Развивать умения сравнивать, обобщать, делать выводы,
устанавливая причинно-следственные связи.
Развивать умения подмечать закономерности, проводить
рассуждения по аналогии; работать в парах; группах.
Развивать математическую речь.
Воспитательные:
Воспитывать такие качества характера, как настойчивость в
достижение цели, как инициатива, организованность, привычка к
системному труду, самостоятельность; умение работать в парах.
2. Воспитывать интерес к предмету, умение слушать, признавать ошибки.
Тип урока: урок-исследование
Оборудование урока: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, чертежные принадлежности, презентация, выполненная в редакторе Microsoft Power Point, учебник, карточки с задачами для самостоятельного решения.
Этапы урока:
І. Организационный этап
ІІ. Проверка домашнего задания
ІІІ. Актуализация опорных знаний и умений
IV. Мотивация изучения нового, постановка цели и задач урока.
V. Изучение нового материала (работа в группах)
VІ. Физкультминутка
VІІ.Первичное закрепление изученного
VІІІ.Самостоятельная работа
ІХ. Рефлексия деятельности (итог урока)
Х. Сообщение домашнего задания
Ход урока:
І. Организационный этап
Учитель приветствует учеников, проверка готовности класса к уроку
ІІ.Проверка домашнего задания
Проверка правильности решения задачи № 469
Мы сегодня на уроке продолжаем изучать формулы площадей многоугольников.
Вспомним:
Определение площади многоугольников?
С какими многоугольниками вы познакомились в курсе 8 класса?
Площадь каких многоугольников вы уже умеете находить?
Площадь какого многоугольника, из перечисленных вами мы пока
находить не умеем?
IІІ. Актуализация опорных знаний и умений
Задание. Принимая площадь клетки за 1 ед2, используя формулу площади, вычислите площадь каждой фигуры.
Учащиеся поочередно с места называют фигуру, формулируют теорему площади и вычисляют значение площади каждой фигуры.
IV. Мотивация изучения нового, постановка цели и задач урока.
Деятельность учителя:
• Как вычислить точное значение площади трапеции?
•Что нужно знать для вычисления точного значения площади?
• Назовите тему урока.
• Какую задачу мы должны решить сегодня на уроке?
• Какие элементы плоских фигур используются в формулах площадей?
• Что общего в формулах площадей?
Подводит учащихся к мысли, что площадь трапеции тоже надо выразить через основания и высоту
Деятельность учеников
Приближенно вычисляют площадь трапеции, подсчитав количество квадратов.
Называют тему урока, формулируют проблему (задачу) урока. Записывают в тетради тему урока, чертят трапецию.
Поочередно рассказывают всё о трапеции? Определение, виды, свойства равнобедренной трапеции.
Замечают, что в формулах используются основание и высота.
Отмечают в тетрадях (один ученик на доске) основания и высоту.
V.Изучение нового материала (работа в парах)
Деятельность учеников:
Ученики предлагают различные варианты нахождения площади трапеции:
Деятельность учителя:
• Как можно выразить площадь трапеции?
• Зная площади каких фигур, можно найти площадь трапеции?
• На основании чего мы можем предлагать такие решения?
На доске появляются три варианта рисунка (Работа в группах)
Проблемная ситуация:
Каждая группа получает задание, найти площадь трапеции.
Для всех групп:
Обозначьте основания а и b, высоту Н и запишите формулу:
ЗАДАЧА 1 (первая группа) рис.а
Найдите площадь трапеции, разбив её площадь на 2 треугольника и прямоугольник, как показано на рисунке. (Трапеция не равнобокая.)
Sтрап = S1+S2+S3
S трап = ½h(b-a) +ah= h½(a + b)
ЗАДАЧА 2(вторая группа) рис.б
Найдите площадь трапеции, разбив её на треугольник и параллелограмм, как показано на рисунке.
a
Sтрап.= S1 +S2 = ah +½(b – a)h = h½(a + b)
ЗАДАЧА3(третья группа) рис.в
Найдите площадь трапеции, разбив её на два треугольника.
Sтрап.= ½ ha + ½hb= h½(a + b)
Каждая пара выбирает свой вариант, находит площадь трапеции. Выходят к доске и записывают под каждым вариантом результат. В каждом случае формулируют теорему, которую доказали. Выделяют условие и заключение теоремы.
Группы делают вывод, что для того, чтобы найти площадь трапеции надо полусумму её оснований умножить на высоту.
Формулу нахождения площади трапеции записывают в тетрадь.
S = ½(a + b)h
VІ.Физкультминутка
VII. Первичное закрепление изученного
Учитель предлагает ученикам две задачи.
1. Найдите площадь трапеции, если основания равны 6 см и 8 см, а высота 4 см.
Несколько учеников с места объясняют решение, дополняют, исправляют.
2. Верно ли найдена площадь трапеции по рисунку?
Ученики решают задачу; сверяют с ответом и находят ошибку, анализируют ее, исправляют.
VIII. Самостоятельная работа
(Задания для самоконтроля оцениваются в баллах.)
1 вариант
1.( 3 балла)
Основания трапеции 6см и 8 см, высота 2 см. Найти площадь.
2.(5 баллов)
Найдите площадь трапеции, запишите только решение
2 вариант
1.(3 балла)
Основания трапеции 9 см и 1 см, высота 4 см. Найдите площадь.
2.(5 баллов)
Найдите площадь трапеции, запишите только решение
Учащиеся сверяют свои результаты с решениями, заранее заготовленными на доске, отвечаютна вопросы учителя о выполнении.
Оценивают свою работу в баллах.
Учитель подводит итог самостоятельной работы и задает вопросы:
• Свойства каких фигур вы использовали при нахождении высоты?
• Какие свойства прямоугольноготреугольника вы использовали при решении задач?
Тест
Деятельность учащихся:
В каждом вопросе подчеркивают верные ответы. После выполнения меняются работами и проверяют друг у друга по «ключу», предложенному учителем. В «ключе» есть «ловушка». Учащиеся доказывают, что учителем допущена ошибка, анализируют ее, указывают верный ответ. Подсчитывают количество полученных баллов в данном задании.
Учащиеся анализируют ответы соседа по парте, указывают на ошибку, советуют, что нужно еще повторить, выучить.