Программа курсов по выбору "Любознательный химик".
Программа курсов по выбору "Любознательный химик".
Авторская программа
курса по выбору по химии
«Любознательный химик»
для обучающихся 8-х классов
(Срок реализации 1 год)
Количество часов: 68
Разработана учителем химии Клименко Т.А.
2013г.
Пояснительная записка.
Программа курса по выбору «Любознательный химик» рассчитана на учащихся 8-ых классов, увлекающихся химией. Она расширяет у учащихся представления о значимости химических знаний, воспитывает устойчивый интерес к предмету, соединяет полученные на уроках химии знания с окружающей нас жизнью. В программе используется занимательный материал из мира химии, общие подходы к методике решения как усложненных, нестандартных задач, так и задач школьного курса, применяется методика их решения с точки зрения рационального приложения идей математики и физики.
Программа курса рассчитана на 68 часов (1 год), 2часа в неделю.
Обучение школьников химии осуществляется на основе планомерного и преемственного развития основных естественно-химических понятий, усвоения ведущих идей, теорий, научных фактов. В условиях сокращения количества часов на изучение химии необходимо отметить нехватку времени на отработку навыков решения расчетных задач, которые занимают важное место в изучении основ химической науки. Это первый год обучения, поэтому прежде чем научить решать задачи, материал учебной программы дополняется и расширяется, наполняется интересными фактами. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, происходит формирование умения логически мыслить, использовать приемы анализа и синтеза, развиваются способности к самостоятельной работе, воспитываются трудолюбие и целеустремленность. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления, глубины усвоения ими учебного материала.
Концепция программы основывается на принципах личностно – ориентированного обучения.
Данный курс выполняет следующие функции:
• развивает содержание базисного курса химии, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне;
• позволяет школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку.
Таким образом, в процессе изучения данного курса ученики осваивают новые теоретические понятия, учатся пользоваться соответствующими справочными данными, восполняют пробелы в знаниях. Цели программы:
формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений;
обучение учащихся основным подходам к решению расчетных задач по химии;
развитие функционально грамотной и творческой личности учащихся с аналитическими способностями и химическим мышлением.
занимательное и ненавязчивое внедрение в сознание учащихся представления о возможностях химии, ее доступности для них.
Задачи программы:
формирование грамотного использования химической терминологии, символов химических элементов, формул веществ;
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии;
овладение умениями проводить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей;
предоставить учащимся возможность уточнить собственную готовность и способность осваивать в дальнейшем программу химии на повышенном уровне
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Критерии Знание алгоритмов решения основных типов задач и применение их на практике.Готовность и способность к взаимодействию с другими людьми.
Показатели выраженности критерия Ученик владеет теоретическим материалом, умеет сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы, представляет себе порядок выполнения действий при решении конкретной задачи, определять её тип.Ученик умеет слушать; продуктивно разрешает конфликтные ситуации, публично представляет результаты своей работы.
Способы отслеживания (методы, диагностики) Самостоятельные и контрольные работы, тесты, интеллектуальные марафоны.
Готовность и способность к взаимодействию с другими людьми.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
определять: валентность и степень окисления атомов в соединениях;
состав веществ и их принадлежность к определенному классу; виды химической связи в простых и сложных веществах и их характеристики; типы химических реакций и их характеристики;
составлять генетические ряды веществ, химические уравнения, характеризующие свойства веществ, формулы оксидов, кислот, оснований, солей; металлов, неметаллов и их соединений;
решать задачи:
с использованием понятий: масса вещества, объем газа, количество вещества, число Авогадро, молярный объем газа, масса раствора, объем раствора, массовая доля растворенного вещества в растворе; об объемных отношениях газов при химических реакциях; на расчет массы вещества или объема газа по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ; теплового эффекта химической реакции;
вычислять: по химическим формулам относительную молекулярную массу веществ; массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; по химическим уравнениям
количество вещества, массу вещества, объем газа; по известному количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции веществ; массу воды, массу растворенного вещества по известной массе раствора с определенной массовой долей растворенного вещества; изменения объемных отношений газов при химических реакциях; массу вещества или объема газа по массе или объему одного из участвующих в реакции веществ; тепловые эффекты химической реакции;
определять состав смеси, все или выборочно компоненты которой взаимодействуют с указанными реагентами;
производить вычисления по стехиометрическим схемам;
выводить формулы веществ на основе различных данных
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа курсов по выбору "Любознательный химик". »
ГУ Богдановская ООШ
Павлодарский район
Авторская программа
курса по выбору по химии
«Любознательный химик»
для обучающихся 8-х классов
(Срок реализации 1 год)
Количество часов: 68
Разработана учителем химии Клименко Т.А.
2013г.
Пояснительная записка.
Программа курса по выбору «Любознательный химик» рассчитана на учащихся 8-ых классов, увлекающихся химией. Она расширяет у учащихся представления о значимости химических знаний, воспитывает устойчивый интерес к предмету, соединяет полученные на уроках химии знания с окружающей нас жизнью. В программе используется занимательный материал из мира химии, общие подходы к методике решения как усложненных, нестандартных задач, так и задач школьного курса, применяется методика их решения с точки зрения рационального приложения идей математики и физики.
Программа курса рассчитана на 68 часов (1 год), 2часа в неделю.
Обучение школьников химии осуществляется на основе планомерного и преемственного развития основных естественно-химических понятий, усвоения ведущих идей, теорий, научных фактов. В условиях сокращения количества часов на изучение химии необходимо отметить нехватку времени на отработку навыков решения расчетных задач, которые занимают важное место в изучении основ химической науки. Это первый год обучения, поэтому прежде чем научить решать задачи, материал учебной программы дополняется и расширяется, наполняется интересными фактами. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, происходит формирование умения логически мыслить, использовать приемы анализа и синтеза, развиваются способности к самостоятельной работе, воспитываются трудолюбие и целеустремленность. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления, глубины усвоения ими учебного материала.
Концепция программы основывается на принципах личностно – ориентированного обучения.
Данный курс выполняет следующие функции:
• развивает содержание базисного курса химии, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне;
• позволяет школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку.
Таким образом, в процессе изучения данного курса ученики осваивают новые теоретические понятия, учатся пользоваться соответствующими справочными данными, восполняют пробелы в знаниях.
Цели программы:
формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений;
обучение учащихся основным подходам к решению расчетных задач по химии;
развитие функционально грамотной и творческой личности учащихся с аналитическими способностями и химическим мышлением.
занимательное и ненавязчивое внедрение в сознание учащихся представления о возможностях химии, ее доступности для них.
Задачи программы:
формирование грамотного использования химической терминологии, символов химических элементов, формул веществ;
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии;
овладение умениями проводить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей;
предоставить учащимся возможность уточнить собственную готовность и способность осваивать в дальнейшем программу химии на повышенном уровне
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Критерии
Показатели выраженности критерия
Способы отслеживания
(методы, диагностики)
Знание алгоритмов решения основных типов задач и применение их на практике.
Ученик владеет теоретическим материалом, умеет сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы, представляет себе порядок выполнения действий при решении конкретной задачи, определять её тип.
Самостоятельные и контрольные работы, тесты, интеллектуальные марафоны.
Готовность и способность к взаимодействию с другими людьми.
Ученик умеет слушать; продуктивно разрешает конфликтные ситуации, публично представляет результаты своей работы.
Работа в группе.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
определять: валентность и степень окисления атомов в соединениях;
состав веществ и их принадлежность к определенному классу; виды химической связи в простых и сложных веществах и их характеристики; типы химических реакций и их характеристики;
составлять генетические ряды веществ, химические уравнения, характеризующие свойства веществ, формулы оксидов, кислот, оснований, солей; металлов, неметаллов и их соединений;
решать задачи:
с использованием понятий: масса вещества, объем газа, количество вещества, число Авогадро, молярный объем газа, масса раствора, объем раствора, массовая доля растворенного вещества в растворе; об объемных отношениях газов при химических реакциях; на расчет массы вещества или объема газа по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ; теплового эффекта химической реакции;
вычислять: по химическим формулам
относительную молекулярную массу веществ; массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе;
по химическим уравнениям
количество вещества, массу вещества, объем газа; по известному количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции веществ; массу воды, массу растворенного вещества по известной массе раствора с определенной массовой долей растворенного вещества; изменения объемных отношений газов при химических реакциях; массу вещества или объема газа по массе или объему одного из участвующих в реакции веществ; тепловые эффекты химической реакции;
определять состав смеси, все или выборочно компоненты которой взаимодействуют с указанными реагентами;
производить вычисления по стехиометрическим схемам;
выводить формулы веществ на основе различных данных
Литература:
1. Нурахметов Н.Н.Химия учебник для 8 классов, Алматы «Мектеп» 2012
2.Минченков Е.Е. и др. Методика обучения химии в 8-9 классах, М., Школьная Пресса, 2000
2. Кукушкин Ю. Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 1992.
3. Гроссе Э, Вайсмантель Х. “Химия для любознательных” Лен “Химия” 1985.
4.Г. И. Штремплер, А. И. Хохлова, Методика решения расчетных задач по химии, М, Просвещение, 1998.
5.Учебно-метод пособие для подготовки к ВОУД СО по предметам естеств.-матем. Направления. – Кокшетау, ИП Дрозденко Ю.М., 2012
6.Урок окончен – занятия продолжаются./ Под ред. Э.Г. Злотникова. — М.: Просвещение, 1992.
7.Николаев Л.А. Общая и неорганическая химия. Просвещение 1974
8. И.Г. Хомченко «Сборник задач и упражнений по химии для средней школы» Москва. Новая волна – 2008г.
9.Фадеев Г.Н. Задачи и тесты для самоподготовки по химии пособие для ученика и учителя. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
10. Ерёмина Е.А. и др. Справочник школьника по химии: 8-11 класс. — М.: Дрофа, 1996.
11.Зуева М. В., Гара Н.Н. Контрольные и проверочные работы по химии. 8-9 кл.: Метод.пособие. – М.: Дрофа, 2002.
12Справочник школьника. Химия /Сост. М. Кременчугская, С. Васильев; Под ред. И. Пышнограевой. – М.: Филолог. об-во «Слово», Компания «Ключ-С», 1995.
13Штремплер Г.И. Дидактические игры при обучении химии. – М.: Дрофа 2005.
14.Магдесиева Н.Н., Кузьмегко Н.Е. «Учись решать задачи по химии»-М., Просвещение.
15.Гаврусейко Н.П. «Проверочные работы по неорганической химии»-М., Просвещение.
16.Глинка Н.Л., «Задачи и упражнения по общей химии»-С-Пб, Химия
Интернет-ресурсы:
http://him.1september.ru/
pedsovet.su
virtuala.org
learning.9151394.ru
http://www.alhimik.ru/
Содержание курса.
Раздел 1: Введение. (6 ч)
Цели и задачи курса. Химия и техника безопасности в вашем доме и школе Требования к технике безопасности при обращении с химическими веществами в школе и дома.Важнейшие исторические этапы развития химии. Зарождение химии как науки. Первые наблюдения древних людей в процессе деятельности (при приготовлении пищи, лекарств, ядов. Химия в Древнем Египте и странах востока. Средневековый период алхимии. Мистификация и научные открытия. Период становления химии. Химическая революция. Период количественных законов. Современный период. Важнейшие химические открытия. История развития атомно-молекулярного учения. Путешествие в мир веществ и превращений. Хим. элементы в природе и организме человека.
Раздел 2. Математические расчёты в химии (12 часов)
Тема 1. Расчеты по химическим формулам.7ч
Химический марафон. Начала химии. Расчётные задачи: вычисление относительной молекулярной массы. Мир металлов. Свойства простых веществ . Количественные соотношения. Мир неметаллов. Значение индексов и коэффициентов. Составление химических формул соединений по валентности химических элементов, вывод формул. Кислород и углекислый газ как важные компоненты жизни. Вычисление количества вещества, молярной массы простых и сложных веществ. История открытия закона постоянства состава вещества. Вычисление массовых отношений в сложном веществе. Явления в природе. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.вычисления числа атомов (молекул) в определенном количестве вещества. Решения задач на вывод формул
а) если известна относительная молекулярная или молярная масса вещества.
В) если неизвестна относительная молекулярная или молярная масса вещества
Решение задач с использованием закона Авогадро.
Тема 2. Вычисления по уравнениям химических реакций 5 ч
Химические реакции в природе.Стехиометрические коэффициенты.
Вычисления по уравнениям химических реакций. Расчётные задачи: вычисления массы по уравнениям химическим реакций. В гостях у М.В. Ломоносова. Вычисления массы и количества вещества продукта реакции. Задачи на вычисления объема (газа) и количества вещества продукта реакции. Определение типов химических реакций. Решение задач на молярный объем и относительную плотность газов.
Раздел 3. Учение о строении вещества и периодичности– 14часов
Строение и состав вещества. Атом как форма существования химических элементов Строение электронных оболочек атомов. Квантовые числа. Правило Клечковского. История представления об атоме. Движение электронов в атоме. Изотопы . История открытия химических элементов. Состояние вещества.
Естественные группы элементов и их свойства. Великий русский учёный Д.И.Менделеев и его учение о периодичности. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева как справочное пособие для получения сведений о химических элементах. Современная периодическая таблица. Принцип периодичности. Вертикальные, горизонтальные и диагональные аналоги в периодической системе элементов. Характеристика хим.элементов и их соединений на основе их положения в периодической системе и строения атома. Природа химических связей. Образования молекул с различными видами связей.
Распределение электронной плотности. Составление формул веществ с учетом электроотрицательности. Решение задач на нахождение массовых и объемных долей веществ в газовых смесях. Пространственное строение молекул. Химическая связь простых и сложных веществ. Энергия электрона, электронные облака. Упражнения на определение типа химической связи и кристаллических решеток. Свойства р-элементов. Применение алгоритмов для решения задач. Решение расчетных задач: вычисление массовой доли элемента в соединении по химической формуле, установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Свойства s-элементов . Решение комбинированных задач. (нахождение массы, объема или количество вещества продукта реакции по массе, объему и количеству исходного вещества ,по массе раствора с данной массовой долей растворенного вещества) Решение расчетных задач.
Раздел 4 Физическая химия. 7 часов
Газообразные вещества: опасность и жизненная необходимость. Основные виды топлива и способы его сжигания. Роль кислорода в обмене веществ. Горение веществ в воздухе Термохимические уравнения. Термохимические расчёты. Решение задач: вычисление теплового эффекта реакции по термохимическим уравнениям реакций. Аллотропия химических элементов. Парниковый эффект. Вывод формул по продуктам сгорания веществ. Газовые законы. Решение задач: вычисления по формулам с использованием понятий: количество вещества, молярная масса, молярный объем газа, закон Авогадро. Расчетные задачи: вычисление относительной плотности газов, объема газа при нормальных условиях; расчеты относительной плотности газов по кислороду и воздуху.
Раздел 5Окислительно-восстановительные реакции и процессы. 6 часов.
Природа изотопов. Применение «меченых атомов». Основные области применения водорода. Степень окисления химических элементов. Определение степени окисления по формулам соединений. Бинарные соединения водорода.
Окислители и восстановители в химических процессах. Окислительно-восстановительные процессы, происходящие при электролизе расплавов. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Электрохимический ряд напряжения металлов.
Раздел 6 Химия растворов. 6 часов.
Вода - удивительное вещество на Земле. Источники загрязнения воды. Растворение как физико-химический процесс. Растворимость. Взаимодействие простых веществ с водными растворами. Классификация растворов. Диффузия частиц. Структура льда. Значение растворов для природы и сельского хозяйства. Способы выражения концентрации растворов. Определение рН раствора, индикаторы. Вычисление массовой доли растворенного вещества и молярной концентрации.
Решение расчетных задач: вычисление массовой доли растворенного вещества, массы растворителя, растворённого вещества , определение массы раствора по плотности и объему.
Раздел 7 Химия неорганических соединений. 9 часов.
Классификация веществ. Скорость химических реакций. Составление формул бинарных соединений, общий способ их названия. Кислоты в жизни человека.
Определение кислот, индикаторы. Кислотные остатки. Кислотные дожди. Реакции нейтрализации. Решение задач: вычисление по химическим уравнениям массы, количества вещества, объема продуктов или реагентов по известной массе, количеству или объему одного из вступающих в реакцию веществ или получающихся в результате реакции, процессов происходящих в природе. амфотерные оксиды и гидроксиды. Определение солей, их названия и состав. Нахождение и круговорот некоторых неорганических веществ в природе.
Генетическая связь между простыми веществами, оксидами, основаниями, кислотами и солями.
Раздел 8 Химия в знакомых предметах. 6 часов.
Из истории моющих средств. Действие мыла на кожу человека. Синтетические моющие средства, их состав. Как и чем мыть посуду? Химия и здоровье. Фармацевтика (историческая справка). Домашняя аптечка: H2O, NH3, H2O, аспирин, нитроглицерин, активированный уголь, перманганат калия, борная кислота. Безопасные способы применения лекарственных препаратов. История открытия антибиотиков. Лекарства против простуды. Решение задач: вычисление массы, объема, количества вещества продукта реакции по известной массе раствора и массовой доле растворенного вещества. История открытия антибиотиков. Лекарства против простуды. Решение задач: вычисление массы, объема, количества вещества продукта реакции по известной массе раствора и массовой доле растворенного вещества. История открытия спичек. Правила разведения костра. Решение комбинированных задач.