Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа организации внейрочной деятельности "Юный химик - чудеса в пробирке"»
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Системно – деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает:
- определение цели и основного результата образования как воспитание и развитие личности обучающихся, поэтому стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся не только предметным, а в первую очередь личностным и мета предметным.
Мета предметные результаты представляют собой освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями. Личностные результаты представляют собой освоенные личностные УУД.
Освоение программы обучающимися позволит получить следующие результаты:
- В сфере развития личностных универсальных учебных действий создать условия для формирования:
• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный,
эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);
• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений,
правосознание);
• готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-
познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления
профильного образования.
- В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий программа способствует:
• формированию действий по организации и планированию учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и
приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;
• практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной
компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения
познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:
• развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;
• практическому освоению методов познания, используемых в различных
областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к
использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.
- В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий
приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания,
включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их
реализацию.
Формирование УУД выступает как цель образовательного процесса, а их сформированность определяет его эффективность.
Учащиеся должны знать:
место химии среди естественнонаучных дисциплин;
основные методы изучения естественных наук: наблюдение, моделирование, эксперимент;
признаки химических реакций и условия их протекания;
вещества, наиболее часто используемые человеком в различных областях (быту, медицине, сельском хозяйстве, строительстве, парфюмерии и др.), и экологические последствия их применения.
Учащиеся должны уметь:
обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдать правила техники безопасности при выполнении практических работ и домашнего эксперимента;
проводить простейшие исследования свойств веществ;
использовать метод наблюдения при выполнении различных видов практических заданий;
оформлять результаты наблюдений и проведенного эксперимента;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
работать индивидуально, в парах, группах, используя полученные знания;
обладать навыками работы с различными видами источников информации: литературой, средствами Интернета, мультимедийными пособиями.
Учебно-тематическое планирование
№
Содержание
Кол-во часов
теория
практика
всего
1
Введение
1
1
2
2
Лаборатория юного химика
2
10
12
3
Именем Менделеева или Дом, в котором «живут» химические элементы
4
4
4
Домашняя химия
2
8
10
5
Смотр химических знаний
2
2
4
ИТОГО
11
21
32
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
1. Введение – 2 часа.
Цель: знакомство с содержанием курса, изучение специализированной химической посуды и лабораторных принадлежностей, правил мытья и сушки химической посуды, изучение правил по ТБ.
Ее величество – Химия: кто она и где с ней можно встретиться? Химия – творение природы и рук человека. Химик – преданный и послушный ученик химии. Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.
Демонстрация:
-взаимодействие раствора тиосульфата натрия с йодом;
-химический хамелеон;
-химическая радуга.
Практическая работа. Лабораторное оборудование и посуда. Изучение строения пламени.
2.Лаборатория юного химика – 12 часов
Цель: знакомство с простейшими химическими явлениями.
Индикаторы. Фенолфталеин. Лакмус. Метилоранж. Изменение цвета в различных средах. Растительные индикаторы.
Смеси. Однородные и неоднородные. Способы разделения. Фильтрование. Хроматография.
Понятие о кристаллических и аморфных веществах. Способы выращивания кристаллов.
Физические и химические явления. Признаки химических реакций.
Растворы. Растворенное вещество. Растворитель. Факторы, влияющие на растворение веществ. Способы приготовления растворов. Понятие о массовой доле растворенного вещества. Этапы приготовления раствора. Правила работы с весами и мерным цилиндром.
Состав воздуха. Кислород, его свойства и применение. Получаем кислород. Кислород – источник жизни на Земле. Кислород-невидимка. Как обнаружить кислород? Углекислый газ в воздухе, воде, продуктах питания.
Демонстрационный опыт
Горение свечи на воздухе.
Окисление свежей картофельной или яблочной дольки на воздухе.
Получение углекислого газа из газированного напитка взбалтыванием и сбор газа в воздушный шар.
Практическая работа
Изменение окраски индикаторов в различных средах.
Очистка загрязненной поваренной соли.
Выращивание кристаллов поваренной соли.
Признак химической реакции – выделение газа и изменение запаха.
Признак химической реакции – изменение цвета.
Признак химической реакции – растворение и образование осадка.
Растворимые и нерастворимые вещества в воде.
Приготовление раствора соли.
Получение кислорода из перекиси водорода.
Получение углекислого газа из питьевой соды и лимонной кислоты.
Очистка воды.
Лабораторный опыт
Приготовление лимонада.
Гашеная известь и углекислый газ.
Продувание выдыхаемого воздуха в трубку через раствор гашеной извести.
Выпаривание капли воды на предметном стекле и обнаружение на поверхности стекла белого налета.
Определение и сравнение содержания посторонних веществ в разных источниках воды (водопровод, аквариум, река, море, лужа).
3. Именем Менделеева, или Дом, в котором «живут» химические элементы – 4 часа
Цель: знакомство со структурой периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, химическими элементами.
Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева. История открытия ПЗ.
Атом. Молекула. Химический элемент. Знаки химических элементов. ПСХЭ, периоды, группы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля химического элемента
4. Домашняя химия – 10 часов
Цель: изучение веществ, используемых в быту; использование знаний химии для приготовления изделий, пищевых продуктов, средств гигиены, косметики в лабораторных условиях.
Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химические элементы, которые образуют пищу.
Белки, значение и применение. Белки растительного и животного происхождения. Распознавание белков.
Жиры. Значение и применение жиров (не только в пище). Польза жиров в питании человека.
Углеводы = углерод + вода – не все так просто. Сахар – еще не значит «сладкий». Вкус хлеба, вермишели, картошки, леденцов. Как распознать сахар и крахмал?
Витамины, их роль в процессах жизнедеятельности.
Состав продуктов питания. Пищевые добавки.
Лекарственные препараты. Домашняя аптечка, ее содержимое. Правила использования и хранения лекарств. Качественные реакции на функциональные группы.
Бытовые химикаты, их классификация на основе применения. Правила обращения с препаратами бытовой химии. Отравление бытовыми химикатами (раствор аммиака, уксусная кислота, перманганат калия, бытовой газ, угарный газ, инсектициды, растворители, лакокрасочные материал и т.п.) Оказание первой помощи при отравлениях и ожогах.
Азбука химчистки. Техника выведения пятен. Пятновыводители. Удаление жировых пятен, пятен от ягод и фруктов, овощей и соков, пищевых продуктов, крови, краски и т.д.
Состав косметических средств.рН. Классификация косметических средств: мыло, шампунь, духи, гели, лосьоны и др.
Практическая работа № 11«Получение углекислого газа из питьевой соды и лимонной кислоты».
Демонстрационный опыт «Углекислый газ Лимонада Лимонадыча» – получение углекислого газа из газированного напитка взбалтыванием и сбор газа в воздушный шар.
Лабораторные опыты «Выпаривание капли воды на предметном стекле и обнаружение на поверхности стекла белого налета», «Определение и сравнение содержания посторонних веществ в разных источниках воды (водопровод, аквариум, река, море, лужа)».
Вода из разных источников, предметное стекло (выпарительная чашка), спиртовка, пробиркодержатель