Как дать возможность ребенку проявить свои творческие личностные способности не в ущерб предметным знаниям? Как в полном объеме показать значимость преподаваемых мною предметов (химия и биология)? По результатам диагностики учащихся и родителей наиболее востребованными являются предметы естественного цикла. В полной мере удовлетворить потребности учащихся и родителей позволяет курс «Химия и здоровье»,созданный на основе курса по выбору «Химия и здоровье человека» для 9 класса автор Э.Ю.Аникина,рассчитанный на 11 часов преподавания. Курс «Химия и здоровье» скорректирован мною с учетом возрастных особенностей старших подростков, их физиологических потребностей, а также с учетом теоретического материала старшего звена обучения. Количество часов увеличено до 34 часов, что позволило существенно увеличить количество практических работ, расширить содержание предметного материала по вопросам органической химии, основным химическим компонентам клетки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Изменение ценностных ориентаций, заметное в настоящее время во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества - политике, экономике, науке, культурной сфере, обусловлено сменой цивилизаций, которая произошла на рубеже ХХ и ХХI веков. Век техники уступил место веку человека, и человечество ведет творческий поиск путей перехода к антропогенной цивилизации будущего.
Состоится ли век человека, оправдает ли он надежды, которые мир на него возлагает? Это во многом зависит от образования как сферы, которая формирует человеческий потенциал российского общества.
По–моему, образованность, сегодня необходимо понимать не как многознание и владение набором профессиональных навыков, а как развитость разнообразных способностей системного характера. Высокая степень их продуктивности, предполагает моделирование такой системы образования, в которой главенствующую роль занимает не традиционная трансляция знаний, умений, ценностей, норм поведения и т. д., а создание условий для максимально возможной адаптации и развития каждой личности в школе.
Конечная цель – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Ребенка можно сравнить с нераспустившимся цветком. Он развивается по своим природным законам. Для его полноценного развития и созревания необходимы плодородная почва (благоприятная учебная среда) и защита от негативных внешних воздействий. У растения главное – корень, у ребенка – душа.
Для меня, как учителя, важно не только дать теоретические знания, но и помочь раскрыться его душе для эмоционального, духовно-нравственного восприятия мира. Ведь ребенку нужны не абстрактные знания, а практические, необходимые для участия в реальной жизни и профессиональном труде.
Но как дать возможность ребенку проявить свои творческие личностные способности не в ущерб предметным знаниям? Как в полном объеме показать значимость преподаваемых мною предметов (химия и биология)? По результатам диагностики учащихся и родителей наиболее востребованными являются предметы естественного цикла. В полной мере удовлетворить потребности учащихся и родителей позволяет курс «Химия и здоровье»,созданный на основе курса по выбору «Химия и здоровье человека» для 9 класса автор Э.Ю.Аникина ,рассчитанный на 11 часов преподавания. Курс «Химия и здоровье» скорректирован мною с учетом возрастных особенностей старших подростков, их физиологических потребностей, а также с учетом теоретического материала старшего звена обучения. Количество часов увеличено до 34 часов, что позволило существенно увеличить количество практических работ, расширить содержание предметного материала по вопросам органической химии, основным химическим компонентам клетки.
При организации образовательного процесса я учитываю потребности, интересы, способности детей, приоритет отдаю групповой и индивидуальной формам работы. Для отслеживания усвоенных знаний наиболее приемлемой считаю учебное портфолио и рейтинговую систему оценивания.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся.
Этому способствуют инновационные технологии, которые я использую в своей практике . Одной из ведущих технологий является информационно-коммуникативная технология.
Использование информационно-коммуникационных технологий открывает новые перспективы и поразительные возможности . Компьютерные модели ,достаточно легко вписываются в учебный процесс и позволяют организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся. Электронные комплексы использую на разных этапах: для проведения химического и биологического эксперимента, для проверки и коррекции знаний, умений, навыков.
Информационно-коммуникативные технологии удачно применяю в параллели с технологией проектирования. Ведь наиболее интересной формой презентации проектов, по мнению учащихся, являются мультимедийные презентации.
В ходе работы над проектом моя роль- роль советчика, опытного помощника, координатора общей деятельности. Мои функции – стимулировать познавательные интересы школьников, помочь им в самостоятельном поиске необходимой информации, в организации собственной деятельности.
Для формирования устойчивого интереса к предметам биология и химия, для наглядной демонстрации практической значимости полученных теоретических знаний, мною разработано приложение к курсу «Биохимический практикум» .
Все практические работы разбиты на блоки-практикумы., носят исследовательский характер, реализуемый через проблемный подход. При проведении практикумов используются не только реальные химические вещества, но и мультимедийные диски «Биология. Лабораторный практикум.6-11кл.» и «Химия 8-11 класс. Виртуальная лаборатория», что позволяет проводить сложные опыты без использования тяги. Курс предназначен к реализации в старшем звене базовой и профильной школы. Предлагаемый курс носит обучающий, развивающий и социальный характер.Является необходимым для учащихся старшей ступени, так как позволяет школьникам понять причины многих заболеваний ,заставляет задуматься о своем здоровье, правильном питании, учит аккуратно обращаться с окружающими его веществами, расширяет базовый уровень знаний по темам , изучаемым по биологии и химии в старшем звене, позволяет раскрыть и реализовать творческие задатки каждого учащегося.
«К педагогическому делу надо призывать не тех,
которые стремятся только обеспечить
свою жизнь, а тех, которые чувствуют в нем свое удовольствие,