kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая учебная программа элективного курса по биологии для 9 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                                                       Пояснительная записка

          Рабочая учебная программа элективного курса по биологии для 9 класса составлена на основе авторской программы элективного курса  «Жизнь по заказу: размножение развитие в органическом   мире» Петрова.Е.В,Швецова О.И.     

Рабочая учебная программа элективного курса предназначена для обучающихся 9  классов.рассчитана на 8 часов обучения.                                                                                                                

           Основная концептуальная идея курса – личная ответственность каждого человека за свою жизнь,будущее  человечество   и биосферы в целом.   Реализация данной идеи очень актуальна  в связи с переходом  от антропоцентрического принципа построения биологических программ к биоцентрическому. Биоцентрический подход предполагает уникальность каждой жизненной формы и необходимость ее защиты вне зависимости от ее роли в природе и жизни человека. Деятельность человека должна учитывать интересы природы, в противовес ее безжалостной эксплуатации.                                                                                                                                        В связи с изменением структуры школьного образования и выделением базовой 9-летней обязательной общей ступени произошла перестройка школьного курса биологии. С основами общей биологии учащиеся знакомятся уже в 9-м классе. Большой объем, сложность учебного материала, небольшое количество отведенного времени (2 часа в неделю) не способствуют глубокому рассмотрению таких важных понятий как размножение, развитие, старение, отмирание, качество наследственного материала и условий среды с точки зрения личной ответственности, а также социального заказа человеческой формации данного исторического периода развития.                                          Цель данного элективного курса – расширить и углубить знания по одному из важных разделов общей биологии «Размножение и развитие организмов».      

Задачи:                                                                                                                                                                                        

-осознание единства биологических законов, характера их проявления на разных уровнях организации жизни, взаимосвязи строения и функций клеток, органов и систем органов, роли наследственности и среды в процессе формирования признаков;                              

- развитие представлений о бисоциальной природе человека, ответственности каждого за свою жизнь (онтогенез), будущее своего вида (филогенез) и будущее биосферы в целом, усилении антропогенного влияния на природу,

-формировании биологического и социального заказа на жизнь тех или иных организмов, качество  и  количество  новых поколений;                                                                                                                                                  

- воспитание экологической культуры и основ здорового образа жизни.              

Принцип обучения: «Узнавай, думай, осознавай, меняйся сам и изменяй в лучшую сторону свою жизнь, жизнь других и окружающую среду».                                          

Основные методы ведения занятий: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, использование элементов проектной технологии.                                                                                                

 Формы учебной деятельности: комбинированные уроки, лабораторные работы, деловые игры, семинар.                                                          Учебный материал данного элективного курса содержит межпредметные связи с химией, экологией, ОЗОЖ, которые реализуются учителем биологии самостоятельно, опираясь на знания учащихся 9-го класса. В ходе освоения учебного материала у школьников должно сформироваться представление об определяющей роли среды обитания, протекающих в природе эволюционных процессов, формирующих «биологический заказ» на появление, развитие или вымирание тех или иных организмов в биосфере. В человеческом обществе, в зависимости от социальных, экономических условий жизни, существующих религиозных традиций тоже существует «социальный заказ» на рождаемость: качество и количество новых поколений, соотношение рождаемости и смертности внутри отдельных государств и планеты в целом.                  

После первого занятия учащиеся выбирают темы проектов, которые они подготовят к последнему занятию курса, на котором состоятся слушание и защита проектов. Материал для проектной папки собирается учениками самостоятельно, но под руководством учителя. В подготовке одного проекта может принимать участие как один ученик, так и группа учащихся.Для успешного освоения данного элективного курса необходимо следующее учебное  оборудование:                                                                                                                     

- микроскопы и микропрепараты: «Митоз в корешках лука; спорангий папоротника; пыльца сосны; яйцеклетка  гидры»;                                                                                                            

  - коллекции насекомых, влажные препараты позвоночных животных со стадиями развития, объемные таблицы со стадиями эмбриогенеза хордовых                                                              

   -  схемы деления клетки, этапов сперматогенеза и овогенеза                                       

  - учебники и дополнительные учебные пособия по общей биологии;                                      

   - учебные фильмы, компьютерные диски с учебным материалом по биологии.                              

