Просмотр содержимого документа
«Организация внеурочной деятельности по химии»
учитель химии
МОУ «Школа №146 г . Донецка»
Онищенко Л.П.
Организация внеурочной работы по химии включает следующие основные компоненты:
1. Организация деятельности самого преподавателя химии по реализации целей и задач внеурочной работы.
2. Организация деятельности учащихся.
3. Организация анализа результатов, достигнутых при реализации целей и задач внеурочной работы.
В организации деятельности преподавателя можно выделить несколько последовательных этапов:
- постановка целей и задач внеурочных занятий;
- отбор содержания в соответствии с уровнем химической подготовки учащихся, с их индивидуальными особенностями и специализацией учебных групп;
- выбор оптимальной формы внеурочной работы, адекватной ее содержанию;
- выбор методов, адекватных содержанию и форме внеурочной работы;
- выбор средств осуществления и проведение внеурочной работы;
- организация, подготовка и проведение внеурочной работы;
- анализ результатов внеурочной работы.
Основные задачи внеурочной деятельности по химии: 1. Привитие интереса к химии 2. Развитие и усовершенствование навыков по химическому эксперименту 3. Развитие творческой активности, инициативы и самодеятельности учащихся 4. Подготовка учащихся к практической деятельности 5. Организация отдыха учащихся в сочетании с их эстетическим и нравственным воспитанием.
Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательное учреждение. Количество часов на внеурочную деятельность в настоящее время не регламентировано и образовательное учреждение вправе самостоятельно это определять.
Для организации внеурочной деятельности можно использовать элементы личностно-ориентированных педагогических технологий, которые ориентированы на обучение в сотрудничестве, решение проблемных задач и разработку проектов. Именно они способствуют организованному усвоению опыта творческой деятельности и применению знаний. Внеурочную деятельность школьников по химии удобно подразделить на массовую, групповую и индивидуальную. Все эти виды внеурочной работы различаются между собой не только количеством участников, но и имеют свои организационные формы, методы и содержание.
Говоря об индивидуальной внеурочной работе, выделяются две возможности. Во – первых, эпизодическое выполнение отдельных поручений учащимися с целью его привлечения к более систематической работе. Такие задания можно практиковать и в период, когда систематическая групповая внеурочная работа в школе или в данной параллели еще не налажена. По мере усиления интереса учащихся к предмету такие индивидуальные занятия могут перерасти в систематическую работу. Во – вторых, речь может идти о работе с учащимися, которые уже вполне сознательно решили специализироваться в области химии или близких к ней дисциплин и которых не может удовлетворить уровень проводимых в школе групповых занятий.
В своей деятельности по организации внеурочной работы учитель опирается на ученический актив. Групповая работа охватывает, прежде всего, учащихся с уже пробудившимся интересом к химии или какой – либо ее отдельной области. К индивидуальным и групповым занятиям, проводимым под руководством учителя химии, следует отнести и работу с такими учащимися, которые, быть может, интересуются не столько химией, сколько возможностью приложить свои силы, знания к конструированию приборов, разработке наглядных пособий, пропаганде химических знаний среди учащихся младших классов, выполнении некоторых вспомогательных работ оформительского характера. И такая работа, разумно направляемая и руководимая учителем химии, несомненно, будет способствовать решению общих учебно – воспитательных задач.
К массовым формам работы относятся такие мероприятия, как научно – практические конференции, тематические вечера, встречи по профессиям, проведение в школе химических олимпиад, дней месячников, декад химии. Характерной особенностью массовой внеурочной работы по химии является то, что она включает в себя, как правило, разовые, эпизодические мероприятия, к участию в которых привлекаются не только учащиеся, специально интересующиеся химией, но и все остальные.
В массовой работе, в которую вовлекаются также и учащиеся без четко определившегося интереса к той или иной области знания, большое значение имеет занимательность проводимых мероприятий, элементы игры и театрализации. Учащиеся с увлечением готовят вечера занимательной химии на тему "Чудеса алхимии", "Химия в нашем быту". Учащихся старших классов больше привлекают производственные вопросы, хотя в проводимых мероприятиях они все еще предпочитают видеть больше занимательности. Например, учащиеся активно участвуют в подготовке вечера на тему "Из истории открытия элементов", "Фтор и его родственники". В связи с изучением периодической системы и строения вещества хорошо проходят конференции, требующие более серьезной подготовки, например: "Периодическая система вчера и сегодня", "Инертные газы и их применение". Формы работы в десятых классах непосредственно определяются тем, что интересы большинства учащихся становятся серьезнее, глубже и охватывают более широкий круг вопросов. В одиннадцатых классах усиливается интерес учащихся к выбору будущей профессии. Для них устраиваются встречи с производственниками химических и смежных с ними специальностей. Типичной формой работы для одиннадцатых классов являются научно – практические конференции. Они могут быть посвящены крупным вопросам естествознания, например: "Происхождения жизни на Земле", "Физика и химия в центре естествознания", или отдельными областями химии, особенно имеющим практическое значение, например: "Химия красителей", "Наши друзья полимеры".
Одним из направлений внеурочной работы является организация работы над проектами.
Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы и способы, направленные на достижение общего результата. Непременные условия проектной деятельности – наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов, создание плана, программы организации деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление. Суть метода проектов сводится к тому, что ребенка обучают этапам достижения цели, предлагая выполнить конкретное задание. Очень хорошо, если ученик знает, как провести опыт, но еще лучше, если он сам соберет необходимую установку, проведет этот опыт, получит впечатления (т. е. опыт эмоционально-ценностного отношения) и сделает выводы. Использование метода проектов во внеурочной деятельности по химии повышает познавательную активность школьников, способствует получению более глубоких знаний, развивает умение творчески мыслить. Подобная модель организации познавательной деятельности называется "обучением через открытие". Работа над проектами даёт учащимся возможность проявить себя и добиться успеха в различных видах деятельности, а не только в учебной, и, тем самым, способствует формированию у них ключевых компетентностей. Ощущение успешности в проектной работе, в свою очередь, положительно влияет на результаты учебной деятельности. На материале проекта желательно разработать и провести внеклассное мероприятие или занимательный урок, выпустить газету или подготовить буклет, что привлекает и других школьников к изучению химии. В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы – нет деятельности. Проблема проекта, обуславливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях. Деятельность в учебном проекте подчинена определенной логике, которая реализуется в последовательности её этапов:
- подготовка – основное содержание работы на этой стадии – определение темы и цели проекта. Учитель знакомит школьников со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает им в постановке целей;
- планирование - определение источников информации, способов сбора и анализа информации, определение способа представления информации, учитель предлагает идеи, высказывает предложения, учащиеся разрабатывают план действий, формулируют задачи, выдвигают гипотезы;
- исследование – это стадия сбора информации, решения промежуточных задач;
- представление результатов – формы представления результатов разнообразны: устный отчет, письменный отчет, представление модели;
- оценка результата и процесса – учащиеся принимают участие в оценке проекта они обсуждают его и дают самооценку. Учитель помогает оценивать деятельность в школьников. «В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, – необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей». Например, в рамках индивидуальной внеурочной работы можно предложить учащимся следующие проекты:
«Жидкая бодрость: энергетики»,
«Питание и подросток»,
«Пищевые студни (гели) – представители коллоидных систем»,
«Алкоголь и курение в подростковом возрасте»,
«Лечебная химия»,
«Сказочный мир кристаллов»,
«Опасен ли мобильный телефон?».
Учебные и исследовательские проекты создаются по следующему алгоритму:
- Проблема проекта (почему?). Актуальность проблемы.
- Цель проекта (Зачем?). Целеполагание.
- Задачи проекта (Что?). Разбивка материала на подтемы, выделение задач.
- Методы и способы (Как?). Планирование.
- Результат (Что получится?).
- Презентация.
Внеклассная работа открывает широкие возможности для осуществления гуманистического воспитания и формирования мировоззрения школьников. Участие во внеклассной работе способствует раскрепощению и развитию личности школьника, в частности таких его качеств, как активность, целеустремленность, коллективизм и вытекающее из последнего чувство «зависимой ответственности».
Система внеклассной работы содействует установлению доверительных отношений между взрослыми и детьми, способствует самореализации личности школьника. Используя различные формы внеурочной деятельности, мы создаем условия для творческой самореализации и профессионального самоопределения учащихся, популяризируем самостоятельную интеллектуально-творческую деятельность учеников
Методически грамотно организованная внеурочная деятельность даёт возможность всем учащимся понять особое значение химической науки, химических знаний для научно-технического прогресса, а также позволяет решить одну из важнейших задач современного образования: превращение знаний, полученных в школе, в инструмент творческого освоения мира. И, кроме того, служит основанием для предпрофильной и профильной подготовки учащихся в области химии.
Химия по праву считается наукой созидания, но одновременно она же может способствовать разрушению, уничтожению, гибели всего живого. В курсе химии учителю предоставляются большие возможности для патриотического воспитания учащихся, формирования стойкой гражданской позиции подрастающего поколения.
Я считаю: если учитель успешно раскрывает и использует воспитательный и развивающий потенциал своего предмета, у учеников формируется гуманистическое мировоззрение, активная жизненная позиция гражданина и патриота.