kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок по биологии, химии и экологии "Химия. Человек. Здоровье"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по химии, биологии и экологии

«Химия. Человек. Здоровье.»

Ход урока.

1.Вступительное слово.

Дорогие ребята, вы завершили изучение  школьных курсов химии, биологии и экологии. Сегодня урок наш необычный, а интегрированный. Мы, учителя химии и биологии, хотим вам рассказать и показать, что без знаний полученных вами в школе не возможно обойтись в повседневной жизни.

2.Домашняя аптека.

Учитель химии. Лекарства известны человеку с глубокой древности. В одном из египетских папирусов (XVII в до. н. э.) описываются лекарственные средства растительного происхождения, некоторые из них (например касторовое масло) используется и в наши дни.

         Римский врач Клавдий Гален (129-201), положил основу «аптекарской науки» - фармакологии. Он широко применял различные извлечения (вытяжки) из лекарственных растений, настаивая их на воде, вине или уксусе. Спиртовые – вытяжки – экстракты и настойки находят широкое применение и в современной медицине.

         В 1547 г. царь Иван Грозный направляет посла в «немецкую землю» для привоза «мастера для изготовления квасцов», применявшихся для лечения огнестрельных ран, различных болезней и опухолей. При царе Михаиле Фёдоровиче (1613-1645) врачебный персонал царского двора составлял 7 докторов. 13 лекарей. 4 аптекаря и 3 алхимика. Доктора и лекари определяли болезнь и способы её лечения, а аптекари продавали простые лекарства и по указанию лекарей изготавливали сложные.

         В случае употребления несвежей пищи или при нарушении простейших гигиенических правил в кишечник могут попасть чужеродные организмы, которые размножаясь, вызывают тяжёлое состояние диспепсию.Наиболее популярным средством борьбы с этим заболеванием является салол. Салол был впервые синтезирован химиками в 1886 году как «гибрид» салициловой кислоты и фенола. Салол – сложный эфир – фенилсалицилат. Салол в щелочной среде кишечника гидролизуется до салициловой кислоты и фенола.(на доске написаны формулы веществ). В свою очередь фенол оказывает обеззараживающее и противомикробное действие, а салициловая кислота – противовоспалительное.

         В 1899 г. – аспирин (ацетилсалициловая кислота) – анальгетик с противовоспалительным и жаропонижающим действием.

(учитель записывает формулу аспирина на доске)/  Известно, что лекарство немного замедляет процесс свёртывания крови. Этим нередко пользуются врачи для предотвращения образования тромбов после операций, а также при нарушении кровообращения. Однако эти свойства аспирина могут вызвать и неприятные последствия в случае приёма его в больших дозах. Способность сдерживать свёртывание крови может привести к кровотечениям. А так как аспирин – это кислота, то его избыток может способствовать раздражению слизистой оболочки желудка и появлению язвы.

3.Красота и здоровье.

Учитель химии. Дезодорант – это средство, устраняющее неприятный запах пота, который выделяется потовыми железами и на 98 – 99% состоит из воды. С потом из организма выделяются продукты метаболизма: мочевина, жирные кислоты, холестерин, следы белка, некоторые гормоны и др. Из минеральных компонентов – катионы натрия, кальция, магния, меди, железа, ионы хлора и йода. Неприятный запах связан с бактериальным расщеплением составляющих пота или с их окислением кислородом воздуха.

         Дезодоранты бывают двух видов. Одни тормозят разложение выводимых с потом продуктов метаболизма, или предотвращают их окисление. Другие частично подавляют выделение пота. Этими свойствами обладают соли АI, Zn, Сr, Fe, а также формальдегид и этиловый спирт.

         Эти вещества взаимодействуют с компонентами пота, образуя нерастворимые соединения, которые закупоривают канал потовых желез и тем самым уменьшают потовыделение.

Учитель биологии. Но всё бы хорошо, но есть одно, но и рассмотрим это с биологической точки зрения. Почти на границе дермы с подкожной клетчаткой залегают корни волос и потовые железы. Очень много потовых желёз в коже ладоней, стоп, в подмышечной и паховой областях, на голове. Количество их достигает 300 на 1 кв. см поверхности кожи. С потом через выводные протоки желёз из организма выводятся соли калия, натрия и другие продукты обмена веществ. потоотделение происходит постоянно, но увеличивается при повышении температуры и сухости окружающего воздуха.

         В сосочковом слое дермы находятся сальные железы, выводные протоки которых открываются в волосяные воронки и в местах выхода волос на поверхность кожи. Они распределяются равномерно за исключением кожи ладоней, подошв и красной каймы губ. Эти железы за сутки выделяют до 20 г кожного сала, которое делает кожу мягкой и эластичной.

         При активном выделении пота его составляющие взаимодействуют с кожным салом, и возникает неприятный запах пота. При использовании шариковых дезодорантов на поверхности кожи образуется слой, который препятствует выходу наружу не только пота, но и кожного сала. Компоненты пота и сала вынуждены накапливаться в протоках с образованием уплотнений, что может привести к болевым ощущениям и развитию различных заболеваний.

4.Здоровая пища.

Учитель химии. Консерванты – известны человеку с древности, и первым консервантом была соль. Мясо, рыбу солили, и эти продукты долго хранились. 

         СН3СООН – вам всем знакомая уксусная кислота, но она  неблаготворно действует на желудок, и на эмаль зубов, особенно детских

NаNО3, КNО3 – нитраты натрия и кальция.  Область применения нитратов очень велика, это удобрения, это взрывчатые вещества, это консервант.

В варёные колбасы, сосиски добавляют нитрат калия, попадая в желудок и кишечник нитраты связываются с аминокислотами и в результате образуются вещества, которые могут вызывать различные заболевания.

 Учитель биологии. Впервые заговорили о нитратах в нашей стране в 70-х годах, когда в Узбекистане случилось несколько массовых желудочно-кишечных отравлений арбузами, при их чрезмерной подкормке аммиачной селитрой.

       В мировой науке о нитратах знали уже гораздо раньше. Сейчас общеизвестно, что нитраты обладают высокой токсичностью для человека  и  сельскохозяйственных  животных :

1) Нитраты под воздействием фермента нитратредуктазы восстанавливаются до нитритов, которые взаимодействуют с гемоглобином крови и окисляют в нём 2-х валентное железо в 3-х валентное. В результате образуется вещество метгемоглобин, который уже не способен переносить кислород. Поэтому нарушается нормальное дыхание клеток и тканей организма (тканевая гипоксия), в результате чего накапливается молочная кислота, холестерин, и резко падает  количество  белка.

2) Особенно опасны нитраты для грудных детей, т.к. их ферментная основа несовершенна и восстановление метгемоглобина в гемоглобин идёт  медленно.

3) Нитраты способствуют развитию патогенной (вредной) кишечной микрофлоры, которая выделяет в организм человека ядовитые вещества токсины, в результате чего идёт токсикация, т.е. отравление организма. 

4) Нитраты снижают содержание витаминов в пище, которые входят в состав многих ферментов, стимулируют действие гормонов, а через них влияют на все виды обмена веществ.

5) У беременных женщин возникают выкидыши, а у мужчин - снижение потенции.

6) При длительном поступлении нитратов в организм человека (пусть даже в незначительных дозах) уменьшается количество йода, что приводит  к  увеличению  щитовидной  железы.

7) Установлено, что нитраты сильно влияют на возникновение раковых опухолей в желудочно-кишечном тракте у человека.

8) Нитраты способны вызывать резкое расширение сосудов, в результате чего понижается кровяное давление.

       При всём вышеизложенном следует помнить, вред наносят организму человека не сами нитраты, а нитриты, в которые они превращаются  при  определённых  условиях.

       Основная масса нитратов попадает в организм человека с консервами и свежими овощами (40-80% суточного количества нитратов).

       Незначительное количество нитратов поступает с хлебо-булочными изделиями и фруктами; с молочными продуктами попадает их - 1% (10-100мг на литр).

       Часть нитратов может образоваться в самом организме человека при его обмене веществ

       Очень важно не только знать в каких растениях, в каких их органах и частях содержатся в основном нитраты, но и не менее важно надо знать, как уменьшить содержание этих ядовитых веществ для организма, поэтому предлагается ряд ценных советов:

1) Снижается количество нитратов при термической обработке овощей (13) (мойке, варке, жарке, тушении и бланшировке). Так, при вымачивании - на 20-30%, а при варке на 60-80%.

2) Т.к. нитратов больше в кожуре овощей и плодов, то их (особенно огурцы и кабачки) надо очищать от кожуры, а у пряных трав надо выбрасывать их стебли и использовать только листья.

3) У огурцов, свеклы, редьки  надо срезать оба конца, т.к. здесь самая высокая концентрация нитратов.

4) Хранить овощи и плоды надо в холодильнике, т.к. при температуре +2°С невозможно превращение нитратов в более ядовитые вещества - нитриты.

5) Чтобы уменьшить содержание нитритов в организме человека надо в достаточном количестве использовать в пищу витамин С (аскорбиновую кислоту) и витамин Е, т.к. они снижают вредное воздействие нитратов и нитритов (4).

6) Выяснено, что при консервировании уменьшается на 20-25% содержание нитратов в овощах.

7) Салаты следует готовить непосредственно перед их употреблением и сразу съедать, на оставляя на потом.

         Еда быстрого приготовления.

Учитель биологии. К еде быстрого приготовления относятся перечисленные нами колбасы и сосиски, чипсы, гамбургеры, … всё то, что ни требует много времени на приготовление, и долго может храниться.

   Мы провели эксперимент, результаты которого сами говорят о себе.

Учащиеся: Нами был заложен эксперимент. Мы взяли вареный, жаренный картофель и три вида продуктов, приготовленных из картофеля: «Да Фри», «Золотая картошка» - чипсы производитель Московская область, чипсы картофельные «Снэк» производитель Воронеж. Все эти продукты мы разложили на подносики и герметически упаковали. Далее наблюдали в течении двух недель и делали фотоснимки. Через три дня мы заметили, что варённый картофель имел неприятный запах и покрылся слизью. На пятый день тоже произошло и с жаренным картофелем. Зато чипсы и картошка фри в течении всего эксперимента оставались неизменными. Результаты эксперимента дают нам право высказать мысль о том, что эти продукты, имеющие большой срок годности, содержат и всевозможные консерванты. (результаты эксперимента демонстрируются учащимся)

Заменитель сахара.

Учитель химии. Многие люди следят за своим весом, считают калории, при этом отказываясь от сахара, и переходят на заменители сахара -аспартан (сластелин). При его расщеплении (гидролизе) в желудке образуется аминокислота, которая присутствует в организме человека и метанол, который является токсичным веществом.

Химические добавки.

Учитель биологии. Сейчас в любых продуктах, начиная от сладостей и заканчивая колбасой, есть какие-то химические добавки. Перечислять все Е-добавки бессмысленно. Во-первых, их очень много, а во-вторых, далеко не все они используются в производстве. Поэтому остановимся на самых популярных. Обратите внимание на таблицу.(на экране проецируется таблица)

5.Подведение итогов.

В конце урока нам бы хотелось дать вам несколько советов, как сохранить своё здоровье:

  1. Чтобы ограничить попадание вредных пищевых добавок к нам на стол, нужно не покупать продукты с неестественно яркой окраской и избегать продуктов со слишком долгим сроком хранения.
  2. Ограничьте употребление еды быстрого приготовления. Это не только источник вредных для организма веществ, но и причина ожирения.
  3. Думайте сами. Решайте сами. Есть или не есть.                 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по химии»

Интегрированный урок по химии, биологии и экологии

«Химия. Человек. Здоровье.»


Цель урока: показать, что знания полученные на уроках химии, биологии и экологии помогут разобраться в химическом составе, действии веществ на организм и разработать практические советы по их использованию.

Образовательные и развивающие задачи:

  1. Формирование представлений о здоровом образе жизни как обязательном условии гармоничного развития личности человека.

  2. Расширение и углубление знаний, полученных на уроках.

  3. Осуществление межпредметных связей.

  4. Формирование практических умений и навыков.

  5. Развитие познавательного интереса к предметам естественного цикла.

Воспитательные задачи:

  1. Развитие научного мировоззрения.

  2. Связь с жизнью, с её экологическими проблемами.

  3. Формирование мотивации здорового образа жизни, активной позиции в отношении охраны своего здоровья.

Оборудование: уксусная кислота, пипетка, сырой картофель и мясо, чашка Петри, дезодоранты, поваренная соль, нитрат натрия. мультимедиа проектор, диск с презентацией.

Домашняя аптека: аспирин, салол, фталазол.

Ход урока.

1.Вступительное слово.

Дорогие ребята, вы завершили изучение школьных курсов химии, биологии и экологии. Сегодня урок наш необычный, а интегрированный. Мы, учителя химии и биологии, хотим вам рассказать и показать, что без знаний полученных вами в школе не возможно обойтись в повседневной жизни.

2.Домашняя аптека.

Учитель химии. Лекарства известны человеку с глубокой древности. В одном из египетских папирусов (XVII в до. н. э.) описываются лекарственные средства растительного происхождения, некоторые из них (например касторовое масло) используется и в наши дни.

Римский врач Клавдий Гален (129-201), положил основу «аптекарской науки» - фармакологии. Он широко применял различные извлечения (вытяжки) из лекарственных растений, настаивая их на воде, вине или уксусе. Спиртовые – вытяжки – экстракты и настойки находят широкое применение и в современной медицине.

А что у нас, в России?

В 1547 г. царь Иван Грозный направляет посла в «немецкую землю» для привоза «мастера для изготовления квасцов», применявшихся для лечения огнестрельных ран, различных болезней и опухолей. При царе Михаиле Фёдоровиче (1613-1645) врачебный персонал царского двора составлял 7 докторов. 13 лекарей. 4 аптекаря и 3 алхимика. Доктора и лекари определяли болезнь и способы её лечения, а аптекари продавали простые лекарства и по указанию лекарей изготавливали сложные.

Алхимисты готовили обычные лекарства в химической лаборатории по указанию аптекарей, сами проводили на себе экспертизу новых лекарств.

Через 100 лет название алхимист заменили на химик.

В случае употребления несвежей пищи или при нарушении простейших гигиенических правил в кишечник могут попасть чужеродные организмы, которые размножаясь, вызывают тяжёлое состояние диспепсию.

Наиболее популярным средством борьбы с этим заболеванием является салол. Салол был впервые синтезирован химиками в 1886 году как «гибрид» салициловой кислоты и фенола. Салол – сложный эфир – фенилсалицилат. Салол в щелочной среде кишечника гидролизуется до салициловой кислоты и фенола.(на доске написаны формулы веществ). В свою очередь фенол оказывает обеззараживающее и противомикробное действие, а салициловая кислота – противовоспалительное.

В 1899 г. – аспирин (ацетилсалициловая кислота) – анальгетик с противовоспалительным и жаропонижающим действием.

(учитель записывает формулу аспирина на доске)

Известно, что лекарство немного замедляет процесс свёртывания крови. Этим нередко пользуются врачи для предотвращения образования тромбов после операций, а также при нарушении кровообращения. Однако эти свойства аспирина могут вызвать и неприятные последствия в случае приёма его в больших дозах. Способность сдерживать свёртывание крови может привести к кровотечениям. А так как аспирин – это кислота, то его избыток может способствовать раздражению слизистой оболочки желудка и появлению язвы.

Учитель биологии Посмотрим как воздействует кислота на живые ткани растительного и животного происхождения. Проведем простейший эксперимент. На кусочки сырого картофеля и мяса капнем уксусную кислоту. (учащиеся выполняют эксперимент). Что вы наблюдаете? (ответы учащихся). Через некоторое время мы наблюдаем вскипание, т.е. образование газа. То же самое происходит и в организме человека, если нет ни какого защитного слоя между клетками и кислотой.

Поэтому, помните. Нельзя заниматься самолечением, так как неверное применение, высокая доза могут превратить лекарство в яд!

3.Красота и здоровье.

Учитель химии. Дезодорант – это средство, устраняющее неприятный запах пота, который выделяется потовыми железами и на 98 – 99% состоит из воды. С потом из организма выделяются продукты метаболизма: мочевина, жирные кислоты, холестерин, следы белка, некоторые гормоны и др. Из минеральных компонентов – катионы натрия, кальция, магния, меди, железа, ионы хлора и йода. Неприятный запах связан с бактериальным расщеплением составляющих пота или с их окислением кислородом воздуха.

Дезодоранты бывают двух видов. Одни тормозят разложение выводимых с потом продуктов метаболизма, или предотвращают их окисление. Другие частично подавляют выделение пота. Этими свойствами обладают соли АI, Zn, Сr, Fe, а также формальдегид и этиловый спирт.

Эти вещества взаимодействуют с компонентами пота, образуя нерастворимые соединения, которые закупоривают канал потовых желез и тем самым уменьшают потовыделение.

Учитель биологии. Но всё бы хорошо, но есть одно, но и рассмотрим это с биологической точки зрения. Почти на границе дермы с подкожной клетчаткой залегают корни волос и потовые железы. Очень много потовых желёз в коже ладоней, стоп, в подмышечной и паховой областях, на голове. Количество их достигает 300 на 1 кв. см поверхности кожи. С потом через выводные протоки желёз из организма выводятся соли калия, натрия и другие продукты обмена веществ. потоотделение происходит постоянно, но увеличивается при повышении температуры и сухости окружающего воздуха.

В сосочковом слое дермы находятся сальные железы, выводные протоки которых открываются в волосяные воронки и в местах выхода волос на поверхность кожи. Они распределяются равномерно за исключением кожи ладоней, подошв и красной каймы губ. Эти железы за сутки выделяют до 20 г кожного сала, которое делает кожу мягкой и эластичной.

При активном выделении пота его составляющие взаимодействуют с кожным салом, и возникает неприятный запах пота. При использовании шариковых дезодорантов на поверхности кожи образуется слой, который препятствует выходу наружу не только пота, но и кожного сала. Компоненты пота и сала вынуждены накапливаться в протоках с образованием уплотнений, что может привести к болевым ощущениям и развитию различных заболеваний.

4.Здоровая пища.

Консерванты.

Учитель химии. Консерванты – известны человеку с древности, и первым консервантом была соль. Мясо, рыбу солили, и эти продукты долго хранились. Но время не стоит на месте, процесс идёт.

Расскажу вам одну историю. Американцы вывозили из Франции знаменитые французские вина, а взамен их ввозили во Францию пиво. Пиво быстро теряет свои качества при перевозке. Американские фирмы установили, что если к пиву добавить незначительное количество плавиковой кислоты (НF), то устойчивость пива возрастает, и без потери вкусовых качеств пиво можно транспортировать на дальние расстояния. Конечно, у потребителей такого пива будет происходить хроническое отравление со всеми последствиями, но … бизнес есть бизнес. Вскоре были зарегистрированны десятки тысяч случаев разрушения зубной эмали, выпадения волос. В наше время

метаналь (формула на доске) , б/ц газ с резким запахом, хорошо растворим в воде. Раствор формальдегида в воде 40% называют формалином и применяют для дезинфекции.

Раньше НСОН официально входил в перечень разрешённых консервантов, сейчас не разрешено его использовать. В западных странах владельцы кладбищ встали перед вопросом, куда хоронить, если раньше за 3-5 лет тело разлагалось, то сейчас этого не происходит. Обнаружено в тканях тел большое содержание НСОН!

СН3СООН – вам всем знакомая уксусная кислота, но она неблаготворно действует на желудок, и на эмаль зубов, особенно детских

NаNО3, КNО3 – нитраты натрия и кальция. Область применения нитратов очень велика, это удобрения, это взрывчатые вещества, это консервант.

В варёные колбасы, сосиски добавляют нитрат калия, попадая в желудок и кишечник нитраты связываются с аминокислотами и в результате образуются вещества, которые могут вызывать различные заболевания.

Учитель биологии. Впервые заговорили о нитратах в нашей стране в 70-х годах, когда в Узбекистане случилось несколько массовых желудочно-кишечных отравлений арбузами, при их чрезмерной подкормке аммиачной селитрой.

В мировой науке о нитратах знали уже гораздо раньше. Сейчас общеизвестно, что нитраты обладают высокой токсичностью для человека и сельскохозяйственных животных :

  1. Нитраты под воздействием фермента нитратредуктазы восстанавливаются до нитритов, которые взаимодействуют с гемоглобином крови и окисляют в нём 2-х валентное железо в 3-х валентное. В результате образуется вещество метгемоглобин, который уже не способен переносить кислород. Поэтому нарушается нормальное дыхание клеток и тканей организма (тканевая гипоксия), в результате чего накапливается молочная кислота, холестерин, и резко падает количество белка.

  2. Особенно опасны нитраты для грудных детей, т.к. их ферментная основа несовершенна и восстановление метгемоглобина в гемоглобин идёт медленно.

  3. Нитраты способствуют развитию патогенной (вредной) кишечной микрофлоры, которая выделяет в организм человека ядовитые вещества токсины, в результате чего идёт токсикация, т.е. отравление организма. Основными признаками нитратных отравлений у человека являются:

  • синюшность ногтей, лица, губ и видимых слизистых оболочек;

  • тошнота, рвота, боли в животе;

  • понос, часто с кровью, увеличение печени, желтизна белков глаз;

  • головные боли, повышенная усталость, сонливость, снижение работоспособности;

  • одышка, усиленное сердцебиение, вплоть до потери сознания;

  • при выраженном отравлении - смерть.

  1. Нитраты снижают содержание витаминов в пище, которые входят в состав многих ферментов, стимулируют действие гормонов, а через них влияют на все виды обмена веществ.

  2. У беременных женщин возникают выкидыши, а у мужчин - снижение потенции.

  3. При длительном поступлении нитратов в организм человека (пусть даже в незначительных дозах) уменьшается количество йода, что приводит к увеличению щитовидной железы.

  4. Установлено, что нитраты сильно влияют на возникновение раковых опухолей в желудочно-кишечном тракте у человека.

  5. Нитраты способны вызывать резкое расширение сосудов, в результате чего понижается кровяное давление.

При всём вышеизложенном следует помнить, вред наносят организму человека не сами нитраты, а нитриты, в которые они превращаются при определённых условиях.

Нитраты попадают в организм человека различными путями.

  1. Через продукты питания:

а) растительного происхождения;

б) животного происхождения;

  1. Через питьевую воду.

  2. Через лекарственные препараты.

Основная масса нитратов попадает в организм человека с консервами и свежими овощами (40-80% суточного количества нитратов).

Незначительное количество нитратов поступает с хлебо-булочными изделиями и фруктами; с молочными продуктами попадает их - 1% (10-100мг на литр).

Часть нитратов может образоваться в самом организме человека при его обмене веществ

Очень важно не только знать в каких растениях, в каких их органах и частях содержатся в основном нитраты, но и не менее важно надо знать, как уменьшить содержание этих ядовитых веществ для организма, поэтому предлагается ряд ценных советов:

  1. Снижается количество нитратов при термической обработке овощей (13) (мойке, варке, жарке, тушении и бланшировке). Так, при вымачивании - на 20-30%, а при варке на 60-80%.

  • в капусте - на 58%;

  • в столовой свекле - на 20%;

  • в картофеле - на 40%.

При этом следует помнить, что при усиленной мойке и бланшировании (обваривании кипятком) овощей в воду уходят не только нитраты, но и ценные вещества: витамины, минеральные соли и др.

  1. Чтобы снизить количество нитратов в старых клубнях картофеля, его клубни следует залить 1%-ным раствором поваренной соли.

  2. У паттисонов, кабачков и баклажанов необходимо срезать верхнюю часть, которая примыкает к плодоножке.

  3. Т.к. нитратов больше в кожуре овощей и плодов, то их (особенно огурцы и кабачки) надо очищать от кожуры, а у пряных трав надо выбрасывать их стебли и использовать только листья.

  4. У огурцов, свеклы, редьки к тому же надо срезать оба конца, т.к. здесь самая высокая концентрация нитратов.

  5. Хранить овощи и плоды надо в холодильнике, т.к. при температуре +2°С невозможно превращение нитратов в более ядовитые вещества - нитриты.

  6. Чтобы уменьшить содержание нитритов в организме человека надо в достаточном количестве использовать в пищу витамин С (аскорбиновую кислоту) и витамин Е, т.к. они снижают вредное воздействие нитратов и нитритов (4).

  7. Выяснено, что при консервировании уменьшается на 20-25% содержание нитратов в овощах, особенно при консервировании огурцов, капусты, т.к. нитраты уходят в рассол и маринад, которые поэтому надо выливать при употреблении консервированных овощей в пищу.

  8. Салаты следует готовить непосредственно перед их употреблением и сразу съедать, на оставляя на потом.

Еда быстрого приготовления.

Учитель биологии. К еде быстрого приготовления относятся перечисленные нами колбасы и сосиски, чипсы, гамбургеры, … всё то, что ни требует много времени на приготовление, и долго может храниться.

Мы провели эксперимент, результаты которого сами говорят о себе.

Учащиеся: Нами был заложен эксперимент. Мы взяли вареный, жаренный картофель и три вида продуктов, приготовленных из картофеля: «Да Фри», «Золотая картошка» - чипсы производитель Московская область, чипсы картофельные «Снэк» производитель Воронеж. Все эти продукты мы разложили на подносики и герметически упаковали. Далее наблюдали в течении двух недель и делали фотоснимки. Через три дня мы заметили, что варённый картофель имел неприятный запах и покрылся слизью. На пятый день тоже произошло и с жаренным картофелем. Зато чипсы и картошка фри в течении всего эксперимента оставались неизменными. Результаты эксперимента дают нам право высказать мысль о том, что эти продукты, имеющие большой срок годности, содержат и всевозможные консерванты. (результаты эксперимента демонстрируются учащимся)

Заменитель сахара.

Учитель химии. Многие люди следят за своим весом, считают калории, при этом отказываясь от сахара, и переходят на заменители сахара -аспартан (сластелин). При его расщеплении (гидролизе) в желудке образуется аминокислота, которая присутствует в организме человека и метанол, который является токсичным веществом.

Химические добавки.

Учитель биологии. Сейчас в любых продуктах, начиная от сладостей и заканчивая колбасой, есть какие-то химические добавки. Перечислять все Е-добавки бессмысленно. Во-первых, их очень много, а во-вторых, далеко не все они используются в производстве. Поэтому остановимся на самых популярных. Обратите внимание на таблицу.(на экране проецируется таблица)

Список Е

Е 102 – Тартразин – Цвет жёлтый, используется в безалкогольных напитках, кондитерских изделиях. Рекомендуется не давать детям во избежание появления аллергии.

Е 107 – Жёлтый 2G – не рекомендуется давать детям во избежании появления аллергии. Может вызвать аллергическую реакцию у людей, страдающих астмой. Традиционно используется при производстве б/а напитков.

Е 120 – Кармины – Используются в конфетах, мороженом. йогуртах, напитках и т. д. Могут вызывать аллергические реакции от простой сыпи до анафилактического шока.

Е127 – Эритроцин – Запрещён. Может повышать уровень гормонов щитовидной железы в крови, вызывать светочувствительность.

Е131 – Синий патентованный V – запрещён в некоторых странах. Ракообразующая канцерогенная пищевая добавка.

Е142 – ракообразующая канцерогенная пищевая добавка.

Е153 - ракообразующая канцерогенная пищевая добавка.

Консерванты (Е200-Е290)

Е 200 – Сорбиновая кислота – Возможны раздрожения кожи.

Е210 – Бензойная кислота – Вызывает аллергические реакции, типичные продукты напитки, кетчупы. Ракообразующая концерогенная пищевая добавка.

Е218 – пара-Оксибензойной кислоты метиловый эфир – Аллергические реакции в основном кожные

Е220 – Диоксид серы – может вызывать фатальные аллергические реакции у астматиков, разрушает витамин В1. Типичные продукты питания: пиво, б/а напитки, сухофрукты, соки. алкогольные напитки, вино, уксус, картофельные продукты.

Е230 – Дифенил – В некоторыхстранах запрещён (Австралия), типичные продукты цитрусовые.

Е235 – Нитамицин, Пимарицин – Типичные продукты, мясо, сыр. Может вызывать тошноту, рвоту, диарею и раздражение кожи.

Е249 – Нитрат калия – Запрещён для использования в продуктах детского питания. Может вызывать слабость, головные боли. затруднённое дыхание, потенциальный канцероген, типичные продукты: мясо. Ракообразующая канцерогенная добавка.

Е261 – Ацетаты калия – Рекомендуется избегать людям с заболеваниями почек. Типичные продукты: соусы, маринованные огурцы.

Е 264 – Ацетата аммония – может вызывать тошноту и рвоту.

Е281 – Пропионат натрия – Возможно, вызывает мигрени, типичные продукты: мучные изделия. Ракоообразующая канцерогенная пищевая добавка.

Е302 – Аскорбат кальция – Витамин С может увеличивать образование оксалата кальция в костных тканях.

ЕЕ310 – Пропилгаллат – Запрещён к использованию в продуктах питания для младенцев и маленьких детей, так как может вызывать расстройство желудка, раздражение кожных покровов, типичные продукты: маргарин: жиры, масла. В ходе некоторых исследований были выдвинуты предположения, что пропилгаллат может вызывать образование раковых опухолей.

Е319 – трет-Бутилгидрохинон - Может вызывать тошноту, рвоту, галлюцинации. 5 гр. – смертельная доза для человека. типичные продукты: жиры, масла, маргарин.

Е325 – Лактат натрия – Может вызывать аллергические реакции у детей с непереносимостью к лактозе.

Е330 – лимонная кислота – Встречается в естественном виде в цитрусовых, ракообразующая канцерогенная добавка.

Е380 – Цитраты аммония – Может влиять на функцию печени.

Эмульгаторы (создают однородную смесь несмешиваемых фаз, например, воды и масла) (Е500-Е599)

Е510- Очень опасный

Е513 - Очень опасный

Е527 – Очень опасный

Пеногасители (предупреждают или снижают образование пены)

(Е900 – Е999)

Е954 – Ракоообразующая канцерогенная пищевая добавка.

5.Подведение итогов.

В конце урока нам бы хотелось дать вам несколько советов, как сохранить своё здоровье:

  1. Чтобы ограничить попадание вредных пищевых добавок к нам на стол, нужно не покупать продукты с неестественно яркой окраской и избегать продуктов со слишком долгим сроком хранения.

  2. Ограничьте употребление еды быстрого приготовления. Это не только источник вредных для организма веществ, но и причина ожирения.

  3. Думайте сами. Решайте сами. Есть или не есть.

Используемая литература.

  1. О.С. Габриелян. Химия 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2006.

  2. О.С. Габриелян. Химия 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2006.

  3. П.Р. Таубе, Е.И. Руденко. От водорода до … нобелия? – М.: Просвещение, 1981

  4. А.И. Артеменко. Органическая химия и человек – М.: Просвещение, 2000.

  5. Л.П. Анастасова и др. Человек и окружающая среда: учебник для дифференцир. Обучения: 9 кл. _ М.: Просвещение, 1997.

  6. А.Т. Зверев, Е.Г. Зверева. Экология: учебник для 7-9 кл. общеобразовательных школ. – М.: Дом педагогики, 1999.



Просмотр содержимого презентации
«Биохимия»

Химия. Человек. Здоровье. Интегрированный урок по химии, биологии и экологии. Учителя: Денисова Н.А.,  Шацких М.А.

Химия. Человек. Здоровье.

Интегрированный урок по химии, биологии и экологии.

Учителя: Денисова Н.А.,

Шацких М.А.

Цель урока: Показать, что знания, полученные на уроках химии, биологии и экологии помогут разобраться в химическом составе, действии веществ на организм и разработать практические советы по их использованию

Цель урока:

Показать, что знания, полученные на уроках химии, биологии и экологии помогут разобраться в химическом составе, действии веществ на организм и разработать практические советы по их использованию

ДОМАШНЯЯ АПТЕКА

ДОМАШНЯЯ АПТЕКА

Начало эксперимента

Начало эксперимента

Варённый картофель Начало эксперимента На третий день эксперимента

Варённый картофель

Начало эксперимента

На третий день эксперимента

Жаренный картофель на третий день эксперимента

Жаренный картофель на третий день эксперимента

Чипсы на третий день эксперимента

Чипсы на третий день эксперимента

Варённый картофель в конце эксперимента

Варённый картофель в конце эксперимента

Жаренный картофель в конце эксперимента

Жаренный картофель в конце эксперимента

Чипсы в конце эксперимента

Чипсы в конце эксперимента

Е-добавки

Где содержатся

Е250 – нитрит натрия

Е251 – нитрат натрия

Е252 – нитрат калия

Чем опасны

Колбасные изделия, копчёная рыба, шпроты,

консервированная сельдь, твёрдые сыры

Е620 – глутаминовая кислота

Е621 – глутамат натрия

Опасны для людей, у которых проблемы с печенью, кишечником, для тех, кто страдает дисбактериозом и холециститом

Используются для усиления и сохранения вкуса

Е103, Е105, Е121, Е123, Е125, Е126, Е130, Е131, Е142, Е153 - красители

В день можно съедать только одно блюдо, где содержится глутамат.

При регулярной передозировке – опасность злокачественных опухолей.

Содержаться в сладкой газированной воде, леденцах, цветном мороженом.

Е171-173 - красители

Е210, Е211, Е213-217, Е240, Е221-226, Е230-232, Е239 - консерванты

Содержаться в сладкой газированной воде, леденцах, цветном мороженом.

Образование злокачественных опухолей

Сказываются на работе печени и почек.

Есть в консервах любого вида (грибы, компот, соки, варенья)

Е311-313 - антиоксиданты

Образование злокачественных опухолей, заболевания желудочно-кишечного тракта, аллергии.

Есть в йогуртах, кисломолочных продуктах, колбасных изделиях, сливочном масле, шоколаде.

Е407, Е447, Е450, Е461-466 – стабилизаторы и загустители

Заболевания желудочно-кишечного тракта.

Содержатся в вареньях, джемах, сгущённом молоке, шоколадном сыре.

Е924а, Е924 b - пеногасители

Опасны для печени и почек.

Содержаться в газированных напитках

Могут привести к образованию злокачественных опухолей.

Полезные советы:

Полезные советы:

  • Не покупайте продукты с неестественно яркой окраской.
  • Избегайте употребление продуктов со слишком долгим сроком хранения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Интегрированный урок по биологии, химии и экологии "Химия. Человек. Здоровье"

Автор: Шацких Марина Алексеевна, Денисова Наталья Анатольевна

Дата: 26.06.2014

Номер свидетельства: 108714

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Интегрированный урок по химии, биологии и физики "Экология жилища человека" "
    ["seo_title"] => string(85) "intieghrirovannyi-urok-po-khimii-biologhii-i-fiziki-ekologhiia-zhilishcha-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "110669"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406396366"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Разработка интегрированного урока, тема "Коррозия металлов и борьба с ней. Способы защиты металлов от коррозии""
    ["seo_title"] => string(118) "razrabotka-intieghrirovannogho-uroka-tiema-korroziia-mietallov-i-bor-ba-s-niei-sposoby-zashchity-mietallov-ot-korrozii"
    ["file_id"] => string(6) "339412"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1471260139"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Интегрированный урок химии и биологии "Металлы в организме человека""
    ["seo_title"] => string(76) "intieghrirovannyi-urok-khimii-i-biologhii-mietally-v-orghanizmie-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "303859"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457615322"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Интегрированный урок химии и биологии "Металлы в организме человека""
    ["seo_title"] => string(78) "intieghrirovannyi-urok-khimii-i-biologhii-mietally-v-orghanizmie-chielovieka-1"
    ["file_id"] => string(6) "303860"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457615329"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства