Рабочая учебная программа по ХИМИИ для 8 - 9 классов
Рабочая учебная программа по ХИМИИ для 8 - 9 классов
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования на основании программы по химии для 8 – 9 классов, Н.Н. Гара (Программы для общеобразовательных учреждений Химия 8-9 и 10-11 классы, М.: Просвещение, 2010 г. – 49 с.). Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.
Программа курса рассчитана на 138 учебных часов (2 часа в неделю в каждой параллели - 8 класс - 70 часов и9 класс - 68 часов).
Рабочая программа реализуется на основе учебников для общеобразовательных учреждений Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 8 класс», «Химия. 9 класс» (допущены Министерством образования и науки РФ, Москва «Просвещение», 20011, 11-еиздание, исправленное и дополненное).
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени основного общего образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая учебная программа по ХИМИИ для 8 - 9 классов»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №77»
УТВЕРЖДАЮ: Программа рекомендована
Директор МБОУ «Средняя к работе педагогическим
общеобразовательная советом школы
школа № 77» Протокол № 1 _
_____________Зудина Г.А. от « 28 » августа 2014 г.
Приказ № ____
от «____» августа 2014г
Программа обсуждена на методическом объединении учителей естественно-информационного направления
Протокол № 1
от « 26 » августа 2014 г.
Рабочая учебная программа
по ХИМИИ для 8 - 9 классов
Составитель программы:
учитель МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №77»
Рачева Ирина Викторовна
Новокузнецк, 2014
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования на основании программы по химии для 8 – 9 классов, Н.Н. Гара (Программы для общеобразовательных учреждений Химия 8-9 и 10-11 классы, М.: Просвещение, 2010 г. – 49 с.). Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.
Программа курса рассчитана на 138 учебных часов (2 часа в неделю в каждой параллели - 8 класс - 70 часов и9 класс - 68 часов).
Рабочая программа реализуется на основе учебников для общеобразовательных учреждений Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 8 класс», «Химия. 9 класс» (допущены Министерством образования и науки РФ, Москва «Просвещение», 20011, 11-еиздание, исправленное и дополненное).
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени основного общего образования.
Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоениеважнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Весь теоретический материал курса химии для основной школы структуирован по шести блокам: Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии; Вещество; Химическая реакция; Элементарные основы неорганической химии; Первоначальные представления об органических веществах; Химия и жизнь. Содержание этих учебных блоков направлено на достижение целей химического образования.
В курсе 8 класса происходит изучение первоначальных химических понятий, важнейших простых и сложных веществ (кислорода, водорода, воды, галогенов); закладываются теоретические основы изучения неорганической химии в ходе изучения атомно-молекулярного учения, периодического закона Д.И.Менделеева, строения атома, видов химической связи, закономерностей химических реакций.
В курсе 9 класса обучающиеся изучают теорию электролитической диссоциации, окислительно – восстановительные реакции, некоторые вопросы общей химии (закономерности протекания химических реакций), углубляют знания по теме «Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева» на примере характеристик подгрупп некоторых элементов. Продолжается изучение основных законов химии, отрабатываются навыки в выполнении практических работ и решении качественных и расчетных задач. Фактологическая часть программы включает первоначальные сведения об органических веществах. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на современном и доступном для учащихся уровне теоретические положения, изучаемые свойства веществ, химические процессы, протекающие в органическом мире.
Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений и навыков являются самостоятельные и контрольные работы, различные тестовые формы контроля.
При организации учебного процесса используются следующие формы: уроки изучения новых знаний, уроки закрепления знаний, комбинированные уроки, уроки обобщения и систематизации знаний, уроки контроля, практические работы, а также сочетание указанных форм.
8 класс
Программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю). Программой предусмотрено
проведение:
- тематических контрольных работ;
- практических работ;
- лабораторных опытов;
- демонстрационных опытов;
-текущих самостоятельных и тестовых работ (10-15 минут);
- использование компьютерных технологий;
- решение задач
Цели:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, решение практических задач в повседневной жизни, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью и окружающей среде.
Задачи:
- формирование основ химических знаний;
- развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в лаборатории, на производстве и в повседневной жизни;
- формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми при выполнении несложных химических опытов в повседневной жизни;
- выработку у учащихся понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование у них отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности;
- развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности.
Содержание программы составляет основу для раскрытия важных мировоззренческих
идей. Программа включает в себя основы общей и неорганической химии, а также краткие
сведения об органических веществах.
Тематическое планирование курса химии
в 8 классе (базовый уровень)
(всего 70 часов, 2 часа в неделю)
№ п/п
Название темы
Всего часов
Кол-во часов
Требования к результатам обучения по темам
Форма контроля
теор.
прак.
1.
Первоначальные химические понятия.
18
16
2
Знать, что такое химия; вещество, смесь, виды смесей, способы разделения смесей; физические явления и химические, признаки химических реакций; молекула, атом; простые и сложные вещества; химический элемент; закон постоянства состава веществ; относительная атомная и молекулярная масса, химическая формула, массовая доля, валентность, основные положе-ния атомно-молекулярного учения, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций количество вещества, моль, молярная масса.
Практическая работа
Контрольная работа
Тесты
2.
Кислород. Оксиды. Горение.
5
4
1
Знать о нахождении кислорода в природе; способы получения кислорода, его свойства, применение и круговорот в природе; состав воздуха; иметь понятие о тепловом эффекте химической реакции
Практическая работа
Тесты
3.
Водород. Растворы. Вода.
9
7
2
Знать о нахождении водорода в природе; способы получения водорода, что такое раствор (насыщенный и ненасыщенный; концентрированный и разбавленный), взвесь, суспензия, эмульсия, гидраты, растворимость. Иметь понятие о составе воды, способах очистки, свойствах свойства и применение; знать формулы и названия кислот
Уметь выполнять химический эксперимент по получению водорода и доказывать его свойства; уметь писать уравнения химических взаимодействий кислот с металлами, оксидами металлов
Практическая работа
Контрольная работа
Тесты
4.
Основные классы неорганических соединений.
9
8
1
Оксиды: классификация, названия, получение, свойства, применение. Основания: классификация, названия, получение, свойства, применение. Кислоты: классификация, названия, получение, свойства, применение. Соли: классификация, названия, получение, свойства, применение.
Выполнять химический эксперимент по превращению веществ (осуществление реакций, подтверждающих генетическую связь между классами веществ)
Практическая работа
Контрольная работа
Тесты
5.
Периодический закон и периодическая система химических элементов
Д.И.Менделеева.
8
8
-
Металлы и неметаллы, амфотерные соединения, периодический закон Д.И.Менделеева, большие и малые периоды, главные и побочные подгруппы, строение атома, протоны, нейтроны, электроны, заряд ядра, массовое число, изотопы, орбитали, спин.
Составление электронно-графических формул расположения электронов в атомах первых двадцати элементов, определение положение элемента в таблице
Контрольная работа
Тесты
6.
Химическая связь. Строение вещества.
10
10
-
Электроотрицательность, метал-лические и неметалллические св-ва, основные виды химической связи (ковалентная полярная и ковалентная неполярная, ионная), ионы, кристаллическая решетка (атомная, молекулярная, ионная), структурная формула, степень окисления, окислитель, восстановитель, окисление, восста-новление, окислительно-восстановительные реакции (ОВР)
Контрольная работа
Тесты
7.
Закон Авогадро. Молярный объем газов
3
3
-
Объёмные отношения газов при химических реакциях
Тесты
8.
Галогены.
4
4
-
Галогены: положение в таблице, сравни-тельная характерис-тика, представители и их строение, получение, св-ва, применение ( на примере хлора). Хлороводород: строение, получение, св-ва, применение. Соляная кислота. Возгонка, конденсация.
Контрольная работа
Тесты
9.
Обобщение курса (резервное время)
4
4
Итого:
70
64
6
Содержание программы 70 часов (2 часа в неделю)
1. Первоначальные химические понятия (18 часов).
Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция, хроматография. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций. Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава веществ. Атомная единица массы. Относительная атомная и молекулярная массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности. Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.
Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ. Химические соединения количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газов.
Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций. Разложение основного карбоната меди(II). Реакция замещения меди железом.
Практические работы. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием. Очистка загрязненной поваренной соли.
Расчетные задачи. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.
2.Кислород (5 часов).
Кислород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение, применение. Круговорот кислорода в природе. Горение. Оксиды. Воздух и его состав. Медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций. Топливо и способы его сжигания. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.
Демонстрации. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха, методом вытеснения воды. Определение состава воздуха. Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами оксидов.
Практическая работа. Получение и свойства кислорода.
Расчетные задачи. Расчеты по термохимическим уравнениям.
Лабораторные опыты. Получение водорода и изучение его свойств. Взаимодействие водорода с оксидом меди(II).
3. Водород. Растворы. Вода (9 часов).
Водород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Водород — восстановитель. Получение, применение. Демонстрации. Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.
Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворенного вещества. Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе.
Демонстрации. Анализ воды. Синтез воды.
Практическая работа. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.
Расчетные задачи. Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.
Оксиды. Классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение. Основания. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакция нейтрализации. Получение. Применение. Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Вытеснительный ряд металлов Н. Н. Бекетова. Применение. Соли. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Способы получения солей. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Демонстрации. Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.
Лабораторные опыты. Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».
5. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома (8 часа).
Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Периодический закон Д. И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды. Короткий и длинный варианты периодической таблицы. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева. Строение атома. Состав атомных ядер. Электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева.
Лабораторные опыты. Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.
6. Строение веществ. Химическая связь (10 часов).
Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов. Окислительно-восстановительные реакции. Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Кристаллические и аморфные вещества. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток. Демонстрации. Ознакомление с моделями кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений. Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.
7. Закон Авогадро. Молярный объем газов (3 часа).
Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.
Расчетные задачи. Объемные отношения газов при химических реакциях. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.
8. Галогены (4 часа).
Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли. Сравнительная характеристика галогенов.
Демонстрации. Знакомство с образцами природных хлоридов. Знакомство с физическими свойствами галогенов. Получение хлороводорода и его растворение в воде.
Лабораторные опыты. Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов и иода. Вытеснение галогенов друг другом из раствора их соединений.
Практическая работа. Получение соляной кислоты и изучение ее свойств.
9. Обобщение курса (резервное время) (4 часа)
9 класс
Программа составлена для учащихся 9 классов и рассчитана на 2 часа в неделю (всего – 68 часов).
Программой предусмотрено проведение
- Тематических контрольных работ;
- Текущих самостоятельных работ и тестовых заданий;
- Практических работ;
- Лабораторных опытов;
- Демонстрационных опытов;
- Использование компьютерных технологий.
- Решение задач
Цели:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической
символике;
-овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический
эксперимент, проводить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений реакций;
-развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе
проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в
соответствии с возникающими жизненными экспериментами, самостоятельного приобретения
знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
-воспитание отношения к химии как одному из фундаментальных компонентов
естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
-применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и
материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в
повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и
окружающей среде.
Задачи:
-формирование основ химических знаний;
-развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в
лаборатории, на производстве и в повседневной жизни;
-формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми при
выполнении несложных химических опытов в повседневной жизни;
-выработку у учащихся понимания общественной потребности в развитии химии, а
также формирование у них отношения к химии как возможной области будущей практической
деятельности;
-развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное
совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически
целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности.
Содержание программы составляет основу для раскрытия важных мировоззренческих
идей. Программа включает в себя основы общей и неорганической химии, а также краткие
сведения об органических веществах.
Тематическое планирование курса химии
в 9 классе (базовый уровень)
(всего 68 часов, 2 часа в неделю)
№ п/п
Название темы
Всего часов
Кол-во часов
Требования к результатам обучения по темам
Форма контроля
теор.
прак.
1.
Электролитическая диссоциация
10
9
1
Учащиеся должны знать: определение электролитов и неэлектролитов, электролитической диссоциации; определения «основание», «кислота», «соль» - в свете теории электролитической диссоциации; «степень ЭЛД»; определение реакций ионного обмена, условий осуществления данных реакций; определение окислительно – восстановительных реакций, окислителя, восстановителя; определение гидролиза солей.
Уметь: объяснять механизм электролитической диссоциации веществ с ионной и ковалентной полярной связью;записывать уравнения диссоциации кислот, оснований и солей;сравнивать по строению и свойствам ионы и атомы;
составлять молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций; выполнять опыты по проведению реакций ионного обмена, делать выводы; определять с помощью расчетов вещество, данное в избытке, и проводить вычисления массы, объема или количества вещества продукта реакции по данному исходному веществу; определять окислительно – восстановительные реакции, составлять схему электронного баланса, расставлять коэффициенты, используя метод электронного баланса; применять полученные знания, умения и навыки при решении тренировочных заданий и упражнений.
Практическая работа
Контрольная работа
Тесты
2.
Кислород и сера
9
8
1
Учащиеся должны знать: определение аллотропии и аллотропных видоизменений, причины аллотропии;физические свойства серы и области ее применения;строение и свойства оксидов серы, сероводорода, сернистой и серной кислот, области их применения;качественную реакцию на сульфат – ион;определение скорости химических реакций;
зависимости скорости реакции от различных условий.
Уметь: давать характеристику главной подгруппы по плану;сравнивать простые вещества, образованные элементами главной подгруппы 6 группы;указывать причины их сходства и отличия;доказывать химические свойства серы и ее важнейших соединений, записывая уравнения реакций в молекулярном, ионном и окислительно – восстановительном видах;объяснять влияние различных факторов на скорость химической реакции;решать задачи;применять полученные знания, умения и навыки при решении тренировочных заданий и упражнений.
Практическая работа
Тесты
3.
Азот и фосфор
10
9
1
Учащиеся должны знать: физические и химические свойства азота;строение молекулы аммиака, физические и химические свойства, производство;строение, свойства и применение азотной кислоты, особые свойства, химизм производства;состав, строение, свойства и применение солей аммония и нитратов;характеристику фосфора как химического элемента и простого вещества, строение и свойства соединений фосфора, применение минеральных удобрений.
Уметь: давать характеристику подгруппы азота, исходя из положения в ПС и строения атома, записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде, учитывая закономерности протекания ОВР; доказывать химические свойства аммиака;определять массовую (объемную) долю выхода продукта реакции от теоретически возможного (решать задачи). доказывать общие и особенные свойства солей на примере солей аммония и нитратов
Практическая работа
Контрольная работа
Тесты
4.
Углерод и кремний
8
7
1
Учащиеся должны знать: общую характеристику элементов подгруппы углерода, исходя из положения в ПС и строения атома; понятие адсорбции, применение углерода и кремния;состав, строение, свойства, применение оксидов углерода и оксида кремния;состав, строение, свойства, применение угольной и кремниевой кислоты, их солей.
Уметь: сравнивать по строению и свойствам углерод и кремний, исходя из положения в ПС и строения атома, записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства углерода в молекулярном и окислительно – восстановительном виде;сравнивать строение и свойства оксидов углерода и кремния, указывать причины сходства и отличия;доказывать химические свойства угольной и кремниевой кислот и их солей, записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде; решать расчетные задачи на вычисление массы (объема) продукта реакции по указанной массе (объему) исходного вещества, одно из которых содержит примеси.
Практическая работа
Контрольная работа
Тесты
5.
Металлы
13
12
1
Учащиеся должны знать: понятие металлической связи и металлической кристаллической решетки, физические свойства и способы получения металлов;состав, строение, свойства простых веществ, а также оксидов, оснований, солей металлов главных подгрупп 1-3 групп, записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде; определение металлургии, способы промышленного получения металлов, роль русских ученых в развитии металлургии, понятия руды и пустой породы, основные стадии получения металлов.
Уметь: записывать уравнения реакций получения металлов с точки зрения ТЭД и учения об окислительно – восстановительных процессах;
характеризовать металл по его положению в ПС и строению атома, химические свойства простого вещества и важнейших его соединений, записывая уравнения реакций в молекулярном и ионном виде; доказывать химические свойства оксидов, оснований и солей металлов главных подгрупп и железа, записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
Практическая работа
Контрольная работа
Тесты
6.
Первоначальные представления об органических веществах
10
9
1
Учащиеся должны знать:
определение органической химии, различия между органическими и неорганическими веществами, особенности строения и свойств органических веществ; основные положения теории А.М.Бутлерова (кратко), определение углеводородов, их классификацию; некоторые свойства углеводородов; иметь представление о природных источниках углеводородов, определение одноатомных и многоатомных спиртов; свойства и применение спиртов, определение карбоновых кислот и жиров; свойства и применение карбоновых кислот и жиров; иметь общие понятия о глюкозе и сахарозе как важнейших представителях углеводов о свойствах и применении углеводов;
иметь общие понятия о белках; о полимерах на примере полиэтилена;о свойствах и применении белков и полимеров;общее представление о лекарствах и лекарственных препаратах.
определять изомеры, давать им названия, записывать некоторые уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства углеводородов (предельных и непредельных), записывать структурные формулы спиртов; называть некоторые спирты по систематической номенклатуре.
записывать структурные формулы карбоновых кислот и жиров; называть некоторые карбоновые кислоты по систематической номенклатуре.
Практическая работа
Контрольная работа
Тесты
7.
Химия и жизнь
6
4
2
Лекарственные препараты и проблемы, связанные с их применением. Химия и пища.
Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль,
уксусная кислота). Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент). Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни.
Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность
Практическая работа
Контрольная работа
Тесты
8.
Итого:
68
60
8
Содержание программы 68 часов (2 часа в неделю)
Тема 1. Электролитическая диссоциация -10 часов
Электролиты и неэлектролиты. Основные положения теории электролитической
диссоциации. Диссоциация кислот, солей, оснований. Степень электролитической
диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена. Окислительно-
восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Гидролиз солей.
Расчеты по уравнениям химических реакций для случаев, когда одно из реагирующих
веществ дано в избытке.
Демонстрации:
Испытание электролитов, неэлектролитов и их растворов на электрическую проводимость.
Лабораторные опыты:
Реакции обмена между растворами электролитов.
Практические занятия:
№1 Решение экспериментальных задач.
Тема 2. Неметаллы и их соединения - 27 часов
2.1. Кислород и сера - 9 часов
Общая характеристика элементов главной подгруппы VΙ группы. Строение их атомов.
Физические свойства кислорода, озона. Химические свойства. Аллотропия.
Сера в природе, ее свойства, применение. Соединения серы: оксиды, сероводород. Серная
кислота и ее свойства. Применение серной кислоты. Качественная реакция на сульфат-ион.
Производство серной кислоты контактным способом. Охрана окружающей среды от
загрязнения отходами сернокислотного производства.
2.2. Азот и фосфор - 10 часов
Общая характеристика химических элементов главной подгруппы V группы. Строение
атомов. Физические свойства азота. Химические свойства азота: взаимодействие с металлами,
Нахождение в природе, значение. Физиологическое действие спиртов на организм. Белки, их
роль и значение.
Демонстрации:
Некоторые свойства непредельных углеводородов (горение, реакция присоединения).
Модели молекул некоторых органических веществ, схемы, таблицы.
Коллекция «Нефть и продукты ее переработки»
Тема 5. Химия и жизнь (6 ч)
Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Химия и здоровье.
Лекарственные препараты и проблемы, связанные с их применением. Химия и пища.
Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль,
уксусная кислота). Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел,
мрамор, известняк, стекло, цемент). Природные источники углеводородов. Нефть и природный
газ, их применение. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни.
Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.
Демонстрации
Образцы лекарственных препаратов.
Образцы строительных и поделочных материалов.
Образцы упаковок пищевых продуктов с консервантами
Практические занятия
Знакомство с образцами лекарственных препаратов.
Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В результате изучения химии ученик должен
знать / понимать
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
обращатьсяс химической посудой и лабораторным оборудованием;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами и материалами; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека; критической оценки информации о веществах, используемых в быту; приготовления растворов заданной концентрации.
Материально-технического обеспечения образовательного процесса:
1. Стандарт основного общего образования по химии.
2. Примерная программа основного общего образования по химии.
3. Брейгер Л.М., Баженова А.Е. Химия 8-11 классы. Развернутое тематическое планирование по учебникам Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. – Волгоград: издательство «Учитель», 2008.
9.Егоров А.С. и др. Репетитор по химии /А.С.Егоров. Ростов – на – Дону: Феникс, 2007.
10. Химия в школе: научно – методический журнал.- М.: Российская академия образования; изд – во «Центрхимэкспресс». – 2005 – 2010.
MULTIMEDIA – поддержка предмета:
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 8-9 классы. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004
Демонстрационное поурочное планирование. Общая химия. – Волгоград: издательство «Учитель», 2007
Оборудование и приборы
Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения
Комплект портретов ученых-химиков
Серия справочных таблиц по химии («Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде», «Электрохимический ряд напряжений металлов», «Окраска индикаторов в различных средах»).
Серия инструктивных таблиц по химии
Серия таблиц по неорганической химии
Мультимедийные программы (обучающие, тренинговые, контролирующие) по всем разделам курса химии
Электронные библиотеки по курсу химии
Технические средства обучения
Компьютер
Мультимедийный проектор
Экран проекционный
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование. Приборы, наборы посуды и лабораторных принадлежностей для химического эксперимента
Общего назначения
Нагревательные приборы :
- электроплитки лабораторные с открытой спиралью
- спиртовки
- электронагреватели для пробирок НП-1
- нагреватель для колб учебный НКУ
Доска для сушки посуды
Комплект электроснабжения кабинета химии
Демонстрационные
Набор посуды и принадлежностей для демонстрационных опытов по химии
Штатив для демонстрационных пробирок ПХ-21
Штатив металлический ШЛБ
Специализированные приборы и аппараты
Аппарат (прибор) для получения газов (Киппа)
Прибор для определения состава воздуха
Воронка делительная для работы с вредными веществами
Воронка делительная общего назначения
Комплекты для лабораторных опытов и практических занятий по химии
Весы механические лабораторные
Набор банок для хранения твердых реактивов (30 – 50 мл)
Набор склянок (флаконов) для хранения растворов реактивов
Набор пробирок (ПХ-14, ПХ-16)
Прибор для получения газов
Комплекты для монтажа химического оборудования МБ
Цилиндры мерные стеклянные
Кристаллизатор
Модели
Набор кристаллических решеток: алмаза, графита, поваренной соли
Набор моделей – аппликаций для иллюстрации типов химических реакций
Набор для моделирования электронного строения атомов элементов
Натуральные объекты, коллекции
Топливо
Реактивы (по норме)
Набор № 1 ОС «Кислоты»
Кислота серная 4,800 кг
Кислота соляная 2,500 кг
Набор № 2 ОС «Кислоты» Кислота азотная 0,300 кг
Кислота ортофосфорная 0,050 кг
Набор № 3 ОС «Гидроксиды»
Калия гидроксид 0,200 кг
Кальция гидроксид 0,500 кг
Натрия гидроксид 0,500 кг
Набор № 4 ОС «Оксиды металлов»
Алюминия оксид 0,100 кг
Бария оксид 0,100 кг
Железа (III) оксид 0,050 кг
Кальция оксид 0,100 кг
Магния оксид 0,100 кг
Меди (II) оксид (гранулы) 0,200 кг
Калия оксид 0,100 кг
Цинка оксид 0,100 кг
Набор № 5 ОС «Металлы»
Алюминий (гранулы) 0,100 кг
Алюминий (стружка) 0,050 кг
Железо восстановленное (порошок) 0,050 кг
Магний (опилки) 0,050 кг
Медь (гранулы, опилки) 0,050 кг
Цинк (гранулы) 0,500 кг
Набор № 6 ОС «Щелочные и щелочноземельные металлы»
Литий 5 ампул
Натрий 20 ампул
Набор № 7 ОС «Огнеопасные вещества»
Сера (порошок) 0,050 кг
Набор № 9 ОС «Галогениды»
Бария хлорид 0,100 кг
Железа (III) хлорид 0,100 кг
Калия хлорид 0,050 кг
Кальция хлорид 0,100 кг
Магния хлорид 0,100 кг
Меди (II) хлорид 0,100 кг
Натрия хлорид 0,100 кг
Цинка хлорид 0,050 кг
Калия иодид 0,050 кг
Калия бромид 0,050 кг
Набор № 10 ОС «Сульфаты. Сульфиты. Сульфиды»
Алюминия сульфат 0,100 кг
Железа (II) сульфат 0,100 кг
Калия сульфат 0,050 кг
Кальция сульфат 0,200 кг
Магния сульфат 0,050 кг
Меди (II) сульфат безводный 0,050 кг
Меди (II) сульфат 5-ти водный 0,100 кг
Натрия сульфид 0,050 кг
Натрия сульфат 0,050 кг
Цинка сульфат 0,200 кг
Набор № 11 ОС «Карбонаты»
Калия карбонат (поташ) 0,050 кг
Меди (II) карбонат основной 0,100 кг
Натрия карбонат 0,100 кг
Натрия гидрокарбонат 0,100 кг
Кальция карбонат 0,200 кг
Магния карбонат 0,200 кг
Набор № 12 ОС «Фосфаты. Силикаты»
Натрия силикат 9-ти водный 0,050 кг
Натрия ортофосфат трехзамещенный 0,100 кг
Набор № 14 ОС «Соединения марганца»
Калия перманганат (калий марганцевокислый) 0,500 кг
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(245) "Разработка варианта рабочей учебной программы для 8 класса по курсу «Химия» в условиях перехода на ФГОС ООО по учебнику О.С. Габриелян"
["seo_title"] => string(148) "razrabotka-varianta-rabochiei-uchiebnoi-proghrammy-dlia-8-klassa-po-kursu-khimiia-v-usloviiakh-pieriekhoda-na-fgos-ooo-po-uchiebniku-o-s-gabriielian"
["file_id"] => string(6) "284432"
["category_seo"] => string(6) "himiya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1453981110"
}
}