п.13(с.105-110), упр.4,5*


14-15

(38-39)

Алкадиены: строение и номенклатура, свойства, получение и применение

Гомологический ряд и общая форму­ла алкадиенов. Строение молекул алкадиенов. Физические и химические свойства алкадиенов. Промышленные и лабораторные способы получения алкадиенов, области их применения

1.Модели молекул алкадиенов.2.Качественные реакции алкадиенов.

Презентация «Алкадиены»


Знать строение и номенклатуру, свойства, получение и применение алкадиенов

п.14, (с.112-116), упр.1-3*

п.14, (с.116-120), упр.4-6*


16(40)

Ациклические углеводороды

Генетическая связь между ациклическими углеводородами.

Тестовая самопроверка (ИКТ)

Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих генетическую связь между ациклическими углеводородами.

Повт.п.11-14,составить генетические цепи*


17(41)

Циклоалканы

Понятие о циклоалканах и их свойствах

Модели молекул циклоалканов.

Знать строение и свойства циклоалканов


п.15,упр.1-4*


18-20 (42-44)

Арены: строение и номенклатура, свойства, получение и применение

Гомологический ряд и общая форму­ла аренов. Строение молекул аренов. Физические и химические свойства аренов. Промышленные и лабораторные способы получения аренов, области их применения

1.Модели молекул аренов.2.Качест- венные реакции аренов.

Презентация «Арены»


Знать строение и номенклатуру, свойства, получение и применение аренов

п.16(с.125-128), упр.1,2*

п.16, упр.3,4*

п.16, упр.5-7*


21-22

(45-46)

Генетическая связь между классами углеводородов. Обобщение знаний по теме «Углеводороды»

Генетическая связь между углеводородами. Сравнительная характеристика строения и свойств углеводородов.


Презентация «Углеводороды»

Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих генетическую связь между углеводородами. Уметь давать сравнительную характеристику строения и свойств углеводородов.

повт.п.8-16, упр.9,10*

повт.п.8-16, упр.8,16*


23(47)

Практическая работа№2: «Углеводороды»

Сравнительная характеристика свойств углеводородов.

Оборудование к эксперименту

Знать свойства углеводородов, уметь проводить эксперимент

Упр.11,12*


24-25

(48-49)

Обобщение и систематизация знаний по теме «Углеводороды»

Изомеры и гомологи различных классов углеводородов. Генетическая связь между углеводородами. Сравнительная характеристика строения и свойств углеводородов.

Презентация «Углеводороды»

Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих генетическую связь между углеводородами. Уметь давать сравнительную характеристику строения и свойств углеводородов.

Повт.п.8-16, упр.13-15*

Повт.п.8-16, упр.16-18*


26(50)

Контрольная работа по теме «Углеводороды»

Учет и контроль знаний по теме «Углеводороды»

Тестовые задания

Уметь применять знания, умения и навыки, полученные при изучении данной темы








Тема 4. Спирты и фенолы (6часов+1час практикум)

Дата

урока

Тема урока

Основные понятия (впервые вводимые)

Демонстрация, ИКТ

Дидактические единицы (ЗУН)

Дифференцирован-ное домашнее задание


1-3

(51-53)

Спирты: состав, строение; свойства спиртов; способы получения и применение спиртов

Состав и классификация спиртов. Химические свойства спиртов. Способы получения и применение спиртов.

Уч.диск «Спирты», опыты по химическим свойствам спиртов

Знать строение и номенклатуру, свойства, получение и применение спиртов

п.17, упр.1-6*

п.17,упр.7-9*

п.17, упр.11-15*


4(54)

Фенолы: строение, свойства, получение и применение

Состав и классификация фенолов. Химические свойства фенолов. Способы получения и применение фенолов.

Презентация «Фенолы»

Знать строение и номенклатуру, свойства, получение и применение фенолов

п.18, упр.1-5*


5(55)

Практическая работа№3: «Спирты и фенолы»

Сравнительная характеристика свойств спиртов и фенолов

Оборудование к эксперименту

Знать свойства спиртов и фенолов, уметь проводить эксперимент

повт.п.17-18


6(56)

Обобщение и систематизация знаний по теме «Спирты и фенолы»

Изомеры и гомологи различных классов спиртов и фенолов. Генетическая связь между классами веществ. Сравнительная характеристика свойств спиртов и фенолов

Презентация «Спирты и фенолы»

Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих генетическую связь между спиртами, фенолами и углеводородами. Уметь давать сравнительную характеристику строения и свойств спиртов и фенолов

повт.п.17-18, упр.6-9*


7(57)

Контрольная работа по теме «Спирты и фенолы»

Учет и контроль знаний по теме «Спирты и фенолы»

Тестовые задания

Уметь применять знания, умения и навыки, полученные при изучении данной темы




Тема 5.Альдегиды и кетоны (7часов+1час практикум)

Дата

урока

Тема урока

Основные понятия (впервые вводимые)

Демонстрация, ИКТ

Дидактические единицы (ЗУН)

Дифференцирован-ное домашнее задание


1-4

(58-61)

Альдегиды и кетоны: состав, строение; свойства; способы получения и применения; характеристика отдельных представителей

Состав и классификация альдегидов и кетонов. Химические свойства альдегидов и кетонов. Способы получения и применение. Отдельные представители. Отдельные представители альдегидов и кетонов

Уч.диск «Альдегиды и кетоны», опыты по химическим свойствам альдегидов и кетонов

Знать строение и номенклатуру, свойства, получение и применение альдегидов и кетонов

п.19, упр.1-3*

п.19, упр.5-7*

п.19, упр.8-10*

п.19, упр.9-11*


5(62)

Практическая работа№4: «Альдегиды и кетоны»






Сравнительная характеристика свойств альдегидов и кетонов

Оборудование к эксперименту

Знать свойства альдегидов и кетонов, уметь проводить эксперимент

Повт.п.19,упр.10-11


6-7(63-64)

Обобщение и систематизация знаний по теме «Альдегиды и кетоны»

Изомеры и гомологи различных классов альдегидов и кетонов. Генетическая связь между классами веществ. Сравнительная характеристика свойств альдегидов и кетонов

Презентация «Альдегиды и кетоны»


Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих генетическую связь между спиртами, альдегидами, кетонами и углеводородами. Уметь давать сравнительную характеристику строения и свойств альдегидов и кетонов

повт.п.19, упр.12-14*

повт.п.19, упр.15-17*


8(65)

Контрольная работа по теме «Альдегиды и кетоны»

Учет и контроль знаний по теме «Альдегиды и кетоны»

Тестовые задания

Уметь применять знания, умения и навыки, полученные при изучении данной темы


Тема 6.Карбоновые кислоты, сложные эфиры и жиры (10часов+1час практикум)

Дата

урока

Тема урока

Основные понятия (впервые вводимые)

Демонстрация, ИКТ

Дидактические единицы (ЗУН)

Дифференцирован-ное домашнее задание


1-4

(66-69)

Карбоновые кислоты: состав, строение; свойства; способы получения и применения; характеристика отдельных представителей

Состав и классификация карбоновых кислот. Химические свойства карбоновых кислот. Способы получения и применение карбоновых кислот. Отдельные представители карбоновых кислот

Уч.диск «Карбоновые кислоты», опыты по химическим свойствам карбоновых кислот

Знать строение и номенклатуру, свойства, получение и применение карбоновых кислот

п.20,упр.1-4*

п.20,упр.5-7*

п.20,упр.8-10*

п.20,упр.11-13*


5(70)

Практическая работа№5: «Карбоновые кислоты»

Сравнительная характеристика свойств карбоновых кислот

Оборудование к эксперименту

Знать свойства альдегидов и кетонов, уметь проводить эксперимент

Повт.п.20,упр.14-15


6(71)

Сложные эфиры, жиры

Состав и классификация сложных эфиров, жиров. Химические свойства сложных эфиров, жиров. Способы получения и применение сложных эфиров, жиров.

Уч.диск «Сложные эфиры, жиры», опыты по химическим свойствам сложных эфиров, жиров

Знать строение и номенклатуру, свойства, получение и применение сложных эфиров, жиров

п.21-22, упр.1-5*


7-8(72-73)

Генетическая связь по теме «Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры».Составление генетических цепочек по теме«Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры».

Генетическая связь между классами веществ. Сравнительная характеристика свойств классов веществ

Презентация «Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры»

Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих генетическую связь между классами веществ

повт.п.20-22, упр.12-15*

повт.п.20-22, упр.16-19*


9-10

(74-75)

Обобщение и систематизация знаний по теме «Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры»

Изомеры и гомологи различных классов карбоновых кислот, сложных эфиров, жиров. Генетическая связь между классами веществ. Сравнительная характеристика свойств карбоновых кислот, сложных эфиров, жиров.

Презентация «Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры»

Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих генетическую связь между изученными классами веществ. Уметь давать сравнительную характеристику строения и свойств карбоновых кислот, сложных эфиров, жиров.

упр.16-18*

повт.п.20-22, упр.19-21*


11(76)

Контрольная работа по теме «Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры»

Учет и контроль знаний по теме «Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры»

Тестовые задания

Уметь применять знания, умения и навыки, полученные при изучении данной темы




Тема 7. Углеводы (7часов+1час практикум)

Дата

урока

Тема урока

Основные понятия (впервые вводимые)


Демонстрация, ИКТ

Дидактические единицы (ЗУН)

Дифференцирован-ное домашнее задание


1-2

(77-78)

Углеводы: состав, классификация, строение; способы получения и применение

Состав и классификация углеводов. Способы получения и применение углеводов.


Уч.диск «Углеводы»

Знать строение и классификацию, способы получения и применение углеводов

п.23,упр.1-4*

п.23,упр.5-7*


3-4

(79-80)

Свойства углеводов: моносахара, ди- и полисахара.

Химические свойства моносахаров, ди- и полисахаров.




Презентация «Углеводы»

Знать свойства углеводов

п.23,24, упр.8-10*

п.24, упр.11-14*


5(81)

Практическая работа№6: «Углеводы»

Сравнительная характеристика свойств углеводов


Оборудование к эксперименту

Знать свойства альдегидов и кетонов, уметь проводить эксперимент

повт.п.23-24, упр.15-17*


6-7(82-83)

Обобщение и систематизация знаний по теме «Углеводы»

Изомеры и гомологи различных классов карбоновых кислот, сложных эфиров, жиров. Генетическая связь между классами веществ. Сравнительная характеристика свойств углеводов.

Презентация

«Углеводы»






Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих генетическую связь между изученными классами веществ. Уметь давать сравнительную характеристику строения и свойств углеводов.

повт.п.23-24, упр.18-22*



8(84)

Контрольная работа по теме «Углеводы»

Учет и контроль знаний по теме «Углеводы»

Тестовые задания

Уметь применять знания, умения и навыки, полученные при изучении данной темы


Тема 8.Азотсодержащие органические соединения (9часов+1час практикум)

Дата

урока

Тема урока

Основные понятия (впервые вводимые)

Демонстрация, ИКТ

Дидактические единицы (ЗУН)

Дифференцирован-ное домашнее задание


1-2

(85-86)

Амины: состав, классификация, строение; свойства, способы получения и применение

Состав и классификация аминов. Свойства, способы получения и применение аминов.

Уч.диск «Амины»

Знать строение и классификацию, свойства, способы получения и применение аминов

п.25,упр.1-4*

п.25,упр.5-7*


3-4

(87-88)

Аминокислоты: состав, классификация, строение; свойства, способы получения и применение

Состав и классификация аминокислот. Свойства, способы получения и применение аминокислот.

Презентация «Аминокислоты»

Знать строение и классификацию, свойства, способы получения и применение аминокислот

п.26, упр.1-5*

п.26, упр.6-9*


5(89)

Белки: состав, классификация, строение; свойства

Состав, классификация, строение; свойства белков

Презентация «Белки»

Знать строение и классификацию, свойства белков

п.26, 27,упр.10-12*


6(90)

Нуклеиновые кислоты: состав, классификация, строение; свойства

Состав, классификация, строение; свойства нуклеиновых кислот

«Нуклеиновые кислоты»

Знать строение и классификацию, свойства нуклеиновых кислот

п.28, упр.1-6*



7(91)

Решение заданий по теме «Азотсодержащие органические соединения»

Представители различных классов азотсодержащих органических веществ. Генетическая связь между классами веществ.

Презентация «Азотсодержащие органические вещества»


Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих генетическую связь между изученными классами веществ.

повт.п.25-28, упр.7-10*



8(92)

Обобщение и систематизация знаний по теме «Азотсодержащие органические вещества»

Представители различных классов азотсодержащих органических веществ. Генетическая связь между классами веществ. Сравнительная характеристика свойств азотсодержащих органических веществ.

Презентация «Азотсодержащие органические вещества»


Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих генетическую связь между изученными классами веществ. Уметь давать сравнительную характеристику строения и свойств азотсодержащих органических веществ.

повт.п.25-28, упр.11-14*



9(93)

Практическая работа№7: «Амины. Аминокислоты. Белки»»

Сравнительная характеристика свойств азотсодержащих органических веществ

Оборудование к эксперименту

Знать свойства азотсодержащих органических веществ, уметь проводить эксперимент

упр.16-18*



10(94)

Контрольная работа по теме «Азотсодержащие органические вещества»

Учет и контроль знаний по теме «Азотсодержащие органические вещества»

Тестовые задания

Уметь применять знания, умения и навыки, полученные при изучении данной темы


Тема 9.Биологически активные вещества (6часов+1час практикум)

Дата

урока

Тема урока

Основные понятия (впервые вводимые)

Демонстрация, ИКТ

Дидактические единицы (ЗУН)

Дифференцирован-ное домашнее задание


1-2

(95-96)

Витамины: классификация, состав, применение

Классификация, состав, применение витаминов

Презентация «Витамины»

Знать классификацию, состав, применение витаминов

п.29,упр.1-4*

п.29,упр.5-7*


3-4

(97-98)

Ферменты: классификация, состав, применение

Классификация, состав, применение ферментов

Презентация «Ферменты»

Знать классификацию, состав, применение ферментов

п.30,упр.1-5*

п.30,упр.6-8*


5(99)

Гормоны: классификация, состав, применение

Классификация, состав, применение гормонов

Презентация «Гормоны»

Знать классификацию, состав, применение гормонов

п.31,упр.1-5*


6(100)

Лекарства: классификация, состав, применение

Классификация, состав, применение лекарств

Презентация «Лекарства»

Знать классификацию, состав, применение лекарств

п.32,упр.1-4*


7(101)

Практическая работа№8: «Идентификация органических веществ»

Сравнительная характеристика свойств углеводородов, кислород- и азотсодержащих органических веществ

Оборудование к эксперименту

Знать свойства углеводородов, кислород- и азотсодержащих органических веществ, уметь проводить эксперимент

повт.п.30-32,упр.5-7*



Повторение по курсу химии 10 класса (1час)

Дата

урока

Тема урока

Основные понятия (впервые вводимые)

Демонстрация, ИКТ

Дидактические единицы (ЗУН)

Дифференцирован-ное домашнее задание


1

(102)

Органические вещества и их свойства


Презентация «Органические вещества»

Знать классификацию органических соединений, уметь писать формулы изомеров, составлять уравнения реакций, подтверждающие генетическую связь между органическими веществами




ЛИТЕРАТУРА


1. О.С. Габриелян Химия 10 класс. Профильный уровень. Дрофа, Москва, 2014 г.

2. Гара Н. Н., Зуева М. В. Контрольные и провероч­ные работы по химии 8—11 кл. — М.: Дрофа, 2010.

3. Гара Н. Н., Кошелева Е. А. Тесты по химии. 8—11 кл. — М.: Генжер, 2011.

4. Гузей Л. С, Суровцева Р. П. Тесты по химии. 8—11 кл. — М.: Дрофа, 2012.

5. Ра д е ц к и й А. М. и др. Дидактические материа­лы по химии. 8—11 кл. — М.: Просвещение, 2013.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Рабочая учебная программа по химии (10 класс, профильный уровень)

Автор: Домашенко Алина Алексеевна

Дата: 14.11.2014

Номер свидетельства: 130835

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «ХИМИЯ», 11 класс   ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ "
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia-programma-po-uchiebnomu-priedmietu-khimiia-11-klass-profil-nyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "131246"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416126662"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Календарно - тематическое планирование уроков химии 10 класс, общественно - гуманитарное направление "
    ["seo_title"] => string(111) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-urokov-khimii-10-klass-obshchiestvienno-ghumanitarnoie-napravlieniie"
    ["file_id"] => string(6) "227059"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440591111"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Рабочая программа углубленного изучения геометрии 11 "
    ["seo_title"] => string(64) "rabochaia-proghramma-ughlubliennogho-izuchieniia-ghieomietrii-11"
    ["file_id"] => string(6) "133693"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416568863"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Методическая разработка "Химия вокруг нас""
    ["seo_title"] => string(47) "mietodichieskaia_razrabotka_khimiia_vokrugh_nas"
    ["file_id"] => string(6) "408739"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1492000191"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Элективный курс по физике 11 класс "Прикладная сверхпроводимость" "
    ["seo_title"] => string(67) "eliektivnyi-kurs-po-fizikie-11-klass-prikladnaia-svierkhprovodimost"
    ["file_id"] => string(6) "237075"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444229620"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства