РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по химии основное общее образование 8-9 классы
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по химии основное общее образование 8-9 классы
Составлена на основе авторской программы Н.Н. Гара « Химия. Программы общеобразовательных учреждений. 8-11 классы»
учителем химии Дьячук Еленой Юрьевной.Рабочая учебная программа раскрывает содержание обучения химии на базовом уровне в 8-9 классах общеобразовательного учреждения. Она рассчитана на70 ч/год -2 часа в неделю каждого года обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по химии основное общее образование 8-9 классы »
Управление образования городского округа «Охинский»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г. Охи
Рекомендована Утверждаю
ШМО учителей естественных наук директор МБОУ СОШ №1 г.Охи
Протокол №4 __________ Б.Н. Пономарёв
от 26.04. 2011г Приказ №157ОД от24.05. 2011г
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по химии
основное общее образование
8-9 классы
срок реализации программы 2 года
Составлена на основе авторской программы
Н.Н. Гара « Химия. Программы общеобразовательных учреждений. 8-11 классы»
учителем химии Дьячук Еленой Юрьевной.
г. Оха 2011 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа раскрывает содержание обучения химии на базовом уровне в 8-9 классах общеобразовательного учреждения. Она рассчитана на70 ч/год -2 часа в неделю каждого года обучения.
В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры людей.
Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся; призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний, как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.
Цели изучения химии в основной школе:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементов общечеловеческой культуры.
применение полученных знаний и умений длябезопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Формы контроля: контрольные работы, тесты.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Наименование разделов, тем
Кол-во часов
В том числе практические работы и контрольные работы
8 класс (первый год обучения)
1
Тема 1. Первоначальные химические понятия.
18
Практическая работа №1«Правила техники безопасности при работе в хим. кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием»
Практическая работа №2 «Очистка загрязненной поваренной соли».
Контрольная работа №1 «Первоначальные химические понятия»
22222
Тема 2. Кислород
5
Практическая работа №3 «Получение и свойства кислорода».
3
Тема 3. Водород
3
4
Тема 4. Растворы. Вода
6
Практическая работа №4«Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества»
Контрольная работа №2 «Кислород. Водород. Растворы»
5
Тема 5. Основные классы неорганических соединений.
9
Практическая работа №5. «Решение экспериментальных задач «Основные классы неорганических соединений».
Контрольная работа №3 «Основные классы неорганических соединений».
6
Тема 6. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома.
9
7
Тема 7. Строение вещества. Химическая связь.
10
Контрольная работа №4 «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома»
8
Тема 8. Закон Авогадро. Молярный объём газов.
4
9
Тема 9. Галогены.
6
Практическая работа №6 «Получение соляной кислоты и ее свойства»
Контрольная работа №5 «Молярный объём газов»
Всего 70ч
Практических работ -6
Контрольных работ -5
№ п/п
Наименование разделов, тем
Кол-во часов
В том числе на практические работы
9 класс (второй год обучения)
1
Тема 1. Электролитическая диссоциация
10
Практическая работа №1 .
«Решение экспериментальных задач «Теория электролитической диссоциации»
Контрольная работа №1 «Электролитическая диссоциация»
2
Тема 2. Кислород и сера
9
Практическая работа №2«Решение экспериментальных задач «Подгруппа кислорода».
3
Тема 3. Азот и фосфор
10
Практическая работа №3 «Получение аммиака и изучение его свойств»
Практическая работа №4 «Определение минеральных удобрений»
4
Тема 4. Углерод и кремний
7
Практическая работа №5 «Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов»
Контрольная работа №2 «Неметаллы»
5
Тема 5. Общие свойства металлов
14
Практическая работа № 6
«Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения»
Контрольная работа №3 «Металлы»
6
6
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ.
Тема 6. Первоначальные представления об органических веществах.
веществах.
3
7
Тема 7. Углеводороды.
5
8
Тема 8. Спирты
2
9
Тема 9. Карбоновые кислоты. Жиры.
3
10
Тема 10. Углеводы
2
11
Тема 11.Белки. Полимеры.
5
Контрольная работа №4 «Органические соединения»
Всего 70ч
Практических работ – 6
Контрольных работ - 4
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения химии обучающиеся должны
знать/ понимать:
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь:
называть химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменении свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элементу в соединениях, вид химической связи в соединениях,
составлять формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем кислород, водород, растворы кислот и щелочей;
вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Оценка теоретических знаний
Отметка «5»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»:
ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»:
отсутствие ответа.
Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»:
работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.
Оценка умений решать экспериментальные задачи
Отметка «5»:
план решения составлен правильно;
правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; дано полное объяснение и сделаны выводы.
Отметка «4»:
план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
Отметка «3»:
план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Отметка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.
Отметка «1»:
задача не решена.
Оценка умений решать расчетные задачи
Отметка «5»:
в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом. Отметка «4»:
в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
Отметка «1»:
задача не решена.
Оценка письменных контрольных работ
Отметка «5»:
ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.
Отметка «2»:
работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Отметка «1»:
работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Программы общеобразовательных учреждений. Химия, 8-9,10-11 классы. Гара Н.Н., М Просвещение, 2009.
Гара Н.Н. «Химия: уроки в 8 классе: пособие для учителя» - :Просвещение,2008;
Гара Н.Н. Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников основной школы /Н.Н. Гара, М.В. Зуева. - М.: Вентана- Граф, 2007.
Электронное пособие «Электронная библиотека «Просвещение» Химия. 8 класс» Журнал «Химия в школе»
Газета « 1 сентября». Химия
Иванова Р.Г. Химия. Контроль знаний учащихся по химии. 8-9 классы / Р.Г. Иванова, А. А. Каверина, А. С. Корощенко. - М.: Дрофа, 2006
«Репетитор по химии Кирилла и Мефодия»;
Интерет-ресурсы по химии:
http://www.chem.msu.su/rus,
http://www.chem.msu.su/rus/elibrary - электронная библиотека по химии,
http://www.chem.msu.su/rus/school_edu - Школьное химическое образование в России: стандарты, учебники, олимпиады, экзамены.
http://www.alhimik.ru - АЛХИМИК - ваш помощник, лоцман в море химических веществ и явлений.
http://www.chemistry.narod.ru - Мир Химии. Качественные реакции и получение веществ, примеры. Справочные таблицы. Известные ученые - химики.
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. «Химия: 8 класс» для общеобразовательных учреждений – М.:Просвещение, 2008.
Рябов Н.Н. «Сборник задач и упражнений по химии. 8-9 кл» -М.Экзамен,2010.
Снастина М.Г. Сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации по
химии за курс основной школы: для 9 кл. общеобразоват. учреждений /М.Г. Снастина -М.: Новый учебник, 2008
«Самоучитель. Химия для всех XXI век. Решение задач». 1С. Образовательная коллекция.
http://khimia.ri 1 .ш/ Опорные конспекты по химии
http://shnic.narod.ru/ Опыты по неорганической химии.
http://www.edu.yar.ru/russian/cources/chem - Химическая страничка Ярославского Центра телекоммуникаций и информационных систем в образовании. Химические олимпиады, опыты, геохимия.
object(ArrayObject)#864 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(245) "Разработка варианта рабочей учебной программы для 8 класса по курсу «Химия» в условиях перехода на ФГОС ООО по учебнику О.С. Габриелян"
["seo_title"] => string(148) "razrabotka-varianta-rabochiei-uchiebnoi-proghrammy-dlia-8-klassa-po-kursu-khimiia-v-usloviiakh-pieriekhoda-na-fgos-ooo-po-uchiebniku-o-s-gabriielian"
["file_id"] => string(6) "284432"
["category_seo"] => string(6) "himiya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1453981110"
}
}