«ӘУЛИЕКӨЛ АУЫЛШАРУАШЫЛЫҒЫ КОЛЛЕДЖІ» КМҚК
КГКП «АУЛИЕКОЛЬСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
БЕКІТЕМІН
УТВЕРЖДАЮ
Оқу жөніндегі
директордың орынбасары
заместитель директора по УР
_______Жусупова Л.И.
« _____» ___________20 _ г
АШЫҚ САБАҚТЫҢ
ӘДІСТЕМЕЛІК ӘЗІРЛЕМЕСІ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО УРОКА
Пән
Предмет математика
Тақырыбы: Пирамида. Анықтамасы және оның жалпы қасиеттері.
Тема урока: Пирамида. Определение и общие свойства пирамиды.
Оқытушы
Преподаватель: Туребекова Г.Х.
ЖМЦ отырысында қарастырылған
Рассмотрено на заседании ЦК ЕМЦ
Хаттама № _______ « _______» ____________201__ ж.
Протокол № _____от « ______» ____________201__ г.
Председатель ЦК ЕМЦ:________________Нашкенова А.Б.
Аулиеколь 2016
САБАҚТЫҢ ЖОСПАРЫ
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Сабақтың тақырыбы: Пирамида. Анықтамасы және оның жалпы қасиеттері.
Тема урока : Пирамида. Определение и общие свойства пирамиды.
Pyramid. Determination and general properties of pyramid.
Сабақтың мақсаттары:
Цели урока:
Бiлiмдiлiк:
Образовательная:
изучить новый вид многогранников – пирамиды,
выйти на понятие правильной пирамиды,
закрепление навыков построения сечений на примере пирамиды.
Дамушылық:
Развивающая
развивать познавательный интерес через творческую активность, исследовательскую деятельность на основе умения делать обобщения по данным, полученным в результате исследования,
развитие технического, логического, образно-пространственного мышления студентов.
Тәрбиелік
Воспитательная
развивать эмоционально-положительное отношение к изучению геометрии,
воспитывать культуру графического труда,
развивать геометрическую зоркость, пространственное воображение.
Сабақтың түрi:
Тип урока: усвоение новых знаний.
Өткiзу әдiсi:
Методы ведения: фронтальная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа с использованием дифференцированного подхода
Пән аралас байланыс
Межпредметная связь: история, география, черчение, казахский и английский языки.
Сабақты қамтамасыз ету: Обеспечение урока:
Оқудың техникалық құралдары:
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация.
Үлестiрiлетiн материал:
Раздаточный материал: карточки для самостоятельной работы.
Сабақтың жоспары:
План урока:
Орг.момент
Актуализация знаний
Объяснение нового материала
Закрепление
Рефлексия
Домашнее задание.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Сегодня мы совершим путешествие во времени.
Слайд 1 Фараон Джосер повелел создать для себя необычную гробницу, похожую на гигантскую каменную лестницу, по которой фараон после смерти должен был подняться на небо. Его замысел воплотил в жизнь великий египетский зодчий Имхотеп. Правившие после Джосера фараоны тоже строили себе ступенчатые пирамиды, пока фараону Снофру не пришла в голову мысль выстроить для своей гробницы не ступенчатую, а гладкую пирамиду.
Слайд 2 Вслед за Снофру Древним Египтом правил его сын, фараон Хуфу, или, как мы его привыкли называть, - Хеопс. За 23 года своего правления он сумел выстроить самую грандиозную и удивительную пирамиду, которую мы называем первым чудом света.
Пирамиды – самое грандиозное из всех чудес света. Построенная около 2600 г. до н.э., она имеет высоту 146 метров, состоит из 2300000 каменных блоков, каждый весом примерно 3 тонны.
Даже сегодня при современных машинах и механизмах выстроить такую громадную пирамиду было бы нелегко.
Но мы сегодня должны научиться строить пирамиды.
2. Актуализация знаний.
На прошлом уроке я дала вам задание приготовить выступление по теме Пирамиды и принести фигуры или поделки в форме пирамиды. Давайте послушаем эти выступления.
Итак, тема урока Пирамида. Определение и общие свойства пирамиды.
Кстати, данное название темы урока я просила вас перевести на казахский и английский языки. Кто может написать их на доске?
Мы с вами рассмотрим пирамиду с математической точки зрения.
Что мы можем узнать о пирамиде? Познакомиться с понятием пирамида, ее видами, элементами, свойствами, научиться строить ее сечения.
Итак, цель урока: изучить новый вид многогранников – пирамиды. Научиться строить сечения пирамид плоскостями.
- Опишем фигуры, изображенные на Слайде 3 (основание, вершина, ребра)
- Что объединяет эти тела? (в основании n-угольник, боковые грани – треугольники).
- Как можно назвать эти тела? (пирамиды)
Итак, пирамидой называется многогранник, который состоит из плоского многоугольника – основание пирамиды; точки, не лежащей в плоскости основания – вершины пирамиды и всех отрезков, соединяющих вершину пирамиды с точками основания – боковыми ребрами.
Давайте запишем это определение в тетради.
- Слайд 4 Дадим определение высоты пирамиды. (Высотой пирамиды называется перпендикуляр, опущенный из вершины пирамиды на плоскость основания).
(Запишем в тетради.)
- Слайд 5 Что это за многогранник? Дайте определение тетраэдра (многогранник, состоящий их четырех правильных треугольников) (запишем в тетради).
- Слайд 6 Пирамида называется правильной, если её основание – правильный многоугольник, а отрезок, соединяющий вершину пирамиды с центром основания, является её высотой. (запишем в тетради).
- Слайд 7 Какие пирамиды могут быть правильными? (в основании лежит правильный треугольник – треугольная пирамида, в основании лежит квадрат - четырехугольная пирамида, в основании лежит правильный шестиугольник – шестиугольная пирамида)
- Слайд 8 Свойства боковых ребер и боковых граней правильной пирамиды. (Все боковые ребра правильной пирамиды равны, а боковые грани являются равными равнобедренными треугольниками) (запишем в тетради).
Построим пирамиду Хеопса.
Постройка Великих пирамид Хеопса, Хефрена и Микерина требовала огромных усилий всех свободных египтян. Их труд был настоящим чудом. Строители работали с большим энтузиазмом над возведением гробницы своего великого фараона. Они верили: фараон – сын бога, и после смерти он окажется среди богов. Если они выкажут ему подлинное уважение, он позаботится о них, простых людях, об их детях, внуках и правнуках.
Выкажем же и мы ему подлинное уважение. Построим пирамиду Хеопса.
1. Итак, что лежит в основании пирамиды Хеопса (квадрат)
- Как изображается квадрат на плоскости? (параллелограммом)
Давайте посмотрим как строится пирамида Хеопса.
Кто мне скажет алгоритм построения?
Теперь посмотрим Слайд 9
- построим основание,
- отметим вершину параллелограмма,
- соединим вершину боковыми ребрами с вершинами основания.
2 работают у доски один на интерактивной. Остальные работают в тетради.
2. Построим треугольную пирамиду.
Алгоритм построения? Слайд 10
- Построим основание,
- отметим вершину параллелограмма,
- соединим вершину боковыми ребрами с вершинами основания.
2 работают у доски один на интерактивной.
Построение сечений пирамиды. Слайд 11
Перед учащимися ставится задача, в ходе решения которой повторяются основные аксиомы и теоремы. Осуществляется пошаговая проверка построения сечения.
Объяснение по слайдам 12, 13, 14, 15.
Слайд 16 - На каких рисунках сечение построено не верно? (1, 3, 4)
Теперь проведем небольшое тестирование, с помощью интерактивной доски и пультов управления.
Мы видим, что вы данную тему усвоили, молодцы.
Рефлексия.
Подведем итоги нашей совместной работы.
Выставление оценок.
Что нового узнали на сегодняшнем уроке?
Какие знания пригодились?
Что было сложного?
Что понравилось на уроке?
5. Домашнее задание.
Слайд 17
Приложения
Карточка №1 Карточка №2
Карточка №3 Карточка №4
Карточка №5 Домашнее задание
Мини тест
Что является основанием тетраэдра?
Квадрат
Прямоугольник
Треугольник
Параллелограмм
Что лежит в основании пирамиды Хеопса?
Квадрат
Прямоугольник
Треугольник
Параллелограмм
Дана пирамида SАВС что является вершиной пирамиды?
S
АВС
SАВС
А
Сколько боковых ребер у четырехугольной пирамиды?
8
4
6
2
Дана пирамида SАВСД. Как называются точки А, В, С, Д.
Вершины пирамиды
Ребра
Грани
Вершины основания.