Учебно-познавательная компетенция 

- овладевают креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях;
                                                         

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая учебная программа элективного курса по биологии для 9 класса»

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа элективного курса по биологии для 9 класса составлена на основе авторской программы элективного курса «Жизнь по заказу: размножение и развитие..в..органическом..мире».Петрова.Е..В,.Швецова..О.И. . Рабочая учебная программа элективного курса предназначена для обучающихся 9 классов,..рассчитана..на..8.ч..обучения. Основная концептуальная идея курса – личная ответственность каждого человека за свою жизнь,..будущее..человечество..и..биосферы..в..целом. Реализация данной идеи очень актуальна в связи с переходом от антропоцентрического принципа построения биологических программ к биоцентрическому. Биоцентрический подход предполагает уникальность каждой жизненной формы и необходимость ее защиты вне зависимости от ее роли в природе и жизни человека. Деятельность человека должна учитывать интересы природы, в противовес ее безжалостной эксплуатации. В связи с изменением структуры школьного образования и выделением базовой 9-летней обязательной общей ступени произошла перестройка школьного курса биологии. С основами общей биологии учащиеся знакомятся уже в 9-м классе. Большой объем, сложность учебного материала, небольшое количество отведенного времени (2 часа в неделю) не способствуют глубокому рассмотрению таких важных понятий как размножение, развитие, старение, отмирание, качество наследственного материала и условий среды с точки зрения личной ответственности, а также социального заказа человеческой формации данного исторического периода развития. …….. Цель данного элективного курса – расширить и углубить знания по одному из важных разделов общей биологии «Размножение и развитие организмов». ………Задачи: …….- осознание единства биологических законов, характера их проявления на разных уровнях организации жизни, взаимосвязи строения и функций клеток, органов и систем органов, роли наследственности и среды в процессе формирования признаков; …….- развитие представлений о бисоциальной природе человека, ответственности каждого за свою жизнь (онтогенез), будущее свое.го вида (филогенез) и будущее биосферы в целом, усилении антропогенного влияния на природу, формировании биологического и социального заказа на жизнь тех или иных организмов, качество и количество..новых..поколений; ……..- воспитание экологической культуры и основ здорового образа жизни. … ……… Принцип обучения: «Узнавай, думай, осознавай, меняйся сам и изменяй в лучшую сторону свою жизнь, жизнь других и окружающую среду». Основные методы ведения занятий: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, использование элементов проектной технологии. ……… Формы учебной деятельности: комбинированные уроки, лабораторные работы, деловые..игры,.семинар. ………Учебный материал данного элективного курса содержит межпредметные связи с химией, экологией, ОЗОЖ, которые реализуются учителем биологии самостоятельно, опираясь на знания учащихся 9-го класса. В ходе освоения учебного материала у школьников должно сформироваться представление об определяющей роли среды обитания, протекающих в природе эволюционных процессов, формирующих «биологический заказ» на появление, развитие или вымирание тех или иных организмов в биосфере. В человеческом обществе, в зависимости от социальных, экономических условий жизни, существующих религиозных традиций тоже существует «социальный заказ» на рождаемость: качество и количество новых поколений, соотношение рождаемости и смертности внутри отдельных государств и планеты в целом. ……...После первого занятия учащиеся выбирают темы проектов, которые они подготовят к последнему занятию курса, на котором состоятся слушание и защита проектов. Материал для проектной папки собирается учениками самостоятельно, но под руководством учителя. В подготовке одного проекта может принимать участие как один ученик, так и группа учащихся.

Для успешного освоения данного элективного курса необходимо следующее учебное..оборудование: - микроскопы и микропрепараты: «Митоз в корешках лука; спорангий папоротника; пыльца..сосны;..яйцеклетка..гидры»; - коллекции насекомых, влажные препараты позвоночных животных со стадиями развития, объемные таблицы со стадиями эмбриогенеза хордовых - схемы деления клетки, этапов сперматогенеза и овогенеза, фотографии аномальных наборов..хромосом,..потомства..с..наследственными..заболеваниями; - учебники и дополнительные учебные пособия по общей биологии; учебные фильмы, компьютерные диски с учебным материалом по биологии. ……..В результате успешного освоения учебной программы учащиеся должны: ………- характеризовать формы и виды размножения, знать их биологическое значение, роль наследственности в онтогенезе и филогенезе организмов, причины нарушения наследственной информации и последствия для организмов и видов в природе, влияние окружающей..среды..и..образа..жизни..на..организм; . - сравнивать, распознавать, определять строение спор, гамет, стадий развития организмов, модификационную и генотипическую изменчивость, роль среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии, наследственные заболевания и болезни образа..жизни; . - обосновывать осознанный выбор здорового образа жизни, вредное влияние на наследственность организмов загрязнения природной среды, алкоголя, никотина, наркотиков, неумеренного употребления лекарственных препаратов, токсических веществ; . - уметь пользоваться дополнительной учебной литературой, информацией на электронных носителях; составлять развернутые планы, опорные конспекты, тезисы, сообщения, набирать информацию для проектной папки. . В учебный материал данного элективного курса также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, среди которых приоритетными являются: распознавание объектов, их сравнение, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Ценностно-смысловая компетенция 

- определяет сферу мировоззрения ученика, связанную с его ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль;

Учебно-познавательная компетенция 

- овладевают креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях;
- самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации..объектов;
- участие в проектной деятельности, в организации учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской…деятельности,..элементарными..элементами..прогнозирования;
Информационная компетенция.

- формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.



Учебно – тематический план


п/п

Тематический блок

Кол- во

часов

Использова-

ние ИКТ

Использование проектной деятельности

Использова-ние исследо-вательской деятельности

1

Размножение в органическом мире

1



1

2

Гаметогенез

1



1

3

Оплодотворение в органическом мире

1

1



4

Эмбриональное развитие организма

1

1



5

Постэмбриональное развитие организма

1



1

6

Онтогенез и филогенез организма

1

1



7

Организм – единое целое

1




8

Заключение

1


2

2


Итого

8

3

2

5































Основное содержание учебно- тематического плана

п/п

Тематический блок, темы учебных занятий

Кол-во часов

1

Инструктаж по Т.Б.

Размножение в органическом мире.

Л.Р. «Рассмотрение микропрепаратов спор и гамет»

1

2

Гаметогенез

Л.Р. «Сравнение мужских и женских половых клеток»


1

3

Оплодотворение в органическом мире. ИКТ


1

4

Эмбриональное развитие организмов.

Л.Р. «Решение генетических задач на наследственные аномалии генотипа человека».


1

5

Постэмбриональное развитие организмов.

Л.Р.«Сравнение видов и стадий постэмбрионального развития беспозвоночных».


1

6

Онтогенез и филогенез организмов. ИКТ


1

7

Организм - единое целое.


1

8

Заключение.З.П.


1


Итого

8





























Календарно – тематический план


Тематический блок

Кол-во часов

Дата проведения

Основные понятия и термины.

план

факт

корре -ка


1

Инструктаж по Т.Б. Размножение в органическом мире.

1

02.04



Бесполое и половое размножение

2

Гаметогенез

1

09.04



Сперматогенез, овогенез

3

Оплодотворение в органическом мире

1

16.04



Зигота,филогенез

4

Эмбриональное развитие организмов.

1

23.04



Геном

5

Постэмбриональное развитие организмов.

1

30.04



Метаморфоз

6

Онтогенез и филогенез организмов

1

07.05



Проблемы старения и отмирания

7

Организм - единое целое.

1

14.05



Саморегуляция работы организма

8

Заключение.

1

21.05





Итого

8





Информационно – методическое обеспечение

Литература для учителя

  1. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 10-11 класс. М.: Дрофа. 2001.

  2. Зверев И.Д. Человек. Организм и здоровье. М.: Вентана-Граф. 2000.

  3. Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д.. Биология для поступающих в ВУЗы. Учебное пособие. Минск. Юнипресс. 2001.

  4. Петрова Е.В. Основы классической генетики. Учебное пособие по биологии. Сар. ИЦ «Добродея». 1997.

  5. Пименова И.Н., Пименов А.В. Биология человека в вопросах и ответах. Сар. ИЦ «Добродея». 1997.

  6. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. М. Дрофа. 2001.

  7. Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. - М.: «Просвещение». 1988.

  8. Чуйкин А.Е. Общая биология. Пособие для поступающих на биологические и медицинские факультеты университетов. СПб. Политехника. 2004.

Чуйкова Л.Ю. Социальная экология. Учебное пособие для 11-х классов средней школы. Астрахань

Литература для обучающихся

  1. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 10-11 класс. М.: Дрофа. 2001.

  2. Зверев И.Д. Человек. Организм и здоровье. М.: Вентана-Граф. 2000.

  3. Петрова Е.В. Основы классической генетики. Учебное пособие по биологии. Сар.: ИЦ «Добродея». 1997.

  4. Пименова И.Н., Пименов А.В. Биология человека в вопросах и ответах. Сар.: ИЦ «Добродея». 1997.

  5. Пименова И.Н., Пименов А.В. Лекции по общей биологии. - Сар.: Лицей. 2001.

  6. Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. М.: Просвещение. 1988.

  7. Стяжкина Е.И., Петрова Е.В.. Биология. Примерные вопросы и ответы для подготовки к выпускному экзамену 9 класс. М.: изд-во НЦ ЭНАС. 2005.

  8. Чуйкин А.Е.. Общая биология. Пособие для поступающих на биологические и медицинские факультеты университетов. СПб.: Политехника. 2004.


Адреса..электронных..ресурсов


1..http://ekol-ush.narod.ru/-электронный..учебник 2.http://bio.1september.ru/-газета..«Биология»..-..приложение..к..«1..сентября» 3..http://www.uchportal.ru-.Учительский..портал 4..www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».





4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Рабочая учебная программа элективного курса по биологии для 9 класса

Автор: Нерозя Ольга Сергеевна

Дата: 05.02.2016

Номер свидетельства: 289009

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Рабочая программа элективного курса по биологии «Решение генетических задач»  10 класс (17 ч. в год, 1 ч. в неделю  в полугодие) "
    ["seo_title"] => string(144) "rabochaia-proghramma-eliektivnogho-kursa-po-biologhii-rieshieniie-ghienietichieskikh-zadach-10-klass-17-ch-v-ghod-1-ch-v-niedieliu-v-polughodiie"
    ["file_id"] => string(6) "119037"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413308201"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Рабочая программа элективного курса по биологии 10 класс 2016-2017 уч.год"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_eliektivnogho_kursa_po_biologhii_10_klass_2016_2017_uch_gho"
    ["file_id"] => string(6) "372765"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1482501124"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Рабочая программа элективного курса по генетике"
    ["seo_title"] => string(51) "rabochaiaproghrammaeliektivnoghokursapoghienietikie"
    ["file_id"] => string(6) "302542"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457203597"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Элективный курс "Пчеловодство""
    ["seo_title"] => string(31) "eliektivnyi-kurs-pchielovodstvo"
    ["file_id"] => string(6) "286428"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454339409"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Пояснительная записка к элективному курсу "Картография" (10 класс) "
    ["seo_title"] => string(68) "poiasnitiel-naia-zapiska-k-eliektivnomu-kursu-kartoghrafiia-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "211513"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431625951"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства