Учитель математики:Никитина Т.А.
Тип урока: урок повторительно-обобщающий.
Тип урока: урок когнитивного типа. Вид урока: аналитический урок.
Цель урока: развивать умение исследовать понятия в ходе работы по составлению конспекта-справочника «Площади фигур» и использовать полученные знания при решении задач.
Планируемые результаты урока.
Метапредметные: 1) учиться сравнивать, анализировать и классифицировать группы объектов; 2) учиться интерпретировать, систематизировать полученную информацию; 3)учиться строить логические рассуждения; 4) учиться пользоваться справочной информацией при решении поставленной задачи; 5) учить самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать умение самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Предметные: 1) знать свойства площадей; 2) уметь применять свойства площадей при решении задач
Оборудование: Проектор, наборы материалов для исследований, заготовки-шаблоны для составления конспектов-справочников; задачи-тренажёры, листы рефлексии, учебник Л.С.Атанасяна Геометрия. 7-9 классы.
I. Этап мотивации к учебной деятельности.(3 минуты) | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
-Рассмотрите фигуры на каждой картинке (Приложение 1) - Какое задание можно выполнить с фигурами на картинках? - Выполните это задание: разделите объекты на группы | - Задание: разделить фигуры на 2 группы. -Фигуры на 1-ой картинке можно разделить на плоские и объёмные. -Фигуры на 2-ой картинке – на многоугольники и не многоугольники. -На 3-ей картинке – на выпуклые и невыпуклые многоугольники -На 4-ой картинке – на две группы фигур одинаковой площади: по 3 кв.единицы и по 5 кв.единиц. |
Методический комментарий. Включение в деятельность, активизация внимания, мотивация на деятельность. Мотивирование учащихся через наблюдение ярких и разнообразных геометрических объектов. Приём наблюдения привлекает и направляет внимание всех детей на решение познавательной задачи. Стимулирование поиска вариантов ответов на основе уже имеющихся знаний – анализ, припоминание, интерпретация информации, обеспечение ситуации успеха для самых слабых учащихся (познавательные, личностные УУД) | |
II. Этап актуализации знаний и пробного учебного действия.(3 минуты) | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
-Ребята, у всех вас имеется опыт разгадывания кроссвордов. А пробовали ли вы когда-нибудь составить кроссворд? Предлагаю вам сформулировать вопросы к данному кроссворду по теме «Четырёхугольники» (Приложение 2) | - по горизонтали: 1) четырёхугольник, у которого противоположные стороны параллельны; 2) сумма длин всех сторон многоугольника; -по вертикали: 1)прямоугольник, у которого все стороны равны; 2) четырёхугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие стороны не параллельны; 3) затрудняюсь сформулировать определение площади. |
Методический комментарий. Доступность задания, опора на личный жизненный опыт и стимулирование поиска вариантов ответов на основе уже имеющихся знаний – анализ, припоминание, интерпретация информации, обеспечение ситуации успеха для самых слабых учащихся, развитие коммуникативных навыков (познавательные, личностные УУД). Фиксируется ситуация, демонстрирующая недостаточность имеющихся знаний. Активизируются мыслительные операции , необходимые для дальнейшей работы. | |
III. Этап постановки проблемы.(1 минута) | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- как вы думаете, что помешало вам закончить работу по составлению вопросов к кроссворду? -как поступить, если вам не хватает знаний в какой-либо области? - предложите тему урока, изучение которой поможет вам понять, что такое площадь? Обоснуйте свой выбор. | - недостаточно точное представление о площади фигур - необходимо овладеть необходимыми знаниями, научиться тому что не знаем, изучить новую тему - тема урока «Понятие о площадь плоских фигур» - изучение этой темы поможет нам приобрести знания о площади и её свойствах, а значит выйти из проблемной ситуации. |
Методический комментарий. Дети рассуждают, учатся владеть монологической речью, формулируют собственное мнение, активная ученическая позиция (коммуникативные УУД). На данном учащиеся этапе чётко обозначают границы своего «знания» - «незнания», выдвигают различные предположения относительно темы урока. | |
IV. Этап построения проекта выхода из затруднения.(2 минуты) | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- как вы думаете, что вам необходимо сделать, чтобы достичь цели: приобрести представление о площади плоских фигур? - предложите наиболее оптимальный в данный момент источник информации (учебник, интернет ресурсы, исследовательская деятельность под руководством учителя, самостоятельная исследовательская деятельность) и процесс получения информации; выбор обоснуйте. - подумайте, в какой форме лучше представить (зафиксировать) результаты исследовательской работы по изучению понятия площади плоских фигур? | Учащиеся выдвигают свои предположения - найти информацию о площади плоских фигур и усвоить эту информацию - в данный момент для нас интернет не доступен; чтение пункта в учебнике менее эффективно, чем исследовательская работа; работа под руководством учителя пойдёт быстрее (что в рамках урока немаловажно).Вывод: оптимальной формой работы является исследовательская работа под руководством педагога. - в форме опорного конспекта по теме «Площадь», отражающего определение площади, её свойств, какой-либо ещё важной информации о площадях и графических иллюстраций. |
Методический комментарий. В ходе работы у детей есть возможность рассуждать, воспринимать информацию на слух, формулировать собственное мнение, учиться владеть монологической речью, контролируют действия партнёров (коммуникативные УУД). На данном этапе формируется готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания (личностные УУД); выстраивается прогностическая модель ожидаемого результата работы на уроке. | |
V. Этап реализации построенного проекта. (11 минут) | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
-Изучите шаблон для составления опорного конспекта и комплекты материалов для исследовательской работы (Приложение 3 и 4) -Как вы думаете с чего начнём составление конспекта? -Выполните задания 1, 2 и 3 и сформулируйте определение площади плоских фигур. Задание 1. (рис5.) В быту мы часто слышим упоминание слова «площадь»; например, «площадь комнаты». Приведите свои примеры использования понятия «площадь» из повседневного опыта. -Задание 2. Проанализируйте фигуры на рис.6. Ответьте на вопросы: о каких фигурах можно сказать, что они имеют площадь? по какому признаку вы отобрали эти фигуры? Попробуйте сформулировать определение пощади. -Задание 3. Проанализируйте фигуры на рис. 7 . Ответьте на вопросы: что общего и каковы различия у фигур? Уточните определение площади. -Зафиксируйте это определение в своих конспектах. - Итак, в ходе исследовательской работы вы сформулировали определение площади. Подумайте что ещё можно попытаться выяснить о площади? -Попробуйте измерить площадь фигур, которые лежат у вас на парте. Что вам для этого потребуется? - Воспользуйтесь всеми мерками и выберите наиболее удобную. -Действительно, во всём мире пользуются квадратными мерками для измерения площадей.. - Что вы знаете о единицах измерения площадей? -Итак подытожим, какие сведения о единицах измерения площадей следует на ваш взгляд занести в конспект? - заполните соответствующие графы в вашем конспекте. Обсудим ваши записи. -Продолжаем работу по исследованию свойств площадей. 1 ряд покажите всем свои фигуры. Что вы можете о них сказать? Обоснуйте ответ. - исследуйте их площади - какие полезные сведения вы получили? -зафиксируйте эти сведения в конспектах. - поднимите по одной фигуре от каждого ряда. Исследуйте эти фигуры и их площади. -к каким выводам вы пришли? -Итак, фигуры равны по величине площадей.. Такие фигуры называют равновеликими. Какие сведения о площадях мы можем занести в конспект? - заполните соответствующие графы в вашем конспекте. Обсудим ваши записи. -отдайте мне по одной фигуре от каждого ряда. Составляет из 3 фигур одну и фиксирует её на доске - Исследуйте созданную мною фигуру. -К каким выводам вы пришли? -Пополните ваши конспекты новыми сведениями. | Рассматривают шаблон (у каждого учащегося) и комплекты материалов(один комплект на пару) - с формулировки определения - площадь садового участка, площадь участка озеленения, площадь жилого помещения, площадь склада и др. - площадь имеют плоские фигуры, то есть занимающие часть плоскости. - площадь – это то место, которое занимает фигура на плоскости. - все фигуры плоские, значит они имеют площадь. Площади этих фигур отличаются по размерам, значит площадь – это величина той части плоскости, которую фигура занимает на плоскости. Заполняют в шаблонах-конспектах графу ОПРЕДЕЛЕНИЕ. - Свойства площади, какие-нибудь полезные сведения, как можно измерить площадь, единицы измерения площади. -Необходимо иметь мерку Производят измерения мерками и разных форм и размеров. Обсуждают результаты измерений. - В качестве мерки наиболее удобны маленькие квадраты - Единицы измерения площадей 1м2, 1 см2 - 1м2=10000см2 -За единицу измерения площадей принимают квадрат. - Единицы измерения площадей 1м2, 1 см2 - 1м2=10000см2 Заполняют конспект. Обсуждают записи. Поднимают вверх фигуры (у всех учащихся рада они одинаковые) , дети проверяют равенство фигур наложением -фигуры равны, т.к. совпадают при наложении Измеряют площади с помощью мерок-квадратов, обсуждают результаты -Площади равных фигур равны Сравнивают формы, размеры и площади фигур с разных рядов. -У фигур равные площади, но фигуры не равны (не совпали при наложении) -Если фигуры не равны, но имеют равные площади, то они называются равновеликими. Заполняют конспект. Обсуждают записи. Наблюдают за действиями учителя, исследуют состав и площадь новой фигуры. - Площадь фигуры, составленной из частей, равна сумме площадей её частей. Заполняют конспекты. |
Методический комментарий. В ходе работы у детей есть возможность рассуждать, анализировать объекты, воспринимать информацию на слух, подвергать сомнению полученную информацию, аргументировать, выдвигать гипотезы (познавательные УУД), осуществлять контроль и самоконтроль, вносить коррективы в свои действия (регулятивные УУД). Учащиеся ориентируются на понимание причин успеха в учении, проявляют интерес к новому материалу (личностные УУД), формулируют собственной мнение, учатся владеть монологической речью, развивают способность вести дискуссию, контролируют действия партнёров (коммуникативные УУД). Учитель организует многократную смену видов деятельности учащихся, включение в тесные взаимосвязи нового знания и уже имеющихся знаний. Формируется готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания (личностные УУД). Работа выстроена таким образом, что позволяет слабым учащимся не испытывать страха проверки и неудачи, в случае затруднения получить необходимую помощь и выполнить задание. | |
VI. Этап первичного закрепления во внешней речи.(5 минут) | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
-Расскажите вашему соседу о площади опираясь на сведения конспекта. Посовещайтесь и подкорректируйте записи в конспектах при необходимости. | Работают в парах: по очереди рассказывают о площади по своим конспектам. Вносят коррективы в конспекты. |
Методический комментарий. На этом этапе ученики формулируют собственное мнение и позицию, контролируют действия партнёра, используют речь для регуляции действия, строят рассуждения(коммуникативные УУД) | |
VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.(8 минут) | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
-Сверьте свои конспекты с эталонным конспектом -Обсудим, какие расхождения в записях возникли. | Сверяют свои работы с эталоном на доске. Обсуждают причины расхождений в записях. |
Методический комментарий. Формирует у учащихся умение формулировать собственное мнение и позицию. | |
VIII. Этап первичного включения нового знания в систему знаний и повторение нового знания.(8 минут) | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
-Как вы думаете, где вы сможете применить новые знания о площади? - Примените полученные знания о площадях при решении 5 задач. Работаем в парах. (Приложение 5) | -При решении задач и в практической деятельности. Например рассчитать площадь садового участка или площадь комнаты Самостоятельно решают задачи, обсуждают решение в парах. |
Методический комментарий. Выполнение этого задания организуется в парах, что позволяет слабым учащимся не испытывать страха проверки и неудачи, в случае затруднения получить необходимую помощь и выполнить задание. Ученик овладевает общими приёмами решения задач, умением строить рассуждения. | |
IX. Этап фиксации нового знания и оценки собственной деятельности.(2 минуты) | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Подведём итоги урока по листам рефлексии. Организует самостоятельную работу учащихся | Работают с листами рефлексии, самостоятельно оценивают качество своей работы на уроке, обмениваются мнениями |
Методический комментарий. Подведение итогов урока позволяет детям произвести самооценку деятельности, соотнести её с оценкой других. | |
X. Этап домашнего задания.(2 минуты) | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
-Обсудим, каким сегодня должно быть наиболее оптимальное домашнее задание? -Домашнее задание : п.48-49 выучить и дополнить конспект; письменно ответить на вопросы 1 и 2 с.133учебника; решить задачи №445,446а, 449а,б, 450а. позволит вам лучше усвоить новый материал и проявить свою сообразительность . -Желающие могут подготовить презентацию , отражающую основные теоретические сведения о площадях и самостоятельно составленные задачи (3-5 задач) | - выучить определение и свойства площадей, выучить соответствующий пункт в учебнике, решить задачи по новой теме Записывают задание на дом. |
Методический комментарий. Организуется согласование домашнего задания. Домашнее задание показывает заинтересованность детей. Домашнее задание позволяет учащимся реализовать свои творческие способности | |
Приложение 1.
Рисунок 1.
Рисунок 2.
Рисунок 3.
Рисунок 4.
Учитель математики:Никитина Т.А. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Проект урока по теме «Понятие о площади плоских фигур» | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Предмет, класс: геометрия, 9 класс | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Тип урока: урок повторительно-обобщающий. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Тип урока: урок когнитивного типа. Вид урока: аналитический урок. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Цель урока: развивать умение исследовать понятия в ходе работы по составлению конспекта-справочника «Площади фигур» и использовать полученные знания при решении задач. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Планируемые результаты урока. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Метапредметные: 1) учиться сравнивать, анализировать и классифицировать группы объектов; 2) учиться интерпретировать, систематизировать полученную информацию; 3)учиться строить логические рассуждения; 4) учиться пользоваться справочной информацией при решении поставленной задачи; 5) учить самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать умение самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Предметные: 1) знать свойства площадей; 2) уметь применять свойства площадей при решении задач | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Оборудование: Проектор, наборы материалов для исследований, заготовки-шаблоны для составления конспектов-справочников; задачи-тренажёры, листы рефлексии, учебник Л.С.Атанасяна Геометрия. 7-9 классы. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Ход урока | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
I. Этап мотивации к учебной деятельности.(3 минуты) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
-Рассмотрите фигуры на каждой картинке (Приложение 1) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
- Какое задание можно выполнить с фигурами на картинках? | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
- Выполните это задание: разделите объекты на группы | - Задание: разделить фигуры на 2 группы. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
-Фигуры на 1-ой картинке можно разделить на плоские и объёмные. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
-Фигуры на 2-ой картинке – на многоугольники и не многоугольники. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
-На 3-ей картинке – на выпуклые и невыпуклые многоугольники | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
-На 4-ой картинке – на две группы фигур одинаковой площади: по 3 кв.единицы и по 5 кв.единиц. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Методический комментарий. Включение в деятельность, активизация внимания, мотивация на деятельность. Мотивирование учащихся через наблюдение ярких и разнообразных геометрических объектов. Приём наблюдения привлекает и направляет внимание всех детей на решение познавательной задачи. Стимулирование поиска вариантов ответов на основе уже имеющихся знаний – анализ, припоминание, интерпретация информации, обеспечение ситуации успеха для самых слабых учащихся (познавательные, личностные УУД) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
II. Этап актуализации знаний и пробного учебного действия.(3 минуты) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
-Ребята, у всех вас имеется опыт разгадывания кроссвордов. А пробовали ли вы когда-нибудь составить кроссворд? Предлагаю вам сформулировать вопросы к данному кроссворду по теме «Четырёхугольники» (Приложение 2) | - по горизонтали: 1) четырёхугольник, у которого противоположные стороны параллельны; 2) сумма длин всех сторон многоугольника; | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
-по вертикали: 1)прямоугольник, у которого все стороны равны; 2) четырёхугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие стороны не параллельны; 3) затрудняюсь сформулировать определение площади. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Методический комментарий. Доступность задания, опора на личный жизненный опыт и стимулирование поиска вариантов ответов на основе уже имеющихся знаний – анализ, припоминание, интерпретация информации, обеспечение ситуации успеха для самых слабых учащихся, развитие коммуникативных навыков (познавательные, личностные УУД). Фиксируется ситуация, демонстрирующая недостаточность имеющихся знаний. Активизируются мыслительные операции , необходимые для дальнейшей работы. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
III. Этап постановки проблемы.(1 минута) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Рисунок 5.
Рисунок 6.
Рисунок 7.
Приложение 5.
Решение: площадь квадрата вычисляют по формуле S = ____________________________
Значит площадь квадрата со стороной 5см равна __________________________
Ответ: __________________________________________________________________________
Решение: площадь квадрата вычисляют по формуле S = ____________________________
Ответ: __________________________________________________________________________
S1 = 24 м2
S2 = 9 м2
Решение: площадь закрашенной фигуры S = ______________________________________
Ответ: __________________________________________________________________________
вырезали квадрат со стороной 2 см. Найдите площадь получившейся фигуры.
Решение: площадь квадрата вычисляют по формуле S = ________________________
Значит площадь квадрата со стороной 6см равна __________________________,
площадь квадрата со стороной 2см равна ________________________________,
площадь закрашенной фигуры S = ______________________________________
Ответ: __________________________________________________________________________
Решение: площадь квадрата вычисляют по формуле S = _____________
Значит площадь квадрата со стороной 3дм равна _____________________,
Площадь полукруга по условию равна ________________________________,
площадь закрашенной фигуры S = ______________________________________
Ответ: __________________________________________________________________________
Приложение 6.
Сегодня на уроке я научился ….
Мне было трудно … .
Мне было интересно … .
Мне осталось непонятно … .