Рабочая учебная программа по химии (10 класс, профильный уровень)
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа составлена на основе примерной программы среднего полного образования по химии (профильный уровень), в соответствии с государственными стандартами общего образования по химии (Сборник нормативных документов для образовательных учреждений РФ. М.:Дрофа 2007), разработана на основе программы : О.С. Габриелян (программно-методические материалы. Химия, cоставитель сборника Н.И. Габрусева, С.В. Суматохин), ориентирована на учебник: О.С. Габриелян. Химия 10 класс. Профильный уровень. Дрофа, Москва 2013 г. (Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации) при планировании 3 часа в неделю (102 часа\год) ), их них в 10 классе контрольных работ - 8 , практических работ – 8.
УМК:
1. О.С. Габриелян. Химия 10 класс. Профильный уровень. Дрофа, Москва, 2014 г.
2. О.С. Габриелян. Контрольные и проверочные работы по химии 10 кл. — М.: Дрофа, 2009
Выбранный УМК обеспечивает наиболее продуктивную отработку общеучебных умений и навыков по профильному курсу химии 10 класса, обладает четко выраженной структурой и доступностью, способствуя усвоению некоторого базового объема химических знаний, формированию в сознании научной картины мира — одного из необходимых условий выработки реалистического взгляда на природу и место человека в ней, определенной культуры мышления и поведения, разумного и ответственного отношения к себе, людям и среде обитания.
Изучение химии в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;
- овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и химические реакции; выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и принимать решения в проблемных ситуациях;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и ее вклада в технический прогресс цивилизации, сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной химии;
- воспитание убежденности в том, что химия - мощный инструмент воздействия на окружающую среду, воспитания чувства ответственности за применение полученных знаний и умений;
- применение полученных знаний и умений для безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; для решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией.
Учебно-воспитательные задачи предмета:
- изучить основы науки: важнейшие факты, понятия, химические законы и теории, химическую символику, доступные обобщения мировоззренческого характера;
- ознакомить с технологическим применением законов химии, с научными основами химического производства, с трудом людей на химическом и смежных производствах;
- воспитать нравственность, гуманизм, бережное отношение к природе и собственности;
- воспитать осознанную потребность в труде, совершенствовать трудовые умения и навыки, подготовить к сознательному выбору профессии в соответствии с личными способностями и потребностями общества;
- формировать умения сравнивать, вычленять в изученном существенное; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщения; связно и доказательно излагать учебный материал; самостоятельно применять, пополнять и систематизировать знания;
- формировать умения обращаться с химическими веществами, простейшими приборами, оборудованием; соблюдать правила техники безопасности; учитывать химическую природу вещества для предупреждения опасных для человека явлений (пожаров, взрывов, отравлений и т. п.); наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лаборатории, на производстве и в повседневной жизни; фиксировать результаты опытов; делать соответствующие обобщения;
- формировать умения организовывать свой учебный труд; пользоваться учебником, справочной литературой; соблюдать правила работы в классе, коллективе, на рабочем месте.
Требования к результатам изучения химии в 10 класссе
В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен
знать:
- важнейшие химические понятия: углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофия, нуклеофия, основные типы реакций в органической химии;
- основные теории химии: химической связи, строения органических соединений (включая стереохимию);
- природные источники углеводородов и способы их переработки;
- вещества и материалы, широко используемые в практике: органические кислоты, углеводороды, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры.
уметь:
- называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;
- определять пространственное строение молекул, тип химической связи, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в органической химии;
- характеризовать строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, аминокислот и углеводов);
- объяснять зависимости реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
- осуществлять самостоятельной поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии обработки и передачи информации и ее представления в различных формах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
- объяснения химических явлений, происходящих в быту и на производстве;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
- оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
Программа по химии позволяет раскрыть ведущие концептуальные идеи и отдельные положения, важные в познавательном и мировоззренческом отношении: зависимость свойств веществ от состава и строения; обусловленность применения веществ их свойствами; материальное единство неорганических и органических веществ; движение познания ко все более глубокой сущности; обусловленность превращений веществ действием законов природы; переход количественных изменений в качественные и разрешение противоречий; развитие химии под влиянием требований научно-технического прогресса; возрастающая роль химии в создании новых материалов, в решении энергетической и продовольственной проблем, в выполнении задач химизации народного хозяйства, экономии сырья, охраны окружающей среды.
На протяжении всего курса химии 10 класса прослеживаются межпредметные связи с курсом физики («Строение и валентные состояния атома углерода»), биологии (вопросы о содержании соединений в организме растений, животных и человека; химические реакции в живых организмах), математики (методика решения расчетных задач), литературы (упоминание об органических соединениях в литературных произведениях), экологии ( вопросы загрязнения окружающей среды органическими соединениями).
В рамках реализации программы учитываются психологические, возрастные особенности обучающихся при отборе содержания, методов и форм работы. Индивидуально подбирается объем учебной нагрузки в зависимости от способностей и возможностей учащихся. Сочетаются различные формы обучения (коллективные, групповые, индивидуальные, парные), что позволяет развивать все виды коммуникативной деятельности обучающихся. Планирование и организация уроков осуществляется с опорой на нестандартные формы, методы и приемы работы, развивающие способности обучающихся, повышающие уровень теоретических и практических навыков. Обучение организуется как на репродуктивном уровне, предполагающем закрепление знаний, формирование общеучебных ЗУН, так и исследовательском, направленном на развитие творческого мышления и воображения учащихся. В процессе реализации программы в педагогической практике применяются технологии:
-личностно – ориентированного обучения по И.С.Якиманской и О.С.Газману; дифференцированного обучения по Г.К.Селевко;
развивающего обучения Л.Я.Зорина, Н.Ф.Талызиной, Л.В.Занкова;
диагностики образовательного процесса В.М.Лизинского, В.Зайцева, Т.Смирнова.
Самостоятельную работу обучащихся на уроке необходимо рассматривать как одно из основных средств воспитания ученика – деятеля, для этого используются тестовые задания, электронные учебные пособия, презентации.
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей учебной программе:
- лабораторная работа – вид самостоятельной практической и исследовательской работы обучающихся с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков самостоятельного экспериментирования
- практическая работа – вид учебной деятельности учащихся, по своим целям и задачам аналогичный лабораторным работам. Практические работы – средство связи теории и практики в обучении, развития познавательных способностей и самостоятельности учащихся
- общественный смотр знаний- вид учебной деятельности обучающихся, направленный на оценку и самооценку приобретенных теоретических и практических умений и навыков по темам, которым контрольную работу провести трудно; при этом виде деятельности знание проверяет независимая комиссия, учитель направляет работу обучающихся
- контрольная работа
– вид учебной деятельности обучающихся, направленный на оценку и самооценку приобретенных теоретических и практических умений и навыков.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЩИХСЯ
Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов: глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т. п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.). Несущественные ошибки определяются неполнотой oтвета (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним молено отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).
Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.
Оценка теоретических знаний
Отметка «5»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»:
ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»:
отсутствие ответа.
Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием
проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведение полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»:
работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.
Оценка умений решать экспериментальные задачи
Отметка «5»:
план решения составлен правильно;
правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
дано полное объяснение и сделаны выводы.
Отметка «4»:
план решения составлен правильно;
правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
Отметка «3»:
план решения составлен правильно;
правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Отметка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.
Отметка «1»:
задача не решена.
Оценка умений решать расчетные задачи
Отметка «5»:
в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом. Отметка «4»:
в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
в логическом рассуждении нет существенных ошибок но допущена существенная ошибка в математических рас четах.
Отметка «2»:
имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
Отметка «1»:
задача не решена.
Оценка письменных контрольных работ
Отметка «5»:
ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.
Отметка «2»:
работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Отметка «1»:
работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Повторение по курсу химии 9 класса (3ч)
Введение (5 ч)
Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества. Краткий очерк истории развития органической химии.
Предпосылки создания теории строения: теория радикалов и теория типов, работы А. Кекуле, Э. Франкланда и А. М. Бутлерова, съезд врачей и естествоиспытателей в г. Шпейере. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере н-бутана и изобутана.
Электронное облако и орбиталь, их формы: s , p. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях. Ковалентная химическая связь и ее разновидности: сигма- и пи-связи . Водородная связь. Сравнение обменного и донорно-акцепторного механизмов образования ковалентной связи.
Первое валентное состояние — sр3-гибридиза-ция — на примере молекулы метана и других алканов. Второе валентное состояние — sp2-гибридизация — на примере молекулы этилена. Третье валентное состояние — sp-гибридизация — на примере молекулы ацетилена. Геометрия молекул рассмотренных веществ и характеристика видов ковалентной связи в них.
Демонстрации. Коллекция органических веществ, материалов и изделий из них. Модели молекул СН4 и СН3ОН; С2Н2, С2Н4 и С6Н6; н-бутана и изобутана. Взаимодействие натрия с этанолом и отсутствие взаимодействия с диэтиловым эфиром. Коллекция полимеров, природных и синтетических каучуков, лекарственных препаратов, красителей. Шаростержневые и объемные модели молекул Н2, Cl2, N2, H2O, СН4. Шаростержневые и объемные модели СН4, С2Н4, С2Н2. Модель, выполненная из воздушных шаров, демонстрирующая отталкивание гибридных орбиталей.
Тема 1. Строение и классификация органических соединений (10 ч)
Классификация органических соединений по строению «углеродного скелета»: ациклические (алканы, алкены, алкины, алкадиены), карбоциклические (циклоалканы и арены) и гетероциклические. Классификация органических соединений по функциональным группам: спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры.
Номенклатура тривиальная, рациональная и ИЮПАК. Рациональная номенклатура как предшественник номенклатуры ИЮПАК. Принципы образования названий, органических соединений по ИЮПАК: замещения, родоначальной структуры, старшинства характеристических групп (алфавитный порядок).
Структурная изомерия и ее виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), межклассовая изомерия. Пространственная изомерия и ее виды: геометрическая и оптическая. Биологическое значение оптической изомерии. Отражение особенностей строения молекул геометрических и оптических изомеров в их названиях.
Демонстрации. Образцы представителей различных классов органических соединений и шаростержневые или объемные модели их молекул. Таблицы «Название алканов и алкильных заместителей» и «Основные классы органических соединений». Шаростержневые модели молекул органических соединений различных классов. Модели молекул изомеров разных видов изомерии.
Тема 2. Химические реакции в органической химии (6 ч)
Понятие о реакциях замещения. Галогенирование алканов и аренов, щелочной гидролиз галогеналканов.
Понятие о реакциях присоединения. Гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование. Реакции полимеризации и поликонденсации.
Понятие о реакциях отщепления (элиминирования). Дегидрирование алканов. Дегидратация спиртов. Дегидрохлорирование на примере галогеналканов. Понятие о крекинге алканов и деполимеризации полимеров.
Реакции изомеризации.
Гомолитический и гетеролитический разрыв ковалентной химической связи; образование ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму. Понятие о нуклеофиле и электрофиле. Классификация реакций по типу реагирующих частиц (нуклеофильные и электрофильные) и принципу изменения состава молекулы. Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ. Индуктивный и мезомерный эффекты. Правило Марковникова.
Расчетные задачи. 1. Вычисление выхода продукта реакции от теоретически возможного. 2. Комбинированные задачи.
Демонстрации. Взрыв смеси метана с хлором. Обесцвечивание бромной воды этиленом и ацетиленом. Получение фенолоформальдегидной смолы.
Деполимеризация полиэтилена. Получение этилена и этанола. Крекинг керосина. Взрыв гремучего газа. Горение метана или пропан-бутановой смеси (из газовой зажигалки). Взрыв смеси метана или пропан-бутановой смеси с кислородом (воздухом).
Тема 3 Углеводороды (24 ч)
Понятие об углеводородах.
Природные источники углеводородов. Нефть и ее промышленная переработка. Фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг. Природный газ, его состав и практическое использование. Каменный уголь. Коксование каменного угля. Происхождение природных источников углеводородов. Риформинг, алкилирование и ароматизация нефтепродуктов. Экологические аспекты добычи, переработки и использования полезных ископаемых.
А л к а н ы. Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекулы метана и других алканов. Изомерия алканов. Физические свойства алканов. Алканы в природе. Промышленные способы получения: крекинг алканов, фракционная перегонка нефти. Лабораторные способы получения алканов: синтез Вюрца, декарбоксилирование солей карбоновых кислот, гидролиз карбида алюминия. Реакции замещения. Горение алканов в различных условиях. Термическое разложение алканов. Изомеризация алканов. Применение алканов. Механизм реакции радикального замещения, его стадии. Практическое использование знаний о механизме (свободно-радикальном) реакций в правилах техники безопасности в быту и на производстве.
А л к е н ы. Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. Изомерия алкенов: структурная и пространственная. Номенклатура и физические свойства алкенов. Получение этиленовых углеводородов из алканов, галогеналканов и спиртов. Поляризация пи-связи в молекулах алкенов на примере пропена. Понятие об индуктивном (+1) эффекте на примере молекулы пропена. Реакции присоединения (галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация, гидрирование). Реакции окисления и полимеризации алкенов. Применение алкенов на основе их свойств. Механизм реакции электро-фильного присоединения к алкенам. Окисление алкенов в «мягких» и «жестких» условиях.
А л к и н ы. Гомологический ряд алкинов. Общая формула. Строение молекулы ацетилена и других алкинов. Изомерия алкинов. Номенклатура ацетиленовых углеводородов. Получение алкинов: метановый и карбидный способы. Физические свойства алкинов. Реакции присоединения: галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация (реакция Кучерова), гидрирование. Тримеризация ацетилена в бензол. Применение алкинов. Окисление алкинов. Особые свойства терминальных алкинов.
Алкадиены. Общая формула алкадиенов. Строение молекул. Изомерия и номенклатура алкадиенов. Физические свойства. Взаимное расположение пи-связей в молекулах алкадиенов: кумулированное, сопряженное, изолированное. Особенности строения сопряженных алкадиенов, их получение. Аналогия в химических свойствах алкенов и алкадиенов. Полимеризация алкадиенов. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Работы С. В. Лебедева. Особенности реакций присоединения к алкадиенам с сопряженными пи-связями.
Циклоалканы. Понятие о циклоалканах и их свойствах. Гомологический ряд и общая формула циклоалканов. Напряжение цикла в С3Н6, С4Н8 и С5Н10, конформации С6Н12. Изомерия циклоалканов (по «углеродному скелету», цис-, транс-, межклассовая). Химические свойства циклоалканов: горение, разложение, радикальное замещение, изомеризация. Особые свойства циклопропана, циклобутана.
