kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа курсов по выбору "Любознательный химик".

Нажмите, чтобы узнать подробности

                               Авторская программа

                               курса по выбору по химии

                               «Любознательный химик»

                            для обучающихся 8-х классов

                                             (Срок реализации 1 год)

                                              Количество часов: 68

                               Разработана учителем химии Клименко Т.А.

                                                    2013г.

 

 Пояснительная записка.

     Программа курса по выбору  «Любознательный химик»   рассчитана на учащихся 8-ых классов, увлекающихся химией. Она расширяет у учащихся представления о значимости химических знаний, воспитывает устойчивый интерес к предмету, соединяет полученные на уроках химии знания с окружающей нас жизнью. В программе   используется занимательный материал из мира химии,  общие подходы к методике решения как усложненных, нестандартных задач, так и задач школьного курса, применяется методика их решения с точки зрения рационального приложения идей математики и физики.  

         Программа   курса рассчитана на 68 часов (1 год), 2часа в неделю.

        Обучение школьников химии осуществляется на основе планомерного и преемственного развития основных естественно-химических понятий, усвоения ведущих идей, теорий, научных фактов. В условиях сокращения количества часов на изучение химии необходимо отметить нехватку времени на отработку навыков решения расчетных задач, которые  занимают важное место в изучении основ химической науки. Это первый год обучения, поэтому прежде чем научить решать задачи,  материал учебной программы дополняется и  расширяется, наполняется интересными фактами. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, происходит формирование умения логически мыслить, использовать приемы анализа и синтеза, развиваются способности к самостоятельной работе, воспитываются трудолюбие и целеустремленность.   Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления, глубины усвоения ими учебного материала.

        Концепция программы основывается на принципах личностно – ориентированного обучения.  

 Данный курс выполняет следующие функции:

• развивает содержание базисного курса химии, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне;

 • позволяет школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку.

Таким образом, в процессе изучения данного курса ученики осваивают новые теоретические понятия, учатся пользоваться соответствующими справочными данными, восполняют пробелы в знаниях.
          Цели программы:

  •   формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений;
  •  обучение учащихся основным подходам к решению расчетных задач по химии;
  •   развитие функционально грамотной и творческой личности учащихся с аналитическими способностями и химическим мышлением.
  •   занимательное и ненавязчивое внедрение в сознание учащихся представления о возможностях химии, ее доступности для них.

            Задачи программы:

  • формирование грамотного использования химической терминологии, символов химических элементов, формул веществ;
  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии;
  • овладение умениями проводить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей;
  • предоставить учащимся возможность уточнить собственную готовность и способность осваивать в дальнейшем программу химии на повышенном уровне

 Ожидаемые результаты и способы их проверки:

Критерии Знание алгоритмов решения основных типов задач и применение их на практике.Готовность и способность к взаимодействию  с другими людьми.

Показатели выраженности критерия Ученик владеет теоретическим материалом, умеет сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы, представляет себе порядок выполнения действий при решении конкретной задачи, определять её тип.Ученик умеет слушать; продуктивно разрешает конфликтные ситуации, публично представляет результаты своей работы.

Способы отслеживания (методы, диагностики) Самостоятельные и контрольные работы, тесты, интеллектуальные марафоны.

Готовность и способность к взаимодействию  с другими людьми.

 По окончании курса учащиеся должны уметь:

  • определять: валентность и степень окисления атомов в соединениях;

состав веществ и их принадлежность к определенному классу; виды химической связи в простых и сложных веществах и их характеристики; типы химических реакций и их характеристики;

  • составлять генетические ряды веществ, химические уравнения, характеризующие свойства веществ, формулы оксидов, кислот, оснований, солей; металлов, неметаллов и их соединений;
  • решать задачи:

с использованием понятий: масса вещества, объем газа, количество вещества, число Авогадро, молярный объем газа, масса раствора, объем раствора,  массовая доля растворенного вещества в растворе; об объемных отношениях газов при химических реакциях; на расчет массы вещества или объема газа по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ; теплового эффекта химической реакции;

  • вычислять:   по химическим формулам относительную молекулярную массу веществ; массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; по химическим уравнениям

количество вещества, массу вещества, объем газа; по известному количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции веществ; массу воды, массу растворенного вещества по известной массе раствора с определенной массовой долей растворенного вещества; изменения объемных отношений газов при химических реакциях; массу вещества или объема газа по массе или объему одного из участвующих в реакции веществ; тепловые эффекты химической реакции;

  • определять состав смеси, все  или выборочно компоненты которой взаимодействуют с указанными реагентами;
  • производить вычисления по стехиометрическим схемам;
  • выводить формулы веществ на основе различных данных

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа курсов по выбору "Любознательный химик". »

ГУ Богдановская ООШ

Павлодарский район











Авторская программа

курса по выбору по химии

«Любознательный химик»

для обучающихся 8-х классов



(Срок реализации 1 год)



Количество часов: 68









Разработана учителем химии Клименко Т.А.









2013г.

Пояснительная записка.


Программа курса по выбору «Любознательный химик» рассчитана на учащихся 8-ых классов, увлекающихся химией. Она расширяет у учащихся представления о значимости химических знаний, воспитывает устойчивый интерес к предмету, соединяет полученные на уроках химии знания с окружающей нас жизнью. В программе используется занимательный материал из мира химии, общие подходы к методике решения как усложненных, нестандартных задач, так и задач школьного курса, применяется методика их решения с точки зрения рационального приложения идей математики и физики.

Программа курса рассчитана на 68 часов (1 год), 2часа в неделю.

Обучение школьников химии осуществляется на основе планомерного и преемственного развития основных естественно-химических понятий, усвоения ведущих идей, теорий, научных фактов. В условиях сокращения количества часов на изучение химии необходимо отметить нехватку времени на отработку навыков решения расчетных задач, которые занимают важное место в изучении основ химической науки. Это первый год обучения, поэтому прежде чем научить решать задачи, материал учебной программы дополняется и расширяется, наполняется интересными фактами. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, происходит формирование умения логически мыслить, использовать приемы анализа и синтеза, развиваются способности к самостоятельной работе, воспитываются трудолюбие и целеустремленность. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления, глубины усвоения ими учебного материала.

Концепция программы основывается на принципах личностно – ориентированного обучения.

Данный курс выполняет следующие функции:

• развивает содержание базисного курса химии, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне;

• позволяет школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку.


Таким образом, в процессе изучения данного курса ученики осваивают новые теоретические понятия, учатся пользоваться соответствующими справочными данными, восполняют пробелы в знаниях.


Цели программы:


  1. формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений;


  1. обучение учащихся основным подходам к решению расчетных задач по химии;


  1. развитие функционально грамотной и творческой личности учащихся с аналитическими способностями и химическим мышлением.

  2. занимательное и ненавязчивое внедрение в сознание учащихся представления о возможностях химии, ее доступности для них.

Задачи программы:

  • формирование грамотного использования химической терминологии, символов химических элементов, формул веществ;

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии;

  • овладение умениями проводить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей;


  • предоставить учащимся возможность уточнить собственную готовность и способность осваивать в дальнейшем программу химии на повышенном уровне

Ожидаемые результаты и способы их проверки:


Критерии

Показатели выраженности критерия

Способы отслеживания

(методы, диагностики)


Знание алгоритмов решения основных типов задач и применение их на практике.


Ученик владеет теоретическим материалом, умеет сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы, представляет себе порядок выполнения действий при решении конкретной задачи, определять её тип.


Самостоятельные и контрольные работы, тесты, интеллектуальные марафоны.


Готовность и способность к взаимодействию с другими людьми.




Ученик умеет слушать; продуктивно разрешает конфликтные ситуации, публично представляет результаты своей работы.



Работа в группе.







По окончании курса учащиеся должны уметь:


  • определять: валентность и степень окисления атомов в соединениях;

состав веществ и их принадлежность к определенному классу; виды химической связи в простых и сложных веществах и их характеристики; типы химических реакций и их характеристики;

  • составлять генетические ряды веществ, химические уравнения, характеризующие свойства веществ, формулы оксидов, кислот, оснований, солей; металлов, неметаллов и их соединений;

  • решать задачи:

с использованием понятий: масса вещества, объем газа, количество вещества, число Авогадро, молярный объем газа, масса раствора, объем раствора, массовая доля растворенного вещества в растворе; об объемных отношениях газов при химических реакциях; на расчет массы вещества или объема газа по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ; теплового эффекта химической реакции;

  • вычислять: по химическим формулам

относительную молекулярную массу веществ; массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе;

по химическим уравнениям

количество вещества, массу вещества, объем газа; по известному количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции веществ; массу воды, массу растворенного вещества по известной массе раствора с определенной массовой долей растворенного вещества; изменения объемных отношений газов при химических реакциях; массу вещества или объема газа по массе или объему одного из участвующих в реакции веществ; тепловые эффекты химической реакции;

  1. определять состав смеси, все или выборочно компоненты которой взаимодействуют с указанными реагентами;

  2. производить вычисления по стехиометрическим схемам;

  3. выводить формулы веществ на основе различных данных


Литература:


1. Нурахметов Н.Н.Химия учебник для 8 классов, Алматы «Мектеп» 2012

2.Минченков Е.Е. и др. Методика обучения химии в 8-9 классах, М., Школьная Пресса, 2000

2. Кукушкин Ю. Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 1992.

3. Гроссе Э, Вайсмантель Х. “Химия для любознательных” Лен “Химия” 1985.

4.Г. И. Штремплер, А. И. Хохлова, Методика решения расчетных задач по химии, М, Просвещение, 1998.

5.Учебно-метод пособие для подготовки к ВОУД СО по предметам естеств.-матем. Направления. – Кокшетау, ИП Дрозденко Ю.М., 2012

6.Урок окончен – занятия продолжаются./ Под ред. Э.Г. Злотникова. — М.: Просвещение, 1992.

7.Николаев Л.А. Общая и неорганическая химия. Просвещение 1974

8. И.Г. Хомченко «Сборник задач и упражнений по химии для средней школы» Москва. Новая волна – 2008г.

9.Фадеев Г.Н. Задачи и тесты для самоподготовки по химии пособие для ученика и учителя. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

10. Ерёмина Е.А. и др. Справочник школьника по химии: 8-11 класс. — М.: Дрофа, 1996.

11.Зуева М. В., Гара Н.Н. Контрольные и проверочные работы по химии. 8-9 кл.: Метод.пособие. – М.: Дрофа, 2002.

12Справочник школьника. Химия /Сост. М. Кременчугская, С. Васильев; Под ред. И. Пышнограевой. – М.: Филолог. об-во «Слово», Компания «Ключ-С», 1995.

13Штремплер Г.И. Дидактические игры при обучении химии. – М.: Дрофа 2005.

14.Магдесиева Н.Н., Кузьмегко Н.Е. «Учись решать задачи по химии»-М., Просвещение.

15.Гаврусейко Н.П. «Проверочные работы по неорганической химии»-М., Просвещение.

16.Глинка Н.Л., «Задачи и упражнения по общей химии»-С-Пб, Химия


Интернет-ресурсы:

  1. http://him.1september.ru/

  2. pedsovet.su


  1. virtuala.org

  2. learning.9151394.ru

  3. http://www.alhimik.ru/

Содержание курса.

Раздел 1: Введение. (6 ч)

Цели и задачи курса. Химия и техника безопасности в вашем доме и школе Требования к технике безопасности при обращении с химическими веществами в школе и дома.Важнейшие исторические этапы развития химии. Зарождение химии как науки. Первые наблюдения древних людей в процессе деятельности (при приготовлении пищи, лекарств, ядов. Химия в Древнем Египте и странах востока. Средневековый период алхимии. Мистификация и научные открытия. Период становления химии. Химическая революция. Период количественных законов. Современный период. Важнейшие химические открытия. История развития атомно-молекулярного учения. Путешествие в мир веществ и превращений. Хим. элементы в природе и организме человека.

Раздел 2. Математические расчёты в химии (12 часов)

Тема 1. Расчеты по химическим формулам.7ч

Химический марафон. Начала химии. Расчётные задачи: вычисление относительной молекулярной массы. Мир металлов. Свойства простых веществ . Количественные соотношения. Мир неметаллов. Значение индексов и коэффициентов. Составление химических формул соединений по валентности химических элементов, вывод формул. Кислород и углекислый газ как важные компоненты жизни. Вычисление количества вещества, молярной массы простых и сложных веществ. История открытия закона постоянства состава вещества. Вычисление массовых отношений в сложном веществе. Явления в природе. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества. вычисления числа атомов (молекул) в определенном количестве вещества. Решения задач на вывод формул

а) если известна относительная молекулярная или молярная масса вещества.

В) если неизвестна относительная молекулярная или молярная масса вещества

Решение задач с использованием закона Авогадро.

Тема 2. Вычисления по уравнениям химических реакций 5 ч

Химические реакции в природе. Стехиометрические коэффициенты.

Вычисления по уравнениям химических реакций. Расчётные задачи: вычисления массы по уравнениям химическим реакций. В гостях у М.В. Ломоносова. Вычисления массы и количества вещества продукта реакции. Задачи на вычисления объема (газа) и количества вещества продукта реакции. Определение типов химических реакций. Решение задач на молярный объем и относительную плотность газов.

Раздел 3. Учение о строении вещества и периодичности– 14часов

Строение и состав вещества. Атом как форма существования химических элементов Строение электронных оболочек атомов. Квантовые числа. Правило Клечковского. История представления об атоме. Движение электронов в атоме. Изотопы . История открытия химических элементов. Состояние вещества.

Естественные группы элементов и их свойства. Великий русский учёный Д.И.Менделеев и его учение о периодичности. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева как справочное пособие для получения сведений о химических элементах. Современная периодическая таблица. Принцип периодичности. Вертикальные, горизонтальные и диагональные аналоги в периодической системе элементов. Характеристика хим.элементов и их соединений на основе их положения в периодической системе и строения атома. Природа химических связей. Образования молекул с различными видами связей.

Распределение электронной плотности. Составление формул веществ с учетом электроотрицательности. Решение задач на нахождение массовых и объемных долей веществ в газовых смесях. Пространственное строение молекул. Химическая связь простых и сложных веществ. Энергия электрона, электронные облака. Упражнения на определение типа химической связи и кристаллических решеток. Свойства р-элементов. Применение алгоритмов для решения задач. Решение расчетных задач: вычисление массовой доли элемента в соединении по химической формуле, установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Свойства s-элементов . Решение комбинированных задач. (нахождение массы, объема или количество вещества продукта реакции по массе, объему и количеству исходного вещества ,по массе раствора с данной массовой долей растворенного вещества) Решение расчетных задач.

Раздел 4 Физическая химия. 7 часов

Газообразные вещества: опасность и жизненная необходимость. Основные виды топлива и способы его сжигания. Роль кислорода в обмене веществ. Горение веществ в воздухе Термохимические уравнения. Термохимические расчёты. Решение задач: вычисление теплового эффекта реакции по термохимическим уравнениям реакций. Аллотропия химических элементов. Парниковый эффект. Вывод формул по продуктам сгорания веществ. Газовые законы. Решение задач: вычисления по формулам с использованием понятий: количество вещества, молярная масса, молярный объем газа, закон Авогадро. Расчетные задачи: вычисление относительной плотности газов, объема газа при нормальных условиях; расчеты относительной плотности газов по кислороду и воздуху.

Раздел 5 Окислительно-восстановительные реакции и процессы. 6 часов.

Природа изотопов. Применение «меченых атомов». Основные области применения водорода. Степень окисления химических элементов. Определение степени окисления по формулам соединений. Бинарные соединения водорода.

Окислители и восстановители в химических процессах. Окислительно-восстановительные процессы, происходящие при электролизе расплавов. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Электрохимический ряд напряжения металлов.

Раздел 6 Химия растворов. 6 часов.

Вода - удивительное вещество на Земле. Источники загрязнения воды. Растворение как физико-химический процесс. Растворимость. Взаимодействие простых веществ с водными растворами. Классификация растворов. Диффузия частиц. Структура льда. Значение растворов для природы и сельского хозяйства. Способы выражения концентрации растворов. Определение рН раствора, индикаторы. Вычисление массовой доли растворенного вещества и молярной концентрации.

Решение расчетных задач: вычисление массовой доли растворенного вещества, массы растворителя, растворённого вещества , определение массы раствора по плотности и объему.

Раздел 7 Химия неорганических соединений. 9 часов.

Классификация веществ. Скорость химических реакций. Составление формул бинарных соединений, общий способ их названия. Кислоты в жизни человека.

Определение кислот, индикаторы. Кислотные остатки. Кислотные дожди. Реакции нейтрализации. Решение задач: вычисление по химическим уравнениям массы, количества вещества, объема продуктов или реагентов по известной массе, количеству или объему одного из вступающих в реакцию веществ или получающихся в результате реакции, процессов происходящих в природе. амфотерные оксиды и гидроксиды. Определение солей, их названия и состав. Нахождение и круговорот некоторых неорганических веществ в природе.

Генетическая связь между простыми веществами, оксидами, основаниями, кислотами и солями.

Раздел 8 Химия в знакомых предметах. 6 часов.

Из истории моющих средств. Действие мыла на кожу человека. Синтетические моющие средства, их состав. Как и чем мыть посуду? Химия и здоровье. Фармацевтика (историческая справка). Домашняя аптечка: H2O, NH3, H2O, аспирин, нитроглицерин, активированный уголь, перманганат калия, борная кислота. Безопасные способы применения лекарственных препаратов. История открытия антибиотиков. Лекарства против простуды. Решение задач: вычисление массы, объема, количества вещества продукта реакции по известной массе раствора и массовой доле растворенного вещества. История открытия антибиотиков. Лекарства против простуды. Решение задач: вычисление массы, объема, количества вещества продукта реакции по известной массе раствора и массовой доле растворенного вещества. История открытия спичек. Правила разведения костра. Решение комбинированных задач.






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Программа курсов по выбору "Любознательный химик".

Автор: Клименко Татьяна Анатольевна

Дата: 13.11.2014

Номер свидетельства: 130424


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства