Рабочая программа учебного курса химии для 11 класса
Рабочая программа учебного курса химии для 11 класса
Рабочая программа учебного курса химии для 11 класса, разработана на основе программы курса химии для 11 класса образовательных учреждений (базовый уровень) Н. Н. Гара (Издательство «Просвещение», 2008) и Государственного образовательного стандарта.
Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
· освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятий, законах и теориях;
· овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
· развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
· воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и к окружающей среде;
· применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса химии для 11 класса »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №85
г. Екатеринбурга
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Протокол №1 от 28 августа 2015 года
Руководитель ШМО
СОГЛАСОВАНО
31 августа 2015г.
Заместитель директора по УВР
Попова Н.Б.
УТВЕРЖДАЮ
Приказ № 36-ОД от 1.09.2015 г.
Директор МБОУ-СОШ № 8 5
Ващук Н.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Химия
11 класс
Составитель: Федякова З.П.
Категория: первая
Екатеринбург 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса химии для 11 класса, разработана на основе программы курса химии для 11 класса образовательных учреждений (базовый уровень) Н. Н. Гара (Издательство «Просвещение», 2008) и Государственного образовательного стандарта
Закон РФ «Об образовании» (в редакции Федеральных законов от 05.03.2004 г. № 9-ФЗ);
Приказ Минобрнауки РФ от 20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства Программа рассчитана на 35 часа в XI классе, из расчета - 1 учебного часа в неделю.
планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования»
Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Химия» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования;
Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятий, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и к окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «химия» в старшей школе на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде; выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
В основу программы положен принцип развивающего обучения. Программа опирается на материал, изученный в 8–9 классах, поэтому некоторые темы курса рассматриваются повторно, но уже на более высоком теоретическом уровне. Такой подход позволяет углублять и развивать понятие о веществе и химическом процессе, закреплять пройденный материал в активной памяти учащихся, а также сохранять преемственность в процессе обучения.
Ведущая роль в раскрытии содержания курса химии 11 класса принадлежит электронной теории, периодическому закону и системе химических элементов как наиболее общим научным основам химии.
В данном курсе систематизируются, обобщаются и углубляются знания о ранее изученных теориях и законах химической науки, химических процессах и производствах.
Программа обеспечивает сознательное усвоение учащимися важнейших химических законов, теорий и понятий; формирует представление о роли химии в развитии разнообразных отраслей производства; знакомит с веществами, окружающими человека. При этом основное внимание уделяется сущности химических реакций и методам их осуществления, а также способам защиты окружающей среды.
Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента. Предусматриваются все виды школьного химического эксперимента — демонстрации, лабораторные опыты и практические работы. Рабочая программа по химии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, и применения технологии графического представления информации при структурировании знаний.
В целом курс позволяет развить представления учащихся о познаваемости мира, единстве живой и неживой природы, сформировать знания о важнейших аспектах современной естественнонаучной картины мира, умения, востребованные в повседневной жизни и позволяющие ориентироваться в окружающем мире, воспитать человека, осознающего себя частью природы.
Реализация данной программы в процессе обучения позволит учащимся усвоить ключевые химические компетенции и понять роль химии среди других наук о природе, значение ее для человечества.
Рабочая программа рассчитана на 35урока (1час в неделю), в том числе для проведения контрольных работ –2, практических работ -5, лабораторных опытов – 6.
Особое внимание уделено химическому эксперименту, который является основой формирования теоретических знаний.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Данная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса химии на этапе среднего (полного) общего образования являются:
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдения, измерения, эксперимента,
моделирования;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и для экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью, способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Механизмы формирования ключевых компетенций основаны на следующих подходах.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. Они предусматривают воспроизведение учащимися определенных сведений об органических веществах и химических процессах, применение теоретических знаний (понятий, законов, теорий химии) - это обеспечивает развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенций. Использование различных способов деятельности (составление формул и уравнений, решение расчетных задач и др.), а также проверку практических умений проводить химический эксперимент, соблюдая при этом правила техники безопасности - это обеспечивает развитие коммуникативной компетенции учащихся. Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития химических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего, что происходит вокруг.
Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации, растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Ведущие формы и методы, технологии обучения
Форма обучения:
Урок
Методы:
объяснительно-иллюстративный.
репродуктивный.
частично-поисковый.
проблемное изложение.
исследовательский
Педагогические технологии
личностно-ориентированное обучение
ИКТ обучение
интерактивные технологии
дифференцированное обучение
проблемное обучение
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения:
Устный ответ
Контрольная работа
Практическая работа
Виды и формы контроля: текущая, промежуточная аттестация.
Формы организации учебной деятельности: Индивидуальная, групповая, парная, коллективная.
Обоснование УМК
Учебно – методический комплект по химии для 11 класса под редакцией Г.Е. Рудзитиса рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации, соответствует обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по химии, включен в Федеральный перечень учебников. Учебник содержит необходимый теоретический материал, соответствующий базовому уровню.
Требования к уровню подготовки обучающихся на ступени среднего (полного) образования
- называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов:
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
УМК: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Химия: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009г.
Гара Н.Н. Химия. Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008
Брейгер Л.М., Баженова А.Е., Химия 8-11 классы. Развернутое тематическое планирование по учебникам Рудзитиса Г.Е.,
Фельдмана Ф.Г., Волгоград, Учитель, 2013
Хомченко И.Г.Сборник задач и упражнений по химии.
Рябов М.А. Сборник задач, упражнений и тестов по химии.
Ширшина Н.В. Индивидуальный контроль знаний (карточки – задания).
БоровскихТ.А .Тематические тесты.
Дополнительная литература:
Брейгер.Л.М., Химия для поступающих в вузы: ответы на примерные экзаменационные билеты, - Волгоград, Учитель, 2007.
ЕрёимнВ.В. Сборник задач и упражнений по химии: школьный курс – М.;ООО «Издательский дом «Оникс21век»; ООО «Издательство «Мир и образование», 2005.
Кузьменко. Н.Е. Начала химии: современный курс для поступающих в вузы. Н.Е.Кузменко, В.В.Еремин, В.А.Попков.- М.,Ι Федеративная книготорговая компания,2002.
Кузьменко. Н.Е. Тесты по химии. 8-11 классы: учебное пособие, Н.Е.Кузменко, В.В.Еремин. - М., Экзамен, 2006
Дидактические материалы:
Комплекты карточек - инструкций для проведения лабораторных и практических работ
Комплекты контрольно- измерительных материалов для промежуточной и итоговой аттестации.
3. Комплекты тестов- тренажеров и тренажеры на электронных носителях
Содержание рабочей программы
Тема 1. Важнейшие химические понятия и законы 3 час)
Атом. Химический элемент. Изотопы..
Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях, закон постоянства состава. Понятие о веществах постоянного и переменного состава.
Тема 2. Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева на основе учения о строении атома (4 часа)
Атомные орбитали, s-, p-, d-, f-электроны. Особенности размещения электронов по орбиталям в атомах малых и больших периодов. Энергетические уровни, подуровни. Связь периодического закона и периодической системы химических элементов с теорией строения атомов. Короткий и длинный варианты таблицы химических элементов. Положение в периодической системе химических элементов водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов.
Валентность и валентные возможности атомов. Периодическое изменение валентности и размеров атомов.
Тема 3. Строение вещества (5 часа)
Химическая связь. Виды и механизмы образования химической связи. Ионная связь. Катионы и анионы. Ковалентная неполярная связь. Ковалентная полярная связь. Электроотрицательность. Степень окисления. Металлическая связь. Водородная связь. Пространственное строение молекул неорганических и органических веществ.
Типы кристаллических решеток и свойства веществ. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия.
Дисперсные системы. Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация. Коллоидные растворы. Золи, гели.
Демонстрации. Модели ионных, атомных, молекулярных и металлических кристаллических решеток. Эффект Тиндаля. Модели молекул изомеров, гомологов.
Расчетные задачи. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если для его получения дан раствор с определенной массовой долей исходного вещества.
Тема 4. Химические реакции (6 часа)
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Закон действующих масс. Энергия активации. Катализ и катализаторы. Обратимость реакций. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов. Принцип Ле Шателье. Производство серной кислоты контактным способом.
Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Кислотно-основные взаимодействия в растворах. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Ионное произведение воды. Водородный показатель (pH) раствора .Контрольная работа по темам №1-4
Демонстрации. Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры. Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора. Определение среды раствора с помощью универсального индикатора.
Лабораторный опыты:№1. Изучение влияния различны факторов на скорость химических реакций
Лабораторный опыты:№. 2.Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов.
Лабораторный опыты:№3.Определение реакции среды универсальным индикатором.
Расчетные задачи. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.
Тема 5. Металлы (7 часов)
Положение металлов в периодической системе химических элементов. Общие свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Электролиз растворов и расплавов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии.
Обзор металлов главных подгрупп (А-групп) периодической системы химических элементов.
Обзор металлов главных подгрупп (Б-групп) периодической системы химических элементов (медь, цинк, титан, хром, железо, никель, платина).
Сплавы металлов.
Оксиды и гидроксиды металлов.
Демонстрации. Ознакомление с образцами металлов и их соединений. Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие меди с кислородом и серой. Электролиз раствора хлорида меди (II). Опыты по коррозии металлов и защите от нее.
Лабораторные опыты.№ 4.Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей.
Лабораторный опыт№5. Знакомство с образцами металлов и их рудами (работа с коллекциями).
Расчетные задачи.Расчеты по химическим уравнениям, связанные с массовой долей выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Тема 6. Неметаллы (5 часов)
Обзор свойств неметаллов. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Оксиды неметаллов и кислородосодержащие кислоты. Водородные соединения неметаллов.
Демонстрации. Образцы неметаллов. Образцы оксидов неметаллов и кислородсодержащих кислот. Горение серы, фосфора, железа, магния в кислороде.
Лабораторный опыт № 6.Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями
Практическая работа №1.Решение качественных и расчетных задач.
Тема 7.Генетическая связь неорганических и органических веществ. Практикум. (5 часов)
Генетическая связь неорганических и органических веществ.
Практическая работа № 2. Решение экспериментальных задач по неорганической химии.
Практическая работа № 3. Решение экспериментальных задач по органической химии.
Практическая работа № 4. Получение, собирание и распознавание газов.
Тематическое планирование
№ п/п
Наименование тем
Всего часов
В том числе на:
практ. работы
лаборат.
опыты
контрольные работы
1
Важнейшие химические понятия и законы
3
2
Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева на основе учения о строении атома
4
3
Строение вещества
5
4
Химические реакции
6
3
1
5
Металлы
7
2
6
Неметаллы
5
1
1
1
7
Генетическая связь неорганических и органических веществ. Практикум.
5
3
Итого:
35
4
6
2
Календарно-тематическое планирование
Тема
Название
Кол-во часов
Дата
№ 1
Тема 1. Важнейшие химические понятия и законы.
Химический элемент. Изотопы.
3
1
1-5.09
№ 2
Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях.
1
7-12.09
№ 3
Закон постоянства состава вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
1
14-19.09
№ 4-5
Тема 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов на основе строения атома.
Структура Периодической системы. Периодический закон. Строение электронных оболочек атомов химических элементов.
4
2
21-26.09
28.09-3.10
№ 6
Положение в ПС водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно получаемых элементов.
1
5-10.10
№ 7
Валентность и валентные возможности атомов. Решение расчетных задач.
1
12-17.10
№ 8
Тема 3. Строение вещества.
Основные типы химической связи, механизмы из образования. Ионная связь. Ковалентная полярная и неполярная связь.
5
1
19-24.10
№9
Основные типы химической связи. Металлическая связь. Водородная связь.
1
26-30.10
№ 10
Типы кристаллических решеток и свойства веществ. Решение расчетных задач.
1
9-14.11
№ 11
Причины многообразия веществ
1
16-21.11
№ 12
Дисперсные системы
1
23-28.11
№ 13
Тема 4. Химические реакции.
Классификация химических реакций в органической и неорганической химии
6
1
30.11-5.12
№ 14
Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакции.
1
7-12.12
№ 15
Химическое равновесие и условия его смещения. Принцип Ле Шателье. Производство серной кислоты контактным способом.
1
14-19.12
№ 16
Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Среда водных растворов.
1
21-26.12
№ 17
Обобщение и повторение изученного материала. Решение расчетных задач
1
29.12
№ 18
Контрольная работа № 1 по темам №1-4
1
11-16.01
№ 19
НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Тема 5. Металлы.
Положение металлов ПСХЭ Д.И. Менделеева. Общие свойства металлов.
7
1
18-23.01
№ 20
Общие способы получения металлов.
1
25-30.01
№ 21
Электролиз растворов и расплавов. Применение электролиза
1
1-6.02
№ 22
Коррозия металлов и способы ее предупреждения.
1
8-13.02
№ 23
Обзор металлов главных подгрупп (А – групп) ПСХЭ.
1
15-20.02
№ 24
Обзор металлических элементов металлов побочных подгрупп (Б – групп) ПСХЭ.
1
22-27.02
№ 25
Оксиды и гидроксиды металлов
1
29.02-5.03
№ 26
Тема 6. Неметаллы.
Обзор свойств неметаллов. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов.
5
1
7-12.03
№ 27
Водородные соединения неметаллов
1
14-19.03
№ 28
Оксиды неметаллов. Кислородосодержащие кислоты
1
21-26.03
№ 29
Практическая работа. Решение качественных и расчетных задач
1
4-9.04
№ 30
Контрольная работа № 2 по темам 5-6
1
11-16.04
№ 31
Тема 7. Генетическая связь органических и неорганических соединений.
Практикум.
Генетическая связь неорганических и органических веществ.
5
1
18-23.04
№ 32
Решение экспериментальных задач по органической химии
1
25-30.04
№ 33
Решение экспериментальных задач по неорганической химии