Арены. Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола. Сопряжение я-связей. Изомерия и номенклатура аренов, их получение. Гомологи бензола. Влияние боковой цепина электронную плотность сопряженного л-обла-ка в молекулах гомологов бензола на примере толуола. Химические свойства бензола. Реакции замещения с участием бензола: галогенирование, нитрование и алкилирование. Применение бензола и его гомологов. Радикальное хлорирование бензола. Механизм и условия проведения реакции радикального хлорирования бензола. Каталитическое гидрирование бензола. Механизм реакций электрофильного замещения: галогенирования и нитрования бензола и его гомологов. Сравнение реакционной способности бензола и толуола в реакциях замещения. Ориентирующее действие группы атомов СН3— в реакциях замещения с участием толуола. Ориентанты I и II рода в реакциях замещения с участием аренов. Реакции боковых цепей алкилбензолов.
Расчетные задачи. 1. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания. 2. Нахождение молекулярной формулы вещества по его относительной плотности и массовой доле элементов в соединениях. 3. Комбинированные задачи.
Демонстрации. Коллекция «Природные источники углеводородов». Сравнение процессов горения нефти и природного газа. Образование нефтяной пленки на поверхности воды. Каталитический крекинг парафина. Растворение парафина в бензине и испарение растворителя из смеси. Плавление парафина и его отношение к воде (растворение, сравнение плотностей, смачивание). Разделение смеси бензин — вода с помощью делительной воронки.
Получение метана из ацетата натрия и гидроксида натрия. Модели молекул алканов — шаростержневые и объемные. Горение метана, пропан-бутановой смеси, парафина в условиях избытка и недостатка кислорода. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение метана, пропан-бутановой смеси, бензина, парафина к бромной воде и раствору
перманганата калия. Взрыв смеси метана и хлора, инициируемый освещением. Восстановление оксида меди (II) парафином.
Шаростержневые и объемные модели молекул структурных и пространственных изомеров алкенов. Объемные модели молекул алкенов. Получение этена из этанола. Обесцвечивание этеном бромной воды. Обесцвечивание этеном раствора перманганата калия. Горение этена.
Получение ацетилена из карбида кальция. Физические свойства. Взаимодействие ацетилена с бромной водой. Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия. Горение ацетилена. Взаимодействие ацетилена с раствором соли меди или серебра.
Модели (шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различным взаимным расположением л-связей. Деполимеризация каучука. Модели (шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различным взаимным расположением л-связей. Коагуляция млечного сока каучуконосов (молочая, одуванчиков или фикуса).
Шаростержневые модели молекул циклоалканов и алкенов. Отношение циклогексана к раствору перманганата калия и бромной воде.
Шаростержневые и объемные модели молекул бензола и его гомологов. Разделение с помощью делительной воронки смеси бензол — вода. Растворение в бензоле различных органических и неорганических (например, серы) веществ. Экстрагирование красителей и других веществ (например, иода) бензолом из водных растворов. Горение бензола. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. Получение нитробензола. Обесцвечивание толуолом подкисленного раствора перманганата калия и бромной воды.
Лабораторные опыты. 1. Построение моделей молекул алканов. 2. Сравнение плотности и смешиваемости воды и углеводородов. 3. Построение моделей молекул алкенов. 4. Обнаружение алкенов в бензине. 5. Получение ацетилена и его реакции с бромной водой и раствором перманганата калия.
Тема 4. Спирты и фенолы (6 ч)
Спирты. Состав и классификация спиртов. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, «углеродного скелета»). Физические свойства спиртов, их получение. Межмолекулярная водородная связь. Особенности электронного строения молекул спиртов. Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксильных групп: образование алкоголятов, взаимодействие с галогеноводородами, межмолекулярная и внутримолекулярная дегидратация, этерификация, окисление и дегидрирование спиртов. Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Важнейшие представители спиртов. Физиологическое действие метанола и этанола. Алкоголизм, его последствия. Профилактика алкоголизма.
Фенолы. Фенол, его физические свойства и получение. Химические свойства фенола как функция его строения. Кислотные свойства. Взаимное влияние атомов и групп в молекулах органических веществ на примере фенола. Поликонденсация фенола с формальдегидом. Качественная реакция на фенол. Применение фенола. Классификация фенолов. Сравнение кислотных свойств веществ, содержащих гидроксильную группу: воды, одно- и многоатомных спиртов, фенола. Электрофильное замещение в бензольном кольце. Применение производных фенола.
Расчетные задачи. Вычисления по термохимическим уравнениям.
Демонстрации. Физические свойства этанола, пропанола-1 и бутанола-1. Шаростержневые модели молекул изомеров с молекулярными формулами С3Н8О и С4Н10О. Количественное вытеснение водорода из спирта натрием. Сравнение реакций горения этилового и пропилового спиртов. Сравнение скоростей взаимодействия натрия с этанолом, пропанолом-2, глицерином. Получение простого эфира. Получение сложного эфира. Получение этена из этанола. Растворимость фенола в воде при обычной и повышенной температуре. Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой. Реакция фенола с хлоридом железа (III). Реакция фенола с формальдегидом.
Лабораторные опыты. 6. Построение моделей молекул изомерных спиртов. 7. Растворимость спиртов с различным числом атомов углерода в воде. 8. Растворимость многоатомных спиртов в воде. 9. Взаимодействие многоатомных спиртов с гидроксидом меди (II). 10. Взаимодействие водного раствора фенола с бромной водой.
Тема 5. Альдегиды. Кетоны (7 ч)
Строение молекул альдегидов и кетонов, их изомерия и номенклатура. Особенности строения карбонильной группы. Физические свойства формальдегида и его гомологов. Отдельные представители альдегидов и кетонов. Химические свойства альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов (гидрирование, окисление аммиачными растворами оксида серебра и гидроксида меди (II)). Качественные реакции на альдегиды. Реакция поликонденсации формальдегида с фенолом. Особенности строения и химических свойств кетонов. Нуклеофильное присоединение к карбонильным соединениям. Присоединение циановодорода и гидросульфита натрия. Взаимное влияние атомов в молекулах. Галогенирование альдегидов и кетонов по ионному механизму на свету. Качественная реакция на метилкетоны.
Демонстрации. Шаростержневые модели молекул альдегидов и изомерных им кетонов. Окисление бензальдегида на воздухе. Реакция «серебряного зеркала». Окисление альдегидов гидроксидом меди (II).
Лабораторные опыты. 11. Построение моделей молекул изомерных альдегидов и кетонов. 12. Реакция «серебряного зеркала». 13. Окисление альдегидов гидроксидом меди (II). 14. Окисление бензальдегида кислородом воздуха.
Тема 6. Карбоновые кислоты, сложные эфиры и жиры (10 ч)
Карбоновые кислоты. Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул. Карбоновые кислоты в природе. Биологическая роль карбоновых кислот. Общие свойства неорганических и органических кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями). Влияние углеводородного радикала на силу карбоновой кислоты. Реакция этерификации, условия ее проведения. Химические свойства непредельных карбоновых кислот, обусловленные наличием пи-связи в молекуле. Реакции электрофильного замещения с участием бензойной кислоты.
Сложные эфиры. Строение сложных эфиров. Изомерия сложных эфиров («углеродного скелета» и межклассовая). Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров. Равновесие реакции этерификации — гидролиза; факторы, влияющие на него. Решение расчетных задач на определение выхода продукта реакции (в %) от теоретически возможного, установление формулы и строения вещества по продуктам его сгорания (или гидролиза).
Жиры. Жиры — сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение жиров. Номенклатура и классификация жиров. Масла. Жиры в природе. Биологические функции жиров. Свойства жиров. Омыление жиров, получение мыла. Объяснение моющих свойств мыла. Гидрирование жидких жиров. Маргарин. Понятие о CMC. Объяснение моющих свойств мыла и CMC (в сравнении).
Демонстрации. Знакомство с физическими свойствами некоторых карбоновых кислот: муравьиной, уксусной, пропионовой, масляной, щавелевой, лимонной, олеиновой, стеариновой, бензойной. Возгонка бензойной кислоты. Отношение различных карбоновых кислот к воде. Сравнение кислотности среды водных растворов муравьиной и уксусной кислот одинаковой молярности. Получение приятно пахнущего сложного эфира. Отношение к бромной воде и раствору перманганата калия предельной и непредельной карбоновых кислот. Шаростержневые модели молекул сложных эфиров и изомерных им карбоновых кислот. Отношение сливочного, подсолнечного и машинного масла к водным растворам брома и перманганата калия.
Лабораторные опыты. 15. Построение моделей молекул изомерных карбоновых кислот и сложных эфиров. 16. Сравнение силы уксусной и соляной кислот в реакциях с цинком. 17. Сравнение растворимости в воде карбоновых кислот и их солей. 18. Взаимодействие карбоновых кислот с металлами, основными оксидами, основаниями, амфотерными гидроксидами и солями. 19. Растворимость жиров в воде и органических растворителях.
Экспериментальные задачи. 1. Распознавание растворов ацетата натрия, карбоната натрия, силиката натрия и стеарата натрия. 2. Распознавание образцов сливочного масла и маргарина.3.Получение карбоновой кислоты из мыла.4.Получение уксусной кислоты из ацетата натрия.
Тема 7 . Углеводы (7 ч)
Моно-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы. Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека и общества.
Моносахариды. Глюкоза, ее физические свойства. Строение молекулы. Равновесия в растворе глюкозы. Зависимость химических свойств глюкозы от строения молекулы. Взаимодействие с гидроксидом меди (II) при комнатной температуре и нагревании, этерификация, реакция «серебряного зеркала», гидрирование. Реакции брожения глюкозы: спиртового, молочнокислого. Глюкоза в природе. Биологическая роль глюкозы. Применение глюкозы на основе ее свойств. Фруктоза как изомер глюкозы. Сравнение строения молекул и химических свойств глюкозы и фруктозы. Фруктоза в природе и ее биологическая роль.
Дисахариды. Строение дисахаридов. Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды. Сахароза, лактоза, мальтоза, их строение и биологическая роль. Гидролиз дисахаридов. Промышленное получение сахарозы из природного сырья.
Полисахариды. Крахмал и целлюлоза (сравнительная характеристика: строение, свойства, биологическая роль). Физические свойства полисахаридов. Химические свойства полисахаридов. Гидролиз полисахаридов. Качественная реакция на крахмал. Полисахариды в природе, их биологическая роль. Применение полисахаридов. Понятие об искусственных волокнах. Взаимодействие целлюлозы с неорганическими и карбоновыми кислотами — образование сложных эфиров.
Демонстрации. Образцы углеводов и изделий из них. Взаимодействие сахарозы с гидроксидом меди (II). Получение сахарата кальция и выделение сахарозы из раствора сахарата кальция. Реакция «серебряного зеркала» для глюкозы. Взаимодействие глюкозы с фуксинсернистой кислотой. Отношение растворов сахарозы и мальтозы (лактозы) к гидроксиду меди (II) при нагревании. Ознакомление с физическими свойствами целлюлозы и крахмала. Набухание целлюлозы и крахмала в воде. Получение нитрата целлюлозы.
Лабораторные опыты. 20. Ознакомление с физическими свойствами глюкозы. 21. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) при обычных условиях и при нагревании. 22. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с аммиачным раствором оксида серебра. 23. Кислотный гидролиз сахарозы. 24. Качественная реакция на крахмал. 25. Знакомство с коллекцией волокон.
Экспериментальные задачи. 1. Распознавание растворов глюкозы и глицерина. 2.Определение наличия крахмала в меде, хлебе, маргарине.
Тема 8. Азотсодержащие органические соединения (9 ч)
Амины. Состав и строение аминов. Классификация, изомерия и номенклатура аминов. Алифатические амины. Анилин. Получение аминов: алкилирование аммиака, восстановление нитросоединений (реакция Зинина). Физические свойства аминов. Химические свойства аминов: взаимодействие с водой и кислотами. Гомологический ряд ароматических аминов. Алкилирование и ацилирование аминов. Взаимное влияние атомов в молекулах на примере аммиака, алифатических и ароматических аминов. Применение аминов.
Аминокислоты и белки. Состав и строение молекул аминокислот. Изомерия аминокислот. Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот и ее причины. Взаимодействие аминокислот с основаниями. Взаимодействие аминокислот с кислотами, образование сложных эфиров. Образование внутримолекулярных солей (биполярного иона). Реакция поликонденсации аминокислот. Синтетические волокна (капрон, энант и др.). Биологическая роль аминокислот. Применение аминокислот.
Белки как природные биополимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Белки. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные (цветные) реакции. Биологические функции белков. Значение белков. Четвертичная структура белков как агрегация белковых и небелковых молекул. Глобальная проблема белкового голодания и пути ее решения.
Нуклеиновые кислоты. Общий план строения нуклеотидов. Понятие о пиримидиновых и пуриновых основаниях. Первичная, вторичная и третичная структуры молекулы ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК. Генная инженерия и биотехнология. Трансгенные формы животных и растений.
Демонстрации. Физические свойства метиламина. Горение метиламина. Взаимодействие анилина и метиламина с водой и кислотами. Отношение бензола и анилина к бромной воде. Окрашивание тканей анилиновыми красителями. Обнаружение функциональных групп в молекулах аминокислот. Нейтрализация щелочи аминокислотой. Нейтрализация кислоты аминокислотой. Растворение и осаждение белков. Денатурация белков. Качественные реакции на белки. Модели молекулы ДНК и различных видов молекул РНК. Образцы продуктов питания из трансгенных форм растений и животных; лекарств и препаратов, изготовленных с помощью генной инженерии.
Лабораторные опыты. 26. Построение моделей молекул изомерных аминов. 27. Смешиваемость анилина с водой. 28. Образование солей аминов с кислотами. 29. Качественные реакции на белки.
Тема 9. Биологически активные вещества (6 ч)
Витамины. Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Нормы потребления витаминов. Водорастворимые (на примере витамина С) и жирорастворимые (на примере витаминов А и D) витамины. Понятие об авитаминозах, гипер- и гиповитаминозах. Профилактика авитаминозов. Отдельные представители водорастворимых витаминов (С, РР, группы В) и жирорастворимых витаминов (A, D, Е). Их биологическая роль.
Ферменты. Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы. Значение в биологии и применение в промышленности. Классификация ферментов. Особенности строения и свойств ферментов: селективность и эффективность. Зависимость активности фермента от температуры и рН среды. Особенности строения и свойств в сравнении с неорганическими катализаторами.
Гормоны. Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. Классификация гормонов: стероиды, производные аминокислот, полипептидные и белковые гормоны. Отдельные представители гормонов: эстрадиол, тестостерон, инсулин, адреналин.
Лекарства. Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Группы лекарств: сульфамиды (стрептоцид), антибиотики (пенициллин), аспирин. Безопасные способы применения, лекарственные формы. Краткие исторические сведения о возникновении и развитии химиотерапии. Механизм действия некоторых лекарственных препаратов, строение молекул, прогнозирование свойств на основе анализа химического строения. Антибиотики, их класссификация по строению, типу и спектру действия. Дисбактериоз. Наркотики, наркомания и ее профилактика.
Демонстрации. Образцы витаминных препаратов. Поливитамины. Иллюстрации фотографий животных с различными формами авитаминозов. Сравнение скорости разложения Н2О2 под действием фермента (каталазы) и неорганических катализаторов (KI, FeCl3, MnO2). Плакат или кодограмма с изображением структурных формул эстрадиола, тестостерона, адреналина. Взаимодействие адреналина с раствором FeCl3. Белковая природа инсулина (цветные реакции на белки). Плакаты или кодограммы с формулами амида сульфаниловой кислоты, дигидрофолиевой и ложной дигидрофолиевой кислот, бензилпенициллина, тетрациклина, цефотаксима, аспирина.
Лабораторные опыты. 30. Обнаружение витамина А в растительном масле. 31. Обнаружение витамина С в яблочном соке. 32. Обнаружение витамина D в желтке куриного яйца. 33. Ферментативный гидролиз крахмала под действием амилазы. 34. Разложение пероксида водорода под действием каталазы. 35. Действие дегидрогеназы на метиленовый синий. 36. Испытание растворимости адреналина в воде и соляной кислоте. 37. Обнаружение аспирина в готовой лекарственной форме (реакцией гидролиза или цветной реакцией с сульфатом бериллия).
Практикум (8 ч)
Качественный анализ органических соединений.
Углеводороды.
Спирты и фенолы.
Альдегиды и кетоны.
Карбоновые кислоты.
Углеводы.
Амины, аминокислоты, белки.
Идентификация органических соединений.
Повторение по курсу химии 10 класса «Органические вещества и их свойства» (1час)
Практические работы
№ урока | Название работы |
30 | Качественный анализ органических соединений. |
47 | Углеводороды. |
55 | Спирты и фенолы. |
62 | Альдегиды и кетоны. |
70 | Карбоновые кислоты. |
81 | Углеводы. |
93 | Амины, аминокислоты, белки. |
101 | Идентификация органических соединений. |
Контрольные работы
№ урока | Название работы |
3 | Контрольная работа по повторению изученного в 9 классе |
24 | Контрольная работа по теме «Классификация и номенклатура органических соединений», «Химические реакции в органической химии» |
50 | Контрольная работа по теме «Углеводороды» |
57 | Контрольная работа по теме «Спирты и фенолы» |
65 | Контрольная работа по теме «Альдегиды и кетоны» |
76 | Контрольная работа по теме «Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры» |
84 | Контрольная работа по теме «Углеводы» |
94 | Контрольная работа по теме «Азотсодержащие органические вещества» |
Календарно - тематическое планирование
Повторение основных вопросов курса 9 класса (3 часа)
Дата | № урока | Тема урока | Основные понятия (впервые вводимые) | Демонстрация, ИКТ | Дидактические единицы (ЗУН) | Дифференцированное домашнее задание |
| 1(1) | Теория электролитической диссоциации |
| Учебный диск «ТЭД» | Знать условия протекания реакций ионного обмена. Уметь составлять уравнения реакций в молекулярном и ионном видах. | повт.п.1-4 (9кл), презентация по теме «Ученые, внесшие вклад в ТЭД»* |
| 2(2) | Периодический закон и система элементов Д.И.Менделеева | | Учебный диск «ПСХЭ» | Знать формулировки периодического закона, уметь давать характеристику элементу по его положению в периодической системе | повт.п.38-41(8кл), презентация по теме «Интересные факты о химических элементах»* |
| 3(3) | Контрольная работа по повторению изученного в 9 классе | | | Уметь применять знания, умения и навыки, полученные при изучении данной темы | |
Введение (5 часов) |
Дата | № урока | Тема урока | Основные понятия (впервые вводимые) | Демонстрация, ИКТ | Дидактические единицы (ЗУН) | Дифференцированное домашнее задание |
| 1(4) | Предмет органической химии | Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических веществ. Причины многообразия органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества. | Коллекция органических веществ, материалов и изделий из них. | Знать особенности строения и свойств органических веществ, уметь составлять формулы органических веществ | § 1,упр. 1-7, мини-сочинение на тему «Органическая химия в моей жизни»* |
| 2(5) | Теория строения органических соединений | Предпосылки создания теории строения органических соединений. Основные положения теории химического строения органических веществ. Изомерия неорганических веществ. Химическое строение и свойства органических веществ. | Шаростержневые и объемные модели органических веществ. Презентация «А.М.Бутлеров» | Знать основные положения теории строения органических веществ, уметь составлять формулы изомеров | п.2, упр. 1-7* |
| 3(6) | Строение атома углерода | Электронное облако и орбиталь, их формы: s-, p-, d-. Электронные и элек-тронно-графические формулы атома в нормальном и возбужденном состоянии. Ковалентная химическая связь и ее разновидности: сигма и пи. Сравнение обменного и донорно-акцепторного механизмов образования ковалентной связи | Шаростержневые и объемные модели Н2,С12,Н2О,СН4, С2Н5ОН. Таблица и учебный диск «Строение атома углерода» | Знать формы орбиталей, разновидности ковалентной связи. Уметь составлять электронно-графические формулы атома, проводить сравнение различных механизмов образования ковалентной связи | п.3, упр.3-5* |
| 4(7) | Валентные состояния атома углерода | Валентные состояния (гибридизация). Геометрия молекул рассмотренных веществ и характеристика видов ковалентной связи в них. | Шаростержневые и объемные модели молекул метана, этана, этилена, ацетилена. Демонстрацион-ная таблица, презентация «Различные гибридные состояния атома углерода». | Знать три валентных состояния атома углерода, уметь характеризовать виды ковалентной связи по геометрии молекул | п.4, упр. 1-4* |
| 5(8) | Решение задач по органической химии | Задачи комбинированного типа (избыток и недостаток, выход продукта реакции, примеси) | | Уметь применять знания, умения и навыки, полученные при изучении данных типов задач | Задачи 1-3 |
Тема 1. Классификация и номенклатура органических соединений (10 часов)
Дата | № урока | Тема урока | Основные понятия (впервые вводимые) | Демонстрация, ИКТ | Дидактические единицы (ЗУН) | Дифференцирован-ное домашнее задание |
| 1-2(9-10) | Классификация органических веществ: углеводороды, кислород- и азотсодержащие вещества. | Классификация органических соединений по строению углеродной цепи, по наличию или отсутствию кратных связей, по типу атомов в цепи, по особенностям электронного строения. Классификация органических соединений по функциональным группам и молекулярной массе | Модели органических соединений с различными типами связей и функциональны-ми группами. Обобщающая таблица и учебный диск «Основные классы органических соединений» | Знать особенности строения органических веществ, уметь классифицировать формулы органических веществ по классам | п.5, упр. 1-3* |
п.5, упр. 4-6* |
| 3-5(11-13) | Основы номенклатуры органических соединений: углеводороды, кислород- и азотсодержащие вещества | Номенклатура тривиальная, рациональная и ИЮПАК | Таблицы: «Названия алканов и алкильных заместителей», «Основные классы органических соединений» | Знать принципы образования названий органических веществ по разным номенклатурам | п.6, упр. 1- 3* |
п.6, упр. 4- 5* |
п.6, упр. 6- 8* |
| 6-7(14-15) | Изомерия: структурная и пространственная | Структурная изомерия и ее виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), межклассовая изомерия. Пространственная изомерия и ее виды: геометрическая и оптическая. | Модели молекул изомеров разных видов изомерии. Учебный диск «Виды изомерии» | Уметь определять виды изомерии в органических веществах, составлять формулы изомеров | п.7, упр. 1-4* |
п.7, упр. 5-7* |
| 8-9(16-17) | Решение задач на вывод формул органических веществ | Плотность веществ по воздуху, кислороду, водороду и др. веществам | Презентация «Решение задач на вывод формул органических веществ» | Уметь решать задачи на вывод формул органических веществ | з.1-3*, повт.п.5-7 |
з.4-6*, повт.п.5-7 |
