kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа курсов по выбору "Любознательный химик".

Нажмите, чтобы узнать подробности

                               Авторская программа

                               курса по выбору по химии

                               «Любознательный химик»

                            для обучающихся 8-х классов

                                             (Срок реализации 1 год)

                                              Количество часов: 68

                               Разработана учителем химии Клименко Т.А.

                                                    2013г.

 

 Пояснительная записка.

     Программа курса по выбору  «Любознательный химик»   рассчитана на учащихся 8-ых классов, увлекающихся химией. Она расширяет у учащихся представления о значимости химических знаний, воспитывает устойчивый интерес к предмету, соединяет полученные на уроках химии знания с окружающей нас жизнью. В программе   используется занимательный материал из мира химии,  общие подходы к методике решения как усложненных, нестандартных задач, так и задач школьного курса, применяется методика их решения с точки зрения рационального приложения идей математики и физики.  

         Программа   курса рассчитана на 68 часов (1 год), 2часа в неделю.

        Обучение школьников химии осуществляется на основе планомерного и преемственного развития основных естественно-химических понятий, усвоения ведущих идей, теорий, научных фактов. В условиях сокращения количества часов на изучение химии необходимо отметить нехватку времени на отработку навыков решения расчетных задач, которые  занимают важное место в изучении основ химической науки. Это первый год обучения, поэтому прежде чем научить решать задачи,  материал учебной программы дополняется и  расширяется, наполняется интересными фактами. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, происходит формирование умения логически мыслить, использовать приемы анализа и синтеза, развиваются способности к самостоятельной работе, воспитываются трудолюбие и целеустремленность.   Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления, глубины усвоения ими учебного материала.

        Концепция программы основывается на принципах личностно – ориентированного обучения.  

 Данный курс выполняет следующие функции:

• развивает содержание базисного курса химии, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне;

 • позволяет школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку.

Таким образом, в процессе изучения данного курса ученики осваивают новые теоретические понятия, учатся пользоваться соответствующими справочными данными, восполняют пробелы в знаниях.
          Цели программы:

  •   формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений;
  •  обучение учащихся основным подходам к решению расчетных задач по химии;
  •   развитие функционально грамотной и творческой личности учащихся с аналитическими способностями и химическим мышлением.
  •   занимательное и ненавязчивое внедрение в сознание учащихся представления о возможностях химии, ее доступности для них.

            Задачи программы:

  • формирование грамотного использования химической терминологии, символов химических элементов, формул веществ;
  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии;
  • овладение умениями проводить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей;
  • предоставить учащимся возможность уточнить собственную готовность и способность осваивать в дальнейшем программу химии на повышенном уровне

 Ожидаемые результаты и способы их проверки:

Критерии Знание алгоритмов решения основных типов задач и применение их на практике.Готовность и способность к взаимодействию  с другими людьми.

Показатели выраженности критерия Ученик владеет теоретическим материалом, умеет сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы, представляет себе порядок выполнения действий при решении конкретной задачи, определять её тип.Ученик умеет слушать; продуктивно разрешает конфликтные ситуации, публично представляет результаты своей работы.

Способы отслеживания (методы, диагностики) Самостоятельные и контрольные работы, тесты, интеллектуальные марафоны.

Готовность и способность к взаимодействию  с другими людьми.

 По окончании курса учащиеся должны уметь:

  • определять: валентность и степень окисления атомов в соединениях;

состав веществ и их принадлежность к определенному классу; виды химической связи в простых и сложных веществах и их характеристики; типы химических реакций и их характеристики;

  • составлять генетические ряды веществ, химические уравнения, характеризующие свойства веществ, формулы оксидов, кислот, оснований, солей; металлов, неметаллов и их соединений;
  • решать задачи:

с использованием понятий: масса вещества, объем газа, количество вещества, число Авогадро, молярный объем газа, масса раствора, объем раствора,  массовая доля растворенного вещества в растворе; об объемных отношениях газов при химических реакциях; на расчет массы вещества или объема газа по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ; теплового эффекта химической реакции;

  • вычислять:   по химическим формулам относительную молекулярную массу веществ; массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; по химическим уравнениям

количество вещества, массу вещества, объем газа; по известному количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции веществ; массу воды, массу растворенного вещества по известной массе раствора с определенной массовой долей растворенного вещества; изменения объемных отношений газов при химических реакциях; массу вещества или объема газа по массе или объему одного из участвующих в реакции веществ; тепловые эффекты химической реакции;

  • определять состав смеси, все  или выборочно компоненты которой взаимодействуют с указанными реагентами;
  • производить вычисления по стехиометрическим схемам;
  • выводить формулы веществ на основе различных данных

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа курсов по выбору "Любознательный химик". »

ГУ Богдановская ООШ

Павлодарский район











Авторская программа

курса по выбору по химии

«Любознательный химик»

для обучающихся 8-х классов



(Срок реализации 1 год)



Количество часов: 68









Разработана учителем химии Клименко Т.А.









2013г.

Пояснительная записка.


Программа курса по выбору «Любознательный химик» рассчитана на учащихся 8-ых классов, увлекающихся химией. Она расширяет у учащихся представления о значимости химических знаний, воспитывает устойчивый интерес к предмету, соединяет полученные на уроках химии знания с окружающей нас жизнью. В программе используется занимательный материал из мира химии, общие подходы к методике решения как усложненных, нестандартных задач, так и задач школьного курса, применяется методика их решения с точки зрения рационального приложения идей математики и физики.

Программа курса рассчитана на 68 часов (1 год), 2часа в неделю.

Обучение школьников химии осуществляется на основе планомерного и преемственного развития основных естественно-химических понятий, усвоения ведущих идей, теорий, научных фактов. В условиях сокращения количества часов на изучение химии необходимо отметить нехватку времени на отработку навыков решения расчетных задач, которые занимают важное место в изучении основ химической науки. Это первый год обучения, поэтому прежде чем научить решать задачи, материал учебной программы дополняется и расширяется, наполняется интересными фактами. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, происходит формирование умения логически мыслить, использовать приемы анализа и синтеза, развиваются способности к самостоятельной работе, воспитываются трудолюбие и целеустремленность. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления, глубины усвоения ими учебного материала.

Концепция программы основывается на принципах личностно – ориентированного обучения.

Данный курс выполняет следующие функции:

• развивает содержание базисного курса химии, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне;

• позволяет школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку.


Таким образом, в процессе изучения данного курса ученики осваивают новые теоретические понятия, учатся пользоваться соответствующими справочными данными, восполняют пробелы в знаниях.


Цели программы:


  1. формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений;


  1. обучение учащихся основным подходам к решению расчетных задач по химии;


  1. развитие функционально грамотной и творческой личности учащихся с аналитическими способностями и химическим мышлением.

  2. занимательное и ненавязчивое внедрение в сознание учащихся представления о возможностях химии, ее доступности для них.

Задачи программы:

  • формирование грамотного использования химической терминологии, символов химических элементов, формул веществ;

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии;

  • овладение умениями проводить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей;


  • предоставить учащимся возможность уточнить собственную готовность и способность осваивать в дальнейшем программу химии на повышенном уровне

Ожидаемые результаты и способы их проверки:


Критерии

Показатели выраженности критерия

Способы отслеживания

(методы, диагностики)


Знание алгоритмов решения основных типов задач и применение их на практике.


Ученик владеет теоретическим материалом, умеет сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы, представляет себе порядок выполнения действий при решении конкретной задачи, определять её тип.


Самостоятельные и контрольные работы, тесты, интеллектуальные марафоны.


Готовность и способность к взаимодействию с другими людьми.




Ученик умеет слушать; продуктивно разрешает конфликтные ситуации, публично представляет результаты своей работы.



Работа в группе.







По окончании курса учащиеся должны уметь:


  • определять: валентность и степень окисления атомов в соединениях;

состав веществ и их принадлежность к определенному классу; виды химической связи в простых и сложных веществах и их характеристики; типы химических реакций и их характеристики;

  • составлять генетические ряды веществ, химические уравнения, характеризующие свойства веществ, формулы оксидов, кислот, оснований, солей; металлов, неметаллов и их соединений;

  • решать задачи:

с использованием понятий: масса вещества, объем газа, количество вещества, число Авогадро, молярный объем газа, масса раствора, объем раствора, массовая доля растворенного вещества в растворе; об объемных отношениях газов при химических реакциях; на расчет массы вещества или объема газа по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ; теплового эффекта химической реакции;

  • вычислять: по химическим формулам

относительную молекулярную массу веществ; массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе;

по химическим уравнениям

количество вещества, массу вещества, объем газа; по известному количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции веществ; массу воды, массу растворенного вещества по известной массе раствора с определенной массовой долей растворенного вещества; изменения объемных отношений газов при химических реакциях; массу вещества или объема газа по массе или объему одного из участвующих в реакции веществ; тепловые эффекты химической реакции;

  1. определять состав смеси, все или выборочно компоненты которой взаимодействуют с указанными реагентами;

  2. производить вычисления по стехиометрическим схемам;

  3. выводить формулы веществ на основе различных данных


Литература:


1. Нурахметов Н.Н.Химия учебник для 8 классов, Алматы «Мектеп» 2012

2.Минченков Е.Е. и др. Методика обучения химии в 8-9 классах, М., Школьная Пресса, 2000

2. Кукушкин Ю. Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 1992.

3. Гроссе Э, Вайсмантель Х. “Химия для любознательных” Лен “Химия” 1985.

4.Г. И. Штремплер, А. И. Хохлова, Методика решения расчетных задач по химии, М, Просвещение, 1998.

5.Учебно-метод пособие для подготовки к ВОУД СО по предметам естеств.-матем. Направления. – Кокшетау, ИП Дрозденко Ю.М., 2012

6.Урок окончен – занятия продолжаются./ Под ред. Э.Г. Злотникова. — М.: Просвещение, 1992.

7.Николаев Л.А. Общая и неорганическая химия. Просвещение 1974

8. И.Г. Хомченко «Сборник задач и упражнений по химии для средней школы» Москва. Новая волна – 2008г.

9.Фадеев Г.Н. Задачи и тесты для самоподготовки по химии пособие для ученика и учителя. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

10. Ерёмина Е.А. и др. Справочник школьника по химии: 8-11 класс. — М.: Дрофа, 1996.

11.Зуева М. В., Гара Н.Н. Контрольные и проверочные работы по химии. 8-9 кл.: Метод.пособие. – М.: Дрофа, 2002.

12Справочник школьника. Химия /Сост. М. Кременчугская, С. Васильев; Под ред. И. Пышнограевой. – М.: Филолог. об-во «Слово», Компания «Ключ-С», 1995.

13Штремплер Г.И. Дидактические игры при обучении химии. – М.: Дрофа 2005.

14.Магдесиева Н.Н., Кузьмегко Н.Е. «Учись решать задачи по химии»-М., Просвещение.

15.Гаврусейко Н.П. «Проверочные работы по неорганической химии»-М., Просвещение.

16.Глинка Н.Л., «Задачи и упражнения по общей химии»-С-Пб, Химия


Интернет-ресурсы:

  1. http://him.1september.ru/

  2. pedsovet.su


  1. virtuala.org

  2. learning.9151394.ru

  3. http://www.alhimik.ru/

Содержание курса.

Раздел 1: Введение. (6 ч)

Цели и задачи курса. Химия и техника безопасности в вашем доме и школе Требования к технике безопасности при обращении с химическими веществами в школе и дома.Важнейшие исторические этапы развития химии. Зарождение химии как науки. Первые наблюдения древних людей в процессе деятельности (при приготовлении пищи, лекарств, ядов. Химия в Древнем Египте и странах востока. Средневековый период алхимии. Мистификация и научные открытия. Период становления химии. Химическая революция. Период количественных законов. Современный период. Важнейшие химические открытия. История развития атомно-молекулярного учения. Путешествие в мир веществ и превращений. Хим. элементы в природе и организме человека.

Раздел 2. Математические расчёты в химии (12 часов)

Тема 1. Расчеты по химическим формулам.7ч

Химический марафон. Начала химии. Расчётные задачи: вычисление относительной молекулярной массы. Мир металлов. Свойства простых веществ . Количественные соотношения. Мир неметаллов. Значение индексов и коэффициентов. Составление химических формул соединений по валентности химических элементов, вывод формул. Кислород и углекислый газ как важные компоненты жизни. Вычисление количества вещества, молярной массы простых и сложных веществ. История открытия закона постоянства состава вещества. Вычисление массовых отношений в сложном веществе. Явления в природе. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества. вычисления числа атомов (молекул) в определенном количестве вещества. Решения задач на вывод формул

а) если известна относительная молекулярная или молярная масса вещества.

В) если неизвестна относительная молекулярная или молярная масса вещества

Решение задач с использованием закона Авогадро.

Тема 2. Вычисления по уравнениям химических реакций 5 ч

Химические реакции в природе. Стехиометрические коэффициенты.

Вычисления по уравнениям химических реакций. Расчётные задачи: вычисления массы по уравнениям химическим реакций. В гостях у М.В. Ломоносова. Вычисления массы и количества вещества продукта реакции. Задачи на вычисления объема (газа) и количества вещества продукта реакции. Определение типов химических реакций. Решение задач на молярный объем и относительную плотность газов.

Раздел 3. Учение о строении вещества и периодичности– 14часов

Строение и состав вещества. Атом как форма существования химических элементов Строение электронных оболочек атомов. Квантовые числа. Правило Клечковского. История представления об атоме. Движение электронов в атоме. Изотопы . История открытия химических элементов. Состояние вещества.

Естественные группы элементов и их свойства. Великий русский учёный Д.И.Менделеев и его учение о периодичности. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева как справочное пособие для получения сведений о химических элементах. Современная периодическая таблица. Принцип периодичности. Вертикальные, горизонтальные и диагональные аналоги в периодической системе элементов. Характеристика хим.элементов и их соединений на основе их положения в периодической системе и строения атома. Природа химических связей. Образования молекул с различными видами связей.

Распределение электронной плотности. Составление формул веществ с учетом электроотрицательности. Решение задач на нахождение массовых и объемных долей веществ в газовых смесях. Пространственное строение молекул. Химическая связь простых и сложных веществ. Энергия электрона, электронные облака. Упражнения на определение типа химической связи и кристаллических решеток. Свойства р-элементов. Применение алгоритмов для решения задач. Решение расчетных задач: вычисление массовой доли элемента в соединении по химической формуле, установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Свойства s-элементов . Решение комбинированных задач. (нахождение массы, объема или количество вещества продукта реакции по массе, объему и количеству исходного вещества ,по массе раствора с данной массовой долей растворенного вещества) Решение расчетных задач.

Раздел 4 Физическая химия. 7 часов

Газообразные вещества: опасность и жизненная необходимость. Основные виды топлива и способы его сжигания. Роль кислорода в обмене веществ. Горение веществ в воздухе Термохимические уравнения. Термохимические расчёты. Решение задач: вычисление теплового эффекта реакции по термохимическим уравнениям реакций. Аллотропия химических элементов. Парниковый эффект. Вывод формул по продуктам сгорания веществ. Газовые законы. Решение задач: вычисления по формулам с использованием понятий: количество вещества, молярная масса, молярный объем газа, закон Авогадро. Расчетные задачи: вычисление относительной плотности газов, объема газа при нормальных условиях; расчеты относительной плотности газов по кислороду и воздуху.

Раздел 5 Окислительно-восстановительные реакции и процессы. 6 часов.

Природа изотопов. Применение «меченых атомов». Основные области применения водорода. Степень окисления химических элементов. Определение степени окисления по формулам соединений. Бинарные соединения водорода.

Окислители и восстановители в химических процессах. Окислительно-восстановительные процессы, происходящие при электролизе расплавов. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Электрохимический ряд напряжения металлов.

Раздел 6 Химия растворов. 6 часов.

Вода - удивительное вещество на Земле. Источники загрязнения воды. Растворение как физико-химический процесс. Растворимость. Взаимодействие простых веществ с водными растворами. Классификация растворов. Диффузия частиц. Структура льда. Значение растворов для природы и сельского хозяйства. Способы выражения концентрации растворов. Определение рН раствора, индикаторы. Вычисление массовой доли растворенного вещества и молярной концентрации.

Решение расчетных задач: вычисление массовой доли растворенного вещества, массы растворителя, растворённого вещества , определение массы раствора по плотности и объему.

Раздел 7 Химия неорганических соединений. 9 часов.

Классификация веществ. Скорость химических реакций. Составление формул бинарных соединений, общий способ их названия. Кислоты в жизни человека.

Определение кислот, индикаторы. Кислотные остатки. Кислотные дожди. Реакции нейтрализации. Решение задач: вычисление по химическим уравнениям массы, количества вещества, объема продуктов или реагентов по известной массе, количеству или объему одного из вступающих в реакцию веществ или получающихся в результате реакции, процессов происходящих в природе. амфотерные оксиды и гидроксиды. Определение солей, их названия и состав. Нахождение и круговорот некоторых неорганических веществ в природе.

Генетическая связь между простыми веществами, оксидами, основаниями, кислотами и солями.

Раздел 8 Химия в знакомых предметах. 6 часов.

Из истории моющих средств. Действие мыла на кожу человека. Синтетические моющие средства, их состав. Как и чем мыть посуду? Химия и здоровье. Фармацевтика (историческая справка). Домашняя аптечка: H2O, NH3, H2O, аспирин, нитроглицерин, активированный уголь, перманганат калия, борная кислота. Безопасные способы применения лекарственных препаратов. История открытия антибиотиков. Лекарства против простуды. Решение задач: вычисление массы, объема, количества вещества продукта реакции по известной массе раствора и массовой доле растворенного вещества. История открытия антибиотиков. Лекарства против простуды. Решение задач: вычисление массы, объема, количества вещества продукта реакции по известной массе раствора и массовой доле растворенного вещества. История открытия спичек. Правила разведения костра. Решение комбинированных задач.






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Программа курсов по выбору "Любознательный химик".

Автор: Клименко Татьяна Анатольевна

Дата: 13.11.2014

Номер свидетельства: 130424


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства