Рабочая учебная программа элективного курса по биологии для 9 класса
Рабочая учебная программа элективного курса по биологии для 9 класса
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа элективного курса по биологии для 9 класса составлена на основе авторской программы элективного курса «Жизнь по заказу: размножение развитие в органическом мире» Петрова.Е.В,Швецова О.И.
Рабочая учебная программа элективного курса предназначена для обучающихся 9 классов.рассчитана на 8 часов обучения.
Основная концептуальная идея курса – личная ответственность каждого человека за свою жизнь,будущее человечество и биосферы в целом. Реализация данной идеи очень актуальна в связи с переходом от антропоцентрического принципа построения биологических программ к биоцентрическому. Биоцентрический подход предполагает уникальность каждой жизненной формы и необходимость ее защиты вне зависимости от ее роли в природе и жизни человека. Деятельность человека должна учитывать интересы природы, в противовес ее безжалостной эксплуатации. В связи с изменением структуры школьного образования и выделением базовой 9-летней обязательной общей ступени произошла перестройка школьного курса биологии. С основами общей биологии учащиеся знакомятся уже в 9-м классе. Большой объем, сложность учебного материала, небольшое количество отведенного времени (2 часа в неделю) не способствуют глубокому рассмотрению таких важных понятий как размножение, развитие, старение, отмирание, качество наследственного материала и условий среды с точки зрения личной ответственности, а также социального заказа человеческой формации данного исторического периода развития. Цель данного элективного курса – расширить и углубить знания по одному из важных разделов общей биологии «Размножение и развитие организмов».
Задачи:
-осознание единства биологических законов, характера их проявления на разных уровнях организации жизни, взаимосвязи строения и функций клеток, органов и систем органов, роли наследственности и среды в процессе формирования признаков;
- развитие представлений о бисоциальной природе человека, ответственности каждого за свою жизнь (онтогенез), будущее своего вида (филогенез) и будущее биосферы в целом, усилении антропогенного влияния на природу,
-формировании биологического и социального заказа на жизнь тех или иных организмов, качество и количество новых поколений;
- воспитание экологической культуры и основ здорового образа жизни.
Принцип обучения: «Узнавай, думай, осознавай, меняйся сам и изменяй в лучшую сторону свою жизнь, жизнь других и окружающую среду».
Основные методы ведения занятий: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, использование элементов проектной технологии.
Формы учебной деятельности: комбинированные уроки, лабораторные работы, деловые игры, семинар. Учебный материал данного элективного курса содержит межпредметные связи с химией, экологией, ОЗОЖ, которые реализуются учителем биологии самостоятельно, опираясь на знания учащихся 9-го класса. В ходе освоения учебного материала у школьников должно сформироваться представление об определяющей роли среды обитания, протекающих в природе эволюционных процессов, формирующих «биологический заказ» на появление, развитие или вымирание тех или иных организмов в биосфере. В человеческом обществе, в зависимости от социальных, экономических условий жизни, существующих религиозных традиций тоже существует «социальный заказ» на рождаемость: качество и количество новых поколений, соотношение рождаемости и смертности внутри отдельных государств и планеты в целом.
После первого занятия учащиеся выбирают темы проектов, которые они подготовят к последнему занятию курса, на котором состоятся слушание и защита проектов. Материал для проектной папки собирается учениками самостоятельно, но под руководством учителя. В подготовке одного проекта может принимать участие как один ученик, так и группа учащихся.Для успешного освоения данного элективного курса необходимо следующее учебное оборудование:
- микроскопы и микропрепараты: «Митоз в корешках лука; спорангий папоротника; пыльца сосны; яйцеклетка гидры»;
- коллекции насекомых, влажные препараты позвоночных животных со стадиями развития, объемные таблицы со стадиями эмбриогенеза хордовых
- схемы деления клетки, этапов сперматогенеза и овогенеза
- учебники и дополнительные учебные пособия по общей биологии;
- учебные фильмы, компьютерные диски с учебным материалом по биологии.
Учебно-познавательная компетенция
- овладевают креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая учебная программа элективного курса по биологии для 9 класса»
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа элективного курса по биологии для 9 класса составлена на основе авторской программы элективного курса «Жизнь по заказу: размножение и развитие..в..органическом..мире».Петрова.Е..В,.Швецова..О.И. . Рабочая учебная программа элективного курса предназначена для обучающихся 9 классов,..рассчитана..на..8.ч..обучения. Основная концептуальная идея курса – личная ответственность каждого человека за свою жизнь,..будущее..человечество..и..биосферы..в..целом. Реализация данной идеи очень актуальна в связи с переходом от антропоцентрического принципа построения биологических программ к биоцентрическому. Биоцентрический подход предполагает уникальность каждой жизненной формы и необходимость ее защиты вне зависимости от ее роли в природе и жизни человека. Деятельность человека должна учитывать интересы природы, в противовес ее безжалостной эксплуатации. В связи с изменением структуры школьного образования и выделением базовой 9-летней обязательной общей ступени произошла перестройка школьного курса биологии. С основами общей биологии учащиеся знакомятся уже в 9-м классе. Большой объем, сложность учебного материала, небольшое количество отведенного времени (2 часа в неделю) не способствуют глубокому рассмотрению таких важных понятий как размножение, развитие, старение, отмирание, качество наследственного материала и условий среды с точки зрения личной ответственности, а также социального заказа человеческой формации данного исторического периода развития. …….. Цель данного элективного курса – расширить и углубить знания по одному из важных разделов общей биологии «Размножение и развитие организмов». ………Задачи: …….- осознание единства биологических законов, характера их проявления на разных уровнях организации жизни, взаимосвязи строения и функций клеток, органов и систем органов, роли наследственности и среды в процессе формирования признаков; …….- развитие представлений о бисоциальной природе человека, ответственности каждого за свою жизнь (онтогенез), будущее свое.го вида (филогенез) и будущее биосферы в целом, усилении антропогенного влияния на природу, формировании биологического и социального заказа на жизнь тех или иных организмов, качество и количество..новых..поколений; ……..- воспитание экологической культуры и основ здорового образа жизни. … ……… Принцип обучения: «Узнавай, думай, осознавай, меняйся сам и изменяй в лучшую сторону свою жизнь, жизнь других и окружающую среду». Основные методы ведения занятий: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, использование элементов проектной технологии. ……… Формы учебной деятельности: комбинированные уроки, лабораторные работы, деловые..игры,.семинар. ………Учебный материал данного элективного курса содержит межпредметные связис химией, экологией, ОЗОЖ, которые реализуются учителем биологии самостоятельно, опираясь на знания учащихся 9-го класса. В ходе освоения учебного материала у школьников должно сформироваться представление об определяющей роли среды обитания, протекающих в природе эволюционных процессов, формирующих «биологический заказ» на появление, развитие или вымирание тех или иных организмов в биосфере. В человеческом обществе, в зависимости от социальных, экономических условий жизни, существующих религиозных традиций тоже существует «социальный заказ» на рождаемость: качество и количество новых поколений, соотношение рождаемости и смертности внутри отдельных государств и планеты в целом. ……...После первого занятия учащиеся выбирают темы проектов, которые они подготовят к последнему занятию курса, на котором состоятся слушание и защита проектов. Материал для проектной папки собирается учениками самостоятельно, но под руководством учителя. В подготовке одного проекта может принимать участие как один ученик, так и группа учащихся.
Для успешного освоения данного элективного курса необходимо следующее учебное..оборудование: - микроскопы и микропрепараты: «Митоз в корешках лука; спорангий папоротника; пыльца..сосны;..яйцеклетка..гидры»; - коллекции насекомых, влажные препараты позвоночных животных со стадиями развития, объемные таблицы со стадиями эмбриогенеза хордовых - схемы деления клетки, этапов сперматогенеза и овогенеза, фотографии аномальных наборов..хромосом,..потомства..с..наследственными..заболеваниями; - учебники и дополнительные учебные пособия по общей биологии; учебные фильмы, компьютерные диски с учебным материалом по биологии. ……..В результате успешного освоения учебной программыучащиеся должны: ………- характеризовать формы и виды размножения, знать их биологическое значение, роль наследственности в онтогенезе и филогенезе организмов, причины нарушения наследственной информации и последствия для организмов и видов в природе, влияние окружающей..среды..и..образа..жизни..на..организм; . - сравнивать, распознавать, определять строение спор, гамет, стадий развития организмов, модификационную и генотипическую изменчивость, роль среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии, наследственные заболевания и болезни образа..жизни; . - обосновывать осознанный выбор здорового образа жизни, вредное влияние на наследственность организмов загрязнения природной среды, алкоголя, никотина, наркотиков, неумеренного употребления лекарственных препаратов, токсических веществ; . - уметь пользоваться дополнительной учебной литературой, информацией на электронных носителях; составлять развернутые планы, опорные конспекты, тезисы, сообщения, набирать информацию для проектной папки. . В учебный материал данного элективного курса также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, среди которых приоритетными являются: распознавание объектов, их сравнение, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
Ценностно-смысловая компетенция
- определяет сферу мировоззрения ученика, связанную с его ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль;
Учебно-познавательная компетенция
- овладевают креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях; - самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации..объектов; - участие в проектной деятельности, в организации учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской…деятельности,..элементарными..элементами..прогнозирования; Информационная компетенция.
- формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Учебно – тематический план
№
п/п
Тематический блок
Кол- во
часов
Использова-
ние ИКТ
Использование проектной деятельности
Использова-ние исследо-вательской деятельности
1
Размножение в органическом мире
1
1
2
Гаметогенез
1
1
3
Оплодотворение в органическом мире
1
1
4
Эмбриональное развитие организма
1
1
5
Постэмбриональное развитие организма
1
1
6
Онтогенез и филогенез организма
1
1
7
Организм – единое целое
1
8
Заключение
1
2
2
Итого
8
3
2
5
Основное содержание учебно- тематического плана
№
п/п
Тематический блок, темы учебных занятий
Кол-во часов
1
Инструктаж по Т.Б.
Размножение в органическом мире.
Л.Р. «Рассмотрение микропрепаратов спор и гамет»
1
2
Гаметогенез
Л.Р. «Сравнение мужских и женских половых клеток»
1
3
Оплодотворение в органическом мире. ИКТ
1
4
Эмбриональное развитие организмов.
Л.Р.«Решение генетических задач на наследственные аномалии генотипа человека».
1
5
Постэмбриональное развитие организмов.
Л.Р.«Сравнение видов и стадий постэмбрионального развития беспозвоночных».
1
6
Онтогенез и филогенез организмов. ИКТ
1
7
Организм - единое целое.
1
8
Заключение.З.П.
1
Итого
8
Календарно – тематический план
№
Тематический блок
Кол-во часов
Дата проведения
Основные понятия и термины.
план
факт
корре -ка
1
Инструктаж по Т.Б. Размножение в органическом мире.
1
02.04
Бесполое и половое размножение
2
Гаметогенез
1
09.04
Сперматогенез, овогенез
3
Оплодотворение в органическом мире
1
16.04
Зигота,филогенез
4
Эмбриональное развитие организмов.
1
23.04
Геном
5
Постэмбриональное развитие организмов.
1
30.04
Метаморфоз
6
Онтогенез и филогенез организмов
1
07.05
Проблемы старения и отмирания
7
Организм - единое целое.
1
14.05
Саморегуляция работы организма
8
Заключение.
1
21.05
Итого
8
Информационно – методическое обеспечение
Литература для учителя
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 10-11 класс. М.: Дрофа. 2001.
Зверев И.Д. Человек. Организм и здоровье. М.: Вентана-Граф. 2000.
Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д.. Биология для поступающих в ВУЗы. Учебное пособие. Минск. Юнипресс. 2001.
Петрова Е.В. Основы классической генетики. Учебное пособие по биологии. Сар. ИЦ «Добродея». 1997.
Пименова И.Н., Пименов А.В. Биология человека в вопросах и ответах. Сар. ИЦ «Добродея». 1997.
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. М. Дрофа. 2001.
Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. - М.: «Просвещение». 1988.
Чуйкин А.Е. Общая биология. Пособие для поступающих на биологические и медицинские факультеты университетов. СПб. Политехника. 2004.
Чуйкова Л.Ю. Социальная экология. Учебное пособие для 11-х классов средней школы. Астрахань
Литература для обучающихся
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 10-11 класс. М.: Дрофа. 2001.
Зверев И.Д. Человек. Организм и здоровье. М.: Вентана-Граф. 2000.
Петрова Е.В. Основы классической генетики. Учебное пособие по биологии. Сар.: ИЦ «Добродея». 1997.
Пименова И.Н., Пименов А.В. Биология человека в вопросах и ответах. Сар.: ИЦ «Добродея». 1997.
Пименова И.Н., Пименов А.В. Лекции по общей биологии. - Сар.: Лицей. 2001.
Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. М.: Просвещение. 1988.
Стяжкина Е.И., Петрова Е.В.. Биология. Примерные вопросы и ответы для подготовки к выпускному экзамену 9 класс. М.: изд-во НЦ ЭНАС. 2005.
Чуйкин А.Е.. Общая биология. Пособие для поступающих на биологические и медицинские факультеты университетов. СПб.: Политехника. 2004.
Адреса..электронных..ресурсов
1..http://ekol-ush.narod.ru/-электронный..учебник 2.http://bio.1september.ru/-газета..«Биология»..-..приложение..к..«1..сентября» 3..http://www.uchportal.ru-.Учительский..портал 4..www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(225) "Рабочая программа элективного курса по биологии «Решение генетических задач» 10 класс (17 ч. в год, 1 ч. в неделю в полугодие) "
["seo_title"] => string(144) "rabochaia-proghramma-eliektivnogho-kursa-po-biologhii-rieshieniie-ghienietichieskikh-zadach-10-klass-17-ch-v-ghod-1-ch-v-niedieliu-v-polughodiie"
["file_id"] => string(6) "119037"
["category_seo"] => string(9) "biologiya"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1413308201"
}
}