| 10(18) | Обобщение и систематизация знаний по теме «Классификация и номенклатура органических соединений» | Выполнение тестовых заданий и решение задач на вывод формул органических соединений. Определение по структурной формуле класса, к которому относится органическое соединение. | Изготовление моделей молекул представителей различных классов органических соединений. Тестовая самопроверка (ИКТ) | Уметь решать задачи на вывод формул органических веществ, определять по структурной формуле класс органического вещества, составлять формулы изомеров | повт.п.1-7, выполнить разноуровневый* тест |
Тема 2. Химические реакции в органической химии (6 часов)
Дата | № урока | Тема урока | Основные понятия (впервые вводимые) | Демонстрация, ИКТ | Дидактические единицы (ЗУН) | Дифференцирован-ное домашнее задание |
| 1(19) | Типы химических реакций в органической химии | Реакции замещения, присоединения, отщепления, изомеризации | Образцы представителей различных классов; модели. | Знать типы реакций в органической химии, уметь составлять уравнения реакций | п.8, упр.1-4* |
| 2(20) | Типы реакционных частиц в органической химии | Гемолитический и гетеролитический разрыв ковалентной связи по донор-но-акцепторному механизму. Понятие о нуклеофиле и электрофиле, радикале. | Таблица «Типы разрыва и образование химических связей в органических соединениях». | Знать отличия гомо- и гетеролитического механизма разрыва связи; понятия нуклеофила и электрофила, радикала | п.9 (до стр. 52), упр. 1, 2,3* |
| 3(21) | Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ | Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений. Индуктивный и мезомерный эффекты. | Тест.проверка (ИКТ) | Знать особенности взаимного влияния атомов в молекулах органических веществ, уметь определять эффекты | п.9,с.52-55, упр.3,4* |
| 4(22) | Основные механизмы протекания реакций | Понятия о субстрате и реагенте.Механизмы реакций | Презентация «Механизмы реакций» | Знать понятия субстрата и реагента, уметь объяснять механизмы реакций | повт.п.9,упр.5-7* |
| 5(23) | Обобщение и систематизация знаний о строении и классификации органических соединений. | Подтверждение на конкретных примерах теории строения органических соединений. Использование моделей молекул при обсуждении видов изомерии. Решение задач и упражнений. Выполнение тестов. Подготовка к контрольной работе. | Изготовление моделей различных классов органических соединений. | Знать типы реакций в органической химии, уметь составлять уравнения реакций и объяснять механизмы реакций. Знать особенности взаимного влияния атомов в молекулах органических веществ | повт.п.8-9, упр.9-11* |
| 6(24) | Контрольная работа по теме «Классификация и номенклатура органических соединений», «Химические реакции в органической химии» | Учет и контроль знаний по теме «Химические реакции в органической химии и строение органических соединений» | Тестовые задания | Уметь применять знания, умения и навыки, полученные при изучении данной темы | |
Тема 3. Углеводороды (24 часа+2часа практикума)
Дата | № урока | Тема урока | Основные понятия (впервые вводимые) | Демонстрация, ИКТ | Дидактические единицы (ЗУН) | Дифференцирован-ное домашнее задание |
| 1(25) | Углеводороды | Углубленное понятие об углеводородах | Таблица «Органические соединения» | Знать классификацию углеводородов | С.58-59, упр.1-4* |
| 2(26) | Природные источники углеводородов | Нефть и ее промышленная переработка. Фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг. Природный газ, его состав и практическое использование. | Коллекция «Природные источники углеводородов». | Знать направления промышленной переработки нефти, природного газа и каменного угля | § 10, упр. 1-11* |
| 3-5 (27-29) | Алканы: строение и номенклатура, свойства, получение и применение | Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекул метана и других алканов. Алканы в природе, физические и химические свойства. Промышленные и лабораторные способы получения алканов, области их применения. | 1.Шаростержневые модели молекул для иллюстрации свободного вращения вокруг связи С-С этана. 2.Горение метана, парафина. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение метана, пропан-бутановой смеси, бензина к бромной воде и раствору КМnО4. Презентация «Алканы» | Знать строение и номенклатуру, свойства, получение и применение алканов | п.11 (стр. 69-75), упр. 1-4* |
п.11 (стр. 75-81), упр. 5,6, 10, 12* |
п.11 (стр. 81-83), упр. 9,11* |
| 6 (30) | Практическая работа№1: «Качественный анализ органических соединений» | Элементарный состав органических соединений | Оборудование к эксперименту | Знать состав органических соединений, уметь проводить эксперимент | повт.п.11,упр.12-14* |
| 7-9 (31-33) | Алкены: строение и номенклатура, свойства, получение и применение | Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекул алкенов. Алкены в природе, физические и химические свойства. Промышленные и лабораторные способы получения алкенов, области их применения | 1.Модели молекул алкенов.2.Качест-венные реакции алкенов. Презентация «Алкены» | Знать строение и номенклатуру, свойства, получение и применение алкенов | п.12 (стр. 89-99), упр.1-3* |
п.12 (стр. 89-99), упр. 4, 5, 6* |
п.12 , упр. 8,9* |
| 10-11 (34-35) | Обобщение и систематизация знаний по теме «Алканы», «Алкены» | Сравнительная характеристика строения и свойств алканов и алкенов. | Презентация «Алканы и алкены» | Уметь давать сравнительную характеристику строения и свойств алканов и алкенов. | п.12 (стр. 99), упр. 3, 7, 10* |
п.12 (стр. 99), упр. 11, 12* |
| 12-13 (36-37) | Алкины: строение и номенклатура, свойства, получение и применение | Гомологический ряд и общая формула алкинов. Строение молекул алкинов. Физические и химические свойства алкинов. Промышленные и лабораторные способы получения алкинов, области их применения | 1.Модели молекул алкинов.2.Качест-венные реакции алкинов. Презентация «Алкины» | Знать строение и номенклатуру, свойства, получение и применение алкинов | п.13(с.102-105), упр.1,2* |
п.13(с.105-110), упр.4,5* |
| 14-15 (38-39) | Алкадиены: строение и номенклатура, свойства, получение и применение | Гомологический ряд и общая формула алкадиенов. Строение молекул алкадиенов. Физические и химические свойства алкадиенов. Промышленные и лабораторные способы получения алкадиенов, области их применения | 1.Модели молекул алкадиенов.2.Качественные реакции алкадиенов. Презентация «Алкадиены» | Знать строение и номенклатуру, свойства, получение и применение алкадиенов | п.14, (с.112-116), упр.1-3* |
п.14, (с.116-120), упр.4-6* |
| 16(40) | Ациклические углеводороды | Генетическая связь между ациклическими углеводородами. | Тестовая самопроверка (ИКТ) | Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих генетическую связь между ациклическими углеводородами. | Повт.п.11-14,составить генетические цепи* |
| 17(41) | Циклоалканы | Понятие о циклоалканах и их свойствах | Модели молекул циклоалканов. | Знать строение и свойства циклоалканов | п.15,упр.1-4* |
| 18-20 (42-44) | Арены: строение и номенклатура, свойства, получение и применение | Гомологический ряд и общая формула аренов. Строение молекул аренов. Физические и химические свойства аренов. Промышленные и лабораторные способы получения аренов, области их применения | 1.Модели молекул аренов.2.Качест- венные реакции аренов. Презентация «Арены» | Знать строение и номенклатуру, свойства, получение и применение аренов | п.16(с.125-128), упр.1,2* |
п.16, упр.3,4* |
п.16, упр.5-7* |
| 21-22 (45-46) | Генетическая связь между классами углеводородов. Обобщение знаний по теме «Углеводороды» | Генетическая связь между углеводородами. Сравнительная характеристика строения и свойств углеводородов. | Презентация «Углеводороды» | Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих генетическую связь между углеводородами. Уметь давать сравнительную характеристику строения и свойств углеводородов. | повт.п.8-16, упр.9,10* |
повт.п.8-16, упр.8,16* |
| 23(47) | Практическая работа№2: «Углеводороды» | Сравнительная характеристика свойств углеводородов. | Оборудование к эксперименту | Знать свойства углеводородов, уметь проводить эксперимент | Упр.11,12* |
| 24-25 (48-49) | Обобщение и систематизация знаний по теме «Углеводороды» | Изомеры и гомологи различных классов углеводородов. Генетическая связь между углеводородами. Сравнительная характеристика строения и свойств углеводородов. | Презентация «Углеводороды» | Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих генетическую связь между углеводородами. Уметь давать сравнительную характеристику строения и свойств углеводородов. | Повт.п.8-16, упр.13-15* |
Повт.п.8-16, упр.16-18* |
| 26(50) | Контрольная работа по теме «Углеводороды» | Учет и контроль знаний по теме «Углеводороды» | Тестовые задания | Уметь применять знания, умения и навыки, полученные при изучении данной темы | |
Тема 4. Спирты и фенолы (6часов+1час практикум)
Дата | № урока | Тема урока | Основные понятия (впервые вводимые) | Демонстрация, ИКТ | Дидактические единицы (ЗУН) | Дифференцирован-ное домашнее задание |
| 1-3 (51-53) | Спирты: состав, строение; свойства спиртов; способы получения и применение спиртов | Состав и классификация спиртов. Химические свойства спиртов. Способы получения и применение спиртов. | Уч.диск «Спирты», опыты по химическим свойствам спиртов | Знать строение и номенклатуру, свойства, получение и применение спиртов | п.17, упр.1-6* |
п.17,упр.7-9* |
п.17, упр.11-15* |
| 4(54) | Фенолы: строение, свойства, получение и применение | Состав и классификация фенолов. Химические свойства фенолов. Способы получения и применение фенолов. | Презентация «Фенолы» | Знать строение и номенклатуру, свойства, получение и применение фенолов | п.18, упр.1-5* |
| 5(55) | Практическая работа№3: «Спирты и фенолы» | Сравнительная характеристика свойств спиртов и фенолов | Оборудование к эксперименту | Знать свойства спиртов и фенолов, уметь проводить эксперимент | повт.п.17-18 |
| 6(56) | Обобщение и систематизация знаний по теме «Спирты и фенолы» | Изомеры и гомологи различных классов спиртов и фенолов. Генетическая связь между классами веществ. Сравнительная характеристика свойств спиртов и фенолов | Презентация «Спирты и фенолы» | Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих генетическую связь между спиртами, фенолами и углеводородами. Уметь давать сравнительную характеристику строения и свойств спиртов и фенолов | повт.п.17-18, упр.6-9* |
| 7(57) | Контрольная работа по теме «Спирты и фенолы» | Учет и контроль знаний по теме «Спирты и фенолы» | Тестовые задания | Уметь применять знания, умения и навыки, полученные при изучении данной темы | |
Тема 5.Альдегиды и кетоны (7часов+1час практикум)
Дата | № урока | Тема урока | Основные понятия (впервые вводимые) | Демонстрация, ИКТ | Дидактические единицы (ЗУН) | Дифференцирован-ное домашнее задание |
| 1-4 (58-61) | Альдегиды и кетоны: состав, строение; свойства; способы получения и применения; характеристика отдельных представителей | Состав и классификация альдегидов и кетонов. Химические свойства альдегидов и кетонов. Способы получения и применение. Отдельные представители. Отдельные представители альдегидов и кетонов | Уч.диск «Альдегиды и кетоны», опыты по химическим свойствам альдегидов и кетонов | Знать строение и номенклатуру, свойства, получение и применение альдегидов и кетонов | п.19, упр.1-3* |
п.19, упр.5-7* |
п.19, упр.8-10* |
п.19, упр.9-11* |
| 5(62) | Практическая работа№4: «Альдегиды и кетоны»
| Сравнительная характеристика свойств альдегидов и кетонов | Оборудование к эксперименту | Знать свойства альдегидов и кетонов, уметь проводить эксперимент | Повт.п.19,упр.10-11 |
| 6-7(63-64) | Обобщение и систематизация знаний по теме «Альдегиды и кетоны» | Изомеры и гомологи различных классов альдегидов и кетонов. Генетическая связь между классами веществ. Сравнительная характеристика свойств альдегидов и кетонов | Презентация «Альдегиды и кетоны» | Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих генетическую связь между спиртами, альдегидами, кетонами и углеводородами. Уметь давать сравнительную характеристику строения и свойств альдегидов и кетонов | повт.п.19, упр.12-14* |
повт.п.19, упр.15-17* |
| 8(65) | Контрольная работа по теме «Альдегиды и кетоны» | Учет и контроль знаний по теме «Альдегиды и кетоны» | Тестовые задания | Уметь применять знания, умения и навыки, полученные при изучении данной темы | |
Тема 6.Карбоновые кислоты, сложные эфиры и жиры (10часов+1час практикум)
Дата | № урока | Тема урока | Основные понятия (впервые вводимые) | Демонстрация, ИКТ | Дидактические единицы (ЗУН) | Дифференцирован-ное домашнее задание |
| 1-4 (66-69) | Карбоновые кислоты: состав, строение; свойства; способы получения и применения; характеристика отдельных представителей | Состав и классификация карбоновых кислот. Химические свойства карбоновых кислот. Способы получения и применение карбоновых кислот. Отдельные представители карбоновых кислот | Уч.диск «Карбоновые кислоты», опыты по химическим свойствам карбоновых кислот | Знать строение и номенклатуру, свойства, получение и применение карбоновых кислот | п.20,упр.1-4* |
п.20,упр.5-7* |
п.20,упр.8-10* |
п.20,упр.11-13* |
| 5(70) | Практическая работа№5: «Карбоновые кислоты» | Сравнительная характеристика свойств карбоновых кислот | Оборудование к эксперименту | Знать свойства альдегидов и кетонов, уметь проводить эксперимент | Повт.п.20,упр.14-15 |
| 6(71) | Сложные эфиры, жиры | Состав и классификация сложных эфиров, жиров. Химические свойства сложных эфиров, жиров. Способы получения и применение сложных эфиров, жиров. | Уч.диск «Сложные эфиры, жиры», опыты по химическим свойствам сложных эфиров, жиров | Знать строение и номенклатуру, свойства, получение и применение сложных эфиров, жиров | п.21-22, упр.1-5* |
| 7-8(72-73) | Генетическая связь по теме «Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры».Составление генетических цепочек по теме«Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры». | Генетическая связь между классами веществ. Сравнительная характеристика свойств классов веществ | Презентация «Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры» | Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих генетическую связь между классами веществ | повт.п.20-22, упр.12-15* |
повт.п.20-22, упр.16-19* |
| 9-10 (74-75) | Обобщение и систематизация знаний по теме «Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры» | Изомеры и гомологи различных классов карбоновых кислот, сложных эфиров, жиров. Генетическая связь между классами веществ. Сравнительная характеристика свойств карбоновых кислот, сложных эфиров, жиров. | Презентация «Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры» | Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих генетическую связь между изученными классами веществ. Уметь давать сравнительную характеристику строения и свойств карбоновых кислот, сложных эфиров, жиров. | упр.16-18* |
повт.п.20-22, упр.19-21* |
| 11(76) | Контрольная работа по теме «Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры» | Учет и контроль знаний по теме «Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры» | Тестовые задания | Уметь применять знания, умения и навыки, полученные при изучении данной темы | |
Тема 7. Углеводы (7часов+1час практикум)
Дата | № урока | Тема урока | Основные понятия (впервые вводимые) | Демонстрация, ИКТ | Дидактические единицы (ЗУН) | Дифференцирован-ное домашнее задание |
| 1-2 (77-78) | Углеводы: состав, классификация, строение; способы получения и применение | Состав и классификация углеводов. Способы получения и применение углеводов. | Уч.диск «Углеводы» | Знать строение и классификацию, способы получения и применение углеводов | п.23,упр.1-4* |
п.23,упр.5-7* |
| 3-4 (79-80) | Свойства углеводов: моносахара, ди- и полисахара. | Химические свойства моносахаров, ди- и полисахаров.
| Презентация «Углеводы» | Знать свойства углеводов | п.23,24, упр.8-10* |
п.24, упр.11-14* |
| 5(81) | Практическая работа№6: «Углеводы» | Сравнительная характеристика свойств углеводов | Оборудование к эксперименту | Знать свойства альдегидов и кетонов, уметь проводить эксперимент | повт.п.23-24, упр.15-17* |
| 6-7(82-83) | Обобщение и систематизация знаний по теме «Углеводы» | Изомеры и гомологи различных классов карбоновых кислот, сложных эфиров, жиров. Генетическая связь между классами веществ. Сравнительная характеристика свойств углеводов. | Презентация «Углеводы»
| Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих генетическую связь между изученными классами веществ. Уметь давать сравнительную характеристику строения и свойств углеводов. | повт.п.23-24, упр.18-22* |
|
| 8(84) | Контрольная работа по теме «Углеводы» | Учет и контроль знаний по теме «Углеводы» | Тестовые задания | Уметь применять знания, умения и навыки, полученные при изучении данной темы | |
Тема 8.Азотсодержащие органические соединения (9часов+1час практикум)
Дата | № урока | Тема урока | Основные понятия (впервые вводимые) | Демонстрация, ИКТ | Дидактические единицы (ЗУН) | Дифференцирован-ное домашнее задание |
| 1-2 (85-86) | Амины: состав, классификация, строение; свойства, способы получения и применение | Состав и классификация аминов. Свойства, способы получения и применение аминов. | Уч.диск «Амины» | Знать строение и классификацию, свойства, способы получения и применение аминов | п.25,упр.1-4* |
п.25,упр.5-7* |
| 3-4 (87-88) | Аминокислоты: состав, классификация, строение; свойства, способы получения и применение | Состав и классификация аминокислот. Свойства, способы получения и применение аминокислот. | Презентация «Аминокислоты» | Знать строение и классификацию, свойства, способы получения и применение аминокислот | п.26, упр.1-5* |
п.26, упр.6-9* |
| 5(89) | Белки: состав, классификация, строение; свойства | Состав, классификация, строение; свойства белков | Презентация «Белки» | Знать строение и классификацию, свойства белков | п.26, 27,упр.10-12* |
| 6(90) | Нуклеиновые кислоты: состав, классификация, строение; свойства | Состав, классификация, строение; свойства нуклеиновых кислот | «Нуклеиновые кислоты» | Знать строение и классификацию, свойства нуклеиновых кислот | п.28, упр.1-6* |
| 7(91) | Решение заданий по теме «Азотсодержащие органические соединения» | Представители различных классов азотсодержащих органических веществ. Генетическая связь между классами веществ. | Презентация «Азотсодержащие органические вещества» | Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих генетическую связь между изученными классами веществ. | повт.п.25-28, упр.7-10* |
| 8(92) | Обобщение и систематизация знаний по теме «Азотсодержащие органические вещества» | Представители различных классов азотсодержащих органических веществ. Генетическая связь между классами веществ. Сравнительная характеристика свойств азотсодержащих органических веществ. | Презентация «Азотсодержащие органические вещества» | Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих генетическую связь между изученными классами веществ. Уметь давать сравнительную характеристику строения и свойств азотсодержащих органических веществ. | повт.п.25-28, упр.11-14* |
| 9(93) | Практическая работа№7: «Амины. Аминокислоты. Белки»» | Сравнительная характеристика свойств азотсодержащих органических веществ | Оборудование к эксперименту | Знать свойства азотсодержащих органических веществ, уметь проводить эксперимент | упр.16-18* |
| 10(94) | Контрольная работа по теме «Азотсодержащие органические вещества» | Учет и контроль знаний по теме «Азотсодержащие органические вещества» | Тестовые задания | Уметь применять знания, умения и навыки, полученные при изучении данной темы | |
Тема 9.Биологически активные вещества (6часов+1час практикум)
Дата | № урока | Тема урока | Основные понятия (впервые вводимые) | Демонстрация, ИКТ | Дидактические единицы (ЗУН) | Дифференцирован-ное домашнее задание |
| 1-2 (95-96) | Витамины: классификация, состав, применение | Классификация, состав, применение витаминов | Презентация «Витамины» | Знать классификацию, состав, применение витаминов | п.29,упр.1-4* |
п.29,упр.5-7* |
| 3-4 (97-98) | Ферменты: классификация, состав, применение | Классификация, состав, применение ферментов | Презентация «Ферменты» | Знать классификацию, состав, применение ферментов | п.30,упр.1-5* |
п.30,упр.6-8* |
| 5(99) | Гормоны: классификация, состав, применение | Классификация, состав, применение гормонов | Презентация «Гормоны» | Знать классификацию, состав, применение гормонов | п.31,упр.1-5* |
| 6(100) | Лекарства: классификация, состав, применение | Классификация, состав, применение лекарств | Презентация «Лекарства» | Знать классификацию, состав, применение лекарств | п.32,упр.1-4* |
| 7(101) | Практическая работа№8: «Идентификация органических веществ» | Сравнительная характеристика свойств углеводородов, кислород- и азотсодержащих органических веществ | Оборудование к эксперименту | Знать свойства углеводородов, кислород- и азотсодержащих органических веществ, уметь проводить эксперимент | повт.п.30-32,упр.5-7* |
Повторение по курсу химии 10 класса (1час)
Дата | № урока | Тема урока | Основные понятия (впервые вводимые) | Демонстрация, ИКТ | Дидактические единицы (ЗУН) | Дифференцирован-ное домашнее задание |
| 1 (102) | Органические вещества и их свойства | | Презентация «Органические вещества» | Знать классификацию органических соединений, уметь писать формулы изомеров, составлять уравнения реакций, подтверждающие генетическую связь между органическими веществами | |
ЛИТЕРАТУРА
1. О.С. Габриелян Химия 10 класс. Профильный уровень. Дрофа, Москва, 2014 г.
2. Гара Н. Н., Зуева М. В. Контрольные и проверочные работы по химии 8—11 кл. — М.: Дрофа, 2010.
3. Гара Н. Н., Кошелева Е. А. Тесты по химии. 8—11 кл. — М.: Генжер, 2011.
4. Гузей Л. С, Суровцева Р. П. Тесты по химии. 8—11 кл. — М.: Дрофа, 2012.
5. Ра д е ц к и й А. М. и др. Дидактические материалы по химии. 8—11 кл. — М.: Просвещение, 2013.