Просмотр содержимого документа
«Модель организации внеурочной деятельности школьников ООО в условиях образовательного учреждения»
Повышение мотивации учащихся через внеурочную деятельность
В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители обучающиеся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности образовательного процесса.
Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя.
Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.
Как же пробудить у ребят желание "напиться" из источника знаний? В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у обучающихся мотивации к получению знаний? Решение этих вопросов мы определяем для себя как приоритетное направление не только в урочной, но и внеурочной деятельности.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты помимо учебных занятий включают в себя и внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего/основного общего образования.
Внеурочная деятельность для младших школьников – это способ научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя.
Отличительной особенностью между формированием мотивации на уроке и вне его является следующее:
- для внеурочной деятельности - формирование потребности в приобретении новых знаний и умений (а через них и навыков), а для урочной - удовлетворение этой потребности.
При всем многообразии форм внеурочная работа должна быть органически связана со школьной программой, выходить за пределы и вместе с тем дополнять ее, то есть должна существовать тесная взаимосвязь между учебной и внеурочной работой.
Таким образом:
Внеурочная работа во взаимосвязи с учебной служит тем действенным средством, которое мобилизует активность ученика в поиске знаний и помогает полнее удовлетворить интересы школьников.
Проектируя свою внеурочную деятельность, мы используем разнообразные формы проведения занятий, направленных на повышение интереса ребят по предметам.
Формы внеурочной деятельности нам широко известны:
- проектная деятельность
- деловые игры
- предметные недели
- научно-исследовательская деятельность
- участие в предметных олимпиадах
- выпуск тематических газет,
-создание клубов знатоков,
-проведение викторин и тематических вечеров по предмету
- беседы, конференции
-продуктивные (инновационные) игры,
- эксперименты, наблюдения,
- групповые и индивидуальные исследования, защита исследовательских работ,
- коллективные путешествия,
-посещение объектов с исследовательской целью.
Разнообразная форма организации внеурочной деятельности значительно повышает активность и работоспособность детей, способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения.
Примеры педагогических приемов и технологий, повышающих мотивацию учащихся.
Чтобы мотивировать учащихся, мы, конечно, используем разные формы организации деятельности, разные технологии на уроках, но всё же «рамки урока» (время, запланированный учебный материал) ограничивают нас в возможности выбора некоторых форм, в возможности более широко, полно, углублённо осуществить задуманное. Здесь-то и выступает «помощником» внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность с успехом может учитывать возрастные особенности и намного более свободна в выборе форм, средств и методик, нежели учебная деятельность.
Приведу несколько примеров использования разных технологий и форм организации деятельности в рамках внеурочной деятельности:
Использование игровых технологий.
Цель учителя: закрепляем, и углубляем, и расширяем знания по предметам.
А дети, с большим удовольствием включаясь в игровую деятельность, может быть сами того не понимая, становятся участниками образовательного процесса. Для них – это в первую очередь, игра. Но, как показывает опыт, очень эффективная.
Творческие задания.
Это и ребусы, кроссворды, выпуск газет, создание книг, выставки, спектакли и др.
Начальная школа активно участвует в творческих делах школы (праздники, проекты). Внутри классов есть индивидуальные проекты. Опять же во внеурочной деятельности в полной мере мы можем это осуществить.