Дополнительная общеобразовательная программа по химии "Наука и жизнь"
Дополнительная общеобразовательная программа по химии "Наука и жизнь"
Это дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности. Уровень программы - ознакомительный, расччитана на учащихся 14 - 16 лет.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа по химии "Наука и жизнь"»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кореневская средняя общеобразовательная школа№2»
Кореневского района Курской области
Утверждаю
Приказ № 58-5
от « 28 » 05. 2021 год
и.о. директора МКОУ «Кореневская средняя общеобразовательная школа №2»
_____ Н.Н. Фетисова
« » _______2021г.
Принята
на заседании педагогического совета
от « 28 » 05.2021 г
Протокол № 6
.
М.П
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«НАУКА И ЖИЗНЬ»
Уровень программы:ознакомительный
Срок реализации: 1 год (39 часов)
Возрастная категория: от 14 до 16 лет
Вид программы: модифицированная
Автор - составитель:
Тагиева А.С., учитель химии
Коренево 2021 год
Комплекс основных характеристик программы.
1.1.Пояснительная записка
Направленность программы: естественнонаучная
В системе дополнительного образования одной из лидирующих остается
система обучения по направлениям, обеспечивающих формирование научного мировоззрения, общей культуры и всестороннего развития детей.
В системе естественнонаучного образования химия занимает важное место.
Велика роль химии в воспитании экологической культуры людей, поскольку
экологические проблемы имеют в своей основе преимущественно химическую природу, а в решении многих из них используют химические методы и средства.
В процессе изучения данного курса обучающиеся совершенствуют практические умения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов, осознают практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение для образованного человека. Решение задач различного содержания является неотъемлемой частью химического образования. Решение задач воспитывает у обучающихся трудолюбие, целеустремленность, способствует осуществлению политехнизма, связи обучения с жизнью, профессиональной ориентации, вырабатывает мировоззрение, формирует навыки логического мышления.
Образовательная деятельность по дополнительной общеразвивающей
программе «Наука и жизнь» направлена на:
• формирование и развитие интеллектуальных способностей обучающихся;
• выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц,
проявивших выдающиеся способности;
• профессиональную ориентацию обучающихся;
• создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения обучающихся;
• формирование общей культуры обучающихся;
Программа разработана в соответствии:
– ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в редакции от 31.07.2020г.)
–Приказ Минпросвещения России от 09 ноября 2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (в редакции от 30.09.2020г.),
–Приказ Минпросвещения России от 23 августа 2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных общеобразовательных программ» (в редакции от 30.09.2020г.),
– Постановление Правительства РФ «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 г. № 28»
-Устав МКОУ «Кореневская средняя общеобразовательная школа №2».
- Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе МКОУ «Кореневская средняя общеобразовательная школа №2»
Актуальность программызаключается в том, что она охватывает теоретические основы и практическое назначение химических веществ в повседневной жизни, позволяет расширить знания обучающихся о химических методах анализа,
способствует овладению методиками исследования, раскрывает перед
обучающимися интересные и важные стороны практического использования
программы «Наука и жизнь»: на занятиях ученики более подробно
знакомятся с веществами полезными и вредными, в быту и пище.
Новизнадополнительной общеразвивающей программы «Наука и жизнь» заключается в развитии и формировании у школьников целостного представления о мире на основе сообщения им химических знаний; в изучении данного курса используются понятия, с которыми обучающихся знакомы, они встречаются с ними ежедневно. Это такие понятия, как пища и еѐ состав, а также вредная и полезная пища, моющие средства, косметика, удобрения.
Отличительные особенности дополнительной общеразвивающей
программы «Наука и жизнь» от других действующих программ
дополнительного образования детей является выявление умений решать
задачи, направленные на изучение прикладного аспекта химии, значимые с
точки зрения полноценного и качественного углубленного усвоения курса, а
также возможности последующего изучения предмета на профильном уровне.
Педагогическая целесообразность программы определяется учётом возрастных особенностей обучающихся, широкими возможностями социализации в процессе привития практических навыков, развития речи, пространственного мышления и эстетического вкуса.
Главным для педагога является стремление направить ребят на такую деятельность, в ходе которой они смогут ощутить свою самостоятельность, успешность, удовольствие от проделанной работы и общения друг с другом. Содержание программы дает возможность развиваться личности ребенка в практической деятельности – воспитанники приобретают конкретные творческие умения и навыки.
Адресат программы: дети, участвующих в реализации программы «Наука и жизнь» - это обучающихся 9-х классов (14-16 лет).
Объем программы:
Программа рассчитана на 36 часов в год (1 час в неделю).
Всего – 36 часов, из которых:
теория - 11 часа;
практика - 25 часов.
Срок реализации: 1 год (с 1 сентября по 31 мая)
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса.
В основе организации курса лежат следующие принципы:
принцип самоактуализации предполагает актуализацию потребности в
Иллюстративный метод заключается в предъявлении обучающимся
информации способом демонстрации разнообразного наглядного материала, в том числе с помощью технических средств.
Репродуктивный метод - многократное воспроизведение
(репродуцирование) действий, направлен на формирование навыков и умений. Этот метод предполагает как самостоятельную работу обучающихся, так и совместную работу с педагогом.
Метод проблемного изложения -рассчитан на вовлечение ученика в
познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда учитель
сам ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся
внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют, переживают
вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного
поискового решения.
Частично-поисковые, или эвристические методы, используются для
подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения и этапов
исследования.
Исследовательские методы - способы организации поисковой,
творческой деятельности учащихся по решению новых для них
познавательных проблем.
Самостоятельная работаобучающихся с литературой по теме
является одним из способов самостоятельного приобретения, закрепления и
углубления необходимых специальных знаний.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раза в неделю (1 день 1 академический час). Продолжительность одного академического часа 45 минут. Наполняемость учебных групп 10-20 человек.
1.2. Цель и задачи программы
Цель дополнительной общеразвивающей программы «Наука и жизнь»: формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру
веществ и химических превращений, приобретение необходимых
практических умений и навыков по лабораторной технике; создание условий
для раскрытия роли химии как интегрирующей науки естественного цикла,
имеющей огромное прикладное и валеологическое значение.
Для достижения цели решается ряд задач:
Обучающие:
формирование навыков и умений научно-исследовательской деятельности;
формирование у учащихся навыков безопасного и грамотного обращения с
веществами;
формирование практических умений и навыков разработки и выполнения
химического эксперимента;
продолжить формирование коммуникативных умений;
формирование презентационных умений и навыков;
на примере химического материала начать развитие учебной мотивации
школьников на выбор профессии, связанной с химическим производством;
формирование основных методов решения нестандартных и олимпиадных
задач по химии.
Развивающие:
развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения;
развивать конструктивное мышление и сообразительность.
Воспитательные:
вызвать интерес к изучаемому предмету;
воспитывать нравственнее и духовное здоровье.
1.3. Содержание программы
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п
Наименование раздела,темы
кол-вочасов
Формыаттестации
/контроля
Всего
Теория
Практика
1
Введение.
1
1
Беседа/ входной
2
Вещества в быту
35
1
1
2.1
Кухня
12
4
8
Наблюдение/
Текущий
2.2
Аптечка
5
2
3
Наблюдение
/текущий
2.3
Ванная комната и умывальник
5
1
4
Наблюдение
/текущий
2.4
Туалетный столик
2
1
1
текущий
2.5
Папин «бардачок»
6
2
4
Наблюдение
/текущий
2.6
Садовый участок
5
1
4
Наблюдение
/текущий
Содержание учебного плана.
Тема 1. Введение. Знакомство с лабораторным оборудованием (1 часов).
Вводное занятие. Знакомство с учащимися. Знакомство кружковцев с их обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение и корректировка плана работы кружка, предложенного учителем.
Тема 2. Вещества в в быту (35 часов).
2.1. Кухня (12часов).
Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд.
Сахар и его свойства. Полезные и вредные черты сахара. Необычное применение сахара.
Растительные и другие масла. Почему растительное масло полезнее животных жиров. Что такое «антиоксиданты».
Сода пищевая или двууглекислый натрий и его свойства. Опасный брат пищевой соды – сода кальцинированная. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной.
Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие.
Душистые вещества и приправы. Горчица. Перец и лавровый лист. Ванилин. Фруктовые эссенции. Какую опасность могут представлять ароматизаторы пищи и вкусовые добавки.
Теория -4 часа
Практика -8 часов
2.2. Аптечка (5 часов).
Аптечный иод и его свойства. Почему иод надо держать в плотнозакупоренной склянке.
«Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Необычные свойства обычной зелёнки.
Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Что полезнее: аспирин или упсарин.
Перекись водорода и гидроперит. Свойства перекиси водорода.
Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же – «марганцовка». Необычные свойства марганцовки. Какую опасность может представлять марганцовка.
Нужна ли в домашней аптечке борная кислота.
Старые лекарства, как с ними поступить.
Чего не хватает в вашей аптечке.
Теория -2 часа
Практика -3 часа
2.3. Ванная комната или умывальник (5 часов).
Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного мыла.
Щелочной характер хозяйственного мыла. Горит ли мыло. Что такое «жидкое мыло».
Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств.
Кальцинированная сода и тринатрийфосфат – для чего они здесь.
Соль для ванны и опыты с ней.
Теория -1 час
Практика -4 часа
2.4. Туалетный столик(2 часов).
Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия. Могут ли представлять опасность косметические препараты. Можно ли самому изготовить питательный крем. Чего должна опасаться мама.
Теория -1 час
Практика -1 час
2.5. Папин «бардачок» (6 часов).
Каких только химикатов здесь нет – и все опасные!
Паяльная кислота это на самом деле кислота? Суперклеи и другие строительные материалы. Кто такие «токсикоманы» и на что они себя обрекают. Электролит – это что-то знакомое.
Бензин, керосин и другие «- ины».
Обыкновенный цемент и его опасные свойства.
Теория -2 часа
Практика -4 часа
2.6. Садовый участок (5 часов).
Медный и другие купоросы. Можно ли хранить медный купорос в алюминиевой посуде.
Ядохимикаты. Забытые ядохимикаты: что с ними делать.
Минеральные удобрения. Значение различных минеральных удобрений. Чем опасны нитраты. Как распознать минеральные удобрения. Как долго хранят минеральные удобрения.
Теория -1 час
Практика -4 часа
1.4. Планируемые результаты.
Личностные
· сформировывать навыки и умения научно-исследовательской деятельности;
· формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
· формирование презентационных умений и навыков;
· формирование у учащихся навыков безопасного и грамотного обращения с веществами; презентационных умений и навыков
· в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
· формирование практических умений и навыков разработки и выполнения химического эксперимента;
· в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.
· проверить свои возможности и способности в естественной образовательной области.
Метапредметные:
· умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
· умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
· умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
· формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
· формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные:
· Правила безопасности работы в лаборатории и обращения с веществами;
· Правила сборки и работы лабораторных приборов;
· Определение массы и объема веществ
· Правила экономного расхода необходимых реагентов
· Более полно изучить качественные реакции в химии
· уметь решать задачи различных уровней сложности
· находить нестандартные способы решения поставленных задач
· делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
· структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
· проводить химический эксперимент;
· оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Учащиеся должны:
Знать:
Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека.
Когда соль – яд.
Полезные и вредные черты сахара.
Что такое «антиоксиданты».
Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной.
Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие.
Какую опасность могут представлять ароматизаторы пищи и вкусовые добавки.
Почему иод надо держать в плотнозакупоренной склянке.
Свойства обычной зелёнки, перекиси водорода, свойства марганцовки.
Что полезнее: аспирин или упсарин.
Какую опасность может представлять марганцовка.
Как поступить со старыми лекарствами.
Отличие хозяйственного мыла от туалетного мыла.
Какие порошки самые опасные
Кто такие «токсикоманы»
Чем опасны нитраты.
Значение различных минеральных удобрений.
Керосин и другое бытовое топливо.
способы решения различных типов усложненных задач;
основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты;
стандартные алгоритмы решения задач.
Уметь:
Обращаться с лабораторным оборудование и веществами, соблюдая правила техники безопасности
Проводить простейшие опыты, исследования
Применять полученные знания на практике и в быту;
Производить простейшие расчеты.
анализировать состав пищевых продуктов по этикеткам, уметь выбирать безвредные;
• решать задачи повышенной сложности различных типов;
• четко представлять сущность описанных в задаче процессов;
• видеть взаимосвязь происходящих химических превращений и изменений численных параметров системы, описанной в задаче;
• работать самостоятельно и в группе;
• самостоятельно составлять типовые химические задачи и объяснять их решение; владеть химической терминологией;
• пользоваться справочной литературой по химии для выбора количественных величин, необходимых для решения задач.
2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Формы аттестации и оценочные материалы.
Формы аттестации
Любые знания, навыки и умения, полученные в ходе освоения программы, нуждаются в контроле и проверке. Необходимо оценивать у детей умение ставить и решать познавательные и практические задачи, умение выполнять самостоятельно практическую работу и её анализировать. Проверка может быть в устной форме (индивидуальный, групповой опрос), в виде зачетных практических работ, в виде выполнения творческих проектов.
В конце каждого раздела учащиеся выполняют практическую работу.
Формы контроля
Видконтроля
Средства
Цель
Действия
Входной
Анкеты, педагогические
тесты
Выявление требуемых на начало обучения знаний. Выявления отдельных планируемых результатов обучения до начала обучения
1.Возврат к повторению базовых знаний. 2.Продолжение процесса обучения в соответствии с планом.
2.3.1.Учебно-методическое и информационное обеспечение
I. Печатные пособия
Комплект портретов ученых-химиков.
Серия справочных таблиц по химии («Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде», «Электрохимический ряд напряжений металлов», «Окраска индикаторов в различных средах»).
II. Информационно-коммуникативные средства
Мультимедийные программы (обучающие, тренинговые, контролирующие) по всем разделам.
Электронные библиотеки.
Электронные базы данных по всем раздела.
III. Технические средства обучения
Компьютер мультимедийный (с пакетом прикладных программ (текстовых таблиц, графических и презентационных); с возможностью подключения к Интернет; аудио и видео выходы, приводами для чтения и записи компакт-дисков.
Экран проекционный
IV.Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Приборы, наборы посуды и лабораторных принадлежностей для химического эксперимента общего назначения
Демонстрационные набор посуды и принадлежностей для демонстрационных опытов.
Специализированные приборы и аппараты.
Комплекты для лабораторных опытов и практических занятий.
Набор посуды и принадлежностей для ученического эксперимента.
Модели.
Набор кристаллических решеток:, поваренной соли, йода, льда.
Набор для моделирования строения неорганических веществ.
Набор для моделирования строения органических веществ.
Справочно-информационный стенд «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева».
V. Натуральные объекты, коллекции.
Минеральные удобрения
2.3.2.Кадровое обеспечение программы
Реализацию программы «Наука и жизнь» обеспечивает 1 педагог, учитель первой категории, обладающий не только профессиональными знаниями, но и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности детского объединения естественнонаучной направленности.
2.3.3.Материально-технические условия
Учебный кабинет имеет естественное и искусственное освещение, соответствующее установленным нормам; центральное отопление; температурно-влажностный режим соответствует действующим нормам, во время перемен между занятиями осуществляется проветривание; установлена и работает пожарная сигнализация;
- Аудио-видеоаппаратура;
- компьютер, медиапроектор;
- столы, стулья;
-минеральные удобрения;
-медицинская аптечка;
- интерактивная панель.
2.4.Календарный учебный график
Календарный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебная глина»
на 2021 -2022 учебный год.
Год обучения
Дата начала занятия
Дата окончания занятия
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество учебных часов
Режим занятий
1 год
1.09.2021
31.05.2022
36
36
36
1 день в неделю.
1 день – 1 академический час
2.5. Список литературы:
Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах и повседневной жизни. Сборник заданий для старшеклассников и абитуриентов с ответами и решениями. – М.:АРКТИ, 1999.
Мир химии. Занимательные рассказы о химии: Сост.: Смирнов Ю.И. – СПб.: ИКФ «МиМ-Экспресс», 1995.
Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека – М.: Дрофа, 2004.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия/ Авт.-сост. Савина Л.А. – М.: АСТ, 1995.
Аликберова Л. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
Яковишин Л.А. Химические опыты с жевательной резинкой // Химия в шк. – 2006. – № 10. – С. 62–65.
Яковишин Л.А. Химические опыты с шоколадом // Химия в шк. – 2006. – № 8. – С. 73–75.
Шульженко Н.В. Элективный курс «Химия и здоровье» для 9-х классов.http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=310677
Внеклассная работа по химии/ Сост. М.Г. Гольдфельд.- М.: Просвещение 1976.
Войтович В.А. Химия в быту. – М.: Знание 1980.
Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л. Химия , 1978.
Урок окочен – занятия продолжаются: Внеклассная работа по химии./Сост. Э.Г. Золотников, Л.В. Махова, Т.А. Веселова - М.: Просвещение 1992.
В.Н.Алексинский Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение 1995.
Г.И. Штремплер Химия на досуге - М.: Просвещение 1993.
А.Х. Гусаков А.А. Лазаренко Учителю химии о внеклассной работе – М.:Просвещение 1978.
И.Н. Чертиков П.Н. Жуков Химический Эксперимент. – М.: Просвещение 1988.
Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.
Воскресенский П.И., Неймарк А.М. Основы химического анализа .-М.: Просвещение, 1972.
Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Практические работы по неорганической химии. –М.: Просвещение 1976.
Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии.-М.: Просвещение 1977.
.
Приложение 1
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Дата занятия
Тема занятия
Кол-во часов по расписанию.
Количество часов
План
Факт
теория
практика
Вводное занятие. Правила безопасной работы на занятии.
1
1
Тема 2. Химя в быту.
35
2.1 Кухня (12часов). Занимательные опыты по теме «Химия в нашем доме»: дым без огня, золотой нож, примерзание стакана, кровь без раны, несгораемый платочек и др.
2
-
2
Поваренная соль и её свойства. Сахар и его свойства. Полезные и вредные черты сахара. Необычное применение сахара.
3
1
2
Растительные и другие масла. Сода пищевая или двууглекислый натрий и его свойства. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной.
3
1
2
Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие.
2
1
1
Душистые вещества и приправы. Горчица. Перец и лавровый лист. Ванилин. Фруктовые эссенции. Какую опасность могут представлять ароматизаторы пищи и вкусовые добавки.
2
1
1
2.2. Аптечка (5 часа).
Аптечный иод и его свойства.
1
-
1
Домашняя аптечка. Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства.
1
1
Перекись водорода и гидроперит. Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же – «марганцовка».
2
1
1
Нужна ли в домашней аптечке борная кислота. Старые лекарства, как с ними поступить.Чего не хватает в вашей аптечке.
1
1
-
2.3. Ванная комната (5 часа). Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного мыла. Щелочной характер хозяйственного мыла.
3
1
2
Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Кальцинированная сода и тринатрийфосфат – для чего они здесь.
2
2
2.4. Туалетный столик (2 часа). Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия. Могут ли представлять опасность косметические препараты. Можно ли самому изготовить питательный крем. Чего должна опасаться мама.
2
1
1
2.5. Папин «бардачок» (6часов).Паяльная кислота это на самом деле кислота? Суперклеи и другие строительные материалы. Электролит – это что-то знакомое.
3
1
2
Хозблок или гараж. Бензин, керосин и другие «- ины». Обыкновенный цемент и его опасные свойства.
2
1
1
Занимательные опыты по теме «Химия в сельском хозяйстве».
1
1
2.6. Садовый участок (5 часа). Медный и другие купоросы.
Сад и огород. Ядохимикаты. Забытые ядохимикаты: что с ними делать.
Подведение итогов.
5
1
4
итого
36
12
24
Приложение №2
Карта опроса по программе «Наука и жизнь»
Химия в быту
20. Без какого вещества нельзя отутюжить пересушенные вещи? (Без воды)
40. Назовите металл, находящийся при комнатной температуре в жидком состоянии. Где он используется? (Ртуть, в термометре)
60. Человечество с древних времен использовало консерванты для хранения продуктов. Назовите не менее трех основных консервантов (Поваренная соль, мед, масло, уксус)
80. Какое вещество используется для обработки слишком кислых почв?(Известь)
100. Без чего нельзя испечь пирог из кислых яблок? (Без соды)
Приложение №3
Мониторинг готовности к обучению по программе «Наука и жизнь»
Задание:
№ п/п
Фамилия, имяобучающегося
Исходныеумения
Мотивациякзнаниям
Творческаяактивность
Эмоциональныйнастрой
1
2
3
Приложение 4
Мониторинг результатов обучения по программе «Наука и жизнь»
Показатели
(оцениваемые параметры)
Критерии
Степень выраженностиоцениваемогокачества
Числобаллов
Методыдиагностики
Теоретическаяподготовка
Теоретические
Соответствие
практически не усвоил
0
Наблюдение,
знания по основным
теоретических
теоретическое содержание
1
тестирование,
разделам учебно-
знаний
программы;
2
контрольный
тематического плана
программным
овладел менее чем ½
3
Опрос, анализ работ
программы
требованиям
объема знаний,
предусмотренных
программой;
объем усвоенных знаний
составляет более ½;
освоил практически весь
объем знаний,
предусмотренных
программой за конкретный
период
Владение
Осмысленность и
не употребляет
0
Наблюдение,
специальной
правильность
специальные термины;
1
собеседование
терминологией
использования
знает отдельные
2
специальной
специальные термины, но
3
терминологии
избегает их употреблять;
сочетает специальную
терминологию с бытовой;
специальные термины
употребляет осознанно и в
полном соответствии с их
содержанием.
Практическаяподготовка
Практические
Соответствие
практически не овладел
0
Наблюдение,
умения и навыки,
практических
умениями и навыками;
1
контрольное
предусмотренные
умений и навыков
овладел менее чем ½
2
задание
программой (по
программным
предусмотренных умений и
3
основным разделам
требованиям
навыков;
учебно-тематич.
объем усвоенных умений и
плана программы)
навыков составляет более
½;
овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный
период
Владение специальным
оборудованием и оснащением
Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения
не пользуется
специальными приборами и инструментами;
испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием;
работает с оборудованием с помощью педагога;
работает с оборудованием самостоятельно, не
испытывает особых трудностей
0
1
2
3
Наблюдение, контрольное задание
Творческие навыки
Креативность в выполнении практических заданий
начальный (элементарный) уровень развития креативности- ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога;
репродуктивный уровень – в основном, выполняет
задания на основе образца; творческий уровень (I) – видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с элементами творчества с помощью педагога; творческий уровень (II) - выполняет практические задания с элементами
творчества самостоятельно.
0
1
2
3
Наблюдение, контрольное задание
Основныекомпетентности
Учебно-интеллектуальные
Подбирать и анализировать специальную литературу
Самостоятельность в подборе и работе с литературой
учебную литературу не использует, работать с ней не умеет;
испытывает серьезные затруднения при выборе и работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле
педагога;
работает с литературой с помощью педагога или родителей;
работает с литературой самостоятельно, не
испытывает особых трудностей.
0
1
2
3
Наблюдение, анализ способов деятельности
детей, их учебно- исследовательских работ
Пользоваться компьютерными источниками
Самостоятельность в пользовании компьютерными
Уровни и баллы - по аналогии пунктом выше
информации
источниками информации
Осуществлять учебно-
исследовательскую работу (писать рефераты,
проводить учебные исследования,
работать над проектом и пр.)
Самостоятельность в учебно-
исследовательской работе
Уровни и баллы - по аналогии с пунктом выше
КоммуникативныеСлушать и слышать педагога, принимать во внимание мнение
других людей
Адекватность восприятия информации
идущей от педагога
объяснения педагога не слушает, учебную информацию не воспринимает;
испытывает серьезные затруднения в концентрации внимания, с трудом
воспринимает учебную информацию;
слушает и слышит педагога, воспринимает учебную информацию при напоминании
и контроле, иногда принимает во внимание мнение других;
сосредоточен, внимателен, слушает и слышит педагога, адекватно воспринимает
информацию, уважает мнении других.
0
1
2
3
Выступать перед аудиторией
Свобода владения и подачи ребенком подготовленной информации
перед аудиторией не выступает;
испытывает серьезные затруднения при подготовке и подаче информации; готовит информацию и выступает перед
аудиторией при поддержке педагога;
самостоятельно готовит информацию, охотно выступает перед
аудиторией, свободно владеет и подает
информацию.
0
1
2
3
Участвовать в дискуссии, защищать свою точку зрения
Самостоятельность в дискуссии, логика в построении
доказательств
участие в дискуссиях не принимает, свое мнение не защищает;
испытывает серьезные затруднения в ситуации
дискуссии, необходимости
0
1
2
3
предъявления доказательств и аргументации своей точки зрения, нуждается в значительной помощи
педагога;
участвует в дискуссии, защищает свое мнение при поддержке педагога; самостоятельно участвует в дискуссии, логически
обоснованно предъявляет доказательства,
убедительно аргументирует свою точку зрения.
Организационные
Организовывать свое рабочее (учебное) место
Способность самостоятельно организовывать свое рабочее место к деятельности и убирать за собой
рабочее место организовывать не умеет; испытывает серьезные затруднения при организации своего
рабочего места, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога; организовывает рабочее место и убирает за собой при напоминании педагога; самостоятельно готовит
рабочее место и убирает за
собой
0
1
2
3
Наблюдение
Наблюдение, собеседование
Планировать и организовать работу, распределять учебное время
Способность самостоятельно организовывать процесс работы и учебы, эффективно распределять и использовать время
организовывать работу и распределять время не умеет;
испытывает серьезные затруднения при планировании и организации работы, распределении учебного времени, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога и
родителей; планирует и
организовывает работу, распределяет время при поддержке (напоминании) педагога и родителей;
самостоятельно планирует и организовывает работу,
эффективно распределяет и использует время.
0
1
2
3
Аккуратно, ответственно выполнять работу
Аккуратность и ответственность в работе
безответственен, работать аккуратно не умеет и не стремится;
испытывает серьезные
затруднения при
0
1
2
3
необходимости работать аккуратно, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога; работает аккуратно, но иногда нуждается в напоминании и внимании педагога;
аккуратно, ответственно выполняет работу, контролирует себя сам.
Соблюдения в процессе
деятельности правила
безопасности
Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным
требованиям
правила ТБ не запоминает и не выполняет;
овладел менее чем ½ объема навыков
соблюдения правил ТБ, предусмотренных программой;
объем усвоенных навыков составляет более ½; освоил практически весь объем навыков ТБ,
предусмотренных программой за конкретный период и всегда соблюдает их в процессе работы.
0
1
2
3
Приложение 5
Мониторинг развития качеств личности обучающихся
Качестваличности
Признакипроявлениякачествличности
ярко проявляются 3 балла
проявляются 2 балла
слабо проявляются 1 балл
не проявляются 0 баллов
1. Активность,
Активен,
Активен,
Мало активен,
Пропускает
организаторские
проявляет
проявляет
наблюдает за
занятия, мешает
способности
стойкий
стойкий
деятельностью
другим.
познавательный
познавательный
других,
интерес,
интерес,
забывает
целеустремлен,
трудолюбив,
выполнить
трудолюбив и
добивается
задание.
прилежен,
хороших
Результативнос
добивается
результатов.
ть невысокая.
выдающихся
результатов,
инициативен,
организует
деятельность
других.
2. Коммуникативные
Легко вступает и
Вступает и
Поддерживает
Замкнут, общение
навыки,
поддерживает
поддерживает
контакты
затруднено,
коллективизм
контакты,
контакты, не
избирательно,
адаптируется в
разрешает
вступает в
чаще работает
коллективе с
конфликты,
конфликты,
индивидуально,
трудом, является
дружелюбен со
дружелюбен со
публично не
инициатором
всеми,
всеми, по
выступает.
конфликтов.
инициативен, по
инициативе
собственному
руководителя
желанию
или группы
успешно
выступает перед
выступает перед
аудиторией.
аудиторией.
3. Ответственность,
Выполняет
Выполняет
Неохотно
Уклоняется от
самостоятельность,
поручения
поручения
выполняет
поручений,
дисциплинированно
охотно,
охотно,
поручения.
безответственен.
сть
ответственно,
ответственно.
Начинает
Часто
часто по
Хорошо ведет
работу, но часто
недисциплиниров
собственному
себя независимо
не доводит ее
ан, нарушает
желанию, может
от наличия или
до конца.
правила
привлечь других.
отсутствия
Справляется с
поведения, слабо
Всегда
контроля, но не
поручениями и
реагирует на
дисциплинирова
требует этого от
соблюдает
воспитательные
н, везде
других.
правила
воздействия.
соблюдает
поведения
правила
только при
поведения,
наличии
требует того же
контроля и
от других.
требовательност
и преподавателя
или товарищей.
4. Нравственность,
Доброжелателен,
Доброжелателен,
Помогает
Недоброжелателе
гуманность
правдив, верен
правдив, верен
другим по
н, груб,
своему слову,
своему слову,
поручению
пренебрежителен,
вежлив,
вежлив,
преподавателя,
высокомерен с
заботится об
заботится об
не всегда
товарищами и
окружающих,
окружающих, но
выполняет
старшими, часто
пресекает
не требует этих
обещания, в
обманывает,
грубость,
качеств от
присутствии
неискренен.
недобрые
других.
старших чаще
отношения к
скромен, со
людям,
сверстниками
бывает груб.
5. Креативность,
Имеет высокий
Выполняет
Может работать
В проектно-
склонность к
творческий
исследовательск
в
исследовательску
исследовательско-
потенциал.
ие,
исследовательск
ю деятельность не
проектировочной
Самостоятельно
проектировочны
о-
вступает. Уровень
деятельности
выполняет
е работы, может
проектировочно
выполнения
исследовательск
разработать свой
й группе при
заданий
ие,
проект с
постоянной
репродуктивный.
проектировочны
помощью
поддержке и
е работы.
преподавателя.
контроле.
Является
Способен
Способен
разработчиком
принимать
принимать
проекта, может
творческие
творческие
создать
решения, но в
решения, но в
проектировочну
основном
основном
ю команду и
использует
использует
организовать ее
традиционные
традиционные
деятельность.
способы.
способы.
Находит
нестандартные
решения, новые
способы
выполнения
заданий.
Приложение 6
Программа воспитания
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Наука и жизнь»
№
Сроки
Мероприятия, форма проведения.
1.
Сентябрь
Беседы о правилах поведения на занятиях, технике безопасности, правилах дорожного движения.
2.
Октябрь
Акция «Курский край без наркотиков»
3.
Ноябрь
Беседа «Что такое толерантность?», День матери
4.
Декабрь
Всемирный день борьбы со СПИДом
6.
Январь
День детских изобретений
7.
Февраль
Беседа «Вредные привычки»
8.
Март
Общероссийская акция «Сообщи, где торгуют смертью»